Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка метода подготовки членов экипажа воздушного судна на основе оценки опасности особых ситуаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако повышение уровня профессиональной подготовки в узком смысле этого слова (т.е. профессиональных знаний, техники пилотирования и т. е.) и даже оптимизация взаимодействия в ЭВС, решаемая в программе CRM, не исчерпывают полностью проблему снижения негативного влияния ЧФ на БП. В настоящее время в ГА как РФ, так и Азербайджана практически отсутствуют какие-либо программы специальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ
    • 1. 1. Особые ситуации: термины и определения
    • 1. 2. Существующие подходы к подготовке членов экипажей воздушных судов действиям в особых ситуациях
      • 1. 2. 1. Методика обучения: термины, определения и возможные подходы
      • 1. 2. 2. Методика летного обучения: общие положения и существующие подходы
      • 1. 2. 3. Влияние профессиональной подготовки летного состава на безопасность полетов
      • 1. 2. 4. Обучение экипажей действиям в особых ситуациях
    • 1. 3. Новый подход к обучению члена экипажа воздушного судна действиям в особых ситуациях
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА В ОСОБОЙ СИТУАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ КАТАСТРОФ 61 2.1. Эмоциональный опыт и его влияние на поведение члена
  • ЭВС в особой ситуации
    • 2. 1. 1. Эмоциональный опыт: термины и определения
    • 2. 1. 2. Структура эмоционального опыта
    • 2. 1. 3. Деформация эмоционального опыта в процессе ОС
    • 2. 1. 4. Влияние эмоционального опыта на поведение члена ЭВС в ОС
    • 2. 2. Деформация эмоционального опыта с точки зрения теории особенностей и теории катастроф
    • 2. 2. 1. Деформация эмоционального опыта с точки зрения теории особенностей
    • 2. 2. 2. Количественное измерение переменной состояния и управляющих параметров
    • 2. 2. 3. Функции и флаги катастроф
    • 2. 2. 4. Катастрофа сборки: общие положения
    • 2. 2. 5. Катастрофа сборки как математическая модель деформации эмоционального опыта
    • 2. 2. 6. Определение параметров линейного преобразования координат для представления многообразия катастрофы сборки в каноническом виде
  • ВЫВОДЫ
    • ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
    • 3. 1. Работоспособность члена ЭВС и способы ее оценки
    • 3. 1. 1. Общие понятия о работоспособности
    • 3. 1. 2. Факторы, влияющие на работоспособность
    • 3. 1. 3. Закон Йеркса-Додеона и его нарушения в особых ситуациях
    • 3. 2. Определение потенциальной экстремальной работоспособности члена ЭВС
    • 3. 2. 1. Определение ПЭР члена ЭВС в процессе конкретной
  • ВЫВОДЫ
    • ГЛАВА 4. МЕТОД ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ОПАСНОСТИ ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ
    • 4. 1. Общая структура специального психологического тренинга
    • 4. 1. 1. Цели и задачи ТСК
    • 4. 1. 2. Роль командира ВС в обеспечении эффективности взаимодействия
    • 4. 1. 3. Порядок проведения ТСК
    • 4. 2. Упражнение «Особые ситуации»
    • 4. 2. 1. Порядок выполнения упражнения
    • 4. 2. 2. Оценка изменения ПЭР
    • 4. 3. Пример оценки эффективности ТСК по результатам реального тренинга
  • ВЫВОДЫ

Разработка метода подготовки членов экипажа воздушного судна на основе оценки опасности особых ситуаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Достижение максимальной эффективности воздушного транспорта (ВТ) при обеспечении высокого уровня безопасности полетов (БП) является важнейшей задачей, стоящей перед гражданской авиацией (ГА).

Безопасность полетов — важнейший показатель работы ГА, в котором отражаются все стороны деятельности авиационной транспортной системы (АТС), в том числе организация и обеспечение полетов, повышение надежности авиационной и наземной техники, обеспечение организованности и профессиональной квалификации авиаработников. Особое место в обеспечении БП отводится летному составу (ЛС) — экипажам воздушных судов (ЭВС). Так как экипаж является центральным звеном в АТС и непосредственно осуществляет управление воздушным судном (ВС), то исход полета в значительной мере зависит от него. Отсюда возникает необходимость высокой квалификации ЛС, умения действовать в сложных ситуациях. На обеспечение такого уровня квалификации направлено все функционирование системы профессиональной подготовки (ПП) ЛС, существующей в ГА.

Известно, что наиболее остро проблема обеспечения БП возникает в ситуациях, связанных с проявлением ограничений, присущих человеку как биологическому виду. В этом случае принято говорить о наличии или влиянии человеческого фактора (ЧФ). Под ЧФ в гражданской авиации на первых этапах его исследования понимали проявление причин, зависящих от людей, непосредственно связанных с разработкой авиационной техники, техническим ее обслуживанием и эксплуатацией, управлением воздушным движением (УВД), а также от определяющих характеристик окружающей среды. Впоследствии это понятие сузилось до охвата причин, порождаемых, в первую очередь, деятельностью экипажей воздушных судов и диспетчерских смен УВД. Это не случайно, так как за последние годы число авиационных происшествий (АП) и предпосылок к ним все в большей степени коррелирует с ошибками в работе ЭВС и диспетчеров УВД. Анализ состояния БП последних лет показывает, что около 60% тяжелых АП связано с ошибочными действиями ЭВС и диспетчеров [70, 80]. Поэтому проблема совершенствования профессиональной подготовки авиационных специалистов и, в частности, летного состава является сегодня одной из важнейших. На ее решение направлены международная программа оптимизации работы ЭВС CRM [132] и система летной подготовки LOFT [132], ориентированная на расширенное применение технических средств обучения при создании условий, приближенных к реальным [80].

Однако повышение уровня профессиональной подготовки в узком смысле этого слова [75, 80, 154, 161] (т.е. профессиональных знаний, техники пилотирования и т. е.) и даже оптимизация взаимодействия в ЭВС, решаемая в программе CRM [132], не исчерпывают полностью проблему снижения негативного влияния ЧФ на БП. В настоящее время в ГА как РФ, так и Азербайджана практически отсутствуют какие-либо программы специальной психологической подготовки JIC. Анализ же, проведенный специалистами Межгосударственного национального комитета (МАК) [70], показывает, что именно психологический аспект является важнейшим в негативном влиянии ЧФ на БП [19, 31,39−42,54,91,153, 160].

Система ПП JTC — одна из крупных подсистем ГА, которая оказывает заметное влияние на эффективность работы АТС в целом. Поэтому повышение эффективности этой подсистемы, обеспечение требуемого качества (т.е. максимально необходимого уровня профессиональной квалификации летного состава) при наименьших затратах относится к наиболее актуальным проблемам. Решение этой проблемы оказывается возможным на базе научно-технического прогресса.

Первое. Статистика АП как в России, так и за рубежом (в том числе и в Республике Азербайджан) показывает, что около 75−80% аварийных ситуаций (АС) в полете заканчивается благополучно или тяжесть их сводится к минимуму вследствие своевременных и безошибочных действий ЭВС. Вместе с тем, по мнению большинства экспертов, около трети всез АП происходит по причине недостаточной профессиональной подготовки летного состава [75], а 80% всех тяжелых АП так или иначе связаны с проблемой ЧФ [70].

Второе. По мнению значительной части (более 70%) летного состава со стажем более десяти лет летной работы уровень методической работы в подразделениях ГА снизился по отношению к началу, их трудовой деятельности (конец 70-х — начало 80-х гг) [75].

Третье. Увеличение численности командно-летного состава с целью улучшения качества летно-методической работы невозможно. В России, Азербайджане и других странах СНГ и Прибалтики его численность колеблется от 25 до 30%, что является непозволительной роскошью даже для богатых авиакомпаний [75].

Эти и другие причины подчеркивают актуальность совершенствования системы ПП летного состава как узкоспециальной, так и специальной психологической, направленного на улучшение летно-методической работы и повышение производительности труда командно-летного и инструкторского состава. Это возможно достигнуть главным образом путем внедрения новых технологий в процесс формирования профессионального мастерства.

Одной из таких технологий является и методика специальной психологической подготовки (СПП) членов ЭВС действиям в особых ситуациях (ОС), возникающих в процессе полета, разработка которой и является задачей настоящего диссертационного исследования. Повышение психологической готовности членов ЭВС к действиям в ОС является значительным резервом снижения аварийности и повышения эффективности и безопасности функционирования АТС. Поэтому задача настоящего диссертационного исследования является важной и актуальной.

Задачи исследования. Основной задачей диссертационной работы является разработка технологии эффективной психологической подготовки членов ЭВС к действиям в ОС полета с целью повышения БП в ГА Республики Азербайджан, России и других стран СНГ.

Методика исследования. В работе над диссертацией автор руководствовался задачами, изложенными в руководящих документах ИКАО. МАК, а также Национальной авиакомпании Республики Азербайджан «Азал», и направленными на дальнейшее повышение безопасности, регулярности и экономичности полетов. Принимались к сведению также и руководящие документы ФАС России.

Теоретические исследования проводились на основе математического аппарата теории устойчивости и бифуркаций динамических систем, теории особенностей гладких отображений, теории катастроф, теории многоуровневых иерархических систем (МИС).

В сборе эмпирических данных для настоящего исследования применялись современные психодиагностические методики, а для их обработки использовались результаты последних достижений авиационной и космической медицины, психофизиологии и инженерной психологии.

Методической основой работы является математическое моделирование.

Научная новизна. Наиболее существенными новыми научными результатами, содержащимися в диссертационной работе, являются:

— обоснование нового подхода к обучению и действиям в особых ситуациях («от частного к общему») на основе оценки опасности ОС;

— разработка способа оценки потенциальной экстремальной работоспособности (ПЭР);

— коррекция полученных математических моделей деформации эмоционального опыта (ЭО) в процессе ОС;

— разработка специальных тренинговых упражнений для повышения психологической устойчивости члена ЭВС в ОС;

— разработка схемы объективизации особых ситуаций в процессе специального тренинга;

— разработка технологии эффективного обучения членов ЭВС действиям в ОС.

Практическая ценность. Практическая ценность диссертационной работы заключается в возможности применения предложенного подхода к повышению эффективности подготовки членов ЭВС и технологии эффективного обучения членов ЭВС действиям в ОС, разработанной на его основе для:

— оценки ПЭР действующего летного состава авиакомпании;

— повышение уровня БП ВС авиакомпании путем обучения членов ЭВС на основе оценки опасности ОС;

— внедрение схемы объективизации ОС для разбора ОС и расследования авиационных происшествий;

— разработки национальной системы специальной психологической подготовки (СПП).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методика подготовки члена ЭВС на основе оценки опасности ОС.

2. Рекомендации по применению метода оценки ПЭР члена ЭВС.

3. Схема объективизации ОС для разбора ОС и расследования АП.

Апробация работы. Основные результаты исследований докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах:

1. Летно-методическом совете Национальной авиакомпании Республики Азербайджан «Азал» (Баку, январь 1997).

2. XXX Юбилейной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, Академия ГА, май 1998).

3. Научно-практическом семинаре Национальной Академии авиации Республики Азербайджан (Баку, октябрь 1998).

— 124. Межкафедральном научно-техническом семинаре (Санкт-Петербург, Академия ГА, декабрь 1999).

5. Международной научно-технической конференции «Современные проблемы гражданской авиации» (Москва, МГТУ ГА, апрель 1999).

Реализация полученных результатов исследований. Полученные результаты исследований использованы в НИР шифр 72.2.16.97 «Проект концепции национальной системы подготовки эффективным способам взаимодействия в экипаже» и НИР шифр 72.2.7.96 «Разработка документов по нормативному и методическому обеспечению системы профессиональной подготовки летных кадров гражданской авиации Российской федерации в соответствии с требованиями ИКАО» [126], выполнявшихся по заказу ФАС России. По результатам исследований разработан и запатентован (совместно с Н. Ф. Михайликом и А.В.Малишевским) способ оценки работоспособности членов экипажа воздушного судна (патент по заявке № 97 114 639 от 26.08.97, решение о выдаче патента от 15.10.98, МПК 6 А 61 В 5/16 — см. Приложение 1). Данный способ внедрен в Национальной авиакомпании Республики Азербайджан «Азал». Там же внедрены и другие основные результаты исследований. Кроме того они внедрены в учебный процесс Академии ГА (Санкт-Петербург). Имеются соответствующие акты о внедрении.

Публикации. По материалам диссертационных исследований опубликовано 13 печатных работ (одна на правах рукописи) общим объемом около 4,5 печатных листа, написанных как самостоятельно, так и совместно с другими авторами.

Основное содержание диссертационной работы опубликовано в следующих печатных работах:

1. О возможности количественной оценки нечеткости нормативных документов //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации — СПб.: Академия ГА. 1997 — С.26−31 (соавт.: Аскаров А. Б., Ленгаров Ю.О.).

2. Совершенствование методов оценки надежности тестов //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалисте! гражданской авиации — СПб.: Академия ГА, 1997 — С.47−54 (соавт.: Лен-гаров А.О., Ленгаров Ю. О., Керимов А.К.).

3. Способ оценки интенсивности пилотирования //Методы и модель исследования деятельности специалистов гражданской авиации — СПб. Академия ГА, 1997 — С. 17−21 (соавт.: Иванов А.Ю.).

4. Об оценке деформации деятельности пилота в особой ситуации //Психофизиологические аспекты безопасности полетов — СПб.: Академия ГА, 1997 — С.62−69 (соавт.: Иванов А.Ю.).

5. Оценка работоспособности и повышение эффективности действий членов экипажа воздушного судна в особых ситуациях //Психофизиологические аспекты безопасности полетов — СПб.: Академия ГА, 1997 — С. 70−74.

6. Метод обучения пилота по особым ситуациям //Психофизиологические аспекты безопасности полетов — СПб.: Академия ГА, 1997 — С.75−78 (соавт.: Михайлик Н.Ф.).

7. Способ оценки экстремальной работоспособности членов экипажа //Тезисы докладов XXX Юбилейной Научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — СПб.: Академия ГА, 1998 -С.39.

8. Применение измерителя темпоральных характеристик речи для первичной структуризации речевой деятельности членов экипажа воздушного судна //Безопасность полетов и человеческий фактор — СПб.: Академия ГА, 1998 — С. 13−16 (соавт.: Ленгаров Ю. О., Мухтаров М.А.).

9. Методика определения экстремальной работоспособности члена ЭВС //Безопасность полетов и человеческий фактор — СПб.: Академия ГА, 1998 — С. 17−28 (соавт.: Ленгаров А. О., Малишевский A.B., Михайлик Н.Ф.).

— 1410. Определение параметров линейного преобразования координат для решения задачи оценки работоспособности пилота в особой ситуации с использованием опытных данных //Безопасность полетов и человеческий фактор — СПб.: Академия ГА, 1998 — С.3−9 (соавт.: Ленгаров А.О.).

11. Методика подготовки членов экипажей действиям в особых ситуациях с позиций теории катастроф //Проблема человеческого фактора в авиации — СПб.: Академия ГА, 1998 — С. (соавт.: Коваленко Г. В.).

12. Отчет о НИР (шифр 72.2.7.96) «Разработка документов по нормативному и. методическому обеспечению системы профессиональной подготовки летных кадров гражданской авиации Российской федерации в соответствии с требованиями ИКАО. Разработка программы подготовки членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской федерации по эффективному взаимодействию в полете (промежуточный) — СПб.: Академия ГА, 1998 — С. 147−157 (соавт.: Михай-лик Н.Ф., Костылев А. Г., Малишевский A.B., Эмрулов А. Б., Аскаров А. Б., Ленгаров А. О., Свидловский В.Г.) (Отчет находится на гос. регистрации).

Структура и объем. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В основной части работы содержится 219 страниц машинописного текста, 42 иллюстрации, 9 таблиц и библиография из 181 наименования. Приложения содержат 69 страниц машинописного текста, 3 иллюстрации и 3 таблицы.

выводы.

1. В качестве критерия эффективности обучения ЛС действиям в особых ситуациях представляется целесообразным использовать ПЭР, повышение которой свидетельствует об успешности обучения.

2. Повышение или снижение ПЭР, как это следует из интегральной методики ее оценки, может быть измерено количественно с помощью меры неадекватности субъективной оценки опасности особой ситуации членом ЭВС, которая определяется как отношение суммы площадей треугольников, образующихся между графиками полностью адекватного и фактического отображений субъективной оценки опасности в условно-объективную, к площади единичного квадрата.

3. Специальная психологическая подготовка в форме «Тренинга сильного командира» позволяет сформировать у КВС навыки использования ресурса экипажа путем повышения его коммуникативной компетентности как руководителя коллектива, научить его оптимизировать свое поведение в конфликтах, экстремальных и иных ситуациях.

4. Разработанное упражнение «Особые ситуации» позволяет повысить эффективность деятельности членов ЭВС в процессе ОС. Упражнение использует подходы, разработанные в поведенческой психотерапии, в основе которых лежат взаимодействие тренера и тренинговой группы, межличностное взаимовлияние и взаимоиндукция для выработки более эффективных форм респондентных, оперантных и когнитивных реакций членов ЭВС в условиях экспериментально контролируемого окружения.

5. Экспериментальная проверка в условиях реальной тренинговой группы подтвердила эффективность разработанного метода обучения. Достоверность сдвига в способности участников тренинга более адекватно оценивать опасность ОС соответствует уровню 95% по Т-критерию Вилкоксона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основной задачей диссертационного исследования являлась разработка метода подготовки членов экипажа воздушного судна на основе оценки опасности особых ситуаций с целью повышения надежности и безопасности функционирования авиационной транспортной системы.

Подводя итоги проделаной работы, можно выделить следующие основные результаты:

1. Проведенный в диссертационном исследовании сравнительный анализ существующих подходов к обучению летного состава действиям в особых ситуациях показал их односторонность и ограниченность, игнорирование роли специальной психологической подготовки при обучении авиационных специалистов.

2. На основе собранных экспериментальных данных подтверждено наличие признаков (флагов) катастрофы при деформации эмоционального опыта членов экипажа воздушного судна в процессе особой ситуации, что подтверждает возможность использования математического аппарата теории катастроф к исследованию поведения лиц летного состава в экстремальных ситуациях.

3. Опровергнуто утверждение об отсутствии катастрофических скачков у лиц с низким значением нейротизма. На основании собранных экспериментальных данных существенно уточнены количественные значения параметров линейного преобразования многообразия катастрофы сборки к каноническому виду.

4. Разработан и запатентован способ оценки потенциальной экстремальной работоспособности членов экипажа воздушного судна, использующий разработанную математическую модель.

5. Собранные экспериментальные данные позволили выявить нарушение закона Йеркса-Додсона в условиях деформации эмоционального.

— 200опыта, имеющей место в особых ситуациях. Рассмотрен качественный характер имеющихся зависимостей между эффективностью и работоспособностью, а также между опасностью и активацией.

6. Разработан метод подготовки членов экипажа воздушного судна действиям в особых ситуациях на основе оценки их опасности, позволяющий повысить потенциальную экстремальную работоспособность лиц летного состава и реализующий концепцию обучения «от частного к общему». Экспериментально доказана эффективность предложенного метода.

7. Социальный эффект от внедрения предложенного метода подготовки членов экипажа воздушного судна на основе оценки опасности особых ситуаций заключается в повышении безопасности полетов путем повышения потенциальной экстремальной работоспособности летного состава, его эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях, что приведет к повышению эффективности, надежности и безопасности работы авиационной транспортной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиационная медицина: Руководство /Под ред.Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова. — М.: 1986. — 676 с.
  2. В., Серафимов Л. Линейность и нелинейность в мышлении, познании мира и образовании //Вестник высшей школы. 1998 — № 3 — С.39−45.
  3. Аль-Аммори О. М. Структура методологического анализа ошибок летных экипажей по системам управления самолетами нового поколения //ВИНИТИ Проблемы безопасности полетов — 1998 — № 3 — С.4−15.
  4. Г. Г., Шишкова Н. Р. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции //Вестник московского университета сер. 14 «Психология» — 1998 — № 1 — С. 18−31.
  5. В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990 — 128 с.
  6. В.И., Варченко А. Н., Гусейн-Заде С.М. Особенности дифференцируемых отображений. Том 1 М.: Наука, 1982. — 304 с.
  7. В.И., Варченко А. Н., Гусейн-Заде С.М. Особенности дифференцируемых отображений. Том 2. М.: Наука, 1984. — 336 с.
  8. В.Е., Коваленко Г. В., Реев В. А. Систематизация и кодификация законодательства, регламентирующего летную деятельность в гражданской авиации (промежуточный) //Отчет о НИР № Г. Р. 0188.67 679. Л.: ОЛАГА, 1988. — 168 с.
  9. А.Б., Джафарзаде P.M., Ленгаров Ю. О. О возможности количественной оценки нечеткости нормативных документов //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации. СПб.: Академия ГА, 1997. — С.26−31.
  10. Безопасность полетов /Сакач Р.В., Зубков Б. В., Давиденко М. Ф. и др. Под ред. Р. В. Сакача. М.: Транспорт, 1989 — 239 с.
  11. Безопасность полетов летательных аппаратов: Методические основы /Стариков А.И., Зачеса В. Я., Зинковский H.H. и др. Под ред.А. И. Старикова. М.: Транспорт, 1988. — 159 с.
  12. П.Г. Семантика понятий «безопасность» и «риск» // Безопасность труда в промышленности. 1998 — № 2 — С.63−64.
  13. В.А., Попов Ю. П. Риск, надежность и безопасность. Система понятий и обозначений //Безопасность труда в промышленности -1997 № 10 — С.39−42.
  14. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 199 с.
  15. H.A. Концептуальные идеи в области управления безопасностью полетов по человеческому фактору в новых экономических условиях // Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1996- № 4 -С.20−38.
  16. В., Панферова И., Хрупачев А. Методика оценки профессионального риска //Охрана труда и социальное страхование 1998 — № 2 — С.37−40.
  17. Дж.А., Хелмрих P.J1. Детерминанты работоспособности летного экипажа /Тезисы докладов, семинара ИКАО «Человеческий фактор"-Л/: 1990-С. 16.
  18. О. Метод конкретной ситуации в преподавании управленческих дисциплин //Вестник высшей школы 1997 — июнь — С.45−48.
  19. Выдача свидетельств авиационному персоналу. Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации / 8-е издание июль 1988 г — Монреаль, 1988. — 300 с.
  20. Т.В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления //Вестник московского университета. Сер. 14 «Психология» — 1998 -№ 2 — С.28−31.
  21. А.И. Охрана труда: семантика и логика понятийного аппарата //Безопасность труда в промышленности. 1997 — № 10 — С.31−32.
  22. Р. Прикладная теория катастроф. Кн.1 — М.: Мир, 1984. -350 с.
  23. Р. Прикладная теория катастроф. Кн.2 — М.: Мир, 1984. -285 с.
  24. М., Гийемин В. Устойчивые отображения и их особенности. М.: Мир, 1977. — 296 с.
  25. А. Парадигма свободы и современные образовательные технологии //Народное образование. 1997 — № 10 — С.38−40.
  26. В.А. Вероятностный подход к общим требованиям по обеспечению безопасности полетов гражданских самолетов //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1973 — № 1 — С.7−14.
  27. В. А. Исследование роли человеческого фактора в авиационных происшествия /Тезисы докладов семинара ИКАО «Человеческий фактор"-Л.: 1990-С. 15.
  28. В.А. Новое в работе инструктора тренажера //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1978 — № 12 — С.57−74.-20 433. Горячев В. А. Подготовка летного состава в авиакомпании САС //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1979 — № 12 — С.50−61.
  29. В.А. Психологические основы совершенствования летной оценки авиационного тренажера //Психофизиологические аспекты тренажеростроения /Материалы II Всесоюзной конференции Цахнадзор, 17−19 апреля 1984 г. — Ереван: ЕГУ, 1984. — С. 146−148.
  30. В.А. Требования FAA, ICAO и IATA к авиационным тренажерам гражданской авиации //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1979 — № 8 — С.69−82.
  31. В.А., Афанасьев В. Б. Подготовка бортинженеров за рубежом //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1981 — № 1 — С.53−62.
  32. В.А., Жарикова И. Я. Подготовка летного состава за рубежом //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1973 — № 11 — С.7−17.
  33. P.M. Оценка работоспособности и повышение эффективности действий членов экипажа воздушного судна в особых ситуациях //Психофизиологические аспекты безопасности полетов СПб.: Академия ГА, 1997. — С.70−74.
  34. P.M. Способ оценки экстремальной работоспособности членов экипажа /Тезисы докладов XXX Юбилейной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -СПб.: Академия ГА, 1997. С. 39.
  35. P.M., Иванов А. Ю. Об оценке деформации деятельности пилота в особой ситуации //Психофизиологические аспекты безопасности полетов СПб.: Академия ГА, 1997. — С.62−69.
  36. P.M., Коваленко Г. В. Методика подготовки членов экипажей к действиям в особых ситуациях с позиций теории катастроф //Проблема человеческого фактора в авиации. СПб.: Академия ГА, 1998.-С.41−45.
  37. P.M., Ленгаров А. О., Ленгаров Ю. О., Керимов А. К. Совершенствование методов оценки надежности тестов //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации. СПб.: Академия ГА, 1997. — С.47−54.
  38. P.M., Ленгаров А. О., Малишевский A.B., Михайлик Н. Ф. Методика определения экстремальной работоспособности члена ЭВС//Безопасность полетов и человеческий фактор. СПб.: Академия ГА, 1998. — С. 17−28.
  39. В.А., Коваленко Г. В., Микинелов A.JI. Многомерный анализ как средство моделирования профессиональной подготовки авиационного персонала //Проблема человеческого фактора в авиации. -СПб.: Академия ГА, 1998. С.48−50.
  40. В.М. Оператор в компьютеризованной системе управления: к проблеме построения человеко-машинного интерфейса //Приборы и системы управления. 1998 — № 3 — С.39−47.
  41. В.М. Структура человеко-машинного взаимодействия в компьютерных тренажерах операторов технологических процессов //Приборы и системы управления. 1998 — № 5 — С.57−65.
  42. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984. -176 с.
  43. Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов стран-членов СЭВ (ЕНЛГ-С). М.: Междуведомственная комиссия по нормам летной годности гражданских самолетов и вертолетов СССР, 1985.-470 с.
  44. В.И., Иванов B.C. Безопасность полетов летательных аппаратов: теория и анализ. М.: Транспорт, 1986. — 224 с.
  45. Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельност-ной теории учения /Вестник московского университета Сер «Психология» — 1998 — № 2 — С.58−66.
  46. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966. — 150 с.
  47. H.A., Коваленко Г. В., Новокшанов H.A. Актуальные проблемы первоначальной профессиональной подготовки пилотов. JL: ОЛАГА, 1989. — 89 с.
  48. Ю.А., Джафарзаде P.M. Способ оценки интенсивности пилотирования //Методы и модели исследования деятельности специалистов гражданской авиации. СПб.: Академия ГА, 1997. — С. 17−21.
  49. Интерпретационные таблицы к цветовому тесту М. Люшера /Под ред.О.Муляр. СПб.: Госстандарт России, ГП «Иматон», 1995. — 55 с.
  50. Исследование методов повышения эффективности и качества системы первоначальной профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации /Отчет о НИР Кировоград, 1987. — 400 с.
  51. С.С. Анализ современных методов управления. М.: Знание, 1989.-60 с.
  52. А.Г. Исследование технологических процессов летной деятельности экипажа воздушного судна ГА на основных этапах транспортного полета/Автореф.дисс.канд.техн.наук. Л.: ОЛАГА, 1979.
  53. А.Г., Коваленко Г. В., Оркин А. И. О новом подходе к регламентации летной деятельности //Психофизиологические вопросы подготовки летного и диспетчерского состава. Л.: ОЛАГА, 1990. — С.75−79.
  54. Г. С., Михайлик Н. Ф., Пичко С. П., Прокофьев А. И. Предупреждение неблагоприятных событий в полете, обусловленных деятельностью экипажа. М.: Транспорт, 1989. — 173 с.
  55. В.Н., Ушаков И. Б. Унификация эффектов воздействия экстремальных уровней факторов полета различной энергетической природы //Авиакосмическая и экологическая медицина. 1995 — Т.29 — № 1 -С. 19−25.
  56. П.В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения. М.: Транспорт, 1987. — 278 с.
  57. Г., Логунова Л. От «общего дела» к умному деланию //Высшее образование в России. 1997 — № 3 — С. 19−23.
  58. С.Я., Климина Н. В., Тимофеев H.A., Фудин H.A. Методика аутогенной экспресс-регуляции новый способ коррекции функционального состояния человека-оператора //Вестник новых медицинских технологий. — 1998 — T. V — № 1 — С.53−59.
  59. Г. В. Некоторые вопросы создания экспертных систем, используемых в профессиональной подготовке //Оптимизация летной эксплуатации в ожидаемых условиях и особых ситуациях Л.: ОЛАГА, 1989. -С.69−78.
  60. Г. В. О некоторых особенностях формирования и утраты навыков пилотирования при заходе на посадку //Оптимизация летной эксплуатации и профессиональной подготовки летного состава. Л.: ОЛАГА, 1990.-С.101.-106.
  61. Г. В. О совершенствовании контроля за процессом функционирования эргатической системы «экипаж-воздушное судно «//Специальные экспертизы в решении вопросов обеспечения полетов.- К.: КИИГА, 1991.- С. 19−24.
  62. Г. В. Разработка методологии оценки квалификации летного персонала /Автореф.дисс.докт.техн.наук. СПб.: Академия ГА, 1993.
  63. Г. В., Крыжановский Г. А. Подход к определению уровня профессиональной подготовки пилотов //Оптимизация летной эксплуатации в ожидаемых условиях и особых ситуациях. Л.: ОЛАГА, 1988. -С.3−7.
  64. Г. В., Крыжановский Г. А. Учет человеческого фактора в профессиональной подготовке летного состава за рубежом //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1990 — № 10 — С.3−22.
  65. Г. В., Крыжановский Г. А., Реев В. А. Методика индивидуального тестирования летного персонала и оценка надежности тестов /Отчет о НИР № 497 (промежуточный) СПб.: Академия ГА, 1992. — 74 с.
  66. Г. В., Крыжановский Г. А., Сухих H.H., Хорошавцев Ю. Е. Совершенствование профессиональной подготовки летного и диспетчерского состава/Под ред.Г. А. Крыжановского. М.: Транспорт, 1996.- 320 с.
  67. Г. В., Крыжановский Г. А., Терещенко М. М. Моделирование в профессиональной подготовке летного состава гражданской авиации //Итоги науки и техники Сер."Воздушный транспорт» — № 25 -М.: ВИНИТИ, 1992. — 136 с.
  68. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск: Навука i тэхшка, 1993. — 478 с.-21 083. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике (для научных работников и инженеров). М.: Наука, 1978. — 382 с.
  69. О.А. Психофизиологические аспекты совместной деятельности членов экипажа в особых ситуациях полета //Авиакосмическая и экологическая медицина, 1997 Т.31 — № 3 — С.7−10.
  70. М.А. Новый метод экспериментальной оценки отношения людей к волнующим их событиям //Вопросы психологии. 1994 — № 1 -С.97−104.
  71. М.А. Курс инженерной психологии Таллинн: Валгус, 1978 — 364 с.
  72. Г. А., Черняков М. В. Комплексирование авиационных систем передачи информации. М.: Транспорт, 1992. — 295 с.
  73. Г. А., Черняков М. В. Оптимизация авиационных систем передачи информации. М.: Транспорт, 1986. — 294 с.
  74. Ю. Психология работоспособности //Психология труда. -М.: Профиздат, 1979. С.111−140.
  75. Э.В., Крылов Ю. В., Кузнецов B.C. Функции слухового и вестибулярного анализаторов при действии факторов авиакосмического полета //Проблемы космической биологии. М., 1983. — Т.47- С.107−113.
  76. А.О. Оценка работоспособности члена экипажа воздушного судна в особых ситуациях /Автореф.дисс.канд.техн.наук. СПб.: Академия ГА СПб.: Академия ГА, 1998.
  77. А.О. Проблема оценки уровня работоспособности экипажа воздушного судна в особых ситуациях. Постановка задачи //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации. СПб.: Академия ГА, 1997. — С. 13−21.
  78. А.О., Ленгаров Ю. О. Приложение элементарной теории катастроф в «жестких» науках: Аэродинамика //Методы и модели исследования деятельности специалистов гражданской авиации. СПб.: Академия ГА, 1997. — С.22−37.
  79. А.О., Михайлик Н. Ф. Новый метод оценки работоспособности пилота в особой ситуации //Применение аналитических методов в исследовании деятельности специалистов гражданской авиации. -СПб.: Академия ГА, 1997. С.32−42.
  80. Ю.О. Оценка эффективности работы члена экипажа воздушного судна на основе контент-анализа речевой деятельности /Автореф.дисс.канд.техн.наук. СПб.: Академия ГА, 1998.
  81. Е.В. Проблемы развития гражданской авиации США //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1998 — № 4 — С. 16−22.
  82. A.A., Субботин В. В. Причины авиакатастроф: состояние самолетов или здоровье летчиков //Охрана труда и социальное страхование 1998 — № 3 — С.58−62.
  83. A.B., Михайлик Н. Ф. Концепция национальной системы психологической подготовки летного состава //Психофизиологические аспекты безопасности полетов. СПб.: Академия ГА, 1997. -СЗ-16.
  84. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  85. Методы инженерно-психологических исследований в авиации /Под ред.Ю. П. Доброленского. М.: Машиностроение, 1975. — 280 с.
  86. А.Л., Чепига В. Е. Оптимизация летной эксплуатации. М.: Воздушный транспорт, 1992. — 192 с.
  87. А.Л., Чепига В. Е., Шахвердов В. Г. Летная эксплуатация. М.: Машиностроение, 1986. — 216 с.
  88. Н.Ф. Использование опыта экипажа для профилактики авиационных происшествий //Итоги науки и техники. -Сер."Воздушный транспорт» Т. 15 — М.: 1987 — 136 с.
  89. Н.Ф. Психологические особенности управления аварийным объектом /Автореф.дисс.канд.психологич.наук. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1975.
  90. Н.Ф., Джафарзаде P.M., Малишевский A.B. Способ оценки работоспособности членов экипажа воздушного судна /Патент РФ по заявке № 97 114 639 от 26.08.97 (решение о выдаче патента от 15.10.98) МПК 6 А 61 В 5/16.
  91. Н.Ф., Малишевский A.B., Романенко В. В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава /Патент РФ № 2 119 357 (приоритет установлен от 24.01.97). Опубликован 27.09.98 -Бюллетень № 27.
  92. С. Модель аварии //Охрана труда и социальное страхование. 1998 — № 1 — С.71−72.
  93. Д.И. Поправка к приложению ИКАО предусматривает обязательную подготовку летных экипажей авиакомпаний в области человеческого фактора //ИКАО 1995 — № 3 — С. 19−20.
  94. М.А., Малишевский A.B., Михайлик Н. Ф. Способ оценки эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна /Патент РФ по заявке на изобретение № 98 108 455 от 14.05.98 (решение о выдаче патента от 07.10.98) МПК, А 61 В 5/16.
  95. М.С., Цесарский Л. Г. Определение перечня возможных неправильных действий экипажа на основании универсальной модели функционирования //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1996 -№ 1 — С.8−13.
  96. Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990. -344 с.
  97. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флюктуацию. М.: Мир, 1979. — 173 с.
  98. Н.Ф. Разработка эффективной системы летной подготовки пилотов при переучивании на новые типы воздушных судов в гражданской авиации /Автореф.дисс.канд.техн.наук. Л.: ОЛАГА, 1984.
  99. В.И. Необходимость повышения уровня безопасности воздушных перевозок //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ -1996 № 1 — С.3−7.
  100. П.В., Балясников В. В. Модель устойчивости рабочего состояния человека-оператора /Сборник научных трудов № 1 — СПб.: Академия транспорта РФ, 1994.
  101. В.М. Профессиональная педагогика. Естественно-научные и методологические основы дидактики. СПб.: Академия ГА, 1993. — 43 с.
  102. Основы инженерной психологии /Под ред.Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1977. — 335 с.
  103. Ошибки пилота: человеческий фактор /Пер.с англ. А.С.Щебро-ва. М.: Транспорт, 1986. — 262 с.
  104. В.Г. Теоретические модели и человеко-машинные процедуры для поддержки принятия решения о готовности экипажей к полетам по текущему состоянию /Автореф.дисс.докт.техн.наук. СПб.: Академия ГА, 1995.
  105. В. Возможна ли новая революция в образовании? //Высшее образование в России. 1997 — № 2 — С.9−18.
  106. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977.-247 с.-215 131. Плотников Н. И. Рекомендации по совершенствованию управления летной деятельностью ГА на основе анализа зарубежных исследований и практики. Новосибирск, 1988. — 68 с.
  107. Подготовка летного экипажа: оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT) /Циркуляр ИКАО 217-AN/132. Канада, Монреаль, 1989. -72 с.
  108. Положение о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами СССР (ПРАПИ-88) М.: Прейскурантиздат, 1989. — 117 с.
  109. В.А. Категория здоровья как теоретическая проблема в авиакосмической медицине //Космическая биология, 1990 № 3 -С. 17−23.
  110. В.А. Психология жизни и труда летчика. М.: Воениздат, 1992. — 224 с.
  111. В.А., Лапа В. В. Профессия летчик: психологические аспекты. — М.: Воениздат, 1985. — 136 с.
  112. Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М.: Мир, 1980.-607 с.
  113. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994.-344 с.
  114. Пригожин И, Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986 -431 с.
  115. А.И. Надежность и безопасность полетов. М.: Машиностроение, 1985. — 184 с.
  116. В.В. Совершенствование процесса эксплуатации воздушных судов на авиалиниях по критерию эффективности /Автореф. дисс.канд.техн.наук. Л.: ОЛАГА, 1986.
  117. Руководство по предотвращению авиационных происшествий /DOC.9422-AN/923. Канада, Монреаль, ИКАО, 1984. — 138 с.-216 143. Руководство по профессиональному психофизиологическому отбору в ГА /Под ред.И. В. Ряполова М.: Воздушный транспорт, 1986. -102 с.
  118. Руководство по психотерапии /Под ред.В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985. -719 с.
  119. Румшинский JI.3. Математическая обработка результатов эксперимента. М.: Наука, 1971. — 192 с.
  120. JI. О системных основах подготовки специалистов //Вестник высшей школы. 1997 — июль — С.8−9.
  121. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 349 с.
  122. В.М. Методика принятия решений в каналах информационно-управляющей системы обеспечения безопасности полета //Авиационная техника /Изв.вузов 1997 — № 4 — С.77−83.
  123. A.B. Об эффективности информационных технологий //Высшее образование в России. 1997 — № 4 — С. 100−106.
  124. К. Синтез радикального и либерального подходов к образованию Переход от Т-систем к «Ладоням» //Вестник высшей школы. 1997. -№ 10. — С. 19−25.
  125. Справочник по инженерной психологии /Под ред.Б. Ф. Ломова -М.: Машиностроение, 1982. 368 с.
  126. Справочник по космической биологии и медицине /Под ред. А. И. Бурназяна, О. Г. Газенко. М.: Медицина, 1983. — 352 с.
  127. H.A. Критерии оценки учета человеческого фактора при проектировании воздушных судов //Тезисы доклада семинара ИКАО «Человеческий фактор». Л., 1990. — С.5.
  128. H.H. Предупреждение ошибок, обусловленных человеческим фактором, при эксплуатации воздушного транспорта с использованием информационно-управляющих систем /Автореф. дисс.докт. техн. наук. СПб.: Академия ГА, 1992.
  129. A.C. К проблеме отношений общей психологии и м тодологического движения: «значение» и «смысл» как системообразув щие уровни деятельности //Вестник московского университета Сер. «Психология» — 1998 — № 1 — С.3−7.
  130. A.A. Анализ национальной программы исследоваш человеческого фактора в гражданской авиации США //Проблемы без (пасности полетов /ВИНИТИ 1998 — № 5 — С.5−27.
  131. В.И., Филимоненко Ю. И. Психодиагностика цвете предпочтением (Краткое руководство практическому психологу по и< пользованию цветового теста М. Люшера). СПб.: Госстандарт Россш ГП «Иматон», 1994. — 31 с.
  132. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М.: Финансы и стаи: стика, 1990. — 240 с.
  133. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология Вып.У М.: Прогресс, 1975. — 284 с.
  134. Дж.Р. Новые направления в обучении, ориентированно! на летную подготовку экипажей //Тезисы доклада семинара ИКА («Человеческий фактор» Л., 1990. — С. 16.
  135. Ю.Е. Повышение эффективности профессионально. подготовки пилотов с позиций теории информации /Автореф. дисс. докт.техн.наук. СПб.: Академия ГА, 1993.
  136. Е.М. Безопасность полетов и человеческий фактор: па радоксы научной истины на рынке интеллекта и наши приоритет! //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1997 — № 4 — С.6−20.
  137. Е.М. Процессная концепция безопасных полетов ка. формула мирового научного приоритета и методология защиты летноп эксплуатанта //Проблемы безопасности полетов /ВИНИТИ 1994 — № Г — С.3−12.
  138. Е.М. Технология процессного анализа полета (ТПАП) приоритетный путь к технологической революции в области летной эксплуатации воздушных судов к началу XXI века //Проблемы безопасш сти /ВИНИТИ 1996 — № 9 — С. 18−37.
  139. Цветовой тест отношений (методические рекомендации) СПб Госстандарт России, ГП «Иматон», 1993. — 21 с.
  140. В.Е. Совершенствование системы профессиональной по- готовки летного персонала в условиях рыночной экономики //Тезис: докладов научно-практической конференции «Транспорт России». Спб., 1992.-С.22.
  141. Air et Cosmos. 1980 — 18, № 806 — Р.28−32.
  142. Course 236. Pilot training-Aeroplane-Professional pilot licence wit instrument rating and class rating Multi-engine land. ICAO, 1987, № 1−3.
  143. Eysenck H.Y., Eysenck S.D.G. Manual of the Eysenck personality. London Press, London, G.B., 1964. 648 p.
  144. Fitts P., Posner M. Human performance. California, Belmont, 196! — 274 p.
  145. Flight International, 1989, 123, № 3853. P.58.
  146. Flight Revue, 1979, № 6. P.44−46.
  147. Gagne M., Fleischman E. Psychology and human performance. Ne1 York, 1959.-356 p.
  148. Garrison P. Age-old problem. Does aging erode your flying skil //Flying. 1986 — 113 № 9 — P.69−70, 72.
  149. Mokdoff K.E. Lufthansa, Swissair introduce fullsimulator pile training //Aviation week & space technology. 1987, vol 127, № 6. — P.38−4* 43.
  150. Naekman I.R. New Directions in Crew-Oriented Flight Training. ICAO: Human Factor Seminar. Leningrad, 1990.
  151. Norman, Donald A. «Post-Freudian Ships’V/Psychology Today. April 1980.
  152. Renaud I. Des pilotes de ligne competents: le debat est oeve: //Avimac, 1987 № 936 — P.44−46.-219 179. Thom R. Topological models in biology //Topology. 1969 — vi P.313−336.
  153. Winer E.L., Nagel D.C. Human Factors in aviation. New Yor 1990. -P.624.
  154. Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus rapidity of habit formation. J.comp.neurol.psychol. 1908 — № 18. — P.45 482.
  155. Федеральная авиационная служба России Академия гражданской авиации
  156. На правах рукописи ДЖАФАРЗАДЕ Рауф Мамед оглы1. УДК 656.7.08.3:629.735
  157. РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ОПАСНОСТИ
Заполнить форму текущей работой