Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Материнство как психологический феномен

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материнство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть — нет. Соответственно… Читать ещё >

Материнство как психологический феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материнство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть — нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются. Часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т. п. Все вместе это может быть охарактеризовано как конкретно-культурный путь к модели материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие переменам в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения настолько стремительны, что имеющийся «путь к модели» материнства, складывающийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет, не успевает измениться соответствующим образом.

В наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству. Зачастую женщина сегодня не хочет становиться матерью. Нет, называться женой — пожалуйста, а дальше — увольте.

Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Может это как раз то, к чему мы стремились — к всесторонне развитой личности? Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок.

Интерес к материнству в психологии возник первоначально в русле двух направлений: при изучении роли матери в образовании ранних личностных структур (психоанализ и другие направления психологии личности: 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.), и в практических исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка (задержки и нарушения психического развития, детская психиатрия, социальная дезадаптация, психологические проблемы детей и подростков: А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер и др.). В отечественной психологии в рамках второго направления изучалось материнское отношение, материнская (родительская) позиция, детскородительское взаимодействие (Гарбузов В. И., Эйдемиллер Э. Г., Спиваковская А. С., Варга А. Я., Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Ильина И. Ю. и др.).

В современной психологии личности и психотерапии материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации (Shereshefsky Р. V. and Yarrow L. J., Bochein G. And Hegekull B., Gerson M. J. At all, Miller W. В. и др.). Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или некоторые его функции. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода в психологическом и физиологическом аспекте.

Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в детской психологии, как отечественной, так й зарубежной. Роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе, в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодействия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования (Лисина М. И., Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Баженова О. В., Баз Л. Л., Скобло Г. В., Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Свердлова Г. И., Ильина И. Ю. и др.). Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка — субъекта познавательной активности, общения, самосознания. В зарубежных исследованиях, осуществляемых в первую очередь в рамках таких подходов, как социальное научение, психоанализ, теория объектных отношений мать и ребенок рассматриваются как составляющие единой диадической системы, только в рамках этой системы приобретающие статус матери и ребенка, и взаимно развивающиеся как сопряженные элементы.

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой