Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обусловлены методологической корректностью исходных положений, целенаправленным и глубоким анализом образовательной практики в вузе, адекватностью методики исследования результатам опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенного содержания языковой подготовки в процессе профессионального образования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
    • 1. 1. Обусловленность формирования языковой компетентности 12 менеджеров их будущей профессиональной деятельностью
    • 1. 2. Анализ опыта зарубежных и российских вузов по формированию языковой компетентности будущих менеджеров
    • 1. 3. Языковая компетентность как одно из основных качеств менеджера
  • А
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В Щ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА-МЕНЕДЖЕРА
    • 2. 1. Педагогические условия формирования языковой компетентности будущих менеджеров
    • 2. 2. Методика и организация проведения опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вступление нашей страны на путь социально-экономических преобразований, переход к цивилизованному рынку вызвали появление новых сфер деятельности, новых профессий, в частности, профессии менеджера.

Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, требует значительно большего числа менеджеров, обладающих новыми качествами. Таким образом, в нашей стране существует и возрастает социальная потребность в специалистахменеджерах, способных эффективно управлять производственными и иными структурами.

Формирование определенных профессионально важных качеств личности менеджера, предпринимательского стиля мышления требует системного подхода и значительного времени. Вот почему очень важно еще в процессе обучения и подготовки к управленческой деятельности во всей полноте представить образ современного типа руководителя, способного успешно решать самые сложные задачи в условиях рыночной экономики.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и ускоряющегося научно-технического прогресса требуются руководители, имеющие фундаментальное образование, высокую квалификацию в технической и другой узкопрофессиональной деятельности.

Анализ мировой теории и практики менеджмента свидетельствует о том, что одно из ведущих отличий классического менеджмента от нашей отечественной теории управления состоит в понимании предназначения менеджера как фигуры, определяющей успех совместной деятельности людей в достижении целей организации, и необходимости его профессионального образования. В зарубежных вузах накоплен интересный и обширный опыт организации языковой подготовки будущих менеджеров, совершенствования учебных планов и программ.

Языковая подготовка в значительной мере способствует формированию социально-профессиональной стороны личности специалиста в области менеджмента, отвечающей требованиям современного общества, тем самым содействует обеспечению более высокого качества управления и через него — укреплению социальной стабильности. В связи с этим бесспорным является тот факт, что знание иностранного языка составляет теперь не общекультурное пожелание, а необходимый профессиональный компонент, способствует становлению конкурентоспособного специалиста в своей области.

Проблемы развития профессиональной деятельности менеджера, требований к его компетентности и подготовке привлекают внимание исследователей. Этим проблемам посвящены работы Альберт М., Валеевой Н. Ш., Галеева В. Н., Дырина С. П., Иванова В. Г., Кудряшевой Л. Д., Львова И. В., Марченко И. П., Мартынова С. Д., Мескон М. Х., Питере Т. и Уотермен Р., Тарасова В. К., Уткина Э. А., Хедоури Ф., Шарипова Ф. В. и др.

Что касается требований к личности менеджера, то опираясь на эти работы, можно выделить только общие подходы, в которые практика, несомненно, будет вносить свои коррективы. Прежде всего, современные менеджеры должны иметь общую фундаментальную подготовку в области экономических и управленческих дисциплин, обладать компьютерной грамотностью и языковой компетентностью.

Переход многих учреждений и предприятий, финансовых систем на прямые контакты с зарубежными партнерами, работа с компьютером (в частности, в Интернете), с документацией и корреспонденцией, передвижения по стране во время зарубежных поездок, нормы делового протокола и этикета на иностранном языке требуют от менеджеров знаний языка, умений применять его на практике. Владение иностранным языком делает менеджера конкурентоспособным, открывает перед ним широкие профессиональные возможности.

Обозначенные изменения в целях и требованиях к содержанию высшего профессионального образования будущих менеджеров требует пересмотра целей, содержания и технологий в системе обучения иностранным языкам, укрепления материально-технической базы и кадрового обеспечения, привлечения в вузы специалистов всех профилей, хорошо владеющих иностранным языком, разработки многоуровневой личностно-ориентированной системы иноязычной подготовки студентов, формирования в вузе активной информационно-обучающей среды и т. д. В реальной же практике имеют место несоответствия между объективными требованиями к современному специалисту (менеджеру) и традиционными объемом, структурой и содержанием его языковой подготовки.

В исследованиях, посвященных проблеме преподавания иностранных языков в высшей технической школе (Булатова Д.В., Булатова И. М., Мифтахова Н. Х., Муртазина Э. М., Пивкин С. Д., Ратнер Ф. Л., Салтыкова Т. М., Уварова H. JI, и др.) содержится немало ценных идей, теоретических обобщений, практических рекомендаций. В них раскрываются проблемы и особенности усвоения иностранного языка, определены различные методы его преподавания, обеспечивающие необходимый уровень усвоения.

Анализ существующих научных разработок свидетельствует о многообразии подходов к рассмотрению существующей проблемы языковой подготовки специалистов. Не умаляя значения перечисленных исследований, следует отметить, что они не содержат целостной модели формирования языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования.

Под языковой компетентностью будущих менеджеров мы понимаем владение выпускниками совокупностью умений и навыков, позволяющих использовать иностранный язык, как в профессиональной деятельности, так и для дальнейшего самообразования, то есть, наличие умения свободно пользоваться полным диапазоном языковых средств на уровне, необходимом для выполнения профессиональных функций.

Таким образом, можно констатировать наличие противоречия между объективной потребностью формирования языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования и недостаточной разработанностью данной научной проблемы в теории и практике педагогической науки.

Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования: каковы условия, определяющие формирование языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования.

Объект исследования — процесс формирования языковой компетентности у студентов — будущих менеджеров.

Предмет исследования — педагогические условия формирования языковой компетентности будущих менеджеров.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации содержания языковой подготовки, направленного на формирование языковой компетентности будущих менеджеров в процессе их профессионального образования.

Гипотеза исследования — эффективность формирования языковой компетентности у будущих менеджеров может повыситься при реализации следующих условий:

• структура и содержание формируемых языковых знаний, умений и навыков определяются целями, содержанием и спецификой профессиональной деятельности современного менеджера;

• реализуется поэтапная организация языковой подготовки будущих менеджеров, включающая в себя четыре взаимосвязанных последовательно этапа, целевая направленность каждого из которых отражает логику формирования языковой компетентности;

• содержание языковой подготовки структурируется в виде взаимосвязанных и относительно самостоятельных модулей, имеющих в основе интеграцию содержания на внутрии межпредметном уровнях;

• создание обучающей среды, включающей в себя «погружение» обучающихся в ситуации, максимально приближенные к реальным условиям профессиональной деятельности, стимулирующей активную и эффективную познавательную деятельность;

• осуществление поэтапного педагогического контроля процесса формирования языковой компетентности будущих менеджеров, включающего в себя тестовые методики.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать теоретические подходы к отбору и структурированию содержания языковой подготовки будущих менеджеров.

2. Выделить и обосновать этапы формирования языковой компетентности будущих менеджеров в процессе их профессиональной подготовки.

3. Провести отбор и структурирование языкового материала в соответствии с целями каждого этапа, с выделением интегративных связей между иностранным языком и дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического цикла, а также общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

4. Экспериментально апробировать разработанный курс языковой подготовки в условиях естественного образовательного процесса.

Методологической основой данного исследования послужили ряд научных направлений и теоретико-концептуальных идей в отечественной и зарубежной педагогической литературе: теория многоуровневой структуры управленческих функций (Валеева Н.Ш., Вуут де Ф., Галеев В. Н., Мартынов С. Д., Тарасов В. К., Уткин Э. А., Шипилина Л., и др.), теория педагогическоого проектирования (Архангельский С.И., Беляева А. П., Вербицкий А. А., Долженко О. В., Иванов В. Г., Соколов В. Н., Кузьмин И., Шатуновский B. JL, и др.). В качестве базовой выбрана теория языковой компетентности будущих специалистов в процессе профессионального образования (Бим И.Л., Булатова Д. В., Булатова И. М., Мифтахова Н. Х., Муртазина Э. М., Ратнер Ф. Л., Салтыкова Т. М., Уварова Н.Л.).

Эмпирические методы основаны непосредственно на педагогическом опыте, связанном с наблюдением, анкетированием, изучением результатов деятельности. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня: обобщением педагогического опыта, опытной работой, экспериментом.

В исследовании выявлен ряд эмпирических зависимостей, фиксирующих общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию явлениях. Изучено проявление разного уровня усвоения студентами языкового материала в зависимости от форм организации обучения, отражающих содержание поэтапной языковой подготовки будущих менеджеров.

Теоретические методы: аналогия, моделирование, системный подход позволили выявить специфические для исследуемого процесса противоречия, смоделировать систему ситуационных задач, отражающих современные управленческие действия, обосновать педагогические условия языковой подготовки будущих менеджеров.

Этапы исследования.

Первый этап (1997 — 1998 годы) — Теоретическое изучение состояния проблемы в научной литературе и практике обучения иностранным языкам будущих менеджеров, анализ учебно-методических материалов, наблюдение за педагогическим процессом обучения иностранным языкам в технологическом университете, определение уровня языковой подготовки студентов вуза, накопление и подбор первичного эмпирического материала в рамках намечаемого исследования.

Второй этап (1998 — 2001 годы) — Формирование гипотезы, определение целей и задач исследования, внесение изменений в материалы для подготовительного этапа, составление по результатам их проверки экспериментальных материалов для обучения на всех четырех этапах языковой подготовки менеджеров. Проведение намеченного эксперимента, проверка и корректирование рабочей гипотезы с целью углубления и полного описания эксперимента.

Третий этап (2001 — 2002 годы) — Систематизация, обобщение, обработка, оформление и обсуждение результатов проведенного эксперимента, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоят в том, что:

1. Разработано содержание поэтапной языковой подготовки будущих менеджеров, способствующее построению целостного процесса обучения и повышению качества профессиональной подготовки студентов, являющееся средством формирования у них языковой компетентности.

2. Определен и обоснован комплекс педагогических условий формирования языковой компетентности у студентовбудущих менеджеров:

• структура и содержание формируемых языковых знаний, умений и навыков определяются целями, содержанием и спецификой профессиональной деятельности современного менеджера;

• поэтапная организация языковой подготовки будущих менеджеров включает четыре взаимосвязанных последовательно этапа, целевая направленность каждого из которых отражает логику формирования языковой компетентности;

• содержание языковой подготовки структурируется в виде взаимосвязанных и относительно самостоятельных модулей, имеющих в основе интеграцию содержания на внутрии межпредметном уровнях;

• создание обучающей среды, включающей в себя «погружение» обучающихся в ситуации, максимально приближенные к реальным условиям профессиональной деятельности, стимулирующей активную и эффективную познавательную деятельность;

• осуществление поэтапного педагогического контроля процесса формирования языковой компетентности будущих менеджеров, включающего в себя тестовые методики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его материалах диссертантом разработано, апробировано и внедрено в образовательный процесс Казанского государственного технологического университета содержание языковой подготовки будущих менеджеровполученные в нем результаты позволяют использовать выделенные этапы формирования языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования в других вузах, где существует аналогичная специальность.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обусловлены методологической корректностью исходных положений, целенаправленным и глубоким анализом образовательной практики в вузе, адекватностью методики исследования результатам опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенного содержания языковой подготовки в процессе профессионального образования, а также достаточной продолжительностью опытно-экспериментальной работы и непосредственным участием в ней автора.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на базе социально-экономического факультета КГТУ. Основное содержание диссертации обсуждалось на заседании кафедры иностранных языков КГТУ, а также публиковалось в сборниках межвузовской научно-практической конференции, посвященной столетию технического образования в Республике Татарстан (Казань, 2000 год) — III республиканской научно-практической конференции «Язык и методика его преподавания» (Казань, 2001 год) — в сборнике «Новационные процессы в системе профессионального образования» выпуск 2 (Казань, 2001) — научной сессии «Языковая подготовка менеджеров» (Казань, 2001), IV республиканской научно-практической конференции «Язык и методика его преподавания» (Казань, 2002 год) и др.

Положения, выносимые на защиту: 1. Разработанное содержание языковой подготовки студентовбудущих менеджеров снижает остроту противоречия между стандартным содержанием языковой подготовки в неязыковых вузах и объективно новыми требованиями к специалистам управленческого профиля за счет ее построения на основе системного, интегративного, функционально-модульного подходов и обеспечивает формирование у них языковой компетентности.

2. Успешность формирования языковой компетентности у будущих менеджеров достигается введением в образовательный процесс комплекса педагогических условий.

Выводы по главе II.

Содержание настоящей главы в значительной степени представляет собой описание педагогического курса по формированию языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования, реализацию разработанного курса, а также оценку его эффективности. Отсюда можно сделать выводы, что:

1. Специальность «Менеджмент» предполагает знание иностранного языка, как одного из условий приема на работу. Суть языковой подготовки состоит в интеграции целей изучения предметов по специальности и целей преподавания языка, то есть в интеграции знаний в содержании профессионального образования, где интегрирующим компонентом выступает иностранный язык как средство образования и профессиональной коммуникации.

2. Разработка и внедрение государственных стандартов образования предполагает кардинальное изменение содержания, целей и задач осуществления языковой подготовки, в том числе и преподавания иностранных языков. Все эти изменения осуществляются как на содержательном, так и на процессуальном уровнях и включают в себя определение состава и структуры предъявляемого учебного материала и инновационные педагогические технологии.

3. Исходя из анализа Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджер организации», а также в интересах языковой подготовки мы сгруппировали дисциплины на основе будущей профессиональной деятельности менеджера. Отсюда следует, что содержание языковой подготовки будущих менеджеров строится на основе интеграции иностранного языка с дисциплинами обще-гуманитарного и социально-экономического циклов, а также общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Интегративный подход позволил сгруппировать учебный материал общепрофессиональных и языковых дисциплин в систему взаимосвязанных и относительно самостоятельных модулей.

Развитие этого динамического процесса в конечном итоге позволяет более полно формировать профессиональные качества будущего менеджера, способного стать компетентным и профессионально грамотным руководителем современного производства, а также удовлетворять познавательно-профессиональные потребности на более высоком уровне.

Разработанный нами курс по формированию языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования включает в себя:

• цели и задачи,.

• деление на этапы;

• тематику каждого этапа;

• сроки прохождения материала и контроль за его усвоением;

• материал для аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов;

• поэтапное развитие (расширение и углубление) владения всеми видами речевой деятельности.

Цель курса по языковой подготовке студентов-менеджеровсформировать у них языковую компетентность, под которой мы понимаем владение выпускниками целым рядом умений и навыков, позволяющих использовать иностранный язык как в профессиональной деятельности, так и для дальнейшего самообразования, то есть умение свободно пользоваться полным диапазоном языковых средств на уровне, необходимом для выполнения профессиональных функций.

Для языковой компетентности будущих менеджеров мы рекомендуем:

• читать неадаптированную литературу, включая литературу по специальности;

• вести деловую корреспонденцию;

• понимать любого образованного носителя языка;

• говорить на бытовые, общекультурные, общеинтеллектуальные и специальные темы.

Языковая компетентность менеджера предполагает владение общим английским и английским для специальных целей в пределах таких функциональных стилей как литературный, деловой и разговорный.

Содержание курса по языковой подготовке будущих менеджеров заключается в следующем:

• преподавание языка ведется с I по VIII учебный семестр;

• языковая подготовка тесно связана с большинством преподаваемых на факультете дисциплин через изучение иностранной терминологии;

• поаспектное изучение языка;

• наличие широкого гуманитарного блока;

• учет исходного уровня подготовки (тестовый контроль);

• авторские курсы зарубежных преподавателей (например, С. Норман, С. Вильяме и т. д.);

• самостоятельная внеаудиторная работа с иностранной литературой, видеои аудиоматериалами.

7. Экспериментальная проверка эффективности содержания разработанного курса для формирования языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования, проведенная нами, выявила достоверное различие в уровнях усвоения знаний иностранного языка, выработке речевых умений и навыков у студентов, изучавших традиционный курс «Иностранный язык», и у студентов, обучавшихся по предлагаемому нами поэтапному курсу языковой подготовки.

8. Анализ результатов удовлетворенности процессом обучения иностранному языку показывает, что обучение на основе разработанного нами курса было оценено как приводящее к достижению требуемого уровня языковой компетентности (тестирование, анкетирование).

9. Языковая подготовка менеджеров строилась на активизации резервов обучения на основе интегративного подхода к обучению и тесного взаимодействия участников педагогического эксперимента. Результатом экспериментальной апробации курса по формированию языковой компетентности будущих менеджеров является наличие у них уровня языковой компетентности, соответствующего современным требованиям, следовательно, цель эксперимента была нами достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1992. — 207с.
  2. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980,-С.368.
  3. А.Г. Менеджмент: Учеб. пособие. — Воронеж: Изд-во Воронеж.гос.ун-та, 1995. — 76с.
  4. А.А., Федорова И. В. Британские университеты. — М.: Высшая школа, 1979. — 197с.
  5. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: Радом, 1997. — 226с.
  6. А.С. Основы построения аудиторных занятий по иностранному языку в неязыковых вузах: Межвузовский сборник статей. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1998. -Вьш.2. -С.26−29.
  7. Бизнес и менеджер / Сост: И. С. Дараховский, И. П. Черноиванов, Г. В. Прехул. — М.: Просвещение, 1992. — 448с.
  8. Бим И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей Концепция лабораторного обучения иностранным языкам НИИ содержания и методов обучения АПН СССР // Иностранные языки в школе. — 1989.-№ 1. — 17−21.
  9. К.Л. Содержание и организация самостоятельной работы по иностранному языку в учебное время (на материале английского языка для неязыковых вузов). Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1992. — 20с.
  10. Н.Ш., Галлеев В. Н. Научно-педагогические основы подготовки руководителей и специалистов для малого предприятия. — Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1994. -107с.
  11. М. Избранные произведения: Пер. с нем. — М.: Знание, 1992.-639с. 19, Вендровская Р. Б. Тесты в американской системе образования // Педагогика.- 2001.- № 2.-С.96−102.
  12. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод.пособие. — М: Высшая школа, 1991.-207с.
  13. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. Учебник для эконом, спец. вузов. — М: Интерпракс, 1994. — 224с.
  14. Влияние рынка на профессиональное образование в Великобритании // Педагогика. — 1999. — № 6. — 96−102.
  15. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителей — практика. — М: НИИ ВО, 1991. — 312с.
  16. .Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика. — 1999. -№ 2. —С.84−91.
  17. Вуут де Ф. Перемены в университетском менеджменте (изложение) // Alma mater. — 1997. — № 2. — 32−37.
  18. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски и решения. — М.: НИИ ВО, 1998.-93с.
  19. Е.М. Управление процессом преподавания иностранного языка: Тезисы докладов республиканской межвузовской научно-методической конференции. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1990. — 50−52.
  20. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. Монография. — М.: Высшая школа, 1989. — 144с.
  21. Гуманизация и гуманитаризация высшего профессионального образования: Материалы республиканской научно-методической конференции. — Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1995. — 112с.
  22. Л.И. Основы педагогики высшей школы. — Казань: Изд- во Казан, гос. технол. ун-та, 1999. — 186с.
  23. Л.И., Сунцова М. С. Язык как средство гуманизации высшего технического образования: Материалы республиканской научно-практической конференции. -Казань, 2001. -С. 67.
  24. . Университеты и будущее Америки. — М.: НИИ ВШ, 1993.-167с.
  25. Дифференцированный подход к обучению в высшей школе США / Л. Л. Супрунова., А.В. Иванова- М.: Педагогика, 1998. -С.105−112.
  26. О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma mater. — 1996. — № 1. -СЛ5−26.
  27. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. — М.: Высшая школа, 1990.-С. 188.
  28. О.В., Шатуновский В. П. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1990. — 192с.
  29. СП. Базовая подготовка будущих специалистов по управлению персоналом. — Автореф. дис. … канд. пед. наук, Казань, 1996.-21с.
  30. СП. Базовая подготовка будущих специалистов по управлению персоналом. — Дис. … канд. пед. наук. — Казань, 1996.-203с.
  31. Г., Курашов В. И. Технологический университет — феномен XX века // Высшее образование в России. — 2001. -№ 5. -С24−27 .
  32. И.К. Иностранный язык в вузе: опыт параллельного вхождения // Высшее образование в России. — 1997. — № 1. -С.96−98.
  33. Н.И., Попова И. О. Каким быть курсу предпринимательских дисциплин? // Высшее образование в России. — 2001.- № 3.-С.38−41. 1.
  34. В.Г. Проектирование содержания профессионально- педагогической подготовки преподавателя ^ высшей технической школы . — Казань: Карпол, 1997, — 258с.
  35. Интенсификация самостоятельной работы студентов, изучаюш, их иностранные языки // Межвузовский сборник. Вып.5, Под ред. Шелингер И. А. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. унта, 1989.-120с.
  36. О. Иноязычная профессиональная компетентность // Высшее образование в России. — 1999. — № 6. — 53−54.
  37. Е. Овладение иностранным языком в игре // Высшее образование в России. — 1999.- № 6.- 73−76.
  38. Л.А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования: Монография. — Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1999. — 150с.
  39. . Деловая стратегия: Пер. с англ. — М.: НИИ ВШ, 1982.-237с.
  40. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. — Казань, 2000. — 228с.
  41. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1982.-224с.
  42. А.А., Кочнев A.M. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. — Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1999. — 290с.
  43. A.M. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе. — Дис. … док. пед. наук. -Казань, 1998. -396с.
  44. Ю.Д. Мир деловой игры. — М: Знание, 1987. — 175с. бЗ. Крешнева Т. Л. Технологии обучения практике социальной работы в Великобритании // Педагогика. — 2001. — № 1. — 82−87.
  45. И.Я., Иванов В. Г. Дидактика высшей школы. — Казань, 2000. — 65с.
  46. М.В. Этнокультурные аспекты изучения языка // Педагогика. -1998. — № 3. — 74−79.
  47. А. А. Методика обучения профессиональной коммуникации на иностранном языке на базе современных технологий // Вестник российского гуманитарного научного фонда. — 1998. — № 3. — 63−66.
  48. П.С. Подготовка кадров для перспективного производства. — М.: Высшая школа, 1989. — 134с.
  49. И. В. Иванов В.И. Профессиональная подготовка студентов в вузе к управленческой деятельности. — Чебоксары, 1999.-169с.
  50. В. Н.Уварова Лингвогуманитаризация подготовки служащих // Высшее образование в России. — 2000. — № 2. -С.82−85.
  51. Ф. Менеджер за работой. — М.: Прогресс, 1989. — 192с.
  52. Д. Профессионалы в управлении. — Л.: Лениздат, 1991.-142с.
  53. И.П. Какой руководитель нам нужен. — М.: Прогресс, 1993.-175с.
  54. Е. На пороге XXI века // Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — 74−77.
  55. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: НИИ ВШ, 1992. — 701с.
  56. К., Ямшанова В. Языковая подготовка экономистов: новые подходы // Высшее образование в России. — 1994 — № 4. -С.73−78.
  57. Образование на пороге XXI века: Материалы научно- практической конференции / Под ред. В. Г. Иванова. — Казань, 1996.-110с.
  58. A.M. Руководитель. — М.: Знание, 1987. — 226с.
  59. A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. — М.: Знание, 1987.-365с.
  60. К.Г. Обучение иностранному языку. — М.: Прогресс, 1986.-120с.
  61. Петровский А. В, Основы психологии и педагогики высшей школы. — М.: Высшая школа, 1986. — 132с.
  62. СИ. Проблемно-ситуативное обучение как способ моделирования профессионально-ориентированной подготовки менеджера в техническом вузе. — Дис. … канд. пед. наук. -Казань, 2000. — 267с.
  63. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. — М.: Прогресс, 1986. — 245с.
  64. Профамма курса «Иностранный язык для неязыковых факультетов и вузов». — М.: Высшая школа, 2000. — 16с.
  65. Программы авторских курсов по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам для высшей школы. — М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1996.-458с.
  66. Рифкин Бенджамин Обучение русскому языку в США (методика тестирования) // Высшее образование в России. -2001. -№ 5. -С .139−146 .
  67. М.А., Ф.Тильман Психология индивида и группы. — М.: Просвещение, 1988.-236с.
  68. М.Г., Валеева Н. Ш. Психологические основы менеджмента. — Казань, 1995. — 120с.
  69. Ф., Магомедов М. Готовить предпринимателя цивилизованного и социально ответственного // Высшее образование в России. — 1995. — № 1. — 125−134.
  70. Р. Культура предпринимательства: Пер. с англ. — М.: НИИВО, 1992.-238с.
  71. Т.М. Профессионально направленное обучение иностранному языку студентов экономических специальностей в колледже. — Автореф. дне. … канд. пед. наук. — Тольятти, 1998.-21с.
  72. О.И. Организация обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. — Автореф. дис. … канд. пед. наук. -Казань, 1970.-С. 18.
  73. . Философия предпринимательства: Пер. с англ. // Бизнес и менеджер. — М.: НИИВО, 1992. — 5−22.
  74. Л.П. К вопросу о планировании процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. — М.: Высшая школа, 1985.-125с.
  75. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. — Н. Новгород, 1993. — 95с.
  76. А.Г. Типология курсов «Английский язык для профессиональных целей (ESP)»: Межвузовский сборник. Вып.З.- М.: Изд-во Московск. гос. ун-та, 1999.-С.72−75.
  77. Ф. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. -М.: НИИВО, 1991.-104с.
  78. В.К. Отбор и подготовка менеджеров. — Л.: Изд- во Ленингр. гос. ун-та, 1989. — 335с.
  79. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке. — М.: Педагогика, 1994. — 62с.
  80. Ф. Менджмент: Пер. с англ. — М.: НИИВО, 1992. — 137с.
  81. А.Г., Тимофеева Н. М., Ткач Г. Ф., Муравьева И. В. Уровни подготовки специалистов в зарубежной высшей школе. — М.: НИИВО, 1991.-52с.
  82. Л.П. Использование зарубежного опыта преподавания иностранного языка в условиях экономического j | . вуза: Межвузовский сборник. Тезисы докладов. — Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1997. — 58−63.
  83. Н.Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки. — Дис. … док. пед. наук. — Казань, 1999.-402с. I
  84. О.Е. Тенденции развития подготовки специалистов в области менеджмента в США, Германии и Англии. — Дис. … канд. пед. наук. -Казань, 2001. — 138.
  85. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам: Межвузовский сборник. Вып.4. / Под ред. М.Бурденюк. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1988. -С.13−16.
  86. Э.А. Профессия — менеджер. — М.: Просвещение, 1992.-175с.
  87. Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях. — М.: Педагогика, 1995. — 40с. ИЗ. Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. — М.: Экономика, 1990. — 271с.
  88. В.М. Россия — образование — XXI век: взгляд в будущее // Университетская книга. — 1999. — № 2. — 19−26.
  89. Д. Управляй или подчиняйся. Проверенная техника эффективного менеджмента. — М.: НИИВО, 1992. -156с.
  90. В. Лингвокультурологический фактор в современной системе образования // Alma Mater. — 1998. — № 8. -С.14−18.
  91. Ф.В. Проектирование процесса обучения студентов технического вуза социально-управленческой i деятельности. -Автореф. дис. … док. пед. наук. — Казань, 1997. — 42с.
  92. И.З. Гуманитаризация высшей школы в США. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1993. -97с.
  93. Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранному языку // Иностранные языки в школе. -1990.-№ 1.-С.1−13.
  94. Л. Иностранный язык в комплексах школа — вуз в современных условиях // Высшее образование в России. -1996.-№ 1.-С.44−50.
  95. Л. Языковая подготовка аспирантов // Высшее образование в России. — 1999. — № 3. — 78−80.
  96. Г. Соотношение фундаментального и специального образования в вузах будущего // Высшее образование в России. — 1994. — № 4. — 38−43.
  97. Л. Подготовка менеджеров образования // Высшее образование в России. — 1999. — № 6. — 26−33.
  98. Л. Учебный курс «Основы менеджмента». // Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — 102−106.
  99. Т.Б. Современный менеджмент // Российский экономический журнал. — 1995. — № 10. — 63−76.
  100. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. — 142с.
  101. В.А. Обучение как процесс управления. Психологический аспект. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1988. — 160с.
  102. Л. Карьера менеджера. — М.: НИИВО, 1990. — 384с. I 129. Atkinson J. Introduction to Motivation / Van-Nostrand, 1980. — 163p.
  103. Baldridge J.V. Managing change in educational organizations. Sociological Perspectives, Strategies and Case Studies. — Berkelex (Gal)., 1975.- 190p.
  104. Beard R. and Senior J. Motivating Students. — Roultledge, 1980.-236p.
  105. Bedeian A.G. and Glueck W.F. Management. — Holt Rinehart and Winston, 1983. — 372p.
  106. Bergquist W.H. The four cultures of the academy Insights and strategies for improving in collegiate organizations. San. Francisco, 1992.-216p.
  107. B. С et al. 'Strategies and Sources for Developing Educational Objectives'. In: Evaluation to Improve Learning. McGraw, 1981.-353p.
  108. Bormann E.G. Communication Theory. — Holt Rinehart and Winston, 1980.-280p.
  109. Bormann E.G. et al. Interpersonal Communication in the Modern Organization. — Prentice Hall, 1982. — 197p.
  110. Cooper C. Learning from Others in Groups. — Associated Business Press, 1979. — 278p.
  111. Cranfleld University Postgraduate Prospectus 2002.
  112. Davis I.K. The Management of Learning.- McGraw Hill, 1971.-381p.
  113. Dessler G. Organization and Management. — Reston, 1982. — 436p.
  114. Drucker P. Management — Tasks, Practices. — Vinemann, 1974.-180p.
  115. Haimann Т. and Scott W.G. Managing the Modern Organization. — Houghton Mufflin, 1978. — 246p.
  116. Hamblin D.H. The Teacher and Counselling. — Blackwell, 1980.- 340p.
  117. Hampton D.R. Contemporary Management. — McGraw Hill, 1982.-484p.
  118. Handy C.B. Understanding Organizations. — Penguin, 1981.
  119. Herzberg F. Motivation to Work. — Wiley, 1989. — 215 p.
  120. Howland K. et al. Team Teaching in Business Studies.// In: Technical Journal, December, 1984. — P. 115−120.
  121. Joyce B. Weil B. Models of Teaching. — Prentice Hall, 1982. — 334p.
  122. Kennedy C, Bolitho R. English for Specific Puфoses. — 1. ondon, 1984.- 149p.
  123. Koontz H. et al. Essentials of Management.- McGraw Hill, 1982.-372p.
  124. Lengnick-Hall С A., Sanders M.M. Designing Effective Systems for Management: Student Roles, Requisite Variety and Practicing What We TeachZ/Academy of Management Journal. Madison, 1997 V. 40. No. 6. P. 1334−1368
  125. Mac Farlane A. Information, Knowledge and 1. earning/ZHigher Education Quarterly. Oxford, 1998. V. 52. No. 1. P. 77−92.
  126. Milton C.R. Human Behavior in Organizations. — Prentice- Hall, 1984.-548p.
  127. Mondy R.W. et al. Motivation in Management — concepts and practices. — Allyn and Bacon, 1983. — 645p.
  128. Sara Williams. Small Business Guide. — Penguin Books, 1991.393р.
  129. Shanklin W.L. Strategic planning, marketing and public relations, and fund-raising in higher education. Metuchen (N.VO, L., 1985.-P.615−648.
  130. Stoner J. Communication in Management. — Prentice-Hall, 1992.-386p.
  131. Susan Norman. We’re in Business. — Longman. 1989. — 135p.
  132. The Manchester Metropolitan University Postgraduate, Professional and Post — experience Prospectus 1999/2000.
  133. The Manchester Metropolitan University Postraduate, Professional and Post-experience prospectus 2001/2002. — 355p.
  134. The Royal Agricultural College. Undergraduate Prospectus, 2000. — 56p.
  135. Tosi H.L. and Carrol S.S. Management. — Wiley, 1992. — 390p.
  136. Treece M. Communication for Business and the Professions. — Allyn and Bacon, 1993. — 343p.
  137. University College Scarborough Prospectus 2000.-76p.
  138. University of Glasgow. Postgraduate Prospectus 2002. — 231p.
  139. University of North London postgraduate and research prospectus 2001. — 240p.
  140. University of Wales. Swansea. Prospectus 2000. — 238p.
  141. Vroom V.H. and Deci E.L. Management and Motivation. — Penguin, 1991.-540 p.
Заполнить форму текущей работой