Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Электронная торговля как составляющая «новой экономики» и новая форма рыночного хозяйствования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответственно для развития новой экономике важным и существенным фактором становится финансирование, которое выделяется странами на научные исследования и образование. Другими словами, это затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Затраты на НИОКР, осуществляемые странами «большой восьмерки», колеблются от 1% до 3,5% ВВП. Лидером является Япония с показателем… Читать ещё >

Электронная торговля как составляющая «новой экономики» и новая форма рыночного хозяйствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Глава 1. Новая экономика
    • 1.1 Понятие и сущность новой экономики
    • 1.2 Принципы новой экономики
  • Глава 2. Электронная торговля
    • 2.1 Определение «электронная торговля» и экономическая сущность
    • 2.2 Субъекты электронной торговли и способы их взаимодействия
    • 2.3 Виды и особенности Интернет-площадок для осуществления электронной торговли
    • 2.4 Способы оплаты товара
    • 2.5 Проблемы развития электронной торговли
    • 2.6 Правовое регулирование электронной торговли
    • 2.7 Положительные факторы электронной торговли
  • Глава 3. Развитие электронной торговли в мировой экономике
    • 3.1 Развитие электронной торговли за рубежом
    • 3.2 Развитие электронной торговли в России
  • Заключение
  • Список используемой литературы

В последние десятилетия прошлого века в мировой экономики стали наблюдаться новые аспекты. Причиной этому послужило то, что человечество шагнуло в новую стадию развития, которая называется постиндустриальное общество. Это общество, в котором физический труд уступает лидирующие позиции интеллектуальной деятельности, экономика переориентируется с широкомасштабного производства товаров на производство услуг. Главными производственными ресурсами значатся знания, информация и научные достижения. Человеческий капитал и инновации — вот главные движущие силы экономики XXI века, которая другими словами называется «новая экономика».

В основе развития «новой экономики» лежат достижения в области глобальных информационно-коммуникационных технологий. Благодаря таким технологиям появляется возможность объединить и собрать весь мир в одном месте. В XXI веке таким местом является Интернет. По данным за 2012 год в Глобальной сети насчитывается порядка 2, 4 миллиарда пользователей. 27,5% от общего населения Азии имеет доступ к Интернету, 42% - Ближнего Востока, 42,9% - страны Латинской Америки, 63,2% - страны Европы, 67,6% - Австралия. Лидером по количеству Интернет — пользователей является Северная Америка — 78,6%. Что касается России, то здесь по данным TNS около 70,6 миллионов жителей являются пользователями сети Интернет (октябрь 2013). С демографической точки зрения, Интернет охватывает пользователей в возрасте с 12 до 64 лет.

В таких условиях всеобщей глобализации в сети Интернет экономика получает широкий спектр новых возможностей. Экономическая деятельность, осуществляемая с помощью новейших IT — технологий оказывается эффективной и прибыльной. В результате этого в мировой экономике зарождается новый сектор под названием электронная коммерция (e-commerce). Можно сказать, что электронная коммерция — это одна из составляющих «новой экономики», которая обретает все большую практическую значимость.

Одной из важных составляющих электронной коммерции в свою очередь является электронная торговля (e-trade). Данный вид экономической деятельности активно распространятся по всему миру. Предлагая широкий ассортимент товаров и услуг, электронная торговля превращается в инструмент объединения частных лиц, компаний, отраслей, органов государственной власти и государств в единое целое, внутри которого с помощью информационно-коммуникационных технологий партнеры получают возможность эффективного взаимодействия. Эффективность обуславливается тем, что при такой форме торговли сокращаются трансакционные издержки, т. е. издержки связанные с поиском и обработкой информации, ведением переговоров и подписанием контрактов в результате чего упрощается процесс купли-продажи и заключения сделок, расширяются возможности для привлечения инвестиций, а также улучшается географическая доступность. Актуальность электронной торговли в современном мире и ее перспективное развитие в качестве сектора мировой экономики послужили для меня главными мотивами при выборе темы курсовой работы. Объект исследования: электронная торговля.

Цель исследования. Целью данного исследования является рассмотрения электронной торговли как составляющей «новой экономики» и в качестве новой формы рыночного хозяйствования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие «новая экономика».

2. Рассмотреть современную электронную торговлю.

3. Проанализировать развитие электронной торговли в мировой экономике.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и список используемой литературы.

Глава 1. Новая экономика

1.1 Понятие и сущность новой экономики

Понятие «новая экономика» имеет множество различных трактовок, как в учебниках, так и в научных статьях. Если проанализировать каждую, обобщить и попытаться уловить основную суть, то получится примерно следующее. Новая экономика — это синтез нескольких наиболее эффективных отраслей экономики, нацеленных на использование инноваций и основанных на передовых достижениях IT-технологий. Такое понятие получило широкое распространение в 90-х годах ХХ века. Данный период является периодом начала повсеместного использования Internet, а также бурного роста и развития компаний, которые были непосредственно связаны с разработкой и проектированием информационно-коммуникационных технологий, компьютерного оборудования, программного обеспечения. В связи с этим экономист Кевин Келли в одной из статей заявляет, что история современной новой экономике зародилась не в 90-е годы, как считает большинство исследователей, а в 60-е годы, в то время, когда появилась индустрия полупроводников. Согласимся, что данное убеждение не лишено логики, т.к. новая экономика в значительной степени строится на достижениях компьютерных технологий.

Наряду с понятием «новая экономика» в научной литературе используется еще один термин — «экономика знаний». Некоторые исследователи новейших тенденций и процессов, наблюдающихся в современной экономике, зачастую отождествляют эти два понятия или используют их как синонимы. В статье профессора Е. Ф. Авдокушина «О сущностях и особенностях новой экономики» доказывается неправомерность таких действий. Понятие «новая экономика» гораздо шире понятия «экономика знаний». Экономика знаний является существенной составляющей, но никак не синонимом.

Причина существующей неточности заключается в том, что человеческий (интеллектуальный) капитал играет очень важную роль в новой экономике. В современных рыночных условиях на первый план выходит товар, который содержит в себе новизну и уникальность. Другими словами инновации представляют собой один из основных признаков новой экономики. К тому же инновации в современном мире существенным образом отличаются от инноваций, которые появлялись в традиционном обществе. Главное отличие в скорости появления; если в традиционном обществе каждое изобретение и нововведение было результатом эволюции, а соответственно и появлялось редко и долгое время удерживало лидирующие позиции в силу своей уникальности. То сегодня процесс создании и внедрения значительно ускорился. Инновации, не успев появиться, начинают активно внедряться в производство. Затем инновации тут же копируются, усовершенствуются и вновь внедряются в производство с наличием улучшенного функционала. Скорость распространения новых технологий в развитых странах мира на сегодняшний момент времени в 2−3 раза выше, чем 10−15 лет назад. Между появлением нового образца и его освоением проходит 3−4 года.

В таких условиях повышенной конкуренции становится очевидным, что для успешного функционирования новой экономики требуются не просто инновации, а открытые инновации, т. е. инновации, которые доступны для использования каждому в независимости от авторства. Причиной этому является то, что производить уникальный продукт исключительно собственными силами становится невыгодно.

Соответственно для развития новой экономике важным и существенным фактором становится финансирование, которое выделяется странами на научные исследования и образование. Другими словами, это затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Затраты на НИОКР, осуществляемые странами «большой восьмерки», колеблются от 1% до 3,5% ВВП. Лидером является Япония с показателем 3,36% ВВП. В России данный показатель чуть больше 1% ВВП. Тем не менее, Россия также как и страны Запада старается ежегодно повышать расходы на НИОКР, но размеры таких увеличений значительно меньше чем за рубежом. К примеру, основные наши конкуренты по БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) высокими темпами наращивают расходы на науку и научные исследования. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Китай, расположившийся на данный момент на двадцать первом месте по затратам на НИОКР, уже в следующем десятилетии вытеснит со второго места Финляндию и догонит Израиль. Но все-таки Россия в ближайшем будущем планирует повысить расходы на НИОКР (до 25 млрд. рублей в 2018 году) Итак, мнения некоторых исследователей относительно синонимичности понятий «новая экономика» и «экономика знаний» могут быть объяснены тем, что знания в данном виде экономики играют ключевую роль. Но все-таки новая экономика — это не только экономика, основанная на знаниях. Существует еще ряд отличительных особенностей, которые я рассмотрю в следующем параграфе.

1.2 Принципы новой экономики

На сегодняшний день в научной литературе выделяют пять основных принципов новой экономики:

1. Первый, и как уже говорилось выше, ключевой принцип — это знания. Знаниям отведена существенная роль, они рассматриваются в качестве производственного фактора и экономического ресурса. Также знания в новой экономике является одним их элементов инфраструктуры (научные институты, образование и т. д.).

2. Переход на новые технологии. Появление и развитие новых технологий является прямым следствием того, что человечество отводит существенную роль знаниям. В современном цифровом, электронном мире не сложно догадаться, что создатели в основном нацелены на развитие информационных технологий, которые позволяют человеку значительно расширить собственные возможности. В наше время внедрение данных технологий осуществляется повсеместно. Сегодня, достижения информационных технологий используются не только в производстве, но и в социальных сферах, таких как образование, здравоохранение и т. д. Примерами успешности применения таких технологий можно назвать возможность получения дистанционного образования в ВУЗе, электронные перевод денежных средств, общение между людьми, находящимися друг от друга на больших расстояниях, в режиме онлайн с помощью сети Интернет, также с помощью Интернета осуществляется электронная торговля, о которой будет вестись речь в следующей главе. Все перечисленные возможности стали доступны благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям.

3. Дематериализация продукта. Данный принцип означает то, что в определении стоимости продукта происходит изменение соотношения: доля материальной ценности снижается, а доля инновационной ценности повышается. Т. е. для потребителя становится более важна функциональность и современность продукта, чем, к примеру, ценность материала.

4. Изменение характера труда. В новой экономике осуществляется переход от физического труда к интеллектуальному. Большую ценность приобретает тот работник, который способен разрабатывать и внедрять новые проекты и идеи, использовать в работе, так называемый, «мозговой штурм», а также способен работать в условиях повсеместного использования информационных технологий. Таким образом, в новой экономике существенную роль играет образование работника, которое оказывает мощное влияние на его социальный и экономический статус, а также определяет его будущие карьерные возможности. Вследствие данных тенденций изменяется рынок труда: растет спрос на работников интеллектуального труда.

5. Глобальный характер новой экономики. Одним из основных последствий становления новой экономики должно стать уничтожение государственных и географических границ, как в экономической, так и в других сферах жизни человечества. То есть в результате в мире должно образоваться одно единое политическое, экономическое и информационное пространство, в котором возникающие вопросы будут решаться не в пределах определенного суверенного государства или союза государств, а в рамках всей планеты. Деятельность такого пространства, в основном, будет осуществляться с помощью знаний и достижений в информационных технологиях, а регламентироваться одним общим унифицированным законодательством. В результате новую экономику можно назвать одним из основных движущих сил глобализации.

Таким образом, рассмотрев каждый из признаков новой экономики в отдельности, можно сделать вывод о том, что это качественно новое явление, которое подразумевает под собой особый процесс создания и развития глобального мирового хозяйства. Основной движущей силой такого хозяйства должны стать знания и информация, вследствие чего будут созданы инновации, которые позволят разработать принципиально новые предметы и средства труда, механизмы и способы достижения эффективности производства, повышения производительности труда, улучшения уровня жизни населения и т. д.

Глава 2. Электронная торговля

2.1 Определение «электронная торговля» и экономическая сущность

Развитие электронной торговли в современном мире, на мой взгляд, можно считать как одну из ступеней на пути к становлению новой экономики. Электронная торговля во многом основывается на принципах новой экономики, в частности это использование информационных технологий и стремление к глобальному характеру осуществления торговых сделок. Благодаря инновациям и достижениям человеческой мысли в информационно-коммуникационных технологиях электронная коммерция в целом и электронная торговля в частности стала реальностью. Возможности Интернета в данном виде торговли имеют одно из ключевых значений. Давайте рассмотрим электронную торговля как новую форму рыночного хозяйства.

В современном информационном мире в результате широкого распространения сети Интернет, логистики, появления электронных платежных систем и электронного документооборота появилась и начала свое бурное развитие новая форма торговли — электронная торговля.

На сегодняшний день — электронная торговля получила заслуженное уважение, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Ее использование позволяет продавцам увеличить свою доходность за счет привлечения дополнительных клиентов и снижения себестоимости продукции, а в результате этого покупатели получают возможность приобретать товары или услуги по более низким ценам и лучшего качества.

Но, не смотря на широкое применение, термин электронная торговля в настоящее время не имеет единого понимания. Чаще всего электронную торговлю представляют в виде оптовых и розничных торговых операций, которые осуществляются по средствам сети Интернет или других подобных локальных сетей. Также как и в традиционной торговле присутствуют покупатель и продавец. Предметом купли-продажи может выступать любой товар или услуга. При этом предложение товара осуществляется с помощью размещения электронного сообщения на специализированных сайтах в Интернете, данное сообщение признается публичной офертой. Покупатель, желающий приобрести данный товар, является акцептантом, он также отправляет электронное сообщение по заранее разработанным формам. Таким образом, для успешного заключения сделки требуется наличие определенных технических средств у обеих сторон, которые находятся на расстояние друг от друга, а также наличие системы электронного документооборота.

Вместе с тем существует еще несколько подходов к определению данного термина.

В широком смысле электронную торговлю часто воспринимают как современную методологию ведения бизнеса, которая подразумевает под собой вид деятельности способствующий сокращать издержки, улучшать качество предлагаемых товаров и услуг, а также ускорять процессы их обмена. При такой трактовки понятия электронная торговля зачастую отождествляется с электронной коммерцией и включает в себя электронный обмен данными, использование электронной почты, факсимильную связь, а также электронные доски объявления и каталоги. В таком понимании электронная торговля включает в себя множество аспектов деятельности компании: электронный обмен информацией, маркетинговая деятельность, различные системы управления ресурсами, расчеты и взаиморасчеты, послепродажное обслуживание и организация комплексного обслуживания клиентов, организация комплексного обслуживания контрагентов. При таком подходе электронная торговля подразумевает под собой использование современных электронных компьютерных средств для осуществления любых элементов предпринимательской деятельности. Такой подход, по мнению некоторых исследователей, является не точным, т.к. понятие «электронная коммерция» значительно более широкое и емкое. Электронная коммерция — это отдельная сфера экономики, которая вбирает в себя все финансовые и торговые операции, которые осуществляются при помощи компьютерных сетей, а также все процессы бизнеса, связанные с проведением данных операций. В электронную коммерцию входят такие понятия как электронный обмен информацией, электронные деньги, электронный маркетинг, электронные страховые услуги, электронный банкинг, электронное движение капитала и электронная торговля. Как мы видим, электронная торговля является лишь составляющей частью такого понятия как электронная коммерция.

В узком же значении под понятием «электронная торговля» подразумевается производство, реклама, продажа товаров и услуг при помощи телекоммуникационных сетей. В таком случае электронная торговля рассматривается как особая форма совершения сделок, при которой их заключение и последующее исполнение осуществляется с помощью электронных средств коммуникации. Такие сделки независимо от их особой формы должны регулироваться существующими нормами права, которые упорядочивают традиционные отношения, складывающиеся между субъектами (купля-продажа, доставка, аренда и т. д.).

Между тем, Всемирная торговая организация в своей классификации определяет электронную торговлю как совокупность любых коммерческих сделок, которые заключены и исполнены по средствам использования компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Данная классификация влечет за собой некоторую спорную ситуацию. Члены Совета ВТО считают, что большая часть продукции, которая служит объектами электронной торговли, должна определятся как услуги. В свою очередь Соединенные штаты Америки полагают, что, несмотря на то что, передача товара по условиям электронной сделки является услугой, сам объект передачи равнозначен пониманию традиционного товара. Члены Европейского союза (ЕС) согласны с мнением членов совета ВТО и классифицируют электронную торговлю как услугу. В подтверждение этому можно привести директивы, которые разработал ЕС и которые четко определяют сферу регулирования электронной торговли и оказания услуг, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в электронном виде. Под услугами подразумеваются действия, которые осуществляются за вознаграждение по индивидуальному запросу клиента, который находится на расстоянии, с помощью электронной передачи и хранения данных.

На основании существующих различных точек зрения исследователей на электронную торговлю, а также международных правовых актов можно обозначить основные признаки электронной торговли:

1. Электронная торговля, как разновидность предпринимательской деятельности, отличается от иных видов лишь особым способом осуществления. В связи с этим, сделки заключенные в процессе электронной торговли регламентируются теми же документами, что и традиционные сделки.

2. Электронная торговля предусматривает особый способ осуществления торговых операций с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети Интернет.

3. Электронная торговля требует обязательного наличия специализированного оборудования и программного обеспечения, которое обеспечит безопасный и надежный доступ в информационно-телекоммуникационную сеть.

Обозначив основные признаки электронной торговли, на мой взгляд, можно сделать вывод, что это особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый с помощью информационно-телекоммуникационных систем в электронном виде. Таким образом, я считаю, что более правомерным является узкое определение электронной торговли в качестве составляющей электронной коммерции.

2.2 Субъекты электронной торговли и способы их взаимодействия

Как уже было сказано выше, электронная торговля отличается от традиционного типа торговли только тем, что осуществляется с помощью компьютерных технологий и электронного обмена данных. В остальном электронная торговля различий не имеет. Таким образом, в электронной торговле принимают участия три типа субъектов: компании, организации, предприятия (т.е. юридические лица), домашние хозяйства (т.е. физические лица) и государство. Каждый из этих типов имеет свое собственное название, которое зачастую не переводится с английского языка: юридическое лицо — Business (B), физическое лицо — Consumer ©, правительство, органы государственной власти — Government (G). В зависимости от типов взаимодействия данных субъектов каждый из них может играть роль, как покупателя, так и продавца. Определяют несколько основных моделей взаимодействия таких субъектов:

· B2B (англ. Business to Business) — электронная торговля осуществляется между компаниями, т. е. юридическими лицами;

· B2C (англ. Business to Consumer) — электронная торговля, которая подразумевает под собой продажу товаров и оказание услуг компанией (т.е. юридическим лицом) потребителю, который является физическим лицом;

· С2С (англ. Consumer to Consumer) — электронная торговля, осуществляемая между двумя субъектами, каждый из которых является физическим лицом.

· B2G, G2B, G2C, C2G, G2G — модели взаимодействия в процессе электронной торговли, где одним из субъектов выступает государство. Оно может выполнять как роль продавца, так и роль покупателя.

Теперь рассмотрим каждую из этих моделей более подробно.

Модель взаимодействия B2B (Business to Business).

Название данной модели в буквальном смысле переводится как бизнес для бизнеса. Это означает, что в процессе торговли принимают участие два юридических лица, которые оказывают услуги друг другу. Это область электронной торговли, в которой фирма-продавец в своей деятельности ориентируется не на конечного потребителя, а на такие же компании, как она сама. В качестве примера B2B можно назвать оказание рекламных услуг фирмам. Ведь реклама обычным, рядовым потребителям не нужна, а вот фирмы в ней нуждаются. В мировой практике под моделью B2B чаще всего подразумевают такое взаимодействие, при котором одна фирма предлагает другой фирме какие-либо сопроводительные услуги или обеспечивает необходимым оборудованием для производства и так далее. Однако в общем смысле определение B2B соответствует любая деятельность, направленная на клиентов, которые являются юридическими лицами.

На сегодняшний день данная модель востребована и популярна в электронной торговле. Причиной этого является возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной, с меньшей суммой издержек, а соответственно и более выгодной. К тому же в данном случае фирма-заказчик имеет возможность интерактивно отслеживать и контролировать процесс выполнения заказа путем работы с базами данных (БД) продавца. Также по средствам модели В2 В осуществляется оптовая торговля.

Система B2B по степени доступности делятся на два вида: открытые и закрытые. Открытые В2 В доступны для посещения как обычным пользователям, так и возможным партнерам. В свою очередь, закрытые В2 В доступны только определенному кругу партнеров или рабочих групп и исполняют ограниченный технологический функционал.

Модель взаимодействия B2C (англ. Business to Consumer).

Под данной моделью подразумевается процесс электронной торговли, в котором принимают участи фирма (юридическое лицо) и потребитель (физическое лицо). В таком случае фирма продает товары и оказывает услуги частному, или другими словами, «конечному» потребителю, цель приобретения которого личное, домашнее использование. Как правило, модель B2C используется для розничной торговли. Модель способствует повышению прозрачности деятельности предприятий и облегчению их взаимодействия с клиентом. Одним из самых популярных инструментов для взаимодействия в модели B2C — это Интернет-магазин. Такой способ организации электронной торговли выгоден как покупателю, так и продавцу. Покупатель получает возможность упростить и ускорить процедуру покупки, т.к. ему не нужно идти в магазин, чтобы выбрать и оплатить понравившийся товар: достаточно зайти на сайт Интернет-магазина, выбрать товар с понравившимися характеристиками и оформить заказ с доставкой. Продавец же, благодаря такому способу, получает возможность сэкономить на аренде помещений и заработной платы сотрудников. Также он имеет возможность вести прямые продажи с минимальным количеством посредников, что в конечном итоге позволяет устанавливать конкурентные цены на продукцию и получать большую прибыль. К тому же продавец может оперативно отслеживать спрос потребителей и эффективнее подстраиваться под быстро меняющиеся тенденции. C 2010 года начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.

На сегодняшний день объектом продаж по системе B2C может выступать любой товар. Клиенты через интернет покупают авиа и ж/д билеты, одежду и обувь, бытовую технику, мебель, продукты питания и многое другое.

Еще одним весомым преимуществом модели взаимодействия B2C, осуществляемой через Интернет-магазины, является позитивный социальный фактор. B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удалёнными регионами в плане доступности товаров и услуг для потребителя.

Модель взаимодействия С2С (англ. Consumer to Consumer)

При такой модели взаимодействия покупателя с продавцом электронная торговля осуществляется между двумя физическими лицами, т. е. не одно из лиц не является организацией в юридическом плане. Как правило, электронная торговля при модели взаимодействия С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, которые в настоящее время набирают популярность в Интернете. Такие сайты становятся посредниками между двумя физическими лицами. В качестве примера сайта с Интернет-аукционом можно привести российский интернет ресурс www.molotok.ru или американский www.ebay.com, где каждый желающий имеет возможность купить или продать товар. Для покупателей на таких ресурсах главным стимулом является то, что товар можно приобрести по цене намного ниже, чем в магазине.

Модели взаимодействия В2 В, В2С и С2С являются наиболее распространенными и востребованными в современной электронной торговле. Они представляют собой основные способы взаимодействия покупателей и продавцов. Каждая из моделей в должной мере соответствует потребностям субъектов в тех или иных областях электронной торговли. Но также помимо указанных выше моделей существуют еще несколько, которые не так распространены, но все, же применяются в тех или иных специфических ситуациях.

К таким моделям относятся B2G, G2B, G2C, C2G, G2G. В каждой из этих моделей один из участников взаимодействия это правительство или государственные органы власти. В настоящее время государство не является активным субъектом электронной торговли. Но, по мнению исследователей, такое положение дел временное. Во многих странах, в том числе и в России, начинает реализовываться Интернет-проект, который называется «Электронное правительство». Уже сегодня в рамках данного проекта такие операции как взимание налогов, заполнение деклараций, анкет, форм заказов и поставок, взаимодействие с таможенными органами стали производиться при помощи сети Интернет. Такой подход позволяет в значительной мере повысить оперативность и производительность работы государственных служащих, а также сократить бумажный документооборот у плательщиков.

Другая сфера применения таких моделей взаимодействия как B2G, G2B, заключается в заключение сделок по государственным закупкам, а также поддержка и развитие бизнес-структур страны со стороны государства.

2.3 Виды и особенности Интернет-площадок для осуществления электронной торговли

Модели взаимодействия между субъектами электронной торговли реализуются на определенных Интернет-площадках. Для каждой модели существует своя, наиболее удобная и оптимальная среда. В настоящее время в сети Интернет образовалось несколько видов сайтов, которые занимаются Интернет-торговлей.

· Торговые площадки — это крупный сайт или совокупность нескольких сайтов, которые объединяет множество независимых друг от друга продавцов. Такая площадка идеально подходит для электронной торговли, которая реализуется по средствам системы В2 В.

· Интернет-магазин — это специализированный сайт, на котором продавец (владелец данного магазина) предлагает свой товар потребителям. Как правило, каждый такой магазин специализируется на определенном конкретном виде товаров (бытовая техника, сувенирная продукция, мебель и прочее). На данных Интернет-площадках электронная торговля реализуется согласно модели В2С.

· Интернет-аукционы (онлайновые аукционы) — это специализированные интернет ресурсы, созданные для того, чтобы свести между собой покупателей и продавцов по модели взаимодействия С2С. На таких сайтах каждое физическое лицо может покупать и продавать товары по средствам аукциона.

Давайте рассмотрим каждую, из перечисленных выше, Интернет-площадок отдельно.

Торговые площадки.

Электронная торговая площадка имеет еще одно название, которое отражает модель взаимодействия покупателей и продавцов в процессе электронной торговли на данном ресурсе — В2В — площадка. Как уже было сказано выше, это место где встречаются различные фирмы для вступления в торговые отношения между собой.

В мировой практике существует несколько видов таких площадок:

· Независимые торговые площадки. Используются для поиска торговых партнеров, сравнивания цен различных поставщиков. Также могут стать единым местом для ведения бизнеса.

· Отраслевые торговые площадки. Такие площадки создает предприятие-гигант данной отрасли. Площадка создается исключительно силами предприятия, т. е. без использования услуг Интернет-компаний. Основная цель — это управление процессами бизнеса в данном секторе экономики.

· Частные торговые площадки. Такие площадки создаются крупными фирмами и основной целью имеют повышение интеграции со своими партнерами. Каждая фирма-участник является партнером друг друга. Общая площадка позволяет повысить качество и оперативность различных операций между компаниями-партнерами.

Чаще всего электронные торговые площадки специализируются на одной, определенной отросли (машиностроение, добывающая промышленность и т. д.) или бизнес-процессе (страхование, логистика и т. д.)

На электронных торговых площадках, также как и в электронной торговле, используются различные системы взаимодействия между продавцами и покупателями:

· Электронные биржи. По своей работе они практически ничем не отличаются от обычных бирж, но обладают более широким спектром возможностей и множеством функций. Данная модель является наиболее удобной и эффективной при сделках, которые заключаются относительно стандартизированных товаров. Одними из первых влились в процесс компании, занимающиеся товарами народного потребления и товарами широкого применения. Например, продукты химической промышленности, лес, металлоизделия, бумага, зерно, одежда и так далее.

· Каталоги. Они являются простейшим примером В2 В. При данной системе в одном месте собираются продавцы и покупатели. Продавцы предлагают товар по фиксированной цене, а потребители получают возможность выбирать из множества вариантов наиболее выгодный для себя. Такая система удобна и практична.

· Аукционы. Система работает по принципу работы обычных аукционов. Такая система удобна в случае если продается товар, при определение цены которого, продавцы и покупатели используют разные подходы. Как правило к таким товаром относятся редкие, нестандартные товары или бывшие в употреблении, также это может быть одежда — излишки, устаревшие коллекции, сезонные распродажи.

· Сообщества. Ведения бизнеса не предполагает просто куплю-продажу или производство-реализацию. Здесь все намного сложнее. Сообщества объединяют, как правило, участников одного рынка. В них предлагают перспективы развития бизнеса, проводят всевозможные исследования и т. д.

К примеру приведу несколько электронных торговых площадок, которые существуют в России:

· Конкурсы закупок и тендеры — http://www.itenders.ru/

· Медтехника и медицинское оборудование — http://www.medprom.ru/

· Торговые площадки по продаже металлов — http://www.rusmet.ru/, http://www.b2b-metallurg.ru/

· Нефтегазовая торговая площадка — http://www.b2b-npk.ru/

· Торговая площадка автомобильной промышленности — http://www.b2b-auto.ru/

Интернет — магазин.

Интернет-магазин — это Интернет-площадка для сведения вместе продавцов и покупателей для осуществления процесса электронной торговли в рамках модели взаимодействия В2С.

В настоящее время, когда компьютер есть в каждом доме, Интернет-магазин становится выгоден как для продавца, так и для покупателя. Для создания такого сайта не требуются особые затраты, к тому же продавец экономит на аренде помещения для магазина, на заработной плате продавцов и так далее. Единственное в чем нуждается продавец, это хорошо оформленный сайт, пара сотрудников, которые будут консультировать клиентов на сайте и курьер, доставляющий заказанный товар. Для покупателя же выгода заключается в следующем: ему не требуется выходить из дома для совершения покупки; Интернет-магазин не имеет графика работы и обеденного перерыва; товары в таком магазине намного дешевле, чем в обычном магазине.

Рассмотрим процесс совершения покупки в Интернет — магазине поэтапно:

1. Покупатель в адресной строке браузера набирает адрес интересующего его Интернет — магазина и ждет появление «витрины» (интернет — страницы, на которой представлен весь ассортимент магазина)

2. Покупатель, кликая мышью, перемещается по серверу, переходя с одной страницы на другую в поисках нужного ему товара. Такое перемещение по страницам сайта можно сравнить с тем, как покупатель перемещается по торговым залам традиционного магазина.

3. Покупатель, выбрав товар, характеристики которого удовлетворяют его потребность, кладет товар в электронную корзину и перемещается на страничку оформления заказа. Если провести параллель с обычным магазином, то покупатель идет на кассу. При оформлении заказа покупатель оставляет минимум личных данных, необходимых продавцу для совершения продажи, а также отслеживания тенденций спроса. Также покупатель, как правило, обладает свободой выбора способа оплаты покупки, т. е. он может произвести как безналичную оплату с помощью электронных денег, так и оплату наличными курьеру при доставке.

4. Последний этап — это получение товара покупателем. Существует два способа получения — доставка курьером и самовывоз. Способ и срок получения товара оговаривается покупателем при оформлении заказа.

На сегодняшний день в Интернет — магазине, как говорилось выше, можно купить практически любой товар: бытовая техника, предметы гардероба, билеты, продукты питания и многое другое. Данные о современных тенденциях продаж говорят, что по средствам розничной электронной торговли лучше всего покупаются туристические услуги, книги, компьютерное оборудование, программное обеспечение и радиоэлектронная аппаратура.

Интернет — аукцион.

Интернет — аукцион — это Интернет-площадка, которая используется для совершения электронной купли-продажи товаров между покупателями и продавцами, которые взаимодействуют в рамках модели С2С.

Самым известным и популярным Интернет-аукционом в мире считается EBay (www.ebay.com). В России также существует несколько Интернет — аукционов (www.molotok.ru, www.auction.ru,), которые конкурируют с досками бесплатных объявлений и Интернет — барахолками.

В Интернете существует множество видов аукционов: прямые (английские), обратные, голландские, дискриминационные (аукционы янки) и т. д. Давайте рассмотрим подробнее первые два, т.к. они наиболее распространены в России.

Прямой аукцион (английский). Продавец, являющийся физическим лицом, выставляет на аукцион вещь, которую он желает продать. Товаром может быть любая вещь, любого качества (уникальная, редкая, б/у и т. д.). Осуществляя продажу через аукцион, продавец не знает, сколько денег он выручит. Сумма продажи может быть как выше ожидаемой, так и ниже, т.к. определятся лишь начальная цена лота. Также продавцом определяется количество дней аукциона (от 1 до 14 дней). Покупатель, желающий купить ту или иную вещь, в свою очередь начинает конкурировать с другими покупателями путем повышения ставки (т.е. цены, которую он предлагает продавцу). Аукцион выигрывает тот, кто предложит цену, которая будет наивысшей и устроит продавца. (www.molotok.ru, www.ebay.com)

Обратный аукцион. Суть данного аукциона полностью соответствует названию, т. е. он диаметрально противоположен прямому аукциону. Здесь покупатели выставляют запросы на необходимые им товары, а продавцы в свою очередь конкурируют между собой, предлагая наиболее выгодные условия покупки. (www.eWanted.com)

Таким образом, в современной электронной торговле Интернет — аукцион востребован и успешно развивается.

2.4 Способы оплаты товара

В настоящее время электронная торговля активно развивается. С каждым днем все больше и больше предприятий начинает вести свою предпринимательскую деятельность с помощью информационно-коммуникационных технологий. Ежедневно в Интернете заключаются сотни тысяч сделок по купле-продаже товаров и оказанию услуг. Также в геометрической прогрессии растет количество Интернет-площадок (В2В — площадки, Интернет — магазины, он-лайн аукционы и прочее). В таких условиях бурного развития электронной торговли для многих субъектов вопрос оплаты становится все актуальней.

Но мир компьютерных технологий не оставил данную проблему без решения. Одной из составляющих современной электронной коммерции наряду с электронной торговлей значатся электронные деньги.

Электронные деньги — это средство платежа, которое эквивалентно обычным деньгам, но может существовать только в электронной форме. Электронные деньги подразделяются на два вида:

· Первые работают с кредитными корточками. Наиболее известными такими системами являются Visa, CashMondex, CLIP, Proton, Mondex.

· Вторые системы работают исключительно с цифровой наличностью. (WebMoney, Яндекс. Деньги, EasyPay).

Теперь рассмотрим, как же осуществляется платеж электронными деньгами. Для пользования электронными деньгами пользователю предоставляется электронный кошелек (идентификационный номер (ID)). Для проведения различных денежных операций используется веб-браузер, но иногда требуется установить специальное программное обеспечение на жестком диске, которое скачивается на официальном сайте системы. С помощью веб-браузера или программного обеспечения, пользователь, пройдя идентификацию, попадает в меню управления счетом, где он может переводить средства на другой счет, просматривать статистику проведенных операция, обменять электронные деньги на реальную валюту. С помощью электронных денег можно совершать различные виды платежей: оплаты услуг мобильной связи, оплаты покупки в Интернет-магазинах и т. д.

В современном мире существует множество способов оплаты. Давайте рассмотрим наиболее популярные способы оплаты товара, приобретенного в процессе электронной торговли:

· один из самых распространенных способов оплаты в Росси является оплата курьеру. При заказе товара покупатель и продавец согласуют место и время доставки товара. В данном случае покупатель рассчитывается с курьером, который осуществил доставку. Могут применяться два варианта расчета. Во-первых это традиционный наличный вариант. Во-вторых, оплата с помощью кредитной карты, при таком способе у курьера должен быть специальный аппарат для считывания кредитных карт.

· Также с кредитными картами связан еще один способ оплаты онлайн-покупок. Покупатель, при оформлении заказа в Интернет-магазине в специальной форме указывает номер своей банковской карты, после чего получает извещение о том, что с его банковского счета списана оговоренная сумма.

· оплата наличными в магазине. Данный способ наиболее приближен к привычному способу оплаты покупок. Покупатель, оформив заказ в Интернет-магазине, идет по адресу указанному на сайте. Там оплата совершается, как правило, через кассу наличными. Покупатель получает товар и чек;

· оплата с помощью наложенного платежа. Данный вид оплаты применяется в случае доставки товара покупателю почтой. При таком способе, покупатель совершает оплату в почтовом отделении, после чего получает покупку;

· оплата товара с помощью банковского перевода. Такой вид расчетов чаще всего применяется в электронной торговле по системе B2B. Фирме-покупателю после оформления заказа выставляется счет, который оплачивается с расчетного счета. Но также, таким способом могут воспользоваться и физические лица, для этого выставленный счет они оплачивают через кассу любого банка;

· оплата с помощью терминала оплаты. Данный способ относится к типу моментальных платежей и осуществляется примерно также как и пополнение баланса мобильного телефона. Но чаще терминалы используют для пополнения средств электронного кошелька.

· оплата через электронный кошелек. У сегодняшних Интернет-пользователей такой вид оплаты является популярным. Самыми известными системами электронных кошельков являются WebMoney, PayCash и т. д. Пополняют электронный кошелек, как уже было сказано выше, в основном через терминалы оплаты;

· оплата с помощью мобильного телефона и SMS-сообщений. Данный вид оплаты также имеет место быть, но применятся лишь для оплаты относительно дешевых покупок. Используется, как правило, при покупке мультимедийного контента.

· оплата через постаматы. Это относительно новый вид оплаты Интернет-покупок. Данный способ заключается в том, что оплата происходит с помощью специального терминала, который тут же выдает в автоматизированном режиме потребителю его покупку.

· оплата бартером. Такой способ также имеет место, но случаи его применения крайне редки. Данный вид возможен в системе B2B, между двумя юридическими лицами или в системе С2С, между двумя физическими лицами.

2.5 Проблемы развития электронной торговли

Электронная торговля перспективная и доходная сфера экономики. Но в силу своего специфического характера, она сталкивается со многими проблемами развития.

К примеру, покупатели и продавцы высоко ценят удобность и простоту осуществления сделок, с помощью сети Интернет. Но вместе с комфортом для честных субъектов электронной торговли данные характеристики порождают мощную платформу для успешной деятельности нечестных предпринимателей. В качестве примера можно привести множество дорогостоящих товаров, продаваемых по средствам Интернет-магазина, которые на самом деле являются подделкой. Также существует еще ряд проблем, которые замедляют развитие электронной торговли.

Электронная торговля подразумевает под собой осуществление различных торговых сделок, как внутринациональных, так и внешнеторговых. Но осуществление сделок на международном уровне по средствам информационно-коммуникационных технологий на практике в значительной мере усложняется. Такое положение дел объясняется возникновением трудностей, связанных с законодательством. Причина трудностей кроется в том, что в странах существуют разные системы налогообложения, различается порядок уплаты и размер таможенных пошлин и сборов и т. д. Главной же причиной трудностей исследователи называют отсутствие унифицированного международного правового регулирования процессов, связанных с осуществлением электронной коммерции в целом, и электронной торговли в частности.

С целью преодоления данных законодательных барьеров в 1996 году в рамках ЮНИСТРАЛ (Комиссией ООН по праву и международной торговле) был разработан типовой закон, который назывался «Об электронной коммерции». Данный закон был главным образом нацелен на либерализацию операций, осуществляемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, на мировом экономическом рынке. В России на основе данного закона был разработан и принят закон «Об электронной цифровой подписи», который в 2013 году прекратил свое существование в связи с принятием нового закона «Об электронной подписи» от 2011 г.

И все-таки вопросы налогообложения, касающиеся сделок, совершенных в сети Интернет, остаются открытыми. Такое налогообложение остается до сих пор вне законодательного регулирования и контроля со стороны государств, т.к. некоторые правовые категории, которые имеют пространственно-временную привязку, не могут быть применены в сети Интернет. К таким категориям относятся следующие понятия: «временное представительство», «момент реализации товаров, работ, услуг» и другие.

Многие страны считают необходимым освободить электронную торговлю от налогообложения. Наиболее активными сторонниками данной позиции являются США, которые выступают за отмену таможенных пошлин и сборов во всех странах мира. США поддерживают страны, являющиеся членами Всемирной торговой организации (ВТО). К тому же среди лидеров мировой экономики сложилось единое мнение, что сокращение или отмена налоговых тарифов поспособствует активному развитию международной торговли и в итоге приведет к общей выгоде.

Развивающиеся страны или так называемые «страны третьего мира» заняли диаметрально противоположную позицию по данному вопросу. Они считают, что освобождение электронной торговли и мировой экономики в целом от налогового бремени нанесет непоправимый ущерб их промышленности и общенациональной экономике. Такая позиция является понятной и обоснованной, т.к. на сегодняшний день развивающиеся страны не конкурентоспособны по сравнению с мировыми лидерами.

Среди членов Всемирной торговой организации принято решение не вводить новые налоги для электронных торговых сделок. Такое решение обосновывается трудностями, которые возникают при попытке регистрации международных электронных сделок. Также в ВТО договорились не облагать таможенными пошлинами международные торговые платежи, которые осуществляются через Интернет. Таким образом, в момент совершения международной покупки через Интернет потребитель указывает банковские реквизиты своей кредитной карты, после чего с него взимаются почтовые сборы, равные обычной почтовой пересылки.

Еще одной существенной проблемой электронной торговли является безопасность электронных сделок. Такая безопасность должна складываться на основе строгой конфиденциальности передаваемой и получаемой информации (недопустимость к данной информации третьих лиц), четкой идентификации участников электронной торговли (для того, чтобы и покупатель и продавец были уверены в реальности друг друга), а также надежности функционирования электронных систем (отсутствие сбоев, защищенность от вирусов и вредоносных программ) и правовой защиты данной деятельности. Положительное влияние на современную безопасность сделок, осуществляемых в электронном виде, оказывают использование электронно-цифровой подписи, электронных сертификатов и т. д. И, тем не менее, вопрос безопасности электронной торговли должен решаться более эффективно. К примеру, в России существует закон, который регламентирует применение ЭЦП, но до сих пор нет правового акта, который давал бы четкое определение электронному документообороту. В целом же, очевидно, что электронная торговля это новая форма мирового рыночного хозяйства, которая повышает эффективность экономики, а также формирует условия для ускорения промышленного роста. В процессе развития электронная торговля будет сталкиваться с новыми проблемами. Постепенно будут разрабатываться новые решения данных проблем, а также усовершенствоваться уже принятые регулирующие правовые акты.

электронный торговля коммерция правовой

2.6 Правовое регулирование электронной торговли

На сегодняшний день электронная торговля является молодой, только развивающейся сферой экономики. В результате этого, система законодательства, регулирующая данную область не совершенна. Каждая страна вырабатывает свой подход к регулированию электронной торговли. К примеру, США организуют правовое регулирование путем создания нормативных актов, которые регламентируют ту или иную составляющую электронной торговли. В США в основном регулируются такие области как Интернет, выдача лицензий на осуществление коммуникационных услуг, правовые акты, признающие равную силу между электронными и бумажными документами, а также законодательство об ЭЦП, Также немаловажными областями являются обеспечение безопасности и защита прав и потребителей, защита интеллектуальной собственности. Подобный способ законодательного регулирования поддерживают многие страны Европы.

Между членами ВТО определен следующий перечень регулируемых областей: налогообложение, упрощение процесса торговли, безопасность сделок, конфиденциальность информации, защита интеллектуальной собственности, государственные закупки, деятельность в сети Интернет.

Развитие электронной торговли, как одной из сфер международной экономики подразумевает под собой постепенную интеграцию стран в одно торговое электронное пространство. В процессе осуществления данной интеграции страны взаимодействуют друг с другом, в том числе и с помощью соглашений. К примеру, между странами Евросоюза (ЕС) и США существует соглашение о создание беспошлинного пространства электронной торговли.

Таким образом, на сегодняшний день электронная торговля в мире регламентируется либо локальными актами конкретной страны, либо соглашениями принятыми рядом стран в рамках того или иного экономического сотрудничества. В результате чего, как уже говорилось выше, основной современной правовой проблемой развития электронной коммерции и электронной торговли в частности является отсутствие унифицированного правового акта, который бы удовлетворил интересы всех стран по данному вопросу. По мнению большинства исследователей, центральным органом создания такого правового акта должна стать ЮНСИТРАЛ в силу мандата ООН, который был выдан в целях унификации права международной торговли.

В отсутствии унифицированного международного документа, можно выделить ряд наиболее используемых правовых актов, которые используются в мировой практике:

· Типовой закон об электронной торговле ЮНИСТРАЛ (Комиссии ООН по праву международной торговли) (1996 год)

· Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях (2001 год)

· Рекомендации ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле 1999 год (Организация экономического сотрудничества)

· Соглашение об электронной торговле ЕЭК 2000 год (Европейская экономическая комиссия ООН)

· Директива Европейского парламента и совета ЕС о правовых основах регулирования электронных подписей в сообществе 2008 год

· Декларация о глобальной электронной коммерции 1998 год (ВТО)

· Программа действий АТЭС в области электронной торговли 1998 год (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) В России в отличие от западных стран насчитывается всего несколько десятков нормативных актов, которые регулируют электронную торговлю и информационную область в целом. Рассмотрим несколько основных правовых актов:

· Конституция РФ, которая содержит в себе основные права и обязанности граждан, а также их защиту. В ст. 8 гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности граждан РФ.

· Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) включает в себя несколько правовых норм, позволяющих вести коммерческую деятельность и заключать сделки по средствам электронного обмена данными, а также осуществлять безналичный расчеты в кредитно-банковской сфере.

· Существует несколько законопроектов и принятых законов, которые регулируют такую сферу, как электронный документооборот. К примеру, в 2002 году в России на основании типового международного закона ЮНИСТРАЛ «Об электронной коммерции» (1996 г.) был принят закон «Об электронной цифровой подписи» (на сегодняшний момент утратил свою юридическую силу). Согласно закону электронная цифровая подпись (ЭЦП) определялась как обязательный реквизит, без которого электронный документ не имел юридической силы. Такой реквизит получался в результате криптографического преобразования информации, защищал электронный документ от подделки и искажения информации, а также позволял определить владельца подписи и автора данного электронного документа. Новый закон от 2011 года расширяет сферу применения такой подписи, а также предусматривает новые виды ЭЦП.

· Электронную торговлю, как и любую другую в нашей стране регулирует ФЗ от 07.02.1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителя». Данный закон предусматривает несколько значимых правовых норм. К примеру, ст. 26.1 предписывает продавцу такое обязательство, как сообщение следующего рода информации по просьбе покупателя: характеристики товара, место изготовления, полное наименование, цену товар, условия приобретения и доставки, срок гарантийного обслуживания, порядок оплаты и т. д. Также в соответствии с данным законом потребитель вправе отказаться от товара, как до момента покупки, так и в течение 7 дней со дня покупки (без объяснения причин). Еще одно положение закона «О защите прав потребителя» подразумевает под собой правильность порядка сбора, хранения, использования, а также распространения различной информации. Нарушение данного положения может повлечь за собой ответственность как административного, так и уголовного характера.

· Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказа и обеспечивает гласность и прозрачность заказов.

· В 2000 г. в Государственную думу был внесен проект нового Федерального закона, название которого «Об электронной торговле». В итоге законопроект был отклонен, и отправлен на доработку, т.к. он не в полной мере соответствовал проблемам, связанным с электронной торговлей и не смог заполнить пробелы в действующем законодательстве страны. По мнению авторов законопроекта, принятие такого рода закона способствовало бы активизации электронной торговли в стране, юридически закрепило бы права и обязанности продавцов и определило бы порядок осуществления и контроля предпринимательской деятельности в данном секторе экономики.

Для контроля правильности осуществления отношений в сфере электронной торговли в 1992 году при МВД РФ было создано Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ). Одним из направлений деятельности данного бюро является борьба с преступностью в сфере информационных и компьютерных технологий. Также БСТМ занимается борьбой с незаконным распространением радиоэлектронных технических средств, мошенничество в сфере электронных платежей и так далее. Таким образом, можно сказать, что в Росси совершенствуется законодательство в области электронной торговли. Но для успешного развития нового сектора экономики необходимо разработать и принять принципиально новые нормативные акты, в основе которых будет лежать мировой опыт. Такое законодательство будет регламентировать взаимодействие субъектов рынка, по средствам информационно-коммуникационных технологий, а также определит основные понятия электронной торговли.

2.7 Положительные факторы электронной торговли

Современное бурное развитие электронной торговли обуславливается некоторыми факторами:

1. Присутствие покупателей и продавцов на мировом рынке осуществляется в глобальной форме и подразумевает под собой свободное вступление в контакт с представителями любого государства. Современные достижения Интернет-технологий практически приравнивают физическую удаленность к нулю. Торговая площадка сводит вместе покупателей и продавцов, а многообразие автоматизированных функций в значительной мере упрощает процесс взаимодействия. К тому же стоимость участия в осуществлении операций с помощью электронной торговой площадки значительно ниже затрат, которые потребовались для создания реального представительства в той местности, где находится покупатель. Таким образом, торговые операции, осуществляемы в сети Интернет предоставляют потребителям и продавцам ощущение географической близости, т.к. взаимодействие по средствам информационно-коммуникационных технологий происходит на очень высокой скорости.

2. Следующий положительный фактор электронной торговли — это режим работы торговых площадок. Деятельность на данных площадках ведется круглосуточно, т. е. 24 часа в сутки. Это существенный фактор, так как благодаря нему преодолеваются такие барьеры, как часовые пояса, в которых находятся покупатели и продавцы.

3. В процессе электронной торговли появляется возможность разнообразить ассортимент продукции. Если в обычных магазинах товарная номенклатура может содержать лишь несколько десятков или сотен товаров, то в электронных она может состоять из тысяч. В таких условиях до 40% оборота Интернет площадок обеспечивается заказами других государств.

4. Еще одни немаловажный фактор — это равность возможностей. Она подразумевает под собой то, что и крупные и мелкие предприятия имею одинаковую возможность привлечения клиентов. Единственным важным условием эффективного привлечения клиентов является создание наиболее удобного и привлекательного сайта. Электронная торговля на Интернет — ресурсах (площадках) позволяет сделать торговлю намного понятней, удобней и прозрачней. Такая прозрачность является очень важным фактором для банков. Чем прозрачнее торговые операции, тем охотнее банк предоставляет кредиты и займы данным субъектам. В свою очередь, в результате получения кредита продавец получает возможность отсрочить платеж и продавать продукцию тем покупателям, которые способны заплатить более высокую цену.

Благодаря данным факторам, которые несет в себе электронная торговля, она смогла превратиться из практически околонаучного термина (которым была лет 10−15 назад) в реально действующий высокоэффективный инструмент покупок и продаж. Компании с каждым днем все более активно используют ее в процессе осуществления своей коммерческой деятельности. Как говорил Билл Гейтс в своей книге «Бизнес со скоростью мысли»: «…в будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернет и те, кто вышел из бизнеса». На мой взгляд, он прав, сегодня постоянно растет не только объем международной электронной торговли, осуществляемой через Интернет ресурсы, но и объем электронной коммерции в целом.

Глава 3. Развитие электронной торговли в мировой экономике

3.1 Развитие электронной торговли за рубежом

Развитие электронной коммерция в целом и электронной торговли в частности в зарубежных странах идет высокими темпами. С каждым годом электронная торговля все больше укрепляет свои позиции, в качестве современного и перспективного метода ведения коммерческой деятельности. Иностранные продавцы и потребители охотно взаимодействуют друг с другом путем заключения сделок по купле — продаже товаров и оказанию услуг на торговых Интернет-площадках. Наибольшей популярностью среди рядовых жителей Европы и США пользуются Интернет — магазины.

В период с 2009 по 2010 год доходность электронной торговли в рамках модели взаимодействия B2C значительно увеличилась во многих европейских странах. К примеру, в Великобритании увеличение произошло на 10%. Во Франции количество онлайн-потребителей увеличилось на 12%, а прибыль, получаемая Интернет-магазинами возросла на 20%. В Нидерландах в тот же период 2009 — 2010 г. г. также наблюдался рост количества Интернет-покупателей на 7%. Обратная ситуация сложилась в таких странах, как Испания и Италия, там покупки в сети Интернет осуществляло менее 20% населения.

В 2011 году уже 43% жителей Европы, в возрасте от 17 до 80 лет, совершали покупки по средствам электронной торговли. Наибольший процент потребителей, осуществляющих свои покупки в Интернет-магазинах, наблюдался в Швеции и Великобритании (порядка 71%). За лидерами с несколько меньшим процентом шли Германия (64%) и Франция (53%). Наименьший процент онлайн — покупателей наблюдался в таких странах как Италия (15%), Болгария (7%), Румыния (6%).

Интересная ситуация складывалась в 2011 году на рынке электронной торговли в Бразилии. Согласно отчету компании McKinsey с 2004 года в данной сфере наблюдался заметный рост — в среднем около 38% в год. Уже в 2011 году доход, полученный по средствам электронной торговли, составил $ 10 млрд. По прогнозам специалистов компании McKinsey, при сохранении данной положительной тенденции к 2015 году страна должна войти в пятерку крупнейших мировых рынков электронной торговли. В данной ситуации наблюдается два интересных факта. Во-первых, это то, что при наличии такого крупного дохода от электронной торговли, в стране лишь 40% пользователей сети Интернет осуществляют покупки в онлайн режиме. Приведенный показатель почти, что в два раза меньше доли онлайн-потребителей в Великобритании, а также в полтора раза меньше, чем в Испании (66%). К тому же он является ниже российского показателя, у нас доля колеблется в пределах 50%. Во-вторых, это то, что доля затрат, на электронную торговлю, составляет всего лишь 4% от расходов, которые несут потребители. В тоже время размер затрат в США составлял 10%, в Великобритании — 8%. Одним из секретов такой успешности Бразилии является то, что они осуществляют торговлю в социальных сетях.

В 2013 году в Барселоне прошел саммит «Global E-commerce». На состоявшемся саммите были обнародованы данные электронной торговли за 2012 год и основные тенденции развития этой сферы.

· В пятерку стран с наиболее широким товарооборотом в области электронной торговли вошли Великобритания, Германия, Франция, Испания и Россия. Как выяснилось, жители Великобритании больше всех остальных тратятся на совершение электронных покупок. Каждый из жителей за 2012 год потратил около 2466 евро.

· Онлайн-покупателей проживающих в Германии насчитывается около 37 млн., а пользователей Интернет — 68,9 млн.

· В четверку стран, признанных самыми быстроразвивающимся в Европе, вошли такие страны как Турция, Греция, Украина и Венгрия.

· Объем рынка мобильной коммерции в Европе в 2012 году вырос до 17 млрд евро и составил около 5,5% общего объема электронных продаж.

К тому же, на сегодняшний день, и электронная торговля Китая — это не обычная сфера экономики, а самый настоящий двигатель экономического роста. Согласно программе Министерства промышленности и информатизации Китая, в 2015 г. объем розничных онлайн-продаж должен составить 9% от всего розничного оборота в Китае и достичь отметки в 3 трлн. юаней (около $ 470 млрд.). В той же программе ставится задача по увеличению общего объема рынка e-commerce с 4,5 трлн. юаней в 2011 г. до 18 трлн. юаней в 2015 г., в основном за счет дальнейшего развития оптовой интернет-торговли между средними и малыми компаниями.

Результаты исследований, произведенных Forrester Research, позволяют спрогнозировать некоторые тенденции в электронной торговле европейских стран.

Во-первых, ожидается, что сумма продаж в электронной торговле для Европы увеличится с $ 146 млрд. в 2012 г. до $ 249 млрд. к 2017 году.

Во-вторых, торговля, осуществляемая по средствам Интернет, на сегодняшний день уже является отдельной отраслью в Великобритании и представляет собой 13% национальной экономики. К 2017 году прогнозируется увеличение данной доли до 15%. К тому же Великобритания является европейским лидером в области электронной торговли, за ней располагаются Италия и Испания, в которых онлайн-продажи составляют по 2% годового дохода. Прогнозируется, что в течение следующих 5 лет доля электронной торговли в данных странах увеличится соответственно на 1% и 2%

В-третьих, исследователи предусматривают такой вариант, при котором американский сектор электронной торговли, обеспечивающий 8% всех розничных продаж Америки, за 5 лет обгонит по скорости роста сектор традиционной торговли. В 2013 году он должен достичь уровня $ 262 млрд., что на 13% больше значения 2012 года ($ 231 млрд.). В случае правдивости прогноза к 2017 году доля интернет-продаж в США увеличится на 9% по сравнению с 2009 годом. По мнению аналитиков, рост будут стимулировать два фактора: увеличение использования мобильных устройств и увеличение магазинами инвестиций в свои виртуальные подразделения.

Таким образом, основываясь на многочисленных исследованиях можно сделать вывод, что электронная торговля за рубежом демонстрирует хорошие темпы развития и высокий уровень доходности. Поэтому в долгосрочной перспективе европейские страны остаются лидерами в осуществлении электронной торговли.

3.2 Развитие электронной торговли в России

Электронная торговля в нашей стране быстро и стабильно развивается и расширяется, вместе с ней расширяются и рынки. С каждым годом процент электронной коммерции увеличивается примерно на 25 — 30% в год. Рост данной сферы экономики многократно превышают темп роста общей экономики страны, примерно в 10 раз. По данным за 2012 год, ВВП страны увеличился на 3,5%, а электронная торговля увеличилась на 28%.

Для сравнения можно рассмотреть 2009 и 2012 годы. В результате мы увидим, что за 4 года рынок увеличился вдвое, т. е. с 210 млрд. рублей до 405 млрд. рублей. Тем не менее, электронная торговля в нашей стране стала заметна только в последние годы, раньше эта сфера была менее 1%. К 2011 году доля продаж по средствам сети Интернет возросла уже до 1,5%, а позже в 2012 году эта доля составила 2,2%. К 2014 году прогнозируется увеличение данной доли уже до 4,5%.

Данные показатели являются реальными и положительно отражают положение дел. Но на самом деле российская электронная торговля пока не в состоянии конкурировать с электронной коммерцией других стран на мировой арене. Мы имеем обширную географическую территорию и большую аудиторию онлайн-пользователей. Тем не менее, наша доля глобального рынка электронной торговли составляет 2,2%. В 2012 году наше население потратило 13 млрд. долларов в сети Интернет, в это же время потребители всего мира в процессе электронной коммерции потратили около 1 трлн. долларов. Таким образом, можно сделать вывод, что 2012 год был годом переломным, т.к. в сфере мировой электронной торговли была преодолена черта в 1 трлн. долларов.

Российский же рынок электронной торговли затруднительно отнести к какому-либо географическому рынку. К тому же объем в 2,2% (2012 г.) не позволяет активно влиять на позиции крупных регионов. Однако эксперты агентства передовых информационных технологий обнародовали иные данные, по их мнению, объем Интернет-продаж в России должен вырасти на 45% по сравнению с 2011 годом. Такой резкий скачок обосновывается вступлением России в ВТО.

В Росси быстро растет количество пользователей Интернет. Но процесс перехода интернет-пользователя в интернет-покупателя в нашей стране затруднителен. Причину таких трудностей исследовало агентство Data Insight в 2012 году. Они выявили, что только 11% наших соотечественников совершают покупки в Интернете сразу же после первого подключения к Всемирной Паутине. Чаще всего совершать онлайн покупки россияне начинают после 3 лет пользования сетью Интернет. Таких в России — 23%. Значительно меньшему количеству россиян требуется всего лишь год, на привыкание к электронной торговле в Интернет — 13%. Чуть больше тех, кому необходимо пару лет на адаптацию — 16%. Также есть пользователи, которые на адаптацию тратят около 5 лет, а то и больше — таких 37%. Такой большой процент может быть также обусловлен тем, что на него оказывают влияние и подрастающие Интернет — пользователи. Они зачастую не имеет нужной суммы, чтобы оплатить то, что им понравилось в Интернет-магазине.

Можно обоснованно предположить, что с ростом популярности электронной торговли количество интернет — покупателей будет также увеличиваться. На сегодняшний день личным опытом в совершении покупок через Интернет обладает целых 22 миллиона сограждан, что соизмеримо с населением двух российских столиц вместе взятых.

Давайте теперь рассмотрим процесс обслуживания покупателей в Интернет-магазине. В особенности процесс оплаты и доставки заказа.

Почти в половине случаев россияне получают свой заказ из рук в руки — от курьера (так доставляется 46% заказов в России). На втором месте — логистический монополист «Почта России», услугами которой, несмотря на бесконечные жалобы и возмущения, пользуется треть россиян для доставки своих заказов. Безусловно, это связано в большей степени с особенностями географии нашей страны, ведь для большинства малых населенных пунктов «Почта России» — это единственный способ получить свою покупку из интернет-магазина. А еще 20% россиян предпочитают самовывоз: 11% забирают покупки в пунктах выдачи заказов, 8% - в магазинах, а 2% пользуются нестандартными или новыми инструментами доставки, например, постаматами (терминалы, которые осуществляют автоматизированную выдачу заказов).

Среди способов оплаты лидируют наличные — почти 70% оплат приходится на этот классический платежный инструмент. Еще 5% россиян предпочитают платить из своих «электронных кошельков», а на банковские карты приходится по разным данным от 14% до 17% оплат. На другие многочисленные и менее популярные платежные инструменты приходится еще 12% оплат заказов.

Самые популярные товары, приобретаемые через Интернет-магазины Первое место — мобильные телефоны. Российские пользователи с большим желанием покупают в Интернет-магазинах мобильные телефоны всех производителей и модификаций. Мобильный телефон идеально подходит в качестве товара для Интернет-магазина, он обладает оптимальным соотношением веса, цены, компактных размеров. Все эти качества делают возможным доставку телефонов, как чрез почту, так и при помощи курьера.

Второе место — компьютеры и комплектующие. Среди них максимальным спросом в интернете пользуются ноутбуки, которые содержат всё необходимое для работы. Доставка компьютерных товаров также не доставляет особых проблем.

Третье место — книги. Этот товар сочетает в себе сразу несколько преимуществ, среди которых невысокая цена, компактные размеры, возможность купить редкое издание. Но, эта категория товаров имеет большой недостаток — слишком высокая конкуренция на Интернет-рынке.

Четвёртое место — мелкая бытовая техника. Эта категория товаров всегда будет пользоваться спросом, так как её в какой-то степени можно назвать расходной. Какая бы ситуация не была в стране с экономикой, люди будут продолжать пользоваться фенами, электрическими чайниками, кофеварками и прочей мелкой бытовой техникой. Кроме того, доставить такой товар не составляет особых трудностей, покупатель может получить заказ и по почте и с курьером.

Пятое место — косметика и одежда. Конечно, целевая аудитория этих товаров — женщины, которые при покупке, обращают своё внимание на цену и производителя. При продаже таких товаров очень важно представить их покупателю грамотно, предоставить возможность рассмотреть его со всех сторон и оценить.

Шестое место — крупная бытовая техника. Интернет-магазины, продающие крупную бытовую технику, создают собственные службы доставки в пределах одного города, в другие же регионы страны товар доставляется при помощи специальных служб. Кроме того, такая доставка, на сегодняшний день, весьма доступна по цене.

Седьмое место — декоративные товары и сувениры. В эту категорию входит большое количество разнообразных товаров, в том числе и поделки ручной работы, картины, рамки для фотографий, украшения и т. д. Преимущества этих товаров в том, что они уникальны, поэтому будут вне конкуренции, недостаток — низкий спрос.

Заключение

Возникновение и развитие «новой экономики» обусловлено закономерными изменениями всех сфер жизни. Человечество шагнуло на новую ступень развития, а это подразумевает под собой существенные изменения в тех областях, к которым причастен человек. Одним из таких изменений стало формирование и удачное развитие нового сектора мировой экономики — электронной коммерции.

Под термином «электронная коммерция» понимают осуществление различных операций и сделок с применением новейших информационных и коммуникационных технологий. Главными особенностями данного сектора являются высокая экономическая эффективность и глобальный характер применения. Как составляющая электронной коммерции в данной курсовой работе рассмотрена электронная торговля.

Электронная торговля, несмотря на недолгий срок своего существования, уже сумела завоевать признание как юридических, так и физических лиц во всем мире. Глобальный характер и простота осуществления операций позволяет фирмам, частным лицам и государствам вступать во взаимодействие друг с другом на специализированных Интернет-площадках с целью совершения взаимовыгодной сделки купли-продажи или оказания услуг.

С каждым годом доля электронной торговли в мировой экономике увеличивается, а вместе с этим растет и положительный экономический эффект от ее использования. В Европе и США электронная торговля получила широкое распространение, как у фирм, так и у обычных жителей. В России ситуация несколько иная — объем электронного товарооборота в нашей стране отстает от зарубежных коллег. В России в недостаточной мере разрабатываются и используются элементы инфраструктуры систем электронной коммерции. По некоторым мнениям отставание России от США по данному направлению оценивается в 7 лет. Но, тем не менее, результаты опроса проведенного российским агентством «Эксперт РА» показывают, что мы имеем хорошие перспективы развития электронной торговли в нашей стране. По результатам опроса выяснилось, что около 89% российских предпринимателей либо уже осуществили финансирование развития компьютерных технологий, либо собираются сделать это в ближайшем будущем. Такое положение дел свидетельствует о том, что сегодня лишь единицы предпринимателей сомневаются в удачной перспективе развития электронной торговли. К тому же Россия получила хороший спектр возможностей в данной области в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию в 2012 году.

Наиболее существенным препятствием на пути распространения электронной торговли остается несовершенство законодательных систем, как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран. Однако активное сотрудничество стран и мировых экономических организаций, таких как ВТО и ОЭСР по данному вопросу должно возыметь положительный результат. В таком случае электронная торговля быстро укрепит свои позиции и станет в будущем одной из основных форм торговли.

Список используемой литературы

1. 43% of Europeans shop online. — 2012. — http://www.internetretailer.com/2012/06/07/43-europeans-shop-online

2. Brazil briefing: Where is the e-commerce market going? — 2012. — http://csi.mckinsey.com/knowledge_by_topic/digital_consumer/where_is_brazils_ecommerce_market_going

3. China aims for € 2.14 trillion in e-commerce sales by 2015. — 2012. — http://www.e-commercefacts.com/news/2012/03/chinas-e-commerce-growth-/

4. E-commerce в Европе: инфографика и цифры. — 2013. — http://www.internetsales.ru/e-commerce-v-evrope-infografika-i-tsifry/

5. Internet 2012 in numbers. — 2013. - http://royal.pingdom.com/2013/01/16/internet-2012;in-numbers/

6. Mulpuru S. US Online Retail Forecast 2012 To 2017. — 2013 — http://www.forrester.com/US+Online+Retail+Forecast+2012+To+2017/fulltext//ERES93281?isTurnHighlighting=false&highlightTerm=2017

7. Авдокушин Е. Ф. Новая экономика: этапы, особенности её становления и развития//Вопросы новой экономики. — 2011. - № 2 (18). — С. 3−11.

8. Авдокушин Е. Ф. О сущностях и особенностях новой экономики//Вопросы новой экономики — 2011. — № 1 (17). — С. 9−15.

9. Афанасьев В. А. Отличительные признаки электронной торговли // Интернет-маркетинг — 2012 — № 5

10. Банкет С. В. Тенденции развития электронной коммерции в России и мире // Современное искусство экономики — 2012 — http://art-economy.ru/articles1/makroekonomika/test35/

11. Будзиев Р. А. Некоторые проблемы налогообложения в системе электронной коммерции // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов — 2013. — № 5. — http://www.jurnal.org/articles/2013/uri78.html

12. Бухонова С. М., Чернявская Е. Ю. Некоторые аспекты развития электронной торговли // Социально — гуманитарные знания — 2013 — № 2

13. В2В — бизнес для бизнеса, или как сделать свой бизнес успешным. — 2012 — http://business2business.ru/buy-sell/292-v2v-biznes-dlya-biznesa-ili-kak-sdelat-svoj.html

14. Валинурова А. А., Балабанова Н. В. Оценка перспективных способов приема платежей в сети Интернет // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. — 2012. — № 3 (31) — С. 10−16. — http://www.isuct.ru/e-publ/snt/sites/ru.e-publ.snt/files/2012/03/snt_2012_n0310.pdf

15. Вступление в ВТО и электронная коммерция. — 2012 — http://voprosik.net/vstuplenie-v-vto-i-elektronnaya-kommerciya/

16. Гаврилов Л. П. Основы электронной коммерции и бизнеса. Москва: Изд-во «Солон-пресс», 2009.

17. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд-во Эксмо, 2007. — С. 12

18. Глызьев С. Ю. Как построить новую экономику?//Эксперт — 2012. — № 7 (790).

19. Горевая М. А. Электронная торговля как эффективный канал сбыта розничной компании // Интернет-маркетинг — 2013 — № 2.

20. Данные сайта Ассоциации электронных торговых площадок — http://aetp.ru/Html.aspx?link=5702

21. Денисова А. Л., Н. В. Молоткова, М. А. Блюм — Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ». 2012 — С. 9−13. — http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2012/blyum.pdf

22. Елин В. М. Жарова А.Н. Правовые аспекты торговли в сети Интернет // Право и государство: теория и практика. — 2012 — № 10. — С. 139−146

23. Измерение Интернет-аудитории в России. — 2013. — http://www.tns-global.ru/rus/projects/media/asmi/inet/descrip/

24. Корнева О. Рунет в картинках, часть 2. Как россияне делают покупки в Интернете — 2013 http://moneynews.ru/AuthorsArticle/17 499/

25. Котляров И. Д. Эволюция форм торговли: традиционная, дистанционная, электронная // Вопросы управления. — 2012. - № 2 (19) — http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/02/13/

26. Левинсон А. Онлайн аукционы в Интернете. Какие бывают и как работают. — 2012. — www.annalevinson.com/money/auction140.html

27. Малашенко Н. Международно-правовое регулировании электронной коммерции — 2013 http://zakon.ru/blogs/mezhdunarodnopravovoe_regulirovanie_elektronnoj_kommercii/6448

28. Мартынов В. Г., Андреев А. Ф. Электронные деньги. Интернет платежи. Изд-во ЦИПСиР, 2010

29. Овечкин А. В. Процесс оформления покупки в интернет-магазине // Интернет-маркетинг. — 2011. — № 4

30. Овчинников Б. Рынок e-commerce в России. Итоги 2012 года и тренды 2013. — 2012. — http://www.datainsight.ru/ecommerce2012

31. Орлов И.А., Пауков А. А. Совершенствование правового регулирования электронных торгов в Российской Федерации // Вестник российской таможенной академии — 2011 — № 3. — С. 119−123

32. Правовые акты — http://www.consultant.ru/

33. Путин В. В. О наших экономических задачах.//Ведомости. — 2012. — № 15 (3029). www.vedomosti.ru/newspaper/article/274 921/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah

34. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР. — 2012. — http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info

35. Самые популярные товары в Интернете — 2013 — http://predprinimatel.ru/practice/all/samie_popylyarnie_tovari_v_internete

36. Сибирская Е.В., Старцева О. А. Электронная коммерция: Учебное пособие. Москва. Изд-во: «Форум», 2013.

37. Топ 10 Интернет-магазинов Рунета: Итоги 2012 года. — http://el-business.ucoz.ru/

38. Что россияне купят в Интернете? http://oborot.ru/news/12 089/24 2012

39. Электронная коммерция в Европе — 2013 — http://www.towave.ru/news/elektronnaya-kommertsiya-v-evrope-rastet-bystree-chem-v-ssha-issledovanie-forrester.html

40. Электронная коммерция в Западной Европе продолжает развиваться. — 2010. - http://www.e-moneynews.ru/e-commerce-europ/

41. Электронная коммерция в Рунете. — 2013 — http://el-business.ucoz.ru/publ/ehlektronnaja_torgovlja/ehlektronnaja_kommercija_v_runete/3−1-0−159

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой