Маркетинговые исследования
Они подразделяются на открытые, когда ответ дается в свободной форме, без ограничений. Ответы дают большую информацию о предмете, но трудно поддаются последующей обработке. И закрытые, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько, в том числе альтернативных (да, нет, не знаю). К ним же относятся вопросы-перечни ответов, из которых следует выбирать один… Читать ещё >
Маркетинговые исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
Актуальность темы
исследования заключается в том, что в настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.
Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.
Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Цель работы — исследовать товарной рынок, найти способы смягчения и устранения процессов перепроизводства, обеспечить соответствие спроса и предложения. Для этого поставлены следующие задачи:
— рассмотреть цели и задачи маркетингового исследования,
— рассмотреть и исследовать структура маркетингового исследования, технология оформления анкет и проведение опросов
— рассмотреть в чем заключается маркетинговое исследование, куда входит анкетирование и проведение опросов,
— рассмотреть информационное обеспечение маркетинговых исследований
1. Цели и задачи маркетингового исследования Разнообразие функций маркетинга отражает разносторонность маркетинговой деятельности, направленной в конечном счете на доведение товара до сферы потребления и на удовлетворение потребностей покупателей.
Без сбора достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое пред назначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым исследованием.
Маркетинговое исследование — любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно аналитических потребностей маркетинга. Маркетинговые исследования — это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Общенаучные и аналитико-прогностические методы являются основой таких исследований, а источниками информационного обеспечения — результаты кабинетных и полевых исследований (внутренние и внешние, собственные и платные и др.).
Цель маркетингового исследования — создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Перечень задач маркетингового исследования трудно составить, потому что меняющаяся ситуация, влияние разного набора факторов, различный потенциал фирм, человеческий фактор и т. д. приводят к большому разнообразию конкретных исследовательских задач, выдвигаемых перед маркетинговой службой фирмы.
Перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи:
— сбор, обработка, сводка и хранение информации;
— анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты;
— оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его эластичности;
— оценка собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности;
— оценка возможностей и поведения конкурента;
— анализ воздействия макросреды маркетинга;
— анализ раздела рынка сбыта, оценка его доли, занимаемой фирмой, территориальный анализ рынка сбыта;
— сертификация и тестирование качества товара и его конкурентоспособности, изучение реакции потребителей на новый или модифицированный товар;
— изучение товарной номенклатуры и ассортимента, сдвигов в их структуре;
— информационно-аналитическое обоснование сегментации рынка (группировка и структуризация потребителей);
— информационно-аналитическое обеспечениё разработки то вара и регулирование его жизненного цикла;
— информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегии маркетинга;
— информационно-аналитическое обеспечение стратегического и оперативного маркетингового планирования;
— информационно-аналитическое обеспечение контроллинга;
— информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен;
— учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и по этапам жизненного цикла товара;
— характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы в решение экологических проблем.
Исследование рынка — самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях.
Основными результатами исследования рынка являются:
— прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха;
— определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;
— осуществление сегментации рынков, т. е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
2. Маркетинговые исследования Маркетинговое исследование — сложный, иерархически структуированный процесс, последовательно развертывающийся во времени и связанный со всеми стадиями (этапами) маркетинга:
I этап. Разработка общей концепции данного маркетингового исследования: выбор цели (обычно в форме конкретного заказа маркетинговой службы определенной формы), выдвижение гипотез, разработка апгоритмов решения, постановка задач.
II этап. Конкретизация эадания, разработка методики данного исследования: формирование статистического банка, т. е. набора методов наблюдения и анализа.
III этап. Сбор, обработка и хранение информации: формирование информационного банка.
IV этап. Анализ, моделирование и прогнозирование данных: формирование банка моделей, (разработка оформление результатов таблиц, динамических рядов и т. п.), составление выводов и рекомендаций (обычно в письменной форме, часто иллюстрируемые графиками и диаграммами).
V этап. Оценка эффективности маркетинговых исследований.
Тот факт, что маркетинговому исследованию отводится первый этап не означает, что оно проводится только на подготовительной ступени маркетинговой деятельности. Именно с него начинается любая маркетинговая операция, во время проведения которой на всех этапах осуществляется непрерывная информационно-аналитическая поддержка и обеспечение.
Наконец, по завершении операции на основе маркетингового исследования дается оценка эффективности маркетинга.
Результаты исследования, изложенные в форме научного отчета строятся по следующей схеме:
— четко излагается цель исследования;
— характеризуются предмет и объекты исследования, определяется период, за который собираются данные, и дата (время) обследования;
— описываются источники информации и раскрывается методология исследования (сбор информации и ее анализ);
— составляется перечень наиболее важных результатов;
— делаются выводы и даются рекомендации.
Отчет должен быть написан четко и недвусмысленно, а его выводы тщательно аргументированы.
Центральным блоком структуры маркетингового исследования является комплексное исследование рынка.
Ниже приведена схема исследования рынка:
Процедуру маркетингового исследования, состоящую из комплекса последовательных фаз, можно представить в виде следующей схемы Исследование рынка включает: анализ и прогноз конъюнктуры рынка и анализ особенностей коммерческой деятельности.
Исследование конъюнктуры рынка состоит из двух основных блоков: изучение общехозяйственной конъюнктуры и изучение конъюнктуры конкретного товарного рынка.
Непосредственно процесс исследований состоит из следующих последовательных этапов:
— сбор информации и анализ конъюнктуры рынка;
— разработка собственного прогноза конъюнктуры на ближайший планируемый период;
— оценка эффективности использования результатов конъюнктурного прогноза.
3. Анкетирование Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: наблюдение, опрос и автоматическая регистрация данных. Выбор конкретного метода зависит от цели, исследуемого признака и носителя этого признака. Методы получения информации и некоторые их характеристики приведены в таблице 1.
Таблица 1 Методы сбора информации
Способы связи с аудиторией | План составления выборки | Орудия исследования | Методы исследования | |
Телефон | Единицы выборки | Анкета | Наблюдение | |
Почта | Объем выборки | Механические устройства | Эксперимент | |
Личный контакт | Процедура выборки | Опрос | ||
Анкетирование является наиболее распространенным способом опроса маркетинге. Его преимущество заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, могут быть выявлены и смоделированы причинно следственные связи.
В основе анкетирования тоже лежат статистические методы выборочного наблюдения. Необходимым условием организации анкетирования являются предварительное изучение генеральной совокупности, оценка ее однородности, ее стратификация по основным признакам и определение необходимой численности опрашиваемых.
Анкета — это не просто список вопросов. Это весьма тонкий и гибкий инструмент. Она требует тщательной проработки. Все важно: типы и формулировки вопросов, их последовательность и количество, корректность и уместность. На разработку грамотной анкеты может уйти от одной до нескольких недель работы.
Анкета представляет собой вопросник, на который отвечает опрашиваемое лицо (респондент). Анкетный опрос может проводиться в устной форме близкой к интервью, когда регистратор сам записывает ответы на бланке. Преимущество этого метода заключается в том, что регистратор имеет возможность уточнить ответ, исключить вероятность неверного толкования вопроса. Однако эта форма анкетирования дорога и трудоемка.
Более дешевой и быстрой является другая форма анкетирования — письменная (корреспондентский способ), которая предусматривает, что бланк анкеты заполняется самим респондентом. Анкета рассылается по почте, разносится курьерами, иногда публикуется в средствах массовой информации. Анкетирование считается основным методом получения полной и достоверной маркетинговой информации о потребителе.
Обычно анкета строится по следующей схеме:
1.
Введение
где указываются цели опроса, сведения об опрашивающей организации, приводится ее адрес.
2. Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса; число вопросов не должно быть чрезмерно большим, т. е. нужен компромисс между желанием сделать анкету максимально полной и реальной возможностью получить ответы.
З. Сведения об опрашиваемых. Здесь нужно проявить такт и умение формулировать вопросы. Обязательно подчеркиваются анонимность опроса и строгая доверительность ответа, охраняемые законом.
Количество вопросов должно быть оптимальным, т. е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным, что удорожает обследование. Вопросы должны быть составлены в тактичной форме, чтобы не задеть или не встревожить респондентов, не вызвать негативную реакцию с их стороны.
Они подразделяются на открытые, когда ответ дается в свободной форме, без ограничений. Ответы дают большую информацию о предмете, но трудно поддаются последующей обработке. И закрытые, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько, в том числе альтернативных (да, нет, не знаю). К ним же относятся вопросы-перечни ответов, из которых следует выбирать один вариант, а иногда несколько. В последнем случае это называется веер ответов. Ответы могут быть даны в виде балльной оценки, т. е. числовой величины, приписываемой каждому ответу.
Важную роль в опросе играют вопросы о намерениях и мнениях, в ответах на которые допускается большая степень свободы, чем в вопросах о фактах и действиях. Иногда задаются фильтрующие вопросы, имеющие целью отсечь часть опрашиваемых. Например, если на вопрос «имеется ли у Вас какое-то изделие?» — респондент отвечает «нет», то вопросы об оценке его свойств излишни. И наконец, в любой анкете содержатся контрольные вопросы, используемые для оценки достоверности ответов.
Формулировка вопросов — трудоемкая исследовательская работа, требующая высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы ответа, характеру ответов, форме вопросов.
4. Проведение опросов Опросы считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях, предпочтениях.
Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом.
Существуют различные виды опросов:
— по кругу опрашиваемых: покупатели/потребители, предприниматели, специалисты, эксперты и др.;
— по количеству одновременно опрашиваемых: единичное и групповое интервью;
— по количеству вопросов включенных в опросный лист: одна или несколько;
— по уровню стандартизации: свободная схема опроса или жестко структурированная, полностью стандартизованная;
— по частоте опроса: одноразовый или многоразовый опрос.
Обычно используются следующие типы интервью:
А. Индивидуальное интервью.
вопрос Интервьюер Респондент ответ Встреча происходит на улице, в магазине, на дому у респондента, на работе. Встреча может быть случайной или запланированной. В любом случае необходимо создать атмосферу доверия и благожелательности. Вариантом индивидуального интервью следует считать беседу или опрос по телефону.
Б. Групповое интервью. Для интервью приглашается не один человек, а целая. Интервьюер направляет беседу. В ходе свободного и непринужденного обмена мнениями ведущий должен выявить истинные мнения и взгляды опрашиваемых.
В. Особые виды интервью.
1) Глубинное (направленное) интервью. Беседа проводится с группой респондентов. Цель — получение информации, отвечающей задачам маркетинга. Форма беседы — неформальная, без обязательного перечня вопросов. Задача интервьюера — создать непринужденную обстановку. При этом может быть получена не только заранее запланированная, но и непредвиденная информация.
2) Неформализованное интервью используется, когда его тема затрагивает личные взгляды респонденты или относится к сфере индивидуальных решений, связанных с личностью респондента, или предмет беседы касается интимных проблем.
3) Диагностическое (исследовательское) интервью проводится для выявления внутрифирменных проблем. В роли интервьюера пригашается специально приглашаемый консультант, который готовит вопросник с опорными вопросами, ориентированными на выявление интересующих фирму проблем.
Исследовательские интервью часто сочетаются с тестированием, суть которого в том, чтобы побудить респондента высказать свою точку зрения. Используются два типа тестирования: ассоциативные интервью и nроецирующие и экстенсивные тесты.
4) Фокус-группы. Формируется однородная группа, имеющих общие взгляды или опыт в области изучаемой проблемы.
Г. Интервьюер.
Интервьюер-профессия достаточно сложная, требующая специального обучения и предрасположенности. Интервьюер обязан терпеливо и доброжелательно выслушивать высказывания респондентов, избегать критических замечаний, не должен оказывать давление или дискутировать с ними.
Метод устного опроса достаточно дорогостоящ. Количество опрошенных одним интервьюером весьма ограниченно. Считается, что оптимальное время индивидуального интервью -10−30 минут. За это время интервьюер должен представиться, кратко объяснить цель опроса, убедить опрашиваемого, что он проводится в его же интересах, задать вопросы, зафиксировать ответы и сделать точняющие замечания. А групповое интервью может длиться несколько часов и требует сложной предварительной подготовки.
Эти типы опросов имеют несколько недостатков:
— во-первых, они не позволяют достаточно надежно изучать динамические процессы;
— во-вторых, фрагментарность, т. е. с помощью одного опроса решается одна проблема;
— в-третьих, они не всегда дают полную картину взаимосвязей и закономерностей рынка.
Лишен всех этих недостатков панельный метод получения информации.
Его суть заключается в том, что группа лиц или предприятий, отобранных с помощью выборочного метода, предлагается на платной основе систематически в определенное время и по установленной форме давать ответы на вопросы заказчика.
Основные типы панелей приведены в таблице 2.
Таблица 2 Типология панелей
Типы панелей | Единицы совокупности | Цели формирования панели | |
Потребительские | Отдельные лица или семьи | Систематически или периодически получать информацию о спросе и его факторах, о поведении, мнениях и предпочтениях потребителей | |
Торговые | Индивидуальные продавцы и торговые представители | Получать непрерывную информацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах | |
Производственные | Производственные предприятия | Получать информацию о товаре, товарной политике и конкуренции, политике дистрибьюции и т. д. | |
Сферы услуг | Предприятия сферы услуг | Получать информацию о ситуации на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них | |
Специалистов | Группы специалистов/экспертов | Получать информацию о состоянии какой-либо проблемы, а так же информацию о поведении потребителей в определенной ситуации | |
5. Информационное обеспечение маркетинговых исследований Сбор, обработка и сводка информации представляют собой составную часть общего информационно-аналитического процесса маркетинга. Получение информации имеет целью обеспечить оценку и анализ рыночных процессов для принятия правильных маркетинговых решений.
Маркетинговая информация — это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Цели формирования маркетинговой информации:
конечная цель — обеспечить характеристику рыночных процессов и явлений, выявление тенденций, и закономерностей развития рынка, оценку места фирмы на рынке и т. п.;
непосредственная цель — систематизировать и структурировать информацию для анализа и прогнозирования дальнейших действий фирмы;
промежуточная цель — сводка и группировка данных, доступных для визуального просмотра и оценки со стороны руководства фирмы для выводов и безотлагательного принятия маркетингового решения.
К маркетинговой информации предъявляется ряд требований, приведенных в таблице 3.
Таблица 3 Принципы маркетинговой информации
Принципы | Обеспечение их соблюдения | |
Актуальность | Представление реальных сведений в нужный момент времени | |
Достоверность | Адекватность сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, борьбой с любой тенденциозностью | |
Релевантность | Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами | |
Полнота отображения | Обеспечивается составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его иерархической структуры и связей | |
Целенаправленность | Соответствие информации генеральной цели исследования | |
Информационное единство | Подчинение методологии обработки данных требованиям теории информатики и статистической теории наблюдений | |
Многосторонняя, отличающаяся сложной иерархической структурой и взаимосвязями информация в маркетинге образует единую систему, которая слагается из трех взаимосвязанных компонентов:
а) специалистов по сбору и обработке информации;
б) методологических приемов сбора и обработки информации (в том числе компьютерной технологии);
в) оборудования по сбору, обработке и хранению информации Различаются следующие типы маркетинговой информации.
По форме планирования:
оперативная — срочная информация, используемая в оперативном планировании для неотложного использования (ее разновидностью является предупреждающая или сигнальная информация, вид краткосрочного прогноза).
стратегическая — используемая в стратегическом планировании, отличающаяся от оперативной глубиной и охваченным периодом (ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).
По месту сбора:
внешняя — информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях.
внутренняя — любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу;
В свою очередь внутренняя информация по времени использования делится на первичную и вторичную.
Первичная информация собирается специально для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. К первичной информации относятся организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и т. п. До этого момента она не существует.
Вторичная информация — это уже существующая информация, собираемая для различных целей, но используемая для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. Данная информация собирается фирмой не для маркетинговых, а для других целей (например, бухгалтерский учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов госстатистики, налоговой службы и т. д.). Вся внешняя информация для маркетинга фирмы является вторичной. Большое значение имеет классификация информации по ее назначению (табл. 4).
Таблица 4 Группировка маркетинговой информации по назначению
Тип информации | Назначение информации | Где представлена информация | |
Справочная | Вспомогательные, служебные цели | Справочники, регистры, бюллетени, учебная литература | |
Нормативная | Различные нормы и нормативные акты, управление | Нормативные справочники, сборники законов и постановлений | |
Аналитическая | Выявление и моделирование закономерностей, тенденций, взаимосвязей | Динамические ряды, ряды распределений, группировки и т. д. | |
Рекомендательная | Консалтинговые цели, базы данных | Рекомендации на основе заказанных исследований, прогнозы и сценарии | |
Сигнальная | Мониторинг | Расчеты и факты, краткосрочные прогнозы и экстраполяция | |
Регулирующая | Контроллинг | Информация об отклонениях от плана | |
Кроме этого информация различается по регулярности ее поступления.
Постоянная информация отражает неизменный характер некоторых рыночных явлений и процессов (например, основные параметры деятельности предприятия). Часть постоянной информации поступает непрерывно, без существенных промежутков. Другая часть — дискретная, собирается с определенными промежутками во времени.
Переменная информация поступает от источников, функционирующих нерегулярно. Некоторые виды информации собираются спорадически, по мере возникновения потребности в ней.
Иногда непрерывная информация собирается в форме мониторинга — это система постоянного отслеживания четко определенного (узкого) круга данных.
Источник информации — это концентрированный и специализированный проводник, канал информации, откуда ее черпают заинтересованные пользователи.
Существуют два канала получения информации: первый, когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения (через разные источники) и второй, когда статистически оцениваются (как абсолютная, относительная или средняя величина, тенденция и т. п.) действия массы носителей.
Основные каналы получения маркетинговой информации перечислены в таблице 5.
Таблица 5 Схема источников маркетинговой информации
Канал/источник информации | Содержание информации | Доступность информации | Способ получения информации | |
Публикации официальных, научных, публицистических, рекламных изданиях; бюллетенях; справочниках, регистрах; СМИ, Интернет и т. д. | Статистическая информация, методики, научные исследования и учебники, информация о предприятиях, конъюнктурная и рекламная информация | Общедоступна | Через библиотеки; рассылка подписчикам; покупка в магазинах и др.; посредством радио, телевидения; бюро вырезок, сети Интернет | |
Информация, приобретаемая на коммерческой основе у органов государственной статистики, консалтинговых и других фирм (синдикотивная) | Статистическая информация, методики, факты, модели, рекомендации | Недоступна для неспециалистов | Покупка у владельца информации | |
Информация, извлекаемая из публикаций, так называемое бюро вырезок по тематике заказчика | Контент-анализ (количественные методы анализа документов), группировка источников по какому-либо признаку | Заказная, целенаправленная | Заказ на подбор определенной информации из разных публикаций | |
Внутрифирменные бухгалтерский и статистический учет и отчетность | Всесторонняя экономическая и финансовая характеристика производственного/торгового потенциала фирмы | Доступна для маркетинговой службы фирмы | Поступает по распоряжению руководства фирмы | |
Обмен информацией между участниками интегрированного канала товародвижения | Производитель информирует о товаре, дистрибьютор — о рынке и тд, | Доступна только для участников канала | Обмен информацией осуществляется в соответствии с договоренностью | |
Специальные обследования, мониторинги, опросы | Единовременные и систематические оценки рыночной ситуации и характеристика поведения потребителей | Доступна для организаторов обследований | Обследования проводятся по решению руководства фирмы | |
Панели потребителей или специалистов | Всесторонняя характеристика доходов и расходов потребителей, оценка факторов, влияющих на спрос | Доступная для организаторов панели | Постоянная выборочная совокупность; информация поступает руководству фирмы — организатору панели | |
Сеть торговых корреспондентов | Неформальные оценки рыночной конъюнктуры и потребительского поведения | Доступна для службы маркетинга фирмы | Формируется решением руководства фирмы | |
Экспертные оценки | Оценки, выводы, прогнозы | Доступна для заказчика | Группа экспертов приглашается руководством фирмы | |
Эксперимент | Позволяет выявить пропорции и взаимосвязи, в частности эластичность спроса | Доступна для службы маркетинга | Проводится службой маркетинга одновременно с пробным маркетингом | |
Заключение
Целью ассортиментной политики является грамотное и квалифицированное управление ассортиментом товаров.
Ассортиментная политика представляет собой комплекс организационных, технических, экономических и правовых мероприятий, направленных на достижение рациональности и гармоничности ассортимента товаров.
Все элементы в данной системе взаимосвязаны, причем эта связь не односторонняя, обычно называемая прямой, а многосторонняя, включая взаимное, и не только прямое, но и обратное влияние элементов системы друг на друга.
С точки зрения динамики целесообразно, на мой взгляд, рассматривать процесс управления ассортиментом как циклический процесс, один цикл которого включает в себя следующие этапы:
анализ — выявление тенденций и отклонений в изменении показателей ассортимента, факторов внешней и внутренней среды;
планирование — установление цели, направлений совершенствования и прогноз результатов;
организация — установление определенной последовательности выполнения мероприятий по управлению и распределение обязанностей между структурными подразделениями;
контроль — обеспечение корректной реализации запланированных мероприятий.
Цель маркетингового исследования — создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Основными результатами исследования рынка являются:
— прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха;
— определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;
— осуществление сегментации рынков, т. е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
Опросы считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях, предпочтениях.
Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом.
анкета опрос рынок потребитель
1. Аванесов Ю. А., Клочко А. Н., Васькин Е. В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. -М.: ТОО «Люкс-арт», 2005. — 176 с.
2. Адамов В. Е., Ильенкова С. Д. Экономика и статистика фирм: Учебное пособие: -М.: Финансы и статистика, 2007. — 240 с.
3. Алексеева Н. Н. Планирование деятельности фирмы: Уч.-метод. пособ. М.: Финансы и статистика, 2007. — 248 с.
4. Аллен Л. Учимся торговать: Пер с англ. — Мн.: Амалфея, 2006. -214 с.
5. Ансов Н. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2009. -135 с.
6. Бланк И. А. Торговый менеджмент. -Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2008. -408 с.
7. Быкова Е. В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции. -М.: Перспектива, 2005. 154 с.
8.Беляевский И. К. «Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз», Москва, «Финансы и статистика», 2007 г.
9.Васильев Г. А., Осипова Л. В. Коммерческая деятельность промышленных фирм. -М.: Экономическое образование, 2005. -286 с.
10.Горелова А. Определяющая сила потребительских мотивов // Маркетинг. 2008. № 3. с. 26 — 30.
11.Котлер Ф. «Основы маркетинга», Санкт-Петербург, АО «Коруна», 1994 г.
12.Леви М., Вейтц Бартон А. Основы розничной торговли. — Санкт — Петербург, 2007. — 448 с.
13.Маркова Т. Г. Организация маркетинга на предприятии // ЭКО. -2006. -№ 11. -С.13−23.
14.Мокров Г. Исследования и разработки маркетинга // Кадры. -2007. -№ 7. ;
С. 2−14.
15.Мокров Г. Исследования маркетинга// Бизнес. — 2004. — № 8.
16.Орхова Т. М. Маркетинговые коммуникации // Маркетинговые исследования. -2007. -№ 6. -С. 25 — 38.
17.Николаева Т. И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 5. с. 104 — 107.
18.Паронян А., Беседина В., Меньшикова М. Поведение потребителя и управление спросом и предложением товаров // Маркетинг. 2009. № 5. с. 25 — 32.
19.Половцева Ф. Маркетинговая деятельность: методология, формирование, эффективность // Маркетинг. 2009. № 4. с. 33 — 47.
20.Родионова Л. Н. и др. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг. 2009. № 5. с. 62 — 77.
21.Торговля в России: Статистический сборник. -М.: Госкомстат, 1996.
22.Хисрик Р. Д., Джексон Р. В. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. — М.: Филинъ, 2006. — 368 с.
23.Хэмимттон Д. Маркетинговые исследования // Маркетинговые исследования. -2006. -№ 6. -С. 27−38.
Приложение Уважаемый покупатель!
Филиал «Молочный комбинат» Чебоксарский" Проводит опрос потребителей. Убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы.
АНКЕТА
1) Покупаете ли Вы молоко и кисломолочную продукцию?
а) да б) нет
2) Как часто Вы покупаете молоко и кисломолочную продукцию?
а) один раз в неделю б) два раза в неделю в) по необходимости г) затрудняюсь ответить
3) Какое количество обычно приобретаете за один раз?
а) один литр б) два литра в) другое количество
4) Какую товарную марку Вы предпочитаете?
а) молоко б) кефир в) сметана г) творог д) прочее е) затрудняюсь ответить
5) Товар какого производителя Вы чаще всего покупаете?
а) отечественного производства б) зарубежного производства в) совместного производства г) затрудняюсь ответить
6) Как Вы оцениваете широту ассортимента молока и кисломолочной продукции, в целом?
а) широкий б) недостаточно широкий в) узкий г) затрудняюсь ответить
7) Как Вы оцениваете уровень цен на молоко и кисломолочные продукты, в целом?
а) высокий б) средний в) низкий г) затрудняясь ответить
8) Как Вы оцениваете уровень качество молока и кисломолочной продукции в целом?
а) высокий б) средний в) низкий г) затрудняясь ответить
9) Соответствует ли, по Вашему мнению, уровень цен качеству продукции?
а) соответствует б) не соответствует в) затрудняюсь ответить
10) Каким фактором Вы руководствуетесь при покупке молока и кисломолочной продукции?
а) качеством б) производителем в) сроком хранения г) уровнем цен д) наличие индивидуальной упаковки е) другими причинами
11) Где Вы предпочитаете покупать молоко и кисломолочные продукты?
а) в магазине б) на рынке в) все равно где СВЕДЕНИЯ О РЕСПОНДЕНТАХ
1) Пол и возраст Мужчины:20−30 лет
30−40 лет
40−50 лет
50 лет и старше Женщины:20−30 лет
30−40 лет
40−50 лет
50 лет и старше
2) Социальное положение домохозяйка рабочий (ая) служащий (ая) пенсионер (ка)
3) Средний доход на одного члена семьи до 1000 рублей от 1000 до 2000 рублей от 2000 до 3000 рублей от 3000 рублей и выше
4) Образование неполное среднее среднее средне-специальное высшее СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
.ur