Развитие архитектуры Древнерусского государства
После Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве. Его называют вершиной южнорусского зодчества ХI в. Софийский собор в Киеве — огромный пятинефный храм, построенный в 1037—1054 гг. греческими и русскими мастерами. София Киевская, возведенная на высоком берегу Днепра, блестела тринадцатью свинцовыми куполами, которые составляли пирамидальную композицию. Сравнение его с другими… Читать ещё >
Развитие архитектуры Древнерусского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика древнерусского искусства С принятием христианства в 988 г. из Византии Киевское государство оказалось вовлеченным в мощный культурный поток византийско-славянского мира, в сферу восточно-христианской культуры. В процессе ее усвоения и многовековой творческой переработки родилось то оригинальное и самобытное древнерусское искусство. Оно обладает радом признаков. Искусство обслуживало религиозные потребности общества, потребности христианского мировоззрения и культа.
Оно тесно связано с религией тематикой, содержанием, формой и призвано сосредотачивать мысли человека на неземном ,"невещественном". Древнерусский мастер пытался проникнуть в тайны прошлого и будущего, осмыслить добро и зло.
Древнерусское искусство следовало канону. Художник использовал устойчивый набор сюжетов, типов изображения (иконографию) и сюжетных схем. Не так часто мы можем назвать авторов соборов, икон, декоративно-прикладного искусства ;роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем. Искусство не только удовлетворяло религиозным потребностям общества, но непосредственно служило церкви и находилось под его контролем. Храм являлся образом мироздания, центром общественной жизни и средоточием всех видов искусств .В нем произносились блестящие ораторские тексты и поучения, пелись величавые песнопения. В его архитектуре, стенной живописи и иконах воплотились представления о строении мира, его истории и его будущем.
Деревянное зодчество древней Руси С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева.
Из дерева строили жилища, здания хозяйственного и общественного назначения, укрепления, мосты и т. п. Дерево — материал недолговечный и плохо сохраняющийся в земле, поэтому остатки деревянных сооружений редко попадаются археологам. Тем не менее ученые предполагают, что у восточных славян «были деревянные рубленые языческие храмы», способы сооружения которых перенесены впоследствии на христианские церкви. В частности деревянная церковь Ильи в Киеве (первая половина X века). В конце века новгородские мастера срубили монументальный тринадцатиглавый собор Софии (Собор Софии Киевской; по вероятной гипотезе, его величавый объем складывался из тринадцати соподчиненных столпообразных срубов. Не удивительно, что уже в начале XII века искусство новгородских «древоделей» получило общерусскую известность. Видимо, ими же в 60-х годах XI века построен из дуба собор в Ростове. Когда он погиб в пожаре, летописец отметил, что это была «соборная, дивная и великая церковь, какой еще не было и не будет».
Таким образом, в пору превращения христианства в государственную религию Русь уже обладала развитым искусством архитектуры, имевшим глубокие исторические корни.
Приход на Русь византийской культуры. Развитие каменного строительства Каменное строительство получило определенное развитие с кон. 10 — нач. 11 вв., что было связано с Крещением Руси. Византийское зодчество создало классический тип крестово-купольного храма. Его основой являлось прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, членившими внутреннее пространство на девять частей. Столбы соединялись арками, поддерживавшими барабан купола. Таким образом, центром храма было подкупольное пространство, залитое светом, проникавшим сверху через окна, размещенные в барабане. Примыкающие к под купольному квадрату ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образовывали крестообразную основу плана. Форма креста. Отсюда и название — крестово-купольные храмы.
С восточной стороны к зданию примыкали три граненых или полукруглых помещения— апсиды, В средней апсиде размещался алтарь, отделенный от основного помещения храма невысокой алтарной преградой в виде аркады (зачаток позднейшего иконостаса). В западной части здания устраивалось помещение второго яруса—хоры, где во время богослужения находилась феодальная знать. Внутри церкви на стенах, столбах и сводах размещались объединенные в строго канонизированную систему религиозные изображения, выполненные в технике мозаики и фрески. Полированный, инкрустированный и резной камень отделки и драгоценная утварь завершали синтез искусств, подчиненных архитектуре.
Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь Св. Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989−996 гг., и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Владимир даровал «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Десятинная церковь является древнейшей из известных нам монументальных построек Руси. Десятинная церковь являлась дворцовой церковью, и рядом с нею было возведено несколько кирпичных дворцовых зданий. Но она была разрушена монголо-татарами в 1240 г.
Так, в конце Х в. в центральной части Киева был создан первый на Руси ансамбль монументальной каменно-кирпичной архитектуры, что сразу же резко выделило Киев среди всех прочих русских городов, подчеркнув его роль как столицы сложившегося государства. После этого строительство прервалось, а византийские мастера, видимо, вернулись на родину.
Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции.
Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков. В строительстве использовались плоские кирпичи византийского типа, применялась кладка со скрытым рядом византийского происхождения.
Великие памятники Древнерусской архитектуры. Складывание собственных приемов в строительстве Следующий этап монументального строительств начался в 30-х гг. XI в. В 1031—1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор — самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси. Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. Собор увенчан пятью главами. Судя по раскопкам, к восточным углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному была пристроена двухэтажная крещальня. Общая композиция имела пирамидный характер. Привлекает внимание нарядная кирпичная разработка фасадов здания.
После Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве. Его называют вершиной южнорусского зодчества ХI в. Софийский собор в Киеве — огромный пятинефный храм, построенный в 1037—1054 гг. греческими и русскими мастерами. София Киевская, возведенная на высоком берегу Днепра, блестела тринадцатью свинцовыми куполами, которые составляли пирамидальную композицию. Сравнение его с другими византийскими памятниками показывает, что аналогий ему нет. Византийские храмы были небольшие, трехнефные, одноглавые, а киевский Софийский собор имеет огромные размеры, пятинефный и многоглавый. Объясняется это тем, что собор должен был стать главным храмом государства, поэтому ему хотели придать грандиозность. Храм должен был вмещать много людей. Поэтому из-за увеличения размеров прибавили два нефа. Осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторым ярусом галерей, по византийской системе можно было только через окна барабанов глав, поэтому зодчие использовали многоглавие, нехарактерное для византийского храма.
Также многоглавие привносило в композицию пышность и торжественность. Большую роль сыграло применение местных строительных материалов. На Руси не было мрамора, поэтому вместо принятых в Константинополе мраморных колонн поставили кирпичные столбы, что сразу изменило характер интерьера. Кирпичные плиты, парапеты хор и полы исполняли из местного сланца (красный шифер), имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Применяли мозаику и поливные керамические плитки. Установка подпружных арен повлекла за собой применение не квадратных, а крестообразных в плане столбов, поскольку лопатки* столбов служили опорами для этих арок.
Благодаря точному расчету внимание каждого, кто входит в храм, приковывается к алтарной его части и пространству под центральным куполом. Здесь помещена мозаика с изображением Христа-Вседержителя. Подлинным шедевром Софии является огромная мозаичная фигура Богоматери — Оранты.
На противоположной алтарной части храма изображены бытовые сцены из жизни княжеского двора, а также сцены «бесовских забав» разудалых русских скоморохов. Особого внимания заслуживают фрески-портреты семьи Ярослава Мудрого. Лучше всего сохранилось изображение четырех дочерей князя. Их стройный и нежный облик наделен ярко выраженными индивидуальными чертами.
София Киевская является блистательным олицетворением идеи единства русской государственности и Православия. Собор как центр общественной жизни Киева воплотил в себе философию, этику и эстетику Руси, стремящейся к национальному самоопределению. Храм оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие каменного зодчества. Появились Софийские соборы в Новгороде, Полоцке, расцвело строительство величавых храмов и крепостей в других русских княжествах. Начало строительства в 1045 г. сыном Ярослава — Владимиром собора Софии в Новгороде — втором по значению городе Древнерусского государства следует рассматривать как продолжение укрепления политики государственности и упрочения авторитета великого князя.
Каменный храм ставится в детинце, на месте прежней сгоревшей Софии как княжеский и одновременно городской собор. Он закладывался, по-видимому, при участии зодчих из Киева. План Софии Новгородской во многом схож с планом Софии Киевской. Это тоже пятинефный купольный храм с широкими хорами и галереей, но он строже киевского имеет пять куполов, расположенных в симметричном порядке, стены сложены из местного известняка. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные как в Киеве.
Современный вид собора — полностью побеленного, с надстроенной ещё в 17веке галереей, растесанными окнами — все же дает представленное о его первоначальном облике. Большой урон зданию нанесли фашисты: погибла уникальная фреска Вседержителя в центральном разрушенном и потом восстановленном куполе, пострадали и другие росписи. В свою очередь, — это самая старая сохранившаяся церковь. Здесь хранятся несколько древних православных святынь, например Икона Божией Матери «Знамение», которая, согласно легенде, в 1170-м году спасла Новгород от нападения одного из князей. Его войско осадило город, а когда жители поняли, что не смогут отбиться, они стали возносить молитвы Господу. На третью ночь осады архиепископ Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из собора эту икону, и тот последовал воле Божьей. Когда одна из стрел осаждавших попала в икону, из глаз пресвятой Богородицы полились слёзы, после чего войско осаждавших бросило оружие и побежало прочь. Так же следует отметить, что Собор Святой Софии в Новгороде входит в список главных достопримечательностей России глазами иностранцев.
Между 1044 г. и 1066 г. возводится ещё один Софийский собор в третьем важнейшем городи Древней Руси - Полоцке. Таким образом, в трёх центрах формирования древнерусской культуры, сыгравших значительную роль в формировании единого государства, сооружаются соборы Софии, которые в эпоху аллегорических образов служили наглядными символами государственности и силы великого князя.
Кроме трех Софийских соборов было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Григория.
Золотые ворота в Киеве — один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда 6,4 метра. Ворота были разрушены во время монголо-татарского нашествия, и до 1982 г. находились в развалинах. Большое значение для развития русского зодчества имел Успенский собор киевского Печерского монастыря, заложенный в 1073 г. Это был трехнефный шестистолпный храм. Внутри собор был некогда богато украшен мозаичной и фресковой живописью, мраморными деталями, имел мозаичный пол. Неподалеку от собора раскопками удалось вскрыть остатки мастерской, где изготовляли смальту для мозаик. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35×24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8.6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. Византийские зодчие, возводившие Печерский собор, по-видимому, вынуждены были считаться с требованиями заказчиков, желавших, чтобы здание отвечало тем композиционным формам, которые уже сложились в киевской архитектуре. Собор был разрушен во время Великой Отечественной войны, на данный момент восстановлен. Во второй половине 11 В. интенсивное строительство велось в Переяславле. Однако лишь остатки фундаментов и скупые слова летописей позволяют сегодня говорить о былом величии этого крупнейшего города на Руси. Оригинальная композиция Спасского храма в Окольном городе на месте поздней Спасской церкви, что дает основание и её именовать Спасской. Эта церковь служила усыпальницей, о чем свидетельствуют захоронения. Небольшой храм с одной апсидой и нартексом имел всего два внутренних столба, причем с восточной стороны. Нетипичное расположение столбов позволяет предполагать о своеобразии объемно-конструктивном завершении. Среди переяславских построек были и бесстолпные храмы.
Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III — во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.
Самое крупное сооружение Владимира — Успенский собор, строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление.
Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворные храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Рельефы Дмитриевского собора вдохновлены народным творчеством, но ряд образов в них связан с византийским и восточным влияниями, переработанными народной фантазией. Сходная скульптурная декорация наблюдается и в некоторых других памятниках Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор в свое время, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимися лишь фрагментарно. Вся верхняя часть наружных стен собора сплошь покрыта резными украшениями. Здесь можно видеть и царя Давида, и Александра Македонского, возносимого на небо грифонами, и охотников, и фантастических зверей, птиц — все это рассеяно среди диковинных трав и пышных цветов. Каждое изображение располагается на отдельном камне, но все вместе они складываются в стройное целое и составляют подобие узорчатой ткани, словно наброшенной поверх каменного массива храма. Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230—1234). В Боголюбове был сооружен дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся в пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент — двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнах. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями.
Знаменит храм Покрова на Нерли (1165). Его называют самым белокаменным, самым совершенным русским храмом. Основные объемно-пространственные формы здесь те же, однако отсутствуют башни и увеличивается число элементов романского характера. Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим Владимиро-Суздальских стиль. Входы и окна решены так же, как у романских построек. Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. В этом здании поражает стройность и изящество, исключительное богатство новых, небывалых ранее соотношений между его частями. Белизной камня, правильностью и стройностью силуэта Нерлинский храм выделяется из окружающего его пейзажа.
Заключение
Расцвет русской архитектуры домонгольского периода продолжался недолго, всего примерно два с половиной века. Но за это время была создана яркая, самобытная и многообразная архитектура, оставившая глубокий след в истории русской культуры. Трудно перечислить и рассказать обо всех архитектурных памятниках Древней руси, но из выше сказанного можно сделать вывод о развитие древнерусской архитектуры.
Древнерусские зодчие освоили технику каменного строительства и, применительно к конкретным условиям, внесли изменения в общераспространенные типы культовых зданий. Шел процесс приспособления византийских схем храмов к условиям Руси. Сопоставление архитектурных памятников с одновременными иноземными постройками, включая византийские, свидетельствует об отсутствии прямых аналогий. Специфика социального заказа, природных условий, традиции деревянного строительства, (башенность, многоглавие, пирамидальность) особенности мировосприятия, художественных идеалов — все это налаложило отпечаток на архитектурные произведения.
зодчество каменный церковный деревянный Литература
1. Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л., «Наука», 1986
.ur