Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Семья и подростковая делинквентность

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат delinquo— совершить проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т. е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений. Термин «делинквентность» охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства до криминальных… Читать ещё >

Семья и подростковая делинквентность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контрольная работа.

Семья и подростковая делинквентность.

План.

1. Подросток как объект домашнего насилия.

2. Подростковая делинкветность в современном российском обществе.

3. Влияние семьи на делинквентное поведение подростков Литература.

1. Подросток как объект домашнего насилия.

Какое место самое главное и безопасное для ребенка на земле? Большинство людей наверняка ответят — родительский дом. Но так ли это? Слишком много фактов ставят это утверждение под сомнение. Неумолимая статистика утверждает: около 2 млн. детей в России ежегодно подвергается избиению в семье. Две тысячи детей, ставших жертвами семейного насилия, ежегодно заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч несовершеннолетних, спасаясь от родителей, уходят из дома, пополняя ряды социальных сирот, наркоманов, преступников.

Эти данные страшны сами по себе. Но есть и другой аспект проблемы. Подростковый возраст — это время, когда у становящихся взрослыми детей закладываются главные принципы, из которых в будущем станет складываться их собственная практика социальных, в том числе и семейных отношений. Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они выделяют, зачастую неосознанно, основные принципы организации собственной жизни. Какими будут эти принципы, зависит во многом от тех знаний, которые подросток вычленил из окружающего его взрослого мира, усвоил в процессе социализации, проверил практически на собственном опыте и — как результат — закрепил в строгие формы определенных стереотипов, аппелировать к которым он будет в дальнейшем. Та же статистика фиксирует постоянный рост преступности несовершеннолетних. 70% преступников, содержащихся сегодня в местах лишения свободы, первое преступление совершили в возрасте до 16 лет. По данным различных исследований от 60 до 75% подростков, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, выросли в семьях, где нормой выступала аморальность, жестокость и культ насилия в межличностных отношениях. Подростковая преступность была и остается острейшей социальной проблемой, и не решена в полной мере ни в одном обществе. Насилие — это усвоенная в процессе социализации модель поведения, что превращает его в настоящую эпидемию, распространяющуюся от одного поколения к другому.

Проблема семейного насилия в российском обществе имеет свои специфические особенности. В традиционной русской культуре понятия семейного насилия не существовало. Если муж бьет жену, значит…(!) он ее любит. Та же самая психологическая участь постигла и российских детей. Ведь испокон веков на Руси «за одного битого двух небитых дают». Вот и посейчас отцовский ремень считается во многих семьях лучшим «педагогом», и никто не возьмется определить ту грань, за которой наказание превращается в истязание. Жестокое обращение с детьми как социальная проблема осознается далеко не всегда. С одной стороны, россияне в большинстве своем негативно относятся к жестокому обращению с детьми. По данным опросов, почти 70% взрослых, ставших свидетелями физического насилия над ребенком, готовы вмешаться и остановить насилие (1.с.58). С другой стороны, представления о физическом насилии родителей по отношению к детям противоречивы. Опросы свидетельствуют о толерантности общественного мнения в отношении к телесному наказанию. В 2006 году в трех городах России (Ижевск, Самара, Саратов) группой российских исследователей был проведен уличный экспресс-опрос горожан (1783 человека, в том числе 842 родителя несовершеннолетних). Практически все (!) опрошенные родители полагают, что применение физических наказаний — это воспитательная мера. Почти половина родителей (45%) наказывают своих детей. Свыше 30% применяют телесные наказания, причем большинство используют достаточно жестокие меры: порку ремнем, избиение. Тех, кто воздействует на ребенка только вербальными способами, оказалось всего 14% (1. с.58). Реально картины насилия над детьми никто не знает, и статистики такой никто не ведет. Безусловно, органы внутренних дел фиксируют факты насилия над детьми, по вопиющим случаям работает прокуратура, но равнодушие людей, проходящих безучастно мимо детских слез, порой поражает.

При этом не следует забывать о том, что способы воспитания устойчиво транслируются из поколения в поколение. Усвоенные в детстве образцы родительского поведения в большинстве воспроизводятся по отношению к собственным детям. Опросы школьников в возрасте от 8 до 14 лет в различных городах России (Саратов, Ижевск, Самара, Казань) показывают, что 57% детей знают о том, что в семьях практикуется практика физического насилия. При этом каждый второй опрошенный школьник оправдывает (!) такое поведение взрослых. И даже сами жертвы — дети не воспринимают насилие в семье должным образом, особенно если речь идет не о побоях, а о ставших привычными родительских скандалах и унижениях. Только 16% юных респондентов готовы обратиться с жалобой в органы опеки и попечительства (1. с.59).

А ведь физическое насилие далеко не единственная форма жестокого обращения родителей с детьми. В руководстве по предотвращению насилия над детьми (1997) под редакцией М. Д. Асановой выделяется четыре основных типа насилия (2. с.123):

1. физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет;

2. сексуальное насилие — использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;

3. пренебрежение — хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;

4. психологическое насилие — хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Например, жертвы изнасилования часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить). Последствия таких ситуаций страшны и не всегда прогнозируемы. Данные российской статистики говорят сами за себя. От 2 до 2,5 тысяч детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 млн несовершеннолетних в возрасте до 14 лет регулярно подвергаются избиению. Почти 2 тысячи — ежегодно кончают жизнь самоубийством. Число беспризорных детей растет в нашей стране, и уже достигло 3−4 млн. (3).

Не менее страшной по своим последствиям является и ситуация с детьми-свидетелями семейного насилия. Дети, ставшие свидетелями такового, например, ситуация с отцом, избивающим мать, переживают «вторичную виктимизацию». Реакции детей на насилие различаются в зависимости от возраста, пола и социальной поддержки, которая им оказывается. Но практически все они имеют склонность к агрессивному поведению. Эти дети испытывают серьезные поведенческие проблемы во взаимоотношениях как со взрослыми, так и со сверстниками. Как следствие, именно подростки — жертвы и свидетели домашнего насилия в первую очередь пополняют ряды несовершеннолетних преступников. А если принять во внимание тот факт, что более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей, а в 30 — 60% семей дети из свидетелей превращаются в объекты семейного насилия, становится очевидно, что насилие представляет собой настоящую эпидемию, распространяющуюся как внутри поколений (во взаимоотношениях между сверстниками), так и на межпоколенном уровне, транслируясь как определенная модель социальных отношений, в том числе и семейных, воспринимаясь подростками как своего рода поведенческая норма.

Опираясь на материалы проведенного нами в 2007;2008гг исследование феномена семейного насилия по отношению к детям, мы провели интервью с 3 психологами, 5 социальными педагогами, 3 медицинскими работниками (врач и 2 медсестры) и 2 инспекторами комиссии по делам несовершеннолетних с целью выявления «болевых точек» в функционировании структур по профилактике и предотвращению семейного насилия. Полученные данные мы попытались классифицировать по типам объяснения причин жестокости по отношению к детям. Результаты можно представить следующим образом.

Практически все участники исследования продемонстрировали крайне негативное отношение к насилию. Объясняют же они жестокость по отношению к детям, во-первых, отклонением от нормы в личностном развитии самих родителей и негативными межличностными отношениями родителей. Второе объяснение — специфика культуры родительства (неготовность к выполнению родительских функций, собственное бессилие и несостоятельность в роли родителей). Третий тип объяснения заключается в самих детях (неуправляемость, сложности переходного возраста, провинности, школьная неуспеваемость и т. д.). Наконец, четвертая группа объяснений связана с объективными социальными причинами (низкая материальная обеспеченность, физическая перегруженность родителей, монородительская семья).

Все объяснительные схемы, предлагаемые специалистами, можно представить в виде своеобразных стереотипов.

Дети — источники проблем. Дети сами провоцируют насилие: если бы подросток вел себя «достойно», его не нужно было бы наказывать. Эта позиция оправдывает насильственные действия взрослых, перекладывая вину на жертву. Однако многочисленные исследования конкретных случаев семейного насилия доказывают, что дети зачастую всякими способами стремятся угодить родителю, отчаянно стремясь предотвратить конфликтную ситуацию. Тем не менее, обидчик все равно найдет повод для агрессии.

Нетипичная семья. Жестокое обращение с детьми объясняется демографическими характеристиками и социальным статусом семей. К таковым традиционно относят неполные семьи (как правило — материнские), в которых довольно высокое эмоциональное напряжение и, как следствие, частые случаи физического наказания. Культурные практики воспитания, транслирующиеся из поколения в поколение. Однако домашнее насилие нередко случается и в «благополучных» семьях. Дело в том, что данные о насилии, происходящем в асоциальных семьях, чаще попадают в официальную статистку, выявляются при бракоразводных процессах, в ходе лишения супругов родительских прав и т. д. Но то, что происходит за стенами просторных квартир и элитных особняков, как правило, остается скрытым от посторонних глаз. Однако, оглядитесь по сторонам, разве вам не приходилось быть свидетелем того, как модная мамаша зло отчитывает свою маленькую дочь, за то, что та нечаянно ступила в грязь новенькими туфлями. Мать снимает обнову и ведет девочку через лужи босиком. А на замечания сердобольных старушек грубо парирует: «Моя дочь, как хочу, так и воспитываю. В следующий раз будет думать». Приходится признать, что от семейного насилия не застрахован никто, независимо от материального состояния, состава семьи и т. д.

Алкоголизм как источник агрессии. Весьма часто корни семейного насилия усматриваются в алкоголизации родителей, т.к. употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение. С данным утверждением трудно не согласиться. Но многочисленные исследования, проведенные специалистами за рубежом, ставят и его под сомнение (4. с.220). Во-первых, известны случаи, когда родители, пройдя курс лечения от алкоголизма, продолжали быть жестокими и агрессивными по отношению к детям. А во-вторых, среди семейных агрессоров немало мужчин и женщин, ведущих абсолютно здоровый образ жизни, не употребляющих ни алкоголь, ни наркотики. Это позволяет утверждать, что сам по себе алкоголь не является причиной насильственного поведения, но используется насильниками в качестве оправдания такового.

Неизбежность зла. Сущность данного представления заключается в утверждении мысли о том, что бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно существовало всегда и везде. Известны типы обществ, где данная форма социальных взаимоотношений даже легитимизирована. Что уж говорить о социальных стереотипах, закрепленных в таких элементах культуры как пословицы, поговорки и т. д. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Европейском регионе от физического насилия ежегодно погибают более 1300 детей. В странах СНГ этот показатель почти в 3 раза выше (5. с.113). А Россия, к сожалению, пока еще находится в числе «лидеров». Это доказывает то, что с проблемой семейного насилия можно и нужно бороться. Проблема не в неизбежности данного феномена, а в низкой эффективности механизмов, в том числе и законодательных по борьбе и профилактики семейного насилия.

Дела семейные… На основе данных, полученных нами из интервью, мы можем сделать вывод о том, что случаи семейного насилия, становящиеся известными обществу, как правило связаны с чрезмерной жестокостью, имеющей ярко выраженные последствия, иногда, связанные с наличием угрозы жизни потерпевшего. Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходит даже до милиции. Сотрудники школы не хотят портить репутацию своего учебного заведения. Врачи и психологи молчат, поясняя свою позицию предельно просто: я оказываю помощь ребенку как медик или как педагог. Родители просто отказываются от своих показаний. Дети терпят физические наказания, полагая, что сопротивляться не имеют права, а, также надеясь заслужить расположение жестокосердного родителя. Социальная ответственность соседей, родственников крайне низкая. Выходит, нет посторонним никакого дела, кто и за что истязает ребенка дома! В ответах наших собеседников четко прослеживается мысль: пока сам ребенок не прибежит, случай жестокости не будет выявлен. Но ведь произойдет это в случае крайней жестокости, да и то, если будет у несчастного ребенка такая возможность. Поэтому самой страшной проблемой, становится уже неоднократно упоминавшееся нами отношение общества к проблеме семейного насилия над детьми. И проблему эту можно обозначить одним словом — БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Таким образом, косвенными виновниками того, что семейное насилие в нашем обществе существует и поныне, являются те, кто своей пассивностью, безразличием, нежеланием вмешиваться в «святая святых», в частную жизнь, гарантируют насильникам, если не открытую поддержку, то, по крайней мере, возможность чувствовать себя в относительной безопасности и безнаказанности. И переломить эту терпимость к насилию в общественном сознании, пожалуй, самая сложная задача.

Вывод: проблему семейного насилия следует рассматривать в социальном контексте, включающем культурные, экономические и психологические факторы. При этом к насилию над детьми приводит не один из факторов, а, как правило, их совокупность, т. е. к насилию всегда ведет комплексное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, семьи и индивидуального уровня. Но все попытки оправдать насильственные действия родителей по отношению к детям, есть не что иное, как способ подвести рациональное обоснование под девиантное поведение взрослых.

2. Подростковая делинкветность в современном российском обществе.

Эта проблема существует столько, сколько существует сама преступность и остается одной из острейших и трудно разрешимых. Однако прежде, чем мы приступим к анализу ситуации в сфере подростковой преступности, рассмотрим, что собой представляет само понятие «делинкветное поведение» вообще и «подростковая делинквентность», в частности.

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат delinquo— совершить проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т. е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений. Термин «делинквентность» охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства до криминальных действий, таких как, например, кражи. В криминологии обычно используют термин «подростковая делинквентность», обозначающий высокий уровень правонарушений, влекущих за собой предъявление обвинения, которые совершаются подростками в возрасте от 12 до 20 лет. Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делинквентных подростков обозначается выражением «трясти деньги»: малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты), угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают где попало. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки («фарцовка»), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным Кодексом РФ, да и у взрослых подобное поведение чаще служит предметом разбирательства товарищеских судов и причиной административных взысканий.

Типичными преступлениями для подростков в указанных возрастных пределах являются воровство и кражи со взломом, тогда как насильственные преступления более характерны для тех, кто старше 17 лет (6. с.114).

Иногда все эти нарушения поведения называют «девиантным поведением», что не совсем точно отражает суть дела. Девиантность — отклонение от принятых норм — понятие более широкое, оно включает не только делинквентность, но и другие нарушения поведения — от ранней алкоголизации до суицидных попыток.

В свою очередь делинквентное поведение — понятие гораздо более широкое, чем преступность или правонарушение. Д. Шумэйкер следующим образом характеризует делинквентное поведение: «В собирательном значении, незаконные деяния, независимо от того, криминальные они или статусные, совершенные молодежью до 18 лет, обозначаются как «делинквентное поведение», а молодежь, совершающая эти поступки, относится к «несовершеннолетним делинквентам». Эта терминология официально была определена в 1899 году в Чикаго, когда был принят первый Кодекс подростковой делинквентности (7.с. 96).

О том, что подростковая делинквентность в России представляет реальную социальную проблему, свидетельствуют данные статистики. За последние 15 лет в 4 раза увеличилась доля убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, совершенных несовершеннолетними. Количество разбоев выросло более, чем в 3 раза. Грабежей и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков — в 2, 5 раза (9. с.87).

Интересные данные приводит Судебный Департамент в Ростовской области. В 2008 количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, составило 3081 (рост за год на 14,6%). Всего в Ростовской области в 2008 г. осуждено 2092 подростка, что составило 11,1% от общего числа всех осужденных лиц. Рост преступности зарегистрирован в 49 районах области (68,1%).

В целом за последние 2 года преступность среди несовершеннолетних в Ростовской области возросла на 20 процентов. Самыми распространенными преступлениями несовершеннолетних остаются кражи. Вообще состав преступлений, совершенных подростками, отличается ярко выраженной корыстной направленностью. Более 90% преступлений совершается против собственности, а не против личности. Интересно также то, что сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних отмечают следующую закономерность: преступления, связанные с кражами и разбойными нападениями, чаще всего совершают дети из «неблагополучных» семей. А вот преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, более характерны для подростков из обеспеченных семей.

И еще один аспект рассматриваемой проблемы следует принимать во внимание. Сравнения официальных протоколов с результатами научных исследований подростков-делинквентов позволяют предполагать, что официальная статистика органов правопорядка охватывает лишь около одной десятой всех совершенных преступлений. Такое расхождение между фактическими и зарегистрированными преступлениями связано с тем, что регистрируются, как правило, более серьезные правонарушения, а в случае мелких правонарушений нередко сотрудники органов правопорядка могут ограничиться проведением беседы или других воспитательных мер.

Подростковая делинквентность опасна не только как антисоциальное явление. Проблема в том, что лица, получившие первый преступный опыт в несовершеннолетнем возрасте, по данным различных исследователей, крайне редко успешно проходят ресоциализацию и в последующие годы жизни возвращаются к социально одобряемому образу жизни. Так, А. И. Долгова пришла к выводу, что из лиц, совершивших преступления в подростковом возрасте, только около 10% возвращаются к законопослушному образу жизни (10. с.9).

По данным А. А. Тайбакова, свыше половины (53%) преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в возрасте 14−16 лет; а 39% - в возрасте 17−18 лет (11. с.86).

Не менее красноречивые данные о преступном опыте несовершеннолетних приводят Лелеков В. А. и Кошелева Е. В. (9.с. 89). По результатам их исследований 29,7% несовершеннолетних, отбывающих в настоящий момент наказание в колониях, совершили свои преступления в возрасте 14−15 лет. Удельный вес ранее совершавших преступления составляет 16,1%. Более 70% воспитанников колоний первое преступление совершили в возрасте до 16 лет. И, как упоминалось выше, лица с опытом преступлений в несовершеннолетнем возрасте продолжают свою преступную деятельность в дальнейшем. Являясь несовершеннолетними, 53, 5% юношей и 48,7% девушек уже имеют три и более судимости!

Конечно, показатели подростковой преступности существенно разнятся по регионам России. По уровню преступности традиционно «лидируют» Дальневосточный, Сибирский, Уральский регионы, тогда как, например, ЮФО существенно уступает выше обозначенным регионам (примерно в 20 раз). Однако общая картина преступности несовершеннолетних дает все основания говорить о крайней необходимости выработки мер по предупреждению подростковой делинкветности.

Обратимся к факторам, определяющим причины столь широко распространенного феномена подростковой делинквентности в российском обществе. Изучение результатов исследований российских и зарубежных специалистов по данной проблеме, позволило нам сгруппировать эти факторы следующим образом:

1. Социокультурные факторы;

2. Социально-экономические факторы;

3. Психологические факторы.

Прежде всего, распространению подростковой делинквентности способствуют определенные социальные и культурные условия. К таковым можно отнести:

1. Демонстрация насилия в средствах массовой информации. Демострируемое практически ежедневно насилие посредством ТВ (мультфильмы, фильмы, передачи) и видео укрепляет мнение ребенка или подростка о насилии как ценности и средстве усвоения приемлемого поведения. Ребенок легко усваивает увиденные ценности, манеры и нормы поведения, поскольку процессы осмысления, оценки и разграничения реальности и фантазий развиты еще недостаточно. Увиденную агрессию он может переносить в свою повседневную жизнь с собственными целями. Кроме того, растет толерантность, степень восприимчивости к насилию. Уже первые уроки извлекли в США: в одном из штатов увеличили количество фильмов с демонстрацией актов насилия по ТВ на 10%, вследствие этого число случаев насилия на улицах возросло на 5% (Цыцарев С. В., 2001). Российские ученые, изучавшие влияния фильмов ужасов, триллеров, боевиков на психоэмоциональное состояние подростков, также пришли к выводу, что под воздействием подобных фильмов происходит значительное увеличение склонности к открытому агрессивному поведению: среднеарифметический показатель склонности к открытому агрессивному поведению в группе подростков увеличился в два раза. (Лекомцев, Зубков, Емельянов, 1999).

2. Отсутствие эффективной превентивной политики государства. Отставание в развитии законодательной базы от преобразований, происходящих в обществе. Только в последние годы наметились положительные тенденции: разработаны и приняты социальные программы по укреплению семьи и защите несовершеннолетних. Постановлением Правительства РФ № 172 от 21.03.2007 г. утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007;2010гг. Ее цель повысить доступность социальных услуг, качество жизни и здоровья детей. Одна из мер профилактики заключается в создании учебных программ, включающих специальное сексологическое образование, основы безопасного общения, охватывающих детей, подростков, родителей, педагогов, социальных работников и милицию.

3. Неблагополучная «семейная демография». Криминогенная зараженность семей: пьянство родителей, рост наркомании, наличие судимых родственников, правовой нигилизм родителей.

4. Недостатки семейного воспитания. От 30 до 85% делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой. Абсолютно большинство исследователей говорят о том, что порядка 70% родителей сталкиваются с проблемами воспитания. Из них более 11% - с серьезными проблемами.

Рассмотрим вторую группу факторов, порождающих подростковую делинквентность, которые мы условно обозначили социально-экономическими.

Подростковая делинквентность встречается во всех социальных слоях общества, поскольку все семьи в той или иной степени подвергаются негативному влиянию нестабильной экономической системы. Однако, по мнению исследователей, в семьях, живущих ниже границы бедности, это происходит в два раза чаще, чем в семьях с лучшим экономическим положением. Итак, к социально-экономическим причинам семейного насилия можно отнести следующие:

1. Низкий доход и постоянная нехватка денег вызывают напряженность, связанную с неудовлетворенностью основных потребностей членов семьи.

2. Безработица или временная работа, также низкий трудовой статус (особенно у отцов). Частота подростковой делинквентности в семьях с более высоким социально-экономическим статусом в 5 раз ниже, чем в семьях неквалифицированных специалистов.

3. Неполная семья. Наличие только одного родителя-кормильца значительно ухудшает материальное положение. Доход неполной семьи в два раза меньше полной. Это также способствует вовлечению подростка в асоциальные деяния с корыстной целью.

4. Плохие квартирные условия, перенаселенность жилой площади приводит к дополнительной напряженности, которая может спровоцировать подростковую делинквентность.

5. Отсутствие социальной помощи, как от государства, так и от общественных организаций оставляет семью наедине со своими проблемами. Хронические стрессовые ситуации вызывают у родителя фрустрацию и беспомощность, влияя на психологический климат семьи, порождая безнадзорность, недостаточное внимание и поддержку со стороны родителей.

Психологические факторы. Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при наличии этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Поэтому неблагоприятная семейная обстановка на фоне акцентуированных типов личности может выступить усиливающим фактором, провоцирующим подростковую делинквентность.

Итак, анализ проблемы подростковой делинквентности приводит нас к пониманию того, что наиболее значимой детерминантой подростковой делинквентности выступают неблагоприятные условия жизни подростка, прежде всего в сфере семейных отношений. Поэтому, перейдем непосредственно к анализу влияния семьи на делинквентное поведение подростков — жертв семейного насилия.

3. Влияние семьи на делинквентное поведение подростков.

семья подростковая поведение делинквентность О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, социальных работников. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стали обстоятельства, окружавшие ребенка в семье (12.с.212). Вклад таких семей в преступность несовершеннолетних по некоторым подсчетам составляет 30−35% (13, с. 296). В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось чаще в 2−4 раза, чем у подростков, не совершавших преступлений (14.с.72). Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46% воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять в возрасте 13−26 лет. Свыше 42% несовершеннолетних совершили преступление в нетрезвом виде. Причем «питейные традиции» они усваивают в родительских семьях. 14% подростков-правонарушителей впервые употребили спиртные напитки с родителями или близкими родственниками (15. с.50). 36% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми (15.с.30). Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в 1 или во 2 классе, причем в 67% случаев — дома в кругу семьи (16.с.43).

При этом подчеркнем, что в семьях делинквентов отсутствует эмоциональный контакт ребенка с обоими родителями или с одним из них (в случаях с мальчиками — это, прежде всего, с отцом). 75% детей говорят о нарушении взаимоотношений, а 60% - о полном отсутствии взаимопонимания (16. с. 18−19).

Криминогенная обстановка в семье непосредственно влияет на ее членов. Среди подростков — воспитанников ИТК 60% имели судимых родителей, 35% - братьев. 5% - других родственников (17. с.106). По другим данным полная криминогенная зараженность микросреды была обнаружена в 60% случаев. Отцы судимы у половины подростков этой группы, у 38% - регулярно привлекались к ответственности за хулиганство. Аморально вели себя матери каждого пятого подростка (15. с.23). Обращаем внимание на то, что в таких семьях присутствует культ жестокости, насилия и аморальности как норма организации межличностных отношений. Изучение статистики наиболее тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними (убийства), свидетельствуют, что преступлению предшествовали длительные конфликты между подростком и родителями (близкими родственниками, отчимами). В каждой четвертой семье подростки подвергались систематическим издевательствам со стороны близких.

Одним из источников информации являются материалы судебной статистики. Они свидетельствуют, что в период с 1995 по 2007 гг отмечается омоложение преступности: треть осужденных составляет группа в возрасте 14−15 лет. Растет «вклад» в преступность несовершеннолетних в семьях с одним родителем. От трети до более 50% несовершеннолетних, состоящих на учете и задержанных за правонарушения, воспитываются в неполной семье. Вообще, как упоминалось в предыдущей главе, неблагополучная «семейная демография» служит мощным криминогенным фактором. При этом абсолютное большинство воспитанников колоний указывают либо на чрезмерную требовательность, переходящую в жестокость (физическое насилие), либо на безразличие родителей (фактор пренебрежения как форма эмоционального насилия). Причем в отношении последнего фактора только 8% опрошенных подростков-делинквентов считают, что имеет смысл поделиться своими проблемами и переживаниями с родителями (7.с.101). Интересные данные приводят в своей статье Лелеков В. А. и Кошелева Е. В. о динамике отношений родителей к подросткам в период 1991;2004гг. Они позволяют сделать вывод о том, что за указанный период резко возросли показатели родительской жестокости и безразличия, и сократилась чрезмерная доброта, которая в предшествующие годы рассматривалась как фактор, провоцирующий подростковую делинквентность. Это свидетельствует, с одной стороны, об ухудшении микроклимата в семье в результе социокультурных, экономических и политических трансформаций российского общества. А, с другой стороны, на фоне резко возросших показателей подростковой делинквентности за эти же годы, данный факт косвенно подтверждает нашу гипотезу о влиянии семейного насилия на делинквентное поведение подростков. Нравственно-правовой облик семьи, где воспитывались несовершеннолетние делинквенты, наглядно свидетельствует о ее негативном влиянии на детей.

Итак, проведенный анализ, позволил нам убедиться в наличии конкретных криминогенных факторов в семьях, находящихся в социально опасном положении. К факторам, негативно влияющим на поведение несовершеннолетних, способствующим совершению ими преступлений относятся:

1. воспитание детей в условиях неполной семьи;

2. наличие в семье судимых родственников;

3. злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи;

4. неблагополучная эмоционально-психологическая обстановка (скандалы, драки, сексуальная распущенность, свидетелями и участниками которых становятся подростки);

5. тяжелое материальное положение;

6. плохие жилищно-бытовые условия (отсутствие отдельной комнаты у ребенка, недостаток одежды, продуктов питания);

7. низкая правовая культура и правовой нигилизм родителей;

8. воспитание детей в условиях эмоциональной депривации.

1. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П. В., Антонова Е. П. Домашнее насилие над детьми. Стратегии объяснения и противодействия. Социс, № 1, 2008. с.57−64.

2. Писклакова М., Синельников А. (2011) Анатомия насилия // Социальному работнику о проблеме домашнего насилия. Составители: Е. Потапова, А.Синельников.М., 2011.

3. Независимая информация и аналитика. № 92 (492) от 12.08. 2006.

4. Синельников А., Писклакова М. Домашнее насилие как объект социальной работы //Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты. М.: РОССПЭН, 2014.

5. Синельников А. Выученные уроки: подростки и проблема насилия в семье. М.: УРСС, 2013.

6. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М.: Экономика, 2014.

7. Ханипов Р. А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики. Социс, № 12, 2007. с. 95−103.

8. Ханипов Р. А. Доминирующая делинквентная субкультура как фактор смены идентичности подростков. Вестник Евразии, № 3, 2006. с. 84−103.

9. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. О предупреждении преступности несовершеннолетних. Социс, 2007. с. 87−95.

10. Изменения преступности и проблемы охраны правопорядка /под ред. А. И. Долговой. М. 2004.

11. Тайбаков А. А. Профессиональный преступник. Социс.№ 8. 1993.

12. Фриденберг В. Ф. Внутрисемейные отношения и их влияние на воспитание детей и подростков //Трудные судьбы подростков — кто виноват? М., 2001.

13. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1999.

14. Ермаков В. Д., Крюкова П. М. Несовершеннолетние преступники в России, М., 1999.

15. Преступность и правопорядок в России. Статистический аспект. М. 2003.

16. Сибиряков С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998.

17. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних. Социс. № 1. 2006. с. 103−113.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой