Государственная социальная помощь: понятие и основания предоставления
Воспитание нового члена общества — крайне важный вопрос — за ними будущее нашей страны. Преуменьшить роль воспитания при таком подходе крайне трудно. Внушить эти важные мысли молодой матери очень важно. Ни для кого не секрет, что нередко дети не являются желанными, иногда они рождаются в неполных семьях, все это отражается на психике детей. Поэтому обязательно организовывать бесплатную… Читать ещё >
Государственная социальная помощь: понятие и основания предоставления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Московский областной профессиональный колледж»
Право и организация социального обеспечения
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Право социального обеспечения
Тема: Государственная социальная помощь: понятие и основания предоставления Студент: Цобак Арсений Алексеевич Группа: Ю-028
Руководитель работы: Носырева Галина Александровна г. Сергиев Посад 2014 г
Глава 1. Общая характеристика понятия социальная помощь
1.1 Понятие социальная помощь гражданам в РФ
1.2 Основные виды социальной помощь в РФ
Глава 2. Основания предоставления государственной социальной помощи
1.1 Социальная защита отдельных категорий граждан в РФ
2.2 Размер государственной социальной помощи
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы государственной социальной помощи в РФ
3.1 Основные проблемы по предоставлению государственной социальной помощи в РФ
3.2 Пути совершенствования государственной социальной помощи гражданам в РФ
Заключение
Cписок использованной литературы
Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства — неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели — предоставление человеку минимума средств к существованию — к более высоким целям — избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.
Актуальность исследования данной курсовой работы заключается, в изучении видов и особенности государственной помощи по предоставлению гражданам различных видов пособий.
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие государственной социальной помощи.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть понятие и цели государственной помощи.
2.Изучить особенности предоставления государственной социальной помощи.
3.Определить характеристику видов и размер государственной социальной помощи.
Объект исследования: категории граждан, нуждающихся в социальной помощи государства.
Предмет исследования: процедура предоставления государственной социальной помощи.
Глава 1. Общая характеристика понятия социальная помощь
1.1 Понятие социальная помощь гражданам в РФ
Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе «О государственной социальной помощи». Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Р.Ф.
Правильное понятие государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).
Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия «материальное положение» практически не используется, обычно речь идёт об оценке «уровня доходов» или «уровня потребления». Для нас предпочтительнее термин «материальное положение», поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения;
б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет.
Под материальным положением имеются ввиду:
1) денежные доходы;
2) натуральное поступление от сада, огорода и т. д.
3) необходимая помощь других членов семьи, родственников если это им по силам.
Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Третий путь — создание механизма само адресования на основе специальной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.
В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года точного и конкретного понятия данного вида помощи не существовало на законодательном уровне. Данное обстоятельство делало возможным произвольное определение государственной социальной помощи, что являлось значительным препятствием в её получении определённым группам лиц. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1992 года № 121 право на получение помощи предоставлялось особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев (детей и нетрудоспособных членов семьи).
1.2 Основные виды социальной помощи в Р.Ф.
В настоящий момент существуют следующие виды государственной социальной помощи:
1 Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.
2 Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
3 Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).
4 Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
5 Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
6 Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.
7 Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений социального обслуживания диспансеризации.
8 Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).
9 Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.
10 Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
11 Организация квалифицированного медицинского консультирования.
12 Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.
13 Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.
14 Организация медико-социального обследования.
15 Оказание первой доврачебной помощи.
16 Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).
17 Оказание помощи в выполнении физических упражнений.
18 Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
19 Организация лечебно-трудовой деятельности.
20 Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, развитие и др.).
21 Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.
22 Организация экстренной медико-психологической помощи.
23 Формирование и организация работы «групп здоровья» по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.
24 Социально-медицинский патронаж.
25 Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.
26 Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
27 Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.
28 Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.
29 Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.
30 Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.
31 Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
32 Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).
33 Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
34 Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.
Глава 2. Основания предоставления государственной социальной помощи
2.1 Социальная защита отдельных категорий граждан в РФ
В соответствии с Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний наСемипалатинском полигоне» и Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244−1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Категории граждан, меры социальной поддержки которых предоставляются в соответствии с федеральным законодательством:
· инвалиды войны;
· Участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;
· Участники Великой Отечественной войны;
· ветераны боевых действий;
· члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
· лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
· инвалиды;
· семьи, имеющие детей-инвалидов;
· лица, подвергшиеся воздействию радиации;
· Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы и члены их семей;
· Герои Социалистического труда и полные кавалеры ордена Трудовой Cлавы;
· граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР».
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в субъектах Российской Федерации в различных формах:
ь в денежной форме — в виде ежемесячных денежных выплат, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг;
ь в натуральной форме — обеспечение топливом;
ь в форме льгот — предоставление скидок в оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Категории граждан, меры социальной поддержки которых предоставляются в соответствии с нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации:
· Великой Отечественной войны;
· ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;
· реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
· многодетные семьи
· педагогические, медицинские, фармацевтические и другие.
Ещё те граждане которые нуждаются в государственной социальной помощи: пожилые, пенсионеры, неполная семья, малообеспеченная семья, многодетная семья, неблагополучные семьи.
2.2 Размер государственной социальной помощи
Недостатком ранее действовавшего законодательства являлось то, что нормативные акты не указывали в каких размерах оказывается социальная помощь. Данный факт не гарантировал её получателям рассчитывать на получение определённого конкретного минимума.
В настоящее время с принятием Федерального закона «О государственной социальной помощи» данный пробел устранён, так как им предусмотрен размер оказания социальной помощи.
Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, средне душевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов нуждающейся семьи или одиноко проживающего гражданина.
22 февраля 2000 года № 152 было принято Постановление Правительства ««О порядке учёта доходов и расчёта средне душевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи». Это Постановление указывает, что расчёт средне душевого дохода для предоставления государственной помощи производится органом социальной защиты на основании сведений предоставляемых гражданами. Данный момент является существенным дополнением к реализации на практике закона «О государственной социальной помощи», так как этот закон не предусматривал, кто именно должен осуществлять необходимый расчёт, ставя под двоякое понимание эту процедуру, т. е. не было достаточно чётко закреплено, за гражданином или за самим органом социальной защиты стоит обязанность данного исчисления. Определяет данное постановление кто именно должен включаться в состав семьи и кто напротив не должен быть принят за такового при расчёте средне душевого дохода малоимущей семьи.
Виды доходов для решения вопроса о предоставлении помощи, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, определяются в соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации 29 сентября 1996 года «Порядком учёта и исчисления величины средне душевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребёнка».14 Данный шаг предпринятый Правительством, можно смело считать удачным и обоснованным, так как к сожалению ещё не принят закон о порядке расчёта средне душевого дохода и учёта доходов, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества, порядок установленный вышеназванным Постановлением Правительства является наиболее приемлемым в сложившейся ситуации.
В соответствии с действующим законодательством, в доход семьи, учитываемый при исчислении величины средне душевого дохода, включаются все виды заработной платы (денежного вознаграждения содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе:
а) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или исходя из выручки от реализации продукции (выполнении работ и оказания услуг),
б) все виды доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу на тяжёлых работах, на работах с вредными условиями труда и на работах в местностях с тяжёлыми климатическими условиями, в ночное время, занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, со сведениями, составляющими государственную тайну, учёную степень и учёное звание, выслугу лет и стаж работы);
в) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
г) суммы, начисленные за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;
д) заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
е) средняя заработная плата, сохраняемая на время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде;
ж) выходное пособие, выплачиваемое, при увольнении, а также компенсация при выходе в отставку;
з) заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства после увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;
и) дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством её субъектов.
К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины средне душевого дохода, законодатель также относит:
а) денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные действующим законодательством;
б) единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции.
В доход семьи, учитываемый при исчислении величины средне душевого дохода, включаются следующие выплаты:
а) все виды пенсий (кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям;
б) ежемесячное пожизненное содержание судей вышедших в отставку;
системы, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции.
в) стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты.
г) пособие по безработице, а также стипендия получаемая безработным в период профессионального обучения и переобучения;
д) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
е) ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсации выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им 3-летнего возраста;
ж) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны восстановленном порядке безработными, а также в период, когда супруги вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;
з) ежемесячная компенсационная выплата неработающим жёнам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отдалённых гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
и) ежемесячные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого жизни и здоровью при исполнении трудовых и служебных обязанностей, за исключением дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с назначением учреждения медико-социальной экспертизы;
к) суммы, равные стоимости питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого (оплачиваемого) в соответствии с законодательством России;
л) надбавки и доплаты (кроме носящих единовременный характер) ко всем видам выплат, указанным в данном пункте, установленные органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и другими организациями.
К доходу семьи, учитываемому при исчислении величины средне душевого дохода, также относятся:
а) комиссионное вознаграждение штатным страховым агентам и штатным брокерам;
б) оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
в) авторское вознаграждение, выплачиваемое штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;
г) доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;
д) доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
е) доходы физических лиц осуществляющих старательскую деятельность;
ж) доходы от занятий предпринимательской деятельностью (включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства), в том числе без образования юридического лица;
з) доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям);
и) доходы от сдачи в аренду (наём) недвижимого имущества принадлежащего на праве собственности семье иди отдельным её членам;
к) доходы от личного подсобного хозяйства.
л) алименты, получаемые на несовершеннолетних детей;
м) проценты по вкладам.
При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской федерации налогов и обязательных страховых платежей.
Доход семьи, получаемый в иностранной валюте, пересчитывается на рубли по курсу Центрального банка РФ на день получения.
Премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда и выплачиваемые по месячным результатам работы, включаются в доход семьи по времени их фактического получения.
При иных установленных сроках премирования (вознаграждения)суммы премии делятся на количество начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый месяц расчётного периода.
Суммы заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства на период после увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также выходного пособия, выплачиваемого при увольнении, и компенсации при выходе в отставку делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый месяц расчётного периода.
Алименты, выплачиваемые одним из родителей на содержание несовершеннолетних детей, не проживающих в данной семье, исключаются из дохода этой семьи.
Доходы полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются с учётом соглашения между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, полученных в результате деятельности этого хозяйства.
Доходы от личного подсобного хозяйства учитываются в доходе семьи, исходя из нормативов доходов утверждаемых субъектами Р.Ф. для оценки уровня жизни населения и оказания необходимой государственной помощи малоимущим гражданам.
Доходы от личного подсобного хозяйства не учитываются в доходе семьи, если одному из членов семьи, установлена 1 или 2 группа инвалидности, или категория ребёнок инвалид.
Доходы от личного подсобного хозяйства, которое ведут две и более семьи, учитываются раздельно по каждой семье пропорционально числу членов семьи, работающих в этом хозяйстве.
При исчислении дохода не учитываются начисленные, но не выплаченные фактически заработная плата денежное довольствие и другие выплаты предусмотренные действующим законодательством.
Не оставил без внимания законодатель и тот вопрос, который определяет за какой именно период необходимо представить сведения о доходах для получения государственной социальной помощи. Данный период устанавливается им в шесть месяцев, что раньше не было определено законом. Такой период является наиболее оптимальным, т.к. позволяет реально выявить действительно нуждающихся граждан, и направить социальную помощь в нужные дома, отсеивая при этом сознательных иждивенцев рассчитывающих на вольную жизнь за счёт средств государства, ставя себя в один ранг с теми кто в этой помощи действительно нуждается. Не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства сбор необходимой документации потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.
Установил законодатель и сам порядок расчёта средне душевого дохода семьи. Данное вычисление проводится путём деления общей суммы дохода семьи или одиноко проживающего гражданина на 6 и на число членов семьи, если такие имеются.
Важное значение для установления размера оказываемой помощи гражданам имеет также Федеральный закон «О прожиточном минимуме» от 27 октября 1997 года. В соответствии с действующем законодательством, минимальный прожиточный минимум состоит из потребительской корзины, а также из обязательных платежей и сборов.
Потребительская корзина (Схема 1) — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Схема 2
В настоящее время, как отмечается в литературе, потребительская корзина складывается из минимально необходимого уровня потреблени материальных благ и услуг с учётом наличного уровня развития производительных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и в непродовольственных товарах и услугах.
В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по РФ» от 27 октября 1999 года. Данный закон устанавливаеткорзине в целом по РФ" от 27 октября 1999 года. Данный закон устанавливает потребительскую корзину на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Потребительская корзина устанавливается для различных групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Второй составной частью прожиточного минимума являются обязательные платежи и сборы. В соответствии с законодательством Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане не являются исключением из этого правила.
Учитывая всё вышесказанное о размере государственной социальной помощи. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» размер такой помощи определяется субъектами Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы государственной социальной помощи в Р.Ф.
3.1 Основные проблемы по предоставлению государственной социальной помощи в РФ
социальный помощь защита
1. Отсутствие информации адресности по предоставлению государственной помощи:
Несмотря на многочисленные попытки внедрения принципа адресности социальной помощи на региональном и муниципальном уровне, степень адресности социальных выплат в целом по Российской Федерации не на много повысилась. Однако качество оценки нуждаемости может быть значительно выше, если принять во внимание несколько ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, на те или иные слои населения (бедных относительно длительное время или бедных в текущий момент) к самостоятельному увеличению своих доходов. Необходимо учесть все эти факторы для соответствующих методов обеспечения адресности.
2. Минимальное материальное стимулирование малоимущих семей.
Можно внести следующие коррективы для увеличения материальной помощи малоимущим семьям связи с тем, что мы находимся за чертой бедность. Бедность на данный момент составляет около 16% связи с этим можно предложить увеличение процента ассигнование денежных средства из государственного бюджета с целью увеличения и поддержания уровни жизни малоимущих семей.
3. Отсутствие целенаправленности законодательной базы
Конечно, Федеральные законы действующие в нашей стране регулируют процесс предоставления государственной социальной помощи, но к сожалению это происходит не до конца совершенно, как хотелось бы. В связи с чем, необходимо ужесточить санкции по исполнению законодательной базы.
4. .Недостаточное использование потенциала волонтерской деятельности и благотворительных организаций;
На сегодняшний день в нашей стране функционирует большое количество различных волонтерских движений, это люди различных возрастов, национальностей и специальностей. Но, к сожалению, их все равно не хватает для того, чтобы охватить всех нуждающихся в помощи по социальному обеспечению.
5. Недостаточное использование нематериальных форм поддержки и социальной помощи семей с детьми.
Конечно, материальное обеспечение является необходимой формой поддержания семей в которых маленький достаток. Но за частую многим, особенно молодым семьям необходима поддержка нематериальная, это:
ь Бесплатная школа молодых родителей;
ь Бесплатная медицинская помощь;
ь Моральная и психологическая поддержка одинокой молодой матери;
ь Контроль за нерадивыми молодыми родителями;
ь Бесплатная помощь по уходу за ребенком молодой матери.
3.2 Пути совершенствования государственной социальной помощи гражданам РФ
Для решения всех описанных проблем, можно предложить следующие рекомендации:
Требуется более скоординированная работа и сотрудничество со следующими органами и учреждениями:
— органы полиции;
— медицинские учреждения и реабилитационные центры;
— волонтерские и благотворительные организации;
— Центр занятости населения;
— муниципальные органы управления;
Как свидетельствует анализ обращений семей, попавших в сложную ситуацию, подавляющее большинство обращений связана с последствиями сложных непредвиденных ситуаций болезнь, стихийное бедствие (пожар) и т. д. помощь для материально нуждающихся семей (например, безработных) по организации собственного дела, особенно это касается семей, живущих в поселковой местности.
Организация волонтерской деятельностипоможет выполнить следующие задачи:
1. бытовая помощь семьям с детьми-инвалидами — семье осуществляющей воспитание ребенкаинвалида за частую очень тяжело решать все необходимые вопросы связанные с проблемами воспитания инвалидов;
2. медицинскоеобслуживание на дому (массаж, уколы и т. д.);
3. развивающие занятия с детьмиработа добровольцев аниматоров;
4. психологическое консультирование родителей — организация выездной психологической помощи семьям, которым необходима помощь.
На данный момент государство обеспечивает малоимущих семей необходимой поддержкой в виде материальных выплат, но этого не хватает и поэтому можно предложить увеличить материальные выплаты малоимущим семьям. Можно организовать развитие региональных программ, которые в зависимости от района или территории будут действовать в соответствовать с данной программой. Такие программы позволять охватить определенную группу людей, которым социальная помощь необходима в первую очередьэто многодетные семьи, молодые семьи, одинокие матери, семьи воспитывающие детей — инвалидов.
Так же можно предложить добавить в законодательную базу необходимую поддержку для всех социально незащищенных граждан Р.Ф. и внести необходимые меры для целенаправленной работы по борьбе с бедностью населения. Необходимоусовершенствовать существующие условия для инвалидов чтоб они могли обучаться как и все, а в дальнейшем оказать им помощь по трудоустройству. Установка необходимого оборудования является существенной помощью для инвалидов. Для этого можно привлекать не только государственную социальную помощь, но и помощь простых граждан не равнодушных к проблемам социально незащищенных слоев населения, а именно инвалидов.
Совершенствование бесплатной медицинской помощи должно проходить через создание высококвалифицированных высокооплачиваемых рабочих мест, должны быть увеличены компенсационные выплаты мед работникам живущим в суровых климатических условиях. Государство должно предоставлять высокотехнологическую медицинскую помощь Организация бесплатных школ молодых родителей — это предоставление необходимых условий, таким образомчтобы посещение этих школ стало доступно для всех желающих и малообеспеченных молодых родителей.
Совершенствование контроля за нерадивыми родителями должно проходить через создание более ужесточенных мер и санкций в отношении таких родителей. Ссылаясь на законодательную базу необходимо внести изменения по ужесточению мер. Таких как увеличение административных штрафов для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей. На данный момент в соответствии с действующим законодательством установлено, что данное правонарушение влечет за собой штраф в размере от 500 до 2000 тысяч рублей связи с этим необходимо ужесточить меры и увеличить наказание с целью: избежать этих правонарушений.
В заключение можно предложить более жесткие меры, чем административное наказание — лишение родительских прав в отношении родителей которые применяют систематически физическое и психическое насилие над ребенком, и унижают человеческое достоинство детей. В то же время следует обратить внимание на то, что нередки случаи необоснованного лишения родительских прав без соответствующего глубокого анализа условий и психологической атмосферы в семье. В это опасной тенденции нельзя не проследить влияние ювенальной юстиции — как навязывание извне методов воспитания и подходов к детям трудно прививающимся в России.
Воспитание нового члена общества — крайне важный вопрос — за ними будущее нашей страны. Преуменьшить роль воспитания при таком подходе крайне трудно. Внушить эти важные мысли молодой матери очень важно. Ни для кого не секрет, что нередко дети не являются желанными, иногда они рождаются в неполных семьях, все это отражается на психике детей. Поэтому обязательно организовывать бесплатную психологическую помощь в связи с рождением ребенка. Необходимо методично обследовать бытовые условия семьи ребенка для решения вопросов материальной помощи и других. Еще стоит предложить выдавать малоимущим семьям с детьми и семьям за чертой бедности бесплатно социальную карту соответствующего региона.
Заключение
Анализ показывает, что в Российской Федерации социальная политика в области защиты детей в первую очередь направлена на решение задач повышения рождаемости, поддержки семей, воспитывающих детей.
Основными проблемами на данном этапе являются недостаточное материальное обеспечение семей с детьми, а также большое количество аномальных семей. Основным субъектом социальной политики в данной области является семья, так как только в условиях семейного воспитания может быть осуществлено полноценное воспитание и воспроизводство.
Можно выделить следующие основные области социальной политики в сфере социальной защиты детей: первое направление — социальная защита семей, второе направление — охрана детства и права ребенка, третье направление — социальное сиротство. В рамках данного концептуального направления отечественные специалисты Под социальной защитой детей понимается совокупность действий органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по созданию социальных гарантий и механизмов их реализации, направленных на обеспечение защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних граждан.
Социальная защита детей реализуется через субъекты социальной защиты на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
В мировом опыте мы выделили три основных модели защиты детей. В России на сегодняшний момент превалирует модель социально защиты с высоким уровнем участия государства, основные инструменты помощи — это материальная помощь.
Основные формы оказания помощи — это оформление различных льгот, пособий и субсидий. Также развиваются консультативные направления — консультирование по возможностям получения социальной помощи, правовая консультация, психологическая консультация. Можно говорить о том, что социальная защита детей сосредотачивается лишь на материальном аспекте, что нельзя считать продуктивным путем, это способствует развитию пассивной позиции субъектов помощи
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
3. Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
6. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»
7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (28 декабря 2013 г.)
9. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
10. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.07.2007) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (15 декабря 2001 г.)
11.Указ Президента от 26 февраля 2013 г. N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществлять в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан»
12.Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 19.07.2007) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (01 апреля 1996 г.)
13. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 16.10.2006) «О негосударственных пенсионных фондах» (07 мая 1998 г.)
14. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» от 04.12.2013 г. № 351-ФЗ
15. Закон Московской области от 10 октября 2013 года № 119/2013;ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2014 год в целях установления социальной доплаты к пенсии»
16. Закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
17. Закон от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений
18. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»