Деятельность акиматов по программам инвестирования отраслей и инновационных видов деятельности
Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими… Читать ещё >
Деятельность акиматов по программам инвестирования отраслей и инновационных видов деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деятельность акиматов по программам инвестирования отраслей и инновационных видов деятельности — эта тема выбрана мной так как тема инвестирования и инноваций актуальна на данный момент. Роль государства в инновационной деятельности очень велика. Моя цель этой работы раскрыть понятие инвестиций, инноваций, акиматов и государственной поддержки инновационной деятельности. Раскрыть и понять тему в целом.
Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микро уровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из-за границы.
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способны автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает не защищенные слои общества.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, дороги, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что в свою очередь, является основой для развития инвестиционной деятельности.
Таким образом, экономика любой страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут вкладываться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной политики.
1. Акимат как исполнительный орган. Основные понятия
Акимат (местный исполнительный орган) — является коллегиальным исполнительным органом, возглавляемый акимом и осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление на соответствующей территории.
Функции и задачи акимата области регламентируются ст. 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148−11 «О местном государственном управлнии в Республике Казахстан».
Компетенция акимата области (города республиканского значения, столицы)
1. Акимат области (города республиканского значения, столицы) в соответствии с законодательством:
1) разрабатывает и представляет на утверждение маслихата планы, экономические и социальные программы развития области (города республиканского значения, столицы), областной бюджет (города республиканского значения, столицы) и обеспечивает их исполнение, а также отчет об исполнении бюджета соответствующей административно-территориальной единицы;
2) управляет областной (города республиканского значения, столицы) коммунальной собственностью, осуществляет меры по ее защите;
3) содействует исполнению гражданами и организациями норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
4) создает условия для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на территории области (города республиканского значения, столицы);
5) обеспечивает рациональное и эффективное функционирование аграрного сектора;
6) в соответствии со схемой размещения производственных сил Республики Казахстан разрабатывает схему районной планировки области, генеральные планы застройки областного центра, города республиканского значения и столицы, вносит их на рассмотрение в маслихат области (города республиканского значения, столицы); выступает заказчиком по строительству объектов областной (города республиканского значения, столицы) коммунальной собственности и объектов социально-культурного назначения, дает разрешение на строительство коммунальных сетей и сооружений; разрабатывает схемы районной планировки административных районов, генеральные планы застройки районных центров, городов областного значения и представляет их на утверждение областному маслихату;
7) организует строительство и эксплуатацию водопроводов, очистных сооружений, линий электропередачи, связи и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;
8) осуществляет регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан; U952717
9) организует экологическую экспертизу и в пределах своей компетенции осуществляет контроль за природопользованием, строительство и реконструкцию природоохранных объектов;
10) обеспечивает рациональную эксплуатацию и содержание дорог областного значения;
11) обеспечивает соблюдение государственных стандартов;
12) организует обеспечение охраны общественного порядка и безопасности на территории области (города республиканского значения, столицы);
13) организует межрайонное (межгородское) пассажирское транспортное сообщение;
14) обеспечивает реализацию гражданами права на гарантированное медицинское обслуживание с соблюдением установленных общегосударственных стандартов;
15) обеспечивает реализацию гражданами права на бесплатное образование;
16) разрабатывает, представляет на утверждение маслихата и реализует программы содействия занятости населения и борьбы с бедностью;
17) координирует оказание благотворительной и социальной помощи социально уязвимым слоям населения;
18) организует работу по сохранению исторического и культурного наследия, содействует развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения;
19) координирует работу районных (города областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице) акиматов по вопросам, входящим в их компетенцию;
20) в соответствии с законодательством Республики Казахстан вносит на рассмотрение соответствующего маслихата предложения о принятии решений по заимствованию;
21) образует консультативно-совещательные органы по вопросам межведомственного характера;
22) создает государственные учреждения и предприятия, устанавливает лимит штатной численности исполнительных органов, финансируемых из областного (города республиканского значения, столицы) бюджета. Штатная численность органов внутренних дел, финансируемых из местных бюджетов, определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
22−1) участвует в уставном капитале Банка Развития Казахстана;
22−2) организует и обеспечивает работу по выдаче разовых талонов на рынках.
1) аким области (города республиканского значения, столицы) представитель Президента и Правительства Республики Казахстан на соответствующей территории, возглавляющий местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) и обеспечивающий проведение государственной политики на территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных исполнительных органов Республики Казахстан и руководство деятельностью исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджета города республиканского значения, бюджета столицы и районных (города областного значения, района в городе республиканского значения, районов столицы) акимов и ответственный за состояние дел на соответствующей территории и ее социально-экономическое развитие.
1.1 Акиматы и их деятельность
1. Областной акимат входит в единую систему исполнительных органов Республики, обеспечивает проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.
2. Областной акимат возглавляет аким области.
3. Областной акимат формируется из числа заместителя акима, руководителя аппарата акима, первых руководителей исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета. Аким вправе ввести в состав акимата первых руководителей территориальных подразделений центральных исполнительных органов по согласованию с руководителем соответствующего центрального исполнительного органа.
4. Количественный состав акимата определяется акимом области.
5. Персональный состав акимата утверждается областным маслихатом. б. Областной акимат не является юридическим лицом.
Компетенция областного акимата
1. Областной акимат в соответствии с законодательством:
1) содействует исполнению гражданами и организациями норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных исполнительных органов;
2) разрабатывает социально-экономические планы и программы развития области, областной бюджет и обеспечивает их исполнение;
3) владеет, пользуется и распоряжается областной коммунальной собственностью в соответствии с законодательными актами, осуществляет меры по ее защите;
4) создает условия для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на территории области;
5) обеспечивает рациональное и эффективное функционирование аграрного сектора;
6) в соответствии со схемой размещения производственных сил Республики Казахстан разрабатывает схему районной планировки области, генеральные планы застройки областных центров, городов республиканского значения и столицы, вносит их на рассмотрение в областной маслихат. Выступает заказчиком по строительству объектов областной коммунальной собственности «объектов социально-культурного назначения, дает разрешения на строительство коммунальных сетей и сооружений областного значения. Разрабатывает схемы районной планировки районов административных районов, генеральные планы застройки районных центров, городов областного значения и представляет их на утверждение областному маслихату;
7) организует строительство и эксплуатацию водопроводов, очистных сооружений, линий электропередач, связи и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры областного значения;
8) в пределах своей компетенции принимает решения по изъятию (выкупу) и предоставлению земельных участков;
9) организует экологическую экспертизу, строительство и реконструкцию природоохранных объектов;
10) обеспечивает рациональную эксплуатацию и содержание дорог областного значения;
11) обеспечивает соблюдение государственных стандартов;
12) обеспечивает общественный порядок на территории области;
13) организует межрайонное (межгородское) пассажирское транспортное сообщение;
14) обеспечивает реализацию гражданами права на гарантированное медицинское обслуживание с соблюдением установленных общегосударственных стандартов;
15) обеспечивает реализацию гражданами права на образование в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области образования;
16) разрабатывает и реализует программы содействия занятости населения;
17) координирует оказание благотворительной помощи социально уязвимым слоям населения;
18) организует работу по сохранению исторического и культурного наследия, содействует развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения;
19) координирует работу районных (города областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице) акиматов по вопросам, входящим в их компетенцию.
Областной акимат осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.
Областной акимат несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед областным маслихатом.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности акима области
1. Аким области назначается на должность Президентом Республики по представлению Премьер-Министра.
2. Аким области освобождается от должности Президентом Республики.
3. Полномочия акима области прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики. При этом аким продолжает исполнять свои обязанности до назначения Президентом Республики соответствующего акима.
акимат исполнительный управление местный
1.2 Национальные инновационные фонды РК
АО «Национальный инновационный фонд»
Инновационные проекты и опытно-конструкторские работы (ОКР). За 9 месяцев приняты обязательства по 8 проектам ОКР на общую сумму 152,6 млн. тенге. Данные проекты направлены на развитие нефтехимии, химической промышленности, информационных, радиационных технологий, биотехнологий и прочих несырьевых секторов экономики. За 9 месяцев НИФ одобрено к финансированию 3 инновационных проекта на сумму 2,8 млрд. тенге, с предполагаемым участием НИФ на сумму 1,3 млрд. тенге. Венчурная инфраструктура. С начала деятельности с участием НИФ в стране созданы и функционируют пять венчурных фонда: 1) АО «Венчурный фонд Адвант»; 2) АО «Фонд высоких технологий «Арекет»; 3) АО «Акционерный инвестиционный фонд рискового инвестирования «Венчурный Фонд Сентрас»; 4) АО «Акционерный инвестиционный фонд рискового инвестирования «Glotur Technology Fund»; 5) АО «Almaty Venture Capital». НИФ является акционером пяти зарубежных венчурных фондов: 1) Европейский технологический венчурный фонд «Wellington Partners Ventures III Technology Fund L.P.» (Место регистрации — США, география инвестиций — ФРГ и остальная Европа); 2) Центрально-Азиатский фонд поддержки малых предприятий — CASEF (место регистрации — США, география инвестиций — Центральная Азия); 3) «Flagship Ventures Fund 2004, L.P.» (место регистрации — США, география инвестиций — Восточное побережье США); 4) Венчурный фонд «JAIC-Mayban ASEAN Fund» (место регистрации — Малайзия, география инвестиций — страны АСЕАН); 5) Vertex III (C.I.) Fund, L.P. (место регистрации Израиль, география инвестиций — Израиль). В 2007 году НИФ принято решение об инвестировании в создаваемый совместно с АО «Логиком» венчурный фонд АО «АИФРИ «LogyCom Perspective Innovations». Общая капитализация венчурного фонда составляет 2,5 млрд. тенге. Основные сферы инвестирования: инновационные и высокотехнологичные компании в отрасли информационных технологий и телекоммуникаций. В настоящее время учредительные документы создаваемого венчурного фонда находятся на стадии согласования между акционерами. С 2005 года НИФ — член Европейской Ассоциации венчурных фондов и Ассоциации венчурных фондов Сингапура. 26 июля с.г. при участии НИФ создана Казахстанская ассоциация венчурного капитала и прямых инвестиций. Перспективные проекты. По итогам 9 месяцев проведено более 900 встреч с потенциальными заявителями, в том числе с выездами в большинство регионов Казахстана и за рубеж. В результате отобрано более 280 перспективных идей и предложений по инновационным проектам и ОКР. В настоящее время в список перспективных проектов НИФ включены 30 проектов, в том числе 9 ОКР и 21 инновационный проект. При этом 24% проектов имеют межсекторальный характер, 20% относятся к информационно-коммуникационным технологиям, 17% - к альтернативной энергетике, по 13% - к машиностроению и биофармацевтической промышленности, 7% - к сельскому хозяйству, по 3% - к нанои космическим технологиям. Эти проекты находятся на разной стадии готовности для внесения заявки в НИФ. В целях повышения инновационной активности НИФ проведен в апреле в г. Алматы III Инновационный конгресс, в котором приняли участие более 450 человек из 280 компаний и 18 стран. В рамках конгресса проведены: Венчурная ярмарка (выставлено более 50 проектов), круглые столы по четырем направлениям (информационные технологии, биотехнологии, технологии в пищевой промышленности, технологии переработки углеводородного сырья), семинары по механизмам финансирования инноваций в Казахстане, защите интеллектуальной собственности, порядку подачи заявок на реализацию инновационных проектов и ОКР в венчурные фонды, технопарки и Парк информационных технологий «Алатау». В ходе конгресса подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между АО «Казына» и компанией «Shell», награждены лауреаты конкурса «Start-up Kazakhstan». С 2005 года ежегодно проводится общереспубликанский Конкурс бизнес-планов «NIF$ 50K», в котором участвуют студенты (бакалавры, магистранты), аспиранты, докторанты, учащиеся колледжей. В 2007 году конкурс NIF$ 50K проведен с 5 по 23 мая. Участниками конкурса стали 119 студенческих команд из 17 городов. Бизнес-планы оценивала комиссия с участием специалистов НИФ, экспертов компаний «Глотур», Microsoft, Cisco Systems. Для полуфиналистов конкурса был организован тренинг по бизнес-планированию по методикам казахстанской компании IGM. Победителем конкурса признана команда «Керемет» с проектом «Создание интернет-ориентированной системы перевода с русского на казахский язык и обратно» (г. Астана). В 2007 году начал работу новый некоммерческий проект НИФ — Конкурс «Start-up Kazakhstan» для ВУЗов, который направлен на создание сети университетских технологических бизнес инкубаторов (УТБИ) и финансирование через них инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития (так называемое «посевное» финансирование). На первом этапе конкурса произведен отбор 5 ВУЗов, соответствующих требованиям УТБИ. На втором этапе (2007;2008 гг.) предполагается провести отбор инновационных разработок, предлагаемых УТБИ для прямого финансирования НИФ. Для профессиональной подготовки менеджеров УТБИ, выигравших конкурс, израильскими и казахстанскими специалистами проведен специальный тренинг. АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» Формирование инновационной инфраструктуры. ТОО «Технопарк «Алгоритм», г. Уральск. По состоянию на 1 октября, в базе данных технопарка находится 11 проектов, из них 4 проекта отклонены Экспертным советом. Ранее 13 проектов направлены в НИФ. При содействии технопарка получили финансирование 2 проекта: в АО «РИЦ «Градиент» и АО «Фонд науки». Согласно решению акимата Западно-Казахстанской области от 27 марта 2007 года № 75 уставной капитал технопарка увеличен на 263,0 млн. тенге. Эти средства предполагается направить на развитие инфраструктуры технопарка и расширение функционала по поддержке инновационной деятельности. В этой связи проведены конкурсы по приобретению оборудования. В настоящее время ведутся переговоры по его установке. Закуплено также оборудование для токарно-обрабатывающего центра (ТОЦ) NL2500 SY/1250 производства японской фирмы MORI SEIKI. Ввод в эксплуатацию оборудования — с января 2008 года. Для работы с источниками ионизирующих излучений для лаборатории неразрушающих методов контроля технопарком получена государственная лицензия на право обращения с данными источниками от 28 июня 2007 года №ГЛА № 1 509. Согласно договору с акиматом г. Костаная ЦИТТ оказывает услуги по разработке ТЭО строительства комплекса по переработке твердых бытовых отходов в г. Костанае. Формирование национальной сети трансферта технологий. Одним из ключевых направлений ЦИТТ является создание сети инжиниринговых компаний в форме совместных предприятий со всемирно известными брендами. С этой целью ведется переговоры с рядом зарубежных компаний. Корпорация Alcan (Канада) — второй по величине производитель первичного алюминия в мире, лидер в области технологий по алюминию, доминирующий производитель инжиниринговых продуктов и смесей, снабжающий основные секторы рынка (авиакосмическая и автомобильная промышленность, производство банок). Alcan — крупное предприятие, имевшее в 2006 году доход в 23,6 млрд долл., насчитывающее более 70 тыс. сотрудников, включая совместные предприятия в 61 стране и регионах. Мощность предприятий по производству алюминия — 3,3 млн. тонн в год, что составляет 11,7% мирового производства. В рамках СЭЗ «Ертic» ЦИТТ планирует привлечь компанию в качестве оператора пилотного проекта по трансферту технологий в металлургический комплекс, производство новых композиционных материалов на основе алюминия и других металлов с высокой добавленной стоимостью.
2. Инновации. Понятие инноваций и инновационного процесса
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Казахстана как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. Для уточнения понятия «инновации» познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций — рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.
Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара — научно-технической продукции — и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.
В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.
Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения — временна и снижается с приближением предела его распространения.
Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.
Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация — это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.).
По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям.
2.1 Государственное стимулирование инновационных проектов
(на примере «программы форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010;2014 годы»)
Глава нашего государства объявил новую стратегию развития страны до 2020 года. Устойчивое и сбалансированное развитие в ближайшее десятилетие будет обеспечено за счет ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Принятая Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010;2014 годы является первым 5-летним индустриальным планом реализации 10-летней стратегии развития нашей страны.
Цели, поставленные Президентом страны, действительно масштабны, поскольку направлены на достижение сразу трех задач. Во-первых — это индустриализация. Во-вторых — это форсированная индустриализация, позволяющая сделать ощутимый рывок на перспективу всего дальнейшего развития Казахстана. В третьих — это инновационная индустриализация. Речь идет о новом экономическом мышлении, при котором вопросы производительности и новых технологий выходят на первый план.
Во многих странах процесс индустриализации проходил в несколько этапов, но нам предстоит решить все эти три задачи в течение ближайшей пятилетки. Поэтому, Глава государства поставил задачи по мобилизации всех ресурсов, обеспечению четкой координации деятельности центра и регионов, выхода на новый уровень взаимодействия государства и бизнеса.
Базисом программы стали серьезные аналитические исследования. Мы изучили все предыдущие стратегии, какие меры сработали, а какие нет и почему. Посмотрели реальную ситуацию на наших предприятиях, как на них повлияли кризисные явления, на что они способны и каковы их перспективы.
Мы стремились процесс разработки этой программы сделать максимально открытым и транспарентным. Был создан Координационный совет, на котором совместно с бизнесом обсуждались основные ключевые вопросы. Проведены десятки встреч и обсуждений во всех регионах, задействовано большее количество предпринимателей, практически все отраслевые ассоциации.
Целевые индикаторы Программы К концу 2014 года мы должны достичь:
1. Роста ВВП на 50% от уровня 2008 года.
2. Повышение производительности труда на 50% в обрабатывающем секторе, на 100% в отдельных секторах экономики.
3. Доведение доли несырьевого экспорта до 40%.
4. Снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года.
5. Увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих.
Что развивать?
Глава Государства озвучил 7 приоритетных направлений (развитие АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации).
Кроме этого мы предложили еще 5 (машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм, космос). Если появятся высокопроизводительные и экспортоориентированные предприятия и в других отраслях, в будущем мы готовы расширять этот список.
Однако, и в приоритетных отраслях государством будет поддерживаться не все, а только то, что соответствуют новым подходам. А именно:
1. Модернизация существующих предприятий (критерии — увеличение производительности).
2. Создание новых высокопроизводительных предприятий (80−100% производительности. Такие примеры уже есть — локомотивный завод).
3. Селективная поддержка предприятий «экономики будущего» (IT, биотехнологии, альтернативная энергетика и др.).
Более детально я хотел бы показать новые подходы на примере некоторых отраслей. Начну с наших традиционных секторов.
2.2 Государственная поддержка инновационного развития науки
Решение задач научного обеспечения инновационного развития требует повышение финансирования науки. В Послании Президента народу Казахстана, в Стратегии инновационно-индустриального развития достаточно ясно обозначены обязательства государства значительно наращивать объёмы финансирования науки.
Для сохранения и стимулирования развития сферы науки в переходный период требуется поддержание максимально возможного спроса на научную продукцию со стороны государства. Следует закрепить законодательно минимальный уровень затрат на науку в общих затратах госбюджета. Этот показатель при доле общих затрат на науку относительно ВВП на уровне 1% должен быть равен 2−3% от всех расходов госбюджета.
В переходный период должна сохраняться повышенная роль государства в финансировании науки. Необходимо учитывать, что в зарубежных странах существует высокий спрос на науку со стороны частного сектора. Кроме того, доля государственных расходов на науку в этих странах стала сокращаться только в последние десятилетия, и то не во всех. Например, в Японии, Финляндии и Австралии в 90-е годы наблюдалось усиление господдержки НИОКР в промышленности.
В Казахстане пока не предвидится резкого спроса на науку со стороны частного сектора, практически отсутствует наукоёмкий сектор, как основной источник такого спроса и нет системы мер по стимулированию спроса на науку. В этой ситуации низкая доля бюджета в затратах на науку не позволит повысить уровень наукоёмкости национальной экономики, находящийся на критическом уровне — 0,28% в 2006 г. Поэтому госбюджет должен оставаться главным источником финансирования, причём не только для фундаментальных исследований, но и использоваться для проведения прикладных работ.
Говоря о поддержке развития науки со стороны государства, следует отметить, что положение здесь в последнее время меняется к лучшему. Однако господдержку науки было бы неправильно сводить только к прямому выделению бюджетных средств в эту сферу. Важной задачей должно быть стимулирование спроса на научную продукцию.
Важное значение для государственной поддержки инновационной ориентации науки имеет создание системы научного прогнозирования, получивший в мировой практике название «форсайт», смысл которого может быть истолкован как «взгляд в перспективу». Его актуальность определяется тем, что в условиях рыночной экономики сфера прямого и непосредственного управления со стороны государства хозяйственными процессами, включая процессы научно-технического развития, имеет существенно меньшие масштабы и его роль сводится больше к созданию и поддержанию условий для эффективной деятельности всех работающих на рынке субъектов. При этом особое значение приобретает реализация функции прогнозирования, что связанно с совокупностью таких факторов, как необходимость обеспечения на ближайший и отдалённый периоды устойчивого положения хозяйствующих субъектов в постоянно меняющейся рыночной среде, потребности в опережении на рынке конкурентов и т. д.
Исходя из положения о многовариантости развития, ставится задача подобрать для своей страны при каждом из нескольких возможных вариантов, линию действия, дающую возможность с высокой вероятностью вписаться в мировые процессы на более благоприятных условиях.
Практика показывает, что существующие в Казахстане административно территориальные единицы, представленные областями, перестают быть той каркасной структурой, при которой возможно эффективное управление из центра комплексным развитием всей территории по вопросам, регулируемым правительством. В этой связи, на наш взгляд, нужен поиск новых методов управления территориальным развитием.
Территориальное развитие Казахстана является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, поскольку динамично развивающееся и целостное экономическое пространство является источником роста конкурентоспособности национальной экономики и опорой для проведения национальной политики снижения региональных диспропорций и содействия более сбалансированному развитию.
3. Инвестиции
Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне.
По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из-за границы.
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способны автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает не защищенные слои общества.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, дороги, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что в свою очередь, является основой для развития инвестиционной деятельности.
Таким образом, экономика любой страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут вкладываться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной политики.
Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно — законодательной базы. В последние время инвестиционный климат в Республике Казахстан изменился в лучшую сторону. Этому способствовали усилия руководства страны по совершенствованию деловой среды, реформы в экономике, обновление законодательства.
На конец 1999 года Республика Казахстан заключила двусторонние соглашения с более чем 30 странами по поощрению и защите инвестиций, в государстве действует более 1000 предприятий с иностранным участием и более 100 предприятий, переданных Правительством в управление иностранным инвесторам.
Сегодня общая сумма только прямых иностранных инвестиций Казахстан составляет приблизительно 6,8 млрд долларов США. А по сообщению пресс — службы Министерства Иностранных Дел Республики Казахстан, объем лишь американских инвестиций составляет 1,9 млрд долларов США, что составляет 28% от общей суммы прямых инвестиций и является крупнейшей в Центральноазиатском регионе. В Республике зарегистрировано более 300 казахстанско — американских предприятий и представительства 100 американских компаний. А к концу 2000 года Американская торговая палата привлекла не менее еще 100 компаний. Таким образом, за счет новых инвесторов общий объем капиталовложений со стороны США в экономику Республики Казахстан должен превысить в текущем году цифру 4 млрд долларов США.
При этом нельзя не подчеркнуть, что основной поток прямых иностранных инвестиций в суммарном выражении вовлечен в нефтегазовый комплекс. За прошедшие четыре года в данную область вложено более половины всех иностранных капиталов. Возрастают объемы инвестиций, вкладываемых в металлургический комплекс: с 0,2 миллиона долларов в 1993 году до 453 миллионов в 1999 году. Растут также инвестиции и в других отраслях экономики, объем которых за этот период вырос в 1,5 раза. Все эти цифры говорят о том, что сегодня в Казахстане можно не только вести предпринимательскую деятельность, но и достаточно надежно защитить имущественные интересы предпринимателя.
Инвестиции — относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие «капитальные вложения», под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
В Законе РК от 27 декабря 1994 г. № 266 с изменениями и дополнениями дается следующее определение инвестициям: «Инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода, в том числе:
— движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных для реализации без переработки;
— акции и иные формы участия в коммерческих организациях;
— облигации и другие долговые обязательства;
— требования денежных сумм, товаров, услуг и любого иного исполнения по договорам, связанным с инвестициями;
— право на результаты интеллектуальной деятельности, включая авторские права, патенты, товарные знаки, промышленные образцы, технологические процессы, ноу — хау, нормативно-техническую, архитектурную, конструкторскую и технологическую проектную документацию;
— любое право на осуществление деятельности, основанное на лицензии или в иной форме, предоставленное государственным органом".
Инвестирование — деятельность, связанная с осуществлением вложений иностранных инвестиций в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридические и физические лица, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта.
Инвестиции — это более широкое понятие, чем капитальные вложения.
1.3 Государственное инвестирование инновационной деятельности
Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики, перечень которых утверждается Президентом РК.
В процессе достижения цели РК решает следующие задачи:
— Внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау.
— Насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами.
— Государственная поддержка и стимулирование отечественных товаропроизводителей.
— Развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
— Рациональное и комплексное использование сырьевой базы РК.
— Внедрение современных методов менеджмента и маркетинга.
— Создание новых рабочих мест.
— Внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, повышение уровня их квалификации.
— Обеспечение интенсификации производства.
— Улучшение окружающей природной среды.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности с производственных позиций осуществляется в форме капитальных вложений и ведется органами государственной власти РК, это конкретно — затраты на строительно-монтажные работы при возведении зданий и сооружений; приобретение, монтажи наладку машин и оборудования; проектно-изыскательские работы; содержание дирекции строящегося предприятия; подготовку и переподготовку кадров; затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и др.
В статистическом учете и экономическом анализе реальные инвестиции называют еще и капиталообразующими. Капиталообразующие инвестиции включают следующие элементы:
инвестиции в основной капитал;
затраты на капитальный ремонт;
инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования;
инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. д.);
инвестиции в пополнение запасов материальных оборотных средств.
Основное место в структуре капиталообразующих инвестиции занимают инвестиции в основной капитал, в объем которых включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно — бытовое строительство.
Заключение
В последние годы в Казахстане инвестиции и инвестиционная политика стали актуальным объектом многих научных разработок и исследований. Ситуация в экономической жизни, на пороге XXI века, изменяется стремительно. Реализация мероприятий Программы позволит создать национальную инновационную систему, которая позволит активизировать инновационные процессы во всех сферах экономики.
При этом, к 2015 году будет достигнуто:
увеличение удельного веса услуг научной и научно-инновационной деятельности в ВВП с 0,8% в 2005 году до 1,7% к 2015 году;
увеличение прямых иностранных инвестиций в инновационную и научно-исследовательскую деятельность Казахстана в 15−20 раз к 2015 году по сравнению с 2003 годом;
оптимизация системы бюджетного финансирования прикладных НИОКР.
Реализация настоящей программы будет осуществляться по этапам.
На первом этапе — 2005;2008 годы будет происходить формирование НИС с активным участием государства.
Особое внимание будет уделяться развитию научного потенциала, определению приоритетов научно-технологического развития.
Начнут функционировать следующие основные элементы финансовой инфраструктуры:
расширение системы предоставления грантов;
система венчурного финансирования с участием как отечественного, так и зарубежного капитала для инвестирования в передовые зарубежные венчурные фонды; рынок ценных бумаг венчурных фондов и молодых технологичных компаний (рынок IPO).
Будет создана и получит развитие инновационная бизнес-среда, реализация системных инновационных проектов, формирующих ядро кластеров, требующих концентрации государственных ресурсов.
Будут созданы и начнут функционировать основные элементы инновационной инфраструктуры: национальные технологические парки и зоны: парк информационных технологий; парк ядерных технологий; парк биотехнологий; индустриальный нефтехимический технопарк; парк новых материалов; парк агропромышленных технологий;
7 региональных технопарков;
12 технологических бизнес — инкубаторов при крупных технологических университетах и технопарках и 8 учебных центров при технопарках; единая информационная база инновационной деятельности в Республике Казахстан.
Будет создана нормативная правовая база для развития научно-технической и инновационной деятельности. Повысится уровень инновационного менеджмента. На втором этапе — 2008;2010 годы — продолжится совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС. Повысится качество взаимодействия сформированных элементов НИС. Получит активное развитие механизм венчурного финансирования через создание венчурных фондов с зарубежными инвесторами.
Начнет развиваться кластерная кооперация вокруг проектов, сформированных на первом этапе.
Будут широко участвовать субъекты НИС в проектах по формированию региональных и глобальных технологических альянсов с ведущими мировыми компаниями.
На третьем этапе — 2011;2013 годы — устойчиво будет функционировать и развиваться НИС с уменьшением доли государственных расходов и ростом частных инвестиций.
При этом будут использоваться преимущественно косвенные инструменты стимулирования.
На четвертом этапе — 2014;2015 годы — «выход» государства из венчурных фондов и инновационных проектов.
Широкое распространение получит участие частного капитала в дальнейшем функционировании и развитии НИС.
В целях анализа эффективности развития структур, входящих в состав НИС, определения прогнозов инновационного развития будет разработана система показателей (целевых индикаторов). В современном мире применяется ряд индикаторов уровня развития инновационной системы. Ниже приведены наиболее общие и адаптируемые к условиям Казахстана индикаторы.
1. Человеческие ресурсы. Количество и качество человеческих ресурсов является главным фактором, определяющим как создание новых знаний, так и их распространение.
2. Инвестиции в НИОКР. Финансирование НИОКР занимает центральное место в создании экономики, основанной на знаниях, так как динамика и конкурентоспособность такой экономики зависит, в первую очередь, от создания, распространения и использования знаний и информации. Согласно данному подходу, знания выступают как фактор производства, а инвестиции в знания могут стимулироваться с помощью экономических инструментов.
3. Научная и технологическая производительность. Показателем развития инновационной системы выступает производительность знаний, которая выражается в том, что знания находят свое рыночное выражение в виде инноваций и могут принести экономические выгоды.
4. Влияние НИОКР на конкурентоспособность экономики и занятость. Конкурентоспособность экономики оценивается способностью производить товары и услуги с меньшими затратами ресурсов. Это может быть достигнуто с помощью внедрения инноваций и, благодаря этому, повышения производительности традиционных факторов производства.
На основании этих целевых индикаторов будут определяться более конкретные приоритеты государственной инновационной политики, предусматривающие концентрацию государственной поддержки и выделяемых в прямой или косвенной форме государственных ресурсов для реализации инновационных проектов и программ, которые обеспечивают наиболее быстрое развитие производственного потенциала страны.
Эффективное развитие НИС повысит производительность труда и конкурентоспособность экономики, что, в свою очередь, отразится на темпах выполнения ожидаемых результатов от реализации Стратегии. Поэтому данные показатели будут являться обобщающими целевыми индикаторами развития НИС.
Вместе с тем, с учетом специфики инновационной деятельности по видам экономической деятельности будут разработаны также отраслевые и региональные целевые индикаторы, характеризующие развитие отраслевых и региональных структур НИС. Эти показатели будут использоваться для анализа тенденций развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей, промышленных центров, национальных технопарков, специальных экономических зон, а также в целях определения потенциальных приоритетов в области создания наукоемких и высокотехнологичных производств.
1. Закон Р. К. О государственной поддержке инновационной деятельности (с изменениями от 07.07.2006 г.)
2. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, — М.: Юнити, 1997 г.
3. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922
О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года
4. File // политика и общество // «О программе форсированного индустриально — инновационного развития страны на 2010;2014 годы»
5. Иванцевич Дж., Лобанов А. А. «Человеческие ресурсы управления», М." Дело", 1993 г.
6. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003;2015 годы от 17 мая 2003 года № 1096
7. «Типовой регламент акимата района (города областного значения)» Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2001 года № 546
8. Закон «О местном государственном управлении в Р.К.»
9. National Business (Алматы), № 5 (75), 31.05.2010 г.
10. Инвестиционный климат в РК: системные вопросы /Марат Каирленов/
11. Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 — 1 ЗРК «О государственной поддержке прямых инвестиций».
12. Н. А. Назарбаев «Казахстан — 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» («Стратегия 2030»), Алматы, 1997 год.
13. Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 «О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года».