Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о выборах
Предложения. о внесения изменений и дополнений в законодательство о выборах в части включения Генерального прокурора Российской Федерации в число инициаторов назначения выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Президент Российской Федерации или Центральная… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ
- 1. Понятие и сущность предмета, объектов и пределов прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах
- 2. Основные цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах
- 3. Совершенствование правовых основ деятельности органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ
- 1. Состояние законности при подготовке и проведении выборов
- 2. Информационно-аналитическое обеспечение прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах
- 3. Актуальные вопросы методического обеспечения прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах
- 4. Совершенствование организационного обеспечения деятельности прокуратуры при подготовке и проведении выборов
Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о выборах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Единственным источником власти в стране Конституция Российской Федерации признает российский многонациональный народ, власть которого осуществляется как непосредственно (через выборы и референдумы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления.
Являясь легитимной формой репродукции власти, выборы привлекают к себе не только политически активные категории граждан, но и лиц, которые видят в них не столько процедуру передачи полномочий всего народа конкретным физическим лицам, сколько получение возможности лоббировать свои интересы (или интересы финансирующих их избирательную кампанию лиц или групп) и участвовать в распределении финансовых потоков.
В этой связи для достижения победы на выборах затрачивается все большее количество денежных средств, в том числе и добытых преступным путем.
Возникают устойчивые, хорошо организованные группы, которые для продвижения кандидатов разрабатывают и применяют незаконные способы воздействия на результаты выборов.
При таких обстоятельствах вопросы обеспечения законности при подготовке и проведении выборов становятся одной из важнейших государственных задач.
К сожалению, избирательные комиссии — органы, специально создаваемые для подготовки и проведения выборов, сами нарушают законодательство о выборах, и как отмечает А. А. Вешняков «анализ цветных революций» в ряде стран СНГ показывает, что одна из их причинпотеря доверия общества к органам, обеспечивающим проведение выборов"1.
Таким образом, особо актуализируется роль прокуратуры Российской Федерации, как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России, которая фактически остается последним, а зачастую и единственным заслоном на пути нарушителей законодательства о выборах.
Подобное положение нашло свое отражение в руководящих документах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Так, и в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», и в решениях коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.02.1999, от 12.02.2003, от 30.01.2004, от 21.05.2005 и от 22.02.2007 прокурорам предлагается акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации избирательных прав гражданин.
Ежегодно органы прокуратуры выявляют значительное количество нарушений законодательства о выборах. Так в 2003 и 2004 годах, когда в Российской Федерации проходили выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации, а также совмещенные с ними выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, было выявлено соответственно 10 820 и 9150 нарушений закона. В 2005;2006 годах, когда выборы федеральных органов государственной власти не проводилось, выявлено 8848 и 7565 нарушений. При проведении новых выборов федеральных органов государственной.
1 Встречи в ЦИК России // Газета /01.07.2005 власти количество выявленных нарушений возросло в 2007 году до 26 707, а только за 1 полугодие 2008 года составило 22 640 нарушений.2.
Следует отметить, что работу органов прокуратуры в данной сфере деятельности в значительной мере усложняют постоянно проводимые реформы законодательства о выборах.
К примеру, за время, прошедшее со дня принятия Конституции Российской Федерации, принято три федеральных закона, определяющих общий порядок проведения выборов в Российской Федерации, три федеральных закона о выборах Президента Российской Федерации и четыре федеральных закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, то есть фактически указанные законы принимались индивидуально перед проведением очередных федеральных выборов.
При этом в Федеральный закон от 06.12.1994 № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» за три года его действия внесено одно изменение, в Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» за 5 лет действия — 2, а в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесено уже 21 изменение.
Подобная нестабильность избирательного законодательства, а также большое количество муниципальных образований, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которых будут выбираться органы местного самоуправления настоятельно требуют точного установления целей и задач органов прокуратуры при подготовке и проведении выборов, определения предмета, объектов и.
2 См. «Отчеты о работе прокурора» (Форма П). пределов прокурорского надзора, оснований для прокурорского реагирования и разработки научно-обоснованных методов, способов и тактических приемов прокурорской работы.
Более того, в решении коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.02.2007 «Об итогах работы органов прокуратуры за 2006 год и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка» прямо указывается на необходимость реализовать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение законности и правопорядка в ходе проведения избирательных кампаний и выборов в законодательные (представительные) органы.
Перечисленные обстоятельства, показывают, что сложившаяся в настоящее время практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, его научное, информационное, организационное и методическое обеспечение не в полной мере удовлетворяют потребностям российского общества и государства в неукоснительном соблюдении законности сферы выборных правоотношений, что и обуславливает актуальность темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования.
Анализ научной разработанности темы исследования показал, что в диссертационных исследованиях М. С. Матейковича и В. В. Коробова, монографиях М. С. Матейковича, В. П. Волкова, О. В. Дамаскина и P.P. Сеченовой рассматривались отдельные теоретические аспекты проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, но только с точки зрения конституционного права.
Кроме того, некоторые вопросы деятельности органов прокуратуры в сфере выборных правоотношений затрагивались в статьях В. В. Красинского, Т. А. Пахоменко, А. А. Власова и P.P. Сеченовой, а также методических рекомендациях Е. М. Кузят, И. В. Барановой, И. С. Викторова, А. Ю. Винокурова, Т. С. Лупиковой и И. Н. Степанова.
Вместе с тем, проведенный анализ научной литературы позволил отметить, что комплексных научных исследований проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах в Российской Федерации не проводилось.
Отсутствие диссертационных исследований по данной теме и насущная необходимость решения практических вопросов, возникающих при осуществлении прокурорско-надзорной деятельности, обусловили важность проведения настоящего исследования.
Объект исследования.
Объектом диссертационного исследования является комплекс правоотношений, возникающих в процессе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах.
Предмет исследования.
Предмет исследования — деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о выборах, направленная на обеспечение конституционных прав граждан России избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Цель и задачи исследования
.
Основная цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений и организационно-правовых мер, направленных на совершенствование прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах.
Задачами исследования являются:
1) анализ состояния законности и прокурорского надзора в сфере выборных правоотношений;
2) изучение теоретических аспектов прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах;
3) анализ состояния информационно-аналитического, методического и организационно-правового обеспечения прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах;
4) разработка предложений по подготовке, изменению и дополнению организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах;
5) разработка законодательных предложений, направленных на совершенствование правовых основ деятельности прокуратуры Российской Федерации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах.
Методологическая база исследования.
Методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектический, логический и системный) и специализированные (сравнительно-правового и специально-юридического) методы. Применение этих методов позволило провести всесторонний научный анализ прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах.
Теоретическую основу диссертационного исследования в области прокурорского надзора составили труды ведущих ученых: А. И. Алексеева, В. И. Баскова, С. Г. Березовской, А. Д. Берензона, В. Г. Бессарабова, И. С. Викторова, А. Ю. Винокурова, Ю. Е. Винокурова, А. А. Власова, В. В. Гаврилова, С. И. Герасимова, В. З. Гущина, В. К. Звирбуля, Б. В. Коробейникова, В. Г. Мелкумова, JI.A. Николаевой, В. П. Рябцева, К. Ф. Скворцова, Б. М. Спиридонова, А .Я. Сухарева, В. И. Шинда, В. Б. Ястребова и других.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов, приказы, распоряжения и указания Генерального прокурора Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования.
Эмпирическую базу исследования составили:
— статистические данные о результатах прокурорского надзора в сфере выборных правоотношений («Отчеты о работе прокурора» (Форма П) за период 1997;2008 годов), анализ которых проведен с использованием абсолютных и относительных величин, что позволило сравнивать состояния законности как в целом по Российской Федерации, так и по отдельно взятым субъектам Российской Федерации, городам или районам;
— материалы коллегий и координационных совещаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
— обобщения, справки и аналитические записки структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, информации прокуратур субъектов Российской Федерации о состоянии законности в период различных избирательных кампаний, а также акты прокурорского реагирования, внесенные по выявленным нарушениям законодательства о выборах. В общей сложности было изучено и проанализировано свыше 500 материалов прокурорских проверок и актов прокурорского реагирования.
— результаты анкетирования 37 помощников городских и районных прокуроров Московской области и 96 слушателей Института повышения квалификации Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проведенных с целью выяснения их мнения по проблемам прокурорского надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о выборах, с применением специальных вопросников, соответственно в 2003 и 2007 годах.
Кроме того, автором использован личный опыт прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Губернатора Московской области, депутатов Московской областной Думы и органов местного самоуправления Московской области в период работы прокурором отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Московской области.
Научная новизна.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые на основе проведенного комплексного анализа научной литературы, нормативной правовой базы и практической прокурорско-надзорной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации проведено исследование современного состояния, теоретических аспектов, а также недостатков научного, информационного, методического и организационного обеспечения прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах.
Соискателем предложено авторское определение прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, типовая схема подготовки частных методик прокурорских проверок, а также принципы оценки состояния законности по соотношению количества выявленных нарушений законодательства о выборах к количеству зарегистрированных избирателей.
В диссертации разработан и научно обоснован комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, заключающийся в создании специализированного отдела Генеральной прокуратуры Российской.
Федерации и издании организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления прокурорско-надзорной деятельности • на данном направлении.
Проанализированы типичные ошибки и недостатки прокурорско-надзорной практики и с учетом изменений, внесенных в 2007 году в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации», разграничивших надзорные и следственные функции прокуратуры, определены основные принципы применения актов прокурорского реагирования.
Кроме того, научная новизна заключается и в выносимых на защиту положениях.
Положения, выносимые на защиту.
1. Авторское определение прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, как самостоятельного направления прокурорского надзора, выделяемого в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты избирательных прав граждан и интересов общества в сфере правоотношений, регулируемых Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами о выборах, и осуществляемого как в период избирательных кампаний, так и между ними.
2. Комплекс организационно-правовых мероприятий, направленных на повышения действенности и эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, заключающийся в создании в Генеральной прокуратуре Российской Федерации специализированного отдела, а также издании организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления надзорной деятельности органов прокуратуры на данном направлении.
3. Предложение о законодательном расширении полномочий прокурора в сфере выборных правоотношений и внесении дополнений в статьи 1, 21 и 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации», в части включения избирательных комиссий в перечень объектов прокурорского надзора.
4. Предложение о внесении изменений в абзац 2 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации», расширяющих возможность для проведения прокурорских проверок не только на основании поступившей информации о фактах нарушений законодательства, требующих принятия мер прокурором, но и в случае получения данных, позволяющих предположить наличие подобных нарушений, а также в целях проверки полноты мер, принятых для устранения выявленных ранее нарушений, причин и условий, им способствующих.
5. Необходимость законодательного усиления роли органов прокуратуры в сфере выборных правоотношений путем внесения в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнительной статьи 79.1, возлагающей на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о выборах, а также обязывающей все органы, занимающиеся подготовкой, проведением и обеспечением выборов, незамедлительно представлять в прокуратуру информацию о выявленных нарушениях законодательства о выборах в целях последующей проверки и анализа.
6. Предложения. о внесения изменений и дополнений в законодательство о выборах в части включения Генерального прокурора Российской Федерации в число инициаторов назначения выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Президент Российской Федерации или Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своевременно не назначат указанные выборы, а также исключения положений, предусматривающих возможность регистрации кандидатов, списков кандидатов на основании подписей избирателей, собранных в их поддержку, поскольку сбор подписей в отличие от процедуры голосования проводится открыто, и лица, осуществляющие сбор подписей, могут так или иначе воздействовать на избирателей, проставляющих свои подписи, контролируя их политические предпочтения.
Достоверность полученных результатов исследования.
Достоверность полученных результатов исследования подтверждается использованными научно-теоретическими, нормативными и информационными материалами, а также собранными соискателем эмпирическими данными.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость диссертации определяется комплексным анализом научной литературы, законодательной базы и практической деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства о выборах, позволившим предложить и научно обосновать пути и способы решения задач, возникающих на данном направлении деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в подготовке конкретных предложений по совершенствованию информационного, методического и организационного обеспечения прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, а таюке возможностью использования полученных результатов в правоприменительной деятельности, при подготовке методических рекомендаций, а также преподавании курса прокурорского надзора в учебных заведениях системы высшего и послевузовского профессионального образования.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 10 печатных работах соискателя, в том числе в 5 научных статьях опубликованных в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Разработанные автором теоретические положения и практические рекомендации использованы при подготовке организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора Московской области, а также в практической деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о выборах.
Кроме того, предложения, сформулированные по результатам исследования, приняты Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для использования в законопроектной работе.
Структура работы.
Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя 7 параграфов, заключения, приложений и библиографического списка использованных нормативных документов и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное диссертационное исследование позволило прийти к выводу об особо важной роли органов прокуратуры Российской Федерации в сфере выборных правоотношений, являющихся легитимной формой репродукции власти в России, и определить место прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах в системе единого прокурорского надзора.
Анализ теоретических аспектов данного направления прокурорского надзора, правовых оснований для применения мер прокурорского реагирования, его законодательного, научного, информационного, организационного и методического обеспечения позволил вычленить следующие стоящие перед ним основные проблемы: а) нестабильность законодательства о выборах, заключающаяся в постоянном внесении в него изменений и дополнений, а также принятии новых законов, регулирующих порядок подготовки и проведения выборовб) отсутствие единого центра, занимающегося сбором, обобщением, анализом и обменом информацией о выявленных нарушениях законодательства о выборах и консолидирующего совместную деятельность различных органов, осуществляющих функции контроля за соблюдением установленного законом порядка, выполнения тех или иных действий при подготовке и проведении выборовв) неопределенность государственно-правового статуса избирательных комиссий, затрудняющая осуществление прокурорского надзора за их деятельностьюг) наличие территориально подвижных, устойчивых групп лиц, которые, разработав и использовав в одном регионе Российской Федерации незаконные методы и способы воздействия на результаты выборов, могут применить их впоследствии повторно или многократно в других регионахд) значительная неравномерность количества совершаемых нарушений законодательства о выборах и избирательных прав граждан и соответственно объема работы прокуратуры в зависимости от наличия или отсутствия на поднадзорной территории избирательной кампаниие) отнесение различных функций, выполняемых органами прокуратуры в период подготовки и проведения выборов, к компетенции нескольких структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации («общий» надзорподразделения, надзирающие за следствиемподразделения, обеспечивающие участие прокуроров в уголовных и гражданских процессах) — ж) недостатки научного, информационного, методического и организационного обеспечения данного направления прокурорско-надзорной деятельности.
В целях устранение отмеченных в диссертационном исследовании проблем был предложен ряд теоретических и практических предложений, заключающихся в следующем: а) в обосновании внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, усиливающих роль органов прокуратуры Российской Федерации в сфере выборных правоотношенийб) в разработке комплекса организационно-правовых мер, направленных на повышение действенности и эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, заключающихся в создании в Генеральной прокуратуре Российской Федерации специализированного отдела с объединением в нем всех функций органов прокуратуры, в той или иной мере связанных с подготовкой и проведением выборов, а также издания приказа Генерального прокурора Российской.
Федерации, регулирующего осуществление надзорной деятельность органов прокуратуры на данном направлении. в) в обосновании необходимости постоянного сбора информации о нарушениях законов, поступающей из подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, нижестоящих прокуратур, федеральных органов власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, судов, иных государственных, муниципальных, а также коммерческих и некоммерческих организаций и объединений, граждан и должностных лиц, а также публикаций в средствах массовой информации и в Интернете, ее обобщение и комплексный анализ, а также системного анализа всех избирательных кампаний, проводимых на территории Российской Федерации, а также международной практики в целях выявления незаконных способов воздействия на результаты выборов, нарушающих избирательные права граждан, и разработки научно-обоснованных методов упреждения и пресечения подобных действийг) в определении основных принципов подготовки методических рекомендаций по прокурорскому надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о выборах.
Вместе с тем, учитывая, что законодательство о выборах продолжает реформироваться представляется необходимым продолжить проведение исследования вопросов прокурорского надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о выборах по следующим направлениям: а) дальнейшее уточнение пределов прокурорского надзора в данной сфере в целях разграничения полномочий органов прокуратуры и иных органов, обеспечивающих соблюдение избирательных прав граждан Российской Федерацииб) совершенствование законодательства о выборах для правового ограничения возможностей каким-либо образом незаконно воздействовать на их результатыв) совершенствование взаимодействия сотрудников прокуратуры, занимающихся вопросами обеспечения законности при подготовке и проведении выборов, как с другими сотрудниками внутри органов прокуратуры, так и с иными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборовг) подготовка дополнительных методических рекомендаций по прокурорскому надзору за исполнением законодательства Российской Федерации в случае принятия правовых актов, изменяющих порядок проведения тех или иных избирательных действий.
Список литературы
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948)"Российская газета" от 10.12.1998.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 17 (1831), ст. 291.
- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26.05.1995) // СЗ РФ, 1999, № 13, ст. 1489.
- Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 07.10.2002) // Справочная правовая система «Гарант».
- Конституция Российской Федерации 1993 года // «Российская газета» от 25.12.1993, № 237.
- Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года.
- Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года.
- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от1812.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ, 2001, № 52 (часть I), ст. 4921.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 1 (часть 1), ст. 1.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от1411.2002 № 138-Ф3 // «Российская газета» от 20.11.2002, № 220.
- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ, 2001, № 23, ст. 2277.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4472.
- Федеральный закон от 06.12.1994 № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 1994, № 33, ст. 3406.
- Федеральный закон от 17.05.1995 № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1924.
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1918.
- Федеральный закон от 21.06.1995 № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 298.
- Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, № 35, ст. 3506.
- Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ, 1996, № 49, ст. 5497.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3586.
- Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997, № 38, ст. 4339.
- Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 224.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ, 1998, № 13, ст. 1475.
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ, 1998, № 22, ст. 2331.
- Федеральный закон от 10.02.1999 № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, № 7, ст. 878.
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, № 26, ст. 3178.
- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005.
- Федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ, 2000, № 1 (часть II), ст. 11.
- Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ, 2001, № 29, ст. 2950.
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 2002, № 24, ст. 2253.
- Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ, 2002, № 51, ст. 4982.
- Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ, 2003, № 2, ст. 171.
- Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // СЗ РФ, 2003, № 2, ст. 172.
- Федеральный закон от 02.07.2003 № 89-ФЗ «О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств» // СЗ РФ, 2003, № 27 (часть I), ст. 2703.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2003, № 40, ст. 3822.
- Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ, 2004, № 25, ст. 2485.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ, 2004, № 31, ст. 3215.
- Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ, 2005, № 21, ст. 1919.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ, 206, № 31 (часть I), ст. 3448.
- Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124−1 «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД ВС РФ, 1992, № 7, ст. 300.
- Закон Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026−1 «О милиции» //Ведомости СНД ВС РСФР от 18.04.1991, № 16, ст. 503.
- Указ Президента Российской Федерации от 04.07.2003 № 729 «О выборах первого Президента Чеченской Республики» // СЗ РФ, 2003, № 27 (часть И), ст. 2783.
- Указ Президента Российской Федерации от 02.09.2003 № 1030 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» // СЗ РФ, 2003, № 36, ст. 3497.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10.12.2003 № 337-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ, 2003, № 51, ст. 4945.
- Устав города Москвы, принятый Московской городской Думой 28.06.1995 // «Ведомости Московской городской Думы», 1995, № 4.
- Устав Московской области от 11.12.1996 № 55/96−03 // «Вестник Московской областной Думы», 1997, № 1.
- Закон города Москвы от 06.07.2005 № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» // «Вестник Мэра и Правительства города Москвы», 2005, № 43.
- Закон города Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы» // «Вестник Мэра и Правительства города Москвы», 2007, № 5.
- Закон Московской области от 02.07.2003 № 69/2003−03 «О выборах депутатов Московской областной Думы» // «Вестник Московской областной Думы», 2003, № 8.
- Постановление Московской областной Думы от 01.12.2006 № 1/200-П «О назначении даты выборов депутатов Московской областной Думы» // Справочная правовая система «Гарант».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.02.2003 № 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от1501.2003 № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от1705.2004 № 13 «О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от2012.2005 № 44−10 «О вводе в эксплуатацию объектов информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от1603.2006 № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от2612.2006 № 120 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от0410.2007 № 158 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации».
- Приказ Генерального прокуратура Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
- Распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации2908.1995 № 44/20р «Об организации работы в период избирательной кампании».
- Распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации2603.1996 № 19/7р «Об организации работы в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации».
- Распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации2707.1999 № 47/7р «Об организации работы в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
- Распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации1401.2000 № 2/7р «Об организации работы в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации2908.1995 № 43/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации0502.1996 № 6/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Российской Федерации».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 12.08.1996 № 49/7 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации от0411.1996 № 64/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации2707.1999 № 46/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации1401.2000 № 1/7 «Об организации работы органов прокуратуры в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации от0607.2000 № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации от2802.2001 № 52/20 «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации 19.09.2003 № 42/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации 23.12.2003 № 52/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Российской Федерации».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации от2809.2007 № 153/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
- Указание Генерального прокурора Российской Федерации от1601.2008 № 4/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Российской Федерации».
- Решение коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.02.1999.
- Решение расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.02.2003.
- Решение расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2004.
- Решение расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.05.2005.
- Решение коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.02.2007 «Об итогах работы органов прокуратуры за 2006 год и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка».
- Постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 27.07.1999 «О механизме информационного обеспечения режима законности в период предвыборных кампаний».
- Указание прокурора Московской области от 29.12.2006 № 209−20 «Об организации работы органов прокуратуры на период избирательной кампании по выборам в Московскую областную Думу».
- Решение Избирательной комиссии Московской области от 02.04.2002 № 684 «О ходе подготовки и проведении дополнительныхвыборов депутатов в Совет депутатов поселка Приокск 14 апреля 2002 г.» // Справочная правовая система «Гарант».
- Устав Ступинского муниципального района Московской области (принят решением Совета депутатов Ступинского муниципального района Московской области от 10.03.2006 № 87/7) // Справочная правовая система «Гарант».
- Сборники научных и методических работ, комментарии законов, учебные пособия, статьи
- Автономов А.С. Избирательная власть / М.: «Права человека, 2002.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / Издательство Норма / М. 2007.
- Басков В.И., Коробейников Б. В. / Курс прокурорского надзора: Учебник для ВУЗов. / М.: ЗЕРЦАЛО, 2001.
- Бессарабов В.Г. / Прокурорский надзор / М.: Проспект, 2006.
- Борисов И.Б. Кандидаты «близнецы». «Двойники» в избирательных кампаниях. / Журнал о выборах / 2001. № 2.
- Веденеев Ю.А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления / Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1995. № 2 (28).
- Веденеев Ю.А., Лысенко В. И. / Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты / Государство и право / 1997. № 8.
- Викторов И.С. Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона и применению правовых средств реагирования на выявленные нарушения / Методическое пособие / М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2004.
- Викторов И.С., АшитковаТ.В. Надзор за исполнением законодательства о землепользовании / Законность / 2004. № 2.
- Викторов И.С., Бессарабов В. Г., Алексеева Д. Г., Швецов А. Б. Охрана труда в Российской Федерации: новое законодательство, правоприменительная практика и прокурорский надзор. Научно-практический комментарий / М.: Юрлитинформ, 2003.
- Винокуров Ю.Е. / Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. / М.: Экзамен, 2001.
- Винокуров А.Ю., Лупикова Т. С., Степанов И. Н. Осуществление прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан. Методические рекомендации / М., 2003.
- Ш. Власов А. А., Сеченова P.P. Участие прокурора в избирательном процессе / Законность/ 2002. № 5.
- Волков В.П., Дамаскин О. В., Сеченова P.P. Обеспечение конституционной законности избирательного процесса в интересах безопасности государственного строительства М.: Норма, 2007.
- Выборы в Российской Федерации. 2006. Электоральная статистика. / Под общей ред. Вешнякова А. А., Застрожной O.K. / М.: МедиаПресс, 2007.
- Гаврилов В.В. / Сущность прокурорского надзора в СССР / Саратов: Издательство Саратовского университета, 1984.
- Гражданский процесс Российской Федерации / Под ред. Власова А. А. / М.: Юрайт-Издат, 2003.
- Звирбуль В.К. Роль юридической науки в развитии и совершенствовании прокурорского надзора / Вопросы прокурорского надзора. Сборник научных трудов / ВНИИ по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности / М., 1972.
- Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. редактор Иванченко А. В. / М.: НОРМА, 1999.
- Интервью с Вешняковым А. А. / Законодательство / 2004. № 9.
- Интернет-пресс-конференция Вешнякова А. А. на тему: «Правда и мифы об изменениях избирательного законодательства Российской Федерации / Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации / 2005. № 8 (187).
- Казарина А.Х., Карлин А. Б. / Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном регулировании рынка ценных бумаг / М.: ИПК руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 1998.
- Казарина А.Х. / Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов / М.: ИПК руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2005.
- Катков Д.Б., Корчиго Е. В. Избирательное право / М.: Юриспруденция, 2001.
- Китрова Е.В., Кузьмин В. А. Комментарий к Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» Система ГАРАНТ, 2007 г.
- Князев С.Д. / Предмет современного российского избирательного права / Государство и право / 2000. № 5.
- Колесников А. Владимир Путин расплатился с ФСБ / Коммерсант Ъ /№ 14(3590) от 01.02.2007.
- Колюшин Е.И. / Финансирование выборов (правовые вопросы) / Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации / 1998. № 1(55).
- Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов /под общей ред. Баглая М. В., Лайбо Ю. И., Энтина Л. М. М.: Норма, 2003.
- Коробейников Б.В. Основные понятия общего надзора. Вопросы теории и практики общего надзора. Сборник научных трудов. Часть 2 / ВНИИ по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности /М., 1975.
- Красинский В.В. Нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации. М. 2005.
- Кузят Е.М., Баранова И. В. Прокурорский надзор за соблюдением избирательных прав граждан. Методические рекомендации / М., 2000.
- Лисовский С.Ф., Евстафьев В. А. / Избирательные технологии: история, теория, практика / М.: РАУ-Университет, 2000.
- Малишевский Н.Н. / Технология и организация выборов / Минск: Харвест, 2003.
- Матвейчев О.А. Подставные кандидаты и кандидаты союзники. Выигрыш на старте кампании / Политический маркетинг / 2003. № 3.
- Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации / М.: МГУ, 2003.
- Матейкович М.С. Проблемы правового регулирования выборов в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации / Государство и право / 1998. № 7.
- Михайлов В.Т. Надзор за соблюдением законности при исполнении приговоров — отрасль единого прокурорского надзора / Вопросы прокурорского надзора. Сборник научных трудов / ВНИИ по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности / М., 1972.
- Нагорных И. Выборы зачищают от политической борьбы / Коммерсант Ъ / № 119 (3202) от 01.07.2005.
- Настольная книга прокурора. Коллектив авторов / Под редакцией Герасимова С. И. /М.: Щит-М, 2002.
- Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. редактор Вешняков А. А. Научн. редактор Лысенко В. И. / М.: НОРМА, 2003.
- Николаева Л.А. Надзор прокуратуры: проблемы теории и практики / Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практической конференции. / М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1997.
- Ожегов С.И. / Словарь русского языка: Под редакцией чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой./ М.: Русский язык, 1987.
- Организация работы в прокуратуре района: Пособие для прокурора района / Под общей редакцией Звягинцева А. Г. / Казань: Мастер Лайн, 2001.
- Организация работы городской (районной) прокуратуры. Коллектив авторов / Методическое пособие / Под редакцией Герасимова С. И. / М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2001.
- Пахоменко Т.А. Избирательное законодательство и соблюдение законности / Законность / 2000.№ 8.
- Переверзев М.П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. / Менеджмент. Учебник / Под общей редакцией Переверзева М. П. / М.: ИНФРА-М, 2002.
- Полуэктов В.В. / Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний / М.: Русская панорама, 2003.
- Постников А.Е. / Актуальные направления развития избирательного законодательства / Журнал российского права / 2004. № 2.
- Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры (в условиях переходного периода) / Бойков А. Д., Скворцов К. Ф., Рябцев В. П. / М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1998.
- Прокуратура в системе обеспечения законности в государственном строительстве и соблюдении прав человека / Под ред. Сухарева, А .Я. / М.: Экслит, 2005.
- Прокурорский надзор в Российской Федерации / Учебник / Под общей редакцией Савенкова А. Н. / М.: Дашков и К, 2006.
- Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под общей редакцией Винокурова Ю. Е. / М.: МНЭПУ, 2000.
- Развитие избирательного права укрепляет гражданское общество (интервью с Вешняковым А.А.) / Журнал российского права / 2003. № 10.
- Рябцев В.П. Актуальные аспекты организации и управления в органах прокуратуры / Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практической конференции / М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1997.
- Сафонов А.П. Сущность и пределы прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы / Вопросы прокурорского надзора. Сборник научных трудов / ВНИИ по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности / М., 1972.
- Спиридонов Б.М. Понятие отрасли прокурорского надзора / Совершенствование прокурорского надзора в СССР. Сборник статей / ВНИИ по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности / М., 1973.
- Степанов И.Н. Защита избирательных прав неопределенного круга лиц / Законность / 2007. № 7.
- Степанов И.Н. Правовое положение органов прокуратуры в стадии назначения выборов / Черные дыры в Российском законодательстве / 2007. № 5.
- Степанов И.Н. Проблемы борьбы с незаконным воздействием на результаты выборов / Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации / 2008. № 1 (3).
- Степанов И.Н. Прокурорский надзор за деятельностью избирательных комиссий / Российский следователь / 2007. № 16.
- Степанов И.Н. Работа прокуратуры в период избирательной кампании / Законность / 2004. № 9.
- Степанова Е.Н. Автоматизированная система ведомственного документооборота. Опыт внедрения в органах прокуратуры Российской Федерации / Издательское товарищество «АдамантЪ», М.: 2007.
- Субанова Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности / Кемерово: ИНТ, 2005.
- Субботин Е.А. Понятие и содержание тактики прокурорского надзора / Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практической конференции / М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1997.
- Сухарев А.Я., Алексеев А. И., Журавлев М. П. / Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель / М.: Норма, 1997.
- Чиркин В.Е. / Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) / Журнал российского права / 2004. № 11.
- Шинд В.И., Михайлов В. Т. / Организация труда в районной (городской) прокуратуре / М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1975.
- Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы / М.: Наука, 1987.
- Алиев В.А. / Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законодательства в системе агропромышленного комплекса России / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2004.
- Борисов И.Б. / Основные права и обязанности государств в избирательном процессе (Международно-правовые аспекты) / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2002.
- Галушко В.Ф. / Правотворчество избирательных комиссий субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / Краснодар, 2005.
- Звягинцев Д.А. / Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2002.
- ИгонинаН.А. / Проблемы прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2003.
- Колосов Б.Д. / Информационное сопровождение избирательной кампании: содержание и условия эффективности / дисс. на соискание ученой степени к.п.н. / М., 2006.
- Коробов В.В. / Конституционно-правовое регулирование организации и проведения выборов в органы государственной власти в субъекте Российской Федерации (по материалам Калужской области) / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2004.
- Корчиго Е.В. / Актуальные вопросы теории избирательного процесса в России / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2002.
- Краснов К.В. / Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук М. 2000.
- Насонов Ю.Г. / Прокурорский надзор за исполнением законов о формировании доходной части бюджета / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н./М., 2003.
- Сеченова P.P. / Правосознание избирателей и его роль в обеспечении законности избирательного процесса / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2003.
- Скачкова А.Е. / Теоретические и организационно-методические особенности прокурорского надзора за соблюдением бюджетного законодательства / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / С-Пб., 2003.
- Смирнова А.Ю. / Политические процессы и технологии в избирательных кампаниях 1996−2004 г.г. как объективная реальность современной России / дисс. на соискание ученой степени к.п.н. / Кострома, 2004.
- Терентьева Е.В. / Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере оборота гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2005.
- Хатов Э.Б. / Теоретические и практические проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов органами государственного контроля в сфере экономики / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2003.
- Шаров Р.В. / Надзор прокуратуры за исполнением законов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина / дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. / М., 2006.