Пенсионное обеспечение в странах СНГ
Как показывает опыт разных стран, для назначения пенсии согласно законодательству граница пенсионного возраста регулируется по разному. В некоторых странах, исходя из принципа правового равенства, пенсионный возраст мужчин и женщин установлен на одном уровне. В других по сравнению с женщинами для мужчин предусмотрен более поздний срок выхода на пенсию (на 5 лет). Например, в США, Германии… Читать ещё >
Пенсионное обеспечение в странах СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
За истекшее десятилетие пенсионное обеспечение в государствах Содружества претерпело существенные изменения.
Выработано национальное пенсионное законодательство. Осуществлен перевод государственной системы пенсионного обеспечения на страховые принцип По существу в странах СНГ созданы новые пенсионные системы, опирающиеся на собственную финансовую основу — внебюджетные пенсионные (социальные) фонды.
Проводится постоянная индексация размеров пенсий в связи с удорожанием жизни, ростом цен. Вводится персонифицированный (индивидуальный) учет застрахованных лиц. В ряде стран предприняты попытки более тесно увязать размеры пенсий с трудовым вкладом работника, в этих целях изменен порядок исчисления пенсий и другие.
Однако принципиальных изменений в состоянии пенсионного обеспечения граждан в государствах СНГ не произошло.
Действующие в странах пенсионные системы не выполняют своей основной социальной функции, определенной Международной Организацией Труда — уменьшение нуждаемости и предотвращение нищеты «путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость)».
Самое главное — во всех странах Содружества уровень пенсий продолжает оставаться крайне низким и не обеспечивает удовлетворение минимальных потребностей пенсионеров. Для многих из них пенсии являются единственным источником существования. В большинстве стран СНГ размеры как минимальных, так и средних пенсий не соответствуют прожиточному минимуму пенсионера. Пенсионеры оказались одной из самых малообеспеченных и незащищенных групп населения, больше других страдающих от постоянного удорожания жизни.
Пенсионное обеспечение в странах СНГ
Во всех странах СНГ, в соответствии с национальным законодательством о пенсионном обеспечении граждан, повышался минимальный размер пенсии по возрасту.
Минимальный размер пенсии (базовой пенсии) увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом в Азербайджане на 13%, в Армении — на 31%, в Белоруссии — на 28%, в Казахстане — на 19%, в Киргизии — на 25%, в Молдавии — на 4%, в России — на 6%, в Таджикистане — на 33%, в Узбекистане — на 30%, на Украине — на 28%. В январе-сентябре 2011 года он еще повысился в Белоруссии на 72%, в Казахстане — на 31%, в Молдавии — на 8%, в России — на 9%, в Узбекистане — на 15%, на Украине — на 4%[11].
В результате индексации пенсий, повышения уровня минимальных пенсий и выплат компенсационных надбавок, а также роста заработной платы растут средние номинальные размеры назначенных пенсий. Так, номинальный размер пенсии, скорректированный на индекс потребительских цен, в 2010 году превысил уровень предыдущего года в Азербайджане, Армении, Киргизии и на Украине на 1−7%, в Казахстане и России — на 13%, в Белоруссии и Таджикистане — соответственно, на 24% и 26%.
Несмотря на постоянное повышение минимальных и средних пенсий, размер пенсии в странах СНГ остается невысоким. Чтобы сопоставить уровни среднего размера пенсий по странам СНГ, приведем их значения в пересчете на доллары США по национальным курсам валют. В 2000 году средний размер назначенных пенсий только в Белоруссии немного превышал 30 долларов США и был близок к нему в России. В 2011 году средний размер назначенных пенсий варьировался от 32 долларов США в Таджикистане до 257 в России.
В 2010 году средний размер пенсии был выше всего также в России — 249 долларов США в месяц (в 2005 году — 88 долларов США). В Белоруссии, в пересчете на доллары США, он составлял 195 (98), в Казахстане — 153 (76), в Азербайджане и на Украине — 141 (соответственно, 31 и 81), в Армении и Молдавии — менее 75 (меньше 30), в Киргизии и Таджикистане — менее 50 долларов США (менее 16 долларов США в 2005 году)[11].
Быстрый рост среднего размера пенсий отмечался в Казахстане, Азербайджане и особенно в Киргизии в 2011 году. В Армении, Молдавии и Таджикистане темпы прироста среднего размера пенсии были более умеренными.
Действующим законодательством большинства стран СНГ в качестве минимальных социальных нормативов, гарантированных государством, приняты минимальная пенсия и прожиточный минимум пенсионера.
Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку нормативной потребительской корзины, а также расходы на налоги и обязательные платежи. Нормативная потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг; разрабатывается для основных социально-демографических групп населения и утверждается законодательно.
Минимальная пенсия по возрасту превышала размер прожиточного минимума пенсионера в 2010 году в Белоруссии на 22%, в Казахстане — на 43%, базовая пенсия в Азербайджане — на 25%. Значительно ниже прожиточного минимума был размер минимальной пенсии по возрасту в Молдавии (на 49%), а, также средний размер базовой пенсии в Киргизии (в 3,5 раза) и России (на 42%).
Средний размер назначенных пенсий превышал величину прожиточного минимума пенсионера в Азербайджане на 66%, в Белоруссии — в 2,2 раза, в Казахстане — на 75%, в России — на 62%, на Украине — на 53%. В Киргизии и Молдавии средняя пенсия была ниже уровня прожиточного минимума пенсионера на 32% и 30%, соответственно[11].
В 2011 году соотношение среднего размера назначенных пенсий и прожиточного минимума для населения в целом улучшилось в Белоруссии, Азербайджане, России, Молдавии и на Украине.
Средний размер пенсии по отношению к средней заработной плате составлял от четверти до трети в большинстве стран СНГ и только в Киргизии, Белоруссии и на Украине — около половины.
Для сравнения отметим, что, например, в Норвегии, Словакии, Финляндии, Польше, Швейцарии, Швеции коэффициент замещения дохода (отношение пенсии к доходу работающего предпенсионного возраста) превышал 50%; в Индии, Италии — 60%; Австрии, Бразилии, Венгрии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Китае, Нидерландах — 70% (рис. 20).
Низкие нетто-коэффициенты замещения (по отношению к средней заработной плате после уплаты налогов) отмечаются в Ирландии (36%) и Новой Зеландии (42%), где существуют только базовые пенсионные схемы, но при этом государство предусматривает дополнительные меры по материальной поддержке пенсионеров. Так же низок нетто-коэффициент замещения в Великобритании (42%), в Соединенных Штатах (50%). В этих странах базовая пенсия составляет лишь часть дохода, и значительны дополнительные выплаты.
В большинстве стран мира преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений, когда пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет обязательных платежей работающих граждан. Альтернативой распределительной пенсионной системе служит накопительная модель, когда часть денежных средств работающих граждан инвестируется с целью получения доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам в будущем, и размер пенсионных выплат напрямую зависит от стажа работы, размера заработка и страховых взносов будущего пенсионера.
Вместе с тем, в последние годы правительства многих стран увеличивают выплаты пожилым людям, используя государственные пенсионные резервы для смягчения последствий финансово-экономического кризиса. Появляется необходимость в диверсифицированных системах пенсионных доходов, комбинирующих государственную и частную системы, вычеты из зарплат и отложенные сбережения, и другие усилия по поддержанию достатка пожилых людей В некоторых странах сохраняются ограничения на предельный размер пенсий. Утрачена связь пенсии с «трудовым вкладом» — размеры пенсий по старости не зависят от продолжительности трудового стажа, размеров заработков. Серьезной проблемой в последние годы явились систематические задержки со своевременной выплатой пенсий.
Значительное влияние на финансовую устойчивость пенсионных систем оказывает неудовлетворительная демографическая ситуация, старение населения во всех станах СНГ, постоянное увеличение доли пенсионеров в отношении к экономически занятому населению, сокращение соотношения числа пенсионеров и работающих, которое в настоящее время ниже, чем в экономически развитых странах.
Во всех странах Содружества в настоящее время осуществляется реформирование пенсионных систем. Это связано в первую очередь с тем, что действующие ранее системы, полностью построенные на распределительном принципе базировались на текущих страховых взносах и зависели целиком от поступающих средств. Данные пенсионные системы утратили свою эффективность в условиях неустойчивости экономики, обострившейся демографической ситуации.
В ходе реформ предусматривается осуществить меры, направленные на повышение уровня пенсионного обслуживания, привлечение для этого дополнительных ресурсов, обеспечение финансовой стабилизации пенсионных систем, тесной зависимости между трудовым вкладом работника и размером его пенсии, а также заинтересованности самих работников в формировании пенсионного бюджета.
Политика государств Содружества при проведении пенсионной реформы строится на следующих принципах.
1. Отказ в перспективе от распределительных принципов пенсионного обеспечения как основной пенсионной системы.
2. Переход большинства государств на трехуровневую систему пенсионного обеспечения, совмещающую принципы солидарности и накопления (условно-накопительную).
3. Избрание в качестве основного принципа построения пенсионной системы — накопительный (Казахстан).
4. Развитие добровольного пенсионного обеспечения и страхования, соответствующих финансовых институтов.
По характеру намечаемых и проводимых реформ в области пенсионного обеспечения в странах СНГ наметились следующие общие для них тенденции:
— сохранение солидарной системы с определенными выплатами, постепенным расширением накопительных элементов и дополнением ее профессиональными обязательными либо добровольными негосударственными системами. Это характерно для большинства государств СНГ, основой пенсионных систем в которых является государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование;
— внедрение, в качестве основной, системы пенсионного обеспечения на накопительных принципах.
Армения
Правительством Армении утверждены 2 декабря 1999 г. «Основные стратегические положения пенсионного обеспечения».
Одними из основных целей пенсионной реформы определено:
— повышение эффективности и перераспределение средств, направляемых на выплату пенсий;
— развитие системы обязательного пенсионного страхования;
— внедрение добровольного пенсионного страхования.
Предлагается изменения в сфере пенсионного обеспечения начинать с улучшения действующей системы, обеспечив прежде всего;
— переход к финансированию из госбюджета тех расходов, которые не связаны с выплатой трудовой (страховой) пенсии, т. е. социальных пенсий;
— урегулирование системы пенсионного обеспечения в отношении льготных пенсий и пенсий за выслугу лет. Предполагается взамен указанных пенсий выплачивать компенсации с дальнейшей постепенной ликвидацией института досрочного выхода на пенсию;
— расширение круга социальных выплат, увеличение в связи с этим базы расчета выплат обязательного социального страхования;
— внедрение системы индивидуального (персонифицированного) учета.
В период перехода к новой системе пенсионного обеспечения трудовая (страховая) пенсия будет состоять из трех частей:
1. Базовая пенсия, которую государство гарантирует лицам, имеющим требуемый страховой стаж (20 лет для женщин, 25 лет — для мужчин). В нынешней системе трудовая пенсия назначается тем, кто имеет не менее 5 лет трудового стажа;
2. Доплаты за каждый год страхового стажа до внедрения индивидуального (персонифицированного) учета. Первая и вторая части пенсии начисляются по ныне действующей формуле;
3. Страховая пенсия, которая после внедрения индивидуальных счетов будет рассчитываться в соответствии с индивидуальным вкладом каждого застрахованного, то есть она будет учитывать накопленные страховые взносы и ожидаемую среднюю продолжительность жизни в момент получения права на пенсию[4].
Предусмотрено, что в ходе реформирования первоначально вся сумма взносов будет направляться на финансирование солидарной системы, в последующем в формуле расчета пенсий намечается увеличивать значение элемента условного накопления, с уравниванием солидарной и накопительной составляющих. Добровольное пенсионное страхование должно выполнять функции системы дополнительного пенсионного страхования.
В результате осуществления реформы структура пенсионной системы в стране будет состоять из следующих элементов:
— государственное пенсионное обеспечение;
— обязательное пенсионное страхование;
— добровольное пенсионное страхование.
В декабре 2010 года был принят пакет законов, направленный на создание законодательных основ накопительной пенсионной системы. По словам представителя управления пенсионного обеспечения Министерства труда Армении, к апрелю будут готовы подзаконные акты. На их основе юридические лица, получившие соответствующую лицензию от Центрального Банка Армении, смогут создать добровольные пенсионные фонды.
В 2011 года Армения переходит к добровольной накопительной пенсионной системе, а с 2014 года будет действовать обязательная накопительная пенсионная система. Добровольные пенсионные накопления могут осуществляться уже сейчас на основе договора, действующего между банком и работодателем.
Для обеспечения обслуживания пенсионных счетов в рамках новой накопительной пенсионной системы будет проведена техническая модернизация Центрального Депозитария Армении. Автоматизация процесса позволит повысить эффективность деятельности. Работы по переоснащению будут начаты в 2011 году, и завершатся к середине 2013 года.
По данным Национальной статистической службы, то в январе-декабре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года потребительские цены в Армении выросли на 2,6%. Это меньше чем, в России, однако власти страны не намерены проиндексировать размер пенсий в 2013 году. В проекте госбюджета на 2013 год изначально не было статьи расходов по линии повышения пенсий, более того, неизменными остались и пособия. Неизменным, 18 тысяч драмов, останется и размер пособия по безработице, но при этом правительство сохранило прошлогоднюю тенденцию к сокращению финансирования этой программы: расходы по этой программе уменьшатся на 900 млн драмов. Соответственно уменьшится, по прогнозам правительства, и количество получающих пособие по безработице[8].
Отметим, что правительство Армении 29 декабря 2011 года приняло решение о повышении пенсий и социальных пособий с 1 января 2012 года.
Так, размер базовой пенсии с 2012 года вместо 10,5 тысяч драм установлен в размере 13 тысяч драмов, а размер средней трудовой пенсии увеличен с 28,7 тысяч драмов до 31,3 тыс. драмов. ($ 1 — 409,62 драма)[8].
Таким образом в 2013 году средняя трудовая пенсия в Армении составляет чуть более 31 тыс драмов, а вот выделенная госбюджетом для пенсий сумма уменьшится — из-за сокращения фактического числа пенсионеров.
По последним данным Министерства труда и по социальным вопросам, в Армении зарегистрировано около 520 тысяч пенсионеров.
Расходы на соцобеспечение в госбюджете 2013 году составят 303,2 млрд. драмов в сравнении с 307,3 млрд. в 2012 году[8].
Азербайджан
В любой стране пенсионная реформа является неотъемлемой частью социально-экономических реформ, проводимых в процессе строительства правового государства. Для успешного проведения данных реформ указами президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года была утверждена «Концепция пенсионной реформы» и принята «Государственная программа Азербайджанской Республики по развитию пенсионно-страховой системы» от 30 декабря 2008 года[3]. По государственной программе пенсионные выплаты лицам, вышедшим ранее общего пенсионного возраста (т. е. лицам с льготными условиями выхода на трудовую пенсию), доплаты к трудовым пенсиям (предусмотренные за стаж службы и относительно базовой части пенсии), а также другие нестраховые выплаты, финансируемые за счет обязательных государственных социальных страховых взносов, являются фактором, ослабляющим принципы существующей пенсионно-страховой системы[2]. В связи с совершенствованием обеспечения трудовой пенсии, а также претворением в жизнь положений Государственной Программы был принят закон Азербайджанской Республики «О внесении изменений и дополнений в закон Азербайджанской Республики „О трудовых пенсиях“» от 27 октября 2009 года[1].
Согласно закону, с 1 января 2010 года было предусмотрено применение целого ряда нововведений, как в принципах начисления пенсии, так и в определении ее суммы. С этой точки зрения наибольший интерес вызывают новшества, применяемые относительно назначения и определения суммы самой большой части трудовых пенсий — пенсии по возрасту. Назначение данного вида пенсии зависит от двух факторов:
— определяемой законом границы пенсионного возраста;
— наличие необходимого страхового стажа.
Согласно поправкам и изменениям в статье 7 вышеуказанного закона, начиная с 1 января 2010 года были пересмотрены оба этих фактора.
Так, с 1 января 2010 года граница пенсионного возраста мужчин ежегодно увеличивается на 6 месяцев до 1 января 2012 года, а для женщин до 1 января 2016 года. Таким образом, с 1 января 2010 года возрастная граница для пенсионного обеспечения мужчин устанавливается на уровне 62 лет и 6 месяцев, а с 1 января 2011 года — 63 года, для женщин эта граница устанавливается с 1 января 2010 года в 57 лет и 6 месяцев, с 1 января 2011 года — 58 лет и 6 месяцев, с 1 января 2013 года — 59 лет, с 1 января 2014 года — 59 лет и 6 месяцев, а с 1 января 2015 года — 60 лет[1].
Как показывает опыт разных стран, для назначения пенсии согласно законодательству граница пенсионного возраста регулируется по разному. В некоторых странах, исходя из принципа правового равенства, пенсионный возраст мужчин и женщин установлен на одном уровне. В других по сравнению с женщинами для мужчин предусмотрен более поздний срок выхода на пенсию (на 5 лет). Например, в США, Германии, Японии, Испании, Канаде, Швеции, Великобритании и Франции пенсионное право вступает в силу и для мужчин, и для женщин при достижении 65-летнего возраста. В Чили, Польше, Австралии, Молдове и Грузии пенсионный возраст наступает для мужчин в 65 лет, а для женщин в 60 лет; в Российской Федерации, на Украине, Узбекистане и Беларуси соответственно в 60 и 55 лет, а в Таджикистане, Казахстане и Кыргызстане соответственно в 63 года и 58 лет. В развитых странах с целью назначения пенсии при определении возрастной границы выхода на пенсию период пенсионных отчислений рассчитывается как минимум за 12 лет.
По статистическим данным на 1 октября 2009 года, в общей численности получавших пенсию по возрасту 45,1% (383 547 чел.) приходилось на многодетных женщин, получающих пенсию на льготных условиях. Ограничение льгот в получении пенсий для многодетных женщин, соответствуя принципам системы страхового пенсионного обеспечения, может рассматриваться как положительный фактор в деле реализации целей и задач, предусмотренных в Государственной Программе[11].
Конечно, с точки зрения демографического развития страны необходимо уделять должное внимание социальной защите и многодетных женщин. По нашему мнению, данная защита должна проводиться не за счет средств обязательных страховых взносов, а при помощи государственного бюджета. За последние годы в стране благодаря указам и распоряжениям Президента Азербайджанской Республики сформировался институт Президентской стипендии, применение данного института позволило существенно улучшить социальное обеспечение целого ряда граждан страны (члены семей погибших в Карабахской войне и 20 января 1990 года, инвалиды войн и т. д.). На наш взгляд, учреждение специальной Президентской стипендии многодетным женщинам также является целесообразным.
В настоящее время в завершающую стадию вступает разработка Концепции реформ системы пенсионного обеспечения", — как обозначил в одном из интервью глава Государственного фонда социальной защиты Азербайджана Салим Муслимов[10].
По его словам, концепция определяет четыре компонента пенсионных реформ, которые приведут к кардинальным изменениям в пенсионной системе Азербайджана: первый элемент реформы предусматривает ликвидацию базовой части пенсии, а также обеспечение роста пенсий за счёт индексации всего их размера. Вторым элементом является распределение источников финансового потока, отделение непосредственных обязательств фонда и пенсионной системы от пенсионных обязательств государства.
Как отмечают эксперты, власти Азербайджана взяли за основу пенсионную систему Германии, которая является одной из передовых в мире. Оптимисты заявляют, что создание аналогичной системы в Азербайджане обеспечит профицит Пенсионного фонда в ближайшие 3−4 года. Эксперты утверждают, что, если все пойдет по плану, фонд станет активным участником финансовых рынков и будет вкладывать средства в ипотечную программу или нефтяную промышленность, а также в рынок ценных бумаг.
Как отмечают аналитики, важным элементом реформирования пенсионной системы станет определение максимального размера пенсионных удержаний с заработной платы. Согласно новой концепции будет определён максимальный размер удержания с зарплаты, и эти средства будут переведены в фонд системы индивидуального учёта. При этом остальной частью своих доходов, предназначенных для социального страхования, граждане Азербайджана смогут распоряжаться по своему усмотрению. «Страхователь может получить оставшуюся часть удержанных средств обратно, или перечислить их на индивидуальный счёт, или же попросить об открытии банковского счёта, куда будут перечисляться дополнительные деньги», — уточняет Салим Муслимов[10]. Чиновник также уточнил, что в пенсионной системе будет введен принцип добровольности.
«Этот принцип создаёт условия для формирования специализированных пенсионных фондов — для родителей со стороны их детей, например», — продолжает Салим Муслимов. По его словам, применение принципа добровольности не будет противоречить идее введения частных пенсионных фондов[10].
С июля 2013 года будет автоматизирована система назначения трудовых пенсий. В настоящее время ускорены работы по автоматизации назначения пенсий и пособий. Для этого все кандидаты на получение пенсий и пособий должны предоставить в Пенсионный фонд (Госфонд) информацию о своем трудовом стаже до 2006 года.
Отметим, что в настоящее время общее число пенсионеров в стране достигает 1 миллион 273 тысячи человек[11]. В январе 2012 года страховая часть всех видов трудовых пенсий была увеличена на 5,7%. В итоге среднемесячный размер трудовых пенсий в Азербайджане составил 152 маната. Правительство Азербайджана обещает: в ближайшее время будет объявлено об увеличении на 20% базовой части трудовой пенсии, которая составляет 85 манатов. Для выполнения этого обещания власти намерены обеспечить легализацию зарплаты. По мнению экспертов, в 2013 году шаги в этом направлении позволят правительству увеличить объем сборов по соцстрахованию на 150 миллионов манатов.
Грузия
На данный момент минимальная пенсия в Грузии составляет 100 лари ($ 60), которая была введена с 1 сентября 2011 года. Инициатором повышения пенсии выступил президент Михаил Саакашвили. Он же выдвинул предложение ввести пенсионный пакет в размере 140 лари для пенсионеров старше 67 лет.
Президент Грузии Михаил Саакашвили на одной из пресс-конференции сообщbл, что в 2013 году, пенсия для всех категорий пенсионеров вырастет до $ 100. Об этом Михаил Саакашвили заявил на встрече в селе Осиаури Хашурского района, где он открыл новый газопровод[6].
Президент напомнил, что с сентября 2012 года пенсия для пенсионеров старше 65 лет увеличится до 140 лари, а на следующий год минимальная пенсия достигнет $ 100 для пенсионеров всех возрастных групп.
Кроме того, в 2013 году застраховано здоровье 2,5 миллиона человек, а в ближайшие годы Грузия перейдет на всеобщее медицинское страхование населения.
С 1 сентября 2013 года в Грузии повысился уровень пенсий и различных пособий[11].
Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты Грузии заявило, что минимальная пенсия по инвалидности выросла со 125 до 150 лари (1 доллар = 1,66 лари), этих же показателей достигла и пенсия по возрасту, таких пенсионеров в стране насчитывается 681 392 человека.
Пенсия по ярко выраженным ограниченным возможностям теперь составляет 100 лари, такое же пособие будут получать те, кто потерял кормильца. Дети с ограниченными возможностями, ранее получавшие 70 лари, теперь могут рассчитывать на 100 лари в месяц.
Так же возросли пособия для жертв политических репрессий до 107 лари вместо 62.
Повышения коснулись и уровня государственных премий и компенсаций с 272 до 292 лари в месяц.
Парламент Грузии утвердил закон «О пенсиях», который предусматривает повышение пенсий с 1 сентября текущего года для лиц старше 67 лет до 140 лари ($ 85). В частности, пенсия будет составлять 125 лари ($ 77), а 15 лари ($ 9) будут выделяться государством на страхование здоровья пенсионеров.
Саакашвили также упомянул о намерении проводить пенсионную реформу, в рамках которой пенсии будут увеличены до $ 100, реализацией данной реформы правительство Грузии занималось в 2012 году.
Проблемы пенсионного обеспечения стран СНГ в 2013 году
Причин, потребовавших коренной трансформации всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального обеспечения пожилых граждан на постсоветском пространстве, несколько.
Во-первых, изменение общественного строя, приведшее к формированию принципиально новых экономических, организационных и финансовых условий функционирования пенсионных систем.
Во-вторых, деиндустриализация экономик большинства стран СНГ, следствием чего стало уменьшение удельного веса наемных работников в общей численности экономически активного населения, а также трансформация экономических отношений, существенно ограничившая возможности государства влиять на хозяйствующие субъекты. В итоге возникла необходимость в замене государственного социального обеспечения как основного пенсионного института на институты обязательного и добровольного пенсионного страхования, охватывающие намного меньшее по сравнению с советскими временами количество работающих лиц.
В-третьих, новые глобальные вызовы в трудовой сфере и демографии — сокращение продолжительности постоянного найма, повышение пенсионной нагрузки на работающих[3,57].
Несмотря на национальные различия, присущие пенсионным системам стран на постсоветском пространстве, перед ними встает ряд схожих проблем. Как, к примеру, добиться долгосрочного и адекватного финансирования своих пенсионных систем в меняющемся мире труда на фоне утверждения долгосрочной тенденции к старению населения и сокращению численности рабочей силы?
Переход стран СНГ на рыночную парадигму вызвал необходимость коренного преобразования всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального обеспечения пожилых граждан. Советская патерналистская идеология пенсионного обеспечения, базировавшаяся на принципах «алиментарности» (бесплатности) и финансирования за счет общественных фондов потребления, не вписывалась в новые реалии. Предстояло сформировать адекватные рыночной экономике институты, основанные на применении принципов обязательного и добровольного пенсионного страхования. При этом необходимые экономические и социальные предпосылки для решения такой масштабной задачи отсутствовали.
По мере преодоления экономического спада большинство стран СНГ начали проводить пенсионные реформы, создавая экономические и социальные предпосылки для создания новых пенсионных институтов. Если говорить обобщенно, то государственная политика бывших советских республик в рассматриваемой области характеризовалась:
— сохранением существующих пенсионных систем, основанных на солидарных принципах перераспределения финансовых ресурсов между поколениями работающих и пенсионеров, использованием оправдавшей себя практики государственного управления пенсионными системами, формированием новой инфраструктуры учета пенсионных прав, открывающей возможности для использования новых страховых механизмов (Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан);
— реализацией широкомасштабных преобразований пенсионных систем с целью внедрения страховых механизмов, включающих индивидуальный учет пенсионных прав (их персонификацию) и применение принципиально новых пенсионных институтов, организованных на принципах условно-накопительных счетов, накопительных пенсий и негосударственного пенсионного страхования (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина).
Преобразования пенсионных систем на постсоветском пространстве привели за два десятилетия к следующим результатам. По сравнению с периодом 80−90-х годов покупательная способность пенсий частично восстановлена. Однако размеры пенсий как с точки зрения их покупательной способности, так и с позиции коэффициента замещения, которые составляли в советский период 250% и 55% соответственно, ни в одной из стран Содружества еще не достигнуты.
По меркам экономически развитых стран размеры пенсий в странах СНГ остаются весьма скромными, а зачастую недопустимо низкими и в лучшем случае обеспечивают лишь минимальные потребности пенсионеров. Расходы на пенсии составляют от 3,3% ВВП (Таджикистан) до 10% ВВП (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия). Только в двух странах этот показатель выше: Беларусь — 10,3% ВВП, Украина — 15% ВВП.
Уровень пенсий недотягивает до минимальных социальных стандартов МОТ: согласно Конвенции № 102 (1952 г.) коэффициент замещения должен составлять не менее 40% от заработной платы квалифицированного рабочего при наличии у него 30-летнего страхового стажа. Большинству стран СНГ решить данную задачу в среднесрочной перспективе, по-видимому, не удастся.
Пенсионные институты в странах СНГ не соответствуют новому общественному укладу, изменившимся социально-трудовым отношениям, складывающейся демографической ситуации. Так, доходы большинства пенсионеров (за исключением Беларуси, Казахстана и России) ниже прожиточного минимума пенсионера. Более того, в Армении, Кыргызстане, Молдове и Таджикистане средней пенсии хватает не более, чем на 12−15 дней. Негосударственные пенсионные системы в странах СНГ, за исключением России, пока находятся на этапе становления.
Несмотря на все различия, в основе пенсионных систем стран Содружества лежит советская модель государственного пенсионного обеспечения, которая в новых экономических условиях эффективно функционировать не может[7,68].
Нецивилизованные формы рыночных отношений позволяют современным работодателям «уводить» от страхового обложения на цели пенсионного обеспечения от 25% до 40% от общего объема заработной платы. Так, учитываемый органами госстатистики и ПФР совокупный размер официальной зарплаты, служащий базой для начисления страховых взносов в ПФР, уменьшился более чем на треть: с 38% ВВП в 1990 г. до 26% ВВП в 2010 г. Аналогичная ситуация отмечается и в большинстве стран СНГ. По оценкам экспертов, объем теневой заработной платы в Украине достигает 50% от ее общего объема.
Кроме того, в постсоветский период удельный вес наемных работников, занятых на постоянной основе, в большинстве стран СНГ снизился с 85% до 50% и менее от общей численности экономически активного населения. При этом половина работающих получает столь низкую по размеру заработную плату, что даже при 35−40-летнем трудовом (страховом) стаже достойную пенсию (на уровне 150−250% от ПМ пенсионера) заработать практически невозможно[7,70].
Для накопления страховых пенсионных прав, достаточных для получения минимальной пенсии, размер которой составлял бы не менее 120 долл. (или 4 долл. в день, что слегка превышает «порог бедности»), требуется заработная плата в размере не менее 300 долл. У значительной части работающих в странах СНГ она меньше этой величины. Доля таких работников составляет: в Таджикистане — 97,5%, Молдове — 77,1%, Украине — 68,8%, Азербайджане — 68,3%, Беларуси — 53,6%, Казахстане — 50,4%, России — 25%.
Таким образом, многие проблемы в области пенсионного обеспечения в странах СНГ в значительной степени обусловлены низким уровнем минимальной заработной платы. На 1 января 2011 г. ее размер составлял: в Кыргызстане — 13 долл., Таджикистане — 18, Молдове — 49, Армении — 90, Азербайджане — 106, Казахстане — 108, Украине — 119, России — 138, Беларуси -152 долл.
Заключение
Выбор способов реформирования национальных систем пенсионного обеспечения зависит от состояния экономики и рынка труда (важнейшими индикаторами которых выступают занятость и заработная плата), масштабов бедности, демографической структуры населения, включающей соотношение работающих и пенсионеров. Вслед за периодом копирования моделей пенсионных реформ, рекомендованных Всемирным банком, все чаще высказывается мнение, что реформы должны учитывать специфику конкретной страны, включая не только состояние экономики и других системных факторов, но и менталитет населения.
Анализ мирового опыта позволяет выделить в функционировании социальной сферы ряд закономерностей. При низкой по размеру заработной плате, не обеспечивающей потребительского бюджета семьи или незначительно его превышающей, возможности работающих, а также их работодателей делать страховые отчисления в необходимых объемах для получения приемлемой пенсии весьма ограничены. Так, если доля бедного населения превышает 15% от общей его численности, то бюджет любого государства начинает испытывать «финансовый перегрев» из-за необходимости выделения значительной доли средств на борьбу с бедностью. Объем необходимых финансовых ресурсов на решение этих задач будет составлять не менее 2−3% ВВП на каждые 10% бедных.
Если доля безработных в стране на протяжении двух-трех десятилетий превышает 10%-ный рубеж, то для системы пенсионного обеспечения потребуется значительная поддержка государства на финансирование социальных пенсий, затраты на которые могут составить не менее 1,5−2,5% ВВП. Если доля пенсионеров превышает 20% от общей численности населения, то минимальные финансовые ресурсы на пенсионное обеспечение в стране должны составлять не менее 6−7% ВВП.
Все возможные варианты модернизации пенсионных систем с экономической точки зрения можно свести к двум альтернативным регуляторам: увеличению доходов пенсионной системы либо сокращению ее расходов.
Серьезной проблемой для стран СНГ при проведении пенсионных реформ стало определение базового пенсионного института в национальных пенсионных системах. Имеется в виду выбор между несколькими «развилками». Первая — какому пенсионному институту отдать предпочтение: сохранить советскую пенсионную систему, базировавшуюся на государственном социальном обеспечении, или внедрять новый институт, основанный на принципах социального пенсионного страхования (все страны СНГ, кроме Армении, отдали приоритет пенсионному страхованию). Вторая — определение вида института пенсионного страхования: с начальными элементами страхования (его выбрали Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина); условно-накопительного пенсионного страхования (Россия); накопительного пенсионного страхования (таков выбор Казахстана, а в качестве дополнительного института его применяет Россия и собирается внедрять Украина).
Пенсионные системы XX в. в подавляющем большинстве стран базировались на распределительном принципе, или принципе «солидарности» поколений. Такой подход к их организации предполагает социальный контракт, регулирующий отношения между поколениями посредством общественных институтов. В каждый момент времени работающее поколение финансирует выплату пенсий нынешним пенсионерам под обязательства общества, подразумевая, что следующее поколение работающих будет отчислять примерно адекватную часть своего текущего дохода на их пенсионное обеспечение.
пенсионное обеспечение содружество социальный
1. Закон Республики Азербайджан «О внесении изменений и дополнений в закон Азербайджанской республики «О трудовых пенсиях» от 27 октября 2009 года[1]
2. Государственная программа Азербайджанской Республики по развитию пенсионно-страховой системы" от 30 декабря 2008 года[2]
3. Концепция пенсионной реформы Республики Азербайджан от 17 июля 2001 года[3]
4. Основные стратегические положения пенсионного обеспечения Республики Армения от 02 декабря 1999 года[4]
5 Евразийский юридический журнал № 3 (22) 2010 года[5]
6. Российская газета от 24.09.2013 года[6]
7. Статистическое изучение социально-демографических аспектов связанных с постарением населения. /Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 4, 2012. С. 67−90[7]
8. www.armstat.ru — Официальный сайт Национальной статистической службы Республики Армения[8]
9. www.eurasialegal.info.ru — Евразийский юридический портал[9]
10. www.vestikavkaza.ru — официальный сайт газеты «Вестник Кавказа» номер от 20.02.2013 года[10]
11. www.cisstat.com — официальный сайт межгосударственного статистического комитета СНГ[11]