Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Применение электронной формы декларирования товаров. 
Проблемы и направления совершенствования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация всех этих задач способствует развитию электронного декларирования. Но вместе с тем присутствует ряд факторов объективного характера, которые не самым лучшим способом влияют на развитие электронного декларирования. Во-первых, это обязательность оформления и представления отдельных документов на бумажных носителях, в силу законодательных, правовых, международных норм. К таким документам… Читать ещё >

Применение электронной формы декларирования товаров. Проблемы и направления совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал Факультет повышения квалификации КУРСОВАЯ РАБОТА

«Основы таможенного дела»

на тему «Применение электронной формы декларирования товаров. Проблемы и направления совершенствования»

Ростов-на-Дону

Оглавление Введение Глава 1. Современные информационные технологии в деятельности таможенных органов РФ и унификация их с мировой практикой

1.1 Международные таможенные стандарты по применению информационных технологий в деятельности таможенных органов

1.2 Технология электронного декларирования товаров Глава 2. Применение информационных технологий на практике на примере Сургутского таможенного поста и оценка внедрения новых таможенных технологий

2.1 Использование информационных технологий на Сургутском таможенном посту

2.2 Проблемы и направления совершенствования электронного декларирования Заключение Список используемой литературы Приложения

Введение

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение информационных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационных технологий, реализуется или планируется к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ. Таможенные органы Российской Федерации не исключение.

В настоящее время таможня играет важную роль в развитии международной торговли. Эффективность и продуктивность процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств во многом зависит от внедрения в деятельность таможенных органов новых информационных технологий.

В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного администрирования как элемента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Информационно-техническое обеспечение таможенной службы Российской Федерации, применение новых информационных технологий позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеэкономической деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами. С помощью информационных технологий также осуществляется информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможенных органов. Однако для реализации данных направлений необходима кардинальная модернизация информационной системы ФТС и техническое переоснащение таможенных органов.

Внедрение информационных технологий — это крайне сложный и актуальный на сегодняшний день вопрос, требующий максимум усилий, времени и практики. Однако важно учитывать и то, что данный процесс это путь к совершенствованию таможенного администрирования, созданию эффективной системы таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления и в итоге — увеличению внешнеторгового оборота и объема таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.

Предметом исследования итоговой работы являются процессы, направленные на внедрение и использование таможенными органами Российской Федерации новых информационных технологий, модернизацию таможенных органов, совершенствование процедур таможенного оформления и таможенного контроля с использованием информационно-коммуникационных технологий нового поколения.

Цель работы — применение электронной формы декларирования товаров. Проблемы и направления совершенствования.

Задачи работы:

— проанализировать внедрение современных информационных технологий в деятельность таможенных органов России, а также их унификацию с мировой практикой;

— дать характеристику использования информационных технологий на практике на примере Сургутского таможенного поста;

— проанализировать оценку внедрения новых таможенных технологий участниками внешнеэкономической деятельности;

— разработать рекомендации по совершенствованию применения информационных технологий в таможенных органах.

В ходе написания работы были использованы международные конвенции и соглашения в области таможенного дела, федеральные законы Российской Федерации, нормативно-правовые акты и приказы Федеральной таможенной службы РФ, отчеты, доклады Сургутского таможенного поста, источники периодической печати, а так же справочная информация ВЭД — инфо.

Глава 1. Современные информационные технологии в деятельности таможенных органов РФ и унификация их с мировой практикой

1.1 Международные таможенные стандарты по применению информационных технологий в деятельности таможенных органов

Необходимость максимального включения России в мировые экономические процессы сегодня, одной из основ которой является международная торговля, ни у кого не вызывает сомнения. При этом торговля является одним из уязвимых объектов, поэтому требуется новый механизм, который сочетал бы в себе меры по содействию торговле с мерами по обеспечению максимальной безопасности товарных потоков. Таможня играет важную роль в развитии международной торговли. Совершенствование выполнения таможенных процедур находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий.

Роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, которая вступила в силу 18 мая 1973 года. В ней участвуют около 70 государств, на которые приходится свыше 70 процентов внешнеторгового оборота России. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года. В настоящее время действует новая редакция Киотской конвенции, она была одобрена на сессии Всемирной таможенной организации 26 июня 1999 года (Киотская конвенция, 1999 года), которая:

— предусматривает максимальное практическое использование информационных систем и технологий;

— рассматривает информационные технологии в качестве одного из принципов таможенного оформления, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур;

— предусматривает использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур;

— устанавливает стандартное правило использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.

Помимо этого, в 2003 году главы стран «большой восьмерки» на встрече в Канаде обратились к Международным организациям с предложением о разработке мер по обеспечению максимальной безопасности торговых обменов. В этой связи, в июне 2005 года на сессии Всемирной таможенной организации были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 19, с. 3.

Суть Рамочных стандартов проста — они определяют, в чем именно проявляются преимущества безопасной мировой торговли. В этих стандартах безопасность рассматривается в широком аспекте — не только безопасность логистических цепочек предприятий, но и экономическая безопасность участников торговли и государств, на территории которых эти операции выполняются. В основе этого механизма лежит предварительное информирование и электронное декларирование. Стандарты зиждутся на двух основах: это отношения таможенных администраций между собой и таможенных администраций с бизнес сообществом. Но для того чтобы Рамочные стандарты работали необходимо усиливать потенциал таможенных служб, так как среди стран членов Всемирной таможенной организации не у всех в настоящее время имеется возможность применять РСБ на практике 33, с. 10.

В Рамочных стандартах заложены четыре основных принципа, определяющих безопасное и упрощенное таможенное декларирование Приложение 1.

Помимо этого предусмотрено что, система информационного обмена и деятельности таможенных органов должна поддерживаться на современном уровне, с использованием последних достижений высоких компьютерных технологий.

Таким образом, Рамочные стандарты безопасности предусматривают максимальное использование современных технических новшеств для качественного и быстрого досмотра грузов, багажа, транспортных средств, образование реального партнерства между таможней и законопослушными экспортерами — импортерами товаров и услуг, совершенствование процедур контроля на основе системы анализа и управления рисками, а также использование предварительного обмена данными об отправках.

Разработанная ФТС России Концепция развития таможенной службы, содержит в себе основные принципы, указанные в рамочных стандартах:

1) предварительное информирование о направляемых в Россию товарах и транспортных средствах;

2) электронное декларирование;

3) автоматизация анализа и управления рисками;

4) создание базы данных всех разрешительных документов, используемых контролирующими органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Указанные стандарты основаны на достоверном информационном сопровождении грузов, на использовании информационных систем анализа и управления рисками и их внедрение в практику работы таможенных органов потребуют основательного развития информационных технологий. При этом потребуется разработать механизмы реализации рамочных стандартов и соответствующие регламенты представления и анализа электронных форм торговых и товаросопроводительных документов. Внедрение рамочных стандартов в практику потребует разработку и утверждение типовых решений по подключению таможенных органов Российской Федерации к сети Интернет с выполнением всех требований по информационной безопасности.

Говоря о принятии Рамочных стандартов, следует отметить небывалый всплеск солидарности участников ВТО. Впервые в истории Всемирной таможенной организации 127 представителей таможенных служб одобрили Проект, которым явились Рамочные стандарты безопасности. И все они заявили, что потребуется помощь и поддержка в воплощении Рамочных стандартов. По словам Генерального секретаря Всемирной таможенной организации Мишеля Дане, никто пока не намерен применять новые стандарты в полном объеме 19, с. 2. В одних случаях это связано с необходимостью менять законодательство, а в других — нехваткой средств на техническое переоснащение. При этом одни страны решили помогать другим во внедрении Стандартов, стать спонсорами. Таковыми стали страны Евросоюза (в особенности Швеция, Италия), США, Индия, Япония, Новая Зеландия, ЮАР. Свою помощь они видят либо в финансовых вливаниях, либо в распоряжение Генерального секретаря ВТО своих экспертов, которые будут помогать в работе по внедрению РСБ. По результатам дискуссии конца 2005 года стало ясно, что страны доноры готовы взять под свою опеку 40−45 отстающих государств, а секретариат ВТО может работать с 60−70 странами 33, с. 11.

В работе по Рамочным стандартам первоочередной ролью ВТО является диагностика каждой отдельно взятой страны, таким образом, будет определяться, на какой стадии таможенная администрация находится по отношению к Стандартам, а также контроль за финансированием Проекта. Каждое государство само финансирует свою таможенную администрацию. Деньги либо выделяются из национального бюджета, либо берутся с внешнего рынка (Всемирный банк, Всемирный валютный фонд, Региональные объединения и так далее). Секретариат ВТО принимает на себя обязательства по поиску денег на внешнем рынке.

На сессии в Брюсселе также отмечалось, что Всемирная таможенная организация стремиться координировать действия национальных таможенных администраций для того, чтобы таможня играла стимулирующую роль в торговом обмене, а не становилась его тормозом. «В целом, с необходимостью координации и общих правил согласны все без исключения. Задача в том, чтобы интегрировать рамочные стандарты в существующую административную инфраструктуру», — заявил Мишель Дане 33, с. 11.

Нормы (Рамочные стандарты) по обеспечению безопасности и облегчению международной торговли, утвержденные Всемирной таможенной организацией, являются обязательными и для России как члена этой организации и по целому ряду вопросов реализуются Федеральной таможенной службой и таможенными органами на местах.

Руководитель ФТС России, принимавший участие в работе брюссельской сессии, считает, что новый документ поможет выйти на новый уровень взаимоотношений с такими важными торговыми партнерами, как Евросоюз и Китай. «Рамочные стандарты выгодны для России, ведь они базируются на таких принципах, как предварительное информирование, электронное декларирование и система анализа и управления рисками» 18, с. 3.

Таким образом, Рамочные стандарты безопасности представляют собой общие правила, в том числе по применению информационных технологий в деятельности таможенных органов, которые рекомендуется соблюдать всем странам членам этой организации. Предполагается, что на основе новых стандартов в каждой стране будут разработаны национальные программы для повышения эффективности таможенного контроля 19, с. 2.

1.2 Технология электронного декларирования товаров таможенный электронный база На начальном этапе внедрения системы электронного декларирования была предложена технологическая схема оформления ЭД-1, в которой передаются не только графические файлы, но и отсканированные. Для подготовки и передачи этих данных требуется специальное программное обеспечение. Так же минусом являлось то, что декларант может подключиться к ведомственной сети таможни только по специально выделенным каналам связи. Прокладка и эксплуатация таких каналов, а также установка специального программного обеспечения требовала значительных финансовых затрат. А нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что, в конечном счете, снижает скорость оформления.

Схема ЭД-2, так сказать электронное декларирование второго поколения, разрешает передачу данных по сети Интернет, хотя и через специально оборудованную точку доступа. При этом не совсем обязательно создавать собственный узел доступа, так как можно воспользоваться услугами информационного оператора. Для оформления используются формализованные данные (то есть в виде электронного документа), работа с которыми хорошо отлажена с использованием привычного для декларанта программного обеспечения.

Схема информационного обмена документами и запросами при технологии ЭД-2 представлена набором узлов, ключевыми из которых являются:

а) декларант и его рабочее место;

б) информационный оператор;

в) ЦИТТУ ФТС;

г) региональное таможенное управление;

д) таможенный пост.

В схеме ЭД-2 весь обмен данными — в таможню и обратно из таможни (подтверждение о приёме, регистрационный номер, протоколы ошибок, подтверждение «выпуск разрешен») — осуществляется с помощью открытого документированного набора сообщений в формате XML через единый почтовый сервер. Отправить документы на таможенный пост можно прямо с рабочего компьютера декларанта.

Декларант при помощи специализированного программного обеспечения отправляет на таможенный пост основной пакет электронных документов в формате XML, содержащий декларацию на товары, декларацию таможенной стоимости и опись документов.

Инспектор таможни проверяет декларацию и при отсутствии критических ошибок декларация регистрируется в системе таможни, то есть, ей присваивается номер. Если необходимо внести исправления в декларацию, инспектор направляет декларанту уведомление о необходимости внесения изменений с перечнем ошибок. После того, как декларант исправит ошибки, он повторно отсылает пакет электронных документов.

При электронном оформлении сотрудник таможенного органа и декларант взаимодействуют друг с другом по следующим основным вопросам:

Инспектор отправляет запросы на интересующие его документы, указанные в Описи. Документы для предоставления по требованию сотрудника таможенного органа создаются в электронном виде и предоставляются также в формате XML.

Если получен запрос на корректировку таможенной стоимости, декларант выполняет корректировку и снова высылает дополненный пакет документов.

Если есть необходимость таможенного досмотра товара, инспектор отправляет декларанту уведомление о таможенном досмотре. При этом декларант направляет обязательное подтверждение о получении уведомления о необходимости досмотра. При завершении досмотра декларанту высылается электронная копия акта досмотра.

Электронное декларирование тесно связанно с предварительным информированием таможенных органов о ввозимых товарах и транспортных средствах. Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства — члена Таможенного союза (ТС), на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию Таможенного союза. Предварительная информация может быть представлена, получателем, отправителем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится — в странах — участницах ТС или в любом другом государстве.

С 17 июня 2012 года вступило в силу Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». Так же процедура электронного предварительного информирования соответствует порядку, утвержденному приказом ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192.

Заинтересованное лицо в специальной программе заполняет электронную форму требуемого документа и отправляет ее в систему предварительного информирования. После успешной передачи документа, отправителю приходит подтверждение о регистрации предварительной информации с присвоением ей уникального идентификационного номера. При регистрации ПИ в ФТС России отправитель получает штрих код с указанием идентификационного номера, который передается водителю для предъявления инспектору на границе. Форму со штрих кодом можно распечатать или сохранить в виде изображения. Получив штрих код, инспектор запрашивает из системы предоставленную информацию по данному транспортному средству, после чего осуществляет пропуск груза.

Удаленный выпуск — это возможность подать декларацию в любой таможенный орган на территории страны и получить выпущенный груз в свободное обращение уже на границе.

В соответствии с установленными сроками до пересечения грузом границы РФ, декларант в электронном виде подает предварительную декларацию на товары (ПДТ). Процесс удаленного выпуска при подаче предварительной ЭДТ [12]:

а) после принятия ПЭДТ, сверки сведений, уполномоченное должностное лицо внутреннего таможенного органа направляет декларанту сообщение, содержащее уведомление об окончании проверки ПЭДТ;

б) после прибытия во внешний таможенный орган товаров, представитель перевозчика уведомляет внешний таможенный орган, что на товары оформлена ПЭДТ, путем представления сведений о номере этой ПЭДТ;

в) на основании номера ПЭДТ уполномоченным должностным лицом внешнего таможенного органа запрашивается электронная копия указанной ПЭДТ;

г) в соответствии с запросом ЭПДТ предоставляется уполномоченному лицу внешнего таможенного органа;

д) производится проверка факта размещения товаров на складе временного хранения (СВХ), зоне таможенного контроля (ЗТК);

е) на основании проведенной проверки на внутренний таможенный пост направляется сообщение, содержащее информацию о размещении товаров на СВХ (ЗТК), номере ПЭДТ, результате сверки сведений заявленных в ПЭДТ, со сведениями из транспортных (перевозочных) и коммерческих документов;

ж) после получения сообщения о прибытии и размещении товаров на СВХ (ЗТК) уполномоченным должностным лицом внутреннего таможенного органа направляется подтверждение о его получении во внешний таможенный орган и соответствующее сообщение декларанту;

з) после получения данного сообщения декларант производит действия по завершению операций по таможенному декларированию и выпуску товаров (направляет в таможенный орган подачи ЭДТ уведомление о прибытии товаров в место доставки товаров, перевозимых под таможенным контролем, посредством уточненной ЭДТ);

и) проверка документов и сведений после получения сообщения от внешнего таможенного органа при условии отсутствия рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов на бумажном носителе и (или) в электронном виде, должна осуществляться внутренним таможенным органом в следующие сроки:

1) не более 30 минут рабочего времени — при декларировании от 1 до 10 наименований товаров;

2) не более 1 часа рабочего времени — при декларировании от 11 до 50 наименований товаров;

3) не более 2 часов рабочего времени — при декларировании от 51 до 100 наименований товаров;

4) не более 4 часов рабочего времени — при декларировании от 101 и более наименований товаров.

Статус «Выпуск разрешен», означающий выпуск товара в свободное обращение, присваивается декларации после успешного завершения проверки декларации и выполнения всех таможенных формальностей. На этом процедура электронного декларирования завершается.

Глава 2. Применение информационных технологий на практике на примере Сургутского таможенного поста и оценка внедрения новых таможенных технологий

2.1 Использование информационных технологий на Сургутском таможенном посту Внедрение информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности является одной из приоритетных задач таможенных органов на ближайшее время, а электронная форма декларирования является одной из передовых таможенных технологий.

Хотелось бы отметить, что сегодня можно на практике говорить о достижении определенных результатов. В Уральском Федеральном Округе на сегодняшний день идет серьезнейшее изменение подходов к вопросам организации таможенного контроля и таможенного оформления. Например, ускорение таможенного контроля.

Руководствуясь приказом ФТС № 52 от 24.01.2008 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» была разработана и внедрена автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» предназначена для обеспечения информационного взаимодействия автоматизированных систем участников ВЭД и компонентов ЕАИС таможенных органов с использованием сетей общего доступа (Интернет).

Главный принцип автоматизированной подсистемы в Информационном обмене между участниками ВЭД и таможенными органами, который включает в себя:

— Документы, необходимые для выполнения процедуры таможенного оформления товаров, включая документы, которые могут быть дополнительно запрошены должностным лицом таможенного органа;

— Предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, предоставляемую до пересечения ими таможенной границы Российской Федерации.

Система позволяет использовать различные современные программно-технические платформы и телекоммуникационные среды за счет использования открытого интерфейса обмена электронными сообщениями.

Поддержка открытого интерфейса реализована за счет формализации описания процессов информационного обмена между автоматизированными системами участников ВЭД и комплексными автоматизированными системами таможенного оформления (КАСТО) и структур электронных документов, участвующих в информационном обмене.

Описания выпускаются, регулярно обновляются и предоставляются ФТС России заинтересованным лицам в виде следующих документов:

— «Спецификация интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования»;

— «Спецификация интерфейса взаимодействия между программными средствами электронного декларирования и системами таможенного оформления и контроля, используемыми в таможенных органах»;

— Альбом форматов электронных копий документов.

Каждый бизнес-процесс, описанный в спецификациях обмена, представляет собой сценарий (совокупность сценариев) информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие осуществляется путем передачи сообщений в формате XML. Структура сообщения, правила формирования сообщения и состав электронных документов, передаваемых в сообщении, определяются Спецификациями обмена. Структура электронных документов, передаваемых в сообщении, определяется Альбомом форматов электронных копий документов. Система обеспечивает целостность и конфиденциальность передаваемой информации за счет использования электронной цифровой подписи и современных средств защиты каналов связи. Приложение 2.

Функции АПС ЭПС, обеспечивают:

— Маршрутизацию электронных сообщений, поступающих от участника ВЭД в адрес таможенного органа, выполняющего процедуру декларирования товаров и обратно согласно определенным правилам маршрутизации,

— Контроль корректности порядка поступающих сообщений (корректности выполнения бизнес-процесса предоставления информации участником ВЭД и таможенным органом) на основании статусной модели.

Помимо основных функций, компоненты АПС ЭПС решают следующие сервисные задачи:

— Проверка электронной подписи,

— Контроль корректности структуры электронных документов и сообщений,

— Протоколирование работы, включая сохранение в неизменном виде поступающих электронных документов.

Кроме того, инфраструктурные компоненты АПС ЭПС позволяют проводить технологический и прикладной мониторинг бизнес-процессов, ведение архивов и др.

Электронное декларирование означает радикальные изменения в качестве и скорости обслуживании, а также создание принципиально новых услуг для участников внешнеэкономической деятельности.

Участники ВЭД, декларанты и брокеры, получили возможность работать с таможенниками через компьютерную сеть. Например, при передаче и предварительной проверке на достоверность электронных копий грузовых таможенных деклараций в столице Урала в режиме удаленной проверки работают все брокеры и все крупные участники ВЭД. Эта система обработки электронных копий ДТ обеспечивает контроль за порядком таможенного оформления электронных копий ДТ и позволяет участнику ВЭД контролировать предварительную проверку декларации, лицевого счета, этапов таможенного оформления, не выходя из своего офиса.

Сургутский таможенный пост также участвует в осуществлении мероприятий по внедрению новых информационных технологий и, в частности, электронного декларирования.

Во исполнение плана работы Ханты-Мансийской таможни за 2007 год: В соответствии с письмом ФТС России от 30.03.2007 № 04−23/11 682 Сургутский таможенный пост был включен в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. И 25 мая 2007 года после согласования пакета документов и настройки сопутствующего оборудования была принята первая Электронная ДТ (ранее Грузовая таможенная декларация), это значимое событие не только для Сургутского таможенного поста, но и для участника ВЭД ОАО «Сургутнефтегаз». Сургутский таможенный пост второй пост в Ханты-Мансийском округе и в Ханты-Мансийской таможне кто перешел на электронную форму декларирования.

В 2012 году процент электронного декларирования ДТ составил 91,79% от общего массива ДТ оформленных Сургутским таможенным постом. С 2014 года и на сегодняшний день таможенный пост оформляет все ДТ в электронном виде Приложение 3.

Анализируя применение новых информационных технологий на практике на примере Сургутского таможенного поста, необходимо отметить, что применение новых технологий позволяет упростить и ускорить процедуру таможенного оформления товаров, сократить влияние субъективного фактора при принятии решений должностным лицом таможенного органа.

2.2. Проблемы и направление совершенствования электронного декларирования Вступление России в ВТО, формирование ЕЭП потребовали от таможни пересмотра своих принципов деятельности. 2010, 2011, 2012 года ознаменовались не только коренным изменением таможенного законодательства Российской Федерации, но и изменением таможенного законодательства стран-участниц Таможенного союза. На данный момент возникает много вопросов по времени осуществления таможенных операций. Дальнейшее развитие этого направления не возможно без применения новых информационных таможенных технологий. За последние годы таможня значительно продвинулась в разработке и широком внедрении новых информационных таможенных технологий с целью ускорения и упрощения порядка осуществления таможенных процедур.

Преследуя комплексный подход по всем направлениям деятельности, особое внимание ФТС уделяет внедрению и совершенствованию таможенных операций, которые основаны на организации взаимодействия с участниками ВЭД на открытом интерфейсе взаимодействия с использованием ассоциаций сетей Интернет (то есть электронное декларирование, электронное представление сведений). [11]

Развитие системы электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет в таможенных органах РФ является одним из главный направлений совершенствования порядка осуществления таможенных процедур. При этом внедрение электронного декларирования потребовало от таможенной службы проведения комплекса технических и технологических мероприятий. В настоящее время все таможенные органы РФ готовы к применению электронной формы декларирования товаров с использованием сетей Интернет. То есть 100% таможенных постов, которые осуществляют приём деклараций, могут принимать их в электронном виде. На сегодняшний день в России в среднем около 90% всех таможенных деклараций подаётся в электронной форме с использованием сетей Интернет. Более 80% участников ВЭД отдали предпочтение электронной форме декларирования. Применение ЭД в региональном разрезе составляет около 90%. Это неплохие показатели. Тем не менее, необходимо констатировать, что таможенной службе РФ предстоит проделать достаточно большой путь. Сейчас мы видим планомерную работу по совершенствованию технологий электронного декларирования товаров.

Наиболее значимыми проектами по оптимизации ЭД необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров. Для решения этих задач ФТС предпринимает следующие шаги. В настоящее время налаживается взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти в области представления разрешительных документов, которые в силу законодательства необходимы к представлению в процессе декларирования товаров. Эта работа ведётся в рамках реализации федерального закона № 210 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг». Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействия при оказании государственных услуг, в России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (система СМЭВ). Эта система позволяет исключить необходимость представления в таможенные органы при таможенном декларировании документов, представляемых иными федеральными органами исполнительной власти и находящихся в их информационных ресурсах; проводить автоматическую сверку сведений, заявленных в электронной декларации, со сведениями, содержащимися в базе данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Реализация указанных положений избавит участников ВЭД от лишних бумаг.

Отказ от запроса документа на бумажном носителе делает актуальным проверку электронной декларации путём автоматизированного (а порой и автоматического) сопоставления содержащихся в декларации сведений с массивами информации о товарах и внешнеторговой сделки, содержащимися в информационных ресурсах иных федеральных органах исполнительной власти, а также в информационных ресурсах, которые создаёт таможенная служба РФ на основе обмена информации, в том числе с таможенными службами иностранных государств (в том числе и предварительное информирование). Результаты поиска информации о конкретной товарной партии в указанных информационных массивах, её сопоставление и анализ на основе механизмов системы управления рисками позволяет чётко определить круг вопросов, требующих дополнительной проверки в процессе проверки декларации, а также применения различных форм таможенного контроля (в том числе запрос необходимых документов и сведений, проведение физического таможенного контроля). Решение этих проблем позволяет перейти к решению задач по организации автоматического выпуска товаров. Таким образом, представление отдельных документов декларантом на товары становится востребованным только в рамках подтверждения тех сведений, которые заявлены в декларации, которые противоречат имеющимся у ФТС информационным массивам (на основе систем управления рисками). Все эти положения в настоящее время проходят законодательное закрепление. Так, в рамках работы по законодательной инициативе (в рамках Таможенного союза) уже подготовлено более 500 поправок в Таможенный кодекс, решений Комиссий Таможенного союза, которые предусматривают снижение административных барьеров при осуществлении декларирования товаров.

Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологий удалённого выпуска (УВ) товаров. Основой технологий удалённого выпуска товаров является принцип разделения таможенных процедур на документальный и физический таможенный контроль товаров, который осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ. Применение технологий УВ товаров базируется на распределении людских ресурсов, а также на основе анализа и нагрузки на таможенные терминалы, которые в настоящее время начинают концентрироваться вдоль границы РФ. Применение технологий удалённого выпуска товаров также позволяет выработать действенные подходы по сокращению потока большегрузного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города. Применение технологий УВ позволяет сократить документооборот при таможенном контроле. Кроме того, указанная технология позволяет существенно перераспределить и оптимизировать нагрузку на таможенные органы, в зависимости от их специализации. Так же технология удалённого выпуска позволяет уменьшить общее время совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. Сейчас технология функционирует в штатном режиме, постепенно расширяется круг применяющих её таможенных органов и участников ВЭД.

Вместе с тем совершенствуется и нормативная база применения технологии удалённого выпуска товаров. С технической точки зрения, УВ реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров. С целью развития технологии удалённого выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 13 специализированных таможенных постов — центров электронного декларирования. Они используют в своей деятельности преимущества технологии удалённого выпуска товаров. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде. При этом 13 специализированных таможенных постов расположены во всех региональных таможенных управлениях РФ.

Для оптимизации совершения порядка осуществления таможенных процедур хочу озвучить основные задачи, которые должна решить таможенная служба в ближайшие сроки. Среди этих задач необходимо акцентировать внимание на следующее.

Совершенствование структуры таможенных органов, а также методов их управления (с целью обеспечения концентрации товаров в местах, максимально приближенных к государственной границе; на крупных логистических терминалах; сокращение времени, необходимого для совершения таможенных операций; перенос основной тяжести по декларированию товаров в таможенные посты, которые создаются в местах максимальной концентрации людских ресурсов).

Развитие пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза, и совершенствование механизмов таможенного администрирования операций, осуществляемых в пунктах пропуска. Здесь ведется работа по созданию межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, администрирующих контрольные функции, в том числе на основе систем межведомственного электронного взаимодействия.

Распространение системы предварительного информирования (ПИ) таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, в том числе при их перевозке автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом.

Совершенствование и оптимизация процедур таможенного контроля, которые осуществляются в пунктах пропуска, в том числе в рамках организации технологии одного окна.

Совершенствование и администрирование таможенных операций является важной задачей, которую решает ФТС РФ. В рамках этой задачи реализуется новая модель организации таможенного декларирования с применением автоматического таможенного контроля на основе информационных таможенных технологий с использованием предварительной информации и распределение таможенного контроля на этапе декларирования товаров, а также перенос части таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Далее — это сокращение конкретизации перечня документов, предоставляемых при декларировании товаров, в том числе в электронном виде.

Формирование единого сквозного информационного массива сведений о товарной партии, начиная с её прибытия на таможенную территорию и заканчивая осуществлением таможенного контроля после выпуска в отношении этих товаров. Следующая задача — это создание и внедрение перспективных информационных таможенных технологий. С этой целью внедряются и обеспечиваются технические и технологические условия для проверки заявляемых в декларации сведений о товарах на основе автоматического их сопоставления с массивом информации о товарах, о внешней торговой сделке, массивах информации, имеющихся в распоряжении иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, внедряются безбумажные информационные технологии взаимодействия с участниками ВЭД, перевозчиками товаров, таможенными службами на всех этапах совершения таможенных операций.

Создание перспективных интегрированных технологий совершения таможенных операций, которые базируются на основе открытого интерфейса с использованием сетей Интернет для всех операций таможенного оформления и таможенного контроля. Это операции в пункте пропуска, операции по доставке товаров, операции по осуществлению декларирования товаров и постконтроля.

Следующая задача — это развитие международного информационного взаимодействия с таможенными службами иностранных государств. Это организация обмена информации о декларируемых товарах с таможенными службами стран-контрагентов. Ещё одна задача — это совершенствование таможенного, гражданского, налогового, административного, уголовного и иного законодательства, которое затрагивает вопросы осуществление таможенных операций по таможенному контролю, в том числе по таможенному контролю после выпуска товаров.

Реализация всех этих задач способствует развитию электронного декларирования. Но вместе с тем присутствует ряд факторов объективного характера, которые не самым лучшим способом влияют на развитие электронного декларирования. Во-первых, это обязательность оформления и представления отдельных документов на бумажных носителях, в силу законодательных, правовых, международных норм. К таким документам относят сертификаты происхождения товаров, применение транспортного законодательства, конвенции МДП и т. д. Во-вторых, это правовые нормы российского законодательства, которые базируются на принципах бумажного документооборота. Например, это организация взаимодействия по представлению информации в части применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров. В-третьих, это недостаточное адаптированность информационных систем федеральных органов исполнительной власти. В-четвёртых, это невозможность использования субъектами хозяйствования единой электронной подписи во взаимодействии со всеми федеральными органами исполнительной власти. Этот вопрос технический и сейчас решается. Комплексное решение таких задач станет залогом успешного распространения технологий электронного декларирования и оптимизации осуществления таможенных процедур таможенного контроля товаров, которые перемещаются участниками ВЭД через таможенную границу Таможенного союза.

Заключение

Система таможенных органов России является сегодня одним из крупнейших государственных ведомств. Эффективность работы таможенной службы во многом связана с внедрением современных информационных технологий.

Роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 года), а также в Рамочных стандартах безопасности. Российский опыт реализации данного вопроса происходит в рамках масштабного проекта «Модернизация информационных систем таможенных органов» и в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года, предусмотрено, что система информационного обмена должна поддерживаться на современном уровне, с использованием последних достижений высоких компьютерных технологий.

Информационно-техническое обеспечение таможенной службы должно способствовать достижению качественно нового уровня таможенного администрирования, соответствующего возрастающему многообразию внешнеэкономической деятельности России, международной практике таможенного дела. Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в России для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности.

Ключевым звеном в этой работе является развитие электрононго декларирования в рамках системы организации таможенного контроля и таможенного оформления, применение которой позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, совершенствования электронного декларирования и предварительного информирования, координации работы с другими ведомствами и организациями, все это напрямую зависит от технической составляющей, материальной базы в виде компьютеров и наличия необходимых программных продуктов по внедрению информационных технологий и автоматизированных систем.

Важно также отметить, что порядок и условия проведения таможенного оформления и таможенного контроля должны быть максимально понятными, иметь единое информационное пространство, информационно-техническое обеспечение. При этом модернизация информационной системы способствует, прежде всего, упрощению и повышению «прозрачности» таможенных операций. Причем, именно внедрение электронной формы подачи таможенных деклараций оценивается как безусловный и ощутимый позитивный сдвиг в работе таможенных служб. Характеризуя изменения в качестве работы таможенных органов, связанной, в первую очередь, с использованием новых таможенных технологий произошедшие за последние три года, можно охарактеризовать как в целом позитивные.

Так, рассматривая применение новых таможенных технологий на практике на примере Сургутского таможенного поста, выявлено, что данная технология позволяет упростить и ускорить процедуру таможенного оформления товаров, сократить влияние субъективного фактора при принятии решений должностным лицом таможенного органа.

Следует подчеркнуть, что внедрение новых информационных технологий может быть успешно осуществлено только в том случае, если это является завершающим этапом, которому предшествует целый комплекс взаимосвязанных работ. Поэтому перед таможенными органами стоит ряд задач, для реализации которых необходимо:

— обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования информационных технологий в экономической и социальной сфере;

— повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе новейших компьютерных технологий;

— актуализация и обновление соответствующей материальной базы в виде компьютеров и наличия необходимых программных продуктов по внедрению информационных технологий и автоматизированных систем, поэтому в первую очередь необходимо обеспечить деятельность таможенных органов соответствующим количеством компьютерной техники, а также наиболее удобным в использовании и современным программным обеспечением;

— использовать для таможенных целей в большом объеме предварительную информацию, получаемую из различных источников до прибытия товаров;

— максимально сократить расходы, возникающие при внедрении информационных технологий;

— обеспечить достаточное финансирование процессов модернизации таможенных органов.

Все это позволит существенно модернизировать таможенные информационные системы, добиться эффективности и рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов в соответствии с мировыми стандартами, а также будет способствовать повышению конкурентной способности страны, содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий.

Электронное декларирование позволяет решить многие проблемы. При таких больших размерах территории страны, только информационные технологии помогут обеспечить эффективное таможенное администрирование. Использование новых технологий позволяет сэкономить на транспортных, командировочных и прочих расходах, обусловленных при письменном декларировании удаленностью участника ВЭД от места таможенного оформления.

На встрече премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева с представителями ФТС России в октябре 2012 года, премьер-министр подчеркнул, что электронный документооборот и электронное декларирование — это будущее.

Список используемой литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 16.04.2010)

2. Приказ ФТС России № 646 от 24 мая 2007 года «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования».

3. Приказ ФТС России № 1220 от 2 октября 2007 года «О решении коллегии ФТС России, состоявшейся 28 августа 2007 года». Во исполнение решения по вопросу «О состоянии и перспективах развития системы предварительного информирования таможенных органов с учетом необходимости сокращения времени таможенного оформления в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» .

4. Приложение к приказу ФТС России от 31 июля 2007 г. № 933 «Инструкция об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации».

5. Доклад «Система электронного декларирования» Сургутского таможенного поста Ханты-Мансийской таможни.

6. Приказ ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органом сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» .

7. Письмо ФТС России от 22.06.2009 № 09−105/28 328 «Требования к аппаратно-программному оснащению таможенных органов, позволяющие проводить таможенное декларирование товаров и транспортных средств, декларируемых в электронной форме участниками внешнеэкономической деятельности, использующими информационную технологию представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» .

8. Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» .

Приложение 1

Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли предварительный обмен данными в электронном виде. Такой принцип позволяет не только отказаться от традиционных бумажных документов, но и заранее провести ряд подготовительных процедур по таможенному оформлению, что существенно сократит время основного оформления при прибытии груза на место в стране импорта. Между странами экспортерами и импортерами должен обеспечиваться бесперебойный электронный обмен информацией. Требуется это для того, чтобы таможня за то время пока идёт информация, отработала поставку по системе управления рисками, после чего было бы возможным принятие решения о типе таможенного контроля в отношении перемещаемого груза;

2) таможенные администрации обязаны обеспечивать безопасность грузоперевозок. Реализация этого принципа предполагает оснащение пунктов пропуска специальной аппаратурой — инспекционно-досмотровыми комплексами контроля крупногабаритных грузов;

3) создание системы анализа и управления рисками, чтобы иметь возможность досматривать только те поставки, которые представляют реальную угрозу;

4) сотрудничество таможни и бизнессообщества. Таможня должна находиться в постоянном контакте с теми предприятиями и производителями, которые являются участниками ВЭД и стали уполномоченными экономическими операторами.

Приложение 2

Автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров»

Таблица 1

Разработка и развитие

Разработка системы: 2005;2011 гг.

Опытная эксплуатация: 2006;2010 гг.

Внедрение во всех таможенных органах: 2011 г.

Уровни таможенного подчинения

Федеральный уровень — ЦИТТУ и таможни непосредственного подчинения Региональный уровень — РТУ

Информационные технологии

SOA*, MOM**, SMTP/POP3***, XML,.NET, JEE****, шаблоны интеграции, Web Services, оркестровки Web Services

Программные платформы

.NET, MS BizTalk Server, IBM WebSphere MQ, Oracle Application Server, JBoss Application Server, СУБД Oracle Server,

Приложение 3

Таблица 2. Количество электронных деклараций оформленных Сургутским таможенным постом

Год

Количество оформленных ДТ

Количество оформленных ДТ в электронном виде

% от общего количества оформленных ДТ

33,15%

72,84%

91,79%

98,55%

100%

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой