Рыночный спрос и предложение
Потребитель не всегда полагает, что существующие цены оптимальны. Все дело в том, что несовершенство общественной структуры производства выступает на поверхности как несовершенство системы цен. Недовольство обществом существующими равновесными ценами образуют подходящую плодотворную почву для вмешательства государства в систему рыночного ценообразования. А на практике это выливается указанными… Читать ещё >
Рыночный спрос и предложение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Рыночная экономика — это постоянное взаимодействие предложения и спроса. Разработка элементарной модели этого взаимодействия составила целую эпоху в истории экономики. И пусть с того момента уже минуло более двухсот лет, именно с этой модели по сей день начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: все дело в том, что через нее были описаны все экономические процессы.
В настоящей работе я попытаюсь обосновать понятия спроса и предложения, а так же дать определение рыночному равновесию.
Покупатели и продавцы являются участниками рынка. Покупателем (потребителем) или продавцом (производителем) может быть любой отдельный человек или даже целая фирма или предприятие. Например, представим рынок грузовых автомобилей, здесь потребителем может выступать как фирма (например, фирма грузоперевозок приобретает автомобиль для осуществления своей деятельности) или обычный фермер (для перевозки своей продукции). А на рынке сельскохозяйственной продукции производителем может быть отдельный фермер, фермерское крупное хозяйство или магазин.
При выходе на рынок потребитель объявляет спрос на конкретный товар, производитель этого товара в данный момент образуют предложение товара.
На рынке между покупателем и продавцом могут совершаться сделки, т. е. товар продается и покупается по определенной цене. А значит происходит взаимодействие предложения и спроса, в результате этого взаимодействия образуются цены, по которым на рынке заключаются сделки.
Продавец, который представляет собственные интересы и интересы производителя, пытается повысить цену, опираясь на затратный подход и желание получить большую прибыль. Покупатель или потребитель, одновременно, исходя из желания снизить свои расходы, стремится к той цене, которая была бы для него наиболее выгодной. Покупателю помогает конкуренция между производителями, а производителю в то же время помогает конкуренция между потребителями и возвышение их потребностей непрерывно.
В случае такой картины, зависящей от многих факторов, взаимоприемлемая цена на продукцию может быть только при тех условиях, когда цена устанавливается в результате выравнивания предложения и спроса на основе соглашения между сторонами, чьи интересы на свободном рынке столкнулись.
Автоматически, стихийно рынок способствует установлению рыночной равновесной цены. При повышении цены спроса над предложением происходи перераспределение ресурсов в те отрасли, где спрос с высокой платежеспособностью. Высокая цена говорит об относительной редкости блага, одновременно побуждая к расширению производства их, тем самым лучше удовлетворяя потребителей. Из-за того что равновесная цена сильно превышает издержки некоторых производителей с затратами ниже среднего, происходит способствование распределения ресурсов к лучшим производителям от худших, с повышением эффективности функционирования в целом национальной экономики.
В работе рассмотрим так же основных два подхода к анализу установления равновесной цены: по Леону Вальрасу и Альфреду Маршаллу.
1. Спрос Спросом называется платежеспособность потребителей. Это та сумма денег, которую потребитель готов и намерен потратить за какой-либо нужный ему товар. Как таковой спрос не стоит отождествлять с потребностью, так как если человеку необходимо какое-либо благо, но денег на это нет, то покупательским спросом он не обладает, то есть величина потребностей в некоторой мере покрывает платежеспособный спрос и все потребности не могут быть удовлетворены полностью. Из этого можно сделать вывод, что платежный спрос — это спрос на услуги и товары, который подкреплен денежными средствами покупателя. Отражает он потребности некоторой части населения, обеспеченной деньгами, которые нуждаются в конкретном количестве товара или определенном объеме услуг.
Еще одно понятие «величина спроса» дает значение количеству товара конкретного вида, которое он готов и способен купить по определенной цене в течение некоторого промежутка времени. На рынке определяет именно спрос: что покупать и сколько покупать.
Величина спроса находится всегда в обратной зависимости от цены, т. е. чем ниже цена, тем большее количество людей желает купить товар, и наоборот, чем цена выше, тем меньше будет величина спроса на этот товар. Именно это соотношение цены и величины спроса называется законом спроса.
Для того, что бы наглядно рассмотреть действие закона спроса, составим шкалу, показывающую какое количество людей (первый столбец) готово купить товар по различным ценам (второй столбец) на данный период времени.
Таблица 1. Спрос
Кол-во покупателей | Цена за 1 кг | |
Закон спроса показывает следующую зависимость спроса © от цены (Ц):
С = F (Ц) где F — показатель зависимости от количества.
Чем цена товара выше, тем на него будет меньший спрос со стороны потребителей. К примеру, увеличение в 1991 — 1998 годах цены на подписные издания резко уменьшилось количество подписок.
Обратная зависимость действует так же, то есть спрос будет увеличиваться при уменьшении цены. В математическом смысле это объясняется следующим образом: между ценой и величиной спроса существует обратно пропорциональная зависимость (не обязательно в виде гиперболической кривой вида y = b / x).
По существу закон спроса совсем не сложен. Если покупатель имеет определенную сумму денег, то купить он сможет тем меньше товара, чем выше будет его цена, и наоборот соответственно. Но в реальности все дело обстоит немного иначе, так как покупатель может как-то привлечь дополнительный доход, или же найти альтернативный товар, необходимый ему.
Закон спроса можно отразить графически в виде кривой, где отражается зависимость между ценой и величиной спроса.
Рисунок 1. Кривые спроса На данном графике изображены две кривые D и D`, которые показывают, что при повышении цены на товар понижается платежеспособность покупателей, и, наоборот, при понижении цены одновременно увеличивается и спрос на товар.
Сдвиг от кривой D к положению кривой D` (и в обратную сторону) может произойти по нескольким причинам:
— изменение ситуации на рынке товаров-заменителей или товар, их дополняющих;
— изменение ожиданий;
— изменение потребительских вкусов;
— изменение потребительских доходов.
То, как реагирует одна величина на изменение другой, называется эластичностью спроса. Эластичность показывает, на сколько (в процентах) изменится одна величина при изменении другой на 1%. Примером можно привести ценовую эластичность (или эластичность по цене), показывающая на сколько в процентах изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Коэффициент ценовой эластичности обозначается по следующей формуле Где = коэффициент эластичности,
— изменение величины спроса (%),
— изменение цены (%).
Буква «р» в индексе дает значение, что рассматривается ценовая эластичность.
Аналогично этому можно найти показатель эластичности по доходам или любой иной экономической величине.
Для всех товаров показатель ценовой эластичности является величиной отрицательной. И действительно, если цена растер, то спрос падает, и наоборот. Но часто в расчете показателя эластичности знак минут опускается, то есть используются абсолютные величины. Например, если цена на стиральный порошок упала на 5%, и это вызвало увеличение на него спроса на 10%, то показатель эластичности будет равен 10/-5 = -2, А при абсолютной величине значений (без знака минус) показатель эластичности = 2. То есть мы имеем дело с абсолютной величиной показателя эластичности.
Если абсолютная величина показателя эластичности меньше единицы — то у нас спрос является относительно неэластичным (при изменении цены величина спроса изменится не сильно), если же больше единицы — то спрос относительно эластичен (изменение цены может серьезно изменить количественное изменение величины спроса).
Если же коэффициент эластичности равен 1, то такая эластичность называет единичной. И в этом случае цена приводит к точно такому же количественному изменению величины спроса.
Таких случаев единичной эластичности можно представить два:
1. Существование только одной цены, когда товар будет покупаем потребителями, и любое изменение цены может привести либо к полному отказу от покупки этого товара (при повышении стоимости), либо к безграничному спросу (при понижении). В этом случае спрос является абсолютно эластичным, а показатель эластичности бесконечным. Графически это изображено на рис. 2 (а).
2. Изменение цены никак не влияет на величину спроса. А значит, это является абсолютной неэластичностью, график абсолютной неэластичности изображен на рис. 2 (б).
Рис. 2 Крайние случаи эластичности: а — абсолютная эластичность, б — абсолютная неэластичность Таким образом абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса изменяться может от нуля до бесконечности.
К основным неценовым факторам изменения рыночного спроса относят следующие:
1. Предпочтения (вкусы) потребителей. Благоприятные перемены в предпочтениях покупателей увеличивают спрос на данный товар, при этом кривая спроса смещается вправо и наоборот. Вкусы потребителей могут изменяться под действием рекламы, изменений моды, возраста, климата, научно-технического прогресса и т. д.
2. Количество покупателей на рынке. Увеличение числа потребителей определенного товара повышает спрос на него, и наоборот, сокращение числа покупателей снижает спрос. При этом кривая спроса смещается соответственно вправо или влево. На изменение количества покупателей на рынке могут оказывать влияние следующие причины: темп рождаемости, расширение границ международных рынков, изменения продолжительности жизни и др.
3. Потребительский бюджет или доходы покупателей. Если в отношении основной массы товаров рост доходов приводит к повышению спроса, то в случае с некоторыми продуктами наблюдается противоположный процесс. Товары, спрос на которые находится в прямой зависимости от изменения денежных доходов, называют товарами высшей категории, а те товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории.
4. Потребительские ожидания относительно изменения цен в будущем. Инфляционные ожидания населения приводят к увеличению спроса, а уверенность людей в падении цен ведет к его сокращению.
5. Цены на сопряженные товары. Между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Для взаимозаменяемых товаров наблюдается обратная зависимость.
С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя — это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.
Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара — взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 3)
эластичность спрос предложение равновесие Рис. 3. Излишек потребителя и производителя Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (рис. 3).
2. Рыночное предложение Предложением называют совокупность товаров, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены, другими словами, это та сумма товаров, которую продавцы готовы продавать при разной динамике цен. То есть, предложение является рыночными фондами, это совокупность всех товаров, готовых к окончательной реализации.
Предопределяется предложение производством, но ему оно не тождественно. Равенство предложения и спроса не обязательно будет означать равенство потребности и производства.
Характеризует предложение желание и возможность производителя (продавца) предлагать свой товар для рыночной продажи на определенной цене. Данное определение дает понятие предложения и отражает сущность с его качественной стороны. В плане количества характеризуется предложение его объемом и величиной.
Величиной предложения является то количество продукции, которое производитель желает и способен в соответствии с его наличием или возможностями производства предложить на рынке для продажи по определенным ценам в течение некоторого временного промежутка.
Объем предложения, так же как и величина предложения, зависит не только от цены, но и от ряда некоторых неценовых факторов, к которым можно отнести возможности производства, ресурсное обеспечение, состояние технологии, уровень цен на другой товар, ожидания инфляционные.
Для покупателя величину спроса определяет цена, для производителя точно так же величина спроса определяется ценой, но в последнем случае происходит прямо пропорциональная зависимость цены от величины спроса.
Величиной предложения называется то количество товара, которое будет предложено на рынке в данный конкретный момент.
Закон предложения гласит, что при повышении цены увеличивается и величина предложения, соответственно при понижении цены уменьшается и величина предложения.
Не лишним будет разобраться, почему действует закон предложения.
1. По возросшей цене производитель хочет продать товара больше, чем продавал ранее;
2. Действует «эффект нового продавца». Любое производство требует каких-либо определенных затрат на производство. И имеют эти издержки различную природу. Для изготовления некоторых вещей требуются различные затраты, например, земля, труд, капитал — это издержки производства.
Рост величины предложения будет обусловлен тем, что при неизменной сумме издержек будет расти прибыль производителя и поэтому продать больше товара будет намного выгоднее. На рынке реальная картина выглядит немного сложнее, но обычно имеет это место быть.
В табл. 2 изображена цена зависимости величины предложения от цены.
Таблица 2. Предложение
Кол-во предлагаемого товара | Цена за 1 кг | |
Графически закон предложения может отобразить на рис. 4, отображающую зависимость величины предложения от цены.
Рис. 4. Кривые предложения Смещение кривой в любую сторону может произойти из-за изменений:
— налогов и дотаций;
— технологии процесса;
— цены на другой товар;
— цены на ресурсы;
— ожиданий каких-либо изменений;
— числа продавцов на рынке.
Аналогично эластичности спроса существует и эластичность предложения, характеризующая относительное изменение между ценой и предложением. При эластичном предложении производитель реагирует на уровень цен и наоборот. То есть коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится предложение при уменьшении или увеличении цены на 1% .
Эластичность товара может иметь разную интенсивность изменений:
— эластичное предложение, при увеличении цены на 1% увеличивается и величина предложения более чем на 1%;
— единичная эластичность предложения, при увеличении цены на 1% величина предложения увеличивается на 1%;
— неэластичное предложение, при увеличении цены нет существенных изменений предложения.
Предложение некоторых товаров неэластично уже заведомо, так как для производства необходимого товара нужны ограниченные ресурсы, так же неэластичным может быть предложение вследствие создаваемого искусственно дефицита.
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
Фактор времени Степень сохранности товара, стоимость его хранения Возможности (гибкость) технологического процесса.
Издержки производства Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что при повышении цены на товар, А они должны иметь время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара А, сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.
Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, следует брать в расчет:
а) кратчайший рыночный период.
Он настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Пример, приведенный Зубко Н. М. в «Экономической теории»: «фермер, который привез на рынок весь свой урожай огурцов, бессилен отреагировать на увеличение спроса и цены, ибо дополнительное количество огурцов за одну ночь не вырастишь. Уменьшение спроса и снижение цены все равно вынуждает фермера продать всю продукцию по низкой цене независимо от издержек производства, так как продукция скоропортящаяся и длительному хранению не подлежит».Таким образом, в течение кратчайшего периода времени предложение является фиксированным (ЕS = 0).
б) Краткосрочный (короткий) период.
В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли в целом остаются неизменными. Однако предприятия имеют некоторое время для интенсификации процесса производства (например, работу в одну смену заменить двухсменкой). Результатом таких нововведений будет рост производства как реакция на увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения. Объем предложения изменится, но незначительно (1 > ЕS > 0).
в) Долговременный (долгий) период.
Он достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить или сократить свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые — покинуть ее и т. д. такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще большую эластичность предложения (ЕS > 1).
3. Рыночное равновесие Механизм рынка действует всегда так, что после любого нарушения равновесия наступает автоматическое его восстановление. Но иногда это равновесие может нарушаться искусственным способом, либо при помощи вмешательства государства, либо из-за деятельности монополий, которые заинтересованы в монопольной поддержке высоких цен.
«Ценой пола» называют минимальную цену, которой ограничивают ее дальнейшее снижение. «Ценой потолка» называется ограничительная цена ее повышения.
Цена пола или потолка может установиться государством, которое регулирует ценообразование на рынке. К примеру, при осуществлении социальной политики государство может ограничить повышение цены на некоторые виды продуктов питания, в этом случае продавать их можно не выше цены потолка. А примером цены пола можно назвать товары, которые нельзя продавать по цене ниже себестоимости.
Наиболее частые случаи завышения цен можно увидеть в США, а в частности, повышение цены на кукурузу и пшеницу, путем предоставления фермерам субсидий с тем, чтобы их спасти от разорения и обеспечить достаточный уровень жизни. Но при завышении цены соответственно останутся излишки товара, который не был продан. Поэтому в стане излишки скупались федеральным правительством за счет гос. бюджета и в дальнейшем экспортировались. В обратном случае, одно только установление цены завышенной не привело бы ни к какому результату.
Но, все-таки, чаще всего мы сталкиваемся с ценами потолка, нежели с ценами пола. В Росси таким ценовым ограничением является стоимость на железнодорожные тарифы, стоимость электроэнергии и топлива и т. д.
По сравнению с равновесной ценой цена потолка несколько занижена и препятствует повышению цены до ее равновесия. Устанавливаются такие заниженные цены в основном в результате политики государства, происходит так называемое «замораживание цены», т. е. фиксирование определенного уровня цен, для того чтобы хоть как-то приостановить инфляцию или не дать ход снижению уровня жизни населения. Нехватку продукции, которая, как правило, возникает в результате занижения цены, по сравнению с равновесной ценой обычно уравновешивают между потребителями путем введения карточной системы или других систем распределения нормы на каждого.
Многие экономисты, являющиеся сторонниками либерального направления в экономике, возражают против установления цены пола и цены потолка, так как это нарушает механизм рынка. Рыночное преобразование само по себе устраняет весь дефицит и излишек продукции. Пока цены имеют возможность свободно достигать своего равновесного уровня, нельзя отменить объем предложения и объем спроса.
Приверженцы же других направлений считают, что не нужно дожидаться регулирования предложения и спроса рынка автоматически. Одни считают, что регулировать величину предложения нужно при помощи изменений в инвестициях и налоговой политики; другие, что регулировать спрос нужно посредством управления занятостью, денежной массой и кредитом.
Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.
Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.
1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:
— фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;
— цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
— наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.
2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:
— фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);
— начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.
В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.
Значительная часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предприятий-производителей, ожиданием привычной помощи «сверху», нежеланием формировать рыночный образ мышления, отсутствием информации о том, как должно вести себя предприятие в условиях рынка.
3.1 Устойчивость и неустойчивость равновесия Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво. Чтобы проверить, является ли равновесие, изображенное на рисунке 5, устойчивым, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 — Q1. По поводу того, что вслед за этим произойдет, существуют две версии — Л. Вальраса и А. Маршалла.
Рис. 5. Рыночное равновесие Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0, Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.
По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке представляет устойчивое рыночное равновесие.
По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка — продавцы.
Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Расхождения при описании механизма функционирования рынка проистекают из-за того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а, по мнению второго, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эту диспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу — условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.
3.2 Дефицит и излишки Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т. д. но рыночное равновесие — это всегда такое состояние рынка, при котором цена, которую предлагает продавец, будет равна цене, которую готов заплатить покупатель. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS)
Избыток возникает, таким образом, в том случае, если при некоторой цене величина предложения товаров будет превышать величину спроса на этот товар. Дефицитным товаром считается тот товар, когда величина спроса на определенную продукцию будет превышать величину его предложения.
Потребитель не всегда полагает, что существующие цены оптимальны. Все дело в том, что несовершенство общественной структуры производства выступает на поверхности как несовершенство системы цен. Недовольство обществом существующими равновесными ценами образуют подходящую плодотворную почву для вмешательства государства в систему рыночного ценообразования. А на практике это выливается указанными ранее ценами пола и потолка, т. е. установлением минимальной и максимальной цены. Если государство устанавливает максимальную цену ниже уровня равновесия, то в этом случае возникает дефицит, в обратном случае, когда минимальная цена установлена выше цены равновесия — будет образовываться излишек товара. Подобная фиксация цены означает отключение механизмов рыночной координации. При условии установления цены ниже равновесной дефицит не ослабевает, а, напротив, только усиливается, но к тому же к денежным затратам потребителей добавляются и неденежные. Последние можно связать с поиском товара, стоянием в очереди и т. п. — они все являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. Оседают они в сфере распределения дефицитных товаров, и не доходят до тех, кто реально его производит. Потолок цены «подрезает» излишки производства и тем самым снижает стимул к его производству на том предприятии, где издержки данного товара минимальны. Как раз, поэтому дефицит не убивает. И наоборот, те, кто продают дефицитный товар, заинтересованы в его сохранении, так как становится он источником дохода. Такой товар поэтому будет всячески пропагандироваться государственным регулированием цен под различными «благовидными» предлогами.
В том случае, когда находится цена выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, которые будут стимулировать ограничение предложения и увеличение спроса для сокращения разрыва между субсидируемой и равновесной ценами. В том и другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях рыночной конкуренции.
Рис. 5 Равновесная цена. Дефицит и излишки
Избыточный спрос или дефицит сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет:
1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара;
2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.
То есть можно сказать, что любой товарный излишек будет толкать цену товара вниз к точке пересечения кривых, т. е. к точке равновесия. Любой товар, находящийся в дефиците из-за нехватки будет цену толкать вверх к точке равновесия предложения и спроса. А, в конечном счете, установится равновесная цена, по которой будет продаваться определенное количество товаров на рынке.
Заключение
В курсовой работе мною были раскрыты понятия спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной цены, излишков и дефицита, а также было показано какое влияние тех или иных факторов оказывает на спрос и предложение при рыночной экономике. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена — «спрос» и «предложение», величина которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). В данной работе я также выделила функции и проблемы отечественного рынка.
Итак, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.
Новейшие исследования в области равновесия позволяют сделать ряд существенных дополнений к работам Вальраса. Экономическая теория имеет дело не со стабильным равновесием, а с постоянным его нарушением, что образно названо «равновесие — неравновесие». Из этого следует 3 существенных вывода:
Равновесие следует рассматривать как абстрактный модельный идеал. Его никогда не было и не может быть, но с него нужно всегда начинать исследование.
Равновесие — динамическое, оптимальное неравновесие, т. е. оно представляет собой отклонение цен от стоимости, результатов от затрат.
Равновесие как неравновесие играет разрушительную роль, понуждая экономических агентов действовать как вопреки их глубинным интересам, так и интересам общества в целом.
Библиографический список
1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. / В. З. Баликоев — М.: Приор, 2007. — 528с.
2. Борисов Е. А., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика: справочник. М.: 2008. — 455 с.
3. Дейвид Е. Линдсей, Эдвин Дж. Долан. Рынок. Микроэкономическая модель. М.: СП Автокомп, 1992. — 661 с.
4. Камаев В. Д. Экономическая теория: Учебник. / В. Д. Камаев — М.: ВЛАДОС, 2008 — 640 с.
5. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М.: Республика, 1993. — 1199 с.
6. Максимова В. Ф. Микроэкономика. М.: Соминтэк., 2007. — 552 с.
7. Райзберг Б. А. Курс экономики. М.: Инфра-М, 2004. 429 с.
8. Шишкин А. Ф. Экономическая теория. / А. Ф. Шишкин — М.: Владос, 1997. — 493с.
9. Экономика. / Под редакцией А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. — М.: ПРОСПЕКТ, 2008.—792 с.
10. Экономическая теория. / Под ред. И. П. Николаевой. — М: ПРОСПЕКТ, 2007. — 448с.
.ur