Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Покидая свою планету Маленький принц отправляется в путешествие. «Надо же найти себе занятие да и поучится чему ни будь». Сначала он посещает астероид на котором живет Король. Король узнает в маленьком принце подданного, потому что для него все люди — подданные. Для короля самое важное, что бы повиновались беспрекословно. И он повелевал принцу то зевать, то не зевать, то седеть, то спрашивать… Читать ещё >

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ Факультет ИЖУРКафедра КИиКТ Контрольная работа по дисциплине «История зарубежной литературы»

на тему: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Выполнил студент Алюшина Ольга Игоревна Санкт-Петербург

Оглавление Введение

1. Детям или взрослым

2. Особенности сюжета

3. Путешествие Маленького принца

4. Образ Розы

5. Образ Лиса

6. Понятие «приручить»

Заключение

Литература

Введение

Сказка Сента-Экзюпери «Маленький принц» — потрясающее философское произведение. Последнее опубликованное произведение автора, который оставил нам надежду, что однажды мир станет добрее.

Антуан де Сент-Экзюпери был французским летчиком, писателем, поэтом, журналистом. И замечательным человеком, который сохранил открытый взгляд на мир, детскую впечатлительность, не смотря на то, что жил в очень не простое время (1900;1944).

Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» — Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге.

В «Маленьком принце» автор поднимает много тем, которые являются кирпичиками человеческой души. Он пишет о таких чувствах, как любовь, дружба, привязанность, доброта, самопожертвование и верность.

1. Детям или взрослым Сам Антуан де Сент-Экзюпери в посвящении пишет: «Леону Верту, когда он был маленьким». Эта сказка посвящена взрослому, который когда-то был ребенком. Все мы когда-то были детьми, все мы верили в сказки, и это произведение дает понять, что некоторые из нас все еще дети и они, все так же верят. Да, многие не видят слона в удаве, многие говорят о политике, игре в гольф и о галстуках. Но разве вы можете с уверенностью сказать, что они действительно любят об этом говорить, что они не притворяются? Эта книга посвящена ни детям, ни взрослым, это книга посвящена тем, кто видит сердцем. Они, как и автор, вынуждены жить в обществе и разговаривать о игре в бридж, но у таких людей все еще остается вера в своего Маленького принца.

В образе Маленького принца, автор воплотил детский взгляд на мир, умение удивляться, умение быть непосредственным. И то, как в книге описаны взрослые, так любящие цифры, придающие значение пустякам, не способные увидеть важное. Они описаны, как честолюбцы, не видящие ни чего кроме себя самих, не осознающих истинной красоты мира.

И потерю взрослыми людьми того взгляда, которым смотрит на мир ребенок — Сент-Экзюпери считал огромным упущением, потерей души, потерей веры.

«Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!». В этих строках автор выражает призрение и жалость к людям, способным оценить красоту чего-то, только по средствам денег и цифр.

Сказка «Маленький принц» — это попытка достучатся до тех детей, которые, как верил автор, все еще живут в нас. Эта сказка и для детей, потому что учит огромной мудрости. К тому же детям очень нравится, когда с ними разговаривают, как с взрослыми. Эта сказка показывает насколько важно оставаться ребенком, на сколько важно быть верным самому себе. Сент-Экзюпери учит нас оставаться открытыми для мира, и видеть чудеса, которые появляются, если смотреть на мир сердцем. Этот дар одинаково ценен, как для детей, так и для взрослых.

2. Особенности сюжета маленький принц сказка философский Сложный жизненный путь, военное время и потребность в обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратится к жанру философской сказки-притчи.

Его лирический герой — маленький мальчик, который по сказочному обыкновению Принц. Он живет на маленькой планете и все его царство — это три вулкана (один из них потухший) и его Роза. Он заботится о них. Прочищает вулканы (даже потухший — мало ли, что может случится), поливает и защищает от ветра единственную розу, пропалывает баобабы. Но ему грустно и одиноко, его роза слишком капризная и он думает, что она не любит его. И он отправляется в путешествие. Странствует по планетам, где ему попадаются злые чудовища, как в любой сказки (только Сент-Экзюпери изображает их злыми, эгоистичными и мелочными людьми), и в итоге попадает на планету Земля. Там он обретает истинное понимание мира, начинает ценить свою Розу, встречает настоящих друзей. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой — он выбирает телесную смерть.

В сказки потрясающе богатый язык. Автор использует массу удивительных литературных приемов. В его тексте слышится мелодичность: «…А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков…». Его очерование — это детская истина и точность. Язык Сент-Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «…Когда мне было шесть лет… я увидел однажды удивительную картинку…» или: «…Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери — это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т. д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь…» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей — так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.

3.Путешествие Маленького принца

Покидая свою планету Маленький принц отправляется в путешествие. «Надо же найти себе занятие да и поучится чему ни будь». Сначала он посещает астероид на котором живет Король. Король узнает в маленьком принце подданного, потому что для него все люди — подданные. Для короля самое важное, что бы повиновались беспрекословно. И он повелевал принцу то зевать, то не зевать, то седеть, то спрашивать. На планете короля Маленький принц недоумевает, зачем вообще нужна власть и кем правит этот король, который совершенно одинок на своей планете. Сент-Экзюпери не отрицает власть, но в образе короля напоминает нам, что власть должна быть разумной. «Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию», — совершенно правильно утверждает король. И хотя Маленький принц испытывает симпатию к королю, ему становится скучно у короля, которому некого судить. И он отправляется дальше.

На второй планете принц встречает честолюбца. Он просит мальчика хлопать в ладоши, а сам раскланивается. Без признания того, что он самый умный, красивый и богатый на этой планете, где больше-то никого и нет, этот человек жить не может. «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» — пишет автор, высмеивая узость мышления и эгоистичность взрослых. Маленький принц недоумевает еще больше и снова пускается в путь.

На следующей планете жил пьяница, который пил оттого, что ему совестно. А совестно ему было оттого, что он пьет. И он хотел все забыть. Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий. Он видит всю бессмысленность жизни, как пьяницы, так и честолюбца, так и короля. И их поклонение непонятным ему идеалам.

Четвертая планета принадлежала дельцу, считающему звезды. Маленький принц начал его расспрашивать что он с ними елает и как ими владеет. Но дельцу некогда было отвечать на вопросы и он отмахивался от них, все время повторяя — «мне некогда, я человек серьезный». Автор выбрал звезды, как предмет пересчета, потому что хотел показать, как грустно не видеть сути в прекрасном, как грустно не наслаждаться, а считать. «Забавно! — подумал Маленький принц. — И даже поэтично. но не так уж это серьезно». Что серьезно, а что не серьезно — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые. «- У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Малоли что может случится. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет ни какой пользы…».

Фонарщик нравится Маленькому принцу. Он живет на маленькой планете и занимается только тем, что зажигает фонарь. И хотя его работа была нелепа и он без отдыха зажигал и гасил ни кому не нужный фонарь, он думал не только о себе. «Когда он зажигает фонарь — как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».

На пятой планете Маленький принц встречает географа, который просит рассказать ему о своей планете, а потом рассказывает про понятие «эфемерность». И Маленький принц начинает скучать по своей розе. Географ также не видит красоту этого мира, он лишь записывает ее.

После путешествий по этим чудным планетам и населяющих их «чудовищам», Маленький принц заключает:"Без сомнения, взрослые — это очень, очень странный народ". Он не называет их людьми. И он так и не находит друзей.

4. Образ Розы Образ Зозы — один из основных в сказке. Конечно же он символизирует женщину и любовь к женщине. На отношениях Розы и Маленького принца автор показывает проблемы стоящие на пути у настоящей любви. Роза в сказке была очень капризна и просила принца заботится о ней. И сначала Маленький принц заботился о ней, а потом в его душе поселились сомнения. Он принимал ее слова близко к сердцу и стал очень несчастен. Но после всех своих путешествий он начал понимать истину. В строках: «- Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, — этого довольно: смотришь на небо — и ты счастлив.» Автор говорит о такой любви, когда ты не просишь ни чего в замен, когда ты просто счастлив, что где-то там есть твой цветок. Маленький принц понимает, что напрасно слушал розу, надо было просто смотреть и наслаждаться ее ароматом. Ведь роза наполняла благоуханием всю его планету, а он не умел ей радоваться. Он понимает, что судить надо по поступкам, а не по словам. Она озаряла его жизнь, а он сбежал. Маленький принц не угадал за всеми уловками розы, ее нежность к нему, он был слишком молод, он еще не умел любить.

Многие критики сходятся во мнении, что образ розы олицетворяет жену писателя — Консуэлу де Сент-Экзюпери. Но даже если это не так, Сент-Экзюпери говорит о самом главном, о том, как надо любить. Сейчас люди стали слишком эгоистичны, они забыли, что в любви важнее отдавать, а не получать.

5. Образ Лиса Оказываясь на Земле, в безлюдной пустыне, Маленький принц встречает доброго и мудрого Лиса. Который символизирует дружбу. В его лице принц обретает друга, которого так искал. Как и во многих сказках, Лис олицетворяет мудрость и знание жизни и рассказывает Маленькому принцу тайну человеческого сердца. Автор передал героям этой сказки свое понимае дружбы и ответственности за друг друга. Отношения принца и лиса — это история о настоящей дружбе. Лис учит Маленького принца, как надо любить и относиться к дружбе, люди забыли об этом и потому лишились друзей, потеряли способность любить. Сент-Экзюпери сожалеет о том, что люди не видят ничего и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу…».

6. Понятие «приручить»

Приручать — значит создать узы любви, единения душ. Тайну приручения открывает Маленькому принцу Лис, он объясняет, что принц для него просто мальчик, как и множество других мальчиков, и лис для принца просто очередная лисица среди тысяч других лисиц. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. (…) если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…». Автор говорит о том, что любовь и дружба — это не просто связь с другими существами, она обогащает нашу жизнь, дает понимание окружающего нас мира, наполняя его смыслом. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» — вот та важная истина, которую открывает Лис. Приручить — значит: создать узы. Узы любви, доверия, дружбы и ответственности. И вот вы уже не просто двое, вы друг для друга становитесь единственными на целом свете, становитесь нужными друг другу. «- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени, что-либо узнавать». Приручение — это труд сердца, это значит связать себя с другим узами нежности, любви, ответственности. Это значит убить равнодушное отношение к этому миру. Сент-Экзюпери напомнил нам о том, что дружбу не купить в магазине, для нее нужно оксрыть свое сердце и свою душу.

Заключение

А теперь несколько слов от меня лично. «Маленький принц» Антуана де Сента-Экзюпери — это сатира на наш с вами мир, и в тоже время в этой сказке заложенна огромная вера в то, что каждый может его изменить. Надо лишь только вспомнить, кто мы на самом деле. И посмотреть на себя, взрослых, но глазами ребенка. Вспомнить простые истины о любви, о дружбе, о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Вспомнить о звездах. И даже если сейчас вы не можете их видеть — представте, и услыште, как они смеются. Представте так, как это умеют только дети. Потому что автор хотел показать, что в каждом из нас все еще живо детство. И даже если мы прячимся за цифры, правила и бессмысленные понятия, за разговоры о гольфе, в нас всех есть что-то общее. Потому что однажды каждый из нас увидит свои звезды и подумает о том, что зорко одно лишь сердце. И может быть вспомнит о Маленьком принце, о его Розе и подаренном ему барашке. И поверит, поверит в сказку так, как верят только дети. И как может поверить каждый взрослый, потому что даже самый плохой, самый взрослый взрослый, когда-то тоже был ребенком. Надо всего лишь вспомнить об этом. А после прочтения «Маленького принца» — не возможно об этом забыть. В этом я вижу самую большую заслугу автора, его предназначение — он подарил это миру взрослых детей. Он подарил нам нас самих.

1. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. — М.: Эксмо, 2012.

2. Анна Буковская. Сент-Экзюпери, или парадоксы гуманизма. — М.: Радуга. 1983

3. Е. Д. Гальцова. В поисках нового языка. — М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2004.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой