Эксплуатация аккумуляторной батареи
Заряд ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение — «кипение» во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 3 ч подряд, что служит признаком конца заряда. Во время заряда периодически проверяют температуру электролита и следят, чтобы она не поднималась выше45 °С В случае если температура достигает 45 уменьшают силу зарядного тока… Читать ещё >
Эксплуатация аккумуляторной батареи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Устройство аккумуляторной батареи и принцип ее действия
2. Работа аккумуляторных батарей
3. Проверка и заряда аккумуляторной батареи
4. Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
5. Хранение аккумуляторных батарей
6. Меры безопасности при работе с аккумуляторной батареей
Заключение
Список используемой литературы
1. Устройство аккумуляторной батареи и принцип ее действия Аккумуляторная батарея — на автомобиле служит для питания электрическим током стартера при запуске двигателя, а также для всех других приборов электрооборудования, когда генератор не работает или не может еще отдавать энергию в цепь.
Если мощность, потребляемая включенными потребителями, превышает мощность, развиваемую генератором, аккумуляторная батарея, разряжаясь, обеспечивает питание потребителей одновременно с работающим генератором.
Свинцово — кислотная аккумуляторная батарея является вторичным химическим источником постоянного тока. Прежде чем она будет отдавать электрическую энергию, ее необходимо зарядить — сообщить ей определенное количество электрической энергии. На автомобилях применяют стартерные аккумуляторные батареи, конструкция которых позволяет разряжать их токами, в 3−5 раз превышающими их номинальную емкость.
Стартерные аккумуляторные батареи, выпускаемые нашей промышленностью, классифицируют по номинальному напряжению (6 и 12 В); по конструкции — в моноблоке с крышками и перемычками над крышками и в моноблоке с общей крышкой и перемычками под крышкой; батареи необслуживаемые — залитые электролитом и полностью заряженные или сухозаряженные.
Согласно ГОСТ 959.0- 84, все свинцовые стартерные аккумуляторные батареи имеют условное наименование. Например, на автомобиле ЗИЛ-130 установлена батарея 6СТ-90. Первая цифра обозначает количество последовательно соединенных аккумуляторов в батареи. Напряжение каждого аккумулятора 2 В, поэтому номинальное напряжение батареи 12 В. Буквы СТ определяют назначение батареи — стартерная.
Число после букв указывает на емкость батареи в ампер-часах в 20-часовом режиме разряда. Буквы после цифр, обозначающих емкость, обозначают исполнение батареи: А — с общей крышкой, Ннесухозаряженная, Знеобслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная. После условного обозначения батареи указывают обозначение стандарта или технических условий на батарею конкретного типа. На батарее там же могут быть указаны номинальная емкость в амперчасах (А.ч) в 20-часовом режиме и разрядный ток батареи (А) при температуре — 18 С.
Аккумуляторная батарея имеет полипропеленовый полупрозрачный корпус. Разделенный перегородками на шесть отсеков, представляющих собой отдельные аккумуляторы. Сверху аккумуляторы закрыты общей полипропеленовой крышкой, приваренной к корпусу ультразвуковой сваркой. В крышке имеются отверстия для заливки электролита в каждый аккумулятор и для прохода двух полюсных выводов батареи: плюсового и минусового.
Каждый аккумулятор состоит из двух полублоков чередующихся пластин: положительных и отрицательных. Пластины одинаковой полярности приварены к межэлементным соединениям 4, которые служат для крепления пластин и выводов тока и соединяют аккумуляторы батареи между собой. Решетки пластин отлиты из сплава свинца с добавлением кальция и сурьмы, что замедляет процесс разложения электролита и саморазряд аккумуляторов.
Для увеличения емкости в решетку пластин впрессовывают активную массу, приготовленную на водном растворе серной кислоты из окислов свинца — свинцового сурика (Р О) и свинцового глета (Р О) — для положительных пластин и свинцового порошкадля отрицательных пластин. Одноименные пластины соединяются в полублоки, заканчивающиеся выводными полюсными штырями. Полублоки с положительными и отрицательными пластинами собирают в блок таким образом, что положительные пластины располагаются между отрицательными, поэтому последних на одну больше. Это позволяет лучше использовать двустороннюю активную массу крайних положительных пластин и предохраняет из от коробнения и разрушения.
Положительные пластины аккумулятора помещаются в сепараторы, изготовленные в виде конвертов из тонкого пластикового микропористого материала. Это исключает их короткое замыкание отрицательными пластинами, а малая толщина и большая пористость облегчают прохождение через них электролита, снижают внутреннее сопротивление и обеспечивают получение разрядного тока большой силы. Кроме того это исключает короткое замыкание пластин выпадающей активной массой, позволяет устанавливать блоки пластин непосредственно на днище бака без ребер и значительно увеличить объем электролита над пластинами и тем самым увеличить срок доливки дистилированной воды при эксплуатации автомобиля. Для облегчения проверки уровня электролита в каждом аккумуляторе у заливных отверстий снизу имеются трубчатые индикаторы (тубусы) 7. Нижний срез индикатора находится на требуемой высоте от уровня пластин. При нормальном уровне поверхность электролита образует четко видимый через наливное отверстие меникс (элипс). Кроме того, на полупрозрачном пластмассовом корпусе аккумуляторной батареи могут быть метки «MIN» и «MАХ» между которыми должен находиться уровень электролита.
Полублоки положительных 9 и отрицательных 10 пластин отдельных аккумуляторов соединены между собой межэлементными соединениями, проходящими через пластмассовые перегородки, и соединяются соответственно с положительными 3 и отрицательными 5 выводами батареи.
Выводы большинства отечественных и импортных аккумуляторных батарей имеют конусную форму, обеспечивающую сохранение надежного контакта с клеммами проводов при износе их в процессе эксплуатации и имеют стандартные размеры. Причем положительный вывод батареи по диаметру больше отрицательного, что исключает возможность нарушения полярности при установке батареи на автомобиль.
На верхней поверхности батареи расположены отверстия для заливки электролита в каждый аккумулятор батареи, закрываемые пробками 6. Пробки имеют вентиляционные отверстия для вывода газов, образующихся в процессе работы батареи. У новых незалитых батарей вентиляционные отверстия закрыты специальными герметизирующими приливами, которые при заливке в батарею электролита удаляются (срезаются). Электролит, заливаемый в аккумуляторную батарею, представляет собой раствор химически чистой аккумуляторной кислоты с дистилированной водой. Для предотвращения замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторной батареи в зимних условиях плотность регламентируется в зависимости от климатических условий эксплуатации (см табл) Плотность электролита при эксплуатации в различных климатических районах
Климатические районы (среднемесячная температура воздуха в январе) | Время года | Плотность электролита, приведенная к 25 С г/см3 | ||
Заливаемого в батарею | После полного раряда | |||
Очень холодный (-50−30 С) | Зима лето | 1,28 1,24 | 1,30 1,26 | |
Холодный (-20 -15 С) | Круглый год | 1,26 | 1,28 | |
Умеренный (-15 -8 С) | То же | 1,26 | 1,28 | |
Жаркий сухой (-15 +4 С) | 1,22 | 1,24 | ||
Теплый влажный (0 =4 С) | 1,21 | 1,23 | ||
Технические характеристики и свойства аккумуляторной батареи Важнейшей технической характеристикой аккумуляторной батареи является ее емкость, которая характеризует способность батареи отдавать электроэнергию.
Номинальная емкость © аккумуляторной батареи — это количество электричества в ампер-часах (А.ч), которое способно отдать полностью заряженная батарея при непрерывном 20-часовом разряде с постоянной силой тока в амперах (А), численно равной 0,05 С при температуре 25 С до напряжения на выводах батареи U = 10,5 В.
Емкость аккумуляторной батареи определяется как ее конструктивными параметрами (пористостью материала электродов, их толщиной и качества пористостью материала сепараторов и т. д.), так и эксплуатационными факторами: плотностью заливаемого в батарею электролита, его температурой, степенью заряженности батареи и режимом ее разряда.
При повышении плотности электролита емкость батареи повышается до определенных пределов. Однако при чрезмерном увеличении плотности ускоряются корразионные процессы на электродах, их разрушение, и соответственно, снижается срок службы батареи. При чрезмерной малой плотности электролита снижается емкость батареи, а при низкой температуре окружающего воздуха зимой электролит может замерзнуть, и батарея выйдет из строя. Поэтому оптимальная плотность электролита устанавливается исходя из условий эксплуатаци. При заряде батареи плотность электролита падает, поэтому по плотности электролита определяют состояние батареи и степень ее разряженности.
Температура электролита определяется температурой окружающего воздуха и она несколько возрастает при заряде и разряде батареи. С понижением температуры емкость батареи уменьшается, в связи с повышением электрического сопротивления электролита и замедлением химических реакций. При уменьшении температуры электролита на 1 С емкость батареи снижается примерно на 1%. Таким образом, если номинальная емкость аккумуляторной батареи равна, например, 60 А.ч. при 25 С, то при снижении температуры окружающего воздуха и, соответственно, электролита до минус 25 С она станет на 50% или вдвое меньше и составит всего 30 А.ч.
Степень заряженности аккумуляторной батареи влияет на плотность электролита. При заряде батареи плотность электролита повышается и увеличивается емкость батареи, достигая максимальных значений при полном ее заряде.
Режим разряда батареи характеризуется силой разрядного тока и его прерывностью. Чем больше разрядный ток, тем меньше емкость аккумуляторной батареи. Например, если емкость батареи 6СТ-55 А при разряде ее током 2,75 А при температуре электролита 25 с составляет С= 55А.ч.(номинальная емкость), то при разряде током 250 А (4,6 С) емкость снижается более чем в два раза и составляет 22 А.ч.(примерно 40% от С). Емкость, отдаваемая аккумуляторной батареи при прерывистых разрядах, значительно превышает емкость при непрерывном разряде, что особенно важно учитывать при стартерном режиме разряда, когда величина разрядного тока очень высока (примерно 2−5 С).
К важнейшим техническим характеристикам аккумуляторной батареи относится также электродвижущая сила (ЭДС) батареи и ее напряжение.
ЭДС батареи — это разность потенциалов на ее полюсных выводах без нагрузки (при разомкнутой внешней цепи). Данная характеристика взаимосвязана со степенью заряженности батареи и по ее величине так же, как и по плотности электролита, можно оценивать состояние батареи и необходимость ее заряда.
Напряжение батареи — это разность потенциалов на ее полюсных выводах в процессе заряда или разряда (при наличии тока во внешней цепи). Данная характеристика используется при оценке пусковых качеств батареи. Для оценки пусковых качеств аккумуляторной батареи применяют следующие основные характеристики стартерного разряда, измеряемое при температуре электролита 18 С: сила разрядного тока в А, напряжение в начале разряда в В (измеряется на батареях с пластмассовым корпусом на 30-й секунде стартерного разряда), время разряда в минутах (измеряется при разряде тока, численно равном 3 С до снижения напряжения батареи до 6 В).
Саморазряд аккумуляторной батареи — является чрезвычайно важным ее свойством, которое необходимо учитывать для правильной эксплуатации батареи и продления срока ее службы. Саморазрядом называют самопроизвольное снижение емкости аккумуляторной батареи при отключенных от нее потребителях, т. е. при бездействии. Обычно саморазряд батареи не превышает 1% в сутки, такой саморазряд называют естественным. При более высоком (более 1% в сутки) значении саморазряда, он считается ускоренным и это свидетельствует о неисправности батареи. На скорость саморазряда батареи оказывает влияние плотность и температура электролита, отсутствие примесей в электролите и доливаемой в него воде, загрязненность аккумуляторной батареи снаружи, а также срок ее эксплуатации. Скорость саморазряда батареи при повышении плотности электролита и ее температуры увеличивается, причем особенно интенсивно с увеличением срока ее службы. При отрицательных температурах саморазряд аккумуляторных батарей резко уменьшается поэтому хранить их лучше при низких (до -30 С) температурах в заряженном состоянии.
2. Работа аккумуляторных батарей При прохождении тока через пластины и электролит (заряд) в аккумуляторе происходит процесс преобразования электрической энергии в химическую, что выражается в образовании налета активной массы на поверхности пластин. На положительной пластине образуется перекись свинца коричневого цвета, а на отрицательной — губчатый свинец серого цвета. При этом плотность электролита значительно увеличивается — аккумулятор зарядился. Напряжение заряженного аккумулятора составляет 2 В.
При включении в цепь аккумулятора какоголибо потребителя (лампы) происходит обратный процесс превращения химической энергии в электрическую, и аккумулятор постепенно разряжается. При этом активная масса на той и другой пластинах превращается в серно — кислый свинец (см. рис.), а плотность электролита уменьшается. После полного разряда аккумулятор снова заряжается и работоспособность его восстанавливается.
Плотность зависит от температуры электролита, уменьшаясь, примерно, на 0,1 г/см3 при повышении температуры на 15 С. при расчетах плотность обычно приводят к температуре +15 С. Для предотвращения замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторов в зимних условиях плотность регламентируется в зависимости от климатических условий в соответствии с данными таблицы.
Климатические районы | Время года | Плотность электролита. приведенная к 15 С г/см3 | ||
Заливаемого в аккумулятор | После зарядки | |||
Районы с резкоконтинентальным климатом, с температурой зимой ниже 40 С | Зима лето | 1.29 1.25 | 1,31 1.27 | |
Северные районы с температурой зимой до минус 40 С | Круглый год | 1,27 | 1,29 | |
Центральные районы с температурой зимой до минус 30 С | То же | 1, 25 | 1,27 | |
Южные районы | То же | 1,23 | 1,25 | |
3. Проверка и заряда аккумуляторной батареи
аккумуляторная батарея электролит
Проверка батареи нагрузочной вилкой. Дополнительно к проверке плотности электролита следует проверить состояние каждого аккумулятора батареи под нагрузкой большой силы тока. Для этого используются нагрузочной вилкой ЛЭ-2, снабженной резистором и вольтметром, имеющей нагрузочное сопротивление 0,02 Ом и рассчитанной на силу тока 100 А. Напряжение каждого аккумулятора заряженной батареи при проверке должно быть 1,7 — 1,8 В и должно оставаться устойчивым в течение 5 с.
Если напряжение аккумулятора 1,5 В или снижается во время проверки, то это значит, что батарея разряжена более чем на 50% или неисправна. Если напряжение отдельных аккумуляторов неодинаково и отличается более чем на 0,2 В, батарею следует отправить на зарядную станцию для зарядки и проверки ее исправности.
При испытании батареи нагрузочной вилкой наливные отверстия в крышках элементов должны быть закрыты пробками.
Батареи или отдельные аккумуляторы нельзя проверять замыканием выводов металлическими предметами или проводами, так как короткие замыкания разрушают пластины. Элементы, плотность электролита в которых ниже 1,20 г/см3, проверять нагрузочной вилкой не рекомендуется.
Заряд аккумуляторной батареи. Электролит готовится из серной кислоты и дистиллированной воды с учетом мер безопасности.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть в пределах 15 — 25 °C.
В аккумуляторных батареях, не бывших в употреблении, без автоматической регулировки уровня электролита из-под пробок удаляют герметизирующие диски или пленки (эти детали обратно в батареи не ставят). Затем заливают электролит на 10 — 15 мм выше предохранительной решетки, установленной над сепараторами.
Перед заливкой электролита в батареи, имеющие автоматическую регулировку уровня электролита, сначала удаляют стержни, вставленные в вентиляционные отверстия, затем вывертывают пробки и плотно надевают их на вентиляционные штуцера. Заливают электролит до уровня начала резьбы в наливном отверстии.
После этого пробки с вентиляционных штуцеров снимают, и уровень электролита автоматически становится нормальным. В особых случаях при необходимости срочного ввода в эксплуатацию допускается установка на автомобили батарей без поднаряда при условии, что плотность электролита не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после их заливки понизилась не более чем на 0,03 г/см3 против плотности залитого электролита.
Батареи ставят на первый заряд после 1 — 3-часовой выдержки с электролитом.
Положительный вывод аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательный к отрицательному. Сила тока заряда должна быть 7,5 А. Допускается в случае необходимости ускоренный заряд батарей двухступенчатым режимом. При первой ступени заряда применяется сила тока, в 1,5 раза большая по величине, т. е. 11 А. Заряд 1-й ступенью ведется до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах не достигает 2,4 В. Далее при переходе на заряд 2-й ступенью силу тока следует снизить до 7,5 А.
Батарею включают на заряд, если температура электролита в аккумуляторах не выше 30 °C.
Заряд ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение — «кипение» во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 3 ч подряд, что служит признаком конца заряда. Во время заряда периодически проверяют температуру электролита и следят, чтобы она не поднималась выше45 °С В случае если температура достигает 45 уменьшают силу зарядного тока наполовину или прерывают заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30 °C Продолжительность первого заряда может колебаться от 5 до 8 ч. Плотность электролита может несколько повыситься в конце заряда и, если она отличается от нормы, производят доводку путем доливки дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше, и доливкой электролита плотностью 1,40 гсм? когда она ниже нормы. Перед доливкой воды или электролита часть электролита из аккумулятора отбирают с помощьюрезиновой груши. Промежуток между доливками воды или электролита должен быть не менее 30 — 40 мин.
Доведение плотности электролита производится обязательно в конце, заряда, когда его плотность достигает постоянства и благодаря «кипению» обеспечивается быстрое и полное перемешивание электролита
4. Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
Батарею необходимо периодически осматривать и содержать в чистоте и в заряженном состоянии. Загрязнение поверхности батареи приводит к повышенному саморазряду. Наличие окислов или грязи на выводах значительно ухудшает пуск двигателя стартером из-за значительного падения напряжения в соединениях.
Если батарея часто и длительное время находится в разряженном или даже полуразряженном состоя и и и, возникает сульфатация пластин (покрытие пластин крупнокристаллическим сернокислым свинцом), что приводит к увеличению внутреннего сопротивления батареи и выходу из строя.
Длительные пуски двигателя стартером, особенно в холодное время, могут вызвать коробление пластин и выпадание из них активной массы.
Электролит, попавший на поверхность батареи, следует вытереть сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или в 10%- ном растворе кальцинированной соды. Окислившиеся выводы батареи и наконечники проводов следует очистить.
Не следует допускать натяжения проводов, так как это приводит к образованию трещин в мастике, устранить которые можно оплавлением электрическим паяльником. Гайки — барашки, притягивающие рамку крепления, следует затягивать туго, но не применяя какого-либо инструмента, гак как чрезмерная затяжка может привести к поломке бака батареи.
Плотность электролита (г/см3) при температуре 25 °C в зависимости от степени разрядки батареи показана в табл. 1.
В районах с холодным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот батарею необходимо с автомобиля сиять и на зарядной станции откорректировать плотность электролита.
Если батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась свыше допустимого предела, ее следует сдать на зарядную станцию.
Полностью разряженную батарею необходимо ставить на зарядку не позже чем через 24 ч после разряда.
Пуск двигателя необходимо производить коротким включением стартера. Движение автомобиля с помощью стартера не допускается.
Проверка уровня электролита
Уровень электролита должен быть на 10 — 15 мм выше предохранительной решетки, установленной над сепаратором. Чтобы измерить уровень электролита в аккумуляторе, надо опустить стеклянную трубку с внутренним диаметром 3 — 5 мм в вертикальном положении в наливную горловину крышки до упора в предохранительную решетку, закрыть ее сверху большим пальцем, затем вынуть. Высота столбика электролита в трубке соответствует высоте уровня электролита над предохранительной решеткой.
При необходимости доливки электролита нужно долить дистиллированной воды с последующим замером уровня с помощью трубки или деревянной палочки.
Применять водопроводную воду категорически запрещается, так как в ней имеются примеси (железо, хлор и др.), разрушающие батарею. Зимой, чтобы избежать замерзания воды, рекомендуется доливать ее непосредственно перед выездом. Электролит необходимо доливать только в тех случаях, когда известно, что уровень его понизился в результате выплескивания (например, в конце зарядки) или течи бака. Доливать электролит нужно после устранения неисправности.
Плотность электролита зависит от степени зараженности батареи и измеряется ареометром. После доливки в электролит воды или после пуска двигателя стартером батарею надо подвергнуть непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1 — 2 ч (без зарядки) для того, чтобы выровнялась плотность электролита.
Если температура электролита выше или ниже 25 °C, следует вводить соответствующую поправку, т. е, приводить плотность электролита к 25 °C. При повышении температуры на каждые 15 °C плотность уменьшается приблизительно на 0,01 г/см3, а при понижении температуры на каждые 15 °C плотность увеличивается на 0,01 г/см3.
Таким образом, при температуре электролита в аккумуляторах выше 25 °C поправку следует прибавить к показаниям ареометра, а при температуре электролита ниже 25 °C вычесть.
Если плотность электролита в аккумуляторах неодинакова и разница получается более 0,01 г/см3, то ее следует выравнить, доливая электролит плотностью 1,40 г/см3 или дистиллированную воду.
Доливать в аккумуляторы электролит плотностью 1,40 г/см3 можно только в том случае, когда батарея полностью заряжена, т. е. когда плотность электролита достигла постоянства и благодаря «кипению» обеспечивается быстрое и надежное перемешивание электролита. Степень разряженности батарей определяется по плотности электролита. Перед проверкой плотности, если производилась доливка, нужно пустить двигатель и дать ему поработать, чтобы при подзарядке батареи электролит перемешался.
При определении степени разряженности батареи нужно руководствоваться табл. 1(5, внося соответствующие поправки на температуру, так как в таблице указана степень разрядки батареи при температуре электролита 25 °C.
Если при проверке окажется, что батарея разряжена более чем на 50% летом и 25% зимой, ее следует поставить на зарядку.
Снятие и установка автомобильного аккумулятора
1. Снять защитный щиток на левой подножке автомобиля.
2. Снять защитную крышку положительной
(+) клеммы АКБ.
3. Ослабить затяжку болта (гайки) и отсоединить провод от отрицательной (-) клеммы аккумуляторной батареи.
4. Ослабить затяжку болта (гайки) и отсоединить провод от положительной (+) клеммы аккумуляторной батареи.
5. Снять аккумуляторную батарею с автомобиля.
6. Установка аккумулятора производится в порядке, обратном порядку снятия.
5. Хранение аккумуляторных батарей
Новые, не залитые электролитом батареи, могут храниться в неотапливаемых помещениях при температуре до —50 °С. Хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики. Пробки на батареях должны быть плотно ввернуты: герметизирующие детали (уплотнительные диски и стержни в вентиляционных отверстиях крышки) не должны удаляться.
Максимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать 3 лет.
Заряженные батареи следует хранить в прохладном помещении по возможности при постоянной температуре не ниже —30 °С и не выше 0 °C во избежание саморазряда и преждевременного отказа батареи из-за коррозии положительных пластин.
Батареи, снятые с автомобилей после небольшого времени эксплуатации, а также батареи, приведенные в действие, но не бывшие в эксплуатации, устанавливаются на хранение после их полного заряда.
Батареи, снятые с автомобилей после длительного периода эксплуатации, следует перед постановкой на хранение полностью зарядить, проверить плотность электролита, соответствует ли она плотности, установленной нормами дли данного района эксплуатации, и проверить правильность уровня электролита. Батареи следует подвергнуть контрольно-тренировочному разряду, чтобы убедиться в удовлетворительности их технического состояния. После этого батареи следует вновь зарядить, насухо протереть и ввернуть пробки, после чего они готовы для постановки на хранение.
В батарее с электролитом плотностью 1,30 г/см3, принятой для зимнего времени в районах с очень холодным климатом, следует провести доводку электролита до плотности 1,29 г/с.м3, так как хранение с электролитом большой плотности ускоряет разрушение пластин и сепараторов.
Батареи, поставленные на хранение в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, следует 1 раз в месяц подзаряжать батареи током 7,5 А.
На батареях, поставленных на хранение при температуре 0 °C и ниже, следует ограничиваться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита (отнесенной к 25 °С) ниже 1,23 г/см3.
Батареи с сезонным бездействием также следует ежемесячно контролировать по плотности электролита. Заряжать эти батареи следует после хранения непосредственно перед пуском в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда выявлено падение плотности электролита (отнесенной к 25 °С) ниже 1,23 г/см3 во время хранения при температуре ниже О °С или падение плотности электролита ниже 1,21 г/см? во время хранения при положительной температуре.
Максимальный срок хранения батарей с электролитом при температуре не выше О °С не более полутора лет, а при температуре 15 — 25 °C — не более 9 мес.
Возможные неисправности аккумуляторной батареи, причины и способы их устранения приведены в табл. 1.
6. Меры безопасности при работе с аккумуляторной батареей Заряд батарей следует производить в помещении, оборудованном приточновытяжной вентиляцией. В помещении для заряда аккумуляторных батарей запрещается курить. Во время осмотра аккумуляторных батарей и во время обслуживания запрещается пользоваться открытым пламенем во избежание взрыва гремучего газа.
Для приготовления электролита применяется стойкая к действию серной кислоты посуда (керамическая, пластмассовая, эбонитовая, свинцовая), в которую заливается сначала вода, а затем при непрерывном перемешивании серная кислота. Вливать волу в концентрированную серную кислоту воспрещается.
При приготовлении электролита и заливке батарей необходимо надевать защитные очки, кислотостойкий костюм, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала.
При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до оказания медицинской помощи, осторожно снять кислоту ватой, промыть пораженные места обильной струей воды и затем 5%-ным раствором кальцинированной соды.
При работе с металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий (одновременным прикосновением к разнополярным выводам аккумулятора).
Устранение трещин поверхности мастики действующих батарей должно проводиться на ремонтно-зарядных станциях с соблюдением мер предосторожности.
Заключение
Основные типы современных аккумуляторных батарей
Автомобильные аккумуляторные батареи (или попросту, аккумуляторы) работают в очень тяжелых условиях (значительные перепады температуры, частая смена циклов заряда-разряда), поэтому для обеспечения безотказной работы автомобиля необходимо уделять им должное внимание и своевременно проводить техническое обслуживание АКБ.
Аккумуляторные батареи бывают необслуживаемые и обслуживаемые (малообслуживаемые).
Необслуживаемые батареи не имеют пробок на аккумуляторах, что исключает возможность доливки в них электролита или дистиллированной воды. Такие батареи не требуют никакого обслуживания в процессе эксплуатации и уход за ними сводится к очистке корпуса и выводов.
Малообслуживаемые батареи требуют чуть большего внимания — периодически необходимо проверять уровень электролита в каждом аккумуляторе (всего их шесть). При понижении уровня, необходимо доливать дистиллированную воду. В редких случаях понижение уровня электролита может быть вызвано утечкой через трещины в корпусе батареи, в этом случае аккумуляторная батарея подлежит утилизации и замене.
Если электрооборудование автомобиля исправно, то такую проверку уровня можно выполнять при сезонном обслуживании (весной и осенью).
Если электрооборудование неисправно (прежде всего на состояние аккумулятора влияет состояние регулятора напряжения и генератора в целом), то до устранения неполадок следует проверять уровень в аккумуляторной батарее не реже одного раза в неделю.
Срок службы аккумуляторных батарей Средний срок службы современных аккумуляторных батарей составляет 3−4 года, поэтому на третьем году эксплуатации, во избежание непредвиденных отказов, необходимо чаще контролировать техническое состояние аккумуляторной батареи. Если аккумуляторная батарея вышла из строя раньше указанного срока, значит требуется более тщательно проверить генераторную установку (генератор, регулятор напряжения, цепь контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи).
Список используемой литературы
1. «Инструкция по эксплуатации щелочных тяговых никель — железных аккумуляторовых батарей типа ТЖН — 300 — 500», Минтопэнерго Украины, ОАО «Укрэнергоуголь», Донецкий филиал, г. Донецк 2007 г.
2. Физика, Л. С. Жданов, изд. «Наука», 1987 г.
3. «Электромонтер опиративно-выездной бригады подстанций», А. А. Коптев, изд. «Высшая школа», 1988 г.
4. Туревский И. С., Соков В. Б., Калинин Ю. Н «Электрооборудование автомобилей.»
5. Чижков Ю. П. «Электрооборудование автомобилей». Издательство «Машиностроение» 2003;