Экономический анализ деятельности торгового предприятия по продаже строительных материалов
Оценка перспектив дальнейшего развития организации Проведенный анализ позволил выявить возможные резервы увеличения прибыли и улучшение эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Основными проблемами ЗАО «Мебель, стройматериалы» на данный момент являются незначительный рост товарооборота, рост издержек обращения и расходов на оплату труда, непропорциональный росту товарооборота… Читать ещё >
Экономический анализ деятельности торгового предприятия по продаже строительных материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования республики беларусь УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра экономики торговли
Отчет
о прохождении производственной преддипломной практики на ЗАО «Мебель, стройматериалы»
Студентки Будкевич Е.Л.
Руководитель практики от
торговой организации Крук А.А.
Руководитель практики от
университета Боган Л.П.
Минск 2008
1. Экономико-организационная характеристика торговой организации
2. Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности торговой организации
2.1 Анализ товарооборота и товарных запасов на основе данных статистических отчетов оперативного учета и выборочного обследования
2.2 Анализ показателей по труду и заработной плате
2.3 Анализ доходов торговой организации
2.4 Анализ прибыли и рентабельности
2.5 Анализ финансового состояния торговой организации
3. Оценка перспектив дальнейшего развития организации
4. Прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности
5. Индивидуальное задание
Список используемой литературы
1. Экономико-организационная характеристика торговой организации
Акционерное общество «Мебель, стройматериалы» является закрытым акционерным обществом, которое было создано в процессе выкупа государственного имущества и преобразования Арендного предприятия «Мебель, стройматериалы» в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, законами РБ и другими правовыми актами. Момент регистрации ЗАО «Мебель, стройматериалы», закреплен Свидетельством о государственной регистрации юридического лица решением Мингорисполкома от 07.09.98. № 960 и включено в реестр государственной регистрации за № 9098/1.
Местонахождение ЗАО «Мебель, стройматериалы»: г. Минск, ул. В. Хоружей, 6.
Уставный фонд Общества определен в размере 8 454 100 белорусских рублей.
Имущество ЗАО «Мебель, стройматериалы» находятся в частной собственности Общества.
Источниками формирования имущества Общества являются:
— личные денежные средства работников;
— чеки «Имущество» принадлежащие работникам;
— доля доходов, полученная от реорганизации арендуемого предприятия:
Общество ставит своей целью хозяйственную деятельность по удовлетворению общественных потребностей в продукции, работах и услугах, направленную на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов акционеров и трудового коллектива Общества.
ЗАО «Мебель, стройматериалы» наделено основными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления торгово-хозяйственной деятельности, которые отражаются в балансе ЗАО «Мебель, стройматериалы»
ЗАО является юридическим лицом имеет самостоятельный баланс расчетный счет в филиал «МГД» ОАО Белинвестбанк.
ЗАО «Мебель, стройматериалы» осуществляет следующие виды деятельности:
— розничная торговля мебелью;
— прочая розничная торговля;
— транспортно-экспедиционные услуги;
— прочая коммерческая деятельность;
— предоставление прочих видов услуг;
В состав ЗАО «Мебель, стройматериалы» входят следующие структурные подразделения:
магазин № 1 «Дом мебели», В. Хоружей, 6
магазин № 2 «Мебель», Партизанский пр., 72
магазин № 3 «Стройматериалы», Казинца, 6
магазин № 4 «Мебель», Волгоградская, 35
магазин № 5 «Мебель», К. Либкнехта, 92
магазин № 6 «Стройматериалы», Солтыса, 187
магазин № 7 «Мебель», Голодеда, 31
база «Мебель», Промышленная, 25
Органы управления ЗАО «Мебель, стройматериалы»:
— Собрание акционеров — высший орган;
— Дирекция — исполнительный орган;
— Генеральный директор — осуществляет текущее руководство.
Рис. 1. Структура управления ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Рис. 2. Структура управления магазинов.
Имущество магазинов составляет часть выделенных ЗАО основных фондов, оборотных средств и других материальных ценностей необходимых для организации хозяйственной деятельности. Магазины специализируется на продаже мебельных, строительных и сопутствующих к ним товаров.
Структурные подразделения получают товар от поставщиков в соответствии с договорами, заключенных ЗАО, с базы «Мебель» и других магазинов в соответствии с распределением торгового отдела.
Основным географическим рынком предприятия является город Минск. На протяжении многих лет ЗАО сотрудничает Вилейской и Оршанской мебельными фабриками, «Минскмебель», «Минскпроектмебель» и многими другими.
Основные показатели деятельности представлены в таблице 1.1. Финансовая отчетность ЗАО приведена в приложении 1.
Таблица 1.1. Основные финансово-экономические показатели за 9 мес.
ЗАО «Мебель, стройматериалы» млн. руб. за 2007;2008 гг.
Показатели | Отклонение от 2007 | Темп роста к 2007,% | |||
1. Товарооборот | 135,9 | ||||
2. Доходы от реализации | 141,0 | ||||
3.Уровень валового дохода, % | 22,7 | 23,6 | 0,9 | 103,9 | |
4. Расходы на реализацию | 140,7 | ||||
5. Уровень расходов в товарообороте, % | 14,9 | 15,4 | 0,5 | 103,4 | |
6. Прибыль отчетного года | 141,5 | ||||
7. Рентабельность, % | 7,84 | 8,17 | ; | ; | |
8. Численность, чел | 103,5 | ||||
9. Средняя зарплата | 12.7 | 5,09 | 1,89 | 159,0 | |
10.Прибыль на одного работника | 7,8 | 10,7 | 2,9 | 137,2 | |
11. Товарооборот на 1 работника | 7,81 | 10,67 | 2,86 | 136,6 | |
12. Производительность труда | 99,6 | 130,7 | 31,1 | 131,2 | |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании статистических данных организации.
Как видно из таблицы 1.1., в 2008 году по сравнению с 2007 годом товарооборот увеличился на 35,9% и 14 248 млн руб. в действующих ценах соответственно, валовой доход увеличился на 41%. среднесписочная численность работников ЗАО «Мебель, стройматериалы» снизилась на 14 человек или на 3,5%. Среднемесячная заработная плата за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличилась на 59,0%. Это свидетельствует о том, что размер реальной заработной платы работников ЗАО «Мебель, стройматериалы», увеличился, показатели производительности труда за анализируемый период улучшились. Производительность труда торгово-оперативного персонала за 9 месяцев 2008 г. составила 85,37 млн руб.
Результаты проведенного финансово-экономического анализа, свидетельствуют о том, что ЗАО «Мебель, стройматериалы» является достаточно стабильным и развивающимся предприятием, поскольку наблюдается не только рост валового дохода и товарооборачиваемости. Выросла также прибыль на одного работника.
2. Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности торговой организации
2.1 Анализ товарооборота и товарных запасов
Анализ в работе будет проводиться на основе данных за 9 месяцев 2007;2008 гг. Основными документами для анализа служат бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая отчетность, данные, рассчитанные на самом предприятии. Основными источниками для анализа товарооборота и товарных запасов являются Отчет о прибылях и убытках (Форма № 2 по ОКУД) (Приложение Г), аналитическая таблица по показателям финансово-хозяйственной деятельности (приложение А, Б, В).
Таблица 2.1.1. Оценка плана розничного товарооборота ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Показатели | Фактический товарооборот за 9 мес. 2007 г., млн. руб. | 9 мес. 2008 года | Темп роста, % | |||||
План, млн. руб. | Факт, млн. руб. | % выполнения плана, % | Отклонение, +/; | |||||
От плана, млн. руб. | От 2005 года, млн. руб. | |||||||
Товарооборот в действующих ценах | 23 538,8 | 35 290,0 | 32 441,5 | 91,9 | — 2848,5 | 8902,7 | 137,8 | |
В том числе: | ||||||||
1кв. | 5895,4 | 10 600,0 | 8280,6 | 78,1 | — 2319,4 | 2385,2 | 140,5 | |
2 кв. | 7376,0 | 11 170,0 | 10 172,5 | 91,1 | — 997,5 | 2796,5 | 137,9 | |
3 кв. | 10 267,4 | 13 520,0 | 13 988,4 | 103,5 | 468,4 | 136,2 | ||
Общий товарооборот в сопоставимых ценах | 22 566,2 | 34 179,1 | 31 420,0 | 91,9 | — 2759,1 | 8853,8 | 139,2 | |
В том числе | ||||||||
1 кв. | 5651,8 | 10 266,3 | 8020,0 | 78,1 | — 2246,3 | 2368,2 | 141,9 | |
2кв. | 7071,2 | 10 818,4 | 9852,0 | 91,1 | — 966,4 | 2780,8 | 139,3 | |
3 кв. | 9843,2 | 13 094,4 | 13 548,0 | 103,5 | 453,6 | 3704,8 | 137,6 | |
Индекс цен составил 2006 — 1,0431; 2007 — 1,0325
Как видно из таблицы 2.2.1. в 2006 году план по товарообороту в действующих ценах был выполнен на 91,9%, то есть, недовыполнен на 8,1% или в сумме на 2848,5 млн руб. По сравнению с 2005 годом товарооборот увеличился на 37,9% и 2796,5 млн руб. в действующих ценах соответственно, а в сопоставимых увеличение произошло на 39,2% или на 8853,8 млн. руб, аналогично по кварталам: в действующих и сопоставимых ценах.
Таблица 2.1.2. Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов.
Показатели | За 9 мес. 2005 г. | За 9 мес. 2006 г. | Отклонение,(+,-) | Влияние на товарооборот, млн. руб. | |
товарооборот в действующих ценах, млн. руб. | 23 538,8 | 32 441,5 | 8902,7 | ; | |
Общий товарооборот в сопоставимых ценах, млн.руб. | 22 566,2 | 31 420,0 | 8853,8 | ; | |
Среднесписочная численность, чел. | 187,2 | ||||
Производительность труда, млн. руб. | 62,4 | 85,37 | 22,97 | 8718,6 | |
Производительность труда в сопоставимых ценах, млн. руб. | 59,9 | 82,7 | 22,8 | ; | |
Примечание. Источник: собственная разработка Расчет влияния факторов:
А) Влияние изменения численности 3 * 62,4= 187,2 млн руб.
Б) Влияние изменения производительности труда 22,97 * 380 = 8718,6 млн руб.
В) Общее отклонение 187,2 + 8718,6 = 8905,8 млн руб.
Таким образом, в связи с увеличением среднесписочной численности работников на 3 человек произошло перевыполнение товарооборота на 187,2 тыс. руб., а повышение производительности труда коллектива торговой организации на 22,97 млн руб. привело к перевыполнению товарооборота на 8718,6 тыс. руб. Общее влияние составило 8905,8 млн руб. (разница в 3,1 тыс. руб. произошла из-за округления статистических данных).
В сопоставимых ценах влияние выглядит следующим образом:
А) Влияние изменения производительности труда 22,8 * 380 = 8664 млн руб.
Б) Влияние изменения численности 3 * 59,9 = 179,7 млн руб.
В) Общее влияние: 8664 + 179,7 = 8843,7 млн руб.
Таким образом, реальное перевыполнение товарооборота произошло на 8843,7 млн руб.
Таблица 2.1.3. Анализ товарооборачиваемости по ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Отдел | средние товарные запасы за 9 мес. 2005 год | средние товарные запасы за 9 мес. 2006 год | Отклонение, +/; | ||||
сумма, млн. руб. | дни | сумма, млн. руб. | дни | сумма, млн. руб. | дни | ||
Магазин № 1 | 1318,4 | 40,4 | 1788,4 | 28,8 | — 11,6 | ||
Магазин № 2 | 526,5 | 39,2 | 549,8 | 32,4 | 23,3 | — 6,8 | |
Магазин № 3 | 57,2 | 1079,6 | 54,5 | 98,6 | — 2,7 | ||
Магазин № 4 | 295,6 | 50,8 | 333,2 | 51,1 | 37,6 | 0,3 | |
Магазин № 5 | 314,9 | 45,3 | 355,6 | 39,8 | 40,7 | — 5,5 | |
Магазин № 6 | 600,2 | 67,8 | 637,2 | 74,3 | 6,5 | ||
Магазин № 7 | 348,9 | 41,5 | 352,8 | 38,3 | 3,9 | — 3,2 | |
База мебель | 104,9 | 189,6 | 84,7 | ||||
Всего | 4490,4 | 48,9 | 5286,2 | 45,6 | 795,8 | — 3,3 | |
В 2006 году товарооборочиваемость увеличилась в 1 маг. — на 11,6 дней, во 2 маг. — на 6,8 дней, в 3 маг. — на 2,7 дней, в 5 — на 5,5 дней, в 7 маг. — на 3,2 дня. В результате потери в товарообороте за счет замедления товарооборачиваемости по магазинам № 4 — на 0,3 дня, № 6 — на 6,5 день составили:
Однодневный товарооборот 32 441,5/273 = 118,8 млн руб.
Маг. № 4 118,8 *0,3 = 35,64 млн руб.
Маг. № 6 118,8 *6,5 = 18,29 млн руб.
Общие потери в товарообороте составили 35,64 + 18,29 = 53,93 млн руб.
Таким образом, в целом товарооборачиваемость составила:
— в 2005 году:
— однодневный товарооборот 23 538,8/273 = 86,2 млн руб.
— товарооборачиваемость в днях 4490,4/86,2 = 52 дня
— товарооборачиваемость в количестве оборотов 23 538,8/4490,4 = 5,34 раза
— в 2006 году:
— однодневный товарооборот 32 441,5/273 = 118,8 млн руб.
— товарооборачиваемость в днях 5286,2/118,8 = 45 дней
— товарооборачиваемость в количестве оборотов 32 441,5/5286,2 = 6,14 раза.
То есть в 2006 году по сравнению с 2005 годом товарооборачиваемость ускорилась на 7 дней или на 0,8 раза.
2.2 Анализ показателей по труду и заработной плате
Произведем анализ необходимых показателей на основании имеющихся данных. (Приложение А).
Таблица 2.2.1. Показатели по труду и заработной плате ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Показатели | 2005 год | 2006 год | Отклонение, (+/-) | 2006 в % к 2005 году | |
Общий товарооборот, млн. руб. | 32 441,5 | 8902,7 | 137,8 | ||
среднесписочная численность работников, чел. | 3,0 | 100,8 | |||
Производительность труда, млн. руб. | 62,4 | 85,4 | 23,0 | 136,8 | |
Фонд заработной платы работников за год, млн. руб. | 1208,5 | 1933,4 | 724,9 | 160,0 | |
Уровень расходов на оплату труда, % | 5,1 | 0,9 | 117,6 | ||
Среднемесячная заработная плата, млн. руб. | 3,2 | 5,09 | 1,89 | 159,0 | |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.2.1., среднесписочная численность работников ЗАО «Мебель, стройматериалы» снизилась на 3 человек или на 0,8%, среднемесячная заработная плата за 2006 год по сравнению с 2005 годом увеличилась на 59,0%. Это свидетельствует о том, что размер реальной заработной платы работников ЗАО «Мебель, стройматериалы» увеличился.
На данное увеличение повлияли следующие факторы:
Абсолютное отклонение 724,9 млн руб. — что свидетельствует о перерасходе по заработной плате.
Влияние изменения численности работников 3 * 3,2 = 9,6 млн руб., то есть увеличение в списочной численности на 3 человек привело к перерасходу по заработной плате на 9,6 млн руб.
Влияние средней заработной платы 1,89 * 380 = 718,2 млн руб., то есть повышение средней заработной платы за год на 1,89 млн руб. привело к перерасходу по зарплате на 718,2 млн руб.
Общее отклонение 9,6 + 718,2 = 727,8 млн руб., (отклонение на 3 млн руб. произошло из-за округления данных).
Относительное отклонение (0,9*32 441,5)/100 = 291,97 млн руб.
Таким образом, расходы на оплату труда возросли как в абсолютном, так и в относительном выражении. Однако данный перерасход по зарплате, в большей степени, произошёл из-за общегосударственного перевода на контрактную форму работы (то есть по законодательству наниматель должен прибавить не мене 10% к текущему должностному окладу при переводе на контрактную форму).
В сопоставимых ценах относительное отклонение представляет собой:
(0,9*32 441,5/1,0325)/100 = 282,78 млн руб., то есть перерасход по зарплате с учётом индекса цен составил 282,78 млн руб.
Таблица 2.2.2. Показатели движения работников ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Показатели | С начала 2005 года | С начала 2006 года | |
принято на работу — всего | |||
уволено работников | |||
из них по собственному желанию | |||
среднесписочная численность работников в среднем за период | |||
Примечание. Источник: собственная разработка Определим коэффициенты движения рабочей силы:
— за 2005 год:
Коэффициент по принятым работникам: 15/377 = 0,040 или 4,0%
Коэффициент по выбывшим работникам: 10/377 = 0,027 или 2,7%
Коэффициент текучести кадров: 10/377 = 0,027 или 2,7%
— за 2006 год:
Коэффициент по принятым работникам: 18/380 = 0,047 или 4,7%
Коэффициент по выбывшим работникам: 11/380 = 0,030 или 3,0%
Коэффициент текучести кадров: 10/380 = 0,026 или 2,6%
Коэффициент стабильности: 377/380 = 0,992 или 99,2%
Данное торговое предприятие имеет не высокие показатели приема и увольнения работников. Следует работать над снижением текучести кадров, так как показатели текучести приводят к снижению производительности труда работников торгового предприятия.
Основным показателем, характеризующим эффективность труда, является производительность труда. В таблице 7 представлены значения производительности труда, рассчитанные на основе разных показателей.
Таблица 2.2.3. Показатели эффективности труда, млн. руб. ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Показатель | Формула | Изменение (+/-) | Темп изменения | |||
Производительность труда | товарооборот/ среднеспис. числ-ть | 62,44 | 85,37 | 22,93 | 136,7 | |
Производительность труда торгово-оперативного персонала | товарооборот/ среднеспис. числ-ть торг.-опер. перс. | 175,66 | 247,64 | 71,98 | 140,9 | |
Среднедневная производительность труда | товарооборот/ кол-во отраб. чел.-дней | 0,33 | 0,45 | 0,12 | 135,3 | |
Среднечасовая производительность труда | товарооборот/ кол-во отраб. чел.-часов | 0,04 | 0,06 | 0,01 | 135,8 | |
Прибыль на одного работника | прибыль/ среднеспис. числ-ть | 2,10 | 2,73 | 0,63 | 129,7 | |
Уровень расходов на оплату труда | расх. на оплату тр./ расходы*100 | 41,62 | 46,41 | 4,79 | ; | |
Примечание. Источник: собственная разработка Как видно из таблицы, показатели производительности труда за анализируемый период улучшились. Производительность труда торгово-оперативного персонала за 9 месяцев 2006 г. составила 85,37 млн руб. (в действующих ценах), увеличившись на 36,7%, в то же время производительность труда торгово-оперативных работников увеличивалась не такими высокими темпами (140,9%). Среднедневная производительность труда одного работника увеличилась на 35,3%. Темп роста уровня расходов на оплату труда рос медленнее, чем производительность труда.
Проанализируем показатели эффективности использования фонда заработной платы (табл. 2.2.4). За анализируемый период фонд оплаты труда увеличился на 60,0%, в то время как товарооборот на 37,8%. Вследствие этого товарооборот на 1 руб. ФЗП (показатель стимулирования товарооборота) снизился на 13,9%. Прибыль на 1 руб. ФЗП в 2006 г. имела значение 16,8 млн руб., уменьшившись по сравнению с 2005 г. на 2,7 млн руб., это связано и с уменьшением прибыли в отчетном периоде, и с ростом расходов на оплату труда. По причине увеличения среднесписочной численности работников и увеличения фонда заработной платы средняя заработная плата работников за период увеличилась на 1,59%, а товарооборот на одного работника снизился на 13,9%.
Таблица 2.2.4. Анализ показателей эффективности использования фонда заработной платы, млн. руб. ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Показатель | Изменение (+/-) | Темп изменения | |||
Товарооборот | 23 538,8 | 32 441,5 | 8902,7 | 137,8 | |
Прибыль отчетного периода | 2023,0 | 1043,0 | — 980,0 | 51,6 | |
Фонд заработной платы | 1208,5 | 1933,4 | 724,9 | 160,0 | |
Среднесписочная численность работников | 377,0 | 380,0 | 3,0 | 100,8 | |
Товарооборот на 1 руб. ФЗП | 19,5 | 16,8 | — 2,7 | 86,1 | |
Прибыль на 1 руб. ФЗП | 1,7 | 0,5 | — 1,1 | 32,2 | |
ФЗП на одного работника | 3,2 | 5,1 | 1,9 | 158,7 | |
Товарооборот на одного работника | 62,4 | 85,4 | 22,9 | 136,7 | |
Прибыль на одного работника | 5,4 | 2,7 | — 2,6 | 51,2 | |
Примечание. Источник: собственная разработка Для окончательной оценки эффективности использования фонда заработной платы необходимо определить еще коэффициенты эффективности использования ФЗП как отношение индексов показателей хозяйственной деятельности к индексу фонда заработной платы (табл. 2.2.5).
Таблица 2.2.5. Коэффициенты эффективности использования фонда заработной платы ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Коэффициенты эффективности использования ФЗП | Расчет | Величина коэффициента | |
Отношение индекса товарооборота к индексу ФЗП | 1,378/1,60 | 0,86 | |
Отношение индекса прибыли к индексу ФЗП | 0,516/1,062 | 0,49 | |
Отношение индекса товарооборота на одного работника к индексу средней заработной платы | 1,367/1,59 | 0,86 | |
Отношение индекса прибыли на одного работника к индексу ФЗП | 0,512/1,60 | 0,32 | |
Отношение индекса прибыли на одного работника к индексу средней заработной платы | 0,512/1,59 | 0,32 | |
Отношение индекса ФЗП к индексу численности работников | 1,60/1,008 | 1,59 | |
Примечание. Источник: собственная разработка Использование фонда заработной платы считается эффективным, если коэффициенты превышают единицу. В нашем случае все индексы за исключением последнего меньше единицы. Это свидетельствует о неэффективном использовании расходов на оплату труда, поскольку отсутствует соответствующая отдача. Руководству следует, на взгляд автора, предусмотреть оптимальную численность персонала, поскольку увеличение штата в текущем году на 3 единиц привело к росту производительности труда, в то же время остальные показатели по труду и заработной плату не вполне удовлетворительны. Также целесообразно увеличивать фонд заработной платы в пропорционально достигнутым результатам хозяйственной деятельности по таким показателям как товарооборот и рентабельность продаж, поскольку в настоящее время не соблюдаются пропорции эффективности организации. Темпы роста заработной платы не должны превышать темпы роста товарооборота.
2.3 Анализ доходов торговой организации Изучим состав доходов торгового предприятия ЗАО «Мебель, стройматериалы». Они делятся на доходы от основной деятельности (валовой доход), операционные доходы и внереализационные доходы. Валовой доход рассчитывается из Отчета о прибылях и убытках (Форма № 2 по ОКУД) (Приложение Г) как разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованных товаров (т.е. покупная цена товара).
Таблица 2.3.1.. Динамика развития доходов ЗАО «Мебель, стройматериалы» за 9 месяцев 2005;2006 гг., млн. руб.
Показатели | Откл. по сравнению с предыд. периодом | Темп изменения | |||
Товарооборот | 137,8 | ||||
Доходы от реализации | |||||
сумма | 140,7 | ||||
уровень | 16,7 | 17,0 | 17,9 | ; | |
Сумма операционных доходов | — 1984 | 2,7 | |||
Сумма внереализационных доходов | — 62 | 20,5 | |||
Примечание. Источник: собственная разработка Как видно из таблицы, за анализируемый период валовой доход увеличился на 40,7%.
Цены устанавливаются с максимально возможной торговой надбавкой с учетом законодательства и количества посредников. В ЗАО «Мебель, стройматериалы» по большинству товаров цены не отличаются от цен в магазинах-конкурентах. Согласование цен с поставщиками происходит, когда необходимо уценить товар, в случае медленной реализации товаров. Иногда сами поставщики делают скидку на свой товар, однако в настоящее время такие случаи редки.
На валовой доход оказывают влияние следующие факторы:
· объем товарооборота;
· уровень торговых надбавок;
· розничные цены;
· структура товарооборота.
Таким образом, специалистам предприятия следует обратить внимание на ассортиментную и ценовую политику с целью увеличения и товарооборота, и валового дохода. Для увеличения оборачиваемости товаров и привлечения новых покупателей необходимо проведение распродаж, акций совместно с поставщиками, снижение цен на отдельные товары. В краткосрочном периоде это может вызвать уменьшение валового дохода, но позволит завоевать лояльных покупателей.
2.4 Анализ прибыли и рентабельности Данные о финансовых результатах хозяйственной деятельности содержатся в Отчете о прибылях и убытках (Форма № 2 по ОКУД) (Приложение Г) и Отчете о финансовых результатах (Приложение Д). Данные для анализа динамики этих показателей представлены в таблице 2.4.1.
Таблица 2.4.1. Анализ прибыльности ЗАО «Мебель, стройматериалы» млн. руб.
Показатель | Изменение (+/-) | Темп изменения | |||
Товарооборот | 137,8 | ||||
Доходы от реализации | 140,7 | ||||
Уровень валового дохода, % | 16,7 | 17,0 | 0,3 | 101,9 | |
Расходы на реализацию | 140,3 | ||||
Уровень расходов в товарообороте, % | 15,6 | 15,9 | 0,3 | 100,0 | |
Начисленные налоги и сборы из выручки | 139,9 | ||||
Прибыль от реализации | 130,8 | ||||
Операционные доходы | — 1984 | 2,7 | |||
Операционные расходы | — 520 | 4,6 | |||
Внереализационные доходы | — 60 | 21,1 | |||
Внереализационные расходы | 103,2 | ||||
Прибыль отчетного периода | — 980 | 51,6 | |||
Налоги и сборы, производимые из прибыли | — 289 | 52,5 | |||
Расходы и платежи из прибыли | 100,0 | ||||
Прибыль к распределению | — 691 | 51,1 | |||
Среднесписочная численность работников | 100,8 | ||||
Среднегодовая стоимость основных фондов | 4595,5 | 4942,2 | 346,7 | 107,5 | |
Фондоотдача основных фондов | 5,12 | 6,56 | 1,44 | 128,1 | |
Прибыль в расчете на одного работника | 5,4 | 2,7 | — 2,7 | 50,0 | |
Примечание. Источник: собственная разработка За анализируемый период прибыль от реализации увеличилась на 244 млн руб. и составила 1037 млн руб. Уменьшилась сумма сальдо по операционным доходам и расходам.
Для эффективности работы торгового предприятия ЗАО «Мебель, стройматериалы» рассчитаем на основе прибыли отчетного периода группу относительных показателей (табл. 2.4.2.). Как видно из таблицы, все показатели рентабельности вследствие сокращения прибыли на всех ее этапах формирования ухудшились. Особенно значительно упали показатели рентабельности затрат и использования средств на оплату труда, поскольку затраты увеличивались в анализируемый период. Рентабельность продаж за 9 месяцев 2006 г. составила 3,20 против 3,37% за тот же период прошлого года. Рентабельность совокупных активов имеет достаточно низкое значение (2,23%).
Таблица 2.4.2. Показатели рентабельности ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Показатель | Формула | Изменение (+/-) | |||
Рентабельность товарооборота | прибыль/товарооборот *100 | 3,37 | 3,20 | — 0,17 | |
Рентабельность расходов на реализацию | прибыль/расходы*100 | 5,04 | 4,78 | — 0,26 | |
Рентабельность использования средств на оплату труда | прибыль/ расх. на оплату труда *100 | 0,04 | 0,04 | 0,0 | |
Рентабельность собственного капитала | нераспр.прибыль/ среднегод. ст-ть собств. кап. *100 | 22,50 | 12,12 | — 10,38 | |
Рентабельность совокупных активов | прибыль/ (ОсФ+ОбС+ ФОТ)*100 | 7,31 | 5,49 | — 1,82 | |
Примечание. Источник: собственная разработка За счет увеличения расходов на реализацию прибыль в первом полугодии 2005 г. уменьшилась на 100,2 млн руб. За этот же период расходы на реализацию увеличились на 10,4%. На основе приложения Е проанализируем динамику изменения, состав и структуру расходов (табл. 2.4.3.).
Таблица 2.4.3. Структура расходов на реализацию ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Статьи расходов на реализацию | Изменение | Темп изменения, % | уд. вес в 2005 | уд. вес в 2006 | Изменение | |||
Транспортные расходы, связанные с доставкой товара | 58,5 | 74,1 | 15,6 | 126,7 | 1,6 | 1,4 | — 0,2 | |
Расходы по оплате труда | 1784,1 | 2397,6 | 613,5 | 134,4 | 48,4 | 46,4 | — 2,0 | |
Расходы по аренде осн. ср. и немат. активов | 152,2 | 101,4 | — 50,8 | 66,6 | 4,1 | 2,0 | — 2,2 | |
Расходы по содержанию помещений | 209,7 | 242,8 | 33,1 | 115,8 | 5,7 | 4,7 | — 1,0 | |
Расходы по амортизации | 192,1 | 215,4 | 23,3 | 112,1 | 5,2 | 4,2 | — 1,0 | |
Расходы на ремонт | 105,2 | 432,6 | 327,4 | 411,2 | 2,9 | 8,4 | 5,5 | |
Износ МБП | 27,3 | 51,1 | 23,8 | 187,2 | 0,7 | 1,0 | 0,2 | |
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров | 2,2 | 4,3 | 2,1 | 195,5 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | |
Расходы на торговую рекламу | 10,4 | 4,4 | — 6 | 42,3 | 0,3 | 0,1 | — 0,2 | |
Потери товаров при транспортировке, хранений и реализаций в пределах норм. | 4,4 | 1,6 | 136,4 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | ||
налоги отчисления и сборы включаемые в издержки обращ. | 900,4 | 1256,3 | 355,9 | 139,5 | 24,5 | 24,3 | — 0,1 | |
Прочие нормированные затраты | 20,1 | 25,6 | 5,5 | 127,4 | 0,5 | 0,5 | — 0,1 | |
Расходы по обеспечению условий труда | 2,7 | 2,3 | 185,2 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | ||
Расходы по управлению и функционированию торговой организации | 91,5 | 180,3 | 88,8 | 197,0 | 2,5 | 3,5 | 1,0 | |
Продолжение табл. 2.4.3. | ||||||||
Прочие затраты | 121,7 | 47,3 | 138,9 | 3,3 | 3,3 | 0,0 | ||
ИТОГО | 3682,5 | 5165,9 | 1483,4 | 140,3 | ||||
Примечание. Источник: собственная разработка Как видно из таблицы 2.4.3, наибольший удельный вес в расходах занимает оплата труда, налоги отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения, расходы на ремонт. За 9 месяцев 2006 г. снизился удельный вес расходов по оплате труда и расходов по оплате услуг сторонних организаций.
С целью увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия ЗАО «Мебель, стройматериалы»", в первую очередь, необходимо снизить расходы на реализацию (а именно, фонд оплаты труда), ускорить оборачиваемость продукции и оборотных средств, улучшить ассортимент предлагаемых товаров с учетом максимально возможной торговой надбавки по ним, увеличить эффективность использования основных средств.
2.5 Анализ финансового состояния торговой организации Анализ финансового состояния начинается с изучения состава и структуры активов и пассивов предприятия. Основным источником информации для анализа финансового состояния ЗАО «Мебель, стройматериалы» явился бухгалтерский баланс за 9 месяцев 2006 г. (приложение Г). Изменение состава и структуры активов предприятия отражено в таблице 2.5.1
Таблица 2.5.1. Анализ состава и структуры активов ЗАО «Мебель, стройматериалы», млн. руб.
Виды активов | на начало периода | на конец периода | изменения за период | Темп изменения | ||||
сумма | уд. вес | сумма | уд. вес | всумме | по уд. весу | |||
1. Внеоборотные активы | ||||||||
Основные средства | 50,8 | 45,5 | — 5,3 | 100,56 | ||||
Нематериальные активы | 0,001 | 0,001 | ||||||
Вложения во внеоборотные актиаы | 0,5 | 0,001 | — 0,499 | |||||
Итого по разделу 1 | 50,9 | 45,5 | — 5,4 | 100,59 | ||||
2. Оборотные активы | ||||||||
Запасы и затраты | 1,9 | 2,1 | 0,2 | 123,47 | ||||
в том числе: | ||||||||
сырье, материалы и другие ценности | 1,8 | 0,2 | 121,39 | |||||
незавершенное производство (издержки обращения) | 0,09 | 0,13 | 0,04 | 166,67 | ||||
Налоги по приобретенным ценностям | 2,6 | 6,7 | 4,1 | 292,75 | ||||
Готовая продукция и товары | 29,5 | 30,9 | 1,4 | 117,62 | ||||
Дебиторская задолженность | 8,1 | 6,9 | — 45 | — 1,2 | 94,611 | |||
в том числе: | ||||||||
расчеты с покупателями и заказчиками | 0,009 | 0,03 | 0,021 | |||||
расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 5,7 | 5,1 | — 0,6 | 100,69 | ||||
прочая дебиторская задолженность | 2,5 | 1,8 | — 52 | — 0,7 | 79,608 | |||
Финансовые вложения | 1,5 | — 151 | — 1,5 | |||||
Продолжение табл. 2.5.1. | ||||||||
Денежные средства | 2,7 | 7,9 | 5,2 | 333,21 | ||||
Прочие оборотные активы | 0,009 | — 1 | — 0,009 | |||||
Итого по разделу 2 | 49,2 | 54,4 | 5,2 | 124,31 | ||||
Всего активов | 100,00 | 100,00 | 112,25 | |||||
Примечание. Источник: собственная разработка
Наибольший удельный вес во внеоборотных активах занимают основные средства, на 01.10.2006 г. они составили практически 100% к общей сумме внеоборотных активов, незначительный удельный вес имеют нематериальные активы (программное обеспечение). На баланс предприятия за отчетный период поступило основных средств на сумму 29 млн руб. За 9 месяцев 2006 г. удельный вес внеоборотных активов уменьшилась на 5,4 процентных пункта, и составил 45,5%.
За январь-сентябрь 2006 г. удельный вес оборотных активов в общей сумме активов увеличился с 49,2% до 54,4%. Наибольший удельный вес в оборотных активах занимают статьи «Готовая продукция и товары», «Налоги по приобретенным ценностям», «Денежные средства», «Дебиторская задолженность».
Значительных изменений в структуре активов организации за 9 месяцев 2006 г. не произошло. В то же время за отчетный период несколько снизилось значение валюты баланса, абсолютные размеры многих видов активов (за исключением сумм по статьям «Основные средства», «Запасы и затраты», «Готовая продукция и товары»). На рассматриваемом торговом предприятии наблюдается увеличение оборотных средств на 1225 млн руб.
Расчет эффективности использования активов в ЗАО «Мебель, стройматериалы» за 9 месяцев 2005;2006 гг. представлен в таблице 2.5.2. Товарооборот в розничных ценах в 2005 г. составил 23 539 млн руб., в 2006 г. 32 441 млн руб., товарооборот в ценах себестоимости 20 218 и 27 901 млн руб. соответственно (значения взяты из «Отчета о прибылях и убытках» стр. 030). Среднегодовая сумма рассчитывалась как среднее арифметическое значений на начало и конец периода.
Таблица 2.5.2. Оценка эффективности использования активов в ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Показатель | Расчет | Изменение, (+/-) | |||
Коэффициент оборачиваемости совокупных активов | товарооборот в розн.ц./ среднегод. сумма общ. активов | 2,296 | 2,819 | 0,523 | |
Коэффициент оборачиваемости текущих активов | товарооборот в ц. с/с-ти/ ср. сумма обор. активов | 1,972 | 2,424 | 0,452 | |
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов | товарооборот в ц. с/с-ти/ ср. сумма товарных запасов | 4,502 | 5,278 | 0,776 | |
Коэффициент экономической отдачи внеоборотных активов | товарооборот в розн.ц./ среднегод. сумма внеобор. актив. | 4,671 | 5,179 | 0,508 | |
Коэффициент оборачиваемости дебит. задолженности | товарооборот в ц. с/с-ти / ср. сумма дебит. задолженности | 24,213 | 35,318 | 11,105 | |
Срок погашения дебиторской задолженности | кол-во дн. в п. / К обор-ти дебит. зад-ти | 11,307 | 7,751 | — 3,557 | |
Примечание. Источник: собственная разработка В анализируемом периоде практически все показатели эффективности использования и управления активами улучшились. Срок погашения дебиторской задолженности увеличился, это свидетельствует об улучшении платежной дисциплины.
Анализ состава и структуры пассивов за первое полугодие 2005 г. представлен в таблице 2.5.3.
Уставный фонд занимает менее 1% в общей сумме пассивов и равен 8 млн руб. Статья «Добавочный фонд» занимает около 50% об валюты баланса. В разделе «Доходы и расходы», расходы будущих периодов в сумме составили 420 млн руб.
В структуре пассивов значительный удельный вес занимают заемные средства, которые отражены в пятом разделе баланса «Расчеты» (38,75% на начало года и 48,25% на конец сентября 2006 г.).
За исследуемый период снизилась сумма кредиторской задолженности, ее удельный вес в общем объеме пассивов составил на 01.10.2006 г. составил 47,88% или 5510 млн руб. (38,48% на 1.01.2006 г.). Наибольшую долю в кредиторской задолженности имеют статьи «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», что вызвано в торговле наличием товарных запасов, по которым оплата производится по факту продажи, а также «Расчеты по налогам и сборам».
Таблица 2.5.3. Анализ состава и структуры активов ЗАО «Мебель, стройматериалы», млн. руб.
Виды активов | на начало периода | на конец периода | изменения за период | Темп изменения | ||||
сумма | уд. вес | сумма | уд. вес | в сумме | по уд. весу | |||
3.Источники собственных средств | ||||||||
Уставный фонд | 0,08 | 0,07 | — 0,01 | 100,00 | ||||
Резервный фонд | 0,12 | 0,17 | 0,05 | 158,33 | ||||
Добавочный фонд | 56,45 | 50,29 | — 6,16 | 100,00 | ||||
Нераспределенная прибыль | 5,01 | 4,87 | — 0,14 | 109,14 | ||||
Целевое финансирование | — 1 | — 0,01 | ||||||
Итого по разделу 3 | 61,65 | 55,40 | — 6,25 | 100,87 | ||||
4. Доходы и расходы | ||||||||
Расходы будущих периодов | — 41 | — 0,40 | — 420 | — 3,65 | ||||
Итого по разделу 4 | — 41 | — 0,40 | — 420 | — 3,65 | ||||
5. Расчеты | ||||||||
Кредиторская задолженность | 38,48 | 47,88 | 9,40 | 139,67 | ||||
в том числе | ||||||||
расчеты с поставщиками и подрядчиками | 36,11 | 44,56 | 8,45 | 138,52 | ||||
расчеты по оплате труда | 1,01 | 1,19 | 0,18 | 131,73 | ||||
расчеты по налогам и сборам | 0,91 | 1,67 | 0,76 | 206,45 | ||||
расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 0,41 | 0,37 | — 0,04 | 102,38 | ||||
расчеты с акционерами (учредителями) по выплате доходов | 0,02 | 0,05 | 0,03 | 300,00 | ||||
расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 0,02 | 0,03 | 0,02 | 200,00 | ||||
Прочие виды обязательств | 0,27 | 0,37 | 0,10 | 153,57 | ||||
Продолжение табл. 2.5.3. | ||||||||
Итого по разделу 5 | 38,75 | 48,25 | 9,50 | 139,77 | ||||
Всего пассивов | 100,0 | 100,0 | 0,00 | 112,25 | ||||
Примечание. Источник: собственная разработка Анализ структуры капитала необходимо дополнить изучением структуры источников формирования оборотного капитала. С этой целью определим по балансу наличие собственных оборотных средств, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченность материальными оборотными средствами.
Наличие собственных оборотных средств (СОС) определяется следующим образом:
СОС = 3 разд. баланса + 4 разд. баланса — 1 разд. баланса СОС на н.п. = 6321- 41−5214 = 1066 млн руб.
СОС на к.п. =6376−420−5245 = 1071 млн руб.
Как видно, у предприятия и на начало, и на конец периода имеются собственные оборотные средства. При этом за конец отчетного периода их наличие увеличилось, такая ситуация благоприятно сказывается на финансовом состоянии ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Для более детального изучения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия рассчитаем показатели платежеспособности и ликвидности активов (табл. 2.5.4.).
Таблица 2.5.4. Показатели финансовой устойчивости ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Наименование показателя | Расчет | на начало периода | на конец периода | Норматив | |
Коэффициент общей платежеспособности | реальные активы / общ. сумма заем. ср-в | 2,58 | 2,07 | более 1 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | (ден. ср-ва+краткоср.фин. вл.)/ краткоср. обязат-ва | 0,11 | 0,16 | 0,25−0,33 | |
Коэффициент текущей ликвидности (К1) | оборотный активы/ («Расчеты"-долгоср.обяз-ва) | 1,27 | 1,13 | более 1 | |
Коэффициент промежуточной ликвидности | (ден.ср-ва+краткоср.фин. вл.+ср-ва в расчетах)/ краткоср. обязат-ва | 0,32 | 0,31 | более 0,5 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) | («Источники собств. ср-в"+ «Доходы и расходы» — «Внеобор. акт-вы»)/ «Оборотные активы» | 0,21 | 0,11 | не менее 0,1 | |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) | «Расчеты» / валюта баланса | 0,39 | 0,48 | не более 0,85 | |
Коэффициент финансовой независимости | «Источники собств. средств» / валюта баланса | 0,62 | 0,55 | более 0,5 | |
Коэффициент финансовой напряженности | заемный капитал / валюта баланса | 0,38 | 0,48 | не более 0,5 | |
Коэффициент маневренности собственного капитала | СОС/ «Источники собств. средств» | 0,17 | 0,11 | 0,2−0,5 | |
Коэффициент покрытия задолженности (самофинансирования) | «Источники собств. средств"/заемный капитал | 1,59 | 1,15 | не менее 1 | |
Коэффициент финансовой устойчивости | (собств. капитал + долгосроч. обяза-ва)/ заемный капитал | 1,58 | 1,07 | не менее 0,3−0,4 | |
Примечание. Источник: собственная разработка Как видно из таблицы 2.5.4, многие показатели финансовой устойчивости не соответствуют нормативам. Коэффициент абсолютной ликвидности на конец отчетного периода был равен 0,16, т. е. лишь 16% кредиторской задолженности может быть погашены немедленно в случае необходимости. Коэффициент текущей ликвидности также оказался ниже норматива, из этого следует, что предприятие не может оплатить внешние обязательства, считается неплатежеспособным. Низкое значение коэффициента промежуточной ликвидности свидетельствует о том, что организация не в состоянии рассчитаться с краткосрочными обязательствами за счет денежных средств, хранимых в банках, дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений. Коэффициент финансовой независимости достиг норматива (чем он больше, тем более финансово устойчива, стабильна и независима от внешних кредиторов организация). В общем, рассчитанные показатели свидетельствуют о невысокой ликвидности активов.
В соответствие с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности выделяют 4 критерия с целью признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организацию — неплатежеспособной: коэффициент текущей ликвидности (К1), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2), коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4). Выше данные показатели были уже рассчитаны (за исключение К4, т.к. у организации отсутствует просроченная кредиторская задолженность). По показателям К1, К2, и К3 на конец отчетного года значения достигли норматива. Следовательно, за отчетный период структура бухгалтерского баланса ЗАО «Мебель, стройматериалы» является удовлетворительной.
Оценку позиций организации на рынке, характеризуемую показателями деловой активности, проведем на основе изучения показателей деловой активности (табл. 2.5.5.).
Таблица 2.5.5.. Показатели деловой активности ЗАО «Мебель, стройматериалы».
Показатели | Изменение (+/-) | Темп изменения | |||
Среднегодовая стоимость основных фондов, млн.руб. | 4595,50 | 4942,20 | 346,70 | 107,54 | |
Активная часть основных фондов, млн.руб. | 2345,90 | 2546,80 | 200,90 | 108,56 | |
Уровень активной части, % | 51,05 | 51,53 | 0,48 | 100,94 | |
Фондоотдача, млн.руб. | 5,12 | 6,56 | 1,44 | 128,15 | |
Фондоотдача активной части основных средств, млн.руб. | 10,03 | 12,74 | 2,70 | 126,95 | |
Фондоемкость, млн.руб. | 0,20 | 0,15 | — 0,04 | 78,03 | |
Фондооснащенность, млн.руб. | 12,19 | 13,01 | 0,82 | 106,70 | |
Фондовооруженность, млн.руб. | 17,51 | 19,44 | 1,93 | 111,05 | |
Коэффициент эффективности использования основных фондов | 62,40 | 85,40 | 23,00 | 136,86 | |
Продолжение табл. 2.5.5. | |||||
Товарооборот на 1 работника, млн. руб. | 175,66 | 247,64 | 71,98 | 140,97 | |
Товарооборот на 1 торгово-оперативного работника, млн.руб. | 5,40 | 2,70 | — 2,70 | 50,00 | |
Прибыль на 1 работника, млн.руб. | 24,21 | 35,32 | 11,11 | 145,86 | |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, дней | 4,50 | 5,28 | 0,78 | 117,24 | |
Оборачиваемость товарных запасов, дней | 4595,50 | 4942,20 | 346,70 | 107,54 | |
Примечание. Источник: собственная разработка За 9 месяцев 2006 г. стоимость основных фондов возросла по сравнению с тем же периодом в 2005 г. Уровень активной части основных фондов в общей сумме снизился, что свидетельствует о возрастании стоимости основных фондов за счет вложений в недвижимое имущество. С увеличением стоимости основных фондов, соответственно, возросла фондоотдача (отношение товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов), фондооснащенность (отношение среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности), фондовооруженность (отношение среднегодовой стоимости активной части основных фондов к среднесписочной численности торгово-оперативного персонала), значение фондоемкости снизилось (отношение среднегодовой стоимости основных фондов к товарооборота).
3. Оценка перспектив дальнейшего развития организации Проведенный анализ позволил выявить возможные резервы увеличения прибыли и улучшение эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Основными проблемами ЗАО «Мебель, стройматериалы» на данный момент являются незначительный рост товарооборота, рост издержек обращения и расходов на оплату труда, непропорциональный росту товарооборота, снижение прибыли, ухудшение эффективности использования и управления активами, уменьшение показателей отчетного периода, рассчитанных на основе товарооборота в сопоставимых ценах и прибыли. В процессе изучения хозяйственной деятельности ЗАО «Мебель, стройматериалы» были выявлены нарушения в индексной модели эффективной хозяйственной деятельности. Среди них:
I нерасп. пр > I пр отч.п. > I вд > I т/о;
0,51 = 0,51 < 1,4 < 1,37;
I т/о > I фот > I числ-ть раб.;
1,37 < 1,6 > 1,0;
I произ-ть тр. > I осн.ф. > I ф/воор-ть > I ср. з/п;
1,36 > 1,07 < 1,10 < 1,59;
I осн.ф. > I об.акт. > I т/о;
1,07 <1,24 < 1,37.
На размер прибыли влияют многие факторы, наиболее значимыми из которых являются:
1. изменение объема товарооборота;
2. изменение товарооборачиваемости;
3. изменение величины валового дохода;
4. изменение объема издержек производства и обращения;
5. эффективность использования основных фондов;
6. эффективность использования оборотных средств;
7. эффективность использования трудовых ресурсов.
Для предприятия крайне важно в 2006;2007 гг. увеличить товарооборот, Чтобы достичь этих показателей, необходимо разработать ряд мероприятий, таких как увеличение торговых площадей и эффективности их использования, использование прогрессивных форм продажи товаров, маркетинговые исследования своих покупателей, моральное стимулирование персонала на качественную работу, формирование благоприятного климата в коллективе. Увеличение торговых площадей возможно за счет складских помещений. Также немаловажна оптимизация торговой надбавки. Ряд крупных магазинов города уже использует различные ценовые стратегии, стратегии скидок. Целесообразно предусмотреть введение установления скидок каждую неделю на новые товары различных ассортиментных групп.
Расходы на реализацию, возможно, снизить, в первую очередь, за счет сокращения расходов на оплату труда и, соответственно, суммы налогов, уплачиваемых из заработной платы. Рост заработной платы должен быть пропорционален росту товарооборота, а не осуществляться за счет сокращения среднесписочной численности персонала. Также в 2007 г. ожидается отмена единого платежа Чрезвычайного налога и обязательных отчислений в фонд занятости (ставка 4% от фонда оплаты труда). Также следует предусмотреть мероприятия по сокращению расходов на содержание здания (экономия энергоресурсов, тепловой энергии), а также сокращение расходов на покупные сырье и материалы. Данное торговое предприятие имеет относительно высокие показатели приема и увольнения работников. Следует работать над снижением текучести кадров, так как высокие показатели текучести приводят к снижению производительности труда работников торгового предприятия.
Управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха.
Одной из задач является подбор и расстановка кадров, которые должны решать эту задачу предприятия — получение прибыли и повышение благосостояния работающих на предприятии. Процесс формирования кадров начинается с их поиска и выбора. Непосредственное формирование кадрового потенциала включает составление штатного расписания, занятие должностей, мотивацию и активность самих кадров. Для этого в современных условиях рыночной экономики необходимо тщательно подойти к составлению штатного расписания предприятия и произвести расстановку кадров таким образом, чтобы охватить всю сферу деятельности предприятия и на каждую должность поставить специалиста с необходимым уровнем образования и опыта работы в данной сфере.
4. Прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности Прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности на 2007 г. произведем на основе предложенного в предыдущей главе плана мероприятий. При прогнозировании воспользуемся методами планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Для возможности увеличить сумму собственных оборотных средств и стимулирования труда работников на 2007 г. ставится цель получить прибыль, остающуюся в распоряжении организации, в размере 1200 млн руб. Расчет основных показателей следующий:
П отч.п. = 1200* 100/(100−24) = 1578,9 млн руб.
ВДнетто = 1578,9 + 6530(ИО) = 8108,9 млн руб.
ВДбрутто = 8108,9 * 100/(100 — 3) = 8359,7 млн руб.
Т/о в розн. ц. без НДС = 8359,7 *100/ 17(УВД) = 49 174,9 млн руб.
Т/о в розн. ц. с НДС = 49 174,9 *100/(100−15) = 57 852,8 млн руб.
Таким образом, исходя из потребности в прибыли в размере 1200 млн руб. товарооборот достигнет значения 57 852,8 млн руб.
Обоснованность плана товарооборота и других финансовых показателей проверим посредством определения критических величин:
Тб = Ипост/(Увд — Уи пер)*100 = 3396/ (17,0 — 7,6)*100 = 36 128 млн руб.
ВДкрит = Ипост/(1-Ипер/ВДч)= 3396/(1−3134/8108,9) = 5567,2 млн руб.
ЗФП = (ВДч — ВДкрит)/ВДч *100 = (8108,9- 5567,2) / 8108,9*100 = 31,2%
Таким образом, точка безубыточности, критический валовой доход не превышают спрогнозированных значений, значение показателя «запас финансовой прочности» имеет достаточно высокое значение, что свидетельствует о высокой степени устойчивости организации к воздействию внешних факторов, неподконтрольных организации.
Произведем расчет прогнозного значения товарооборота на 2007 г. с помощью метода «скользящей средней».
Таблица 1. Расчет прогнозного значения товарооборота ЗАО «Мебель, стройматериалы» на 2007 г. с помощью метода «скользящей средней».
Год | Номер периода | Товарооборот | Темп прироста | |
5895,4 | 10,4 | |||
25,1 | ||||
10 267,4 | 39,2 | |||
10 430,3 | 1,6 | |||
8280,6 | — 20,6 | |||
10 172,5 | 22,8 | |||
13 988,4 | 37,5 | |||
прогноз | 14 268,7 | 2,0 | ||
15 313,4 | 7,3 | |||
18 187,4 | 18,8 | |||
21 597,6 | 18,8 | |||
24 095,7 | 11,6 | |||
Итого за 2007 | 79 194,1 | |||
Прогноз товарооборота за 9 мес. 2007 г. составит 55 098,5 млн руб.
Ср. К1 = К1 (39,2) + К2 (1,6) + К3(-20,6) / 3 = 21,97
Ср. К2 = К2 (1,6) + К3 (-20,6) + К4 (22,8) / 3 = 6,73
Ср. К3 = К3 (-20,6) + К4 (22,8) + К5(37,5) / 3 = 1,27
СР. К4 = Ср. К1(21,97) + Ср. К2 (6,73) + Ср. К3 (1,27) = 9,989
СР.? = СР. К4 (9,989) — Ср. К1 (21,97)/3 = - 3,99
К5 = СР. К4 (9,989) + 2 * (- 3,99) = 2,0
Тп = То (13 988,4)* ((К5 + 100)/100) = 14 268,7 млн руб.
По аналогии рассчитываются оставшиеся кварталы.
Таблица 2. Расчет прогнозного значения товарооборота ЗАО «Мебель, стройматериалы» на 2007 г. с помощью Excel (функции Тенденция, Рост).
Год | Номер периода | Товарооборот | Прогноз с помощью функции Тенденция | Прогноз с помощью функции рост | |
5895,4 | |||||
10 267,4 | |||||
10 430,3 | |||||
8280,6 | |||||
10 172,5 | |||||
13 988,4 | |||||
прогноз | |||||
Итого за 2007 | |||||
Произведем расчет прогнозного значения товарооборота на 2007 г. с помощью Excel (функции Тенденция, Рост).
Прогноз товарооборота с помощью Excel (функции Тенденция) за 9 мес. 2007 г. составит 49 367 млн руб.
Прогноз товарооборота с помощью Excel (функции Рост) за 9 мес. 2007 г. составит 46 660 млн руб.
Найдем среднее значение (49 367 + 46 660) /2 = 48 017,8
Таблица 21. Прогноз финансовых показателей, млн.руб.
Показатель | ||
Товарооборот с НДС | 48 017,8 | |
Товарооборот без НДС | 41 754,6 | |
Валовые доходы | 9728,8 | |
Уровень валовых доходов, % | 23,3 | |
Валовые доходы (нетто) | 6891,5 | |
Расходы на реализацию | 7682,8 | |
Уровень расходов, % | 18,4 | |
Прибыль от реализации | 793,3 | |
Примечание. Источник: собственная разработка
5. Индивидуальное задание
1. Расчет чистой прибыли па предприятии ЗАО «Мебель, стройматериалы» отражен в приложении Д.
2. Расчет заработной платы 5 категорий работников:
Расчет заработной платы производится на основе штатного расписания (приложение Ж).
К отчету приложены расчеты заработной платы следующих категорий работников:
1. Электромонтер Михеев А. В. (приложение З)
2. Продавец 1 кат. Никифорова В. Ф. (приложение И)
3. Товаровед 1 кат. Баранова Т. И. (приложение К)
4. Контролер Бразговка А. Р. (приложение Л)
5. Грузчик Радионов С. И. (приложение М) Расшифровка некоторых основных кодов расчетных листов.
Пример: Грузчик Радионов С. И. ноябрь 2006 (уволен 30. 11 2006)
Начислено:
Код
1 По окл. тарифу
167 (отработано часов)*2305(тариф)=384 940
18 Компенсация за отпуск
(537 550 (август) + 662 180 (сентябрь) +662 180 (октябрь)):3*29,7
=19 828,17 (ср. днев. Зар.пл.)
19 828,17*8=158 625,36
63 Допл. 15% за совмещ.
1496(тариф стропальщика) *167*15%=37 480
111 Опл. По контракту
692(тариф)*167=115 560
200 мат.пом. прочая в зависимости от стажа 5%- за месяц (сотрудник отработал 2 мес.) 504 000 (оклад)*10%= 50 400
500 невыплач. Зар. Пл.
Итого: 747 940
Удержано:
Код
31 Подох. налог
(747 940 — 930 — 50 400- 31 000) * 9% = 59 910
35 профвзносы
(747 940- 930 -50 400) *1% =6970
37 фонд соц. защ.
(747 940 — 930) * 1% = 7470
97 за спец. одежду
16 206
201 выплаченая мат. Пом.
50 400
300 аванс
Итого: 391 556
К выдаче: 356 000
Список используемой литературы
1. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Учебник — Мн: Выш. шк., 2000. — 430 с.
2. Организация производства. Учебно-практическое пособие/ М. Ю. Пасюк, Т. Н. Долинина, А. А. Шабуня. — Мн.: ООО ФУАинформ, 2002. — 76с.
3. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Дашков и К», 2002. — 1012с.
4. Романовский В. М. и др. Финансы предприятий — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. — 528с.
5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. — 704с.
6. Соломатин А. Н., Петров П. В. Экономика товарного обращения: Учебник для ВУЗов. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 220с.
7. Сорокина Т. В. Государственный бюджет: Учеб. пособие /- Мн.: БГЭУ, 2003. — 289с.
8. Суша Г. З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — М.: Новое знание, 2003. — 384с.
9. Финансы предприятий: Учебник / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко; Под ред. Л. Г. Колпиной. — Мн.: Выш. шк., 2003. — 336с.
10. Хрипач В. Я. и др. Экономика предприятия. — Мн.: Экономпресс, 2001. — 464с.
11. Чернюк А. А. И др. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учебник/- Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 496с.
12. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др. — М.: Новое знание, 2003 — 677с.
13. Новицкий Н. И., Олексюк В. Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 2001. — 238с.