Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление экономикой региона

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ российской практики управления экономикой регионов свидетельствует об отсутствии системного стратегического подхода к развитию территории. В последние годы в российской практике на смену идее о приоритете рыночного саморегулирования экономики региона пришла идея усиления роли государства. Это связано с тем, что рыночное регулирование не дало ожидаемых результатов. Длительное время… Читать ещё >

Управление экономикой региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования.

«Кузбасский государственный технический университет Имени Т. Ф. Горбачёва».

Филиал в г. Белово Кафедра государственного и муниципального управления КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Региональная экономика и управление».

Выполнил:

студент заочного факультета 3 курса, группы МУбз (т)-123 Т. Е. Фишер Проверил: Меньших Белово 2014.

1.Управление экономикой региона.

2.Финансовая система региона Заключение Список литературы.

Анализ российской практики управления экономикой регионов свидетельствует об отсутствии системного стратегического подхода к развитию территории. В последние годы в российской практике на смену идее о приоритете рыночного саморегулирования экономики региона пришла идея усиления роли государства. Это связано с тем, что рыночное регулирование не дало ожидаемых результатов. Длительное время экономика региона рассматривалась как объект государственного управления федеральными органами власти, а региональные органы власти практически не занимались вопросами стратегического развития территории. Сложившаяся в переходный период в России модель государственного управления, базирующаяся на ключевой роли федеральных органов власти в решении вопросов регионального экономического развития, не отвечает современным тенденциям. Выяснилось, что недостаточно совершенствовать механизмы государственного управления лишь на федеральном уровне, следует разрабатывать методическое обеспечение управление экономикой субъектов федерации с учетом региональных особенностей. Это связано с тем, что все субъекты федерации характеризуются значительной территориальной удаленностью от центра и не могут эффективно функционировать в рыночном пространстве только на основе общефедеральных законов в режиме саморегулирования без учета региональных особенностей. В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы государственного управления развитием экономики региона, как в общетеоретическом аспекте, так и в прикладном — применительно к каждому конкретному региону.

В научной литературе отсутствует единый подход к методам государственного управления экономикой. На различных уровнях государственного управления могут использоваться как экономические, так и административные методы. Предполагается, что механизм государственного управления экономикой региона будет действовать следующим образом.

Первоначально, исполнительные органы государственной власти региона посредством целенаправленного применения определенных методов государственного управления воздействуют на социально-экономическое развитие региона с целью достижения значимого результата, отраженного в региональной политике его социально-экономического развития. После этого начинают действовать рыночные силы, и в экономике региона происходит цепь определенных изменений — процессов корректировки региональной экономики, которые осуществляются уже независимо от решений органов государственной власти, поскольку вызываются объективными рыночными законами.

В связи с тем, что конечной целью государственного управления экономикой выступает экономический рост региона и соответственно повышение благосостояния населения, основным показателем измерения является валовой региональный продукт.

1.Управление экономикой региона.

экономика регион федерация Содержание процесса планирования деятельности органов государственной власти региона определяется необходимостью использования двух видов планирования: среднесрочного и оперативного.

При формировании среднесрочного и годового плана должна быть сформулирована система целей. Система целей, декомпозированная до уровня программ и проектов, обеспечивает достижение целей стратегического плана социально-экономического развития региона в целом. Система целей формируется соответственно организационной структуре, то есть требуется выстраивание системы целей по уровням иерархии управления: правительство, министерства, отделы. Цели формируются для всех уровней иерархии и всех структурных подразделений региональных органов государственной власти. Реализация принципов результативного государственного управления экономикой региона требует построения новой организационной структуры управления, нацеленной на достижение поставленных стратегических целей социально-экономического развития региона. Это предполагает, что все структурные подразделения органов государственной власти региона должны работать на достижение поставленных целей. При создании новой организационной структуры должны соблюдаться следующие методологические принципы:

— достижение каждой цели должно быть закреплено за соответствующими структурными подразделениями, на одну цель могут работать несколько структурных подразделений;

— достижение каждой цели должно обеспечиваться соответствующими функциями структурных подразделений органов государственной власти региона;

— должна соблюдаться иерархичность организационной структуры с небольшим количеством уровней подчинения.

Механизм управления экономикой региона — это ключевой элемент системы управления территориями, наиболее сложная ее часть, представляющая собой совокупность, тесно взаимосвязанных между собой, образующих управляющую, управляемую, инструментальную подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия на региональное хозяйство, условия жизнедеятельности населения, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения уровня социально-экономического развития региона и качества жизни населения в нем.

Выполнение вышеизложенного ставит принципиально новые задачи перед органами управления, как на региональном, так и федеральном уровне, которые связаны с адаптацией реализуемого механизма управления экономикой с учетом разнообразия регионов. Соответственно необходимо использовать дифференцированный подход к управлению экономикой регионов.

Формирование механизма управления экономикой региона выступает актуальной задачей с использованием соответствующего инструментария управления, требующей разработки методического обеспечения его реализации. Механизм управления экономикой региона, выступая элементом системы управления, формируется в результате взаимодействия трех составляющих: управляющей части — субъекта управления; управляемой части — объекта управления и инструментальной части, представленной совокупностью элементов (инструментов и способов реализации целей и задач управления).

2.Финансовая система региона.

Состав региональных финансов, их роль в региональной экономике.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов.

Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы.

Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. Региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Региональные финансы — это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов. Важнейшей целью становления рыночных отношений в Росси, проведения экономических реформ являются повышение высокого благосостояния населения. 1] В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы. Территориальные бюджеты обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, медицинским обслуживанием и образовательными услугами. Таким образом, территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которых распределяется и перераспределяется фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. Средства для этого формируются за счет источников доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Вместе с тем в последние годы происходило постоянное сокращение собственных доходов территориальных бюджетов, что потребовало разработку программы развития бюджетного финансирования и четкого разграничения расходных полномочий между территориальными и государственным бюджетами. Территориальные финансы можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансовфинансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). 1) Основной частью финансовой системы региона является бюджет области. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти, то есть Законодательное Собрание области и Правительство области, призваны обеспечить комплексное развитие региона, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственной территории. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии области. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти. 2) Одним из звеньев финансовой системы являются финансы предприятий и организаций. Правовой основой функционирования финансовой системы региона, как и других территориальных финансов, являются законодательные акты, изданные в России и в области за последние годы. В Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 года вопросам финансов местного самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и прочих средств. В Законе зафиксированы важные положения о том, что территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. Вопросы территориальных бюджетов отражены и в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года. В настоящее время этот Закон не действует за исключением статей, устанавливающих перечень федеральных, региональных и местных налогов. Дальнейшим шагом в развитии финансово-бюджетных прав стал Закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ. В Законе зафиксировано, что органы государственной власти обеспечивают органам местного самоуправления минимальные местные бюджеты, а минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. В соответствии с Законом население непосредственно путем местного референдума, на собраниях граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать добровольное внесение жителями средств для финансирования местных мероприятий (самообложение). Важным этапом в формировании законодательных основ территориальных финансов стал вышедший 25 сентября 1997 года Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления», в котором впервые определен состав местных финансов, принципы их формирования. В Законе установлены минимальные нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов, которые приравниваются к собственным доходам. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и бюджета субъектов РФ. В 1999 году наиболее общие принципы развития местного самоуправления были зафиксированы в «Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», утвержденных указом Президента РФ от 15.10.99 № 1370. Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.98. № 145-ФЗ) четко разграничил полномочия органов власти всех уровней в бюджетном процессе, установил ограничения по уровню дефицита каждого уровня бюджета. Бюджетный кодекс фиксирует компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений, определяет полномочия законодательных и исполнительных органов субъектов РФ по формированию доходов региональных бюджетов. Налоговый кодекс РФ (от 31.07.98 № 146-ФЗ) регулирует ряд отношений, связанных с компетенцией субъектов Федерации в налоговой сфере. С 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть НК (от 05.08.2000. № 117-ФЗ). Изменения в нем прежде всего коснулись НДС и налога на содержание жилищного фонда. С ее введением часть налогов, ранее распределявшихся в регионе, переходит федеральный бюджет. Потеря этих источников пополнения областного и местных бюджетов заставила власти ужесточить налоговую политику в регионе для увеличения доходов казны. В целом следует отметить, что за последние годы сделан существенный вклад в развитие законодательной основы местных финансов. У субъектов Федерации есть большие возможности для формирования собственной законодательной базы, отражающей региональную специфику. Принятие в регионах нормативно-правовых актов, регулирующих финансовые отношения, преследует главную цель — обеспечить экономический рост на основе сочетания целевого регулирования экономики органами власти с механизмами складывающегося рынка, привлечения инвестиций в производство и экономическую инфраструктуру, гибкой налоговой и ценовой политики, развития мелкого и среднего предпринимательства, межмуниципальной интеграции и взаимодействия с федеральным центром. Существенные различия в уровнях социально-экономического развития регионов и республик РФ, обеспеченности трудовыми и природными ресурсами требует формирования экономической самостоятельности субъектов РФ на основе развития производственно-хозяйственных структур, получивших экономическую свободу в связи с переходом к рыночным отношениям.

Заключение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: финансовая система региона представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство — разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Государственный бюджет — основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Процесс «финансизации» заключается в том, что современная финансовая система отодвинула на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы в акции предприятий.

Практическое занятие № 1.

«Региональная экономика и региональная политика».

1. В чем сущность регионального самофинансирования?

Финансовые возможности регионов зависят от особенностей их ресурсного потенциала, природных условий, уровня их социально-экономического развития, структуры и специализации хозяйства, завершенности хозяйственных комплексов, сбалансированности межрегиональных связей. Однако независимо от этого регионы должны иметь равную самостоятельность в формировании и использовании финансовых ресурсов, величина которых непосредственно зависит от эффективности работы всего региона и оптимального распределения ответственности между государственными органами управления.

Как экономическое понятие региональные финансы отражают систему экономических отношений между государством и отдельными территориями, между регионами и объектами производственной и социальной сфер, между регионом и населением. Совокупность таких отношений возникает в процессе формирования, распределения и использования денежных средств и отражается в финансовых документах — сводных финансовых балансах доходов и расходов населения; балансах доходов и расходов хозяйствующих субъектов; региональных бюджетах разного уровня, а также в сметах расходов, отражающих целевое использование средств внебюджетных фондов, формируемых в регионе и оставляемых в его распоряжении. На основе этих документов разрабатывается один из вариантов прогноза финансово-бюджетной базы региона.

При определении перспектив развития финансово-бюджетной базы следует ориентироваться по возможности на то, что его экономические и социальные проблемы должны решаться в основном за счет заработанных и привлеченных в регион средств при невмешательстве вышестоящих органов в организацию финансовых отношений и потоков финансовых ресурсов.

Стабильной доходной базой бюджета региона является налог на имущество, поскольку его поступления в меньшей степени зависят от результатов хозяйственной деятельности и определяются исходя из стоимости имущества юридических и физических лиц.

В доходной части регионального бюджета аккумулируются доходы от приватизации и управления имуществом объектов муниципальной собственности (жилья, предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, предприятий сельскохозяйственного производства, обслуживающих его торгово-закупочных структур, материально-технического снабжения и т. д.), в том числе за счет выпуска региональных фондовых бумаг.

Привязка доходов региона к платежам за пользование терри-ториальными ресурсами создает условия, при которых регион входит в экономическую систему рыночных отношений в качестве экономически равноправного субъекта хозяйственной деятельности. Здесь осуществляются продажа и купля таких товаров, как подготовленные к эксплуатации промышленно-производственные площадки, коммуникации, услуги инфраструктуры и т. д.

В доходной части финансового баланса региона на перспективу необходимо отдельно учитывать валютные поступления, а также субвенции и субсидии вышестоящих бюджетов.

2. Что такое профиль региона?

Совокупность основных, типичных черт, характеризующих профессию, специальность, хозяйство.

Наиболее важную компонентно-функциональную структуру региона можно представить в виде функциональных подсистем или блоков:

Природно-ресурсная подсистема региона определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, которые в настоящее время известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. К ним относятся рудные и нерудные полезные ископаемые, водные, лесные, почвенно-земельные, природно-климатические и другие ресурсы, расположенные на определенной территории. Как правило, природно-ресурсная подсистема определяет отраслевой профиль региона и является базисом для развития соответствующего территориально-производственного комплекса. Например, в зависимости от почвенно-климатических ресурсов в сельской местности формируются профиль и формы сельскохозяйственных объектов (растениеводство иди животноводство).

3. Что включает понятие «государственное регулирование регионального развития»?

Функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит, как свидетельствует мировой опыт, к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом его самосохранения.

Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране, но в разных формах. Частые же споры о том, существует или нет региональная политика, объясняются тем, что осознанную и действенную региональную политику нередко трудно идентифицировать в разноаспектной и слабо скоординированной деятельности различных государственных институтов, оказывающих влияние на региональное развитие. Региональная политика может быть активной, институционально обособленной, оснащенной специализированными инструментами и т. п., а может быть и малозаметной, слабо выделяющейся среди других направлений деятельности государства.

4. Назовите основные направления региональной политики государства.

Основные положения региональной политики в Российской Федерации были утверждены Указом Президента РФ от 03.06.1996 № 803. Основные положения региональной политики определяют:

· развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления;

· основные положения региональной экономической политики;

· основные положения региональной политики в социальной сфере;

· региональные аспекты национально-этнических отношений;

· нормативную правовую базу региональной политики.

5. Основные направления региональной политики:

§ определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

§ определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

§ подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

§ решение национально-экономических вопросов;

§ решение проблем урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику практически одинаково.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

В развивающихся странах направления региональной политики следующие:

§ интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;

§ смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;

§ смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации;

§ возможно более полное освоение природных и людски) ресурсов;

§ рациональное размещение новых промышленных проектов.

6. Охарактеризуйте методы проведения региональной политики.

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.) Во втором — государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в них или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными. В числе этих методов — осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. Развитие рыночной экономики предполагает — применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведение политики субвенции (централизованные средства из федерального бюджета, выделяющееся региону лишь на достижение таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансированияэто преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций); решение критических социальных проблем, а также на реализацию государственных региональных программ для предприятий, находящихся, в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйственные субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т. е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; установление льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих, важное значениедля совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагоприятных регионах.

7. Какие законы и нормативные акты регулируют региональное развитие в России..

Нормативно-правовая база государственной региональной политики включает в себя федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, другие федеральные нормативных акты, соглашения между РФ и ее субъектами, а также законы и различные акты субъектов РФ.

Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на четыре группы.

Первая группа — это законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. Сюда относятся:

— «Основные положения региональной политики в РФ» (1996 г.);

— Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.), предусматривающий разработку прогнозов по регионам и народнохозяйственным комплексам в территориальном разрезе.

Вторая группа — законы и акты с региональными аспектами. Например, Бюджетный и Налоговый кодексы, Закон «О недрах», Положение «О федеральных природных ресурсах», Федеральная целевая программа содействия занятости, Федеральная миграционная программа и другие нормативно-правовые документы.

Третья группа — законы и акты, регулирующие развитие особых, проблемных территорий. Это Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и др.

Четвертая группа — законы и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам социальные нормативы. Такие нормативы необходимы для того, чтобы гарантировать населению компенсацию дискомфортных природно-климатически условий, транспортной недоступности и других негативных региональных факторов посредством дополнительных доходов и расходов на социальные нужды. Например, региональные потребительские корзины по основным социально демографическим группам разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме».

8. Какая применяется типология регионов для формирования региональной политики.

Для целей управления можно выделить несколько экономических типов регионов РФ, характеризующихся существенными объединяющими их особенностями, проблематикой, структурной спецификой. При этом отмечаются именно экономические особенности, а не различия в государственно-политическом устройстве регионов. Так можно выделить девять типов:

· регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и не имеющие ценных природных ресурсов;

· регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и располагающие ценными ресурсами;

· узкоспециализированные индустриальные районы северной и средней полосы РФ;

· крупные индустриальные регионы средней полосы РФ;

· небольшие индустриально-аграрные регионы средней полосы РФ;

· крупные индустриально-аграрные регионы южной полосы;

· небольшие окраинные регионы юга РФ с низким уровнем социально-экономического развития;

· столичные регионы;

· пограничные регионы с ярко выраженной.

· военной функцией.

9.Раскройте сущность регионального аспекта национальной безопасности.

Экономическая безопасность региона рассматривается как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения. Рост благосостояния населения региона — основа отсутствия (или слабого проявления) социальных конфликтов, сепаратистских намерений и обеспечения единства Федерации.

Система экономической безопасности региона включает в себя следующие блоки. Первый блок — интересы региона в области экономики. Второй блок — оценка внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона. Третий блок — формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства. Необходимо создание таких методов формирования экономической политики региона, которые обеспечивали бы органичное встраивание в этот процесс детальной проработки проблем экономической безопасности. И четвертый блок — это организационное обеспечение защиты экономической безопасности региона. Защита экономической безопасности требует постоянной деятельности по выявлению и диагностике угроз региональным интересам в области экономики и разработке мер по их предотвращению и преодолению.

Для реализации этих блоков системы экономической безопасности региона необходим определенный инструментарий. Таким инструментарием служат индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения. Пороговые значения количественно выражают региональные интересы в области экономики, встраиваемость экономики региона в экономику страны и общероссийский рынок. Они являются важнейшим инструментом практической деятельности по защите этих интересов.

Региональные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения должны учитывать соответствующие параметры в этой сфере в целом по России, во всяком случае, не противоречить им, но не обязательно повторять их, а также специфику экономики и социальной сферы данного региона.

Главными региональными национальными интересами в области экономики, на наш взгляд, являются повышение благосостояния населения и интеграция региональной экономики, кооперация ее отраслей с другими регионами (доля продукции региона в общероссийском товарообороте).

В сферу регионального интереса входит увеличение всех видов доходов населения, снижение уровня бедности и безработицы, доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электрои водоснабжения, транспорта, связи и коммунальных услуг. Особое значение следует придать оплате наемного труда. Первоочередным условием защиты главного регионального интереса в социальной сфере необходимо сделать достижение того, чтобы квалифицированный, добросовестный труд мог обеспечить достойный уровень жизни работника и его семьи.

Социальная безопасность, оторванная от своих корней — экономики, не достижима. Это будет очередная утопия, вроде построения социализма в отдельно взятой стране. Вместе с тем, социальные индикаторы с учетом их взаимодействия с другими индикаторами экономической безопасности могут и должны являться ориентиром при установлении региональной системы пороговых значений экономической безопасности региона.

10. Что такое «Негосударственная региональная политика»?

Политика, проводимая региональными группами стратегического влияния (ГСВ), должна рассматриваться как дополнительный фактор территориальных различий предпринимательского климата. К таким ГСВ могут быть отнесены:

· межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления;

· иностранные государства и межгосударственные финансовые организации;

· финансовые и производственные структуры.

Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия — это объединения субъектов Федерации, отдельных регионов с целью концентрации усилий по выводу своих экономик из кризиса, адаптации к новым социально-экономическим условиям. В рамках межрегиональных ассоциаций должно быть налажено взаимодействие при разработке индикативных стратегических планов экономического развития регионов.

Регионы — участники ассоциаций на основе согласованных стратегических планов мобилизуют финансовые ресурсы для поддержки приоритетных направлений стратегического развития. Наибольшую активность в своих регионах проявляют «Сибирское соглашение», «Черноземье», ассоциация регионов Дальнего Востока и Забайкалья.

Иностранные государства и международные финансовые организации. В России на разной стадии реализации находится значительное количество программ, финансируемых и управляемых странами Европейского Союза, Всемирного банка и ряда других. Эти программы в разной степени охватывают российские регионы, становясь одним из факторов различий предпринимательского климата. Участие того или иного региона в международных программах делает его более привлекательным для инвесторов, о чем свидетельствует опыт Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Финансовые и промышленные структуры. К таким структурам следует отнести коммерческие банки, финансово-промышленные группы (ФПГ) и т. д. Эти организации создают широкую сеть своих представительств, филиалов, размещенных во всех регионах страны. Политика этих структур может оказывать существенное влияние не только на предпринимательский климат в отдельных регионах, но и на общую экономическую конъюнктуру в стране.

Государство предоставляет таким структурам в обмен на переориентацию налоговых платежей, рост инвестиций, участие в региональных социальных программах — налоговые льготы при внутрифирменном обороте и ввозе сырья, материалов и оборудования, смягчает антимонопольное законодательство, предоставляет подряды на участие в федеральных и региональных программах.

11. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

· деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

· деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

· деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Таким образом негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Тест№ 1 «Региональная экономика и региональная политика».

1. Одно из средств реализации региональной экономической политики в РФ — создание особых экономических…

Ответ: Создание особых экономических зон.

2. Количество федеральных округов:

6 7 8 9.

Ответ: 9.

3. … развития страны конкретизируется в целях, задачах, механизмах, мероприятиях внутренней и внешней политики.

Ответ: Стратегия развития.

4. Количество главных целей региональной экономической политики:

2 3 4 5.

Ответ:4.

5. Промежуточное положение в региональной экономической политике занимает деятельность:

— региональных органов власти.

— межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

— в Министерства регионального развития.

Ответ: — межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

6. Количество наиболее важных задач региональной экономической политики:

4 6 8 10.

Ответ: 10.

7. Количество подцелей которые детализируют главные цели региональной экономической политики:

4 6 8 10.

Ответ:4.

8. Количество уровней государственной региональной политики:

2 3 4 5.

Ответ: 2.

9. Разработка стратегии социально-экономического развития регионаодна из главных задач регионального министерства:

— финансов.

— промышленности, транспорта и связи.

— экономического развития.

— социального развития.

— здравоохранения и социального развития.

Ответ: финансов.

10. Создание резерва товарных ресурсоводна из главных задач регионального министерства:

— финансов.

— торговли.

— экономического развития.

— социального развития.

Ответ: экономического развития.

11. Количество основных средств реализации региональной экономической политики в РФ:

3 5 7 9.

Ответ: 7.

12. Одна из наиболее важных задач региональной экономической политики;

совершенствование экономического … страны.

Ответ: райнирования.

13. Количество базовых методологических принципов разработки и реализации федеральных программ регионального развития:

4 6 8 10.

Ответ: 6.

14. Инициатором разработки федеральной программы регионального развития обычно выступает:

— Правительство РФ.

— Администрация субъекта РФ.

— Министерство регионального развития.

— администрация муниципального образования.

Ответ: Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном и региональном уровнях могут выступать министерства и ведомства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления..

15. Решение о разработке федеральной программы регионального развития принимает:

— Правительство РФ.

— орган исполнительной власти субъекта РФ.

— орган законодательной власти субъекта РФ.

— Министерство регионального развития.

16. Государственного заказчика федеральной программы регионального развития назначает:

— Правительство РФ.

— орган исполнительной власти субъекта РФ.

— орган законодательной власти субъекта РФ.

— Министерство регионального развития.

Ответ: орган исполнительной власти субъекта РФ.

17. Текущее управление программой осуществляется:

— администрация субъекта РФ.

— Государственный заказчик.

— дирекция.

— Министерство регионального развития.

Ответ: дирекция.

18. Количество групп, на которые подразделяются федеральные программы.

регионального развития по территориальной принадлежности:

2 4 6 8.

19. Количество признаков классификации федеральных программ регионального развития:

5 7 9 11.

20. Признаком классификации федеральных программ регионального развития не являются:

— отраслевая локализация.

— уровень значимости.

— продолжительность реализации.

— функциональная ориентация.

Ответ: уровень значимости.

21. Один из основных недостатков практики разработки и реализации федеральных программ регионального развитияотставание в создании механизмов…

Ответ: реализации, особенно финансовых..

22. Одно из средств реализации региональной экономической политики в РФразмещение государственных…

Ответ: заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

23. …экономической региональной политикипространственная.

организация производительных сил внутри региона, регулирования отношений субъекта РФ с муниципальными образованиями.

Ответ: Субфедеральная.

24. … как инструмент региональной политикиэто специально разработанный перечень заданий, ориентированных на полное или частичное решение конкретной социальноэкономической проблемы регионального характера.

Ответ: Программа.

Практическое занятие № 2.

«Инвестиционно — инновационная политика в регионе».

1. Основные понятия, значение и организационные формы инвестиционноинновационной политики.

В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ инвестициями выступают денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе, имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе, затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов на:

* новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий;

* приобретение машин, оборудования, инструмента;

* проектно-изыскательские работы;

* другие затраты.

Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством России и утвержденная по установленным стандартам (нормам и правилам), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций в форме бизнес-плана.

Различаются капиталообразующие инвестиции, которые обеспечивают создание и воспроизводство основных и оборотных фондов, и портфельные инвестиции — размещение средств в финансовых активов других предприятий.

Капиталообразующие инвестиции (затраты) определяются как сумма средств, необходимых для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения предприятия, оснащения его оборудованием, а также затраты на подготовку капитального строительства и прироста оборотных средств, необходимых для нормального функционирования предприятия.

Наряду с приведенной выше классификацией, определенной Методическими рекомендациями, в экономической литературе существуют и другие подходы к классификации инвестиций. Например, инвестиции рекомендуется подразделять на финансовые, реальные (прямые) и интеллектуальные.

Финансовые инвестиции представляют собой вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством.

Реальные инвестиции — вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции, предоставление каких-либо услуг, вложения в основной или оборотный капитал.

Интеллектуальные инвестиции — вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские научные разработки, лицензии, ноу-хау и др.

Субъект инвестиций — организация, использующая инвестиции для развития своего производства, внедрения и выпуска новой продукции или иных аналогичных целей. Под объектами инвестиций понимают:

* строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения, предназначенные для производства новых товаров и услуг;

* комплексы строящихся и реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы); в этом случае под объектом инвестирования понимается программа федерального, регионального или иного уровня;

* производство новых изделий, услуг на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ и пользователи объектов.

Инвестором является субъект, осуществляющий вложения собственных, заемных или привлеченных средств, обеспечивающий их целевое использование. Заказчик — это субъект, непосредственно реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые действия в пределах прав, предоставленных инвестором. Функции заказчика может выполнять непосредственно инвестор.

2. Основные направления инвестиционно-инновационной региональной политики.

Развитие субъектов Российской Федерации в перспективе должно приобрести инновационный характер, его пространственная конфигурация должна стать более гибкой, не привязанной жестко к сложившейся энерго-сырьевой базе и центрам концентрации финансовых потоков.

Так в своем послании федеральному собранию Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик. К числу таковых относится сокращение сроков выдачи разрешений, необходимых для начала бизнеса, создание подготовленных промышленных площадок и целый ряд других мер».

Должна возрастать роль новых центров инновационного экономического роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего:

крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамично развивающейся научно-инновационной и образовательной инфраструктурой, растущей деловой активностью и сервисной сферой;

туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

Развитие национальных транспортной, энергетической и телекоммуникационной сетей должно быть нацелено не только на реализацию потенциала центров экономического роста в субъектах Российской Федерации, но и на постепенную их интеграцию в мировые инфраструктурные системы.

Эти пространственные ориентиры развития экономик субъектов Российской Федерации должны составить единую основу для планирования действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Распределение инвестиций из федерального бюджета по регионам России.

Согласно Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» порядок осуществления в 2014 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Роль иностранного капитала в решении задач инвестиционно-инновационной политики в регионах России.

Международная инвестиционная деятельность — это деятельность по привлечению иностранного капитала и размещению капитала за рубежом. Важнейшими механизмами привлечения и размещения инвестиций являются международные финансовые и фондовые рынки.

Роль иностранных инвестиций для России огромна (хотя между объёмом отечественных и иностранных инвестиций существует довольно тесная связь — коэффициент корреляции составляет 0,6; значимость на уровне 0,95%).

Так, инвестиционный кризис, который наблюдался в стране в конце 90-х годов XX века, отразился, в первую очередь, на состоянии производственного потенциала страны: рост доли устаревшего оборудования непосредственно определял низкую конкурентоспособность российской экономики, в значительной степени снизил экспортный потенциал страны и, вследствие этого, повысил ее зависимость от импорта из промышленно развитых стран.

Другим негативным результатом сокращения потока инвестиций оказалось негативное влияние на совокупный научно-технический и интеллектуальный потенциал страны, что могло привести к значительным потерям в области фундаментальных и прикладных наук, определяющих в долгосрочной перспективе будущее России в постиндустриальном мире (из-за инновационной пассивности предприятий содержание науки практически полностью осуществлялось в России за счет федерального бюджета).

Иностранный капитал необходим и для решения острых экономических проблем, складывающихся в некоторых регионах. Например, в республике Бурятия в силу сложившихся обстоятельств, для решения таких проблем, необходимо было создать устойчивый и надёжный финансовый источник. Одним из таких источников и явился иностранный капитал, а точнее его привлечение. (Что было вполне осуществимо в силу того, что серьёзными преимуществами республики являлись её природные богатства — минеральные ресурсы, её рекреационная база и наличие экологически чистых районов как возможных мест размещения специализированных структур зарубежных концернов и фирм, ориентирующихся на производство и экспорт экологически чистой продукции.) [1, стр.124].

До недавнего времени инвестиционной политике в нашем государстве уделялось мало внимания. Однако сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении. За последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства: постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизируется курс рубля, снижаются процентные ставки.

5. Инвестиционно-инновационный потенциал регионов России.

Определение перспектив развития экономики страны и ее регионов предполагает оценку инновационного потенциала. В то же время само понятие инновационного потенциала вследствие многоаспектности в экономической литературе трактуется различными способами, например как:

совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности [1];

· способность системы к трансформации в новое состояние с целью удовлетворения потребностей (индивида, рынка и т. п.) [2];

· структура, объединяющая три составляющие потенциала: ресурсную, внутреннюю и результативную, которые существуют во взаимодействии, предполагают и обусловливают друг друга [3];

· возможность создания новшеств, осуществления инноваций, готовность воспринять нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому.

В данном исследовании авторы ориентировались на приведенное ниже определение инновационного потенциала, которое, с одной стороны, представляет собой своего рода симбиоз перечисленных выше определений, а с другой — отвечает нашему пониманию исследуемого предмета и соответствует отобранному нами набору показателей, используемых для оценки уровня инновационного потенциала.

Инновационный потенциал — это триединая структура, включающая в себя следующие компоненты:

· субъекты, генерирующие инновации;

· инновационные посредники;

· потребители инноваций.

6. Критерии оценки благоприятствования региональной политики.

Заместитель губернатора по экономике и региональному развитию Д. В. Исламов разместил в своем блоге видеозапись, в которой рассказал Интернет-пользователям о региональных зонах экономического благоприятствования.

По словам зам. губернатора, сейчас в Кузбассе проходит конкурс на создание региональных зон экономического благоприятствования.

Управление инвестиционной политики области принимает заявки до 19 ноября. В конце ноября Совет при губернаторе области по инвестиционной и инновационной политике определит победителей.

Д.В.Исламов пояснил, чем выгодно для инвестора стать участником зоны экономического благоприятствования: здесь будут созданы максимально благоприятные условия для ведения бизнеса.

В первую очередь, площадки будут обеспечены всей необходимой инфраструктурой: дорогами, электроснабжением и другими инженерными коммуникациями.

Во-вторых, организация бизнеса в пределах зоны дает возможность получить максимальный объем областных и местных льгот и преференций — налоговые и неналоговые льготы, субсидии из областного бюджета, государственные гарантии по банковским кредитам и другие меры.

В-третьих, инвестор получит помощь и содействие со стороны управляющей компании в оформлении необходимых документов, в том числе на земельные участки, разрешений на строительство, информационную поддержку, консультации.

В Кузбассе предусмотрено формирование зон экономического благоприятствования четырех типов: промышленно-производственного, агропромышленного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного.

Этот механизм позволит привлекать в Кузбасс новых перспективных инвесторов с передовыми технологиями, обеспечит устойчивое развитие региона, а значит — повысит качество жизни кузбасских семей.

7. Критерии оценки уровня жизни в регионе.

Уровень жизни — многогранное и сложное понятие, которое не может быть охарактеризовано одной конкретной категорией и поэтому включает в себя совокупность определений, отражающих народное благосостояние. Содержание понятия «народное благосостояние» раскрывается через такие категории как «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стоимость жизни» и другие. Под условиями жизни понимаются объективные обстоятельства жизнедеятельности населения — занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, обеспеченность имуществом, социальные выплаты, льготы и другие. Категория «уровень жизни» имеет более широкое содержание. Уровень жизни — это обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Понятие «качество жизни» охватывает более широкий спектр показателей, чем вышеназванные. Это понятие характеризует, с одной стороны, самого субъекта общественной жизни, с другой — комфортность, удобства жизненных условий, состояние среды обитания людей. Более детально качество жизни характеризуется условиями человеческого существования: обеспеченностью материальными благами, безопасностью, доступностью медицинской помощи, возможностью получения образования и развития способностей, состоянием природной среды, социальными отношениями в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения. Качество жизни оценивается несколькими характеристиками удовлетворения потребностей существования людей. Выделяются следующие основные уровни удовлетворения этих потребностей: 1) минимальный; 2) нормальный; 3) уровень роскоши. Минимальный уровень обеспечивает удовлетворение только физиологических потребностей на уровне выживания людей. Нормальный уровень, который считается базовым, обеспечивает удовлетворение не только физиологических, но и интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть также определен как субъективно, так и объективно. Стоимость жизни характеризуется денежной оценкой набора продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Индекс стоимости жизни характеризует изменение уровня жизни и определяется как индекс потребительских цен по определенному набору товаров и услуг отдельно для различных социально-демографических групп населения. Рассмотренные категории составляют совокупную характеристику уровня жизни. Оценка уровня жизни основывается на широкой системе взаимосвязанных индикаторов, обеспечивающих комплексную и всестороннюю его характеристику.

8. Методы ранжирования регионов по степени благоприятствования предпринимательского климата.

Россия — страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация должна содержаться в региональных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата).

Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях является ранжирования регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т. е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляться группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.

На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города.

9. Критерии региональных рисков.

Региональный риск — это риск того, что действия органов власти региона повлияют на способность должника, связанного с данным регионом, исполнить свои обязательства. Региональный риск обусловлен уровнем социально-экономического развития конкретного региона с учетом различных политических и национальных факторов, налогового «климата», а так же действий местной администрации. Региональный риск существенно варьируется по экономическим районам России. Наиболее привлекательными регионами считаются те, которые обеспечивают относительную социальную стабильность, обладают богатым ресурсным или конкурентоспособным производственным потенциалом. Как правило, региональный риск не выделяется как самостоятельный вид риска для управления, но, на мой взгляд, при оценке кредитного риска его целесообразно выделить в самостоятельную категорию. При этом необходимо провести анализ регионального риска не только самого заемщика, но и его основных контрагентов, деятельность которых может существенно повлиять на финансовое состояние должника.

10.Интегральная оценка предпринимательского климата как основание для решения о развертывании в регионе экономической деятельности В отечественной и зарубежной литературе предлагаются различные методы оценки уровня развития (степени благоприятствования) предпринимательского климата: методика МГУ (основана на выявлении набора факторов, влияющих на предпринимательский климат); методика составления инвестиционного рейтинга российских регионов рейтингового агентства «Эксперт РА» (одна из самых популярных и широко используемых в стране); методика Банка Австрии (одна из первых, примененных для анализа инвестиционной привлекательности в нашей стране и, по сути, представляет собой первую попытку выявления и систематизации факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность). Интегральная, обобщающая, оценка предпринимательского климата — наиболее сложная задача. Данная оценка может принимать форму рейтинга в исследуемой совокупности регионов. Наиболее полная оценка предпринимательского климата региона дается в так называемом «портрете» региона. Данные, приводимые в «портрете» региона, должны быть структурированы таким образом, чтобы предприниматель мог сравнивать регионы, не опасаясь несопоставимости оценок. В нём могут быть даны рекомендации о предпочтительных направлениях предпринимательской деятельности с аргументацией в пользу этих направлений. В «портрете» региона должны также характеризоваться факторы, отрицательно влияющие на предпринимательство.

Тест№ 2 «Инвестиционно-инновационная политика в регионе».

1. Средства, вкладываемые непосредственно в производство и сбыт определенного вида продукции — это инвестиции:

— прямые.

— финансовые.

— портфельные.

Ответ: прямые.

2.Инвестиции, которые направляются на создание интеллектуального продукта — это инвестиции …

Ответ: интеллектуальные.

3.Государственная инвестиционная политика по наличию и характеру правовой базы подразделяются на:

— формализованную и неформализованную.

— либеральную и централизованную.

— крупномасштабную и адресную.

Ответ: формализованную и неформализованную.

4.Государственная инвестиционная политика по форме управления подразделяется на:

— формализованную и неформализованную.

— либеральную и централизованную.

— крупномасштабную и адресную.

Ответ: либеральную и централизованную.

5. Инвестиционная политика, которая характеризуется низкой долей государственных капитальных вложений, большим объемом частного капитала, несистематизированной правовой базой:

— неформализованная.

— формализованная.

— либеральная.

— централизованная.

Ответ: неформализованная.

6. Инвестиционная политика, которая характеризуется использованием преимущественно жёстких административных методов управления :

— неформализованное.

— формализованное.

— либеральное.

— ценрализованное.

Ответ: ценрализованное.

7. Количество принципов формирования обоснованной региональной инвестиционной политики А)2.

Б)4.

В)6.

Г)8.

Ответ:4.

8. Один из принципов формирования обоснованной региональной инвестиционной политики — целенаправленность …

Ответ:инвестирования.

9. Количество принципов, которые используются при разработке бюджета развития региона А)2.

Б)10.

В)6.

Г)8.

Ответ: 8.

10. Количество основных подходов к оценке инвестиционного климата региона А)3.

Б)5.

В)7.

Г)9.

Ответ: 3.

11.Качественная характеристика, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них, инвестиционный …

Ответ: риск.

12. Количество основных путей улучшения инвестиционного климата региона А)2.

Б)4.

В)6.

Г)8.

Ответ:4.

13. Один из путей улучшения инвестиционного климата регионарегиональный залоговый …

Ответ: фонд.

14. Количество основных источников, с помощью которых формируется бюджет развития региона А)3.

Б)5.

В)7.

Г)9.

Ответ: 3.

15. Количество функций, которые осуществляет управляющая залоговым фондом компания А)3.

Б)5.

В)7.

Г)9.

Ответ: 9.

16. Концессионерами НЕ могут быть.

— государственные унитарные п/п.

— производственные кооперативы.

— хозяйственные товарищества и общества.

Ответ: государственные унитарные п/п.

Список используемой литературы.

1.Гохберг, М. Я. Федеральные округа РФ/М.Я.Гохберг.-М.:Финансы и статистика, 2002.-76 С.

2.Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионолстика/Е.В.Вавилова.- М.:Гароарики, 2001.-129 С. 3. Чагучиев, М. Ч. Регионы.Экономика.Управление/М.Ч.Чагучиев.-М.:ЮНИТИ, 2001.-9 С.

4.Морозова, Т.Г.Регионоведение/Т.Г.Морозова.-М.:ЮНИТИ, 2000.-21 С. 5. Морозова, Т. Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка/ Т. Г. Морозова.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-3 С.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой