Достижения в технике конца XIX начала ХХ вв
Еще одним из основных направлений научно-технологического прогресса являлся транспорт. Так, в связи с техническим развитием появились новые виды транспорта. Рост объема и скорости перевозок способствовали совершенствованию железнодорожной техники. Было усовершенствовано подвижный состав на железных дорогах: возросла мощность, сила тяги, быстроходность, вес и размеры паровозов и грузоподъемность… Читать ещё >
Достижения в технике конца XIX начала ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Научно-технические изобретения конца XIX начала ХХ вв.
2. Структурные изменения в промышленности
3. Влияние научно-технического прогресса на мировую экономику Заключение Список использованной литературы
В конце XIX начала ХХ века стремительными темпами происходило развитие производительных сил. В связи с этим в существенной мере увеличился объем мирового промышленного производства. Эти изменения сопровождались стремительным развитием техники, нововведения которой охватывали различные сферы производства, транспорта и быта. Также существенные изменения произошли в технологии организации промышленного производства. В этот период возникло много совершенно новых отраслей, которые не существовали ранее. Также произошли значительные сдвиги в размещении производительных сил, как на международном уровне, так и внутри отдельных государств.
Такое стремительное развитие мировой промышленности было связано с научно-технической революцией конца XIX начала ХХ века. Посредством внедрения достижений научно-технического прогресса развитие промышленности в XIX-ХХ вв. привело к существенным изменениям условия и образа жизни всего человечества.
Целью написания данной работы является анализ научно-технических достижений конца XIX начала ХХ века, а также определение их влияния на мировое экономическое развитие.
При написании данной работы необходимо решить следующие задачи: характеристика научно-технических изобретений конца XIX начала ХХ вв.; анализ структурных изменений промышленности конца XIX начала ХХ вв.; определение влияния технологического развития на мировую экономику.
1. Научно-технические изобретения конца XIX начала ХХ вв.
В конце 19 века наступила так называемая «Эпоха электричества». Так, если первые машины были созданы мастерами-самоучками, то в этот период все технологические внедрения были тесно взаимосвязаны с наукой. На основе развития электричества была разработана новая энергетическая основа промышленности и транспорта. Так, в 1867 г. В. Сименсом было изобретено электромагнитный генератор, с помощью которого путем вращения проводника в магнитном поле можно было получать и вырабатывать электрический ток. В 70 гг. 19 века было изобретено динамо-машину, которая использовалась не только как генератор электроэнергии, но и как двигатель, который превращал электрическую энергию в динамическую. В 1883 г. было изобретено Т. Эдисоном первый современный генератор, а в 1891 г. он изобрел трансформатор. Благодаря данным изобретениям промышленные предприятия теперь могли размещаться вдали от энергетических баз, а производство электроэнергии было организовано на особых предприятиях — электростанциях. Оборудование машин электродвигателями в значительной мере увеличило скорость станков, что привело к повышению производительности труда и создало предпосылки для последующей автоматизации производственного процесса. [1]
В связи с тем, что потребность в электроэнергии постоянно росла, то возникла необходимость в разработке более мощных, компактных и экономичных двигателях. Так, английским инженером Ч. Парсонсом в 1884 г. было изобретено многоступенчатую паровую турбину, с помощью которой можно было в несколько раз повысить скорость вращения.
Широко использовались двигатели внутреннего сгорания, которые были разработаны немецкими инженерами Даймлером и Бенцом в средине 80 гг.
В 1896 г. немецким инженером Р. Дизелем был разработан двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия. Немного позже этот двигатель приспособили к работе на тяжелом жидком топливе, в связи с чем его стали широко применять во всех отраслях промышленности и транспорта. В 1906 г. в США появились тракторы с двигателями внутреннего сгорания. Массовое производство таких тракторов было освоено в период Первой мировой войны.
В этот период одной из основных отраслей являлась электротехника. Так, широкое распространение получило электрическое освещение, что было связано со строительством крупных промышленных предприятий, развитием городов и существенным увеличением производства электроэнергии.
Также широкое развитие получила и такая отрасль электротехники, как техника средств связи. В конце 19 века было усовершенствовано аппаратуру проволочного телеграфа, а к началу 80 гг. 19 века были выполнены работы по конструированию и практическому применению телефонной аппаратуры. Телефонная связь стала быстро распространяться во всех странах мира. Первая телефонная станция была построена в США в 1877 г., в 1879 г. была построенная телефонная станция в Париже, а в 1881 году — в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Варшаве.
Одним из основных достижений научно-технической революции было изобретение радио — беспроволочной электросвязи, которая основана на использовании электромагнитных волн. Впервые данные волны были обнаружены немецким физиком Г. Герцем. На практике данную связь применил выдающийся русский ученый А. С. Попов, который 7 мая 1885 г. продемонстрировал первый в мире радиоприемник.
В начале 20 века было изобретена еще одна отрасль электротехники — электроника. Так, в 1904 г. английский ученый Дж. А. Флеминг изобрел двухэлектродную лампу (диод), которая могла использоваться для преобразования частот электрических колебаний. В 1907 г. американским конструктором Ли де Форестом было изобретено трехэлектродную лампу (триод) с помощью которой можно было не только преобразовывать частоту электрических колебаний, но и усиливать слабые колебания.
Так, промышленное применение электрической энергии, строительство электростанций, расширение электрического освещения городов, развитие телефонной связи обусловили быстрое развитие электротехнической промышленности.
Стремительное развитие машиностроения, судостроения, военного производства и железнодорожного транспорта предъявляло спрос на черные металлы. В металлургии начали применятся технические нововведения, а техника металлургии достигла больших успехов. Существенно изменились конструкции и увеличились объемы доменных печей. Были введены новые способы производства стали за счет передела чугуна в конверторе под сильным дутьем.
В 80 гг. 19 века был внедрен электролитический способ получения алюминия, который привел к развитию цветной металлургии. Электролитический метод также использовали для получения меди.
Еще одним из основных направлений научно-технологического прогресса являлся транспорт. Так, в связи с техническим развитием появились новые виды транспорта. Рост объема и скорости перевозок способствовали совершенствованию железнодорожной техники. Было усовершенствовано подвижный состав на железных дорогах: возросла мощность, сила тяги, быстроходность, вес и размеры паровозов и грузоподъемность вагонов. С 1872 г. на железнодорожном транспорте были введены автоматические тормоза, а 1876 г. разработана конструкция автоматической сцепки.
В конце 19 века в Германии, России и США проводились эксперименты по введению на железных дорогах электрической тяги. Первая линия электрического городского трамвая открылась в Германии в 1881 г. В России строительство трамвайных линий началось с 1892 г.
В период научно-технического прогресса конца 19-начала 20 вв. был изобретен новый вид транспорта — автомобильный. Первые автомобили были сконструированы немецкими инженерами К. Бенцем и Г. Даймлером. Промышленное производство автомобилей началось с 90 гг. 19 века. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали строительству шоссейных дорог.
Еще одним новым видом транспорта был воздушный транспорт, решающую роль в развитии которого сыграли самолеты. Первые попытки конструирования самолетов с паровыми двигателями были осуществлены А. Ф. Можайским, К. Адером, Х. Максимом. Широкое распространение авиация получила после установления легких и компактных бензиновых двигателей. Сначала самолеты имели спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле, а потом — для перевозки автомобилей. 2]
В этот период также было организовано химические методы обработки сырья практически во всех отраслях производства. В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная промышленность стали широко использовать химию синтетических волокон.
Научно-технический прогресс конца 19-начала 20 вв. способствовал внедрению многих нововведений для усовершенствования технической сферы легкой, полиграфической и других отраслей промышленности.
научный технический экономический мировой
2. Структурные изменения в промышленности
За сравнительно короткое время развития машинного производства были достигнуты весомые результаты в экономическом прогрессе общества.
Стремительное развитие науки в конце 19 века привело к значительному числу открытий, которые выступили основой для новых направлений научно-технического прогресса. К таким направлениям относились: быстрое развитие и практическое использование электрической энергии (изобретение электродвигателей, трехфазных линий передачи электроэнергии); изобретение двигателя внутреннего сгорания; стремительное развитие химической и нефтехимической промышленности на базе широкого использования нефти в виде топлива и сырья; внедрение новых технологий в металлургии.
Развитие промышленности в период конца XIX начала ХХ века привело к кардинальным изменениям в условиях и образе жизни всего человечества. Благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса в существенной мере увеличился выпуск продукции во всех отраслях промышленности.
В конце 19-начале 20 вв. произошли следующие структурные изменения в промышленности:
— создание большого машинного производства, преимущественно тяжелой промышленности над легкой, а также преимущество промышленности над сельским хозяйством;
— возникновение новых отраслей промышленности и модернизация старых отраслей;
— увеличение части предприятий в производстве валового национального продукта и национального дохода;
— возникновение монополистических объединений;
— завершение формирования мирового рынка (конец 19-начало 20 вв.). [4]
Основными отраслями конца 19-начала 20 вв. стали: производство электроэнергии, производство продукции органической и неорганической химии; добывающая, металлургическая, машиностроительная и транспортная промышленность.
В период научно-технического прогресса возникли новые отрасли: сталеварная, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, электротехническая, алюминиевая и автомобильная.
Основное место в организации и управлении производством принадлежало акционерным и коллективным обществам. Рост банковского и промышленного капитала привел к формированию финансовой олигархии.
3. Влияние научно-технического прогресса на мировую экономику
В конце 19-начале 20 вв. связь науки с производством приобрела все более прочный и систематический характер: установилась тесная взаимосвязь науки с техникой, то есть процесс преобразований в области науки охватил технику и технологию.
Научно-технический прогресс конца 19-начала 20 вв. охватил различные сферы промышленного производства. В годы Первой мировой войны существенное развитие получила военная техника.
По своему характеру научно-технический прогресс конца 19-начала 20 вв. отличался от промышленного переворота 18−19 вв. Так, если промышленный переворот привел к становлению машинной индустрии и изменению социальной структуры общества, то результатами данного научнотехнического прогресса являлись изменения в технике и технологии производства, реконструкции машинной технологии. [3]
Научно-технический прогресс конца 19- начала 20 вв. способствовало появлению многих новых отраслей промышленного производства. Так, появилась электротехническая, химическая, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая отрасли, автомобилестроение, самолетостроение, а также производство железобетона.
В этот период наиболее динамично развивалась автомобильная отрасль. Так, первые автомобили с бензиновым двигателем начали создаваться в Германии, однако вскоре производство таких автомобилей было развито во многих странах мира.
Стремительное развитие новых отраслей машиностроения вызвало изменение структуры черной металлургии — повысился спрос на сталь, в связи, с чем темпы ее выплавки в существенной мере превышали прирост производства чугуна.
Технические достижения конца 19- начала 20 вв. и стремительное развитие новых отраслей определили изменение структуры мирового промышленного производства. Так, если в период промышленного переворота в общем объеме выпускаемой продукции преобладало производство предметов потребления, то в период научно-технического переворота преобладало производство средств производства. Это привело к тому, что усилилась концентрация производства, в связи с чем основную роль занимали крупные предприятия. Однако для развития крупного производства были необходимы большие инвестиции, что привело к необходимости объединения частных капиталов. Такое объединение осуществлялось образованием акционерных обществ. Также в этот период создавались монополистические союзы, как в области производства, так и в области капиталов.
То есть, в результате изменений в области техники и технологии производства, а также развития производительных сил были созданы материальные предпосылки для возникновения монополий и перехода капитализма от промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Процессу монополизации в существенной мере способствовали экономические кризисы, которые являлись довольно частым явлением в конце 19-начале 20 вв. Так, как в ходе экономических кризисов, в первую очередь страдали мелкие и средние предприятия, то это способствовало концентрации и централизации производства и капитала.
Так, в конце 19-начале 20 вв. монополия как форма организации производства и капитала заняла ведущую позицию в социально-экономической жизни развитых стран.
В период научно-технического прогресса конца 19-начала 20 вв. в области промышленного развития ведущее место занимают молодые капиталистические страны — США и Германия, значительно продвигается и Япония. Так, первое место в мире по экономическому развитию заняли США.
Заключение
Стремительное развитие науки в конце 19-начале 20 вв. привело к существенному числу открытий технического характера, что способствовало развитию новых направлений научно-технического прогресса.
Так, в начале 20 века появилась такая отрасль электротехники, как электроника. Также были внедрены технические нововведения и в такой отрасли, как металлургия, в связи, с чем техника металлургии достигла значительных успехов. Практически во всех отраслях производства использовались химические методы обработки сырья.
Среди основных изобретений научно-технического прогресса конца 19-начала 20 вв. являлись швейная машина Зингера, ротационная типографская машина, двигатель внутреннего сгорания, шлифовальный и фрезерный станок.
В конце 19-начале 20 вв. также произошли структурные изменения в промышленности. Так, увеличилась часть предприятий в производстве валового национального продукта и национального дохода.
Также в связи с научно-техническим прогрессом конца 19-начала 20 вв. появилось много новых отраслей. В промышленности начали применяться новые технические достижения, усилилось взаимодействие между наукой и промышленностью. Научно-технический прогресс оказал благоприятное влияние на все стороны общественной жизни.
Список использованной литературы
1. Брамин С. Л. История Европы. — М: Наука, 2005 — 324с.
2. Ливанов Л. А. Всемирная история. Учебное пособие. — М: Проспект, 2008 — 544с.
3. Поляк Г. Б., Маркова А. Н. История мировой экономики. — М: ЮНИТИ, 2005 — 727с.
4. Сарычев В. Г., Успенский А. А., Чунтулов В. Т. Экономическая история. Учебное пособие. — М: Инфра-М, 2002 — 305с.
5. Я. М. Бердичевский, С. А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111−128.
6. Курс экономики: Учебник. — 3-е изд., доп. / Под ред. Б. А. Райзберга: — М.: ИНФРА — М., 2001. — 716 с.
7. Курс экономической теории: Учебн. пособие /Под ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. — М.: Изд. «АСА», 1996. — 624 с.