Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Характеристика восприятий

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проделанных экспериментов отметим, что во временных понятиях у детей огромную роль играют их эмоции и личные факторы, опираясь на свой маленький, но всё же присутствующий жизненный опыт дети отметили, что зима самая длительная (зимой холодно, зимой плохо, поэтому зима кажется бесконечной) среди остальных времен года. Последовательность времен года не вызывает проблем у опрошенных детей… Читать ещё >

Характеристика восприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

восприятие дошкольный педагогический Детские годы играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение — только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры. Развитие пространственного и временного восприятия ребенка играет огромную роль в дальнейшем процессе обучения и жизнедеятельности ребенка. Не умея ориентироваться во времени и имея затруднения в ориентировке в пространстве дошкольник, а в скором времени — школьник будет испытывать затруднения в школе и в общении ос сверстниками и педагогами.

Цель работы: рассмотреть особенности развития пространственного и временного восприятия у детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Дать общую характеристику восприятий.

2. Рассмотреть особенности развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.

3. Провести и описать игры на развитие восприятия пространства, времени у детей.

1. Общая характеристика восприятий

Восприятие представляет собой целостное отражение предметов, явлений, ситуаций, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на слаженную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинофильм, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая яблоко, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). В результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является весьма сложным процессом, который требует значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, воспринимаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира ни в коей мере не является реакцией простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процессе восприятия всегда принимают участие двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; напевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в результате своей жизнедеятельности.

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира принимает участие внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа па последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира.

К основным свойствам восприятия необходимо отнести следующие свойства: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия — это способность отражать предметы и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.

С целостностью восприятия также связана его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слышит какой-нибудь музыкальный мотив, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом, а не отдельные ноты.

Следующим свойством, а также составляющей восприятия является константность. Константностью называют относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его жизненный опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый предмет. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет разные люди могут воспринимать по-разному.

Говоря об основных свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Например, вы смотрите телевизор или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные особенности характерны для каждого явления или события.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве. Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке (Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза), восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета.

Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обусловлено тем, что пространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена.

Сложность изучения процесса восприятия времени заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира. Мы имеем представление о его течении лишь по определенным признакам. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

2. Особенности развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста

Развитие временных представлений у дошкольников — это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в его существовании.

Время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств для формирования временных представлений у дошкольников. Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира». Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

В дошкольном возрасте дети усваивают лишь некоторые временные представления и умения ориентироваться во времени. Уровень этих знаний невысок, разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки). Дети смешивают понятия «день» и «сутки», не могут назвать всех частей суток, не знают, что «день» — это часть суток. Часто дошкольники не знают названия дней недели, не могут определить их последовательность. Недостаточны знания о способах измерения времени (календарь, часы), названиях интервалов времени (минута, час).

Итак, имеющие знания у детей о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны.

Проблема ориентации в пространстве достаточно многогранна. Она включает в себя как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.

Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентирования учат различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Различаемые направления ребенок соотносит, прежде всего, с определенными частями собственного тела: вверху — где голова, внизу — где ноги, впереди — где лицо, сзади — где спина и т. д. Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами, ориентировку на местности: определение местонахождения объекта относительно ребенка, ориентирующегося в пространстве (шкаф находится справа, а дверь слева от меня), определение местонахождения ребенка по отношению к окружающим его объектам (я нахожусь справа от домика), определение пространственного расположения предметов относительно друг друга (справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч).

3. Проведение и описание игр на развитие восприятия пространства, времени у детей

Дошкольный период играет важнейшую роль в интеллектуальном развитии ребенка и составляет критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства со стороны взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним и его воспитание будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение — только с ним, любовь и ласка, различные физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей. Поэтому родителям и воспитателям необходимо уделять огромное внимание развитию ребенка. Восприятие пространства и времени должно быть развито у детей дошкольного возраста. Для определения особенностей восприятий пространства, времени у детей мы провели ряд игр и экспериментов. Нашими испытуемыми была старшая группа детского сада. 7 человек (Артем 6 лет, Аня 5 лет, Денис 6 лет, Лена 6 лет, Миша 5 лет, Света 6 лет, Максим 6 лет).

Для начала мы провели ряд игр и заданий для определения уровня развития восприятия времени. Первым заданием для ребят было предположить, что можно сделать за минуту. Затем мы предложили им сделать одно из предложенных дел. Ответы детей и длительность деятельности мы зафиксировали. Второй задачей для детей было рассказать о частях суток. Все ответы записаны. Следующим заданием для детей был рассказ о временах года, т. е. то, как сам ребенок воспринимает данные промежутки времени.

Следующим этапом был эксперимент, позволяющий проанализировать уровень пространственного восприятия детей. Мы разложили перед каждым ребенком геометрические фигуры и предложили их назвать. Ответы соответственно тоже были записаны. В качестве пятого задания мы предложить ребенку показать и назвать части своего тела, расположенного справа, слева. Ответы были записаны. Следующее задание было таковым: мы предложили ребенку показать на листе бумаги, где правый, верхний угол, левый, нижний угол, середина, линия края. Все результаты были записаны.

В качестве последнего задания мы разложили поочередно перед каждым ребенком игрушки и попросили определить, что находится справа от куклы, что лежит позади кубика.

Также нами была проведена диагностика познавательных процессов у детей, а конкретно — процесса восприятия. Данные методики позволили оценить восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» представляет собой следующее: ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рисунке 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера мы зафиксировали время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценили в баллах, которые затем послужили основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Вторая методика — «Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку необходимо объяснить, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Следующая необходимая методика — методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку необходимо объяснить, что ему покажут несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок 3 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

В случае если ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то ребенка необходимо остановить и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14.

Заключительная методика - Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рисунке 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

4. Диагностика и коррекционная работа с детьми

В ходе проведенных экспериментов мы выяснили, что временное восприятие у детей дошкольного возраста развито сильнее, чем пространственное. С первым заданием почти ни у кого не было проблем. За минуту была предложена масса действий: прыжки, бег, поедание конфеты, приседания. Все указанные действия за минуту были выполнены и оставалось несколько секунд для дополнительных неуказанных действий.

Представления о частях суток почти у всех детей были верными и ассоциировались с факторами повседневной жизни. Результаты опроса представлены в таблице.

Опрашиваемая личность

Время суток

утро

день

вечер

ночь

Артем

Играю с котом

Мама ведет в садик

Папа приходит с работы

Все дома

Аня

Я просыпаюсь

Иду в садик

Мама забирает меня из садика

Все спят

Денис

Чай пью

Иду в садик

Бабушка конфеты покупает.

темно

Лена

Нет ответа

Кушаю. Солнышко светит

Солнышко ложится спать

темно

Миша

Солнышко встает

Идем с мамой к бабушке

Мы гуляем с мамой

Звезды на небе

Света

Мама идет на работу

Я в садике

Папа приходит домой

Все спят

Максим

Бабушка ведет в садик

Все ходят куда-то

Все дома

Светит луна

Суждения детей о временах года были похожи. Все сошлись на мнении, что сначала идет зима, зимой холодно, потом — весна. Весной: тепло, мокро, зеленое всё, поют птицы. Весна проходит быстро. Потом идет лето. Летом: тепло, жарко, поют птицы, много мороженого. Здесь мнения разделились. 2 человека сказали, что лето проходит быстро и оно короче весны. Остальные 5 заметили, что лето примерно такое же, как весна и осень. Осень оказалась холодной, желтой, длинной. После нее зима. Здесь опрашиваемые ребята сошлись во мнении: зима оказалась, по их мнению, самым длительным временем года.

Следующим этапом исследования был анализ уровня развития пространственного восприятия у детей. Результаты задания на распознавание геометрических фигур: круг узнали все, квадрат тоже все. Треугольник не смогли назвать 2 человека. Пятое задание было сложным. Сначала ребята без проблем назвали все свои части тела. Но проблем с распознаванием справа-слева не было только у двоих ребят. Почти все ребята путались и не сразу отвечали на наши вопросы. Следующее задание повторило результаты предыдущего: верхний, нижний угол листа показывали все и почти сразу. А вот с понятием правый верхний угол, левый нижний угол снова появились трудности и замешательства. Последнее задание ребятам понравилось, т.к. были задействованы не отвеченные предметы, рисунки, а их игрушки. 6 из 7 детей безошибочно определили месторасположение главной игрушки (куклы) — в центре и месторасположение остальных игрушек относительно нее (машинка — слева, кубики — справа).

На основе проделанных экспериментов отметим, что во временных понятиях у детей огромную роль играют их эмоции и личные факторы, опираясь на свой маленький, но всё же присутствующий жизненный опыт дети отметили, что зима самая длительная (зимой холодно, зимой плохо, поэтому зима кажется бесконечной) среди остальных времен года. Последовательность времен года не вызывает проблем у опрошенных детей дошкольного возраста. Среди всех заданий на проверку развития временного восприятия у детей небольшие трудности вызвало лишь задание «сколько дел можно сделать за минуту». Детям было немного сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Для того, чтобы улучшить развитие данного навыка ориентации во времени мы предлагаем методику ознакомления с разными видами часов — электронными и механическими. Ребенка необходимо научить различать минутную и часовую стрелки, показать на циферблате, сколько длится минута, сколько — час.

Проведение методик диагностики познавательного процесса — процесса восприятия у детей дошкольного возраста. Дети показали средние результаты достаточные для своего возраста. Шесть детей из семи быстро справились с первым заданием, точно указав чего не хватает на рисунках. Один ребенок (Артем, 6 лет) указал несуществующие или не важные детали. В ходе проведения данного эксперимента мы столкнулись с проблемой недостаточно развитого словарного запаса у детей, т. е. дети понимали чего именно не хватает, но иногда не знали или не могли вспомнить правильное название недостающего элемента.

Методика «Узнай, кто это» вызвала значительные затруднения у ребят. С одной стороны мы услышали множество вариантов, кто это может быть на картинке, но верно указали название животного только два ребенка.

Проведение методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?» показало высокие результаты. Все ребята быстро нашли и назвали предметы спрятанные, на первом и втором фрагменте рисунка. Небольшие затруднения вызвал поиск предметов на третьем фрагменте.

Методика «Чем залатать коврик?» вызвала наибольшие затруднения в детском коллективе. Все ребята ответили верно, выбрав правильный кусочек материи с необходимым орнаментом, но весь процесс оказался трудоемким и длительным.

На основе проведенных методик делаем вывод, что опрошенные дети дошкольного возраста имеют средний уровень развития пространственного и временного восприятия, но нуждаются в его дальнейшем непрерывном развитии. Для получения более высоких результатов мы предлагаем проводить с детьми специальные игры, например игру «Сравни картинки». Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

Также полезной для развития восприятия и мышления будет игра «Считалка». На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание. Развитию восприятия форм поспособствует игра, придуманная всемирно известным педагогом М. Монтессори: это специальные карточки с прорезями разной формы и соответствующие прорезям геометрические фигуры.

Заключение

Восприятие — это чувственное отображение действительности, которое является основой мышления и ориентации человека в окружающем мире. Для детей дошкольного возраста характерна малая детализация восприятий при их большой эмоциональной насыщенности. Но маленькие дети не могут отличить главные особенности предметов от второстепенных. Для обучения этому и созданы игры на развитие восприятия. Такие занятия станут фундаментом будущего интеллектуального роста вашего ребенка.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, т. е. распределен по времени, то ребенок уверенно отмечает утро («Все просыпаются») или вечер («Мы с мамой гуляем»). Он различает день и ночь. Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени: «Утро (зимой) — еще не совсем светло», «Ночь — темно, солнца нет».

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. При нарушении или слабом развитии какого-либо восприятия у дошкольника родителям и педагогам необходимо обращать на это внимание и проводить различные образовательные и развивающие игры с ребенком, что было исследовано и доказано в ходе контрольной работы.

Список использованных источников

1. Гольфман Е. М., Рябинин В. С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М, Просвещение.1996.

2. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., Академия, 1998. — С. 287.

3. Немов Р. С. Психология: Кн.: 2. — М.: ВЛАДОС. 1995.

4. Урунтаева Г. А Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум. — М. Академия, 1996. — С. 65.

5. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1995.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой