Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание комсомольца

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Группа октябрят создается в 1 классе школы и действует в течение трех лет под руководством одного из пионерских отрядов. Пионерский отряд является коллективным вожатым октябрят, организует разнообразную работу в группе октябрят с целью подготовить их к вступлению в пионерскую организацию. Воспитательная работа с октябрятами — это важнейшее поручение Ленинского комсомола пионерам. Отряд направляет… Читать ещё >

Воспитание комсомольца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План Введение Раздел 1. История создания ВЛКСМ и системы воспитания комсомольца.

1. История возникновения единого коммунистического союза молодежи.

2. От октябрят к комсомолу Раздел 2. Идеология ВЛКСМ и её реализация.

1. Задачи комсомола.

2. Воспитание советской молодежи Заключение.

ВВЕДЕНИЕ

Комсомол — коммунистическое молодёжное движение, созданное в 1918 г. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) создавалась как массовая общественно-политическая организация советской молодёжи. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи был частью общественно-политической системы Советского Союза. Его судьба была теснейшим образом связана с судьбой страны, а его исчезновение с политической арены стало закономерным итогом процесса перестройки.

По свидетельству Б. Бажанова, секретаря Сталина в 20-е годы, идею организации комсомола выдвинул Л. А. Шацкин: «Шацкин был очень умный, культурный и способный юноша… Это он придумал комсомол и был его создателем и организатором». Воспоминания Б. Бажанова // stepanov01.narod.ru/library/bazan.htm.

В Уставе ВЛКСМ, действовавшим до начала перестройки было записано: «Комсомол — активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза… Весь смысл своей деятельности комсомол видит в осуществлении решений партии и Советского правительства, претворения в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в СССР» Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М., 1986. С. 3.

Деятельность комсомола в разные периоды оценивали неоднозначно. Исследовательская литература 1960;1970;х гг. пестрит примерами боевых и трудовых подвигов комсомольцев. 1980;е гг. характеризуются резкой критикой коммунистической партии и комсомола. И только после распада Советского Союза появляются работы, авторы которых пытаются осмыслить исторический опыт становления и фактической деятельности коммунистического союза молодежи.

В данной работе предпринимается попытка обратиться к истории возникновения и развития всероссийской комсомольской организации и выявить её идеологию, особенности реализации идей, способы воспитания комсомольца.

Целью работы является изучение способов, приемов и особенностей воспитания комсомольца. Для этого необходимо решить ряд задач:

· проследить историю возникновения комсомола как единой общественно-политической организации молодежи.

· дать характеристику организационным основам комсомола;

· выявить основные задачи, которые ставились перед ВЛКСМ;

· отследить связь комсомола и пионерской организации;

· выяснить положительные и отрицательные стороны в воспитании советской молодежи.

Глава I. История создания ВЛКСМ и системы воспитания комсомольца.

1. История возникновения единого коммунистического союза молодежи История ВЛКСМ, пролетарского юношеского движения неразрывно связана с историей социалистической революции и руководством Коммунистической партии за построение коммунизма. Под воздействием рабочего движения в конце XIX и начале XX вв. в стране активизировалось студенческое движение. Большевистские организации в высших учебных заведениях помогли партии сплачивать демократическое студенчество, пропагандировали идеи марксизма. Вслед за рабочими в революционной борьбе приняло участие крестьянство. Отмечая этот факт, В. И. Ленин писал, что «в русской деревне появился новый тип — сознательный молодой крестьянин. Он общался с „забастовщиками“, он читал газеты, он рассказывал крестьянам о событиях в городах, призывая их к борьбе против крупных землевладельцев-дворян, против попов и чиновников» Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М., 1963. С. 34. В. И. Ленин постоянно обращал внимание партии на задачи революционного воспитания молодёжи. В проекте резолюции 2-го съезда РСДРП «Об отношении к учащейся молодёжи», написанной Лениным, отмечалось, что стихийно развивающееся юношеское движение нуждается в помощи со стороны пролетарских революционеров, особенно в деле воспитания «цельного и последовательного социалистического мировоззрения». В декабре 1916 г. была опубликована статья Ленина «Интернационал молодёжи», в которой говорилось, что руководить «кипящей», бурлящей, ищущей молодёжью нужно умеючи". Большевики вели работу с молодёжью на заводах и фабриках, в деревнях, в легальных обществах, воскресных школах, в солдатских казармах, в нелегальных кружках. Партия большевиков являлась организатором пролетарского молодёжного движения. 7 (20) июня 1917 в «Правде» был опубликован примерный устав Союза рабочей молодёжи России, составленный Н. К. Крупской Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 5. М., 1959. С. 563.

Комсомол, по мнению современных исследователей, — дитя гражданской войны с ее жесткой централизацией управления государством и подчинения всех сил и средств выполнению главной идейной для всей Советской Республики задачи — отстаиванию молодого социалистического Отечества от посягательств внутренней контрреволюции и внешней интервенции Галаган А. А. Неоткрытые страницы истории: о белых пятнах и черных дырах истории Ленинского комсомола. Саратов, 1989. С. 32. Война продиктовала как форму политического объединения молодежных союзов, так и методы внутрисоюзной жизни, и стиль руководства общественными организациями трудящихся.

Разгоревшаяся гражданская война, победа в которой могла быть обеспечена лишь на основе единой воли и действий партии и народа, ставший реальным феномен однопартийной политической системы диктатуры пролетариата вызвали повсеместно и практически одновременно стремление молодежных союзов к объединению усилий всех имевшихся союзов молодежи. Перед лицом смертельной опасности, нависшей над нашей революцией, идея всеобщего единения под знаменами Октября стала доминирующей. Этой идеей была пронизана деятельность Организационного бюро по созыву I съезда союзов рабочей и крестьянской молодежи, который состоялся в октябре-ноябре 1918 г.: именно эта идея, и явилась катализатором, ускорившим созыв данного съезда, провозгласившим создание РКСМ.

В воззвании Оргбюро, образованного для подготовки съезда, говорилось: «…Революционный энтузиазм, охвативший всю молодежь с начала революции, помог ей найти своих друзей в борьбе за социализм. …Мы борцы… Все мы чувствуем, как слабы наши организации, чтобы подготовить нас к строительству новой жизни. Но если мы терпим неудачи, если наши попытки строительства не привели ни к чему, то решим эти задачи все вместе» Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ, Т. 1. М., 1969, с. 5−6. Здесь прослеживается явный призыв к совместной скоординированной деятельности различных союзов молодежи. Не случайно съезд конституировался, открывался как Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Выступления делегатов в первый день открытия съезда показали, как писал делегат съезда и член его президиума М. Ахманов, «самую пеструю картину разнообразной деятельности организаций молодежи на местах… от героической борьбы на фронте и в подполье у белых — до устройства танцевальных курсов». И, что характерно, никто из делегатов даже не коснулся вопроса о необходимости единого в масштабе страны союза молодежи, хотя представители Москвы и Питера с самого начала вели эту линию. Определеннее всех, судя по изданным протоколам I съезда РКСМ, высказался один из руководителей московского союза молодежи «III Интернационал» Лазарь Шацкин. «Нам необходимо объединить наши союзы и выработать общую программу» Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ, Т. 1. М., 1969, с. 11−12., — сказал он в своем приветствии съезду, однако его призыв остался без внимания. Однако уже 31 октября на четвертом заседании съезда Л. Шацкин, выступивший с докладом о Программе, говорил — о едином союзе молодежи как о деле решенном. В дальнейшем горячо дискутировались другие важные вопросы — о названии союза, о его организационной структуре, финансах, Уставе и другом, но сама постановка этих вопросов стала возможной лишь после решения главного вопроса — о едином союзе молодежи. Именно решение данного вопроса побудило перестроить на ходу повестку дня съезда, которая была предварительно «сверстана» с акцентом на проблемы Пролеткульта. Закрывая съезд на утреннем заседании 4 ноября 1918 г., Е. Цейтлин в качестве важнейшего достижения назвал то, что «в предстоящей борьбе мы выступим единой могучей организацией». Последним на съезде выступил Л. Шацкин: «Я предлагаю, закрывая съезд, назвать его I съездом Российского Коммунистического Союза Молодежи».

Итак, съезд, который открывался как Первый съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, завершил свою работу как I съезд РКСМ. Так образовался единый в масштабе страны союз молодежи.

2. От октябрят к комсомолу Первые группы октябрят были созданы летом 1923 г. при отрядах пионеров Москвы. Большинство октябрят, по возрасту были ровесниками Великой Октябрьской социалистической революции, отсюда такое название. В августе 1924 г. эти группы были официально признаны как подготовительные при пионерской организации.

Группа октябрят создается в 1 классе школы и действует в течение трех лет под руководством одного из пионерских отрядов. Пионерский отряд является коллективным вожатым октябрят, организует разнообразную работу в группе октябрят с целью подготовить их к вступлению в пионерскую организацию. Воспитательная работа с октябрятами — это важнейшее поручение Ленинского комсомола пионерам. Отряд направляет активных и инициативных пионеров вожатыми группы и звездочек октябрят, организаторами конкретных дел, работы по интересам. Пионера помогают октябрятам в учебе, выполнении первых поручений, учат своих младших товарищей дружно жить и вести коллективную общественную работу, выполнять правила октябрят. Вожатые помогают учителю начальных классов вести воспитательную работу, организуют товарищескую помощь отстающим в учении, помогают октябрятам выполнять первые поручения пионерской дружины и отряда. По поручению совета дружины штаб закрепляет группы октябрят за отрядами, подбирает и может утверждать вожатых октябрят, организует учебу и обмен опытом работы вожатых групп и звездочек октябрят. Штаб является организатором смотра работы отрядов по руководству группами октябрят. Он осуществляет подготовку и проведение различных игр и конкурсов, праздников и трудовых операций октябрят. Штаб создает «Уголок вожатого октябрят» в пионерской комнате, в котором концентрируется справочные и методичные материалы в помощь вожатым, разработки игр, тексты песен и пр. Члены штаба нередко вместе приходят в одну из групп октябрят, чтобы посмотреть и затем обсудить проводимое пионерами мероприятие. Работа с октябрятами организуется преимущественно в игровой форме на основе утвержденных ЦК ВЛКСМ Правил октябрят:

· Октябрята — будущие пионеры.

· Октябрятаприлежные ребята, любят школу, уважают старших.

· Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

· Октябрята правдивые и смелые, ловкие и умелые.

· Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Итогом всей работы с группой октябрят за год является Всесоюзная неделя октябрят, которая проводится в апреле. В течение недели совет дружины вместе с вожатыми октябрят и активом отрядовшефов октябрят организуют день труда октябрят, «книжный день», праздник игры и игрушки, день спорта, день интернациональной дружбы, день вожатого октябрят, праздник красного галстука — в день рождения В. И. Ленина.

Пионерское движение — участие детей и подростков в борьбе советского народа за социализм и коммунизм под руководством Коммунистической партии и комсомола. Оно являлось составной частью международного коммунистического молодежного и детского движения. В СССР понятия «детское коммунистическое движение» и «пионерское движение» по существу равнозначны. После победы Октября употреблялось первое понятие. Со времени создания единой массовой организации юных пионеров общепринятым постепенно стало понятие «пионерское движение».

Пионерская организация — это массовое, самодеятельное объединение детей и подростков, являющееся формой проявления и развития детского коммунистического движения, неотъемлемой частью системы коммунистического воспитания подрастающего поколения. В Положении о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина сказано, что это массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, смена и резерв ВЛКСМ". Коммунистическая партия рассматривает ее как массовую школу общественно полезной деятельности, идейно — нравственной закалки детей и подростков. Свой первый опыт активного участия в общественной работе сотни миллионы советских граждан приобрели в пионерские годы. «Детство в нашей стране тесно связано с пионерской организацией, которая носит имя Владимира Ильича Ленина, — подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в своем Приветствии участникам Всесоюзного слета пионерских вожатых. — В пионерских отрядах и дружинах миллионы ребят проходят школу идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, учатся жить, работать и бороться, как завещал великий Ленин».

Пионерская организация являлась самодеятельной по характеру своей работы. Только последовательное развитие самодеятельности пионеров обеспечивала рост инициативы, творчества, активности в общественно полезной работе. Партия и комсомол всемерно поддерживали инициативу, творческие начинания и почины, рост самодеятельности пионеров, направленные на решение задач коммунистического воспитания подрастающего поколения и способствующие более активному участию пионерской организации в доступных возрасту детей и подростков формах коммунистического строительства. Самодеятельный характер работы дружин и отрядов обеспечивался широким развитием самоуправления пионеров, деятельностью коллективных выборных органов детской коммунистической организации.

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина являлась коммунистической организацией детей и подростков нашей страны. Она воспитывала своих членов в духе беззаветной преданности делу Коммунистической партии Советского Союза, строила свою работу в соответствии с ленинским учением о коммунистическом воспитании молодого поколения и на основе решений партии и комсомола. Она была призвана решать задачи коммунистического воспитания детей и подростков в союзе со школой, общественностью, семьей. Пионерская организация готовила своих членов к вступлению в ряды Коммунистического Союза Молодежи.

Пионерская организация являлась сменой и резервом Ленинского комсомола. По поручению Коммунистической партии комсомол осуществлял непосредственное руководство ее работой. Участие в общественной деятельности детской коммунистической организации позволяла пионерам подготовиться к вступлению в комсомол. Работа комсомольских организаций, вожатых с пионерами была направлена на воспитание детей и подростков в духе революционной преемственности поколений коммунистов — комсомольцев — пионеров. Эта работа знакомила пионеров с лучшими традициями комсомола, содержанием, формами и методами деятельности Союза Молодежи, структурой комсомольских организаций. Пионерская дружина рекомендовала старших пионеров, достигших 14- летнего возраста, в комсомол, если они доказали своими делами и поступками готовность стать членами Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. В целях дальнейшего повышения роли детской коммунистической организации в подготовке смены и резерва комсомола 18 съезд ВЛКСМ внес в Устав ВЛКСМ, установив, что «учащиеся общеобразовательных школ до 15 лет вступают в комсомол лишь через пионерскую организацию».

Пионерская работа — это разнообразная деятельность пионерской организации по коммунистическому воспитанию детей и подростков, которую осуществляли совместно пионеры и вожатые. Она была направлена не развитие общественной активности, коллективизма и самодеятельности детей и подростков; подготовку смены и резерва Ленинского комсомола из числа членов детской организации; решение задач всестороннего развития школьников в единстве со школой, общественностью и семьей путем обеспечения тесного единства идейнополитического, трудового и нравственного воспитания.

Конкретные задачи пионерской организации на совместном этапе определены в Уставе ВЛКСМ, решениях 18 съезда комсомола, Положении о всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина в соответствии с директивами партии.

Пионерская организация решала следующие задачи:

· Воспитывать пионеров преданными делу Коммунистической партии и верными революционным, боевым и трудовым традициями советского народа;

· Воспитывать любовь к своей социалистической Родине и непримиримость к врагам советского народа;

· Воспитывать ответственное отношение к учению, интерес к науке, технике, культуре, искусству и содействовать всестороннему развитию личности школьника;

· Активно приобщать учащихся к посильному участию в труде борьбе советского народа за построение коммунистического общества;

· Растить юных ленинцев в духе интернационализма и братской дружбы народов СССР, укрепляет дружбу с детскими коммунистическими и демократическими организациями всех стран;

· Развивать у пионеров общественную активность и инициативу, самодеятельность и коллективизм, сознательность и дисциплинированность, честность и смелость;

· Закреплять ребят нравственно и физически, воспитывать готовность защищать свое Отечество.

Все эти задачи взаимосвязаны между собой. Успешное их решение позволяло пионерской организации активно влиять на процесс формирования коммунистического мировоззрения школьников, всестороннего развития личности. Все конкретные дела, которые вместе с активом намечает и проводит вожатый, должны отвечать актуальным задачам пионерской организации. При этом следует учитывать, что в процессе подготовки и проведения пионерского дела может нередко решать сразу несколько воспитательных задач.

Законы пионеров Советского Союза раскрывают ребятам содержание основных идейнонравственных норм поведения и деятельности члена коммунистической организации детей и подростков нашей страны:

· Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

· Пионер готовится стать комсомольцем.

· Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

· Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

· Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

· Пионерчестный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.

· Пионертоварищ и вожак октябрят.

· Пионердруг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Салют пионера означает, что для него интересы общества, своей коммунистической организации, дружины и отряда выше личных. Пионер отдает салют, поднимая согнутую под углом правую руку с плотно сжатыми пальцами над головой.

Присвоение пионерской организации, дружине, отряду имени выдающегося деятеля Коммунистической партии и революционного движения, героя нашей Родины является символом верности славным традициям борьбы за коммунизм. Героическая жизнь и борьба, славный труд советских людей, подвиг героев выступают как высокий нравственный идеал пионеров, которому они стремятся подражать. Н. К. Крупская отмечала в своих трудах значительную воспитательную силу связи идеалов и практического поведения подростков и детей. Самый высокий идейнонравственным идеалом для пионеров является жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина. Они изучают документы и материалы о герое, жизнь и подвиг которого являются для них примером. Но главное — это разнообразная общественно полезная деятельность совета дружины или отряда как конкретное доказательство того, что пионеры делом подтверждают право на присвоение почетного имени своему коллективу.

Задача комсомольских организации — приучать пионеров и школьников к труду, прививать им; чувство самостоятельности, стремление приносить пользу дома, в школе.

Также в воспитательной работе очень важно значение символики и атрибутики пионерской организации. Символика неразрывно связана с атрибутами пионерской организации. Атрибуты — определенные предметы и знаки, которые в яркой и выразительной форме выражают идеи, символы и традиции пионерского движения, подчеркивают сплоченность, единство и организованность пионерских коллективов, создают эмоциональнопривлекательное оформление детской коммунистической организации. Некоторые основные символы пионерской организации одновременно являются и ее атрибутами (красные знамена пионерских организаций и дружин, красные флаги отрядов, галстук и значок пионера).

Атрибуты, имея символичный смысл, отражают революционную романтику пионерской жизни, пафос героической борьбы народа за великое дело Коммунистической партии. Поэтому, например и горн, и барабан неправомерно рассматривать только с точки зрения их утилитарнопрактического назначения подавать сигналы. Горн и барабан стали спутниками отряда как символы боевой трубы красноармейских полков огненных лет гражданской войны и походных барабанов юных Гаврошей Парижской коммуны. Атрибутами пионерской организации являются также форма вожатых и пионеров, знаки различия выборного пионерского актива, награды вожатых и пионеров, памятные эмблемы, знаки и наградные значки пионерских слетов, фестивалей, конкурсов, соревнований, всесоюзных и республиканских игр.

Глава II. Идеология ВЛКСМ и её реализация.

1. Задачи комсомола О задачах, поставленных перед комсомольцами, рассказывал И. В. Сталин в своем интервью для газеты «Комсомольская правда».

Задача комсомольца воспитывать рабоче-крестьянскую молодежь в духе ленинизма. Это значит, во-первых, внедрять в ее сознание того факта, что победа социалистического строительства вполне возможна и необходима; во-вторых, укреплять в ней убеждение в том, что советское рабочее государство детище международного пролетариата, то есть оно база развертывания революции во всех странах и окончательная победа советской революции является делом международного пролетариата; в-третьих, воспитывать молодежь в духе доверия к руководству Российской коммунистической партии. Необходимость создать в комсомоле такие кадры и такой актив, которые могли бы провести воспитание молодежи в этих направлениях. Комсомольцы ведут работу во всех областях строительства: в промышленности, в сельском хозяйстве, в кооперации, в Советах, в культурно-просветительных организациях и т. п. Каждый комсомолец-активист связывает свою повседневную работу во всех областях строительства с перспективой построения социалистического общества. Комсомолец должен уметь вести свою повседневную работу в духе и направлении осуществления этой перспективы. Раздавать задания и контролировать их выполнение, главное выбирать и распределять работу так, чтобы она была по душе, выискивать склонности к тому или иному виду деятельности среди молодежи. Важно также, чтобы охватывать деятельностью как можно больше народу. И главное — постоянный контроль. Такие рекомендации содержатся в книге, посвященной разъяснению комсомольцу его задач.

Комсомольцы ведут работу среди рабочих и крестьян самых разнообразных национальностей. Сам комсомол является некоторым подобием своеобразного Интернационала. При этом тут играет роль не только национальный состав комсомола, но и тот факт, что комсомол непосредственно примыкает к РКП (б), составляющей один из важнейших отрядов всемирного пролетарского Интернационала. Интернационализм является основной идеей, пронизывающей работу комсомола.

Комсомол является формально непартийной организацией. Но он есть вместе с тем организация коммунистическая. Являясь формально непартийной организацией рабочих и крестьян, комсомол должен вместе с тем работать под руководством партии. Обеспечить доверие молодежи к партии, обеспечить руководство партии в комсомоле. Комсомолец должен помнить, что обеспечение руководства партии есть самое главное и самое важное во всей работе комсомола. Комсомолец должен помнить, что без такого руководства комсомол не может выполнить свою основную задачу — воспитания рабоче-крестьянской молодежи в духе диктатуры пролетариата и коммунизма.

Сталин говорил о необходимости вовлечь в комсомол всю рабочую молодежь и лучшие элементы деревенской бедноты и середняков. Но также обращал внимание на воспитание новых членов комсомола активом комсомола. Изучение ленинизма, ленинская учеба является необходимейшим условием превращения комсомольского актива в настоящий ленинский актив, способный воспитать многомиллионную комсомольскую молодежь в духе диктатуры пролетариата и коммунизма.

«Сельские комсомольцы могут многое сделать для улучшения работы своей школы. Прежде всего комсомольской организации следует позаботиться о здании школы. Если оно не в порядке, нуждается в ремонте, комсомольцы должны стать первыми помощниками директора школы в проведении этой работы. Они могут поставить вопрос о ремонте школы в правлении колхоза, в сельском совете, настоять, чтобы были выделены плотники и другие мастера, чтобы здание было хорошо и вовремя отремонтировано. Многое для этого можно и нужно сделать силами комсомольцев и молодежи: например организовать заготовку и подвозку материалов, дров, мелкий ремонт школьной мебели и т. д. Не все школы имеют достаточное количество наглядных пособий. А без них урок проходит вяло, школьники хуже усваивают предмет. Тут тоже могут проявить себя комсомольцы. Под руководством учителей они успешно справятся с изготовлением несложных наглядных пособий и облегчат обучение своих младших братьев и сестер. По решению правительства во всех школах введена обязательная военно-физкультурная подготовка учащихся. Эти занятия требуют дополнительного оборудования, которое в сельской школе не так легко найти. Комсомольцы и молодые колхозники Чувашии пришли на помощь своим школам. Они изготовили 5 тысяч макетов винтовок, 230 чучел для рукопашного боя, около 400 гранат, десятки макетов автоматов. Сделать такие же пособия для военно-физкультурных занятий могут комсомольцы любого колхоза. В хорошей школе всегда есть горячие завтраки для учащихся. Имеет ли ваша школа достаточные запасы продуктов на зиму? А ведь добиться этого нетрудно, — для этого следует лишь хорошо обработать пришкольный участок. Работать на своем огороде должны сами школьники под руководством учителей. Комсомольцы должны помочь им заготовить семена, проследить, чтобы за огородом добросовестно ухаживали. Тут колхозным комсомольцам очень пригодится их хозяйственный опыт. И делом их чести будет снять с пришкольного участка хороший урожай овощей и картофеля» В. В. Головач «О работе комсомола на селе»: из-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1943.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что молодёжь сможет успешно проявлять социальную активность, если порвёт с «культом невежества», будет знакомиться со всеми направлениями общественно-политической мысли, если у неё будет возможность «легкого, ясного сопоставления тенденций современности» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 41. С. 252. В этом же плане высказывался В. И. Ленин в 1903 г., рекомендуя молодым «поставить на первый план в своей деятельности выработку цельного и последовательного социалистического миросозерцания» через серьёзное изучение марксизма, обязательное ознакомление с русским народничеством и западноевропейским оппортунизмом, «как главными течениями среди современных борющихся передовых направлений» Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 253. Он боролся против догматического, доктринерского усвоения передовой общественно-политической мысли, считал, что, только вырабатывая сознательное, научное мировоззрение, молодёжь сможет активно участвовать в общественно-политической жизни общества. Эти методологические установки должны были лечь в основу политики социалистического государства и правящей партии. Однако этого не произошло. Государство, партия, точнее — система ограничивали возможности молодёжи для проявления творчества в философской мысли, тем более в понимании нового общества, которое объективно строит любое новое поколение, только в условиях социализма это строительство было централизовано, дано сверху и «ни шагу в сторону».

Для воспитания преданных партии участников коммунистического преобразования страны «формирование марксистско-ленинского мировоззрения» преподносилось как заучивание общепринятых истин. Этот опыт (если его можно так назвать) всецело использовали идеологи маоцедунизма в Китае после победы социалистических устоёв жизни. Особенно это проявилось в период т. н. культурной революции. Теория социализма была превращена в цитатники, которые заучивались, а не усваивались.

2. Воспитание советской молодежи Воспитание молодёжи в 20−30 гг. XX столетия определялось как стратегическая задача строительства социализма. Практически всё отношение государства и общества к молодёжи выражалось через воспитание, которое по инициативе В. И. Ленина именовалось коммунистическим.

В воспитательной работе особое значение имеет правильное понимание преемственности поколений, учёт отличий старших и молодых. Преемственность поколений в каждом обществе играет особое значение для перспектив развития, укрепления нации. Ратуя за преемственность поколений, В. И. Ленин отмечал особенности молодёжи, её отличие от старших, а, следовательно, и неизбежность определённых противоречий между ними. Долгое время это совершенно естественное социальное явление пренебрегалось, молодёжь подстраивали под старших, уравнивали их интересы.

Воспитательную работу комсомол проводил под непосредственным руководством партии. Можно сказать и так — воспитательная работа с молодёжью стратегически направлялась компартией, а комсомол играл роль своеобразного «инструмента» в ее организации и проведении. То есть опять компартия опиралась на молодёжь и комсомол в осуществлении своей политики, видя в воспитательной работе возможность преумножить и мобилизовать усилия молодого поколения на преобразование страны. В подкрепление этих рассуждений сошлёмся на один документ комсомола, который свидетельствует о непосредственном участии компартии в воспитании молодёжи через комсомол и о его роли как её «инструмента» в воспитательной работе. В июне 1925 г. IV Всесоюзная конференция комсомола в резолюции «О постановке воспитательной работы в РЛКСМ» выражала недовольство тем, что отдельные партийные организации не уделяли должного внимания воспитательной работе с молодёжью. Обращает на себя «набор» вопросов, которые комсомол «делегировал» партии. Конференция указывала, что партия должна давать Союзу квалифицированных пропагандистов, больше внимания уделять работе комсомольских политических школ, «развернуть» учёбу комсомольского актива, подвести под воспитательную работу необходимую материальную базу. Конференция так ставила вопрос: каждая партийная ячейка должна выделить не только представителей в бюро ячейки РЛКСМ или на общие собрания комсомольских ячеек, но и «работника-партийца в помощь воспитанию комсомольца» ВЛКСМ в резолюциях его съездов им конференций. М.; Л., 1929. С. 218. Как видим, комсомол устанавливал ответственность и определял задачи партии в области воспитания молодёжи, а себе отводил роль механизма в партийной политике. В данном случае ни о какой самостоятельности и самодеятельном характере комсомола речи не могло быть. Комсомол практически становился организацией, вся деятельность которой не только проводилась под руководством партии, но и организовывалась, проводилась партийными организациями. Примечательно такое положение резолюции съезда: «Сейчас силами самого комсомола обслуживать его возросшие ряды невозможно, выделение сил партии на воспитательную работу с комсомольцами является важнейшим делом» Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ: В 2-х т. 1918;1968. М., 1968. Т. 1. С. 226. В полном ведении партии находились вопросы подбора, подготовки, переподготовки, воспитания пропагандистских и иных кадров, занимающихся работой по воспитанию молодёжи.

В 20−30-е гг. впервые складывались система политического воспитания и обучения, которой охватывались массы, практически все граждане. Эта система должна была дать человеку политическую грамоту, политическую культуру и определить насколько эти знания усваиваются, выявить благонадёжность обучавшегося и воспитывавшегося в духе коммунизма. Впервые в России и также впервые в мире в стране действовала одна государственная идеология, отступление от которой и непонимание ее каралось в общественном и административном порядке. Немало из задуманного коммунистическим режимом осуществилось. У многих молодых людей сформировались определённые свойства и качества, запрограммированные в системе социалистического воспитания и образования. Советский человек, как говорилось — новая общность народа, впитал в себя такие качества, как трудолюбие, коллективизм, для него были характерны идейность, интернационализм, гражданственность, преданность строю и идее, вера государству и партии, их «вождям». В сознании многих людей укрепились социальные установки на равные стартовые возможности и профессиональную мобильность. Это создавало ощущение социальной стабильности, уверенности в завтрашнем дне. И во многом это соответствовало реальности.

Воспитание граждан, прежде всего молодёжи, сам подход к молодёжи и молодёжной политике проводились на основе ленинской формулы, красной нитью прошедшей через завещание и напутствие В. И. Ленина молодёжи на третьем съезде РКСМ — нравственно всё то, что служит делу коммунизма, «наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата» Ленин В. И. Задачи союзов молодёжи // Полн. собр. соч. Т. 41. С. 309−310. Здесь же, на третьем комсомольском съезде, Ленин говорил, что нравственность, взятую «внеклассового понятия, мы отрицаем», что «наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата», «В вечную нравственность не верим». Там же. С. 309, 313.

Это была принципиально новая цель воспитания, а, следовательно, нужна была и новая коммунистическая теория воспитания. Не случайно коммунисты отвергали «старую школу». В принципе такая позиция объяснима — каждая политическая система имеет определённые политические, идеологические ценности. Одно не оправдано — новая идеология, коммунистическая система воспитания отвергали общечеловеческую нравственность, тем самым отвергались, не использовались нравственные, общечеловеческие ценности, выработанные и сложившиеся мировой цивилизацией. «Нравственно всё то, что служит делу коммунизма» — но ведь общечеловеческая нравственность и есть высшая категория нравственности, которая должна была лежать и в основе коммунизма, если это был самый совершенный идеал жизни людей. Но вождь, а, следовательно, и все те, кто шёл за вождём видели коммунизм без и вне общечеловеческой нравственности. Поэтому компартия и комсомол придавали большое значение разработке новой теории, методологии, методики коммунистического воспитания.

В стране создавалась научно-пропагандистская система выработки новой идеологии. Специальные институты коммунистической теории действовали при партийных комитетах. К этой работе привлекались научные силы высших учебных заведений, причём в обязательном порядке и, конечно же, под самым тщательным контролем партийных комитетов и организаций. 5 марта 1927 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление об организации научной разработки вопросов воспитания и проблем комсомольской работы. Научные силы объединялись в кабинете юношествоведения при Институте имени К. Либкнехта РГАСПИ. Ф.М.1. Оп. 3. Д. 31. Л. 215, 223−235.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

коммунистический союз комсомол молодежь В советской политической системе воспитание молодёжи определялось как стратегическая цель строительства социализма. Практически вся деятельность государства и общества по отношению к молодёжи выражалась через воспитание. И практически вся жизнедеятельность молодёжи пронизывалась воспитанием. Все институты общества — компартия, государственные органы, комсомол, профсоюзы, творческие союзы и пр. — были нацелены на организацию воспитания молодёжи. Коммунистическая партия и комсомол рассматривали воспитание как процесс революционной закалки молодёжи, готовности к решению революционных задач по строительству нового общества и его защите. Советское государство объявляло себя классовым, следовательно, как внутри страны, так и во вне должно было проводить и защищать классовые интересы, а для этого необходима революционная закалка граждан.

Таким образом, и в данном случае можно усмотреть прямую связь постановки воспитательных задач с самим типом государства, с политическим режимом, с целенаправленным подчинением воли молодёжи строительству нового общества. А если это так, то в этих условиях, при такой общественной системе революционная закалка была объективным процессом. Поэтому нельзя принять бытовавшее, по крайней мере в конце 80-х — начале 90-х гг., в литературе представление большевиков злоумышленниками, обрекшими Россию на гибель и страдания. Деформация общественного строя вызывалась объективными, глубинными историческими закономерностями с привнесёнными волюнтаристско-субъективными действиями конкретных политических деятелей.

Список используемой литературы.

1. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ, Т. 1. М., 1969.

2. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ, Т. 1. М., 1969.

3. ВЛКСМ в резолюциях его съездов им конференций. М.; Л., 1929.

4. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М., 1986.

5. РГАСПИ. Ф.М.1. Оп. 3. Д. 31. Л.

6. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ: В 2-х т. 1918;1968. М., 1968. Т. 1.

7. Галаган А. А. Неоткрытые страницы истории: о белых пятнах и черных дырах истории Ленинского комсомола. Саратов, 1989.

8. В. В. Головач «О работе комсомола на селе»: из-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1943.

9. Ленин В. И. Задачи союзов молодёжи // Полн. собр. соч. Т. 41.

10. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 7.

11. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 5. М., 1959.

12. Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М., 1963.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 41.

14. Воспоминания Б. Бажанова // stepanov01.narod.ru/library/bazan.htm.

15. «Комсомольская Правда» № 133 от 29 октября 1925 года.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой