Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Характеристика социально-экономического развития Тюменской области

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря использованию этой космической технологии, к примеру, на станции скорой помощи проводится онлайнмониторинг местоположения транспортных средств, осуществляется контроль выполнения вызовов. В сфере пассажирских перевозок проводится планирование и контроль рейсов общественного транспорта, расчет времени прибытия городского автобуса для граждан. Так, по словам заместителя губернатора… Читать ещё >

Характеристика социально-экономического развития Тюменской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный экономический университет Курсовая работа по дисциплине Территориальная организация общества Тема:

Характеристика социально-экономического развития Тюменской области Выполнила: Дзейгова Ф.М.

студентка 4 курса Б412 группа Проверила: Путинцева Н.А.

Санкт-Петербург — 2014

Содержание Введение Глава 1. Ресурсный потенциал Глава 2. Социально-экономическая характеристика развития региона Глава 3. Отраслевая структура экономики (ВРП)

3.1 Характеристика промышленности в регионе, структура промышленности, крупные п/п

3.2. Характеристика с/х в регионе, структура с/х, динамика состояния

3.3 Характеристика сферы услуг региона Глава 4. Характеристика социально-политических процессов региона

4.1 Показатели расселения

4.2 Этнический (национальный) состав региона

4.3 Демографическая ситуация в регионе

4.4 Миграционные процессы в регионе Глава 5. Межбюджетные отношения в регионе

5.1 Динамика состояния регионального бюджета

5.2 Участие Тюменской области в ФЦП и РЦП

5.3 Региональные целевые программы в Тюменской области Заключение Список литературы

Тюменская область является одним из субъектов Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа.

Административным центром является город Тюмень. Граничит на северо-западе с Архангельской (Ненецкий автономный округ) областью, на западе с Республикой Коми, на юго-западе со Свердловской и Курганской областями, на юге с Северо-Казахстанской областью Казахстана, на юго-востоке с Омской и Томской областями, на востоке и северо-востоке с Красноярским краем; единственный регион России, простирающийся (вместе с автономными округами) от Северного Ледовитого океана на севере до государственной границы на юге.

Тюменская область (с автономными округами ХМАО и ЯНАО) находится в юго-западной части Западно-Сибирской низменной равнины. По площади занимает 3-е место среди субъектов РФ, уступая лишь Якутии и Красноярскому краю, и 1-е место среди Уральского федерального округа. Область находится в природных зонах арктических пустынь, тундры, лесотундры (север и центр Ямало-Ненецкого АО), тайги (юг Ямало-Ненецкого АО, Ханты-Мансийский АО, север южной части Тюменской области), смешанных лесов и лесостепи (центр и юг южной части Тюменской области).

Область имеет экстремальные природно-климатические условия на большей части территории — Ямало-Ненецкий автономный округ, Белоярский и Берёзовский районы Ханты-Мансийского автономного округаЮгра относятся к районам Крайнего Севера, а остальные районы и городские округа Ханты-Мансийского автономного округа и Уватский район приравнены к ним.

Климат арктический, субарктический на севере и умеренный — в центре и на юге.

Средняя температура января колеблется от? 17 °C в районе Тюмени до ?27°С на севере. Продолжительность морозного периода составляет от 130 в Тюмени до 210 дней в году и более в районе тундры.

В состав Тюменской области входят 38 районов и 26 городов. (с учётом автономных округов).

Современное социально-экономическое положение Тюменской области характеризуется заметными тенденциями роста производства ведущих отраслей экономики и положительными сдвигами в социальной сфере.

Область развивается в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года Основные цели Концепции:

— устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие области;

— рост уровня жизни населения;

— совершенствование пространственной организации производительных сил на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ области.

Целью данной курсовой работы является анализ социально-экономического положения Тюменской области, выявление проблем и путей их решения.

Структура работы построена в соответствии с поставленными задачами и основана на статистических данных по различным показателям.

Глава 1. Ресурсный потенциал региона

Тюменская область имеет следующие виды природных ресурсов: нефть (64% месторождений России), газ (92% природного газа России), каменный и бурый уголь, руды черных и цветных металлов, химическое сырье, строительные материалы, а также крупнейшие запасы торфа, сапропеля, йодо-бромных вод, кварцевого песка, различных глин и много других природных ресурсов.

Нефть и газ

Нефтяные и газовые месторождения разведаны в толще осадочных пород, образуя основную часть Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Основные месторождения нефти находятся в Среднем Приобье (Самотлорское, Мегионское и др.; Усть-Балыкское, Федоровское в районе Нижневартовска). Месторождения природного газа находятся в приполярном районе: Медвежье, Уренгой и др., в Заполярье — Ямбургское, Иванковское и др.

Торф

Тюменская область обладает самыми крупными в Российской Федерации и в мире запасами торфа. На ее территории выявлено 2764 торфяных месторождения. Большая часть запасов в области слагается торфом верхового типа. Верховые торфяные месторождения распространены в центральной части области, низинные сосредоточены на Юге, в поймах крупных рек. Торф Тюменской области можно использовать в энергетике, сельском хозяйстве, строительстве, для получения воска, лигнина и т. д.

Водные ресурсы

Поверхностные воды. Область характеризуется развитой сетью полноводных рек (около 25 тыс.), большим количеством озёр (около 500 тыс.), обилием подземных вод. Водные ресурсы области формируются в основном за счёт транзитного стока рек Тобол, Иртыш, Обь. Крупные реки также — Таз, Пур, Надым и др.

Главным потребителем пресной воды является промышленность. Число водопользователей, забирающих воду из поверхностных водных объектов в Тюменской области (с учетом автономных округов), составляет 267 (на южную зону приходится 180). Воду питьевого качества подают 17 водозаборов, технического — 297. Подземные воды. В южной зоне области разведано и предварительно оценено 103 месторождения подземных вод питьевого назначения с общими балансовыми запасами всех категорий 743.58 тыс. м3/сут. Кроме того в южной зоне разведано 8 месторождений минеральных хлоридных натриевых вод с минерализацией от 5−6 до 20 г/дм3 и более и 2 месторождения промышленных йодных вод (Тобольское и Черкашинское). В минеральных водах нередко присутствуют специфические (биологически активные) компоненты: йод, бром, ортоборная кислота. Запасы их огромны. Дебиты скважин достигают 4000−5000 м3/сут. Минеральная вода используются как питьевая лечебно-столовая и лечебная, а также как лечебно-оздоровительная (бассейны, ванны).

Лесные ресурсы

В области несколько природно-климатических зон: арктическая тундра на Крайнем Севере, южнее — тундра и лесотундра, затем тайга, лесостепь и степь на юге. На севере преобладают сосна, кедр, лиственница, пихта, ель; на болотах — ольха, берёза, ива; в лесостепи — берёза, осина. Лесистость — 40,7%, общий запас древесины на корню -5201,4 млн. куб.м. Лесотундра — это весьма своеобразный комплекс сосуществующих и часто сменяющих друг друга тундр, редколесий, участков лиственничных лесов и болот. На юге лесотундры леса занимают 20−30% площади, тундра — 5−10%. В северной её части соотношение другое: на тундру приходится 30−40%, на лесные сообщества — 2−3% площади. На остальной территории располагаются болота, луга, по долинам рек — заросли кустарников. В изреженных дрелвостоях лесотундры преобладает лиственница, низкая кривоствольная берёза Кузмищева, реже встречается ель.

Вывод: На основе приведенных данных, можно сделать вывод о том, что Тюменская область является основным источником энергетических ресурсов для всей страны, что делает этот регион стратегически важным. Помимо этого, в ТО достаточно много лесных и водных ресурсов, запасы которых обновляются каждый год. Эти сферы делают Тюменскую область очень привлекательным регионом с инвестиционной точки зрения.

Глава 2. Социально-экономическая характеристика развития Тюменской области

Таблица 1

Удельный вес ВРП региона в общем объеме ВРП страны

Годы

Суммарное ВРП страны

1 287 594,8

18 034 385,2

45 265 221,6

Суммарное ВРП Тюменской области

94 835,1

2 215 584,4

Доля региона в суммарном ВРП РФ

7,3%

12,2%

9%

Вывод: В области наблюдается положительная тенденция роста показателя ВРП на первом этапе (1995;2005 гг.), затем незначительное падение этого показателя по отношению к ВРП по стране на втором этапе (2005;2011 гг.). В целом уровень ВРП в регионе можно считать оптимальным.

Таблица 2

Динамика ВРП на душу населения

Годы

Среднее значение по стране (тыс. руб.)

8750,3

125 658,7

316 626,6

Душевой ВРП Тюменской области (тыс. руб.)

29 905,1

673 208,3

Отклонение от душевого ВРП РФ (%)

+241

+435

+276

Значение ВРП региона — аутсайдера (Республика Ингушетия) РФ/отклонение от среднего значения в %

1493,5

— 83%

— 86%

— 80%

Вывод: Наблюдается динамика стремительного роста ВРП на первом этапе (1995;2005 гг.) и такого же падения показателя на втором этапе (2005 — 2011 гг.)

Таблица 3

Динамика душевых инвестиций

годы

Среднедушевые инвестиции в РФ

1,7

Среднедушевые инвестиции в Тюменской обл.

8,2

Отклонения от среднего значения по стране в %

+382,3

+680

+370,6

Вывод: Среднедушевые инвестиции в Тюменской области заметно выше среднедушевых инвестиций по стране. Наблюдается динамика роста этого показателя в Тюменской области на первом этапе (1990;2000 гг.) и значительное падение — на втором (2000;2012 гг.)

Таблица 4

Динамика состояния основных фондов, степень их изношенности

годы

Степень износа основных фондов РФ

43,5%

44,1%

45,9%

Степень износа основных фондов Тюменской области

38%

53%

58,7%

Отклонение от степени износа РФ

— 5,5%

8,9%

12,8%

Вывод: наблюдается увеличение степени изношенности основных фондов, а также заметное отклонение показателя от степени изношенности основных фондов по стране.

Таблица 5

Динамика душевых доходов населения региона

годы

Душевые доходы населения РФ

0,217

Душевые доходы населения Тюменской области

0,334

Отклонение от душевых доходов населения РФ

+54%

+85%

+44,3%

Вывод: душевые доходы населения Тюменской области значительно превышают среднероссийский показатель, на первом этапе (1990;2005 гг.) наблюдается динамика роста отклонения душевых доходов по Тюменской области от аналогичного показателя по стране, и значительное падение этого показателя на втором этапе (2005;2012 гг.)

Таблица 6

Динамика заработной платы в регионе

годы

Среднемесячная з/п работников организаций в РФ

0,303

13 593,4

26 628,9

Среднемесячная з/п работников организаций в Тюменской области

0,499

47 177,3

Отклонение от среднего значения по стране в %

+64,6%

+110%

+77%

Вывод: средняя з/п работников в Тюменской области значительно выше, чем по стране. Наблюдается динамика роста з/п в области на первом этапе, и падения — на втором.

Таблица 7

Динамика среднего размера начисленных пенсий

годы

Средний размер начисленных пенсий в РФ

0,113

2538,2

9153,6

Средний размер начисленных пенсий в Тюменской области

0,113

3179,8

Отклонение от среднего значения по стране в %

0%

+25,2%

+29,3%

Вывод: средний размер пенсий в Тюменской области не ниже, чем в среднем по стране. Наблюдается тенденция роста этого показателя на протяжении 22 лет.

Таблица 8

Динамика изменения структуры денежных доходов в регионе, сравнение со средним по стране

1) Доходы от предпринимательской деятельности

годы

В РФ

15,4%

11,4%

8,6%

В Тюменской области

5,2%

7,6%

6,4%

Вывод: доходы от предпринимательской деятельности в Тюменской области ниже, чем средний показатель по стране. Наблюдается динамика роста на первом этапе (2000;2005 гг.) и падения — на втором (2005;2012)

2) Оплата труда

годы

В РФ

36,5%

39,6%

41,5%

В Тюменской области

62%

63%

67,4%

Вывод: оплата труда в области значительно выше, чем по стране, также наблюдается динамика роста этого показателя на протяжении 12 лет (2000;2012 гг.)

3) Социальные выплаты

годы

В РФ

13,8%

12,7%

18,5%

В Тюменской области

6,5%

7,4%

14,3%

Вывод: социальные выплаты в Тюменской области ниже среднероссийских, однако наблюдается динамика роста этого показателя на первом этапе (2000;2005 гг.) и значительного роста на втором этапе (2005;2012 гг.)

4) Доходы от собственности

годы

В РФ

6,8%

10,3%

5,2%

В Тюменской области

7,2%

13,4%

4%

Вывод: Доходы от собственности в области выше, чем по стране на первом этапе (2000;2005 гг.), однако на втором этапе этот показатель упал втрое. Однако стоит отметить, что средний показатель по стране тоже упал вдвое.

5) Прочие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.)

годы

В РФ

27,5%

26%

26,2%

В Тюменской области

19,2%

8,5%

7,9%

Вывод: прочие доходы в Тюменской области значительно ниже среднероссийских. Наблюдается динамика падения этого показателя значительно на первом этапе (2000;2005 гг.) и незначительно — на втором (2005;2012 гг.)

Таблица 9

Динамика покупательной способности душевых денежных доходов (сопоставление полученных доходов с прожиточным минимумом)

1990 г.

2000 г.

2012 г.

Потребительские доходы на душу населения в РФ

0,217

Потребительские доходы на душу населения в Тюменской обл.

0,334

Прожиточный минимум на конец года в РФ

Прожиточный минимум на конец года в Тюменской области

6 492

Покупательная способность душевых денежных доходов РФ

0,005

8,27

3,43

Покупательная способность душевых денежных доходов по Тюменской области

0,009

+80%

4,14

— 49,9%

5,12

+49,2%

Вывод: покупательная способность в Тюменской области на начало 90-х годов значительно выше среднероссийского показателя. На первом этапе (1990;2000 гг.) наблюдается заметное падение покупательной способности в регионе по отношению к среднероссийскому, и такой же стремительный рост — на втором этапе (2000;2012 гг.)

Таблица 10

Динамика уровня бедности в регионе

годы

В РФ

29%

13,4%

10,9%

В Тюменской области

21,3%

10%

11%

Отклонение от среднего значения по стране

— 7,7%

— 3,4%

+0,1%

Вывод: Уровень бедности в Тюменской области ниже не превышает среднероссийский показатель на протяжении 12 лет. Наблюдается значительное падение уровня бедности в регионе на первом этапе (2000;2008 гг.) и незначительный рост на втором (2008;2012 гг.)

Таблица 11

Динамика расслоения общества региона

2002 г.

2005 г.

2012 г.

Коэффициент фондов по РФ, раз

16,4

16,4

Коэффициент фондов по Тюменской области

8,8

11,6

11,6

Таблица 12

Динамика коэффициент ДЖИНИ

годы

В РФ

0,398

0,405

0,417

В Тюменской области

0,448

0,451

0,444

Вывод: коэффициент ДЖИНИ в Тюменской области на протяжении всего периода рассмотрения (10 лет) превышает среднероссийский показатель, что является отрицательным показателем, однако коэффициент фондов заметно ниже, чем по стране.

Таблица 13

Динамика ИРЧП

годы

В РФ

0,769

0,805

0,843

В Тюменской области

0,847

0,888

0,887

Вывод: Уровень развития человеческого потенциала немного выше среднероссийского, к тому же динамика показателя стабильно положительная, что является благоприятным фактором Таблица 14

Динамика уровня безработицы

годы

В РФ

10,6%

7%

5,5%

В Тюменской области

11%

8,4%

5,2%

Отклонения

+0,4%

+1,4%

— 0,3%

Вывод: Уровень безработицы в Тюменской области выше, чем по России на протяжении всего рассматриваемого периода (13 лет), наблюдается падение этого показателя с 2000 по 2013 гг, это говорит о том, что ситуация улучшается Таблица 15

Динамика количества авто на душу населения

годы

В РФ

58,5

168,4

257,5

В Тюменской области

60,4

283,8

Отклонение от среднего значения по стране

+3,2%

+23,5%

+10,2%

Вывод: Количество авто на 1000 человек в Тюменской области выше общероссийского на протяжении 22 лет. Наблюдается динамика значительного роста этого показателя на первом этапе (1990;2005 гг.), и падения — на втором (2005;2012 гг.)

Таблица 16

Динамика демографических показателей. Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)

годы

В РФ

13,4%

10,2%

13,3%

В Тюменской области

15,9%

13%

17,2%

Отклонения

+2,5%

+2,8%

+3,9%

Вывод: Число родившихся на 1000 человек в Тюменской области превышает этот показатель по РФ, также наблюдается динамика роста рождаемости в регионе с 2005 по 2012 гг.

Таблица 17

Смертность (число умерших на 1000 человек населения)

годы

В РФ

11,2%

16%

13,3%

В Тюменской области

6,3%

9,9%

8,4%

Отклонения

— 5%

— 6%

— 5%

Вывод: Уровень смертности в Тюменской области ниже, чем по России за последние 22 года, к тому же наблюдается снижение этого показателя в 2012 г на 1%

Таблица 18

Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения

Годы

РФ

Тюменская обл.

Отклонения

+34,7%

+50%

+17,6%

Вывод: Число преступлений на 100 тыс. чел. населения в Тюменской области превышает аналогичный показатель по России. Также наблюдается динамика роста на первом этапе (1990;2005 гг.) и падения — на втором (2005;2012 гг.)

Таблица 19

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников (тысяч тонн)

годы

РФ

20,4

19,6

Тюменская обл.

Отклонения

8670%

20 385%

17 859%

Вывод: Выбросы загрязняющих веществ в воздух в Тюменской области значительно выше этого показателя по России, в основном, это связано с высокими темпами добычи нефти и газа в этом регионе. Наблюдается рост этого показателя на первом этапе (1990;2005 гг.) и небольшой спад — на втором (2005;2012 гг.)

Таблица 20

Количество абортов (На 1000 женщин 15−49 лет)

годы

РФ

Тюменская обл.

Отклонения

11,1%

18,6%

31,3%

Вывод: Количество абортов в Тюменской области превышает этот же показатель по стране. Наблюдается динамика роста абортов по отношению к числу абортов по стране на протяжении 12 лет.

Таблица 21

Численность зрителей театров на 1000 человек населения

годы

В РФ

В Тюменской обл.

Отклонения

— 68,9%

— 40,5%

— 50,2%

Вывод: численность зрителей театров на 1000 человек населения в Тюменской области заметно ниже среднероссийского показателя. Наблюдается падение этого показателя по отношению к стране на первом этапе (1990;2005 гг.), и рост — на втором (2005;2012 гг.)

Вывод по всему разделу:

Из вышеприведенного анализа динамики развития Тюменской области можно сделать вывод о том, что наблюдается падение основных социально-экономических показателей региона на втором этапе рассмотрения (2005;2012 гг.). Тенденция падения душевых доходов, доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности и прочих доходов по отношению к аналогичным показателям в России, негативно сказывается на общей картине развития Тюменской области. Также не стоит забывать о внушительном количестве выбросов, загрязняющих атмосферный воздух и числе абортов, имеющих тенденцию роста за последние 12 лет. Это указывает на то, что правительству Тюменской области стоит направить ресурсы в сторону улучшения социальной жизни населения.

Глава 3. Отраслевая структура экономики

Таблица 22

Отраслевая структура экономики

Отрасль

2005 ТО

2005 РФ

2009 ТО

2009 РФ

2011 ТО

2011 РФ

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

0,8

5,2

1,2

4,9

1,1

4,7

Рыболовство, рыбоводство

0,3

0,3

0,2

Добыча полезных ископаемых

59,9

12,8

50,5

9,7

52,2

11,4

Обрабатывающие производства

1,7

18,5

17,1

6,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1,5

3,8

4,3

4,4

Строительство

4,3

5,7

7,8

6,7

7,2

6,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

21,8

8,7

18,6

8,1

19,5

Гостиницы и рестораны

0,2

0,9

0,6

0,5

Транспорт и связь

10,6

7,6

10,4

Финансовая деятельность

0,4

1,1

0,2

0,5

0,2

0,6

Операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг

5,2

7,8

11,7

6,9

10,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

1,1

2,9

2,5

5,5

2,1

4,7

Образование

1,1

2,8

1,5

3,5

1,5

2,9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,4

3,1

4,2

1,9

3,7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,4

1,5

0,6

1,6

0,5

1,4

Вывод: По приведенной таблице можно сделать вывод о том, что добыча полезных ископаемых в регионе занимает значительную часть ВРП страны (более 50%), также большую часть ВРП занимают, строительство, транспорт и обрабатывающие производства.

региональный экономический ресурсный социальный

3.1 Промышленность

По объёму произведенной промышленной продукции область занимает 1 место в России (именно за счёт ХМАО-Югры и ЯНАО). Основной отраслью специализации является топливная промышленность, на долю которой приходится 86,4% объёма промышленного производства области. Значительная часть нефти (64%) и газа (91%) страны добывается в ХМАО-Югре и ЯНАО. За 2012 год добыто 312 млн. тонн нефти и газового конденсата, 564 млрд. мі природного газа.

Переработка углеводородного сырья осуществляется заводами в г. Губкинском, Муравленко (ЯНАО), Сургуте (ХМАО-Югра); Белозерским и Южно-Балыкским ГПЗ. ВТобольске расположено крупнейшее в России предприятие нефтехимической промышленности — Тобольский нефтехимический комбинат[10]. В его состав входят несколько мощных производств по переработке нефти и газа. В Тюмени — Антипинский нефтеперерабатывающий завод. ЗАО «Антипинский НПЗ».

Коэффициент специализации (душевого производства) по нефти — 30, по газу — 41.

Основная направленность предприятий машиностроения (3,6%): нефтепромысловое, геологоразведочное, нефтеперерабатывающее оборудование, тракторные прицепы, деревообрабатывающие станки. Главные предприятия машиностроения:

· Тюменский аккумуляторный завод

· Тюменские моторостроители

· ОАО «Нефтемаш»

· Тюменский судостроительный завод — выпускает грузовые теплоходы, баржи, танкеры и другие суда.

В химической и нефтехимической промышленности осуществляется выпуск бутадиена, синтетических смол, полиэтиленовых труб. Производится около трети объёмов сжиженного бытового газа.

Лесохимический комплекс представлен в основном лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслями промышленности. Значительную часть древесины пока вывозят из подрайона в необработанном виде (круглый лес, рудстойка, дрова). Таким образом, имеющиеся в Тюменской области запасы нефти и газа создали предпосылки для развития не только мощной нефтегазовой промышленности, но и определяют развитие других отраслей. (http://www.metaprom.ru/regions/tumenskaya_obl.html) можно посмотреть здесь Анализ последствий для экономики Тюменской области, связанных со вступлением в ВТО, указывает как на экономические потери, так и на получаемые выгоды.

Отрицательными последствиями вступления России в ВТО для Тюменской области могут являться:

— упадок производства, большинство российских предприятий имеют устаревшее оборудование и неэффективную систему управления, а между тем им придется конкурировать с крупнейшими транснациональными корпорациями;

— ВТО негативно скажется на наполняемости федерального бюджета, поскольку таможенные пошлины формируют до 37% его доходной части.

Положительными аспектами вступления России в ВТО для Тюменской области являются следующие:

— либерализация тарифов может привести и к росту объема производства в ряде отраслей.

— улучшение доступа российских экспортеров на зарубежные рынки;

— рост объема прямых инвестиций в либерализуемые сектора экономики.

Хотя суммарный эффект от вступления ожидается вполне нейтральным, отраслевые эффекты различаются. Рассмотрим структуру промышленности Тюменской области (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура промышленности Тюменской области в 2011 году

В нефтегазовой отрасли основным условием вступления является обеспечение прибыльности продаж газа на внутреннем рынке для промышленных предприятий. Вступая в ВТО, страна не берет обязательств обеспечить равный доступ к трубопроводам для зарубежных компаний. Тем самым Россия сохранила право регулировать тарифы на трубопроводный транспорт. В то же время исчезнет возможность менять формулы расчета экспортных пошлин на энергоресурсы; например, пошлина на газ останется на уровне 30%. Из этого можно сделать вывод, что основной источник регионального дохода не пострадает.

Металлургия: размер пошлин на импорт металлопродукции не превышает 10%, но и этот уровень после вступления должен быть снижен. Но с другой стороны для металлургов откроются зарубежные рынки заимствований, а отрасль в целом станет более привлекательной для инвестиций.

Машиностроение: после вступления в ВТО импортные ставки снизятся до 5−10% в зависимости от типа продукции. Сами отечественные производители оценивают требуемые защитные ставки в несколько раз выше — на уровне 25−50%. К тому же российское машиностроение технологично более отсталое. Этот факт существенно влияет на его конкурентоспособность.

В пищевой промышленности: без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно, что усложнит позиции отрасли (приведет к угрозе продовольственной безопасности).

В целом, «пострадавшие» отрасли не составляют существенной доли в экономике региона.

Вывод: Вступление в ВТО может отрицательно сказаться на отраслях, не имеющих высокой доли в экономике региона. Таким образом, область в целом не утратит своих позиций, в то же время, это может привести к дальнейшему упрощению структуры экономики и закреплению «ресурсной» специализации региона.

3.2 Характеристика с/х в регионе, структура с/х, динамика состояния

В 2012 году, по предварительным данным Росстата, в Тюменской области (далее — область) произведено продукции сельского хозяйства на сумму 58,2 млрд. рублей, из них продукции растениеводства — 26,5 млрд. рублей, продукции животноводства — 3,0 млрд. рублей.

Объем продукции, отгруженной предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности области — 27,8 млрд. рублей.

Индекс производства продукции в 2012 году составил: сельского хозяйства — 91,3% (в 2011 году — 113,3%), растениеводства — 83,9% (124,5%), животноводства — 100,5% (102,4%).

В области произведено: зерновых и зернобобовых — 1,2 млн. тонн (66,3% к 2011 году), картофеля — 680,8 тыс. тонн (94,6%), овощей — 187,7 тыс. тонн (79,5%), скота и птицы в живом весе — 167,6 тыс. тонн (103,5% к 2011 году), молока — 593,2 тыс. тонн (99,4%), яиц — 1414,9 млн. штук (101,2%).

В I полугодии 2013 года индекс производства продукции сельского хозяйства увеличился на 1%. В январе-июне текущего года произведено скота и птицы в живом весе на убой 62,5 тыс. тонн (106,0% к соответствующему периоду 2012 года), молока — 293,0 тыс. тонн (98,6%), яиц — 725,4 млн. штук (102,6%).

Доля сельского хозяйства области в валовом региональном продукте — 1,1% (данные Росстата за 2011 год).

В общероссийском производстве продукции сельского хозяйства (3340,5 млрд. рублей) доля области в 2012 году составляет 1,4%.

В области сельскохозяйственное производство сосредоточено: 51,9% - в хозяйствах населения, 41,8% - в сельскохозяйственных организациях и 6,3% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

В 2012 году произведено: зерна — 81,8% в сельскохозяйственных организациях, 18,0% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах; картофеля — 69,8% и овощей 69,3% - в хозяйствах населения; скота и птицы — 54,8% в сельскохозяйственных организациях, 39,7% - в хозяйствах населения и 5,6% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах; молока — 47,5% в сельскохозяйственных организациях, 47,6% - в хозяйствах населения и 5,0% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

По данным Росстата, инвестиции в основной капитал, направленные на развитие сельского хозяйства области в 2012 году составили 4888,8 млн. рублей, индекс физического объема инвестиций — 101%.

После присоединения России к ВТО в сфере сельского хозяйства возникла реальная угроза экономике крупных свиноводческих предприятий, так как сокращение пошлин привело к снижению закупочных цен на свинину на внутреннем рынке страны, и сделала отрасль не окупаемой. Возможно, в данной ситуации в меньшей степени пострадают специализированные предприятия, имеющие собственную переработку. На говядину и мясо птицы пошлина в пределах квот не претерпевает изменений и составит 15 и 25% соответственно.

На молочные продукты (молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло) пошлина снижена незначительно (в 25% до 20%). Эксперты молочного рынка не ожидают, что ВТО окажет влияние на объем импортозамещения и на потребительские цены. Неблагоприятным фактором для сельскохозяйственной отрасли стала отмена льготы по НДС на отдельные виды сельскохозяйственной продукции. Это в значительной мере повлияло на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.

Следствием введения санкций стало снижение объемов импорта, по разным оценкам на 5,8−6,3%.

Вывод: вступление в ВТО в целом негативно отразилось на аграрной промышленности Тюменской области, прежде всего относительно аграрных предприятий, который лишились льгот по НДС, тем самым снизив свою конкурентоспособность.

3.3 Характеристика сферы услуг региона

Таблица 23

Объем услуг на душу населения

1995 г.

2005 г.

2012 г.

По России

48 272,8

По Тюменской области

1203,3

20 051,2

51 375,6

Отклонение от значения по стране

+56,7

+26,7

+6,4

Вывод: объем платных и бесплатных услуг в Тюменской области значительно превышает аналогичный показатель по России, однако наблюдается падение этого показателя по отношению к среднероссийскому в последние 17 лет

Глава 4. Характеристика социально-политических процессов региона

4.1 Показатели расселения

Таблица 24

Показатели расселения в Тюменской области (%)

1990 г

2000 г

2012 г

Гор.

Сел.

Гор.

Сел.

Гор.

Сел.

По России

73,8

26,2

73,2

26,8

74,0

26,0

По Тюменской области

77,6

22,4

73,6

26,4

84,8

15,2

Вывод: можно отметить превышение городского расселения в Тюменской области по отношению к стране, однако расселение в селах заметно ниже, чем в России.

4.2 Этнический состав населения Тюменской области

Таблица 25

Этнический состав (по переписи на 14 октября 2012 г.), процентов к населению, указавшему национальную принадлежность

Национальность

1989 г.

2000 г.

2010 г.

Русские

83,7%

82,4%

84,4%

Татары

7,8%

8,1%

6,1%

Украинцы

2,0%

1,7%

1,7%

Немцы

1,3%

1,2%

0,6%

Казахи

0,8%

1,0%

0,5%

Другие

4,4%

5,6%

6,7%

Вывод: в Тюменской области за последние 21 год в национальном составе наблюдается преобладание русского населения — более 80% от всей численности населения.

4.3 Демографическая ситуация в регионе

Таблица 26

Ожидаемая продолжительность жизни в регионе

Продолжительность жизни

1998 г.

2005 г.

2012 г.

По России

67,02

65,37

70,24

По Тюменской области

67,2

66,7

70,8

Вывод: В целом средняя продолжительность жизни населения не сильно отличается от показателя по России, также наблюдается тенденция к росту продолжительности, как по Тюменской области, так и по России в общем.

Таблица 27

Соотношение мужчин и женщин в Тюменской области (кол-во женщин на 1000 мужчин)

1990 г.

2005 г.

2012 г.

По России

По Тюменской области

Отклонение от значения по стране

— 11,8%

— 8%

+2,75

Вывод: В 1990 г. Соотношение мужчин и женщин в регионе было равным, однако с годами начало расти в пользу женщин, и к 2012 г эта разница составила 192 человека. Также заметно, что в Тюменской области разница между мужчинами и женщинами ниже, чем по стране, однако к 2012 г. Регион опередил среднероссийский показатель

4.4 Миграционные процессы в регионе

Таблица 28

Миграция

Год

Миграция в РФ

Миграционный прирост в Тюменской области

— 33

Доля иностранной рабочей силы в Тюменской области составляет 3% от общей численности занятых граждан на территории области.

Около 83% от общей численности иностранной рабочей силы в регионе привлекают организации строительной сферы.

Таблица 29

Квота на привлечение иностранной рабочей силы в Тюменскую область составляет

в 2012 г.

16 549 человек;

в 2013 г.

20 823 человека;

По данным УФМС России по Тюменской области по состоянию на 25.11.2013 года на территории Тюменской области общее количество работающих трудовых мигрантов составляет 11 754 человека.

В 2014 году у работодателей сохраняется потребность в привлечении иностранной рабочей силы. На предстоящий год 516 работодателями заявлена потребность в привлечении 77 746 иностранных работников из 47 стран мира. Решением областной межведомственной комиссии на 2014 год согласована потребность в привлечении 13 197 иностранных работников, в том числе 10 665 человек из стран в порядке, не требующем получения визы для въезда, и 2532 человека из стран в порядке, требующем получения визы для въезда. В том числе в разрезе отраслей:

Строительство

77,7%

Промышленность

11,0%

Торговля

3,7%

Сельское хозяйство

1,1%

Прочие

6,5%

При предоставлении государственной услуги по осуществлению миграционного учета УФМС России по Тюменской области руководствуются нормами и положениями:

Федеральных законов: от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред.), от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред.), от 18 июля 2006 г. За 12 месяцев 2013 года через пункты пропуска Государственной границы Российской Федерации в Тюменской области проследовало 354 253 иностранных гражданина и лица без гражданства, что на 45,5% больше аналогичного периода прошлого года (аппг — 243 378), из них въехало — 176 776 (+ 41,5%, аппг — 124 865), выехало — 177 477(+49,7%, аппг — 118 513). Количество выехавших через пункты пропуска из Тюменской области ИГиЛБГ на 701 человека превысило количество въехавших. Для сравнения — за аналогичный период прошлого года количество въехавших через пункты пропуска в Тюменскую область ИГ и ЛБГ на 6 352 человека превысило количество выехавших.

Основную часть ИГ и ЛБГ, подвергнутых иммиграционному контролю, составляют выходцы из стран СНГ — 98,5%. Из них граждане:

Казахстана — 41,86% (148 302 чел.), Узбекистана — 19,2% (68 023 чел.), Таджикистана — 18,46% (65 404 чел.), Киргизии — 10,2% (36 068 чел.), Азербайджана — 4,7% (16 782 чел.), Армении — 2,2% (7 837 чел.), Молдовы — 1,2% (4 189 чел), Украины — 0,7% (2 475 чел.), Грузии — 0,01% (43 чел.).

Вывод: на основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что Тюменская область заинтересована в привлечении иностранной рабочей силы, в первую очередь из стран СНГ. Однако нетрудно заметить, что до сих пор количество нелегальных мигрантов на территории региона довольно внушительно. И по последним данным УФМС, власти активно выдворяют граждан без разрешения на проживание. Основная сфера, в которой заявлена потребность в иностранных рабочих — это строительство (77,7%)

Глава 5. Межбюджетные отношения в регионе

5.1 Динамика состояния регионального бюджета

В настоящее время согласно действующему законодательству применяется многолетнее (среднесрочное) финансовое планирование на три года, отличительной особенностью которого является возможность пересмотра (коррекции) плана на последующие годы по мере их приближения, что придает процессу многолетнего планирования необходимую связность и согласованность во времени.

Таблица 30

Доходы и расходы области

Закон Тюменской области от 10.11.2010 № 64 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012;2013 годов»

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы

102 381

91 587

82 815

Расходы

108 300

91 109

91 099

Дефицит (-) профицит (+)

— 5 919

— 8 284

Динамика показывает, что ежегодно доходы регионального бюджета снижаются, что обусловлено централизацией на федеральном уровне налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, доля безвозмездных поступлений (в основном это компенсационные поступления из федерального бюджета в связи с централизацией НДПИ) ежегодно уменьшается.

Бюджетный федерализм — устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.

Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.

Компания «Медиалогия» подготовила медиарейтинг регионов РФ по выполнению и реализации пакета указов, подписанных президентом Владимиром Путиным в мае 2012 года. В этом списке Тюменская область заняла 6 место, что говорит о достаточно эффективных мерах по реализации указов президента.

Таблица 31

Рейтинг регионов по медиаиндексу

Регион

Медиа Индекс

Липецкая область

305,37

Калмыкия

214,45

Свердловская область

201,07

Санкт-Петербург

180,89

Башкортостан

163,68

Тюменская область

149,31

Приморский край

128,11

ЯНАО

127,28

Новосибирская область

99,75

Мурманская область

84,84

По итогам 2013 года Тюменская область вошла в пятерку регионов, где планы в рамках социальных наказов главы государства были перевыполнены. Достигнуты значения установленных показателей в части повышения заработной платы работников бюджетной сферы. Инвестиции в основной капитал превысили 25-процентный порог ВВП. Активно идет в регионе ликвидация аварийного жилья. Индекс промышленного производства составил 116,1%, объем собственных доходов в бюджет увеличился на 6,3%, доходы населения выросли до 3,3%. Объем инвестиций в основной капитал вырос на 20,2%.

Бюджетная обеспеченность — допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. Важнейшим принципом межбюджетных отношений является выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таблица 32

Доли средств, поступивших из федерального бюджета в общем объеме доходов Тюменской области, в %*

Субъект

Поступило из федерального бюджета

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

Дотации на сбалансированность бюджетов

Межбюджетные субсидии

Иные поступления

Тюменская область

5,47

29,24

21,51

24,83

15,61

2,65

1,79

2,40

2,35

2,31

3,37

Таблица 33

Динамика уровня бюджетной обеспеченности в Тюменской области (до и после дотаций) за 2012;2013 гг.

Годы/показатель

Бюджетная обеспеченность до дотаций

После дотаций

Вывод: Можно по этим данным понять, что эффективность дотаций в 2012 году практически сводится к нулю, что делает бюджетную политику региона очень слабой. Однако наблюдается рост эффективности бюджетной политики в 2013 году, что указывает на реализацию «майских указов» президента. Уровень обеспеченности после дотаций повысился

5.2 Участие Тюменской области в реализации Федеральных целевых программах

Федеральные целевые программы — это программы, направленные на решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важных задач. Федеральные целевые программы (далеепрограммы) являются инструментом структурной политики государства и разрабатываются по инициативе федеральных органов исполнительной власти с возможным привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На реализацию федеральных целевых программ на территории Тюменской области в 2007 году средства федерального бюджета предоставлялись: федеральным бюджетным учреждениям и бюджету Тюменской области в виде межбюджетных трансфертов.

На софинансирование федеральных целевых программ в Тюменской области из федерального бюджета в прошедшем году выделены средства в сумме 562,2 млн. рублей, из них межбюджетные трансферты бюджету Тюменской области — 384,4 млн. рублей.

Перечисленные средства в 2008 году освоены в полном объеме.

Следует отметить, что в сравнении с 2007 годом объем средств из федерального бюджета, выделенный на реализацию федеральных целевых программ в 2007 году, увеличился на 17,1 млн. рублей.

Как в предшествующем, так и в текущем году на территории Тюменской области действует более 15 федеральных целевых программ. Среди них можно отметить такие, как:

— «Жилище» на 2004;2013 годы;

— «Развития образования на 2009;2012 годы»;

— «Развитие судебной системы России» на 2010;2013 годы;

— «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2008;2013 годы»,

— «Модернизация транспортной системы России (2002;2010 годы)»;

— «Социальное развитие села до 2013 года»;

— «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 годы» и другие социально значимые программы.

Указанные программы нацелены на решение проблем, которые находят отражение практически в каждой сфере развития Тюменской области. Выполнение федеральных программ, в первую очередь улучшает социально-экономическое состояние в регионе, в то же время поддерживает показатели по стране в целом.

5.3 Региональные целевые программы в Тюменской области

РПЦ «Использование технологии ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Тюменской области».

Целью Программы является внедрение системы использования результатов космической деятельности в Тюменской области.

Задачи программы

1. Создание инфраструктуры использования космических услуг в Тюменской области.

2. Внедрение систем мониторинга и управления транспортом на базе технологий системы ГЛОНАСС.

3. Оснащение отдельных категорий граждан персональными средствами мониторинга местоположения.

Благодаря использованию этой космической технологии, к примеру, на станции скорой помощи проводится онлайнмониторинг местоположения транспортных средств, осуществляется контроль выполнения вызовов. В сфере пассажирских перевозок проводится планирование и контроль рейсов общественного транспорта, расчет времени прибытия городского автобуса для граждан. Так, по словам заместителя губернатора, удалось добиться оптимизации пробега транспортных средств, в среднем сокращение составляет до 12 процентов, осуществлять контроль за расходом ГСМ, все это, в конечном счете, влияет и на экономию финансовых средств. В деятельности скорой помощи при введении технологии ГЛОНАСС удалось сократить на 3−5 минут время на выезд бригады.

Региональная информационно-навигационная система ГЛОНАСС установлена на:

264 шт.

автомобилях скорой помощи

464 шт.

единицах транспорта для пассажирских перевозок

282 шт.

транспортных средствах для перевозки специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов

459 шт.

школьных автобусах, ряде транспортных средств ЖКХ

Помимо программы «ГЛОНАСС», в Тюменской области действуют много различных долгосрочных программ. Большинство программ имеют социальный характер:

· «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области „Основные направления развития образования и науки в Тюменской области“ на 2011;2015 годы»

· «Основные направления развития отрасли „Социальная политика“ в Тюменской области» на 2011;2015 годы"

· «Основные направления деятельности по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Тюменской области» на 2010;2015″

Можно сделать вывод, что правительство Тюменской области наибольший упор делает на социальное развитие региона. Однако стоит отметить, что без внимания не оставили и аграрную промышленность. В этой сфере работает РЦП «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области» на 2013;2020 годы".

Однако просмотрев весь список региональных программ на сайте Тюменской области, можно заметить, что очень мало программ, связанных с уменьшением выбросов и отходов в атмосферный воздух, а также программ, связанных с охраной окружающей среды. Не стоит забывать о том, какое большое количество выбросов происходит в результате нефтеи газодобычи. За 2012 г. этот показатель составил 3520 тыс. тонн.

Заключение

Перспективные уровни добычи нефти и газа в Тюменском регионе, как и в других нефтегазоносных территориях Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока, определяются целевыми программами развития России на период до 2030 г., а также объективными рыночными условиями: внешним и внутренним спросом, мировым уровнем цен на газои нефтепродукты, развитием транспортной инфраструктуры, запасами и качеством разведанной сырьевой базы, темпами ее воспроизводства, налоговыми и лицензионными условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, соответствующими инновационным и модернизационным потенциалами регионов и региональных общностей.

Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, предполагается, что главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития юга Тюменской области останется обслуживание нефтегазового комплекса автономных округов и развития Севера Тюменского региона. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы традиционно сложившемуся типу развития территории юга Тюменской области. Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в нефтегазовом секторе.

В данной курсовой приведена характеристика социально-экономического развития Тюменской области, подведены итоги по всем основным показателям. На основе полученных выводов, можно сказать, что развитие региона имеет положительную тенденцию, и принимаемые в области федеральные и региональные программы имеют достаточную эффективность. Однако такое сильное преобладание нефтегазохимического комплекса над другими отраслями является негативным показателем и отражает слабость таких сфер как демография, здравоохранение, охрана окружающей среды.

Список использованной литературы

1. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В. И. Видянина, М. В. Степанов.- М.: ИНФРА-М 2010. 686 с.- Высшее образование

2. Кистанов В. В. Региональная экономика России: учебник/ В. В. Кистанов, Н. В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2009. 584 с.

3. Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебн. Пособие для бакалавров/ Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Клевцова. — 2-е изд., перераб. И доп.- М: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 566 с.- Серия: Бакалавр.

4. Сайт федеральной службы государственной статистики «Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области»

5. В. А. Давыденко, Г. Ф. Ромашкина, Д. Ф. Скрипнюк, А. Н. Тарасова, Н. И. Диденко. Управление инновационным развитием региона: коллективная монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 436 с.

6. Территориальной устройство России.

7. Бурматова О. П. Региональная экономика и природопользование: Словарь-справочник. — Новосибирск: СибАГС, 2005. — 328 с

8. Куликов, Л. М. Экономическая теория: Учебник / Л. М. Куликов. — М., Издательство Проспект, 2010. — 432 с.

9. Кистанов В. В. Региональная экономика России: Учебник / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. — 584 с.

10. Лаженцев В. Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. — СПб.: Наука, 2006. — 110 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой