Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления имеет первостепенное значение для теории и практики и в значительной мере определяет развитие большинства стран мира. Несмотря на отличительные особенности между отдельными странами, есть много общего в содержании местных проблем. Практически для всех стран независимо от их положения в мировой экономике присущи пространственные различия… Читать ещё >

Содержание

  • Стр
  • Глава 1. Методологические основы анализа сущности и моделей местного самоуправления
    • 1. 1. Теоретические подходы к типологии концепций местного самоуправления
    • 1. 2. Модели формирования местного самоуправления: мировой опыт
    • 1. 3. Противоречия современной модели местного самоуправления в России
  • Глава 2. 0сновные направления и динамика рыночной трансформации экономики муниципальных образований
    • 2. 1. Воздействие приватизации и муниципализации на экономику муниципальных образований
    • 2. 2. Либерализация цен и тарифов в муниципальных образованиях
    • 2. 3. Финансовая стабилизация: продолжение вертикали на муниципальный уровень

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время и в среднесрочной перспективе сложности переходного периода в России отягощаются проблемами, возникающими на местном уровне, и недостаточностью финансовых средств. В течение длительного времени развитие местного самоуправления не рассматривалось в числе приоритетных направлений развития государства. Переход от административно-командной системы управления к новым формам регулирования, адекватным рыночным отношениям, обусловил необходимость коренных изменений, следствием чего явилось принятие законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 1995 и 2003 годах.

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления имеет первостепенное значение для теории и практики и в значительной мере определяет развитие большинства стран мира. Несмотря на отличительные особенности между отдельными странами, есть много общего в содержании местных проблем. Практически для всех стран независимо от их положения в мировой экономике присущи пространственные различия в обеспечении ресурсами, в уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурном оснащении, в состоянии окружающей природной среды, в остроте национальных и социальных конфликтов. Изучение накопленного опыта решения местных проблем в ведущих странах мира является весьма полезным для России, находящейся в стадии перехода к рыночным отношениям. Вместе с тем в развитых странах возникают новые местные проблемы, связанные с постиндустриальным развитием, с переходом к глобализации экономики, информационному обществу. Россия должна вникнуть в суть происходящих качественных перемен, не упускать их из виду, в противном случае она может надолго остаться в положении вечно отстающей и догоняющей. Однако не следует допускать копирования опыта решения местных проблем в какой либо отдельной стране. Необходимы глубокое изучение и тщательный отбор способов решения местных проблем, приемлемых в российских условиях.

Эффективное управление развитием муниципальных образований, прежде всего, экономическим, является гарантией обеспечения занятости населения, роста реальных доходов граждан, благоустройства территорий. Работа в данном направлении создает базовые условия для повышения уровня социальной защищенности населения, качества его жизни, удовлетворения постоянно возрастающих потребностей людей.

Потребность в изучении местного самоуправления обусловлена необходимостью создания теоретических основ для разработки и реализации научно-обоснованной государственной политики по отношению к местному самоуправлению, для формирования муниципального сознания российских граждан, для повышения организационной культуры государственных и муниципальных служащих и освоения ими инновационных технологий муниципальной политики, содействующей вовлеченности граждан и общественных объединений в дела местных сообществ.

Местные бюджеты, средства которых являются основой финансовой базы поселений, городских округов, муниципальных районов, часто не могут обеспечить эффективное функционирование последних, так как, во-первых, местные бюджеты, в основном, дефицитны, что ограничивает возможности их влияния, во-вторых, формы бюджетных отношений слабо взаимосвязаны с материальными интересами участников воспроизводственного процесса.

По справедливому мнению многих исследователей, от успешного решения проблем становления местного самоуправления зависят перспективы движения России к правовому государству и гражданскому обществу.

Степень разработанности проблемы. В различные исторические периоды вопросам, касающимся сущности местного самоуправления, его места в системе государственного управления уделяли внимание в своих научных исследованиях зарубежные ученые: К. Брюхер, М. Вебер,.

Р. Гнейст, Г. Еллинек, В. Зомбарт, Э. Мейер, А. Токвиль, JL Штейн и другие. Положения различных теорий местного самоуправления были развиты российскими учеными: Анциферовым Н. П., Авдеевой Т. Т., Безобразовым В. П., Бутовым В. И., Васильчиковым А. И., Велиховым JI.A., Градовским А. В., Игнатовым В. Г., Коркуновым Н. М., Лазаревским Н. И., .Пешковым В. Н., Свешниковым М. И., Рожковым Н. А., Чичериным Б. Н. и другими.

Проблемы влияния рыночной трансформации на экономику муниципальных образований рассматриваются во многих публикациях. Огромный вклад в разработку различных аспектов приватизации внесли Абалкин Л. И., Алексеев С. С., Боровская М. А., Гайдар Е. Т., Глазьев С. М., Емельянов Н. А., Игнатова Т. В., Радыгин А. Н., Широков А. Н. и др.

Либерализация цен и тарифов рассмотрена в работах Гуртова В. К., Зарубиной Е. М., Захарченко А. В., Маршаловой А. С., Пислюкова В. В., Симионова Ю. Ф., Соколова В. Н., Сологуба В. А., Эпштейна А. и др.

Теоретические основы финансирования и расходования местных бюджетов изложены в трудах Васильевой М. В., Врублевской О. В., Игониной Л. Л., Котляровского С. И., Кузнецова С. М., Кюрджиева С. П., Озерова И. Х., Павловой Л. П., Пешина Н. Л., Поляка Г. Б., Родионовой В. М., Романовского М. В., Солянниковой С. П., Ширкевича Н. А. и др.

В трудах названных представителей отечественной и зарубежной науки решены многие важные методологические и прикладные проблемы развития и функционирования местного самоуправления, предлагаются источники финансово-экономического обеспечения деятельности муниципальных образований. Однако они не в полной мере отвечают специфике современного состояния местного самоуправления в РФ, сложности взаимоотношений между федеральным центром, субъектами Федерации и органами муниципального управления. Актуальность и недостаточная изученность указанных вопросов, их практическая значимость для развития России определили выбор темы диссертационного исследования, его цель, задачи и практическую направленность.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является системное исследование и выявление сущностных особенностей влияния рыночных реформ на развитие местного самоуправления в Российской Федерации, анализ взаимоотношений центра и местного уровня власти, определение основных направлений дальнейшего развития местного самоуправления.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач, к которым относятся:

— определить роль и место местного самоуправления в системе рыноч-но-трансформационной экономики;

— проанализировать основные теоретические подходы к типологии концепций местного самоуправления;

— выявить основные тенденции развития зарубежных моделей формирования местного самоуправления;

— дать характеристику основным противоречиям современной модели местного самоуправления, определить понятийный аппарат, критерии и показатели, связанные с ее внедрением;

— исследовать воздействие приватизации на экономику муниципальных образований;

— определить оптимальные пути государственного вмешательства в ценовую и тарифную политику, проводимую в муниципальных образованиях;

— рассмотреть экономическую эффективность доходов и расходов на муниципальном уровне с позиций финансовой стабилизации.

Объектом исследования в диссертационной работе выступают муниципальные образования, как базисные единицы национальной экономики, а также связанные с ними проблемы и механизмы их решения.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, отражающих основные направления проведения рыночных реформ и их влияние на становление и функционирование системы местного самоуправления.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили концепции и гипотезы, представленные в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории переходной экономики, институциональной и эволюционной экономики, теории местного самоуправления, реализующие неоклассический и неоинституциональный подходы к обоснованию либеральных реформ, становлению гражданского общества и самоуправления. Аргументация теоретических положений и полученных выводов осуществлялась автором на основе применения следующих общенаучных методов и подходов: диалектический метод научного познания, методы теоретико-эмпирического исследования и системный подход к изучению сложных экономических процессов и явлений. Применялись методы монографического исследования, структурно-функционального анализа, статистической обработки информации, математического моделирования, а также принципы единства экономической теории, политики и практики, качественного и количественного анализа и синтеза.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные Росстата, аналитические материалы финансовых органов Российской Федерации, планы, прогнозы экономического и социального развития муниципальных образований, Интернет-источники, материалы монографий и периодических изданий, научно-практических конференций по вопросам теории и практики рыночных реформ и развития местного самоуправления.

Нормативно-правовую базу работы составили Законы Российской Федерации, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, прочие нормативные правовые акты федерального, регионального и местного уровня, определяющие основные направления либерализации и развития местного самоуправления.

Данное диссертационное исследование соответствует специальности 08.00.01 — экономическая теория (п. 1.4. — институциональная и эволюционная экономическая теория: теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем) — специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (муниципальная экономика и управление местным развитием).

Основные положения, выносимые на защиту:

По специальности 08.00.01 — экономическая теория:

1. Исследование влияния рыночной модернизации российской экономики на становление системы местного самоуправления потребовало сочетания неоклассического и эволюционного подходов, принципов структурно-функционального анализа, комплексное применение которых позволяет обосновать представление о становлении российской модели местного самоуправления с высоким рыночно-адаптационным потенциалом в результате продолжающегося воздействия приватизации, либерализации цен и тарифов и финансовой стабилизации.

2. Эволюция теорий местного самоуправления от теории «свободной общины», общественно-хозяйственной теории и «государственной» теории к теории «дуализма муниципального управления» отражает тенденцию к синтезу либерального и институционального подходов в раскрытии экономических функций местного самоуправления (самостоятельное решение вопросов местного значениясамообложение граждансвобода выбора формы самоуправлениявыполнение делегируемых государством функций социального развития и защиты, только обеспеченное бюджетными трансфертами). Муниципальные образования выступают как самоорганизованные сообщества граждан на определенной территории, объединенные инициативой и самостоятельностью решения вопросов жизнеобеспечения с учетом границ, определяемых государственным управлением и рыночной рациональностью.

3. Переходный характер российской экономики в 90-е гг. XX в. определил систему противоречий складывающейся модели местного самоуправления, близкой к континентальному типу: между делегированием полномочий местному самоуправлению и необеспечением ресурсной субсидиарно-стимежду дерегулированием муниципальной экономики и сохранением государственных барьеровмежду переходом к поселенческому принципу к формированию муниципальных образований и социально-экономическим ограничениям его реализации из-за распада социальной инфраструктуры и ослабления доходной базы. Для их разрешения следует использовать комбинацию PEST-анализа внешней среды и SWOT-анализа муниципального образования, что позволит обосновать стратегию и технологию его социально-экономического развития.

По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (муниципальная экономика и управление местным развитием):

4. Реорганизация муниципальных образований в процессе муниципальной реформы приводит к концентрации финансовых ресурсов и созданию механизмов контроля со стороны органов государственной власти и управления субъекта РФ при все возрастающей передаче на уровень местного самоуправления полномочий по предоставлению услуг. Система доходов и расходов муниципальных образований является важным структурным звеном обеспечения финансовой стабильности национальной экономики в целом, что предполагает реализацию вертикали финансового управления на местном уровне.

5. Муниципализация и приватизация послужили основой формирования устойчивого рыночного ядра экономики муниципального образования, обеспечивающего комплексное развитие территории и коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения вместо существовавших ранее государственных институтов. Дальнейшая реструктуризация муниципального имущества должна проводиться в направлении от преимущественно бюджетопотребляющей к доходопроизводящей собственности, рост капитализации которой может стать дополнительным источником местных доходов.

6. Либерализация цен и тарифов на уровне муниципальных образований наряду с общенациональными тенденциями специфически выражается в росте тарифов на услуги ЖКХ для населения и услуги коммунальной инфраструктуры для предприятий на их территории. Переход данных отраслей на полное самофинансирование должен опираться на внедрение федеральных стандартов и социальных норм, прозрачных административных процедур предоставления льгот и субсидий.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании специфики перспектив влияния рыночных реформ на развитие местного самоуправления в России. Конкретное приращение научного знания выражается в следующем:

По специальности 08.00.01 — экономическая теория:

— на основе сравнительного анализа теории местного самоуправления с позиций эволюционно-институционального и неоклассического подходов выявлен дуалистический характер местного самоуправления в России и его высокий рыночно-адаптационный потенциал;

— сформулировано оригинальное представление о муниципальном образовании как самоорганизованном сообществе граждан на определенной территории, функционирование которого определяется системой противоречий между самостоятельностью решения местных проблем и императивами государственного влияния и рыночной рациональности;

— доказано, что развитие современной модели территориальной организации местного самоуправления проходит под решающим воздействием основных направлений рыночной трансформации, в результате чего муниципальный сектор экономики сложился в процессе приватизации и муниципализации государственного имущества, доходы и расходы местных бюджетов ориентированы на реализацию целей финансовой стабилизации, компенсации либерализации цен и тарифов, реструктуризации системы социальных льгот;

По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (муниципальная экономика и управление местным развитием):

— выявлена специфика либерализации цен и тарифов на уровне муниципальных образований на основе анализа динамики цен на услуги ЖКХ и возмещения населению соответствующих затрат и предложена оригинальная схема регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

— обоснованы критерии широкой и узкой эффективности использования муниципальной собственности, ее социально-экономической роли для населения, а также критерии оценки эффективности приватизации муниципального имущества;

— предложены меры по обеспечению принципа единства методических основ формирования бюджетов всех уровней, финансирования общественных услуг, что позволит перенести центр тяжести социальных расходов на местные бюджеты.

Теоретическая и практическая значимость работы вытекает из актуальности рассмотренной в диссертационной работе проблемы и степени научного обоснования содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны представительным и исполнительным органам разных уровней при построении общей концепции дальнейшего развития местного самоуправления в условиях рыночной трансформации экономики. Отдельные положения целесообразно использовать в преподавании и изучении курсов «Государственные и муниципальные финансы», «Экономические и финансовые основы местного самоуправления» «Экономика предприятий и отраслей народного хозяйства», в спецкурсах по проблемам экономики муниципальных образований в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также при подготовке и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация работы. Основные теоретические результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе в СевероКавказской академии государственной службы, а также докладывались и обсуждались на международной российско-германской научно-практической конференции «Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта» (г. Ростов-на-Дону, 2005 г.), на всероссийском конкурсе «Наши города — потенциал развития» (г. Москва, 2006 г.), межвузовских, региональных научно-практических конференциях «Экономика и управление в России на рубеже веков» (г. Ростов-на-Дону, 2004 г., 2005 г.), «Актуальные проблемы и ресурсы государственного строительства современной России» (г. Ростов-на-Дону, 2004 г.), «Экономические интересы и социальная политика» (г. Ростов-на-Дону, 2005 г.).

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 11 печатных работах общим объемом 4,6 п.л., в том числе авторских 4,1 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 2 приложений. Основной текст изложен на 184 страницах, содержит 11 таблиц, 14 диаграмм, 10 графиков и 3 схемы. Список литературных источников включает 239 наименований.

Заключение

.

Современный процесс институционализации местного самоуправления в Российской Федерации происходит фактически «с чистого листа», когда утрачены уникальные традиции российского самоуправления, отсутствует общепризнанная научная теория местного самоуправления, непоследовательно и противоречиво нарабатывается практика муниципального управления. Реальные структуры местного самоуправления нередко создаются в интересах региональных экономических и политических элит при игнорировании интересов местных сообществ, для которых и должен функционировать этот институт.

Нельзя при этом не отметить самого главного: в сознании российских граждан, многих представителей публичной власти и научных кругов преобладают старые, формировавшиеся десятилетиями стереотипы по вопросам организации властных структур. Жива традиция жесткого централизованного управления, не преодолен синдром отчуждения населения и отдельного человека от публичной власти, не возникло достаточных предпосылок для включенности граждан в проблемы местных сообществ. Между тем результаты преобразования любых общественных отношений во многом зависят от того, как люди, члены общества, осознают суть происходящих перемен и их итоги. Неадекватное понимание сущности местного самоуправления препятствует появлению полноценного статуса муниципальных образовании, предполагающего наличие определенных, обеспеченных финансами полномочий органов местного самоуправления, а как следствие — высвобождению потенциала самоорганизации на благо жителям отдельных городов, сел, а значит и государства в целом.

Обобщая результаты исследования сущности понятия «местное самоуправление» и теорий местного самоуправления можно сделать вывод, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого необходимо для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Этнические и исторические особенности России, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация делают невозможным управление страной только из центрапоэтому организация общественной жизни должна включать и механизмы самоуправления территорий, местных сообществ, которые, фактически, на сегодняшний день находятся ещё в стадии становления, развития, а также в стадии осознания понятия местного самоуправления большинством населения страны.

Наиболее «узким» местом государственного строительства остаются вопросы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому основная стратегическая задача центральной власти в ближайшей перспективе — обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия двух систем власти и управления, для че.

977 го необходимо :

1) установить оптимальную систему распределения полномочий по уровням власти и механизмы ее коррекции и совершенствования в соответствии с реальными возможностями конкретных категорий муниципальных образований, создавая стимулы социально-экономического развития;

2)обеспечить развитие межбюджетных отношений на основе нормативного определения (в натуральных показателях) объемов финансирования государственных (конституционных) социальных гарантий, одновременно определив и включив стимулирующие механизмы,.

3)обеспечить государственный и муниципальный контроль за соблюдением законодательства и создание системы взаимной ответственности органов местного самоуправления и органов государственной властисоздать правовые механизмы эффективного контроля за деятельностью органов местного самоуправленияусилить роль представительных органов местного самоуправления, особенно в части контроля за муниципальными финансами.

277 Мокрый В. С. Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра./Местное самоуправление в России: Сборник статей/ Под ред. д.э.н., проф. В. Б. Зотова. — М.: «Ось-89», 2003. С. 44. и деятельностью исполнительных органов местного самоуправления, с постепенным переходом к контрактной системе назначения глав местных администраций;

4)разработать целостную государственную политику в отношении поддержки поселений по переходу их на режим устойчивого развития;

5)осуществить меры, направленные на повышение эффективности рассмотрения судебных споров между органами государственной власти и местного самоуправления.

Данные вопросы стало возможным решить именно в последние годы, когда рыночные реформы, коренным образом изменившие политическое и экономическое устройство России обеспечили предпосылки развития полноценного местного самоуправления. И видимо, в ближайшем будущем мы станем свидетелями рождения и попыток воплощения в жизнь большого количества пусть не национальных, но зато гораздо более насущных местных идей. Местное самоуправление станет действительно эффективным звеном, взаимодействующим с государственной властью, что приблизит и усилит контроль со стороны государства. По нашему мнению, основная цель предлагаемых изменений это реорганизация муниципальных образований и создание механизмов действенных контрольных инструментов со стороны органов государственной власти и управления субъекта РФ.

Исследование влияния приватизации на развитие муниципальных образований позволило сделать следующие выводы:

Во-первых, отсутствие согласованной федеральной, региональной и муниципальной программы приватизации объектов собственности сыграло отрицательную роль, поскольку приватизация во многих случаях проводилась в отсутствие нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований (большинство нормативных правовых актов принималось после завершения очередного этапа приватизации), либо путем принятия индивидуальных актов главами администраций.

Во-вторых, отношение к приватизации как к одномоментному процессу, не требующему особой подготовки. Между тем «приватизация, как правило, проводится поэтапно: сначала предприятие подвергается санации, заii% тем оценивается экспертом и только потом продается частному капиталу».

В-третьих, отсутствие четкой последовательности процесса приватизации государственного и муниципального имущества. Так, «в процессе размежевания форм собственности «забыли» и о полезных ископаемых. В результате компании, приватизировавшие горнои нефтедобывающее оборудование, де-факто практически бесплатно получили контроль над природными ресурсами, что привело к денационализации природной ренты. Это в свою очередь привело к финансовому банкротству государства (доходная часть госбюджета неспособна покрыть на достойном уровне те расходы, которые государство обязано нести в силу объективно вменяемых ему функций оборона, содержание правоохранительных органов, система на.

77Q чального образования, детских домов и т. д.)".

В-четвертых, организация и проведение инвентаризации имущества, находящегося на территории муниципальных образований, может стать одной из существенных предпосылок укрепления экономической базы местного самоуправления во многих субъектах Российской Федерации.

Проводимая в настоящее время либерализация цен и тарифов в России должна привести и уже приводит к положительным результатам. Постепенно улучшается финансирование отрасли ЖКХ, возрастает техническая оснащенность предприятий отрасли, увеличивается число частных предприятий, обслуживающих жилищный фонд — только эти показатели убеждают нас в эффективности реформировании жилищно-коммунального хозяйства.

В тоже время тарифная политика в отрасли еще не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Совершенствование политики тарифного регулирования необходимо проводить с учетом соблюдения интересов всех участников процесса реформирования ЖКХ и, в первую очередь, создавая ус.

278 Румянцева Е. Оценка собственности в ходе проведения приватизации в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № I. С. 119.

Петрарков Н. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 2. С. 15. ловия для обновления материальной базы отрасли и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества.

Существующая система регулирования цен и тарифов, основанная на ограничении рентабельности предприятий поставщиков услуг, не создает стимулов к повышению эффективности их деятельности, и, как следствие делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль.

Таким образом, только создание механизма ценообразования, не допускающего завышение величины экономически обоснованного тарифа вследствие монопольного положения предприятий ЖКХ, обеспечивающего меры по снижению издержек производителей услуг, а также включающего затраты на восстановление жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, сделает управление ценообразованием в жилищно-коммунальном комплексе эффективным.

Для этого при установлении основ ценообразования в сфере ЖКХ и стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг целесообразно учесть:

— тарифы на коммунальные услуги и цены на жилищные услуги должны состоять из абонентской платы и оплаты ЖКУ;

— система типовых норм, и нормативов материальных, трудовых, финансовых и энергетических ресурсов должна учитывать инвестиционную составляющую;

— федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг должны содержать перечень видов услуг, которые могут входить в социальную норму, и критерии максимального уровня комфортности жилья, соответствующего понятию «жилищный фонд социального использования». Также федеральные стандарты должны учитывать особенности ценообразования каждого субъекта Российской Федерации;

— методика перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании их в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества должна учитывать требование закона об обязательности для собственника оплаты содержания и ремонта принадлежащего ему имущества и с этой целью предусматривать санкции в объеме полной себестоимости услуги только при наличии вины поставщика. Также важно предусмотреть у поставщика услуг обязанность производить расчет за коммунальные услуги как по индивидуальным (поквартирным), так и по групповым (на входе в дом) приборам учета напрямую с потребителями услуг.

Для предприятий ЖКК в реалиях сегодняшнего дня необходим порядок отнесения затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья с соответствующими формами отчетности.

Система цен и тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве должна быть стройной и четкой, рассчитанной на многолетнюю работу и не подверженной радикальным изменениям в ходе дальнейших реформ в отрасли.

Учитывая, что эффективность реформы жилищно-коммунального хозяйства зависит не только от результативной системы ценообразования, продуманной и поступательной политики тарифного регулирования, но и четкой системы социальной защиты населения, учитывающей процесс развития предоставления гражданам жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Переход отрасли ЖКХ на полное самофинансирование должен быть закреплен корректировкой административных процедур и самое главное самих принципов предоставления жилищных субсидий.

В условиях становления рыночных отношений преодолеть социально-экономический кризис и стабилизировать ситуацию, сложившуюся в современной России, невозможно без развития местного самоуправления. Местное самоуправление — это институт, ближе всего стоящий к населению, опирающийся на его творческую и деловую инициативу, позволяющий людям самостоятельно решать свои насущные проблемы. Большинство этих проблем так или иначе связано с экономическим состоянием локальных территорий, в пределах которых реализуется местное самоуправление. В этой связи можно без преувеличения констатировать, что экономическое развитие муниципальных образований становится сегодня приоритетной областью государственной политики, приобретает исключительно важное значение в деле проведения демократических реформ в нашей стране.

В современных условиях местные бюджеты приобретают новые качественные свойства, и их роль в регулировании социально-экономических процессов значительно повышается, являясь следствием расширения властных полномочий территориальных органов управления. Эти обстоятельства вызывают необходимость развития бюджетных отношений на уровне городов и районов таким образом, чтобы максимально обеспечить самостоятельную и полную реализацию управленческих функций органами местной администрации.

Первоочередной проблемой является структурная переориентация доходов на основе принципов стабильности и достаточности средств.

Актуальной становится также проблема реструктуризации системы бюджетных доходов и расходования средств муниципальных бюджетов. Совершенствование этих процессов может идти по линии:

• обеспечения реальной самостоятельности местных бюджетов;

• обеспечения поддержки и стимулирования предпринимательства и хозяйственной инициативы на подведомственных территориях;

• учета приоритетов и специфики социально-экономических условий развития территориальных единиц при разработке фискальной политики.

Осуществление соответствующих мероприятий, по нашему мнению, будет способствовать улучшению качества местных бюджетов Российской Федерации и повышению их роли в социально-экономическом развитии территорий.

Одной из главных проблем, тормозящих процесс становления местного самоуправления, является недостаточная развитость его финансово-экономической основы. Подчеркнем, что для многих муниципалитетов характерна ситуация, когда вновь избранные органы местного самоуправления недееспособны решать многие проблемы по причине отсутствия финансово-экономической базы.

Необходимо решить вопросы закрепления за муниципальными образованиями достаточных доходных источников местных бюджетов, формирования муниципальной собственности, включая собственность на земельные участки, отработать механизм выделения компенсационных средств на покрытие дополнительных расходов и финансирование исполнения органами местного самоуправления отдельных федеральных и региональных полномочий.

Следующим важным шагом является пересмотр структуры источников доходов и увеличение их удельного веса в местных бюджетах. За каждым уровнем власти должны прежде всего закрепляться те источники доходов, которые данным уровнем наиболее контролируемы. Для местных властей — это земля и недвижимое имущество.

Требует пересмотра и порядок зачисления доходов. Все средства, являющиеся доходами местных бюджетов, должны зачисляться непосредственно, минуя бюджеты других уровней. Большая роль должна отводиться и местным налогам и сборам.

Значительная организационная нагрузка и основная практическая работа по укреплению экономического потенциала муниципальных образований в современных условиях ложится на плечи самих муниципалитетов. В этом отношении для работников муниципальных администраций может оказаться полезным анализ потенциально возможных направлений экономической деятельности местных властей.

В результате данного анализа было установлено, что такие проявления муниципальной финансово-хозяйственной активности, как создание муниципальных предприятий в наиболее конкурентоспособных и прибыльных отраслях муниципальной экономики, сдача в аренду муниципального имущества, участие в создании предприятий с долевой собственностью, размещение муниципальных заказов, стимулирование инвестиционной деятельности обладают наибольшей устойчивостью к воздействию различного рода внешних и внутренних факторов и, следовательно, на современном этапе являются наиболее перспективными с точки зрения повышения уровня экономической самостоятельности муниципальных образований.

Важным условием эффективной реализации обозначенных направлений является наличие у местных властей грамотно разработанного перспективного плана развития муниципального образования. Как показывает практика, планы (программы) являются действенным инструментом управления социально-экономическим развитием и финансовым обеспечением территории, согласования и координации интересов местных органов власти и хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Наряду с мерами по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении, поиску нетрадиционных источников укрепления муниципальной финансово-экономической базы, планирование и прогнозирование развития муниципальных образований может способствовать совершенствованию и упрочению местного самоуправления, повышению эффективности всей системы государственной власти и управления современной России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Европейская хартия местного самоуправления // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М., 1998.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Москва: Издательство «Омега-Л», 2007.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I. М., 2007.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть И. М., 2007.
  6. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г. // Консультант Плюс.
  7. Федеральный закон «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», пост. Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307. // Консультант Плюс.
  8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Российская газета. 1 сентября. 1995 г.
  9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Российская газета. 8 октября. 2003 г.
  10. Ю.Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ. // Консультант Плюс.
  11. Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики» в ред. от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ. // Консультант Плюс.
  12. Федеральный закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.97 г. № 123-Ф37/ Российская газета. 5 августа. 1997 г.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 27.05.1997 г. № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» // Консультант Плюс.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» // Консультант Плюс.
  15. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» от 27.05.97 г. № 528.// Российская газета. 29 мая. 1997 г.
  16. Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28.04.97 г. № 425.//Российская газета. 30 апреля. 1997 г.
  17. Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса на 2004 -2010 гг. // Консультант Плюс.
  18. Концепция реформирования ЖКХ Ростовской области на 2004−2010 гг. // http://www.donland.ru
  19. С. А. Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 8.
  20. А. А. Рынок жилья и формирование социальной защиты населения. Автореф. дисс. канд. эк. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  21. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации (круглый стол) // Государство и право. 1997. № 5.
  22. Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики //Российский экономический журнал. 1999. № 3.
  23. М. Условия эффективности в экономике. М.: Научно-издательский центр «Наука для общества», 1998.
  24. Р. 3. Основные направления повышения эффективности местного самоуправления // Местное самоуправление в России: Сборник статей/ Под ред. д.э.н., проф. В. Б. Зотова. М.: «Ось-89», 2003.
  25. Ю.Г. Об итогах работы министерства строительства, архитектуры и ЖКХ.// Вестник министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области. 2004. № 1.
  26. Е. На какой счетчик нас поставят. // Российская газета. 20 июня. 2003 г.
  27. Р., Альбах Е., Зыков С. Экономические проблемы муниципальных унитарных предприятий. // Муниципальная экономика. 2003. №. 3.
  28. И. Способность и готовность населения оплачивать ЖКУ // Вопросы экономики. 2004. № 4.
  29. . М. Совершенствование управления муниципальной собственностью Автореф. 80 005 к.э.н. Иркутск 1999.
  30. О. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы // Муниципальная власть. 2006. № 3.
  31. О. Резервы роста поступлений местных налогов и неналоговых доходов // Муниципальная власть. 2006. № 5.
  32. Т. Жилищная реформа в России: проблемы и перспективы.// Городское управление. 2003. № 3.
  33. К. С. Феноменология административного права. Смоленск. -1995.
  34. B.C., Васильев Н. В., Иохведов Ф. М. Управление развитием жилищной сферы в условиях реформирования ЖКХ.// СПб.: СП6ГИЭА.2002.
  35. М. А. Управление муниципальной собственностью в системе региональной экономики: теоретико-прикладной аспект. Автореферат дисс. на соиск. степ, д.э.н. Ростов н/Д., 2002.
  36. О. В. Местное самоуправление: понятие, структура, особенности в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. Орел: Изд-во ОРАГС, 2003.
  37. Ю. Муниципалитет для власти приоритет // Российская муниципальная практика. 2006. № 1.
  38. А. Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2000.
  39. Ф., Табольская В. Бюджетный федерализм и экономическая самостоятельность территорий // Муниципальная экономика. 2006. № 4.
  40. С. С. Об учете межбюджетных трансфертов //Финансы. 2007. № 1.
  41. В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. -М., 1999.
  42. Т. А. Реформы местного самоуправления в Италии // Реформы местного самоуправления в странах Западной Европы. М., 1993.
  43. Васюнина М. J1. Изменения территориальной организации местного самоуправления и их влияние на бюджетную систему Российской Федерации // Финансы и кредит. 2005. № 6.
  44. В. С. Основы организации муниципального управления / B.C. Вильямский. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  45. Виталь Дюран Э. Местные органы власти во Франции. М.: Интратэк-Р, 1996.
  46. Владимир Даль Толковый словарь великорусского языка: Т. 1−4.- М.: Рус. яз., 1978−1980. Т. 4. P-V. 1980.
  47. С. Разграничение расходных обязательств органов власти субъекта Федерации и муниципальных образований: опыт России и стран мира // Муниципальная экономика. 2000. № 4.
  48. А. Г., Лапин В. А, Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998.
  49. О. В. Межбюджетные трансферты // http://www.minfin.ru
  50. И. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). Монография. Екатеринбург. 1998.
  51. В. От местного самоуправления к вертикали власти // Pro et Contra. 2007. № 1.
  52. С. В. О самостоятельности бюджетов в Российской Федерации // Финансы. 2007. № 2.
  53. В. О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации // Муниципальная власть. 2006. № 5.
  54. А. Мнимая бедность России // Информационно-аналитический портал «Гражданский клуб». 18.06.2004 / http://www.globalrus.ru/opinions/133 842/
  55. В. О состоянии жилищно-коммунального комплекса // Экономист. 2004. № 7.
  56. В. К. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и направления // Ученые записки РАГС. Выпуск II / Под общ. ред. В. К. Егорова, В. П. Чичканова, В. М. Герасимова. М.: Изд-во РАГС. 2004.
  57. В. Экономический аспект федерализма // Экономист. 2006. № 9.
  58. Дальнейший рост тарифов по плате ЖКУ произойдет безболезненно. 21 июля 2005. Информационный портал «Тысяча советов о жилье» http://www.urbaneconomics.ru/
  59. И. Е. Муниципальное право -М.: «Проспект», 2004.
  60. Т., Пчелкин В., Арцишевский. Реформа жилищно-коммунального комплекса // Экономист. 2004. № 8.
  61. В. Б. Системы местного управления в зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 2.
  62. Н. А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Монография. Москва-Тула: ТИГИМУС, 1997.
  63. Н. А. Муниципальные системы зарубежных стран. М. Тула, 1998.
  64. JI. Н., Казюкова Н. Н. Муниципальные финансы: 2004−2005−2007. // Муниципальная экономика. 2005. № 1.
  65. В. В., Федоров М. В. Местное самоуправление в России (XII-начало XX вв.). М., 1998.
  66. Жилищные условия и коммунальное обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и населения .//М. Госстрой России. 2002.
  67. Е. По-хорошему, нам всем пора уйти // Муниципальная власть. 2003. № 5.
  68. ., Жунда Н., Русецкая О. Экономическая политика местных властей в реформируемой России // Вопросы экономики. 2006. № 7.
  69. В. Н. Приватизация: итоги и перспективы (по результатам одного исследования) // Социологические исследования. 2007. № 6.
  70. Е. Факторы социально-экономического развития муниципального образования как объект управления инвестициями // Муниципальная экономика. 2004. № 1.
  71. И.В. Финансирование реформы ЖКХ // Управа. 2005. № 2.
  72. JI. В., Чукалкин А. Я., Мазур А. А. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований // Финансы. 2005. № 12.
  73. В. Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004.
  74. В. Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  75. В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. (Изд. 2-е, доп. и перераб.). Ростов н/Д.: «Феникс». 2003.
  76. Т. В. Сидельников А. П. Управление государственной собственностью. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2002.
  77. Т. В. Социально-экономические перспективы развития муниципальной собственности // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. № 3.
  78. Т. В., Васильев М. В., Кюрджиев С. П. Экономические и финансовые основы местного самоуправления. Учебное пособие. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2003.
  79. Т. В., Чередниченко С. И. Приватизация в системе государственного регулирования экономики (историко-экономический аспект) Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2002.
  80. JI. Л. Межбюджетные отношения в регионе: проблемы реформирования // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. Вып. 3. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
  81. А. Г. Актуальные проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2005. № 10.
  82. А. Г. Межбюджетные отношения и реформа местного самоуправления // Финансы. 2006. № 7.
  83. А. Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2003. № 5.
  84. А. Г., Попонова Н. А. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России // Финансы. 1999. № 4.
  85. Е.А., Барулин С. В. «Финансы жилищно-коммунального хозяйства» М.: Ось-89, 2003.
  86. В. П. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Закон. 2005. № 11.
  87. И. В., Архипкин И. В. Местные финансы в СССР // Финансы. 2006. № 11.
  88. О. В. Муниципальная собственность: содержание и границы. Сборник. «Собственность в XX столетии». М., 2001.
  89. Е. В. О финансовых основах местного самоуправления // Финансы.2005. № 12.
  90. С., Еременко Л. Эффективность работы местного самоуправления: направления муниципальной административной реформы // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9.
  91. Н. М. Местные органы власти в структуре управления Великобритании. М., 1993.
  92. В. В., Сорокина М. Н. Конкурсные процедуры поддержки реформирования региональных и муниципальных финансов // Финансы.2006. № 6.
  93. Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Издательство НОРМА, 2001.
  94. Т. В., Волкова J1. Г. О бюджете города в условиях социально-экономических реформ // Финансы и кредит. 2005. № 29.
  95. Т. К вопросу о совершенствовании бюджетного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 5.
  96. П. Реформы местного самоуправления опыт Дании и возможности его применения в России // Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации. 2006. № 3.
  97. Н.П. О ходе реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. М.: 2003. № 12-Часть II.
  98. Ю. А. Некоторые аспекты законодательного обеспечения местных финансов // Финансы и кредит. 2005. № 6.
  99. С. И. Управление жилищной сферой современных городов России // Экономическое возрождение России. 2007. № 2.
  100. A. JI. Трехлетний бюджет бюджет диверсификации экономики // Финансы. 2007. № 4.
  101. . Что бизнес делает в ЖКХ // Финанс 27 октября 2004 http://www.urbaneconomics.ru/publications.php?folderid=103&matid=488&p ageid=4400&from
  102. О. Е., Фадеев В. И Муниципальное право Российской Федерации: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  103. Н. Коммунальная прорва. Можно ли остановить рост тарифов на услуги ЖКХ? // Парламентская газета. 2 марта. 2004 г.
  104. А. Финансовые основы реформы местного самоуправления // Муниципальная экономика. 2003. № 4.
  105. Т. Г., Авдеева Т. Т., Филиппов Ю. В. Теории местного экономического развития. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2006.
  106. . Л., Постникова Е. А. Новейшие тенденции в сфере межбюджетных отношений // Регион: экономика и социология. 2006. № 2.
  107. В. А., Любовный В. Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. -М.: Дело, 2005.
  108. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: В 5 т., 12 кн. М, 2001. Т.1.
  109. М. Децентрализация в странах Западной Европы//Муниципальная власть. 2004. № 2.
  110. М.А. Совершенствование управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в условиях адаптации к рынку. Автореф. дис. к.э.н.//СПб. 2001.
  111. А., Савенков Б. Оценка жизнеспособности муниципальных образований // Муниципальная экономика. 2003. № 3.
  112. В., Глазырин М. Новая экономическая самоорганизация муниципальных образований. // Экономист. 2003. № 4.
  113. Ю. Власть должны взять муниципальные менеджеры //Муниципальная власть. 1999. № 1.
  114. А. С. Экономическая и социальная сущность реформы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством // Регион: экономика и социология. 2006. № 2.
  115. В. И., Бергаль Е. В. Муниципальные финансы: Учебник / Пол ред. В. И. Матеюка. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2003.
  116. И. Муниципальная реформа в России: продолжение, стагнация или финал // Власть. 2005. № 12.
  117. Местное самоуправление — основа гражданственности и народовластия. Выступления Президента Российской Федерации В. В.
  118. Путина на сессии Конгресса муниципальных образований // Журнал российского права. 2003. № 12.
  119. Местное самоуправление в России./ Под ред. Прусакова Ю. М., Нифанова А. Н. Ростов н/Д: СКАГС, 2003.
  120. Местные бюджеты в системе местного налогообложения в странах Запада. М., 2003.
  121. Местные органы власти в США: организация управления и экономической деятельности / Отв. ред. С. Л. Зарецкая, JI. Д. Капранова. -М.: ИНИОН, 1996.
  122. Механизм территориального самоуправления и рыночное регулирование. Екатеринбург. 2004.
  123. И. Типичные недостатки бюджетов крупных городов // Муниципальная экономика. 2003. № 1.
  124. Е. В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993. № 6.
  125. С. Заплати 100 процентов и замерзни // Российская газета. 21 марта. 2003 г.
  126. Г. С. Местное советское управление. М.: 1927.
  127. В. С. Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра // Местное самоуправление в России: Сборник статей / Под ред. д.э.н., проф. В. Б. Зотова. М.: «Ось-89», 2003.
  128. В. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления // Муниципальная власть. 2006. № 2.
  129. О. В. Финансовые проблемы органов местного самоуправления //Всероссийский экономический журнал. 2005. № 12.
  130. Монетизация льгот в России: микросимуляционный анализ // Presentation at CEFIR/Club 2015 Conference, November 2005.
  131. E. Местная власть в Испании: ход реформ и преобразований // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993.
  132. Муниципальное управление. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001.
  133. Муниципальные финансы: 2004−2005−2006. // Муниципальная экономика. 2005. № 1.
  134. А. Местное самоуправление как одна из предпосылок укрепления демократии // Власть. 2004. № 5.
  135. Р. Т. Система государственного и муниципального управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.
  136. И. Коммунальная гонка. Тарифы ЖКХ будут расти, опережая инфляцию, еще минимум три года // Российская газета. 3 августа. 2005 г.
  137. Р. Об эффективности управления государственной собственностью //Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1.
  138. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // http://www.minfin.ru.
  139. Общественное и государственное управление в ФРГ. Под ред. И. И. Курьянова. -М.: ИПК Госслужбы, 1993.
  140. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник. 1997.
  141. Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. Науч.-аналит. обзор. М. 1994.
  142. Г. И. Льготы в контексте реформирования социальной политики // Социологические исследования. 2006. № 11.
  143. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу// Финансы. 2004. № 8.
  144. А. Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления / Финансы. 2005. № 11.
  145. И. А., Гнетецкая Л. Л. Об оценке финансового состояния муниципальных образований // Финансы. 2007. № 7.
  146. Г. В. Пути сохранения доходов бюджета при снижении налоговых платежей // Финансы и кредит. 2005. № 4.
  147. Н. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 2.
  148. В. Самоуправление не для банкротов // Российская газета. 12 июля. 2002 г.
  149. Н. JI. Муниципальная хозяйственная деятельность // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 8.
  150. В. Сто триллионов, чтобы выжить // Экономика и жизнь. 1997. № 24.
  151. План развития муниципального сектора экономики на 2004 год. http://www.budgetrf.ru
  152. В.В. Высокие технологии на службе ЖКХ // Вестник министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. 2004. № 4.
  153. Г. Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник. 2003.
  154. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 26 апреля. 2005 г.
  155. Н.В. Концепции местного самоуправления / Н. В. Постовой // Местное право. 2000. № 10.
  156. А. Управлять вместе // Российская муниципальная практика. 2006. № 2.
  157. М. П. Межбюджетные трансферты: экономический смысл и цели распределения // Финансы и кредит. 2006. № 10.
  158. Проблемы регулирования отношений по поводу муниципального имущества (часть II). // Муниципальная экономика. 2004. № 1.
  159. JI. И. Местное самоуправление в условиях среднесрочного финансового планирования // Финансы. 2007. № 5.
  160. JI. И. Местные финансы: проблемы и пути решения // Финансы. 2006. № 12.
  161. А., Рагозина Л. Отчуждение местной власти // Pro et Contra. 2007. № 1.
  162. Регулируемые и рыночные цены в жилищно-коммунальном хозяйстве. Сборник.//М.: АКЦ «Жилкомаудит», 2005.
  163. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Росстат. М., 2006.
  164. Рост тарифов ЖКХ по итогам 2007 года составит не более 15−16% // http://www.gzt.ru/home/2007/03/21/164 120.html
  165. Е. Оценка собственности в ходе проведения приватизации в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 1.
  166. Рыночная трансформация отношений собственности в России /Под ред. Игнатовой Т. В., Некрасова В. Н. Ростов н/д.: Изд-во СКАГС. 2002.
  167. А., Колчина О. Оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования // Муниципальная власть. 2006. № 4.
  168. О. Л. О вопросах местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3.
  169. О. Расходы местных бюджетов и организация бюджетного процесса. Финансирование отдельных переданных государственных полномочий. // Муниципальная экономика. 2005. № 2.
  170. С. П., Завьялов Д. Ю. Межбюджетное регулирование на субрегиональном уровне и реформа местного самоуправления // Финансы. 2005. № ю.
  171. ., Веспер Д. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам. М., 2003.
  172. О. А. Местное самоуправление: историческая практика и современность / О. А. Салов, Г. И. Королева-Коноплянная. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2003.
  173. А. Об эффективности управления государственной собственностью // Экономист. 2007. № 6.
  174. П. Актуальные проблемы регионального развития // Экономист. 2004. № 6.
  175. С. Б. Почему растут тарифы по оплате жилищно-коммунальных услуг? / http://www.urbaneconomics.ru/
  176. А. Г. Межбюджетные отношения 2007: регионы получат больше денег // Финансы. 2006. № 9.
  177. А. Реализация финансовых основ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» // Муниципальная власть. 2006. № 5.
  178. Ю. Ф., Ткачева Н. А., Ясько В. Ю. ЖКХ. Справочник для работников муниципальных образований. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.
  179. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под редакцией В. Б. Зотова. СПб.: Питер, 2007.
  180. Л. М. Анализ действующих вариантов территориального устройства систем местного самоуправления в субъектах Российской
  181. Федерации. // Научный вестник Астраханского филиала ВАГС: Сб. науч. работ преподавателей. Выпуск 1. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2003.
  182. Совершенствование межбюджетных отношений в процессе реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // http://www.minfin.ru
  183. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред Волгина Н. А., М.: Изд-во РАГС, 2003.
  184. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006: Стат.сб. / Росстат М., 2006.
  185. Такой должна быть цель реформы ЖКХ // Российская газета. 19 февраля. 2003 г.
  186. Ю. Н. Проблемы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве//Экономическое возрождение России. 2007. № 1.
  187. Н. С. Государство, местное самоуправления и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.
  188. JI. Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов // Финансы. 2006. № 9.
  189. . Т., Цветкова Г. А. Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет? // Социологические исследования. 2006. № 8.
  190. И. Н. Некоторые аспекты развития местного самоуправления в условиях регионализации Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5.
  191. А. Крупные города субъектов Федерации в условиях муниципальной реформы // Федерализм. 2006. № 6.
  192. А. А. Местное самоуправление в России. 2-е изд., перераб. -М.: Норма, 2006.
  193. Я. М. Новая тарифная политика РАО «ЕЭС России» //Финансы. 2004. № 3.
  194. Л.И., Малеева А. В., Соколова А. А. О совершенствовании методов выравнивания бюджетной обеспеченности в системе межбюджетных отношений региона//Финансы и кредит. 2006. № 2.
  195. А.И. О перекрестном субсидировании тарифов в сфере ЖКХ. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. М., 2003. № 11.4.1.
  196. Ю. Льготы ветерана: сегодня дали, завтра — отняли //Российская Федерация сегодня. 2006. № 16.
  197. Формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Сборник // М.: Аудиторский Консультационный Центр «Жилкомаудит», 2005.
  198. С. Г. Финансовые последствия реформы местного самоуправления для муниципальных образований // Финансы и кредит. 2005. № 6.
  199. Г., Плоккер К. На пути к демократической децентрализации: перестройка региональных и местных органов власти в новой Европе. М., 1995.
  200. К. А. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект) // Экономист. 2003. № I.
  201. X. Муниципальные финансы: Учебник. Пер. с нем. С.: Дело и Сервис. 2003.
  202. Г. Вопросы эффективности местного самоуправления // Экономист. 2006. № 9.
  203. Г. О сущности местного самоуправления. // Управленческое консультирование. 1999. № 2.
  204. JT. О влиянии роста цен и тарифов на услуги ЖКХ на инфляционные процессы в экономике // Муниципальная экономика. 2005. № 4.
  205. А. В., Вартапетов К. С. Подготовка бюджетов поселений на 2006 год: проблемы и пути решения // Финансы. 2005. № 7.
  206. А., Вартапетов К. Финансовая децентрализация и местное самоуправление // Вопросы экономики. 2003. № 10.
  207. М. JI. Доступное и комфортное жилье фактор повышения конкурентоспособности России // Национальные проекты. 2007. № 7.
  208. А. Муниципальная реформа: соотношение и эволюция позиций уровней власти и ветвей власти // Российский экономический журнал. 2001. № 5−6.
  209. А. Пространственные параметры муниципальных образований: постсоветские «качели» и экономические основания рационализации // Российский экономический журнал. 2007. № 3.
  210. А. Системные преобразования местных бюджетов // Вопросы экономики. 2001. № 8.
  211. Е. В. Модельное законодательство в области местного самоуправления в Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 2006. № 2.
  212. А. Н. Направления совершенствования местного самоуправления на основе практики его функционирования/ Местное самоуправление в России: Сборник статей/ Под ред. д.э.н., проф. В. Б. Зотова. М.: «Ось-89», 2003.
  213. А. Точечными» поправками не обойтись // Муниципальная власть. 2003. № 1.
  214. А., Юркова С. Новые территориальные принципы в подписанном Президентом России базовом законе // Муниципальная власть. 2003. № 5.
  215. А. Г., Тюкменев Р. С. У каждого поселения бюджет должен быть сбалансированным // Финансы. 2005. № 10.
  216. X. и др. Местное самоуправление. Федеральная академия государственного управления при МВД ФРГ, Мюнхен-Бонн, 1995.
  217. Е.С. Муниципальное право. М., 1999.
  218. Экономика города: учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. Ф. Симионова. М.: УКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
  219. Экономика жилищно-коммунального хозяйства. Под редакцией Ю. Ф. Симионова. Москва- Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.
  220. Экономика муниципального сектора / Под. ред А. В. Пикулькина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  221. А. Тарифы: что делать?//Муниципальная власть. 2006. № 1.
  222. В. Я. Основы местного самоуправления. М., 1998.
  223. Н. И., Гришунина И. А. Совершенствование управления региональными финансами с учетом оценки риска функциональных расходов бюджетов территорий // Финансы и кредит. 2005. № 34.
Заполнить форму текущей работой