Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология формирования ценностного отношения к семье младших подростков

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему передает семья и общество, в связи с чем исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных изменений в мировоззренческой и духовной сферах нашего общества, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются… Читать ещё >

Технология формирования ценностного отношения к семье младших подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

1.1 Подходы в исследовании ценностных ориентаций подростков

1.2 Формирование ценностных ориентаций у подростков Выводы по первой главе ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СЕМЬЕ

2.1 Диагностика ценностных отношений к семье младших подростков

2.2 Технология формирования ценностного отношения к семье младших подростков Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Испокон веков у человечества были ценности, отказ от которых приводил к гибели некогда могущественные цивилизации. К таким безусловным ценностям относится семья и уважение к человеческой жизни, которая является даром. В наших семьях рождается наше собственное будущее, а также будущее всего мира.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов.

Исследованием формирования ценностных ориентаций подростков занимались Л. И. Анциферова, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. Рокич, А. А. Радугин и д.р. В Белоруси изучению иерархии ценностей подростков посвятили свои работы Е. М. Бабосов, С. Е. Бабосов, Г. М. Грибов, Л. Г. Титоренко.

К настоящему времени в современной теории и практике по проблеме семьи и семейному воспитанию уже накоплен определенный опыт, который отражен в трудах отечественных исследователей А. А. Аладьин, В. С. Болбас, А. И. Кочетов, Т. И. Кухаренок, С. Д. Лаптенок, А. П. Орлова, Н. И. Олиферович, М. П. Осипова, Е. Г. Погодина, В. В. Чечет.

Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики формирования ценностных ориентаций подростков и роли семьи в формировании нравственных начал ребенка. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остается в стадии изучения.

Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему передает семья и общество, в связи с чем исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных изменений в мировоззренческой и духовной сферах нашего общества, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, исчезают традиционные нормы, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия. Особенно опасной данная ситуация представляется для современных подростков, система нравственных ориентиров которых ещё не сложилась. Их ценностные ориентации находятся в стадии формирования, но в современных условиях зачастую они идут вразрез с ценностными ориентациями родителей.

Одна из главных особенностей подросткового возраста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Актуальность проблемы подросткового возраста в том, что оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество.

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательного принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста Поэтому все эти данные свидетельствуют о важности и актуальности проблемы что и определило тему курсовой работы.

Тема: Технология формирования ценностного отношения к семье младших подростков.

Цель: Изучить основные аспекты по формированию ценностных ориентаций младших подростков

Задачи:

1. Провести теоретический анализ по литературе;

2. Выявить основные ценности у подростков;

3. Проанализировать полученные данные;

4.Разработать социально-педагогическую технологию по формированию ценностных ориентаций младших подростков.

Объект: семья и подростки

Предмет: формирование ценностного отношения к семье младших подростков.

Гипотеза: существуют методы, формы по формированию ценностных ориентаций младших подростков.

Методы исследования:

— анализ литературы;

— анкетирование;

— анализ полученных данных.

База исследования: Исследование проводилось на базе средней школы № 16 г. Лиды. В исследовании принимало участие 50 испытуемых, возраст респондентов — 12−13 лет.

Практическая (социальная) значимость полученных результатов.

Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в просветительской, консультативной работе с подростками и их родителями. Кроме этого, на основании данного исследования, могут быть разработаны практические рекомендации для педагогов, классных руководителей.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (27 источников), приложения (6 наименований). Общий объем работы без приложения составляет 41 страницу.

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

1.1 Подходы в исследовании ценностных ориентаций подростков Ценность — представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности.

Под ценностями подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, к самому себе.

В зависимости от того, что выступает объектом оценочного отношения человека — материальный мир, другой человек или собственное «я», ценности условно делятся на материальные, социальные и духовные. Будучи образованием идеального порядка, ценности получают практическое воплощение в реальном поведении людей.

Ценность в своей внутренней структуре может проявляться как значение, когда предмет или процесс раскрывает свое смысловое содержание, представляет информацию о собственных свойствах, особенностях, благодаря которой происходит оценивание и отнесение рассматриваемого феномена в ту или иную ценностную систему. На этом уровне происходит выявление смысла, первичное оценивание, способное трансформироваться в более сложную систему, имеющую большое влияние на личность. Растущие и расширяющиеся связи между субъектом и объектом ценностной системы позволяют говорить о глубокой взаимозависимости между ее элементами на уровне отношений: причинно-следственных, пространственных, временных, внешнего и внутреннего и т. д.

Ценности — это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры.

Существует огромное количество ценностей. Поэтому достаточно сложной является их классификация. Ценности классифицируются по разным основаниям (Дж. Пфага, В. Т. Кабуш, В. Парсонс, К. Шварц).

Одна из наиболее известных известных классификаций принадлежит М.Рокичу. В социокультурном плане он разделяет ценности на терминальные и инструментальные. В качестве основопологающих терминальных ценностей обычно выступают жизнь, семья, труд, свобода и т. п., а в качестве инструментальных — нормы морали, качества личности или такие условия достижения терминальных ценностей, как хорошая зарплата, материальный комфорт.

М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

· истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

· влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

· общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

· все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

· ценности организованы в системе.

Ценности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. Часто под ценностями понимают те установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом «выбор» рассматривается как ядро личностной организации. Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этнос культуры. В рамках социальной психологии ценности связаны с установками, с одной стороны, и с нормами — с другой.

В словаре практического психолога «Ценность — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. С позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект. Можно говорить о трех формах существования ценности:

1) она выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценности могут быть и общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия);

2) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков — конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и т. д.);

3) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные — один из источников мотивации ее поведения.

Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Их система складывается в процессе деятельностного распределения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором регуляции социальных взаимоотношений людей и их поведения (единство ценностно-ориентационное).

С понятием «ценность» тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Как и понятия «ценности», нет четкого определения понятию «ценностные ориентации».

Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное, для данного человека, от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.

Ценностная ориентация — это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения.

Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.

Развитость ценностных ориентаций — это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивость и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обуславливает развитие таких качеств личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, активность жизненнной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у некоторых молодых людей.

Ценностные ориентации — важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности.

Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности [7, с. 23].

П.И. Смирнов утверждает, что «ценностью считается любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для человека, ради которого он действует, тратит силы, ради которого он живет». Ученый подчеркивает, что личность реализовывает свой потенциал только с опорой на ценностные ориентации и объект остается один и тот же — поведение личности, а через него — сама жизнь [22, с. 9].

В ценностных ориентациях сосредоточены уровень притязаний личности, представления о нравственных ценностях, готовности или неготовности действовать в соответствии с моральными нормами и правилами. Ценностные ориентации являются саморегулирующим механизмом поведения личности.

В настоящее время в психологии ценности понимаются предельно широко — все, что может ценить человек, обозначается этим понятием.

Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей:

— общественные идеалы — выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных формах общественной жизни;

— предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;

— мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [13, с. 15].

В сознании человека личностные ценности предстают как ценностные ориентации. Несмотря на различные подходы к рассмотрению проблемы ценностных ориентаций, большинство исследователей сходятся во мнении, что система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека.

Человек ориентирован, в первую очередь, на социальное окружение среды, в которой живет, на ее идеалы, нормы, правила. Ценностное отношение человека к миру и к себе формирует ценностные ориентации личности. Социальные ценности становятся ценностями индивидуальными и приобретают соответствующую значимость для юношей и девушек. Значимость той или иной ценности определяется ее местом в иерархии ценностей человека.

В современных условиях процесс формирования ценностных ориентаций молодого поколения протекает на фоне реформирования самого общества. Данные перемены ведут не только к изменению системы экономических отношений, но и самым прямым образом сказываются на духовном климате, межличностных связях и отношениях [19, с. 55].

Таким образом, ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

1.2 Формирование ценностных ориентаций у подростков Подростковый период — это период перехода от детства к взрослости, осознание себя как взрослой личности, появления стремления быть и считаться взрослым, переориентации ценностей, характерных для детей, на ценности мира взрослых.

Появление чувства взрослости как специфичного новообразования самосознания является структурным центром личности подростка, тем его качеством, в котором отображается новая жизненная позиция в отношении к себе, людям и миру в целом. Именно оно определяет направленность и содержание активности подростка, его новые стремления, желания, переживания и аффектные реакции. Кардинальные изменения в структуре личности подростка обуславливают его особенную чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых. Растет стремление быть самостоятельным, обусловленное всем ходом психического развитии.

Подростковый возраст — очень важный период в развитии идеалов личности. Идеалы становятся образцом для подражания, правилом, согласно с которым подростки пытаются действовать.

В.С. Савина отмечает, что в основе процесса формирования собственной идентичности человека лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции.

Подростковый возраст характеризуется как период активного формирования системы взглядов на окружающую действительность, взглядов на самого себя и других людей, принятие себя в многогранном мире, что составляет мировоззренческую структуру человека. Особо сильное влияние на развитие личности подростка оказывает совершенствование его самооценки и самосознания, где самооценка выступает центральным звеном в изменениях, происходящих в его психическом развитии, а общение становится ведущей деятельностью. В этом возрасте происходит формирование «Я-концепции», осознание себя индивидуальностью, обращение к своему внутреннему миру. Подростки достаточно восприимчивы и эмоциональны к окружающей их обстановке.

По мере взросления ребенок входит в социум, который имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру, где отражена самобытность данной культуры, в которой он живет, и осваивает нормы и правила, проходит свой индивидуальный путь социализации. Все изменения, происходящие в этом возрасте, оказывают непосредственное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций и на самоопределение подростка.

Наличие ценностей и смыслов подталкивают индивида к ответу на вопросы «зачем?», «для чего?», «ради чего?» ему следует стремиться, выбирая для себя тот или иной вид деятельности, способен ли он в чем-то себя ограничить, чем-то поступиться, пойти на компромисс. Ценностно-смысловые ориентации представляют для личности ее индивидуальный выбор, ее путь деятельности. Личность существует и общается в обществе, является его частью, поэтому общество не должно оставаться в стороне при выборе личностью своего пути, не навязывая свою волю, а принимая позицию консультанта, помощника. Особенно важна такая позиция ближайшего окружения и макросреды по отношению к подростку, к личности, находящейся на стадии своего становления, развития, формирования, находящейся в стадии самоопределения.

Ценностно-смысловая сфера представляет собой системообразующий фактор единицы психологического анализа. Процесс регуляции индивидом своей жизни заключен в рамки неких ограничений и проходит путь формирования мотивов, смыслов и ценностей, в единстве своем выполняющих детерминирующую и регулирующую функции. Различие наблюдается лишь в преобладании того или иного источника личностной активности. В системно-структурной организации ценностно-смысловой сферы и регуляции преобладают дифференциация и интеграция, психологическая целостность которых обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций, что как раз и составляет психологический механизм изменения ценностно-смысловой сферы.

Формирования ценностной структуры в подростковом возрасте определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего это период перехода от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что и для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы — главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников — все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6−7 лет для ребенка — главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний. Особая роль семьи в воспитании определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив. Благодаря этому семейное воспитание обладает длительным «последствием»: положительные или отрицательные черты личности сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. «Семья не только воспитывает сама, но и „удобряет“ или, наоборот, истощает почву для последующего общественного воспитания». Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства, на примере взаимоотношений к родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в различных сферах жизни, и особенно во взаимоотношениях с членами семьи, созданной им самим.

Семья является наиболее важным фактором социализации личности и одним из факторов формирования ценностных ориентаций подростка.

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы — главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако в этот период у подростка ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение. Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.

Во время пубертатного периода подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха.

Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря средствам массовой информации [17,с.365].

Правомерно можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный.

Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей (неустойчивость, недостаточность), обусловленных возрастными особенностями подросткового возраста.

Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении.

Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения.

Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение к миру — «Образ мира», интегрирующий ценностные отношения в иерархическую систему ценностных ориентаций личности. Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа «Я», которое развивается во взаимодействие «Я — реальное» — «Я — идеальное» — «жизненный идеал». Фаза проектирования — завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации [ 27].

Для определения эффективности формирования ценностных ориентации Н. Н. Ушакова выделяет следующие критерии:

1. Знание ценностей. Результатом здесь является умение формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается усвоенным, если подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.

2. Дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор.

3. Действенность ценностных ориентаций [7, с. 27].

Итак, система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения. Семья является наиболее важным фактором социализации личности и одним из факторов формирования ценностных ориентаций подростка. В младшем подростковом возрасте у детей ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Выводы по первой главе ценностный ориентация подросток семья В результате теоретического анализа ценностных ориентаций юношей и девушек подросткового возраста можно сделать следующие выводы:

1. Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

2. Подростковый период — это период перехода от детства к взрослости, осознание себя как взрослой личности, появления стремления быть и считаться взрослым, переориентации ценностей, характерных для детей, на ценности мира взрослых.

3. Система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения.

4. Семья является наиболее важным фактором социализации личности и одним из факторов формирования ценностных ориентаций подростка.

5. В младшем подростковом возрасте у детей ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

6. Эффективность формирования ценностных ориентаций подростков определяется следующими критериями:

· знание ценностей — подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач;

· дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор;

· действенность ценностных ориентаций.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СЕМЬЕ

2.1 Диагностика ценностных отношений к семье младших подростков Цель данной работы заключалась в изучении основных аспектов ценностных отношений к семье младших подростков.

В связи с этим в практической части работы нами решались следующие задачи:

1. Изучить ценностные ориентации младших подростков;

2. Определить уровень ценностного отношения к семье у учащихся.

Исследование проводилось на базе средней школы № 15 г. Лиды. В диагностике принимало участие 50 школьников 8-х классов, возраст 12−13 лет. Нами был составлен список респондентов, где каждому был присвоен определенный порядковый номер (код), который сохранялся на протяжении всего исследования (см. Приложение 1).

Для изучения ценностных ориентаций подростков использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, адаптированная Б. С. Кругловым и предназначенная для диагностики учащихся 8 классов (см. Приложение 2). Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей, состоящего из 16 терминальных ценностей и 16 инструментальных ценностей. Подросткам предлагалось проранжировать предложенные ряды терминальных и инструментальных ценностей.

Затем нами была составлена матрица частот выбора каждой ценности и на основании её построена таблица ранговой последовательности. Данные размещены в Приложении 3.

В нашем исследовании мы получили такие результаты:

— 20 подростков из 50 человек при тестировании использовали для дифференциации все оценки пятибалльной шкалы. Это говорит о том, что только у 40% подростков тестируемой группы сформирован механизм дифференциации, т. е. они умеют делать ценностный выбор.

Таким образом, у 60% подростков тестируемой группы подростков механизм дифференциации находится только на начальной стадии формирования.

Далее мы изучили результаты наиболее значимых ценностей-целей (терминальные ценности). Терминальные ценности — это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Эти данные тестирования подростков отображены в сводной таблице 1.1.

Таблица 1.1 Сводная таблица данных исследования терминальных ценностей младших подростков

Терминальные ценности (ценности-цели)

Средний показатель по группе

1. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

5,7

2. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

5,86

3. Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)

5,46

4. Здоровье (физическое и психическое)

7,26

5. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

4,92

6. Интересная работа

5,52

7. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

5,18

8. Свобода как независимость в поступках и действиях

5,08

9. Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)

4,36

10. Хорошие и верные друзья

5,96

11. Познание (возможно расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)

4,44

12. Счастливая семейная жизнь

5,68

13. Творчество (возможность творческое деятельности)

3,36

14. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

4,56

15. Активная, деятельная жизнь

4,2

16. Равенство (братство, равные возможности для всех)

4,4

Затем мы составили рейтинг наиболее значимых пяти ценностей-целей данной группы подростков, которые внесли в таблицу 1.2.

Таблица 1.2 Ранговые значения наиболее значимых ценностей — целей подростков

Ценности-цели

Ранговое значение

Средний показатель по группе

Здоровье (физическое и психическое)

7,26

Хорошие и верные друзья

5,96

Уверенность в себе

5,86

Самостоятельность

5,7

Счастливая семейная жизнь

5,68

Из отвергаемых ценностей-целей, которые получили наименьший рейтинговый показатель можно выделить такие как: «Творчество» и «Активная, деятельная жизнь».

Следующим шагом в нашем исследовании мы изучили результаты наиболее значимых группы подростков инструментальных ценностей. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни и раскрывают основные качества личности человека. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.

Полученные данные тестирования подростков мы внесли в сводную таблицу 2.1.

Таблица 2.1 Сводная таблица данных исследования инструментальных ценностей подростков

Инструментальные ценности (качества личности)

Средний показатель по группе

Высокие запросы (высокие притязания)

11,1

Чуткость (заботливость)

4,9

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

5,5

Жизнерадостность (чувство юмора)

3,7

Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе)

7,9

Смелость в отстаивании своего взгляда, мнения

4,6

Исполнительность (дисциплинированность)

6,2

Нетерпимость к недостаткам в себе и других

10,2

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)

7,4

Честность (правдивость, искренность)

2,5

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

9,7

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

6,4

Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)

7,6

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

5,9

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

7,5

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

5,2

Затем мы составили рейтинг пяти наиболее значимых инструментальных ценностей (ценности-средства) подростков, которые внесли в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 Ранговые значения наиболее значимых инструментальных ценностей подростков

Инструментальные ценности (ценности-средства

Ранговое значение

Средний показатель по группе

Высокие запросы (высокие притязания)

11,1

Нетерпимость к недостаткам в себе и других

10,2

Образованность (широта знаний, высокая общая культура

9,7

Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе

7,9

Терпимость

7,6

Из отвергаемых качеств личности, которые получили наименьший средний показатель можно выделить такие как: «жизнерадостность» и «честность».

Таким образом, анализ проведенной методики «Ценностные ориентации» М. Рокича показывает, что в данный период для подростков наиболее значимые:

1. Ценности-цели (терминальные ценности) по рангу;

1) здоровье (физическое и психическое

2) хорошие и верные друзья

3) уверенность в себе

4) самостоятельность

5) счастливая семейная жизнь

2. Ценности-средства (инструментальные ценности) по рангу;

1) высокие запросы

2) нетерпимость к недостаткам в себе и других

3) образованность

4) эффективность в делах

5) терпимость

2.2 Технология формирования ценностного отношения к семье младших подростков Для повышения ценностного отношения к семье младших подростков нами был проведен цикл занятий.

— Классный час «Моя семья» (см. Приложение 5).

— И урок «Семья и семейные ценности» (см. Приложение 6)

После этого мы провели повторное исследование по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Результаты наиболее значимых ценностей-целей (терминальные ценности) отображены в сводной таблице 3.1.

Таблица 3.1 Сводная таблица данных повторного исследования терминальных ценностей младших подростков

Терминальные ценности (ценности-цели)

Средний показатель по группе

1. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

5,7

2. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

5,52

3. Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)

5,46

4. Здоровье (физическое и психическое)

7,26

5. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

4,92

6. Интересная работа

5,68

7. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

5,18

8. Свобода как независимость в поступках и действиях

5,08

9. Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)

4,36

10. Хорошие и верные друзья

5,96

11. Познание (возможно расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)

4,44

12. Счастливая семейная жизнь

5,86

13. Творчество (возможность творческое деятельности)

3,36

14. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

4,56

15. Активная, деятельная жизнь

4,2

16. Равенство (братство, равные возможности для всех)

4,4

Затем мы составили рейтинг наиболее значимых пяти ценностей-целей данной группы подростков, которые внесли в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 Ранговые значения наиболее значимых ценностей — целей подростков

Ценности-цели

Ранговое значение

Средний показатель по группе

Здоровье (физическое и психическое)

7,26

Хорошие и верные друзья

5,96

Счастливая семейная жизнь

5,86

Свобода как независимость

5,8

Самостоятельность

5,7

Затем мы изучили результаты повторного исследования наиболее значимых для подростков инструментальных ценностей. Полученные данные мы внесли в сводную таблицу 4.1.

Таблица 4.1 Сводная таблица данных исследования инструментальных ценностей подростков

Инструментальные ценности (качества личности)

Средний показатель по группе

Высокие запросы (высокие притязания)

4,6

Чуткость (заботливость)

5,6

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

5,68

Жизнерадостность (чувство юмора)

5,96

Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе)

4,94

Смелость в отстаивании своего взгляда, мнения

5,46

Исполнительность (дисциплинированность)

4,64

Нетерпимость к недостаткам в себе и других

3,92

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)

4,32

Честность (правдивость, искренность)

5,18

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

5,5

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

5,16

Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)

5,06

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

5,26

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

5,74

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

4,92

Затем мы составили рейтинг пяти наиболее значимых инструментальных ценностей (ценности-средства) подростков, которые внесли в Таблицу 4.2.

Таблица 4.2 Ранговые значения наиболее значимых инструментальных ценностей подростков

Инструментальные ценности (ценности-средства

Ранговое значение

Средний показатель по группе

Жизнерадостность

5,96

Рационализм

5,74

Воспитанность

5,68

Чуткость

5,6

Образованность

5,5

Таким образом, анализ проведенной повторно методики «Ценностные ориентации» М. Рокича показывает, что после посещения группой подростков (30 человек) занятий в Церкви и классных часов в школе по программе «Ценностное отношение подростка к своей семье», отношение школьников к семье изменилось в позитивную сторону. Проведенные среди подростков занятия помогли сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.

Анализ повторно проведенной методики «Ценностные ориентации» показал следующие результаты:

1.Цености-цели (терминальные ценности) по рангу;

1) здоровье (физическое и психическое

2) хорошие и верные друзья

3) счастливая семейная жизнь

4) уверенность в себе

5) свобода как независимость

2.Ценности-средства (инструментальные ценности) по рангу;

1)жизнерадостность

2)рационализм

3)воспитанность

4)чуткость

5)образованность Выводы по второй главе Анализ проведенной методики «Ценностные ориентации» М. Рокича показывает, что в данный период для подростков наиболее значимые:

1.Ценности-цели (терминальные ценности) по рангу;

1)здоровье (физическое и психическое

2)хорошие и верные друзья

3)уверенность в себе

4)самостоятельность

5)счастливая семейная жизнь

2. Ценности-средства (инструментальные ценности) по рангу;

1)высокие запросы

2)нетерпимость к недостаткам в себе и других

3)образованность

4)эффективность в делах

5)терпимость Анализ проведенной повторно методики «Ценностные ориентации» М. Рокича показывает, что после посещения группой подростков (27 человек) занятий в Церкви и классных часов в школе по программе «Ценностное отношение подростка к своей семье», отношение школьников к семье изменилось в позитивную сторону. Проведенные среди подростков занятия расширили возможности понимания своих родителей, помогли выработать новые навыки взаимодействия старшеклассников со своими родителями.

По повторно проведенной методике «Ценностные ориентации» М. Рокича мы получили следующие результаты:

1.Цености-цели (терминальные ценности) по рангу;

1) здоровье (физическое и психическое

2) хорошие и верные друзья

3) счастливая семейная жизнь

4) уверенность в себе

5) свобода как независимость

2. Ценности-средства (инструментальные ценности) по рангу;

1) Жизнерадостность

2) Рационализм

3) Воспитанность

4) Чуткость

5) Образованность ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе были изучены основные аспекты по формированию ценностных ориентаций младших подростков. Был проведен теоретической анализ данной проблемы.

Ценность — представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности.

Ценностная ориентация — это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения.

Развитость ценностных ориентаций — это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.

Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Подростковый период — это период перехода от детства к взрослости, осознание себя как взрослой личности, появления стремления быть и считаться взрослым, переориентации ценностей, характерных для детей, на ценности мира взрослых.

Система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения.

Семья является наиболее важным фактором социализации личности и одним из факторов формирования ценностных ориентаций подростка.

В младшем подростковом возрасте у детей ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

Эффективность формирования ценностных ориентаций подростков определяется следующими критериями:

· знание ценностей — подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач;

· дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор;

· действенность ценностных ориентаций.

В практической части на основании полученных данных анкетирования в СШ № 16:

— выявлены основные ценности у подростков.

— определен уровень ценностного отношения к семье у учащихся Таким образом, исходя из результатов анкетирования, можно сделать следующие выводы:

— необходимо усилить работу по формированию ценностных ориентаций младших подростков;

— классным руководителям необходимо провести ряд классных часов по данной теме;

— активизировать работу с родителями, через родительские собрания, консультации.

Для повышения ценностного отношения к семье младших подростков рекомендовано мероприятие, которое включает классный час «Моя семья» и урок «Семья и семейные ценности».

Таким образом, цель работы, заключающаяся в изучении основных аспектов по формированию ценностных ориентаций младших подростков достигнута, поставленные задачи выполнены.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, Раритет, 1997. — 316 с.

2. Барабанщиков, Б. А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003. № 1.-С.28−38.

3. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности/ Е.И. Головаха//Психология личности в трудах отечественных психологов.- 2009. № 5. — С. 99−107.

4. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога/ С. Ю. Головин, 1998.-2000 терминов.

5. Голуб А. М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Сацыяльна-педагагічная работа. — 2009. — № 4. — С. 53−57

6. Дивисенко К. С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. — 2008. — № 8. — С. 118−122.

7. Ермолич, С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. — 2007. — № 9. — С. 23−27.

8. Зинченко В. П. Психологический словарь.М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 479с.

9. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — с. 28 — 33.

10. Конюх-Синицина, С.А. О ценностях и социальных ориентациях учащихся / С.А. Конюх-Синицина // Сацыяльна-педагагичная работа. — 2000. — № 3. — с.6−10

11. Корявая С. М. Ценностные предпочтения молодежи // Адукацыя і выхаванне. — 2006. — № 10. — С. 49−54.

12. Кулик Л. А. Семейное воспитание / Л. А. Кулик, Н. И. Берестов. — М.: 1990. — 212 с.

13. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1996. — № 4. с. 17−28

14. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. / Д. А. Леонтьев. // Вопросы философ. — 1996. — № 5. — С. 15−26.

15. Мамедова Ж. С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. / Ж. С. Мамедова // Педагогика. -2006. № 6. С. 121 — 132 .

16. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. / М. М. Назаров. — М.: Аванти плюс. 2004. — 428 с.

17. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. — СПб.: ПраймЕврознак, 2002. — 656с.

18. Скрипкина, Т. П. Психология доверия/Т.П. Скрипкина.—М: Издательский центр «Академия», 2000. -264 с.

19. Сологуб И. Ф. Ценностные ориентации учащихся гимназий // Адукацыя і выхаванне. — 2003. — № 6. — С. 55−58.

20. Титаренко, А. И. Структуры нравственного сознания./ А. И. Титаренко. — М., 1974. с. 247.

21. Титаренко, Л. Г. Ценностный мир современного белоруского общества: гендорный аспект / Л. Г. Титоренко. — Минск: БГУ, — 205 с.

22. Федоришкин А. Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Праблемы выхавання. — 2006. — № 6. — С. 9−11.

23. Фернхем, А. Личности и социальное поведение / А. Фернхем. — СПб.: Питер, 2001. — 368 с.

24. Философский энциклопедический словарь / под науч.ред. Л.Ф. Ильичева[ и др.]. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1750с.

25. [Электронный ресурс] Психология. / центр информ. технологий РФ. -М.: Росийское образование, 2008. — Режим доступа http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm Безменова, И. К. Ценностные ориентации.

26. http://soh3.ru/news/formirovanie_cennostnykh_orientacij_podrostka_v_sovremennoj_seme/20 015−02−11

27. http://www.orenport.ru/images/img/kiryakova/aksiologiya/pdf/kiryakova. pdf

Приложения Приложение 1

Список восьмиклассников, принимавших участие в исследовании

№п.п

ФИО

№п.п

ФИО

№п.п

ФИО

Д. Анастасия

Р. Диана

Ф. Андрей

Ж. Алексей

Р. Александра

Б. Костя

З. Евгений

С. Лена

Р. Анастасия

Л. Владимир

М. Вадим

С. Диана

П. Карина

О. Даниил

Г. Ангелина

С. Анна

К. Артём

О. Даниил

С. Владислав

Г. Маргарита

К. Артём

Т. Наталья

В. Максим

Г. Маргарита

Х. Павел

Д. Артём

В. Максим

Ц. Карина

У. Игорь

Д. Артём

Г. Евгений

С. Екатерина

У. Игорь

Д. Елена

Т. Никита

С. Екатерина

Ж. Анна

Ф. Мария

Т. Никита

К. Михаил

Я. Владислав

Ф. Мария

Л. Артём

Ц. Карина

Я. Владислав

Н. Валерия

М. Антонина

Ц. Карина

О. Владислав

С. Анна

Приложение 2

«Ценностные ориентации» М. Рокич

Инструкция 1: «Ниже приводится список основных целей, которые люди стремятся достичь в своей жизни. Укажите, какие из них, на Ваш взгляд, являются ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимый — 5).

Содержание целей (ценностей) жизни

От 1до 5

ранг

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)

Здоровье (физическое и психическое)

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений)

Интересная работа

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Свобода как независимость в поступках и действиях

Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)

Хорошие и верные друзья

Познание (возможно расширение своего образования, кругозора)

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческое деятельности)

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

Активная, деятельная жизнь

Равенство (братство, равные возможности для всех)

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 16 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать истинную позицию" .

БЛАНК 1. (Т — ценности)

Инструкция 2: «Ниже приводится список основных качеств личности человека. Укажите, какие из них являются нужными, ценными, значимыми, для Вас, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимые — 5), а также прономеруйте их по порядку значимости» .

БЛАНК 2. (И — ценности)

Качества личности (как ценности)

от 1 до 5

ранг

Высокие запросы (высокие притязания)

Чуткость (заботливость)

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе)

Смелость в отстаивании своего взгляда, мнения

Исполнительность (дисциплинированность)

Нетерпимость к недостаткам в себе и других

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)

Честность (правдивость, искренность)

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки)

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Спасибо!

Приложение 3

Таблица 3.1 — Матрица частот терминальных ценностей подростков

r

R

C

a

b

c

d

e

f

q

h

i

j

r

l

m

n

o

R

5,7

5,86

5,46

7,26

4,92

5,68

5,18

5,08

4,36

5,96

4,44

5,52

3,36

4,56

4,2

4,4

81,94

Таблица 3.2 — Таблица ранговой последовательности терминальных ценностей подростков

Содержание целей (ценностей) жизни

R

Абсолютное ранговое место

Относительное ранговое место

Процентный ранговый показатель (персентиль)

Квартили

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

5,7

21,88

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий)

5,86

15,63

Материальная обеспеченность

5,46

40,63

Здоровье (физическое и психическое)

7,26

3,13

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений)

4,92

59,38

Интересная работа

5,52

28,13

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

5,18

46,88

Свобода как независимость в поступках и действиях

5,08

53,13

Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)

4,36

84,38

Хорошие и верные друзья

5,96

9,38

Познание (возможно расширение своего образования, кругозора)

4,44

71,88

Счастливая семейная жизнь

5,68

34,38

Творчество (возможность творческое деятельности)

3,36

96,88

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

4,56

65,63

Активная, деятельная жизнь

4,2

90,63

Равенство (братство, равные возможности для всех)

4,4

78,13

Приложение 5

Классный час «Моя семья»

Цель: Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека.

· Укрепить привязанность к членам своей семьи;

· Научить гордиться их достижениями, быть терпеливыми к их недостаткам;

· Сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека;

· Прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

Подготовительная работа:

· Твоё родословие «Древо жизни»

· Карта — схема «Самый богатый…»

· «Семейная реликвия»

· Рисунки «Моя семья»

· История происхождения моего имени.

· Подготовка медалей для награждения.

· Оформление класса:

— пословицы:

«На что и клад, когда в семье лад»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

Ход занятия

Наш классный час называется «Моя семья». Сегодня вы расскажите о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека, о традиции своей семьи.

· Что такое семья?

· Как вы понимаете?

(отвечают дети)

«Семья" — сколько в нём загадок, оно делится на два слова «семь» и «я» оно говорит «семья» — это семеро как я. Ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия. Но не в каждой семье найдётся семеро. «Семь-не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что и «семья» тоже едина и неделима.

«Семья» происходит от слова «семя».

Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге.

Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочкисынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми, они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У всех в семье есть свои обязанности, они лежат на родителях.

Есть такая мудрая заповедь:

«Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

· Как вы понимаете выражение почитать родителей? Значит — в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.

— Если заповедь исполниться, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно.

Семьёй надо дорожить, чтобы о вашей семье говорили только хорошее и доброе.

· Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? (дети отвечают)

· Ребята, а как можно выделить отдельного человека из толпы? (обратиться по имени) Каждое имя имеет свою историю. Раньше людей называли по каким-то внешним признакам, по положению в семье или по роду занятий:

1) по внешности человека:

— Мал, Бел, Косой, Рябой, Некраса.

2) по характеру:

— Добрыня, Горд, Умник, Несмеяна.

· Ребята, а вы знаете, что означает ваше имя? И кто вас им назвал? (дети отвечают).

· Ребята, а что вы можете рассказать о своей семье? (дети отвечают).

· Ребята, есть ли в вашей семье «семейная реликвия»?

Ребята, вы все проделали большую работу к подготовке классного часа и активно участвовали в работе. Вы лучше узнали свою семью, своих родственников, важность своей семьи. И я хочу вас наградить медалями:

1. «Моя семья»

2. «Самый богатый…»

Развлекательно-познавательная игра.

1. Две команды.

2. Выбрать капитанов.

3. Придумать название и приветствие.

1 конкурс «Имя»

1. Что такое именины? (день святого, в честь которого человек назван)

1. Что такое день рождения? день, в который родился человек)

2. Что означает слово «фамилия»? (семья, дом)

2. Что является наследственным именем семьи? (фамилия)

2 конкурс «Родословная»

1. Кого называют потомками?

2. Как вы называете своих родителей?

1. Кого называют предками?

2. Кем вам будут приходиться брат или сестра матери или отца?

3. Развивающие задания. Знаете ли вы свою маму?

Закончи пословицу

— Какова мать — (таковы и дети)

— При солнышке тепло (при матери добро)

— У детины заболит пальчик, (а у мамы сердце)

— Мать кормит детей, (как земля людей)

Знаете ли вы качества присущие мамы?

— Этим качеством обладает каждая любящая ребёнка мать (доброта).

— Таким удивительным словом, обозначено качество! Оно всегда в маминой душе. (забота)

— Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе. (нежность)

— Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы. (мудрость)

4.Дарим нежные слова

Папа, какой он?

Написать больше нежных слов папе.

Мама, а какая она?

Написать больше нежных слов маме.

5. «Желаю вам «Телеграмма»

Придумать праздничное поздравление в стихах для мам.

— Подведение итогов.

— Награждение

Приложение 6

Семья и семейные ценности

На уроке были использованы следующие приемы и методы работы:

1. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток»

2. Стих из 5 слов «Семья»

3. Плакат Задачи семьи"

4. Работа с первоисточниками

5. Проекты детей «Моя семья»

а) Венчание б) Крещение

6. Составление схемы «Моя семья»

7. Рефлексия

Цели:

1. Формировать представления об исторической роли семьи

2. Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РБ.

Ход урока

Учащиеся класса делятся на группы (деление при помощи разноцветных карточек).

Слайд 1

Организационный момент.

Учитель:

— В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.

Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».

Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

— Ты кто? — спрашивает Муравей.

— Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты — не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.

Учитель:

— Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?

— А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

(ответы детей)

— Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

Слайд 2

2.2. Определение темы и целей урока Учитель:

— У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях

Слайд 3

2.3. Пятистишие «Семья»

Учитель:

Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе пятистишие на тему «Семья».

Правила составления перед вами на слайде.

Слайд 4

(ответы детей) Учитель:

Для чего же человеку нужна семья???

(ответы детей)

Слайд 5

Плакат «Задачи семьи»

Учитель:

— Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верный.

Пожалуйста, ваши ответы.

(ответы детей) Учитель:

— Мы определили задачи семьи.

Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В Библии семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья — это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи.

Слайд 6

Учитель 2:

— Давайте посмотрим, как рассматривается семья в православии и католицизме.

Начнем с определения семьи. Наши религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

Слайд 7

— Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта.

Слайд 8

— Обязанности членов семьи.

Слайд 9

— Семейные традиции основаны на заповедях Божьих.

Слайд 10

— Ребята, так наша традиция представляет нам семейные ценности.

Слайд 11

— Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни.

Слайд 12

Работа с первоисточниками.

Учитель:

— Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах находятся выдержки из Евангелия и святых книг. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.

Основные ценности семейной жизни Религиозная семья любовь мужа и жены друг к другу;

ложь;

любовь родителей к детям;

измена

почитание родителей

гордость;

богатство

согласие;

забота;

уважение,

прощение;

семейные традиции

Учитель:

Семья в православной и католической культуре.

Семья в православии и католицизме — это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи — муж, а глава мужа — Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.

Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших — главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (4 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.

Слайд 13

Учитель:

— Совпадают ли ваши представления о семейных ценностях с церковной традицией.

Вывод: Семья — это свято для всех!

Слайд 14

Проект «Моя семья»

Учитель:

— А сейчас давайте посмотрим значения таинств

Слайд 15

Венчание. Когда двое молодых людей любят друг друга решают всегда быть вместе. Для этого они вступают в брак и венчаются в церкви. В церкви им на голову возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди. Венец — это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

Слайд 16

Крещение Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел-хранитель, ребенка крестят в церкви. Верующие люди стараются передать детям свои знания, свою веру. Крестные отец и мать, являются духовными наставниками.

Слайд 17

Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»

Учитель:

— Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты. Очень подробно рассказали о некоторых традициях, обрядах, ценностях ваших семей.

Сейчас давайте представим, что каждая группа — это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.

Слайд 18

Список № 1.

Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Слайд 19

Список № 2.

Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Слайд 20

Список № 3.

Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Слайд 21

Список № 4.

Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Слайд 22

Список № 5.

«Согласную семью и горе не берет»

«Семья в куче — не страшна и туча»

«На что клад, когда в семье лад»

Слайд 23

Рефлексия Учитель:

Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился — гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение — вопрос.

Учитель:

— Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность — нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи Белоруси, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья — это сильная страна.

Слайд 24

Спасибо вам за урок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой