Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль средств массовой информации в формировании и укреплении морального духа личного состава вооруженных сил Сирийской Арабской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Четыре раза (в 1948;1949, 1956, 1967 и 1982 гг.)1 арабо-израильские противоречия выливались в форму открытых вооруженных столкновений. Все годы независимого развития с марта 1963 года на острие вооруженного противостояния находится Сирийская Арабская Республика. Под руководством Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ) наше государство добилось весомых успехов… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I.
  • Теоретико-методологические основы анализа эффективности деятельности средств массовой информации вооруженных сил Сирии в процессе формирования и укрепления морального духа войск
  • Раздел II.
  • Современное состояние и динамика деятельности средств массовой информации по моральной подготовке личного состава Сирийской народной армии
  • Раздел III.
  • Пути оптимизации управления военными средствами массовой информации в процессе моральной подготовки военнослужащих Сирийской Арабской Республики в современных условиях

Роль средств массовой информации в формировании и укреплении морального духа личного состава вооруженных сил Сирийской Арабской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении более чем полувекового периода, прошедшего после второй мировой войны, Ближний Восток является одним из наиболее напряженных и взрывоопасных районов мира. Причина такого положения кроется в неурегулированности арабо-израильских противоречий, главными из которых являются территориальные претензии арабских стран к Израилю о возвращении оккупированных земель и праве палестинских арабов на создание собственного государства.

Четыре раза (в 1948;1949, 1956, 1967 и 1982 гг.)1 арабо-израильские противоречия выливались в форму открытых вооруженных столкновений. Все годы независимого развития с марта 1963 года на острие вооруженного противостояния находится Сирийская Арабская Республика. Под руководством Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ) наше государство добилось весомых успехов в социально-экономическом и культурном строительстве, осуществлении прогрессивных преобразований, обеспечении своих национальных и общеарабских интересов. Оно пользуется заслуженным международным авторитетом, вносит вклад в решение актуальных региональных и мировых проблем. Одновременно на Сирию ложится особая историческая ответственность за сохранение мира в связи с чрезвычайно взрывоопасным течением событий на Ближнем Востоке. Значительная часть государств региона продолжает совершенствовать военно-силовые структуры, разрабатывают новые.

В войне 1982 г. и коалиционной операции ООН в зоне Арабского (Персидского) залива в 1990;1991 гг. диссертант принимал участие в качестве военного корреспондента. военные доктрины, осуществляют многомиллиардные проекты оснащения армий современными видами оружия и боевой техники.

В этих условиях, как отмечает Генеральный секретарь Партии арабского социалистического возрождения, Президент Сирийской Арабской Республики товарищ Хафез Асад, наша страна делает единственно возможный выбор — в пользу укрепления своей оборонной мощи, создания стратегического равновесия с противником.^.

Сирийское государство, воины вооруженных сил республики отчетливо сознают решающее значение в достижении этой цели сирийско-российских отношений, несмотря на усиление миротворческой деятельности ООН. Их нынешнее состояние дает возможность для обмена во всех областях жизни, в том числе и в военном строительстве, в укреплении всесторонних связей военных ведомств двух стран. По определению руководства Министерства обороны Российской Федерации, Сирия является стратегическим партнером России на Ближнем Востоке. Взгляды Москвы и Дамаска по многим проблемам близки или совпадают. 2.

У сирийских командно-политических кадров вызывает интерес прежде всего практика обучения и воспитания российских военнослужащих, новые взгляды российских ученых на войну как социальное явление. Обусловлено это также тем, что в центре сложившейся в САР к настоящему времени концепции строительства вооруженных сил стоит человек в качестве основного элемента боеспособности войск.

1 См.: Асад X. Речь по случаю XXXV годовщины Мартовской революции //.

Собрание трудов и выступлений Президента Хафеза Асада. Книга XIX. Изд.

Политич.Управления, 1998.-/на арабском яз./.

2 См.: Сирия остается стратегическим партнером России в этом регионе //.

Независимая газета, — 1998. 14 ноября.

Проблема формирования и укрепления морального духа военнослужащих как социальный процесс, выражающийся в их готовности к защите завоеваний Мартовской революции 1963 года, способности принять тяжелейшие испытания войны и не утратить воли к выполнению поставленных задач, имеет непреходящее значение.

Все внешнеполитические изменения, процессы обновления сирийского общества, преобразования в армии и на флоте в той или иной форме находят свое отражение в моральном состоянии воинских коллективов. Его глубокое социологическое изучение и осмысление способствует более точному определению содержания военного строительства, выявлению совокупности условий и конкретных мероприятий по укреплению морального духа личного состава.

С научной точки зрения это представляется важным, поскольку многие современные западные социологи, ссылаясь на научно-технический прогресс, пытаются представить облик военнослужащего 2000 года как человека лишенного многих эмоций, у которого на вооружении «рюкзак-компьютер,» аппаратура, заставляющая его идти в бой. В последнее время военная теория и социология стран НАТО обращают внимание на усиление социально-генной инженерии по формированию необходимых качеств у военнослужащих для ведения будущей войны. Ученые Г. Ионис, У. Хаббард и др.1 в той или иной степени проповедуют подобное направление восприятия будущей войны.

Социально-политические военно-технологические и другие характеристики современной вооруженной борьбы исследуют также российские военные ученые. Так, президент Академии военных наук.

1 См.: Иванов В. Н., Ксенофонтов В. Н. Мир и война: человеческое измерение.-М., 1996.С.72.

России М. А. Гареев в своей работе «Если завтра война?» излагает собственное видение задач формирования и укрепления морального духа. Социальная роль рассматриваемого явления находит, по его мнению, определенное отражение в социальной теории и эмпирике по проблеме войны, вооруженных конфликтов, их социальных последствий.

Центральное место в социализации военнослужащих САР занимает учебно-воспитательный процесс, целиком результатом которого является формирование готовности у них к защите Отечества. Активное участие в этом принимают военные средства массовой информации. Именно СМИ вооруженных сил как составная часть информационного комплекса Сирийского государства является объектом настоящего исследования.

Работа сирийской военной прессы1 по формированию и укреплению морального духа личного состава получает отражение в публицистических выступлениях СМИ, во всей политико.

1 В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации, а также утвердившимися в научной и педагогической практике использования категориального аппарата диссертант придерживается следующей интерпритации основных понятий. Массовая информация — это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Средства массовой информации — периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, иные формы периодического распространения массовой информации. Журналистика — область общественно-политической деятельности и совокупность социальных институтов, обеспечивающих с помощью СМИ сбор, обработку и распространение массовой информации, а также социальную коммуникацию (массовое общение) и целенаправленное воздействие на аудиторию. Пресса: в широком смыслесобирательное понятие для обозначения всех СМИ, в узком — эквивалент слова — «печать». Публицистика — актуальная общественно-политическая мысль, являющаяся содержанием СМИ, вид массовой информации и одновременно — творческая деятельность по созданию публицистических произведений. Журналист — лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений или материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. воспитательной работе с военнослужащими. Эта деятельность содержит ценный поучительный опыт, который должен получить глубокое теоретическое осмысление и практическое понимание на современном этапе. Многогранность и значимость его делают настоятельной потребностью для командно-политических кадров Сирийских вооруженных сил глубокое изучение, изыскание возможностей для его активного применения с учетом социально-политических, национальных, демографических, духовно-идеологических и других особенностей нашей армии.

Этапы военного строительства в САР в годы независимого развития свидетельствует о необходимости не только учитывать проблему морального духа, но и целенаправленно влиять на его формирование. Действенным инструментом такого влияния выступают средства массовой информации. Их эффективное использование требует глубокой проработки целого ряда проблем и прежде всего исследования социологического генезиса формирования сирийской концепции использования СМИ в воспитании личного состава.

Безусловно, что научное и практическое освоение указанного опыта будет наиболее плодотворным в том случае, если рассматривать функционирование СМИ не изолировано, а в структуре политической ориентации личного состава, направленной на формирование духлвного фактора жизнедеятельности армии. Методологически подобный подход обоснован включенностью средств массовой информации в систему: политорганы — прессавоенная аудитория.

Актуальность темы

диссертации определяется, таким образом, рядом обстоятельств.

Во-первых, требует всестороннего анализа накопленной за последнее время опыт формирования морального духа, проявляющийся в готовности военнослужащих вооруженных сил САР к защите Отечества.

Злободневность данной проблемы обусловлена значительным обновлением военно-социологического знания о войне, мире и армии. Новыми ориентирами здесь становятся: усиления его социально-гуманистической направленности (от теории насилия — к ненасилию и миру) — переориентация с классово-идеологических позиций на социально-культурные, цивилизационно-геополитические реальности мирауточнение и обогащение содержания знаний за счет новых фундаментальных категорий, таких как «война современная», «социология войны», определенное возрастание роли социального права войны, формирование и разработка современного кодекса поведения в вооруженных конфликтах и т. д. 1.

Во вторых, представляется важным, что при социологическом подходе моральный дух армии рассматривается через реализацию содержащихся в общественном сознании военнослужащих идей, взглядов, теорий через конкретные поступки в их деятельности.

Моральный дух личного состава является одной из составляющих боевого потенциала армии и флота. Поэтому теоретическое и эмпирическое осмысление его оценки — важная исследовательская задача. Возрастает значение объективной оценки морального состояния войск в современных условиях. Эта задача выдвигается прежде всего практикой.

В-третьих, в 90-е годы значительно обогатилось новым содержанием политическое руководство военными средствами массовой информации, их использование в политико-воспитательном См.: Новик В. К. Война как социальное явление.-М., ВУ. 1996.С.5. процессе. Задачи укрепления боевой готовности Сирийских вооруженных сил, демократизация жизни воинских коллективов, повышение уровня образования и культуры военнослужащих требуют рационального применения накопленного опыта, расширения диапазона воздействия СМИ на личный состав. Следовательно прямые и косвенные приемы формирования командирами и политорганами морального духа посредством военных СМИ необходимо выделить как базу для создания научной методологии и обоснования конкретных приемов использования печати, телевидения, радио.

В-четвертых, сложность современной военно-политической обстановки на Ближнем Востоке требует сосредоточить усилия политорганов, военной прессы на внедрение в общественное сознание воинов наряду с доминирующими, отчетливо выраженными идеями общеарабского единства, защиты национальных интересов от посягательств вероятного противника, обоснования многовариантности путей и способов социальной модернизации. Обращение к опыту работы военных органов массовой информации в последние годы дает возможность ориентировать их сегодня на оснащение важнейших проблемно-тематических направлений, поставить вопрос о научном прогнозировании деятельности СМИ.

В-пятых, новые социально-политические реалии, определенное влияние процессов «переоценки ценностей», характерной для постсоветского развития России анализ публицистической практики последнего десятилетия позволяет более эффективно использовать СМИ для оперативного разъяснения личному составу важной военно-политической информации.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется целостным, системным охватом деятельности СМИ сирийских вооруженных сил, их социальной роли по формированию и укреплению морального духа личного состава, его готовности к защите Отечества. Эту деятельность следует понимать как направляемый политическим управлением процесс непосредственного (с помощью публицистических материалов) и опосредованного (в ходе политико-воспитательной работы) влияния военных органов информации на сознание военнослужащих с целью формирования готовности к вооруженной защите государства, способности принять тяжелейшие испытания войны и не утратить воли к выполнению поставленных задач.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы обобщить сирийский опыт политического руководства деятельностью средств массовой информации, исследовать пути повышения эффективности организаторской функции военной прессы в сфере функционирования социальных, духовных факторов и на этой основе сформировать практические рекомендации по совершенствованию их реализации в вооруженных силах САР.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составили теоретико-методологические основы социологии, исследования российских, западных, сирийских ученых в области военной социологии, социальной психологии, теории социального управления, современные концепции массовой коммуникации и информационного противоборства.

Автором широко использовались материалы теоретических разработок, научно-практических конференций и дискуссий по актуальным проблемам, а также семинара, проведенного в Военном университете в 1995 году, организованном Научно-исследовательской группой исследования социальных проблем воинской деятельности совместно с редакцией журнала «Военная мысль» и отделением общих проблем войны, мира и армии Академии военных наукД.

В диссертации применялись такие методы исследования, как опрос, наблюдение, анализ проблемно-тематических направлений публикаций, передач радио и телевидения, контент-анализ, обобщение практического опыта, анализ документов, обобщение практического опыта, обмен мнениями с ведущими специалистами в области военно-социальной теории, теории и практики СМИ, морально-психологического обеспечения и информационно-психологического противоборства.

В качестве эмпирического материала в диссертации использованы данные конкретно-социологического исследования, проведенного автором в частях и редакциях вооруженных сил САР, публикации периодической печати. Важным источником стали также наблюдения, полученные автором в ходе участия в военных конфликтах на Ближнем Востоке в 1982 и 1990;1991 гг., публикации в периодической военной печати в течении 20-и лет службы в качестве военного журналиста, главного редактора журнала «Аль-Джунди Аль-Араби» («Арабский воин»).

Широкий выход на проблемы формирования морального духа, готовности военнослужащих к защите Отечества открыли перед диссертантом исследования российских военных ученых, рассматривающих этот процесс в философско-методологическом, социологическом, социально-психологическом, организационно-управленческом и других аспектах: В. Н. Ковалева, А. Г. Пилипонского, В. Г. Маликова, М. Н. Шахова, В. В. Серебрянникова, Ю.Ф.Мельникова1.

1 См.: Военно-социальная теория: методология и место в системе военно-научных знаний.-М.ВУ-1996.

1 Ковалев В. Н. Социалистический воинский коллектив (опыт системного анализа).

Дис. д-ра философ.наук. ВПА, 1980. 422 с. Пилипонский А. Г. Общественное и др. Неоценимую помощь в разработке темы настоящей диссертации оказало знакомство с трудами С. Т. Корнеева, В. А. Эмирова, В. С. Павлова, Л.В.Мрочко1 и других авторов, которые в своих диссертациях исследовали влияние средств массовой информации на различные аспекты формирования и укрепления морального духа военнослужащих.

Среди публикаций, в которых анализируется сущность морального духа, роль СМИ в процессе его возникновения и развития, следует выделить работы В. Л. Артемова, Е. П. Прохорова, А. П. Хорева, А. А. Сгибнева, Г. Н. Пашкова. На арабском языке количество источников по проблемам, близким к теме диссертации, сравнительно невелико. В основном они касаются социальных аспектов деятельности СМИ (А.Бадр, О. Аль-Хатиб, М. Имам, М. Фатхи), военно-политической (А.Мукбиль, Р. Ахмед, М. Зейфа), общих проблем теории информации (М.Адхам, М. Аль-Гандур, мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма. Дис.. канд.философ.наук. ВПА, 1986. 247 с. Маликов В. Г. Деятельность политорганов Военно-воздушных сил по укреплению партийных организаций авиационных частей и соединений и повышению ихроли в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.) дис. д-ра истор. наук. ВПА, 1978. — 420 с. Шахов В. М. Социально-философский анализ взаимодействия централизма и децентрализма в процессе демократизации общества и Вооруженных Сил России. Дис.. д-ра философ, наук. ГА ВС, 1993. — 360 с. Серебрянников В. В. Творческая инициатива как фактор укрепления боевой мощи социалистической армии: и достижения победы в вооруженной борьбе. Дис. д-ра философ, наук. ВПА, 1976.-386 с. Мельников Ю. Ф. Методологические и социальные проблемы социалистического соревнования в Советских.

Вооруженных Силах. Дисд-ра философ, наук. ВПА, 1986. — 411 с.

1 Корнеев С. Т. Проблемы повышения эффективности воздействия военной печати на сплочение социалистического воинского коллектива (опыт конкретносоциологического исследования). Дисканд. философ, наук. ВПА, 1982. — 206 с.

Павлов B.C. Проблемы укрепления воинской дисциплины в деятельности современной военной печати (на опыте окружных, групповых, флотских газет.

1976;1989 гг.) Дисканд.истор. наук. ВПА. 1990. Эмиров В. А. Деятельность информационно-пропагандистского комплекса по воспитанию бдительности у личного состава ГСВГ-ЗГВ (1981;1989 гг.) Дис. канд.истор. наук. ВПА, 1991. -194 с. Мрочко JI.B. Военная печать как средство развития личности молодого офицера Вооруженных Сил СССР (социол. исслед.) Дис. канд. философ, наук. ВПА, 1989. — 200 с.

Г.Дорендан). По научному уровню они ограничены формой публикаций в периодической печати и не защищены диссертационными исследованиями.

Одним из источников является опыт военной печати советского периода, с которым автор познакомился в ходе стажировки в ЛВВПУ в 1983 г., подготовительный период операции многонациональных сил «Буря в пустыне», информационное обеспечение российскими СМИ наведения конституционного порядка в Чечне в 1994 — 1996 гг., операция американо-британских войск «Лиса в пустыне» — декабрь 1998 г.

Анализируя использование сирийских средств массовой информации в деятельности военных кадров по формированию и укреплению морального духа диссертант опирался на документы ПАСВ, правительства САР, выступления Президента Хафеза Асада, указания министра обороны Сирийской Арабской Республики и начальника политического управления Сирийских вооруженных сил. Кроме того, в определении темы исследования, разработке его основных тезисов и выводов отражены результаты конкретно-социологических исследований, неоднократно проводимых автором на протяжении 80-х — 90-х годов.

Состояние научной разработки проблемы. Краткий обзор источников по проблеме формирования и укрепления морального духа посредством СМИ показывает недостаточно активную, по мнению автора, разработку этого исследовательского направления. Одновременно с учетом возрастания роли массовой коммуникации в общественно-социальных процессах, в том числе в военном деле (морально-психологическое обеспечение боевых действий с помощью СМИ признано в середине 90-х годов наряду c^^&-^fegJ'тыловым обеспечением и др. самостоятельным видом обеспечения боевых действий), определили очевидную необходимость активизации научного поиска. Тем более, что информационная природа такого сложного социально-психологического образования как моральный дух, своеобразие самого механизма влияния прессы на его формирование и укрепление предопределяет выделение самостоятельного научного направления, которое занимается углубленным изучением различных сторон указанного процесса.

Что касается Сирийской Арабской Республики, то здесь пока невысок уровень развития средств массовой информации, а научный анализ их функционирования находится на начальном этапе. То же самое можно сказать и в отношении прессы, радио, телевидения вооруженных сил САР.

При оценке в широком плане совокупной деятельности СМИ как непрерывного процесса влияния на массовое сознание военнослужащих правомерно и в руководстве ими со стороны политорганов видеть конечную цель — усиление результативности этой деятельности. Поэтому важно, чтобы исследования в данной области охватывали коренные проблемы функционирования военной прессы как одного из эффективных средств в воспитательной работе политорганов.

Отсюда в качестве объекта данного исследования выступают средства массовой информации Сирийской Арабской Республики, в частности, печать, радио, телевидение вооруженных сил.

В то же время необходимо учитывать следующее обстоятельство. Хотя СМИ не только формируют моральный дух, но отражают его уровень в публикациях, радиои телепередачах благодаря «обратной связи», все же в этом непрерывном процессе взаимного влияния, их взаимодействия важнейшей функцией органов средств массовой информации является именно формирование и укрепление морального духа. Увеличение материально-технических, организационных и других возможностей информационного комплекса позволяет ему наращивать такого рода воздействие, опережая другие средства. Следовательно, предметом исследования <^ет1вляется процесс формирования и укрепления морального духа личного состава вооруженных сил САР посредством СМИ, приципы и методы управления этой сферой деятельности, приемы их использования в практике моральной подготовки военнослужащих.

Структура диссертации. В соответствии с концепцией исследования диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложении.

Выводы теоретического анализа исследуемой проблемы предупреждают от ошибок, которые могут иметь место при поверхностном или упрощенном представлении о роли СМИ в формировании и укреплении морального духа личного состава.

Исходя из результатов и выводов диссертационного исследования и имея в виду необходимость ответа на поставленные вопросы, автор формулирует ряд конкретных рекомендаций, адресованных политическому руководству Сирийских вооруженных сил и военным журналистам.

I. Рекомендации, связанные с совершенствованием организации руководства сирийской военной журналистикой, усилении ее роли в формировании и укреплении морального духа личного состава.

1. Определить функции и статус сирийских военных СМИ, сформировав принципиальные положения на этот счет в форме приказа Главнокомандующего вооруженными силами, директивных документов министра обороны и начальника политического управления. Создать пакет руководящих документов для периодических изданий, радиопередачи «Голос вооруженных сил», телепрограммы «Защитники родного дома», определить в документах тип, назначение, задачи, организационно-политическую структуру редакций, перечень основных проблемно-тематических направлений публицистических выступлений, формы организаторской и массовой работы с военнослужащими.

2. Создать центральный орган — военную газету Сирийских вооруженных сил, обеспечив все необходимые материально-технические, финансовые, кадровые и правовые условия ее функционирования.

3. Выделить отдел информации и его подразделения как основные звенья в системе политического руководства средствами массовой информации, наделив их соответствующими полномочиями и определив для них конкретные задачи.

4. Создать редакционные коллегии во всех военных органах массовой информации с обязательным включением в них командиров и политработников из войск, активных внештатных корреспондентов.

5. В организационно-методических указаниях по проведению партийно-политической работы целесообразно определить организованные формы информирования военнослужащих, время, выделяемое для чтения газет и журналов, прослушивания радиопередач и просмотра телевизионных программ (в мирное время).

6. Разработать систему подготовки и усовершенствования кадров военной печати, развернуть массовую работу редакций, создать посты нештатных военных корреспондентов в частях и штабах определить их функции и создать условия для их успешной деятельности.

7. С учетом необходимости повышения научного уровня преподавания курса военной журналистики, новых задач, стоящих перед сирийской прессой, следует пересмотреть тематический план и программу курса военно-политического училища, увеличить бюджет учебного времени для его курсантов и слушателей (политработников), стажировку в военных органах информации.

8. Проводить разовые и систематические конкретно-социологические исследования информационных интересов военнослужащих, их мнений и оценок содержания публикаций, передач. Использовать данные этих исследований в совершенствовании проблематики и оформления военных периодических изданий.

9. В целях распространения военно-политических знаний, поддержания высокого престижа вооруженных защитников Родины целесообразно регулярно проводить пресс-конференции и брифинги командования и политического руководства Сирийских вооруженных сил, фестивали военной печати Сирии.

10. Наладить постоянно действующую систему подготовки и переподготовки журналистских кадров для военных СМИ, регулярно проводить занятия с офицерами политуправления по формам и методам взаимодействия с органами печати, радио, телевидения.

II. Рекомендации, направленные на совершенствование деятельности военных органов массовой информации.

1. Необходимо пересмотреть содержание и формы подачи материалов в военных журналах на радио и телевидении: усилить внимание к конкретным проблемам жизни воинских коллективов, публиковать больше писем, материалов дискуссий, бесед за круглым столов, интервью по «прямому поводу», расширять круг авторов.

2. Усилить внимание журналистов к изучению социологических и социально-психологических особенностей массовой военной аудитории, периодически помещать в журналах анкеты как общего характера — для изучения состава аудитории, ее информационных потребностей, как и целевых, связанных с анализом мнений читателей по конкретному вопросу, их восприятия наиболее важных публикаций.

3. Одно из важных условий укрепления связи редакций с аудиторией, усиление влияния на личный состав — активная, действенная организованная и массовая работа. Поэтому следует в каждом органе информации иметь перспективный план проведения читательских, служебных и зрительских конференций, устных выпусков, рейдов, занятий с военкорами и других мероприятий. Редакционные коллективы могли бы взять на себя задачу возрождения движения самодеятельной журналистики. Для координации организации и массовой работы в редакциях военных органов информации необходимо, как нам представляется, создать отделы писем, социологических исследований и массовой работы с военкорами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной журналистике все отчетливей проявляется роль научного знания. Здесь также, как и в других областях общественной жизни нарастает процесс интеграции теории и практики. Трудно переоценить значения данной тенденции для сирийских военных СМИ. Продолжительное время развиваясь исключительно на почве традиций арабской национальной журналистики, впитав в себя немало западных (в первую очередь французских) концепций, военная журналистика САР испытала определенное влияние российского (советского) опыта. Сегодня сирийская военная пресса особенно нуждается в научном осмыслении путей своего развития на базе современной научной методологии.

Живой опыт деятельности сирийских средств массовой информации по формированию и укреплению морального духа личного состава диссертант стремился осветить не только на эмпирическом, но и на теоретико-методологическом уровне, а затем вернуться к потребностям войсковой практики, предложить для нее конкретные управленческие решения с учетом прогноза развития военно-политической обстановки в регионе: «Недавнее решение США сократить на 50 млн. долларов помощь Москве из-за планируемых продаж российского вооружения Сирии свидетельствует о том, что идея „увязки“ вновь, как в годы холодной войны пользуется популярностью в Вашингтоне» !. Это свидетельство давления на Сирию и Россию, взято из российской периодики и подтверждает, в частности, актуальность настоящего исследования.

1 Россия под прицелом//Независимая газета. 1999. — 3 марта.

Эмпирический уровень исследования позволил обнаружить в деятельности командования и политорганов на протяжении последнего десятилетия тенденцию ко все более широкому применению средств массовой информации, что совпадает с общемировыми тенденциями. Этому способствовали, с одной стороны количественное увеличение и совершенствование структуры СМИ в вооруженных силах, с другой — повышение грамотности, политизация сознания военнослужащих, возрастание их духовных потребностей. Политическое управление Сирийской арабской армии сосредоточило тематику военной прессы на главных путях формирования морального духа, подкрепило публицистическое влияние военной журналистики продуманной системой политико-воспитательных мероприятий. Политически целеустремленное, построенное на научной основе использование СМИ позволило определиться относительно самостоятельному направлению в партийно-политической работе — информационнопропагандистскому, со своими задачами, средствами, формами и методами.

На уровне теоретико-методологического анализа в настоящем исследовании рассмотрены философско-социологические проблемы морального духа и процессы формирования его посредством военной журналистикиобоснованы пути повышения эффективности управления ими в современных условияхобоснована и экспериментально проверена методика социального оценивания эффективности функционирования СМИ в этом направлении.

Как известно, целью социального управления является оптимизация функционирования общественных систем и процессов, протекающих в них. Оптимизация выступает основным критерием процесса управления. При этом его функции проявляются в реальности как особые виды деятельности руководителя, органов управления, заключающиеся в целенаправленном влиянии на связи и отношения между людьми, которые образуют воинские коллективы. То есть сущность процесса военно-социального управления заключается в регулировании отношений между людьми при их взаимодействии в боевой, учебной, служебной и бытовой сферах деятельности с целью их оптимизации в интересах эффективного и качественного выполнения стоящих перед ними задач в условиях мирного и военного времени.

Определяющей чертой руководства сирийскими военными СМИ является системный подход в организации, использовании ее форм и методов, комплексном охвате. Системный подход позволяет рассматривать военные органы печати, радио, телевидение не изолированно, а в единстве со всем информационно-пропагандистском комплексом страны и как важное средство идеологической, воспитательной работы, а руководство ими — в качестве одного и важнейших направлений партийной деятельности. Системный подход позволяет четко дифференцировать элементы руководства по значимости, «разнести» их по различным уровням партийно-политического аппарата армии и флота, избегая, таким образом, дублирования, неоправданной загрузки текущими вопросами центра.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.М. Мобилизация личного состава на выполнение задач боевой подготовки средствами военной печати (По опыту окр., групповых и флот, газет 1976−1984):Дис. .канд. ист. наук.-М.ПВА, 1984.-235с.
  2. Агрессивность и профессионализм против пассивности и некомпетентности. Сепаратисты прочно удерживали пропагандистскую инициативу/УНезависимое военное обозрение.-l996.-10 октября.
  3. Актуальные вопросы социальной информации и военно-социального управления в Вооруженных Силах Российской Федерации/Гуманит. академ. Вооруж. Сил., 1995.-198с.
  4. Актуальные проблемы укрепления морального духа социалистической армии/Материалы Всесоюзной научно-практической конференции.-М:ВПА, 1989.-696с.
  5. Аль-Мосфи Н. Морально-политическая и психологическая подготовка личного состава вооруженных сил Сирийской Арабской Республики к боевым действиям по защите Родины (содержательно- организационный аспект): Дис.. конд. психолот. наук.-М.:ВПА, 1984.242с.
  6. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования.-М. :Политиздат, 1968.-384с.
  7. В.Г. Социальная информация и управление обществом.-М.: Политиздат, 1975.-480с.
  8. В.Г. Социальная информация/РАН- Отд. философ., социол. психол. и права.-М.:Наука, 1994.-197с.
  9. П. Социология политики (Пер. с фр./Сост., общ. ред и предисл. Н.А.Шматко).-М.: 1993.-336С.
  10. Г. История социологии.-Париж., 1958.-418с.
  11. С.П. Деятельность органов военной печати по героико-патриотическому воспитанию советских воинов на опыте окружных, групповых и флотских газет за период 1981—1987 гг..г.) Дис.. канд. ист. наук.-М.:ВПА, 1988.-230с.
  12. В.Н. Военная социология: вопросы теории, методики и практики.-M.TA ВС, 1994.-231с.
  13. В.Н. Военная социология: вопросы истории, методологи истории и практики.-М.:ГА ВС РФ, 1994.-231с.
  14. Военная журналистика вып.1. Актуальные вопросы теории, истории и журналистского мастерства.-М.:ВПА, 1988.-291 с.
  15. Военная печать: Учеб. пособие/ Под. ред. О. Л. Сарина.-М.:Воениздат, 1989.-271с.
  16. Военная политика в зеркале прессы. 1987−1990 г. г.:(ист.-социолог.анализ)/А.Бесов, Р. Ахматьянов, А. Прилин и др.-М.:ГАВС, 1992.-56с.
  17. Военно-социальная информация/Под. ред. Ломакина М. И., Чертополоха А.А.-М.:ВУ.-1997.-196с.
  18. Военно-социальная информация: Учеб. для вузов/Под ред.
  19. М.И.Ломакина, А.А.Чертополоха-Воен.ун-т-М., 1997.-193с.
  20. Я.С., Юрьев В. К., Журналист и информация: Профессиональный опыт западной прессы.-М.:РИА «Новости», I993.-204C.
  21. Д. Изучение и формирование общественного мнения.-М.:Мысль, 1983.-208с.-Пер.с болг.
  22. М.А. Если завтра война? Академия воен. наук.-М.: 1995.-338с.:
  23. Г. О концепции печати и манипулировании общественным мнением.-М.гПрогресс, 1974.-170с.-Пер. с нем.
  24. Н.Н. Наука о войне. О социологическом изучении войны.-Париж, 1938.-218с.
  25. Н.Н. Мысли об устройстве будущей российской вооруженной силы.-Белград, 1925.-316с.
  26. Двойные стандарты Вашингтона/США угрожает санкциями в случае поставок российского оружия в Сирию//Независимая газета. 1999.-4 февраля.
  27. Э. Социология.-М.: 1995.-349с.
  28. Л.Г. Методология и методика проведения конкретныхсоциальных и военно-социологических исследований.-М.:ВПА, 1978.-50с.
  29. Г. Т. Социологические исследования эффективности идеологической работы.-М.:Мысль, 1980.-252с.
  30. Журналист. Социологические и социопсихологическое исследования.-М.:Из-во Мое. университета, 1997.-168с.
  31. С. Периодическая печать и массовая информация.-Бейрут, 1987.-428с.-На араб.яз.
  32. В.Н., Ксенофонтов В. Н. Мир и война: человеческое измерение (социально-философский анализ).-М.: 1996.120с.
  33. И. Массовая коммуникация.-Каир, 1975.-На араб.яз.
  34. Исследования по теории журналистики//Пер. с немец, и болгар.-Дамаск:Изд-во мин-ства культуры, 1986.-150с.- На араб.яз.
  35. В.Н. Проблемы научного управления редакционным коллективом.-М.-ВПА, 1978.-104с.
  36. В.Н., Корнеев.С. М. Методы аналитической работы военного журналиста: учебн. пособие.-М.:ВПА, 1980.-76с.
  37. В.Н., Корнеев С. Т. Методы анализа эффективности работы органов военной печати.-М.:ВПА, 1984.-86с.
  38. В.Н. и др. Мастерство военного публициста.-М.:ВПА, 1983.-135с.
  39. Ковалевский М. М. Социлогия.-СПб, 1910.-ЗОбс.
  40. С.М. Проблемы повышения эффективности воздействия военной печати на сплочение социалистического воинского коллектива (Опыт конкретно-социологического исследования): Дис.. канд. филос. наук.-М.:ВПА, 1982.-206с.
  41. B.C. Редакция и аудитория: Социологический анализ.-М.:Мысль, 1983.-412с.
  42. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды.-2-е изд., доп.-М.:Полйтиздат, 1987.-608с.
  43. Критика современной буржуазной социологии.-М.:ВПА, 1988.-128с.
  44. .В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления, (философско-социологическое обоснование) Учеб. пособие. -М.:ВПА, 1990. с.
  45. .В. Социально-политические процессы в воинских коллективах: анализ, моделирование и управление. -М.:ВУ, 1997.-128с.
  46. В.П. Содержание и институциональное становление военной социологии в США//Социологические исследования. -1993.-N12.
  47. В.И. О журнале «Свобода'7/Полн. собр. соч.-т.5.-С.358−359.
  48. В.И. Письмо к товарищам (к выходу органа партийного большинства)//Полн.собр.соч.-Т.9.-С. 105−109.
  49. В.И. Падение Порт-Артура//Полн. собр. соч.-Т.9.-С. 151−159.
  50. В.И. О смешении политики с педагогикой//Полн. собр. соч.-Т.10.-С.355−358.
  51. В.И. Капитализм и печать//Полн. собр. соч.-Т.25.-С.5−8.
  52. В.И. О характере наших газет//Полн. собр. соч.-Т.37.-С.89−91.
  53. В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (Социально-философский анализ) .-М.: ВУ, 1997. -164с.
  54. В.Г. Стиль управления деятельности командира и основные пути его совершенствования.-М.:ВПА, 1991.
  55. К. Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом.-М.:ИНИОН РАН.1992.
  56. К. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-Т.1.С.30−84.
  57. К. Оправдание мозельского корреспондента//Маркс К.,
  58. Ф. Соч.-2-е изд. -Т. 1.С. 187−217.
  59. К. Мнение газет и мнение народа//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. -Т.15.С.441−444.
  60. К. Общественное мнение Англии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. Т. 15.-С.450−455.
  61. Массовая информация в советском промышленном городе.-М.:Политиздг, 1980.-428с.
  62. Массовая информация в советском промышленном городе./Под. общ.ред.Б. А. Грушина, Л. А. Оникова.-М.:Политиздт, 1980.-446с.
  63. Л.В. Военная печать как средство развития личности молодого офицера Вооруженных сил СССР (социол. исслед.):Дис.. канд. филос. наук.-М.:ВПА, 1989.-200с.
  64. Методы исследования журналистики. -Ростов-на-Дону:изд.Ростов.унта, 1979.-160с.
  65. А.И. Роль военной печати в формировании общественного мнения в вооруженных силах СССР (на опыте окружных, групповых и флот, газет):Дис.. канд. филос. наук.-М.:ВПА, 1987.-198с.
  66. К.Х. Введение в социологическую философию.-М.:Высшая школа- КД „Университет“, 1997−448с.
  67. Морально-психологическое обоснование деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации/Ю.Н.Арзамаскин, Л. А. Бублик, А. Е. Караяни, А. В. Черкасов.М.:ВУ., 1997. с.
  68. И. Вооруженные силы в обществе войны//Армия и общество.-М., 1990.-с.
  69. Ф. Право войны: Руководство для вооруженных сил.-М.:Крас. тсрест, 1993.-318с.
  70. Н.В. Теория социального управления.-СПб., Изд-во Сев.-Зап. акад. гос. службы. 1998.-348с.
  71. В.К. Война как социальное явление: Учебн. метод, пособие. -М.:ВУ, 1998.-71с.
  72. Об освещении в центральной печати жизни и деятельности Советских Вооруженных Сил: Постановление секретариата ЦК КПСС, 29 апреля 1989 г. У/Известия ЦК KnCC.-1989.-N6.-С.11.
  73. B.C. Проблемы укрепления воинской дисциплины вдеятельности современной военной печати (на опыте окружных, групповых, флотских газет 1976−1989 г. г.): Дис.. канд. истор. наук.-М.:ВПА, 1990. 220 с.
  74. В.П. Духовные ценности военнослужащих Российской Армии: содержание и специфика формирования: Учеб. пособие.-М.:ВУ, 1998.-64с.
  75. А.Г., Кибакин М. В. Военно-социологическое обследование: расчет и обоснование выборки: Учеб. пособие.-М.:ВУ, 1997.-56с.
  76. А.Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма. Дисс.. канд. философ. наук.-М.:ВПА, 1986.-247с.
  77. А.Г., Примаков B.J1. Социализация личности и ее особенности в условиях военной службы: (теоретико-метод. основы соц. анализа): Учеб. пособие.-М.:ВУ, 1998.-47с.
  78. Политическая социология: Учеб. пособие для вузов.-Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.-637с.
  79. Проигранная информационная война//Независимое военное обозрение.-1996.-Ш октября.
  80. Рахимов О.Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности.
  81. Российский военный сборник. Выпуск 13. Душа армии. Сост. Н. В. Домнин.М.:ВУ, 1997.-620с.
  82. В., Дерюгин Ю. Социология армии.-М.:1996.-303с.
  83. В.В. Социология войны/Ин-т соц.-полит.исслед.РАМ-
  84. Центр социологии нац. безопасности.-М.:Научный мир, 1997.-398с.
  85. К.В., Соколов К. Н., Шабанов А. А. Духовная борьба. -М.:МГУ. 1997.-318с.
  86. А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией./ВУ,-М., 1997.-159.
  87. А.С. Технологические основы военно-социологическогоисследования/Агенство „Психологический сервис“, Центр социальных технологий и маркетинга.-М.: Ассортимент, 1996.-102с.
  88. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления: Учеб. пособие.-М.:Высш.шк., 1990.-302с.
  89. Создается единая система информирования общественности/ЛСрасная звезда.-1997.-25 июня.
  90. С.С. Основы практической военной социологии/Под ред. А. Б. Григорьева.-М.:Анкил-ВОИН, 1996.-240с.
  91. П.А. Война и милитаризация общества//Артельное дело.-1992.-N1−4.
  92. П.А. Общественный учебник социологии. Статьи разных лет.-М.:Наука, 1994.-560с.
  93. П.А. Причины войны и условия мира//Социологические исследования.-1993.-Ш2.
  94. Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников.М. П. Человек в современной войне.-М.: Воениздат, 1981.-254с.
  95. Социология журналистики/Е.П.Прохоров, И. Д. Фомичева, Л. Г. Свитич и др.-М.:Изд-во МГУ. 1981.-232с.
  96. Социология журналистики /Под ред. проф. Е. П. Прохорова.-М.:Изд-во МГУ, 1981.
  97. Ю.В. Армия как объект идеологической борьбы (критический анализ немарксистской социологии армии): Учебн. пособие/Военно-воздушная академия.-Монино, 1998.-172с.
  98. Теория управления: Учебный курс.-М.:Вестник, 1997.-336с.
  99. Троянский конь» XXI века. Информационное оружие: реалии и возможности//Красная звезда.-1995.-8 декабря.
  100. Уроки иракского кризиса//Независимая газета.-1998.-25 марта.
  101. Уроки чеченской компании//Независимая газета.-1996.-14 ноября.
  102. В.В. Публицистика и политика.-М.:Политиздат., 1979.-272с.
  103. Р.С. Сущность и социальная роль управленческих отношений.-М.:МГУ, 1985.-189с.
  104. С. Социальное эхо прессы//Коммунист.-1984.-Ш.С.55−58.
  105. С.В. Эффективность прессы: журналист, редакция, читатель.-М.:Высшая школа, 1986.-240с.
  106. П.А. Политическая социология международных отношений: Учеб. пособие.-М.:Радис, 1994.-397с.
  107. А.Н. Политическое содержание воинского воспитания.-М.:ВПА, 1988.
  108. М.Н. Ориентиры развития военно-научного знания//Военная мысль.-1996.-N1.
  109. Т.В. Методы сбора информации в журналистике.-М.:Из-во Московского университета, 1983.-80с.
  110. Д., Мэрилл Дж. Беседы о масс-медиа.-М.: Российско-американский пресс-центр. «Вагриус», 1997.-384с.
  111. В.А. Деятельность инфомационно-пропагандистскогокомплекса по воспитанию бдительности у личного состава ГСВГ-ЗГВ (1981−1989 г. г.): Дис.. канд. истор. наук.-М.:ВПА, 1991 .-194с.
  112. В.А. Радиожурналистика: учеб. пособие.-М.:ВУ, 1995.-32с.
  113. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы.-М.: Наука, 1972.-239с.
Заполнить форму текущей работой