Социокультурные проблемы использования информационных технологий в высшем образовании
В связи с тем, что исследование эффективности использования информационных технологий проводилось с помощью социологических опросов, методологической основой для этого послужили труды известных социологов, внёсший большой вклад в разработку методов сбора, обработки и анализа социологической информации. Это такие учёные, как Маршак А. Л., Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В., Пригожина А… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развитие процессов информатизации и их влияние на культуру образования общества
- 1. 1. Информационные технологии как средство общения с окружающим миром
- 1. 2. Современные информационные технологии и их влияние на образование личности
- Глава 2. Основные тенденции развития образования в системе информационных технологий
- 2. 1. Инновационные процессы в мировой образовательной практике
- 2. 2. Современные социально-информационные технологии
- Глава 3. Сравнительный анализ особенностей обучения с использованием информационных технологий
- 3. Щели и задачи информационных технологий в социокультурном измерении
- 3. 2. Эффективность уровня образовательных технологий
- 3. Щели и задачи информационных технологий в социокультурном измерении
Социокультурные проблемы использования информационных технологий в высшем образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Совершенствование социального института образования — важнейшая общечеловеческая проблема современности. Сегодня мы являемся свидетелями перехода от индустриального общества к информационному. Процессы информатизации и компьютеризации социального и экономического пространства выходят на одно из ведущих мест в мировой инфраструктуре. В связи с этими реалиями формирующегося информационного общества для системы высшего образования становится актуальной задача формирования человека — профессионала нового типа, способного использовать новые информационные технологии и компьютерные телекоммуникации, а так же быстро адаптироваться в ситуации меняющихся знаний. Стремительные перемены делают приоритетной разработку концепции непрерывного образования, охватывающего всю активную жизнь человека, предоставляющего возможности переработки огромного потока профессиональной информации, быстрой переквалификации, ускоренного изучения иностранного языка.
В условиях современной информационной среды, вопросы подготовки специалиста к профессиональной деятельности, рассматриваются на этапе до вузовской подготовки в процессе изучения курса информатики. Одной из основных задач информатики выступает формирование у будущего специалиста умения работать с информацией. Однако, как показывают социологические исследования, начиная с 1982 года в России отмечалось устойчивое снижение численности студентов в высших учебных заведениях.1 Ситуация усугубляется не только материально-технической бедностью, но и отсутствием гибкости структуры высшей российской школы. Поэтому задача реформирования российской системы высшего образования с учётом перспектив интеграции России в информационное общество становится особенно актуальной.
1 Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1998 г.
В соответствии с концепцией реформы образования в РФ, первоочередными социально значимыми задачами в условиях формирования информационного общества становятся:
— повышение уровня образованности общества и качества образования;
— реализация потребностей населения в образовательных услугах;
— удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
— повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;
— сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциала, накопленных отечественной высшей школой;
— развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства.1.
Для решения этих задач актуальной становится проблема реализации прогрессивных социальных процессов в высшем образовании с внедрением новых технологий. Реализация процессов поднимет систему образования на новый качественный уровень и обеспечит возможность её интеграции в мировую образовательную среду.
Степень разработанности проблемы. Анализом социальных проблем, связанных с применением новых информационных технологий и телекоммуникаций в образовании, занимались многие учёные всего мирового сообщества, в том числе и отечественные.
Теоретические вопросы современного состояния науки, развития общества и системы образования, социальные аспекты внедрения новых информаци.
1 Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи. М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997. онных технологий, технологические, социально-психологические и педагогические аспекты были рассмотрены такими учёными, как Кеннет Ричмонд, П. Бур-дье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Жак Аллак, Нейл Смелзер, С. Керр, Б. Твисс, Н. Brooks, К. Haefner, G. Hortleder, Е. Kogon, N. Roberts, Т. Roszak и др.
Социально-философские аспекты, возможности и значение для развития общества новых информационных технологий, их ретроспективу и будущее, а также этические проблемы ответственности учёного и инженера за их создание и использование рассмотрел немецкий учёный Ханс Ленк.
Предвидение наступающей эры информационных технологий, их применение в обществе и образовании, раскрытие содержания информационной магистрали были рассмотрены Б. Гейтсом, Натаном Мирволдом, Питером Рай-нарсоном.
Фундаментальные исследования в русле новейших социологических технологий для образования и виртуального обучения были проведены новозеландскими учёными Джоном Тиффином, Лалитой Раджасингам.
Теоретико-методологические вопросы информациологии, информатизации мирового сообщества, в том числе применения информационных технологий в науке и образовании раскрываются в работах Мелюхина И. С., Юзвишина И. И., Евреинова Э.В.
Теоретические вопросы применения информационных технологий в отечественном высшем образовании рассматриваются в трудах Урсула А. Д., Васина В., Иезуитова А. Н., Кашиной М. А., Кейзерова Н. М., Советова Б .Я., Филиппова Ф. Р., Шадрикова В.Д.
Практическая сторона применения телекоммуникационных сетей, информационных технологий и Интернета в системе образования обсуждается в работах Уварова А. Ю., Тихомирова В. П., Лобачёва С. Л., Титарева Л.Г.
Исследованию вопросов применения новых информационных технологий в современных условиях российского общества, инновационных социолого-управленческих подходов к их использованию уделяется внимание в работах таких российских учёных как Иванов В. Н., Роберт И. В., Карпова Ю. А., Чупров В. И., Левкович Л. Н., Кулагин A.C., Нечаев В. Я., Панкова Т. А., Дубровский E.H., Соколова И. В., Конецкая В.П.
В связи с тем, что исследование эффективности использования информационных технологий проводилось с помощью социологических опросов, методологической основой для этого послужили труды известных социологов, внёсший большой вклад в разработку методов сбора, обработки и анализа социологической информации. Это такие учёные, как Маршак А. Л., Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В., Пригожина А. И., Патрушева В. И., Тощенко Ж. Т., Бестужев-Лады И.В., Заславская Т. Н., Афанасьев В. Г., Слепенков И. М., Удаль-цова М.В., Холостова Е.И.
Вопросы методологии, методики и техники эмпирических социологических исследований излагаются в работах Аверьянова Л. Я., Здравомыслова А. Г., Толстовой Ю. Н., Ядова В. А.
Диссертационное исследование проводилось с учётом рекомендаций и положений, изложенных в Концепции информатизации высшего образования РФ и проекте Реформы образования в РФ.1.
Основной целью настоящей работы является исследование процесса информатизации в высшем образовании, направленного на повышение эффективности обучения в условиях перехода России к информационному обществу, на преодоление противоречий между традиционными формами высшего образования и требованиями нового времени.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: — проанализировать тенденции развития высшего образования как социального института с учётом новейших технологий;
1 Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1998 г.
— рассмотреть развитие информационных технологий и влияние их развития в масштабах мирового социального пространства и в России на культуру образования;
— изучит инновационные процессы в мировой образовательной политике, а также основные направления развития новых информационных технологий в системе образования;
— провести прикладное социологическое исследование и изучить оценку студентами эффективности обучения с помощью информационных технологий;
— определить основные тенденции развития уровня образования в системе информационных технологий, а также выявить новые социально-информационные образовательные технологии;
— разработать социальную технологию по работе над информационным курсом CD-ROM;
— провести сравнительный анализ особенностей эффективности обучения с использованием информационных технологий.
Объектом диссертационного исследования являются социокультурные процессы в системе высшего образования, формирующиеся под влиянием информационных технологий.
Предметом диссертационного исследования являются информационные технологии в учебном процессе в вузесовершенствование социального института образования в условиях перехода к информационному обществу в России.
Гипотеза исследования. Внедрение новых социальных и информационных технологий влечёт становление международной образовательной среды, включение в которую будет во многом определять качество российского образования. Система образования в условиях становления информационного общества подвергается качественным изменениям: традиционные формы высшего образования постепенно утрачивают самостоятельное значение, доля же дистанционно-коммуникационного образования будет увеличиваться. Традиционное высшее образование сохранит свою значимость как один из элементов образовательной среды информационного общества. В будущем международное образование станет нормой образования для общества. Оптимизация социального управления в системе высшего образования с внедрением новых информационных технологий будет способствовать интеграции человека в мировую информационно-образовательную среду.
Методологической и общетеоретической основой диссертации стали комплексный и системный подход к исследованию данной проблемы, общенаучные методы исследования: анализ и синтез, обобщениечастнонаучные методы и приёмы, систематизация, классификация и т. д. В работе использованы труды российских и зарубежных специалистов, а также научные работы и диссертационные исследования других авторов по данной теме. Информационной базой послужили монографии, учебные пособия, публикации, в т. ч. иностранных авторов, переведённые на русский язык.
Эмпирической базой диссертации явились данные социологического исследования: 1) «Новые технологии в образовании», 1999., 400 человек (анкетный опрос студентов МГУЭСИ) — 2) Эксперимент по внедрению информационных технологий в учебный процесс (на примере обучения иностранному языку) — 3) Анализ данных регистрации интенсивности обращения обучаемых к системе дистанционного обучения МЭСИ, 1999 г., (Институт дистантного образования МЭСИ).
Положения, выносимые на защиту;
1. С внедрением новых социальных и информационных технологий традиционное высшее образование приобретает новое качество информационно-образовательной среды, которой свойственны лёгкость доступа к информации, оперативность её поиска и обмена в глобальном масштабе, простота воспроизведения и тиражирования информации посредством мультимедиа технологий и компьютерных коммуникаций.
2. В современных условиях необходимо обучение грамотной работе обучающихся с информацией, возможность вовлечения каждого обучаемого в активную познавательную деятельность, применение на практике этих знаний и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
3. В информационном обществе изменятся роли субъектов образовательного процесса: преподаватель должен свободно ориентироваться в современных информационных технологиях, обучая студентов основным навыкам самостоятельного обучения. Компьютер и телекоммуникации будут выполнять функции проводников и помощников образовательного процесса, посредником между обучающимся, преподавателем и предметом учебной деятельности.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Проанализированы проблемы и противоречия социальных технологий в мировой образовательной практике.
2. Продемонстрированы преимущества внедрения новых социальных технологий в высшее образование по сравнению с традиционными формами.
3. Разработана методика социальной технологии активизации эффективности образовательного процесса с использованием информационных технологий.
4. Показана социальная технология интеграции субъектов образовательного процесса: преподавателя и студентов.
5. Разработаны методы оценки эффективности использования информационных технологий в учебном процессе.
6. Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке целесообразности применения ИТ в развитии интеллектуального и культурного уровня студентов.
Практическая значимость диссертационной работы. Выводы и рекомендации для повышения эффективности процесса обучения студентов, а также разработанная методика социальной технологии активизации обучаемых с использованием CD-ROM могут быть использованы в практической деятельности преподавателей иностранных языков, а также при разработке учебных курсов.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения работы докладывались диссертантом на конференциях:
Международная конференция по дистанционному образованию «Дистанционное образование в России. Проблемы и перспективы». Московский экономико-статистический институт. 1997 г;
Всероссийский семинар «Предпосылки и создание условий виртуального университета». Московский экономико-статистический институт. 1999 г.
Изложенные в заключении диссертационной работы выводы и рекомендации апробированы автором на уроках английского языка в компьютерном классе МГУЭСИ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты проведённого исследования подтверждают основные положения гипотезы исследования и позволяют сформулировать следующие выводы:
1) Изменение социального заказа общества на подготовку личности к овладению средствами ИТ и реализации их творческого потенциала в будущей практической деятельности обусловлено современным уровнем информатизации общества, требующего интенсивного формирования информационной культуры личности.
2) Информатизация образования является одним из важнейших элементов информатизации общества.
Информатизация образования позволит:
• обеспечить доступность получения знания и информации для каждого члена общества;
• развить интеллектуальные и творческие способности личности;
• повысить квалификацию и оперативно изменять сферу деятельности в течение активного периода жизни каждого члена общества;
• обеспечить необходимые условия для опережающего образования и повышения эффективности ДО.
3) Использование информационных технологий в образовании создают предпосылки для перехода в перспективе к виртуальной форме обучения. Это значит, что обучаемый, находясь у себя дома, как бы присутствует на занятии или в другой подходящей обстановке, например: летает над изучаемой территорией, путешествует во времени и пространстве, выполняет хирургическую операцию, общается с выдающимися учёными и педагогами.
4) Эффективность активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых на уроке обеспечивается системой средств (компьютер, современные программно-методические средства, информационные технологии).
5) Дидактическими условиями активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых являются:
• поэтапное формирование последовательности выполнения действий, связанных с поиском информации;
• создание учебно-информационной среды, связанной с мотивацией познания, стимулирование мышления и формирования у обучаемых потребностей в активной переработке информации;
• организация познавательной деятельности и выработка навыков и умений у обучаемых на основе знаний о способе деятельности;
• формирование системы знаний у обучаемых на основе преимущественно поисковой деятельности, повышение роли самостоятельной работы как основной формы активной учебно-познавательной деятельности у обучаемых.
6) Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования и на основе системно-целостного подхода разработаны требования к организации учебно-информационной среды, обеспечивающей активную позицию обучаемых в процессе познания и формирования готовности обучаемых к деятельности в современных условиях:
• личностно-ориентированный подход в обучении;
• единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения;
• стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учёбе;
• соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
• сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при контролирующей функции преподавателя;
• системность и последовательность в обучении;
• доступность;
• прочность овладения содержанием обучения.
Список литературы
- Абрамов А. Образование в политике и политика в образовании // Вестник высшей школы. 1992, — № 1.
- Абрамов А., Новичков В. Образование в контексте антикризисной политики // Народное образование. 1994 — № 6.
- Авраамова Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность. 1994. — № 3.
- Александрова Е.В. и др. Исходные условия разработки экспериментальной учебной программы для видеокомпьютерного комплекса. \ Информационная технология в университетском образовании. М.: МГУ, 1991.-е. 49−53.
- Алфёров Ю.С. Образование в Швейцарии: организация и управление // Социально-политический журнал. 1998. — № 2.
- Алфёров Ю.С. Организация управления образованием в США // Социально-политический журнал. -1998. -№ 3.
- Алфёров Ю.С. Роль общественности в управлении образованием в зарубежных странах // Педагогика. 1994 — № 3.
- Андреев A.A. Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. -М.: МЭСИ, 1999.
- Бане В. Элементы неопределённости в переходный период // Политические исследования. 1993. — № 1.
- П.Белозёрцев Е. П. На пути к русскому образованию // Педагогика. 1997. № 2.
- Белозёрцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998, — № 3.
- Бергхорн Г. Система высшего образования ФРГ // Международное сотрудничество. 1997. — № 1.
- Березовский В., Червяков В. Современная политическая элита России // Свободная мысль. 1993. — № 1−2.
- Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. -№ 1.
- Биркгофф Г. Математика и психология. -М., 1997. с. 96.
- Богатырь Б.Н. Система образования России как объект информатизации. -М.: ИЦПКПС, 1998.
- Болдуин Т., Карпенко С. Гуманитарное образование в США: преподаватель и студенты // Свободная мысль. 1994. — № 1.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4.
- Бреймер X. Интерактивные видеосистемы в университете им. Э. Роттердамского \ Информационная технология в университетском образовании. М.: МГУ, 1991.-с. 76−81.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2.
- Васильев Вл-р Н. Основные направления развития телекоммуникационных сетей национальной системы образования в России // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. — № 1−2 (11−12).
- Вебер Макс. Политика как призвание и профессия. / В кн.: Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990.
- Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.
- Власть при переходе от тоталитаризма к демократии // Свободная мысль. -1993. № 8.
- Вопросы приватизации в научно-образовательном комплексе // Российский экономический журнал. 1993. — № 1.
- Ворожейкина О.JI. Образование в Федеративной Республике Германии // Социально-политический журнал. 1998. № 5.
- Воронина Т. Размышления о перспективах высшей школы на конференции по философии образования // Aima mater.- 1997. № 5.
- Вороновский Г. К. и др. Генетические алгоритмы, искусственные нейронные сети и проблемы виртуальной реальности. Харьков, 1997.
- Воскресенская Н.М. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом. М., 1998.31 .Всеобщая декларация прав человека. Статья 26.
- Вульфсон Б. Западноевропейское образовательное пространство XXI века // Педагогика. 1994. — № 2.
- Вульфсон Б.Л. Последипломное образование в развитых странах // Педагогика. 1993. -№ 3.
- Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе, тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1997. — № 2.
- Галаган А.И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3.
- Галкин С. Система образования в условиях демократизации российского общества // Альма-Матер. 1997. — № 4.
- Гейтс Билл. Дорога в будущее. Перевод с англ. М.: Издательский отдел «Русская Редакция» ТОО «Channel Trading Ltd», 1996. — 312с:
- Громов Г. Р. Гуманитарные основы информационной технологии. М.: ИНИ-ОН. 1988.
- Громов Г. Р. Игровая компонента персональных ЭВМ. // Микропроцессорные средства и системы. М., 1987. № 3, с. 7−11.
- Гершунский Б.С. Образование в Ill-ем тысячелетии // Педагогика. 1998. -№ 2.
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. — № 5.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: МПСИ, 1998.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интердиалект, 1997.
- Глинчикова А.Г. Образование подключается к рынку: Комментарий к обзору образовательной политики Российской Федерации // Полис. 1997. — № 4
- Государственная доктрина образования в Российской Федерации. Проект // Обозреватель. 1998. — № 9.
- Григорьян Э.Р. Российская система образования сегодня: силы за и против реформирования // Кентавр. 1995. — № 1.
- Громкова М.Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика. -1993. -№ 3.
- Гуманитарные науки и гуманитарное образование // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. СПБ., 1994.
- Делор Жак. Образование: необходимая утопия // Педагогика. 1998. — № 5.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 200 с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. -М., 1993.
- Дилигенский Г. Социально-политическая психология. -М., 1996.
- Дмитриев Д. Ответственность государства за образованность граждан // Народное образование. 1996. — № 10.
- Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996 — № 5.
- Европейская конвенция о правах человека и европейская социальная хартия: право и практика. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1998.
- Ермольева Э.Г. Развитие высшего образования в Латинской Америке // Педагогика. 1998. — № 8.
- Ерошин В.И. Современная экономическая ситуация в образовании // Педагогика. 1996. № 5.
- Зайцева Ж.Н., Солдаткин В. И. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы. -М.: ИЦПКПС, 1998.60.Известия, 1995. 8 июня.
- Ильин В.В., Панарин А. С., Бадовский Б. Д. Политическая антропология / Под ред. В. В. Ильина. М.: Издательство МГУ, 1995.
- Ильин Г. Образование и государственное управление // Вестник высшей школы. 1997. — № 12.63 .Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии. Аналитический доклад. -М.: Магистр, 1997.
- Информационная технология в университетском образовании: Сб. статей под ред. В. А. Садовничего. -М.: МГУ, 1991.
- Информационная технология и наука: Сборник обзоров и рефератов. Под ред. Ракитова А. И. М., 1989.
- Информационные технологии в народном образовании. Новосибирск, 1990.
- Использование обучающих компьютерных игр в преподавании английского языка. Омск, 1989.
- Испания. Конституция и законодательные акты. М.: Магистр, 1997.
- Канаев Н. Ветер перемен в науке и образовании (взгляд из ЮНЕСКО) // Международное сотрудничество. 1997. — № 1.
- Кант И. Избранные сочинения. Т. 4. — Ч. 1. — М.: Госполитиздат, 1958.
- Капустин Б.Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994. — № 2.
- Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2.
- Кинелев В.Г. Контуры системы образования XXI века: Аналитический доклад. -М.: Магистр, 1996.
- Кинелев В. Образование в меняющемся мире / Доклад на II Международном конгрессе «Этические, правовые и социальные вызовы киберпростран-ства (Монте-Карло, Монако, 1−3 октября 1998 г.). М.: Магистр, 1998.
- Кинелев В.Г. Объективная необходимость, история, проблемы и перспективы реформирования высшего образования в России. М.: Издательство «Республика», 1995.
- Кпарин В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Климкович Л.Ф. Применение ТСО в обучении устной и письменной речи. -Минск, 1987.
- Козлова О.Н. О концепции развития образования в России // Социально-политический журнал. 1993. — № 9−10.
- Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования // ИЛИ РАН РФ.-М., 1996.
- Колодин А. Ценный продукт с казенным привкусом (О государственном стандарте образования) //Народное образование. 1996. — № 1.
- Комментарий к федеральному Закону «О высшем послевузовском профессиональном образовании». М.: Информационно-издательский Дом «Фи-линъ», Юридический Дом «Юстинформ», 1998.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. -М.: ГНИИСИ, 1998.
- Концепция прикладной геоинформационной системы ЮНЕСКО «Образовательная карта мира». Магистр, 1997.
- Копылов В.А. Нормативно-правовое обеспечение процесса вхождения России в информационное общество // Проблемы информатизации. 1997. — № 4.
- Костюк В.Н. Информационная среда постиндустриального общества // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
- Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: Магистр, 1997.
- Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. — № 2.
- Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. — № 2.
- Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Пер. с англ. М., 1980.
- Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. -№ 5.
- Лекторский В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию // Вопросы философии. 1997. — № 2.
- Лихачёв Б.Т. Реформаторство в российском образовании: прожекты и результаты // Педагогика. 1996. — № 6.
- Лобачёв С.Л. Сетевое дистанционное образование в МЭСИ // Мир INTERNET.- 1998. -№ 7−8.
- Лобачёв С.Л., Солдаткин В. И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. -М.: МЭСИ, 1998.95 .Логинова Г. Н. Методика формирования грамматических навыков чтения с помощью ТСО: Автореф. Дис. Канд. Пед. наук. -М., 1981.
- Лысенко В. Концепция глобального образования // Народное образование. -1993. -№ 7−8.
- Лыскова В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды. Дис. канд. пед. наук.-М., 1998.
- Лысова Е.Б. Проблемы содержания образования во французской педагогике // Педагогика. 1999. № 3.
- Маколи М. Становление российской государственности: опыт прогноза // Политические исследования. 1993. — № 3.
- Мамчур A.M. Гуманитаризация процесса обучения курсантов вузов. -Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М.: ВУ, 1996.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Просвещение, 1989.
- Мейдер В.А. Концепция гуманитарного знания и гуманитарного образования: сущность, направления, проблемы. Волгоград: Изд-во Волгогр. унта, 1998.
- Мельников И.И., Смолин О. Н. Реформирование образования в России: позиция парламентского комитета // Педагогика. 1998. — № 7.
- Мелюхин И.С. Информационная технология в общественных науках: инструменты, техника и применение. М., 1988.
- Местные органы власти в США: организация управления и экономической деятельности. М., 1996.
- Миронов В.Б. Наука и образование в России: у опасной черты // Педагогика. 1994. — № 4.
- Монтень М. Опыты. -М., 1979, -с. 703.
- Мясников С.Г. Смена правящих элит: «консолидация» или «вечная схватка» // Политические исследования. 1993. — № 1.
- О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном здании // Социально-политический журнал. 1997. — № 3.
- О системе государственного управления образованием в Российской Федерации // Правительственный вестник. 1992. — № 4.
- О состоянии и перспективах развития системы высшего и профессионального образования: Постановление Совета Федерации от 20 мая 1998 года /Сборник законодательства Российской Федерации. 1998. — № 47.
- Образование в конце XX века (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1992. — № 9.
- Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубеже 3-го тысячелетия: (Тезисы и доклады к 3-му съезду Петровской Академии наук и искусств и к IV Научной сессии Научного совета по проблеме образования).
- Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. — № 4.
- Отечественное образование: тенденции и перспективы развития // Педагогика. 1998. — № 8.
- Педагогика наших дней. Краснодар, 1989.
- Перегудов Ф.И. Системная деятельность и образование. Информационная технология в университетском образовании. -М.: МГУ. 1991. С. 5−12.
- Пирогов А.И. Информатизация как тенденция развития современного общества. -М.: ГАВС, 1992.
- Платное обучение // Известия. 1997. — 24 мая.
- Подобед В.И. Региональная структура управления образованием // Советская педагогика. 1991. — № 9.
- Подуфалов Н. Реформирование образования и национальная безопасность // Высшее образование в России. 1997 — № 4.
- ПолатЕ.С. Дистанционное обучение. -М., 1998.
- Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад России на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». М., 1996.
- Пономаренко Б.Т. Профессиональное образование: опыт, противоречия, тенденции. -М., 1995.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Культурная инициатива, 1992.
- Поспелов Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. — М.: Наука, 1988.
- Потатник М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. — № 2.
- Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения. -М.: Просвещение, 1986
- Применение ЭВМ в школе. Новосибирск, 1989.
- Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. — № 5.
- Пугачёв В.П., Соловьёв А. И. Введение в политологию: Учебник для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1998.
- Пугачёва Е. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России. 1998. — № 2.
- Пуляев В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании // Социально-политический журнал. 1998. — № 3.
- Развитие информационных технологий в образовании. Аналитический доклад. -М.: Изд-во Магистр, 1997.
- Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования. (Париж, 14 декабря 1966 г.) // Народное образование. 1993. — № 7.
- Ричмонд У. Учителя и машины. Пер. с англ. -М., 1989.
- Роберт И.В. Перспективы использования новых информационных технологий в обучении. Информационные технологии в народном образовании. -Новосибирск, 1991. -с. 26−35.
- Роль общественности в управлении образованием в зарубежных странах //Педагогика. 1994. — № 3.
- Романенко Л. На пороге XXI века // Высшее образование в России. -1997. -№ 1.
- Россия: опыт национально-государственной идеологии /Под ред. В. В. Ильина. М.: Издательство МГУ, 1994.
- Россия: стратегия развития в XXI веке. Часть II. Вариант анализа ситуации и прогноза условий устойчивого развития страны. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1997.
- Савельев Б.А. Обучающие возможности видеокомпьютерного комплекса. / Информационная технология в университетском образовании. М.: МГУ. 1991. С. 57−60.
- Савицкий И. О философии глобального образования // Философия образования для всех. М., 1992.
- Савицкий И. Философия образования для XXI века // Современная высшая школа. 1990. — № 1.
- Садовничий В.А. Отечественная высшая школа и российская государственность // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 18. 1998. — № 4.
- Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989.
- Саркисов П. Д. О некоторых особенностях состояния и перспективах развития высшего образования России // Бюллетень Ассоциации российских вузов / Декабрь 1998 январь, февраль 1999. Спецвыпуск. — 1999.
- Симоне Дж. ЭВМ пятого поколения: компьютеры 90-х годов. М. 1985.
- Смолин О. Образование и национальная безопасность // Свободная мысль.-1996.-№ 11.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 47.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект-Персс, 1995.
- Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: реализация права на образование // Право на образование: проблемы его реализации / Тезисы IV международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 1999.
- Солдаткин В.И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. // Дистанционное образование. 1998. — № 1.
- Солдаткин В.И. Дистанционное образование путь в будущее // Новые информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе / Труды конференции. Ч. 1. — Украина, Ялта: IT + SE, 1998.
- Солдаткин В.И. О координации в сфере дистанционного образования // Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы/ Материалы VI Международной конференции по дистанционному образованию. М.: МЭСИ, 1998.
- Солдаткин В.И. Основные направления перспективных исследований в сфере дистанционного образования // Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы / Материалы VI Международной конференции по дистанционному образованию. -М.: МЭСИ, 1998.
- Солдаткин В.И. Предпосылки и создание условий виртуального университета // Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы / Материалы VI Международной конференции по дистанционному образованию.-М.: МЭСИ, 1998.
- Солдаткин В.И. Проект глобального университета: принципы построения // Заочное обучение: стратегия и практика. Вып. 3 / Материалы V международной научно-методической конференции. М.: МГЗИПП, 1999.
- Солдаткин В.И. Система дистанционного образования: взгляд в будущее // Заочное образование. Вып. 3 / Сборник докладов. М.: МГЗИПП, 1988.
- Солдаткин В.И. Современная образовательная политика: социальные императивы // Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды / Материалы VII Международной конференции по дистанционному образованию. -М.: МЭСИ, 1999.
- Солдаткин В.И. Теория и практика дистанционного обучения: опыт и перспективы // Образование 98 /Материалы конгресса. Тезисы докладов. Ч. II. -М., 1998.
- Солдаткин В.И., Лобачёв С. А. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. МГУЭСИ. -М., 1998.
- Состояние и развитие дистанционного образования в мире. Научно-аналитический доклад. М.: Магистр, 1997.
- Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3.
- Суворинов А. Вузовская наука сегодня и завтра // Высшее образование в России. 1998. — № 2.
- Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и её отражение в ГОСах // Высшее образование в России. 1996. — № 3.
- Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации М.: Изд-во МГУ, 1993.
- Титтел Эд., Сандерс К., Скотт Ч., Вольф П. Создание VRLM миров / Пер. с англ. Киев: Изд-во Группа BHY, 1997.
- Тихомиров В.Б. Профессионализм политолога: анализ, принятие решений, управление событиями // Социально-политический журнал. 1993. — № 3.
- Тихомиров В.П. Дистанционное образование: история, экономика, тенденции // Дистанционное образование. 1997. — № 2.
- Тихомиров В.П. Основные принципы построения системы дистанционного образования России // Дистанционное образование. 1998. № 1.
- Тихомиров В.П. Реализация концепции виртуальной образовательной среды как организационно-техническая основа дистанционного обучения // Дистанционное образование. 1997. — № 1
- Тихомиров В.П., Солдаткин В. И. Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения // Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды / Материалы VII Международной конференции по дистанционному образованию. М.: МЭСИ, 1999.
- Тихомиров В.П., Солдаткин В. И., Лобачёв С. Л., Ковальчук О. Г. Дистанционное образование: к виртуальным средам знаний (часть 1) // Дистанционное образование. 1999. — № 2.
- Тихомиров В.П., Солдаткин В. И., Лобачёв С. Л., Ковальчук О. Г. Дистанционное образование: к виртуальным средам знаний (часть 2) // Дистанционное образование, 1999. — № 3.
- Тихомиров В.П., Титарев Л. Г. Виртуальные университеты в пространстве знаний // Бюллетень Ассоциации российских вузов / Декабрь 1998 январь, февраль 1999. Спецвыпуск. — 1999.
- Тихонов А. Образование и информатика: на пороге XXI века // Международное сотрудничество. 1996. № 2.
- Ушаков К. Проблемы управления народным образованием в переходный период // Народное образование. 1993. — № 6.
- Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования. \ Научно-техническая информация. Организация и методика информационной работы. М.: ТОО «Кириллица», 1994-
- Учебный процесс в современном вузе. М., 1999.
- Уваров А.Ю. Перестройка образования и информатизация общества \ Прогнозное социальное проектирование: Методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1989.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998.
- Фишер М.И. Демократизация образования по-российски снова в начале пути // Педагогика. 1996. — № 4.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991.
- Ханс Ленк. Размышления о современной технике. Пер. с немецкого. \ Москва: Изд-во «Аспект Пресс», 1996.
- Цейкович К.И. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих стран мира. Статистическое обозрение. М.: 1994.
- Цицерон М.Т. Философские трактаты. Наука, 1987.
- Чупров В.И. Молодёжь и общество. Социологическое исследование. \ Российская Академия Наук. Москва, 1993.
- Шаран П. Сравнительная политология. Часть вторая. М., 1992.
- Шевелёва С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). -Магистр, 1997.
- Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1986.
- Шляпина Н.И. Формирование профессиональных умений учителя иностранного языка в курсе методики с помощью учебного телевидения. Дис. Канд. Пед. наук. М., 1986.
- Шмелёв А. Компьютерная поддержка самостоятельной работы по усвоению лексики иностранного языка. / Информатика и образование. 1993. № 1, с. 29−34.
- Шукшунов В.Е. Методология подготовки и проведения реформ национальной системы образования. М.: МАН ВШ, 1998.
- Шукшунов В.Е. Новая роль, место, и миссия образования в развитии общества в XXI веке. М.: МАН ВШ, 1998.
- Шукшунов В.Е., Овсянников A.A. Стратегия и тактика реформирования системы образования в России. М.: МАН ВШ, 1998.
- Щетинин В.П. Образование: некоммерческая природа и коммерческие возможности // Педагогика. 1995. — № 5.
- Щурова Н.И. Новые технологии воспитательного процесса. М. 1994.
- A. Van Haeght. Sharing of Responsibilities and Powers Between Local, Regional and National Authorities in the Field of Education CONF Czec (94) 6. -Strasbourg, 1994.
- Balan J. A National Core Carriculum and the Democratization of Public in Hungary \ Curriculum Studies. -Vol. 1. -№ 1.
- Beauchamp E. Japanese and U.S. Education Compared. Blomington, 1992.
- Bracey C. Condition of Public Education \ Phi Delta Kappan. 1992, Oct.
- Bruimer J.J. Legitimidad y financimento \ R. Kent. Op. Cit. Vol. 1/
- Clark B. The higher education system. Academic organization in cross- national perspective. California, 1983.
- Dalu Yin. Reforming Chinese. Compare. 1993. — V. 23.
- Dray J. Computer security and crime: Implication for policy a. Action // Office: Technology and people. Amsterdam, 1993.
- Economist. 1990. March 10/
- Education and Informatics. Proceedings of the Second International UNESCO Congress. Moscow, 1997.
- Education et societe: Les Defis de I' an 2000. Paris: Le Mond, 1988.
- Education in Korea 1996−1997. Seoul, 1996/
- Education Reforms of Asia: Republic of Korea // Bulletin of the UNESCO Principal Regional Office for Asia and the Pacific. 1988. — № 29.
- Education y conocimiento: eje la transformation con equidad. CEPAL-UNESCO. Santiago de Chile, 1992.
- General Documents of the Second International UNESCO Congress. Analitic Research. Moscow, 1996.
- Giddings F. The Theory of Socialization. N. Y., 1897.
- Goodlad J/ On Taking School Reform Seriously // Phi Delta Kappan. 1992. Nov.
- Kazuo I. School Education in Japan. Tokio, 1989/
- L’tspace educatif europeen. Paris, 1992/
- McLean M. Comparative Perspectives in Curriculum Concerts and structures // Proceeding of the Soviet English Symposium on National Curriculum. Moscow, 1991/155
- MINEDUC. Projecto de mejoramiento de la calidad de la education superior, 1998−2003. Eundamentos, elementos de politica y componentes. Santiago de Chili, 1998/
- Principes pour une reflexion sur les contenus de l’educahion. 1989. № 159.
- Statistical Yearbook 1996. P.: UNESCO, 1996.
- The Development of Education: National Report of the Republic of Korea. -Seoul, 1996.
- The National Curriculum /Ed. By D. Lawton C. Chity. London, 1988/
- The United States: Government Manual, 1996/1997. Washington, 1996/
- Transformation productiva con equidad: la tarea y el Caribe en los anos noventa CEPAL. Santiago de Chili, 1990.
- Trow M/ Una comparado entre las percpectivas de las politicas education superior en el Reino Unido y los Estados Unidos // Ciudad future. Mexico, 1989. -Vol. I. — № 2.
- U.S. Laws: Code of Federal Regulation. Washington, Govern. Print. Office.
- U.S. Department of Education: National Center For Education Statistics: Digest of Education Statistics, 1995.
- UNESCO Statistical Yearbook, 1997.
- World Class Standards American Education. Washington, D.C., 1992.1. JU JUW1. S. в s s1. Он «1. Рн О Иs &4,53,52,50 109.990110.990 111.99 01.12.99 01.01.00
- Гистограмма 1? Гистограмма 2? Гистограмма 31. Гистограмма 1 ДА1. Гистограмма 2 НЕТ
- Гистограмма 3 ВОЗДЕРЖАВШИЕСЯ158