Оценка здоровьесберегающей инфраструктуры школы
Химический состав воздуха чрезвычайно важен для здоровья. Изменение химического состава воздуха помещения вызвано прежде всего дыханием. О качестве воздуха принято судить по содержанию в нем углекислого газа. Таким образом, чтобы в помещениях воздух был качественным, необходим достаточный их объем и правильная вентиляция. Вентиляционный режим учебного помещения позволяет относительно… Читать ещё >
Оценка здоровьесберегающей инфраструктуры школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Исследование режима учебно-воспитательного процесса
1.1 Анализ суммарной недельной нагрузки учащихся 7 и 9 классов
1.2 Исследование художественно-эстетического оформления школы
2. Исследование режима освещения классных комнат
2.1 Исследование освещенности рабочего места методом люксметрии
2.2 Изучение естественной освещенности класса
3. Воздушно-тепловой режим классных комнат
3.1 Субъективная оценка теплового самочувствия на рабочем месте
3.2 Измерение и оценка температуры воздуха и относительной влажности воздуха
3.3 Изучение вентиляционного режима учебных помещений Заключение Список использованной литературы
Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки — таково и здоровье. В 1805 г. великий педагог-просветитель И. П. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья.
Одним из приоритетных направлений в системе образования сегодня должно стать сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Установлено, что среди факторов, влияющих на здоровье, 20% приходится на условия внутришкольной среды, среди которых можно выделить [1]:
- объем нагрузки и организацию учебного процесса;
- условия, в которых происходит обучение.
Важную роль в решении проблем модернизации образования играет его мониторинговое сопровождение, позволяющее своевременно выявить изменения состояния здоровья обучающихся, оценивать здоровьесберегающую инфраструктуру школы, организацию учебного процесса в школе и вносить, основываясь на этих исследованиях, уточнения в механизм реализации намеченных планов работы.
Человеку необходимо знать, что в окружающей среде, будь то естественная, неизменная, или преобразованная им среда, полезно для организма, а что вредно, какие изменения среды благоприятны для здоровья и поддержания высокой работоспособности, а какие — нет. [2]
Существуют определенные санитарные нормы для школьных учреждений, направленные на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность. [3]
Целью данной работы было исследование и анализ того, насколько реальные условия в нашей школе соответствуют санитарным нормам по ряду параметров.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
— провести анализ расписания уроков и сравнить его с нормой;
— провести статистический опрос учащихся с целью выяснения затрат времени на выполнение домашнего задания;
— исследовать видеоэкологический фактор;
— исследовать освещенность учебных помещений;
— исследовать тепловой режим классных комнат;
— исследовать вентиляционный режим классных комнат.
Работа была выполнена в течение 2005;2006 учебного года. В качестве объектов исследования были взяты кабинеты третьего этажа школы, в которых занимаются учащиеся 7-х и 9-х классов. В ходе выполнения работы использовались различные методики.
Для проведения анализа расписания уроков была использована таблица И. Г. Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах, и рекомендации по распределению нагрузки по дням недели. В результате опроса учащихся было определено среднее время, которое они затрачивают на выполнение домашнего задания. Исходя из этих данных, был проведен подробный анализ организации УВП в опытных классах.
Для исследования освещенности учебных помещений было проведено изучение естественной и искусственной освещенности в учебных классах. Искусственная освещенность исследовалась методом люксметрии.
Изучение теплового режима проводилось следующим образом:
— субъективная оценка теплового самочувствия на рабочем месте;
— измерение и оценка температуры воздуха и относительной влажности воздуха.
Исследование воздушно-теплового режима учебных кабинетов включало в себя определение коэффициента аэрации и определение эффективности вентиляции.
1. Исследование режима учебно-воспитательного процесса
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10−12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма.
Согласно санитарно-гигиеническим нормам для школы в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2−3 уроках, а для обучающихся П-Ш ступени — на 2−4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале и в конце недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
1.1 Анализ суммарной недельной нагрузки учащихся 7 и 9 классов
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует применение программ, методик и режимов воспитания и обучения в части гигиенических требований. Одним из главных составляющих компонентов учебно-воспитательного процесса является недельная нагрузка учащихся.
Анализ суммарной недельной нагрузки учащихся 7-Б, 7-В, 9-А, 9-Б, 9-В, 9-Г классов был сделан по расписанию на 2005;2006 учебный год. Сведения о времени, затрачиваемом на выполнение домашнего задания, были получены из статистического опроса учащихся данных классов.
Класс | Недельная нагрузка, час | Время выполнения домашнего задания, час/день | |||
Допустимая | Реальная | Мах допустимое | Затраченное в среднем | ||
7-Б | 2,5 | ||||
7-В | 2,25 | ||||
9-А | 3,5 | ||||
9-Б | 3,6 | ||||
9-В | 3,75 | ||||
9-Г | 3,5 | ||||
Анализ результатов говорит о том, что школьники нашей школы не перегружены домашними заданиями. Для исследования распределения недельной нагрузки были построены диаграммы.
Сравнение диаграмм идеального и реального распределения нагрузки учащихся по дням недели показало, что для учащихся 7-Б, 7-В классов распределение нагрузки в течение недели полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам, а для учащихся 9-х классов практически соответствует (за исключением одного дня).
На примере 7-х и 9-х классов видно, организация учебно-воспитательного процесса в целом в нашей школе соответствует предъявленным к школам санитарно-гигиеническим нормам.
1.2 Исследование художественно-эстетического оформления школы
Известно, что глаз постоянно сканирует окружающую среду, ищет, за что бы «ухватиться». В последние годы появилось целое научное направление — видеоэкология, которое изучает визуальную среду как экологический фактор.
В окружающем пространстве должно находиться достаточное количество разнообразия зрительных элементов. Иначе, по мнению ученых, возникает проблема «зрительного голода», что, в свою очередь, оказывает сильное воздействие на психологическое состояние человека и создает агрессивную среду.
Проведя анализ художественно-эстетического оформления школьных рекреаций, лестницы, учебных классов, библиотеки, музея мы приходим к выводу о том, что зрительная среда в исследуемой школе является благоприятной.
2. Исследование режима освещения классных комнат
Значительное физиологическое влияние на зрительный анализатор и общую работоспособность оказывает освещенность рабочего места. Все учебные помещение должны иметь как источники искусственного освещения, так и естественного. Необходимо учитывать также направленность светового потока. Целью исследования режима освещения классных комнат являлось изучение и анализ того, насколько реальные условия в нашей школе соответствуют санитарным требованиям. Согласно санитарным нормам для учебных заведений в учебных помещениях следует проектировать естественное боковое левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м необходимо двустороннее освещение. При этом не допускается направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся. Неравномерность естественного освещения помещений, не должна превышать 3:1. Также в учебных помещениях должна применяться система общего освещения, состоящая из потолочных светильников и софитов над классной доской.
2.1 Исследование освещенности рабочего места методом люксметрии
Оборудование: люксметр УО 116.
Измерения освещенности учебных помещений производилось в шести учебных кабинетах третьего этажа.
№ кабинета | место проведения | вид освещенностиосвещенности | Уровень освещенности, Лк | Min допустимый уровень осв., Лк | |
кабинета | измерений | освещенности | |||
Пов-ть стола | Комбиниров | 912,75 | |||
Пов-ть кл. доски | Комбиниров. | 1034,70 | |||
Пов-ть стола | Комбиниров | 856,90 | |||
Пов-ть кл. доски | Комбиниров. | 756,70 | |||
Пов-ть стола | Комбиниров | 817,60 | |||
Пов-ть кл. доски | Комбиниров. | 765,00 | |||
Пов-ть стола | Комбиниров | 770,75 | |||
Пов-ть кл. доски | Комбиниров. | 745,70 | |||
Пов-ть стола | Комбиниров | 804,00 | |||
Пов-ть кл. доски | Комбиниров. | 681,70 | |||
Пов-ть стола | Комбиниров | 722,75 | |||
Пов-ть кл. доски | Комбиниров. | 702,70 | |||
Как видно из таблицы, санитарные требования по уровню освещенности на картах и классной доске соблюдаются полностью. Светло-коричневый цвет учебных столов также способствует увеличение освещенности рабочего места примерно на 20%
Окраска классных досок в зеленый цвет с поверхностью, хорошо удерживающей мел, полностью соответствует санитарным нормам.
2.2 Изучение естественной освещенности класса
Оборудование: рулетка. Для расчета естественной освещенности класса были выполнены следующие измерения:
— высота и ширина окон;
— длина и ширина класса;
— высота верхнего края окна над полом При помощи полученных значений были вычислены:
— площадь застекленной части окон (90% общей площади окна) Sо;
— площадь пола класса S;
— световой коэффициент (СК) по формуле Далее вычислен коэффициент заглубления, т. е. отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса. [6]
Кабинет | Световой коэффициент | Коэффициент заглубления | |||
результат | Санитарно-гигиеническая норма | результат | Санитарно-гигиеническая норма | ||
0,174 | 0,520 | 0,5 | |||
0,172 | 0,250−0,166 | 0,530 | |||
0,172 | 0,530 | ||||
0,171 | 0,550 | ||||
0,202 | 0,545 | ||||
0,178 | 0,530 | ||||
Из таблицы видим, что естественная освещенность классов близка к санитарным нормам.
Полученные данные позволили установить соответствие естественной освещенности классов санитарным требованиям.
3. Воздушно-тепловой режим классных комнат
Воздушная среда помещения оказывает постоянное воздействие на организм человека. Микроклимат закрытого помещения — это тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, вентиляционного режима учебного помещения. [2]
Начнем с температуры воздуха. Она в значительной степени определяется климатом и назначением помещения. В умеренном климате температура 18−20 градусов С в помещении обеспечивает условия комфорта. Согласно санитарным нормам для учебных заведений температура воздуха должна составлять:
— в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях — 18−20С;
— в кабинетах информатики — оптимальная 19−21С;
— в спортзале — 15−17 С;
— в библиотеке — 17−21 С;
— в рекреациях- 16−18С.
Большое влияние на организм оказывает и влажность воздуха. Влажный воздух более теплопроводен, поэтому, когда холодно и влажно, можно легко простудиться. В помещениях общеобразовательных учреждения относительная влажность воздуха соблюдается в пределах 40−60%.
Химический состав воздуха чрезвычайно важен для здоровья. Изменение химического состава воздуха помещения вызвано прежде всего дыханием. О качестве воздуха принято судить по содержанию в нем углекислого газа. Таким образом, чтобы в помещениях воздух был качественным, необходим достаточный их объем и правильная вентиляция. Вентиляционный режим учебного помещения позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся.
3.1 Субъективная оценка теплового самочувствия на рабочем месте
Учащихся, которые занимаются в кабинетах №№ 303, 305, 306, 307, 308, 310, после получасового (время адаптации) пребывания на рабочем месте просили оценить свое тепловое самочувствие по шкале:
«жарко» — условие дискомфорта;
«тепло» — условие, близкое к комфорту;
«хорошо» — условия комфорта;
«прохладно» — условие, близкое к комфорту;
«холодно» — условие дискомфорта.
Обобщим результаты в табличном виде:
Класс полученных статистических данных позволила получить следующие результаты в процентах: Кабинет | Жарко | Тепло | Хорошо | Прохладно | Холодно | |
22,75 | 77,35 | |||||
9,00 | 91,00 | |||||
5,50 | 94,50 | |||||
4,45 | 95,55 | |||||
13,55 | 86,45 | |||||
19,00 | 81,00 | |||||
Результаты опроса показывают, что подавляющее большинство учащихся оценивают свое тепловое самочувствие как комфортное, а остальные — как близкое к комфортному.
3.2 Измерение и оценка температуры воздуха и относительной влажности воздуха
Оборудование: комнатный термометр, психрометр.
При измерении температуры воздуха в учебных кабинетах показания определялись в трех точках на высоте 1,5 от пола по диагонали:
— на расстоянии 0,2 м от наружной стены,
— в центре помещения,
— на расстоянии 0,25 м от внутреннего угла комнаты.
Термометр устанавливался на 15 мин. в каждой точке. Затем производилось вычисление средне температуры воздуха в помещении.
Определение относительной влажности производилось с помощью психрометра. школа класс учащийся люксметрия Результаты исследования температуры воздуха и относительной влажности воздуха в учебных помещениях третьего этажа школы сведены в таблицу:
Кабинет | Средняя температура воздуха, С | Относительная влажность воздуха, % | |
22,3 | |||
21,3 | |||
21,5 | |||
20,6 | |||
22,4 | |||
Изучение данных таблицы позволяет сказать, что температура воздуха и относительная влажность воздуха в учебных кабинетах в пределах соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
3.3 Изучение вентиляционного режима учебных помещений
Изучение вентиляционного режима учебных помещений включает в себя определение коэффициента аэрации и определение эффективности вентиляции. [6]
Для определения коэффициента аэрации нужно определить общую площадь всех работающих вентиляционных отверстий и фрамуг и общую площадь пола. Также в ходе изучения вентиляционного режима исследовалась частота проветривания помещений.
Кабинет | Коэффициент аэрации | Частота проветривания | |||
Полученный результат | Сан. — гиг. норма | Полученный результат, мин./ч | Сан.-гиг. норма, мин./ч | ||
0,003 | 0,002 | 15−25 | 10−15 | ||
0,003 | 0,002 | 10−20 | 10−15 | ||
0,003 | 0,002 | 15−20 | 10−15 | ||
0,004 | 0,002 | 20−25 | 10−15 | ||
0,004 | 0,002 | 20−30 | 10−15 | ||
0,003 | 0,002 | 15−20 | 10−15 | ||
Из сводной таблицы видно, что коэффициент аэрации в учебных классах высок. Это говорит о соблюдении норм проветривания помещений.
Чтобы определить эффективность вентиляции необходимо вычислить объем свежего воздуха, который надо подавать в помещение на одного человека. О качестве воздуха в помещениях принято судить по содержанию в нем углекислого газа. Установлено, что человек чувствует себя комфортно, если оно не превышает 0,1% .
Для определения необходимого вентиляционного объема воздуха воспользовались формулой:
где К — количество углекислого газа выделяемое за один астрономический час, л/ч (ребенок при умственной работе выделяет столько литров углекислого газа, сколько ему лет);
Р — предельно допустимое содержание углекислого газа в воздухе учебного помещения (0,1% или 1 л/м);
q - содержание углекислого газа в атмосферном воздухе (0,03% или 0,3 л/м); 2/3 часа — продолжительность урока.
Кабинет | Кратность объема воздуха | ||
Полученный результат | Санитарно-гигиеническая норма | ||
4,8 | 6,0 — 3,0 | ||
6,3 | 6,0 — 3,0 | ||
5,0 | 6,0−3,0 | ||
5,3 | 6,0 — 3,0 | ||
6,3 | 6,0 — 3,0 | ||
3,2 | 6,0−3,0 | ||
Теперь определим кратность обмена воздуха (D) — число, показывающее, сколько раз в течение часа воздух помещения должен смениться наружным, чтобы содержание углекислого газа не превысило допустимого уровня.
Таким образом, чтобы в помещениях был качественный воздух, необходим достаточный их объем и правильная их вентиляция.
Заключение
В ходе исследования было выявлено, что организация учебного процесса и условия, в которых происходит обучение, соответствуют нормам благодаря проводимой в школе оздоровительной и профилактической работе, реализуемой через следующие здоровьесберегающие мероприятия:
— при составлении расписания занятий учитываются особенности режима дня и используется таблица Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах;
— при планировании учитывается чередование видов деятельности в режиме рабочей недели;
— продолжительность перемен между уроками составляет 10−20 минут;
— с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках проводятся динамические паузы и гимнастика для глаз;
— в УВП введены физкультурно-массовые мероприятия по общешкольному плану;
— функционируют различные спортивные секции;
— действует план мероприятий по витаминизации учащихся.
С результатами исследования были ознакомлены администрация и все работники школы, учащиеся и их родители. У всех категорий слушателей этот вызвало неподдельный интерес. Так, например, учащиеся теперь осознанно стараются соблюдать те санитарно-гигиенические нормы, выполнение которых зависит от них.
1. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в общеобразовательных учреждениях: Научно-методическое пособие. — Новокузнецк: ИПК, 2004.
2. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. — М.: Просвещение, 1988.
3. Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений. — М.: Астрель, 2002.
4. Камзеев Е. Санитарная и экологическая обстановка в школе. — М.: Дрофа, «Физика. Первое сентября».
5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999.
6. Алексеев С. В. и др. Практикум по экологии. — М.: АО МДС, 1996.