Использование средств PR в маркетинге образовательных услуг в сфере высшего образования
E-PR. Разговор об основных направлениях PR-деятельности образовательных учреждений будет неполным, если не сказать о таком направлении какe-PR (электронные связи с общественностью). Это достаточно новая и практически малоизученная сфера PR, но уже сейчас очевидно, что она представляет вузу гораздо большие возможности по сравнению с другими, традиционными каналами коммуникациямипечатью, радио… Читать ещё >
Использование средств PR в маркетинге образовательных услуг в сфере высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
[Введите текст]
Контрольная работа по дисциплине: «Связи с общественностью»
на тему: «Использование средств PR в маркетинге образовательных услуг в сфере высшего образования»
Ростов-на-Дону
В последнее десятилетие российская система высшего образования претерпела значительные изменения, обусловленные, прежде всего, переходом к рыночной экономике, и как следствие — диверсификацией типов образовательных учреждений и программ, становлением и развитием негосударственного сектора в системе образования, ростом платных образовательных услуг. Одновременно с этим изменились и организационно-экономические основы деятельности образовательных учреждений. Сегодня вузы являются полноправными субъектами рыночной экономики, производящими интеллектуальную продукцию и услуги, реализующими их на интенсивно развивающемся рынке образовательных услуг.
При этом в системе высшего образования России сложилась ситуация, когда вузы вынуждены существовать в условиях жесткой конкуренции. Борьба за абитуриента (особенно в крупных городах, насчитывающих большое количество как государственных, так и коммерческих вузов) — неотъемлемая часть нашего времени.
Особую актуальность борьба за абитуриента приобретает в свете так называемой «демографической ямы», из-за которой, по прогнозам специалистов, уже начиная с 2008 года число выпускников школ резко снизится, что может привести к обострению конкуренции между вузами, включая слияния и поглощения. В ряде регионов ректораты университетов, предвидя этот процесс, уже начали активно развертывать целенаправленные наступательные кампании, вовлекая в них гимназии и лицеи с целью подготовки абитуриентов для себя, создавая новые ассоциации — университетские округа, в рамках которых, под патронатом попечительских советов, делаются попытки достичь сбалансированной координации работы различных вузов с их филиалами, лицеями и гимназиями. Обозначенная проблема усугубляется тем, что демографические процессы совпали с организационными и структурными изменениями самой системы ВПО (переход на бакалавриат/и магистратуру).
Стоит также отметить, что резкое сокращение выпускников российских школ заставит отечественные вузы конкурировать не только между собой в борьбе за студентов; на внутреннем; рынке, но и на международном рынке с зарубежными вузами. Обучение иностранных граждан может стать одним из вариантов решения, проблемы укомплектованности вузов студентами и получения прямой экономической выгоды от их обучения.
Уже сейчас понятно, что в борьбе за место на рынке образовательных услуг сможет победить только самый активный и «коммуникабельный» вуз: Обострение конкуренции, являющееся естественным следствием развитиярыночной экономики, диктует необходимость поиска инструментария повышения конкурентоспособности; образовательного учреждения; Выходом здесь может стать использование в управлениижизнедеятельностью вуза маркетинговогоподхода, одной из составляющих которого является формирование благоприятного общественного мнения (связи с общественностью, publicrelations, PR).
В процессе реализации своей PR-стратегии вузы используют различные (зачастую специфические, свойственные только для системы образования) каналы коммуникации например, Дни открытых дверей, Встречи выпускников и т. п. Эффективность подобного рода мероприятийбезусловно, нельзя отрицать. Однако первоочередной PR-задачей любого образовательного учреждения является организация информационных поток с целью влияния на как можнобольшую аудитории; Добиться этого позволяют медиарилейшнз, то есть взаимодействие вузов со СМИ, позиционирование образовательного учреждения посредством СМИ.
Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы определяется необходимостью научного обоснования применения PR-технологий в сфере высшего образования с целью совершенствования управления деятельностью вуза на рынке образовательных услуг. Поэтому вработе был рассмотрен генезис и современное состояние системы российского ВПО, проведен анализ основных направлений PR-деятельности вузов и разработаны предложения, позволяющие образовательным учреждениям совершенствовать и более эффективно выстраивать связи с общественностью в процессе позиционирования учебного заведения на рынке образовательных услуг.
Маркетинг, реклама, PR в системе образовательных услуг — достаточно новое направление для российской действительности, с точки зрения научного обоснования не до конца разработанное и исследованное. Классической работой здесь является монография А. Панкрухина «Маркетинг образовательных услуг». Также можно назвать работу Н. Баранника «Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия». Помимо этого разработкой проблем применения маркетинговых технологий в деятельности образовательных учреждений занимаются О. Сагинова, Д. Шевченко, М. Лукашенко, О. Морозова, М. Самохин, О. Ледкова, С. Андреев и др.
Шевченко Д., Павлов С. Контент-анализ рекламы образовательных услуг / Д. Шевченко, С. Павлов // Практический маркетинг. 2002. № 7 (65). С. 25−32; Шевченко Д. А. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе Лукашенко M. Маркетинг и PR в учебном заведении / М. Лукашенко // Высшее образование в России. 2002. N4. С.32−40; Лукашенко М. Рыночная трансформация системы образования в России / М. Лукашенко // 2002. N1. С. 146−158; Морозова О. А. PR-технологии в создании имиджа негосударственного высшего учебного заведения / О. А. Морозова // PR в образовании. 2005. № 1. С. 43−58; Самохин М. Ю. Самохина A.K. Бренды в образовании (http://parent.fio.ru/news.php?n=22 633&c=1680);
В работах названных исследователей рассматриваются общие вопросы маркетинга образовательных услуг, его теоретические и практические аспекты. Что касается такой составляющей маркетинговой деятельности, как связи с общественностью, то заметим следующее: далеко не все авторы уделяют ей должное внимание — как правило, PR-деятельность вузов упоминается вскользь, либо этому направлению посвящены отдельные немногочисленные публикации в периодических изданиях. Данная работа представляет собой попытку обобщить, систематизировать и всесторонне проанализировать PR-деятельность ДГТУ с точки зрения специфики их взаимоотношений со СМИ в процессе формирования и поддержания имиджа данного образовательного учреждения.
Цель работы-проанализировать роль PR в позиционировании Задачи:
Проанализировать теоретические основы PR в сфере высшего образования.
Рассмотретьинструменты поддержания связи с общественностью ВУЗа, на примере Проанализировать PR мероприятия и внести свои предложения по их усовершенствованию.
Предмет PR в сфере высшего образования — это отношения между университетом и различными группами общественностив условиях рынка, а также их действия направленные на создание и развитие таких отношений.
Объект PR в сфере высшего образования В первой главе своей курсовой работы мырассматриваем теоретические основы PR в сфере высшего образования.
Во второй главе нами будут рассмотрены основныеинструменты поддержания связи с общественностью, используемые. А так же сделанывыводы, анализ и предложения поих усовершенствованию.
1. Роль PRв деятельностиРоссийского ВУЗа
pr агентство университет Первые службы по связям с общественностью в структуре российских вузов стали появляться с середины 1990;х годов; многие из них сформировались на базе или вокруг вузовских корпоративных изданий. Сегодня они существуют во многих высших учебных заведениях нашей страны. Такие отделы могут иметь различные наименования (в частности в МГУ имени М. В. Ломоносова — это Пресс-служба), но в независимости от этого у них есть сходные направления деятельности, функции и задачи [5; c. 167].
PR-отдел современного высшего профессионального заведения является очень важной социально-идеологической структурой, основными целями деятельности которой являются:
создание и распространение наиболее полной, многосторонней и достоверной информации о вузе;
просветительская работа;
работа с информационными потоками;
продвижение вуза;
создание и усиление положительного образа вуза, формирование общественного мнения;
повышение влияния вуза в регионе, в обществе;
создание чётких информационных линий;
разработка и реализация концепции информационной политики по отношению к СМИ;
формирование интереса к вузу со стороны абитуриентов и общественности;
поддержание заинтересованности студентов, внимания со стороны профессорско-преподавательского состава;
поддержание «духа университетской корпорации».
Для того чтобы PR-отдел смог реализовать указанные выше цели, его деятельность разбивается на целый ряд задач:
организация и проведение постоянных PR-кампаний и рекламных акций, которые освещают деятельность вуза («Посвяты», Дни первокурсника, юбилеи вуза и его администрации, Дни открытых дверей);
информационное и идеологическое обеспечение официальных мероприятий вуза;
проведение на постоянной основе различных пресс-конференций, приёмов, официальных мероприятий;
подготовка и публикация научных сборников;
выпуск рекламной печатной и сувенирной продукции (листовки, буклеты, брошюры, адресно-телефонные и иные справочники, навигаторы первокурсника);
организация внутренних информационных потоков через вузовские газеты, радиосети, локальнуюИнтранет-сеть;
информационная поддержка факультетов, институтов и иных подразделений вуза (общая подготовка зала перед мероприятием, организационная техника, бейджи, настольные таблички, пресс-киты), аккредитация и регистрация СМИ и участников, осуществление кино-, видео-, аудиои фотосъёмки, а также, при необходимости, отслеживание и анализ статей и запись телевизионных сюжетов по проведённому мероприятию);
разработка и поддержание университетского сайта и сайтов подразделений;
разработка и постоянное пополнение баз данных вуза;
организация и проведение внутренних мероприятий (КВН, спортивные матчи, дискуссионные клубы);
анализ трудоустройства выпускников;
подготовка пресс-релизов;
обзор СМИ для Ректората.
Работники PR-службы могут также выполнять функции спин-доктора в определённых случаях, например, если достоянием общественности станет какой-либо вопиющий факт из жизни вуза. В такой ситуации, их обязанность заключается в оперативной реакции на случившееся, предоставлении убедительной точки зрения (в форме печатного опровержения, лучший вариант — скорейшее выступление первых лиц вуза с официальным заявлением).Наиболее значимым здесь является именно оперативность, так как промедление или нежелание реагировать всегда на руку конкурентам-недоброжелателям [7;c.33].
Также собственная PR-служба позволит частично решить проблему с практикой студентов (особенно для студентов-журналистов или обучающихся на отделениях PR), а помимо этого всегда будут необходимые службе кадры.
Имидж и репутация вуза Образовательные услуги в силу своей специфичности требуют особых средств продвижения. И здесь очень важны такие ценности: как история, репутация, имидж вуза. Имидж и репутация, складывающиеся в процессе деятельности вуза, оказывают влияние на его конкурентоспособность на образовательном рынке. Хорошая корпоративная репутация вуза увеличивает ценность всего, что делает образовательная организация и что пытается сказать. Плохая репутация вуза девальвирует стоимость всех его товаров и услуг и действует как магнит, который притягивает всё негативное: слухи, сплетни, отрицательные мнения, отказ от приобретения образовательного товара или образовательной услуги.
Говоря об имидже вуза, мы имеем дело с так называемым корпоративным имиджем, то есть имиджем организации, общественной структуры. Итак, корпоративный имидж вуза — это общее представление, состоящее из набора убеждений иощущений, которое складывается у потребителей образовательных товаров и услуг об учебной организации. Корпоративная репутация вуза — ценностные характеристики, вызываемые корпоративным имиджем вуза, сложившимся у потребителей товаров и услуг [4; c.78].
Понятие имиджа высшего учебного заведения включает две составляющие: информативную, которая представляет собой образ организации, сложившийся в сознании населения; и оценочную, которая отражает качественную оценку населением деятельности организации и существует в силу того, что любая информация о вузе побуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, могут приниматься или отвергаться общественностью.
Образ и оценка поддаются лишь условному концептуальному различению. В реальности они неразрывно связаны. Люди оценивают имидж университета через призму своего прошлого опыта, дальнейших планов на жизнь, ценностных ориентаций, общепринятых норм, принципов и т. д.
Структура имиджа включает восемь составляющих:
1.Имидж потребителей образовательных услуг (студенты, их родители, работодатели, научные работники, государственные и муниципальные органы) включает представления о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей. Общественный статус потребителя — показатель положения потребителей образовательного товара в обществе, который основан на существовании таких социальных позиций, как пол, возраст, образование, профессия, жизненный цикл семьи и т. д., а также оценке значимости указанных позиций, выражаемых в понятиях «престиж», «авторитет» и др.
2. Имидж услуги — представление людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает услуга. Это может быть престижность получаемой специальности, наличие государственной лицензии, аттестации и аккредитации государственных органов, возможность выпускника устроится на работу по специальности, сделать карьеру, качество знаний и умение использовать их в практической профессиональной деятельности, повышающую конкурентоспособность выпускника на рынке труда, насыщенная образовательная среда, предоставляющая потребителем образовательных товаров (услуг) возможности для собственной самореализации, благоприятный психологический климат, мощная социальная защищенность студентов и профессорского — преподавательского состава, стиль общения администрации, преподавателей и студентов между собой и многое другое [3; c. 56].
3. Имидж руководителя — или основных руководителей организации включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках и внешности руководителя.
4. Внутренний имидж организации — это представления сотрудников о своей организации. Основными детерминантами внутреннего имиджа является культура организации и социально-психологический климат в коллективе.
5. Имидж персонала — это собирательный образ, обобщённый образ преподавательского состава, раскрывающий наиболее характерные для него черты: профессиональная компетентность: мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, информированность, высококвалифицированная профессиональная подготовка; культура: коммуникабельность (приветливость в общении, улыбчивость), правильность речи, социально-психологические характеристики преподавателей; социально-демографические и физические данные: возраст, пол, образование.
6. Визуальный имидж вуза — представление об образовательном учреждении, субстратом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об интерьере и экстерьере зданий, офисов, аудиторий, вспомогательных помещениях вуза, внешнем облике преподавателей и студентов, а также фирменной символике вуза как элементе фирменного стиля организации. На визуальный имидж вуза оказывает влияние индивидуальные (эстетический вкус), психологические и этнические особенности восприятия предметов, в том числе одежды, помещений и их оформления. Кроме того, визуальный имидж организации находится под воздействием социальных факторов, таких как мода, мнение значимых людей и т. д. Визуальный имидж — очень серьёзный элемент в структуре имиджа вуза, так как, в отличие от промышленного товара, о месте создания которого мы можем даже и не догадываться, сам является существенной частью этого товара или услуги. И если здания, прилегающая и внутренняя территория вуза, его помещения — загажены, соответственно и потребительская стоимость этого товара должна резко снижаться, даже несмотря на качество даваемых вузом знаний и преподавания.
7. Социальный имидж вузапредставления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества. Социальный имидж вуза формируется, прежде всего, посредством информирования общественности о важнейших социальных аспектах его деятельности, таких как обучение и воспитание молодёжи, осуществление научной деятельности, участие в крупных региональных проектах и т. д., содействие конкретным лицам в решении их социальных проблем.
8. Бизнес-имидж вуза — представления об организации как субъекте деловой активности. Вуз это ещё икрупная предпринимательская организация, зарабатывающая солидные деньги путёмпродажи образовательных товаров и услуг. В качестве основных детерминант бизнес-имидж вуза как и у коммерческих организаций выступает деловая репутация, а также деловая активность организации, индикаторами которой являются: объём продаж; относительная доля рынка; инновационность образовательных и иных технологий и степень их освоения; разнообразие предлагаемых образовательных товаров и услуг; ценовая политика, сбытовая сеть и т. д. 3; c. 57].
Цель для вуза можно сформировать как создание позитивного имиджа. Потому что, позитивный имидж повышает конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Он привлекает абитуриентов и профессорско-преподавательский состав, уровень преподавания повышается и соответственно повышается уровень выпускников. Это открывает возможность для вуза использовать: финансовые, информационные, человеческие, материальные ресурсы. Успешный процесс формирования корпоративного имиджа требует планирования, организации, контроля.
Имидж должен, соотносится с реальным образом и должен быть ориентирован наконкретную группу. Имидж вуза формируется для решения тактических задач, он постоянно развивается, должен соответствовать моде. Репутация, на наш взгляд, более консервативная часть имиджа вуза. Это, как бы устоявшаяся и разделяемая подавляющим большинством клиентов вуза целостность их представления о нём, сформировавшаяся в течение длительного времени и на основе опыта взаимоотношения вуза склиентом.
PR — технологии в российской практике образования Министерство образования и науки РФ выбрало агентство NFQ в качестве партнера для проведения рекламной и PR кампании по продвижению программы модернизации образования. Была разработана серия макетов, объединенных слоганом «Будущее начинается сегодня». В основе модернизации реформы образования лежат три фундаментальных направления: качество, доступность и открытость образования гражданскому обществу. Цель кампании — сделать реформу интерактивной, привлечь каждого члена общества к активному участию в модернизации образования. Вот примеры опубликованных макетов.
Российские образовательные учреждения лишь недавно стали действующими субъектами рыночных отношений именно это повлияло на развитие рекламы и PR в частных и государственных вузах [2; c. 87].
Рынок образовательных услуг динамично развивается, в настоящее время он представлен 341 образовательным учреждением высшего профессионального образования и свыше 900 их филиалами. Понятно, чтобыне потеряться на фоне всего этого многообразия, чтобы обеспечить себе конкурентоспособность и, возможно, даже стать образовательным брендом, учебному заведению необходимо активно использовать средства PR. Именно поэтому, сегодня важной социально-идеологической структурой современного вуза становятся PR-служба, основная цель деятельности которой — формирование информационной среды образовательного заведения, продвижение деятельности вуза на рынке образовательных услуг, усиление положительного общественного мнения о вузе, повышение его роли и влияния в обществе, регионе; поддержание корпоративного духа среди студентов, преподавателей и сотрудников учебного заведения.
В процессе своего функционирования PR — служба учебного заведения вынуждена решать две группы проблем: взаимодействие с внешней средой (целевая аудиторияабитуриенты, их родители, руководители бизнеса, потенциальные работодатели, правительственные структуры, выпускники) и использования ресурсов внутренней среды (целевая аудитория — студенты, профессорско-преподавательский состав, сотрудники вуза). Исходя из этого, в процессе исследования нами было выделено два направления PR-деятельности образовательного учреждения: «внешний» PR и «внутренний» PR.
«Внутренний PR», Основная задача внутреннего (внутрикорпоративного) PR — организация целевого информационного воздействия на внутреннюю аудиторию, то есть студентов, сотрудников вуза; формирование корпоративной политики и культуры. Это возможно добиться за счёт использования различных PR инструментов. PR вузов — малобюджетный PR. Ограниченность финансовых средств диктует необходимость ресурсов креативных. Как сказал один физик: мы бедны, поэтому должны хорошо думать!
Среди разнообразного репертуара коммуникативных приёмов, методов и технологий PR наиболее продуктивны и интересны для вузов событийные коммуникации (specialevents) [14; c. 200].
Рассмотрим набор из области событийной инженерии, предназначенный в первую очередь для эффективного формирования «марочного капитала» вуза.
«Студенческое PR-агентство». В Нижегородском филиале УРАО действует студенческое PR-агентство. Целью его создания были развитие корпоративной культуры и формирования привлекательного для абитуриентов имиджа вуза. Юное агентство провело исследование мнений студентов о том, какой им представляется студенческая жизнь и что они хотели бы изменить. PR — агентство подготовило серию специальных мероприятий: «День открытых дверей», «Через творчество к дружбе», посвящённое окончанию учебного года; презентацию вуза абитуриентам из г. Богородска и участникам городского «Бала выпускников»; был создан стенд, рассказывающий об успешных выпускниках университета.
«Студенческая спартакиада». Эти события также относятся к разряду «постоянно действующих». В течении учебного года каждый вуз проводит десятки спортивных мероприятий. Но и среди них встречаются уникальные. Например, в 2004 году во Дворце водного спорта СибГАУ впервые за 18 лет в международных соревнованиях по плаванию в ластах участвовали сборная России и спортсмены Китая.
«Наша газета». Традиционно во многих вузах с привлечением студентов профильной специальности выпускается малотиражная вузовская газета, где размещаются все новости учебного заведения. Событие произойдет в том случае, если газета сумеет превратиться в специальное издание, ориентированное на значимые для вуза целевые аудитории с соответствующим содержанием и оформлением. Столь же привлекательны радиои телестудии [15; c. 79].
«Этапы большого пути». Эта технология событийных коммуникаций ориентирована на актуализацию значимых для вуза событий. Памятные события, отмечающие особую веху в жизни вуза, не только становятся хорошим информационным поводом, но и формируют особое качество внутривузовских отношений — «единая семья».
Например, в Петербургском государственном университете путей и сообщения МПС РФ выпускникам предложили написать воспоминания к юбилею вуза. Три выпускника ЛИИЖТа, как сообщает университетская газета «Наш Путь» (№ 23 от 17 февраля 2008 года), «прислали из Архангельска в пресс-службу вместе с поздравлениями огромную книгу с простым названием «Пять лет в ЛИИЖТе. 1953;1958гг. Воспоминания». Книга была напечатана на пишущей машинке через один интервал и дополнена сотнями ксерокопий фотоснимков из домашних альбомов автора.
Team-building. Технологии командообразования вполне можно отнести к технологиям «специальных событий». Тренинговые программы очень эффективно влияют на внутренний климат организации, тем более такой, как вуз.
Например, в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента подобным тренингам придают немалое значение. Для первокурсников нередко устраивают выездные спортивно-состязательные мероприятия, например «TreasureHunt» («Охота за сокровищем»). Конкурсы требуют участия всех членов команды, предвидения развития событий и их планирования, слаженности действий группы, лидерства и четкого распределения ролей, доверия партнёру и коммуникативных навыков.
Конкурсы и рекорды. Конкурсы по разработке элементов фирменного стиля, конкурс идей на лучшее название вузовской газеты, на лучший «формат» досуга и т. д.
Например, в Российском государственном университете им. А. И. Герцена решено создать «Книгу рекордов Герцена» и фиксировать в ней разнообразные вузовские рекорды. Например, самая долгая овация, которой удостаивался преподаватель после блестящей лекции, самое большое число аспирантов, обучающихся на кафедре, самый длинный список литературы, самый популярный преподаватель или студент факультета, самая длинная защита, самый молодой профессор и т. д. Поданные на регистрацию заявки вывешиваются на интернет — форуме, где все могут выразить свое мнение о проекте и оценить предложения [15;c.80].
«Way-событие». Это создание особых креативных событий, чтобы возбудить дополнительный интерес к его инициатору и вызвать позитивные эмоции — вплоть до восхищения.
В качестве примера можно назвать событие, случившееся в июле 2002 года, когда в созвездии «Большая Медведица» в координатах +61° 54ґ31.1ґґ (склонение) и 09° 15ґ 16.53ґґ (прямое восхождение) появилась Звезда «Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП)».
Сертификат на обладания звездой (пусть неразличимой невооруженным глазом, но прекрасно видной в бинокль, подзорную трубу или телескоп), выданный Обсерваторией Московского Планетария, был передан в торжественной обстановке ректору ИМИСП С. К. Мордовину выпускниками очной программы высшего образования «Бакалавр менеджмента», а затем украсил холл здания института.
«Внешний PR». Основная задача внешнего PR в системе образования — организация целевого информационного воздействия непосредственно на внешнюю аудиторию (абитуриентов, родителей студентов, бизнес-круги, другие вузы и пр.). Как показывает практика, приоритетное значение здесь отводится такой целевой группе как абитурьенты и их родители; именно на них направленно подавляющие большинство внешнихPR-мероприятий, например, таких как:
«Распахнутые двери». Вуз периодически организует «Дни открытых дверей» для «внешней» аудитории: абитуриентов и их родителей, местных законодателей и управленцев, будущих «потребителей» выпускников школ — в целях знакомства с условиями и возможностями обучения, преподавательским составом и т. д. [15;c. 81].
В это время демонстрируется лицензии, сертификаты, почётные грамоты и дипломы, документы об образовании сотрудников и отчёты о работе.
Все сотрудники в такие дни носят на груди бейджи и вручают клиентам визитки, буклеты, проспекты. Вывешивается необходимая «наглядная агитация». В рамках события можно организовать презентацию портфеля образовательных программ вуза и т. д.
«Совместный проект». В 1998 году автор статьи вместе с редактором молодой тогда нижегородской газеты «Биржа Плюс Карьера» принял участие в организации проекта под названием «Таланты земли Нижегородской». Суть проекта заключалась в проведении олимпиады для школьников из небольших городов и сел Нижегородской области на базе Нижегородского государственного университета им. Лобачевского по ряду дисциплин. Заочный тур проводился на страницах газеты «Биржа Плюс Карьера». В течение 1998;2005 гг. в олимпиаде приняли участие около 2700 школьников из 49 районов Нижегородской области. По итогам олимпиады 227 победителей и призов, награждённых почётными грамотами олимпиады, были зачислены на разные факультеты ННГУ. Всего в Университет поступили 1183 участника олимпиады. В 2005 году ННГУ по поручению Министерства образования и науки РФ разработал научно — методическое обеспечение для организации и ежегодного проведения Общероссийской олимпиады сельских школьников «Таланты земли Российской». Так совместный проект превратился в традицию российского масштаба.
Профессиональные конференции, симпозиумы, семинары. Примером такого события может стать первая Всероссийская научно-практическая конференция «Связи высшего учебного заведения с общественностью: практические аспекты формирования и продвижения имиджа», состоявшаяся в Санкт-Петербурге в середине марта 2005 года по инициативе Российского государственного университета им. А. И. Герцена. В конференции приняли участие руководители и ведущие специалисты служб общественных связей, отделов маркетинга и рекламы вузов Санкт-Петербурга, Иваново, Пятигорска, Красноярска, Нижнего Новгорода и др. [10; c. 95].
«Похвала вузу». В рамках этой технологии используются все возможности продемонстрировать успешность учебного заведения, его высокую репутацию, подготовленность преподавательских кадров, качество обучения и т. д.
Победы в рейтингах, конкурсах, участие в конференциях, защита актуальных научных работодним словом, все, приносящее положительные плоды, должно быть немедленно освещено в СМИ. Кроме того, информация, хорошо структурированная и правильно оформленная, может быть отправлена всем заинтересованным в данных результатах целевым аудиториям.
Например, МГУ им. М. В. Ломоносова инициировал составление рейтинга вузов, ректор МГУ Виктор Садовничий обратился в независимое рейтинговое агентство «РейтОР» с просьбой создать рейтинг российских вузов, понятное дело МГУ им. М. В. Ломоносова будет в этом рейтинге не на последнем месте.
«Похвала клиенту». Суть этого приёма — в «возвышении» в глазах окружающих тех, кто имеет тесные отношения с вузом. Для этого могут быть использованы статьи в прессе, конференции с участием выпускников, адресные рассылки и др. В контексте этой технологии хорошо работают Советы попечителей, Клубы выпускников и т. д.
«Включение в контекст». Немало событий, проходящих в стенах учебного заведения, ввиду их «невключенности» в государственный или региональный контекст, известны лишь узкому кругу лиц. Связать своё внутреннее событие с более масштабным, которое освещают массмедиа, — основа успеха это технологии. Например, ряд нижегородских вузов получили хороший PR — эффект, проинформировав общественность о своём успешном участии в конкурсе «Студенты Нижнего — городу!», который был проведён по инициативе полномочного представителя Президента РФ в ПФО. Для любого города принципиально, чтобы такие мощные интеллектуальные центры, как университетское сообщество, принимали участие в его жизни. Данный конкурс поставил целью включить университеты в решение реальных городских проблем [7; c. 78].
e-PR. Разговор об основных направлениях PR-деятельности образовательных учреждений будет неполным, если не сказать о таком направлении какe-PR (электронные связи с общественностью). Это достаточно новая и практически малоизученная сфера PR, но уже сейчас очевидно, что она представляет вузу гораздо большие возможности по сравнению с другими, традиционными каналами коммуникациямипечатью, радио, телевидением. Не говоря уже о том, что e-PR является универсальным средством коммуникации независимо от специфики целевой аудитории образовательного учреждения — будь то абитуриент, студент, партнёр или представитель СМИ, и таким образом позволяет решать задачи, стоящие как перед внутренним, так и перед внешним PR. Нам хотелось бы привести пример связанный с e-PR на местном уровне: В Ивановском государственном университете, например, по внутренней сети транслируется выборы ректора. А школьники города Иванова благодаря поддержке университета и открытому доступу к Интернету своими силами создали первую виртуальную городскую газету «Наш Ивановский Интернет», которая рассказывает о жизни молодёжи города, его студентов и школьников.
Кроме того, учитывая необходимость активного позиционирования российских вузов на международном образовательном рынке роль e-PR только возрастает. К тому же, по целому ряду параметров, данный вид PR гораздо менее затратный в экономическом плане (что тоже немаловажно). Учитывая же рост российской Интернет-аудитории, данное направление в PR-деятельности вузов представляется, наиболее перспективным.
Список используемых источников
1. Абанкина Т. В. «PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации». (http://www.future.museum.ru/part01/articles/10 501.zip).
2. Васюков И. «Деловая репутация и имидж вуза как условие и результат качественного образования» (http://www.proza.ru/2004/12/22−194)
3. Векслер А. Ф., «PRдля российского бизнеса», Москва, Вершина, 2006
4. Вифлеемский А. Б. PR-технологии в образовании // Маркетолог — М., 2010, № 8.
5. Катлип С., Сентер А. Брум Г. «Паблик рилейшнз»
6. Лукашенко M. Маркетинг и PR в учебном заведении / М. Лукашенко // Высшее образование в России. 2002. N4. С.32−40;
7. Марков С. «PR в России больше чем PR», Феникс, 2005
8. Морозова О. А. PR-технологии в создании имиджа негосударственного высшего учебного заведения / О. А. Морозова // PR в образовании. 2005. № 1. С. 43−58;
9. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2012.
10. Райс Э., Райс Л., «Расцвет PR и упадок рекламы», Москва, АСТ, 2004
11. Рубашкина С. А. PR — не роскошь, а средство к продвижению. Южный Региональный Ресурсный Центр, 2010.
12. Самохин М. Ю. Самохина A.K. Бренды в образовании (http://parent.fio.ru/news.php?n=22 633&c=1680);
13. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. «Связи с общественностью: Теория и практика». Москва, Дело, 2006
14. Шевченко Д., Павлов С. Контент-анализ рекламы образовательных услуг / Д. Шевченко, С. Павлов // Практический маркетинг. 2002. № 7 (65). С. 25−32;
15. http://www.dontr.ru/Environ/WebObjects/dontr.woa/wa/DMTextMedia сайт Дон-ТР
16. http://www.pr-obr.narod.ru журнал «PR в образовании» М. Ю. Самохин, А. К. Самохина, О. Е. Карпова «Бренды в образовании» .