Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анархизм как идеология и учение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В истолковании социальных и политических проблем своего времени Бакунин чаще всего использовал естественно-правовую традицию в трактовке прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не формальный догматический анализ существующих государственных законов или иных установлений. Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под воздействием… Читать ещё >

Анархизм как идеология и учение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реферат

Анархизм как идеология и учение

Современная цивилизация располагается в переходном состоянии, уходит в минувшее мир индустриального общества, на замену ему следует общество информационное. Переход данный сопрягается с повсеместным ростом кризисных и предкризисных явлений: распад СССР как унитарной страны, борьба с переменным успехом интегрального и национально-обособленного течений в Западной Европе, финансовые и политические проблемы Соединенных Штатов как единственной оставшейся сверхдержавы. Для РФ развитие свежего общественно-экономического состояния совпадает в социальном времени и пространстве еще о одним процессом — общенациональным отказом от полного огосударствления народной жизни, публичного сознания и идеологии, экономки.

Время, в которое нам выпало жить и действовать, кроме сильных социальных катаклизмов характеризуется и процессами еще больше основательными и редкими — процессами изменения глубинных структур самого мышления и мировоззрения в целом. Концепция саморегулируемого, самоорганизующегося и безвластного общества, т. е. учение анархизма, в наше время претендует на роль одной из масштабных теорий социально-экономического и политического становления. Что делает анархизм как идеологию и учение актуальным на сегодняшний день. Цель исследования изучить анархизм как социально-политическое учение. В соответствие с целью были поставлены задачи:

— Рассмотреть происхождение и суть анархизма

— Рассмотреть основные принципы анархизма

— Рассмотреть анархизм в России

1. Происхождение и суть анархизма

Термин анархизм произошел от греческого слова, означающего безначалие, безвластие. Идея анархизма была высказана еще в античное время древнегреческим философом Платоном (427−347 гг. до н.э.) в его труде «Республика». Отдельные фрагменты анархизма содержатся в философии основоположника стоицизма Зенона (333−262 гг. до н.э.), в христианском движении IX в. (Армения), в идеологии гуситских движений XV в., в утопиях Ф. Рабле и Ф. Фенелона, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции.

Впервые попытку систематизировано изложить политические, и экономические формы анархизма предпринял в конце XVIII в. английский писатель Уильям Годвин, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793 г.) сформулировал понятие «общество без государства».

Как общественно-политическое течение анархизм сложился в 40-х — 70-х годах XIX в. в Западной Европе. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами Макса Штирнера (Германия), Пьера Жозефа Прудона (Франция).

Наибольший подъем анархизма приходится на 70-е годы XIX в. Он распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Влияние анархизма было достаточно сильным в конце XIX — начале XX вв., когда появились анархистские революционные движения в западноевропейских странах.

Первым же либеральным теоретиком, открыто назвавшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон, по праву считающийся подлинным основателем современной анархистской традиции (в отличие от Годвина он имел последователей, и к тому же называл уже себя открыто анархистом). Он выступил с идеей «спонтанного порядка» (система координации в экономике, когда независимые участники производят свои действия, побуждаемые исключительно собственными интересами, основываясь на самостоятельно полученной информации), противопоставив её идеям централизма, предложив идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что все делают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается, приходя к естественному порядку, и где «одни только деловые операции создают общественный строй». При этом, как и Годвин, Прудон выступал против революционного преобразования общества, он представлял анархию как форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д., уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне.

Под коммуной Прудон подразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в 19−20 столетиях.

С Прудоном Штирнера сближают также критика буржуазии, неприятие государственного коммунизма, сочувственное отношение к пролетариату, отрицание церкви, государства и права, осуждение эксплуатации человека человеком. Поэтому в общем контексте социальной и политико-правовой идеологии середины XIX века книга Штирнера способствовала распространению идей не только анархизма, но и социализма.

Немалое влияние на развитие анархизма оказала книга «Единственный и его собственность» («Единственный и его достояние»), опубликованная в 1844 г. под псевдонимом Макс Штирнер (автор — Каспар Шмидт). Автор книги подверг основательной критической проверке идеи, отношения, учреждения, навязанные людям обществом, церковью, государством. Вся жизнь — борьба за самоутверждение личности, самобытное проявление своего Я В настоящее время его общественное влияние незначительно. Однако и по сей день федерации, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Италии, Великобритании и некоторых других странах

2. Основные принципы анархизма

политический анархизм общественный Анархия утверждает, что общество может быть и должно быть организовано без применения власти. Для этого анархизм определяет следующие необходимые принципы.

Первым принципом является отсутствие власти. Отсутствие власти предполагает, что в анархистском сообществе 1 человек, или группа лиц не станут навязывать свое мнение, желание и волю иным лицам. Это предполагает неимение иерархии и представительной демократии, точно также скажем авторитарного правления. Анархизм исключает всякого рода призывы к построению сообщества тоталитарного вида, при котором все сферы человеческой жизни тотально контролируются и регламентируются практически до полного единообразия. Анархизм личности нацелен, ориентирован на предельное развитие любого индивида отдельно и подходит к решению проблем и нужд отдельных людей лично, когда данное возможно в конкретной ситуации.

Анархисты считают, что на место власти обязан быть привнесен принцип реальной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно станут решать социальные вопросы, и персонально (в отсутствии вреда для других) свои индивидуальные вопросы. Из-за решения всех проблем, которые касаются общества, в общем, также осуществления планов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, но не наоборот, как это имеет место быть в современном мире.

Следующий принцип это идеальное общество, отрицающее любое принуждение. Общество без принуждения значит отказ от навязывания собственных идей и воли одними людьми иным, даже если они работают в интересах не отдельных людей, а из-за всего общества. Участие в социально важных действиях и планах должно быть мотивировано индивидуальной заинтересованность, проявлением индивидуальной ответственности перед обществом, а не под внешним давлением.

Также важным принципом является свобода ассоциаций. Свобода ассоциаций подразумевает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, имеют все шансы работать всякого рода ассоциации имея цель удовлетворения всех социальных потребностей. Группами людей могут создаваться по принципу независимых объединений любые социальные структуры, обладающими одинаковыми правами влиять на будущее общества.

Ещё важным принципом является принцип взаимопомощи. Слово взаимопомощь — это синоним совместной работы. Когда люди трудятся вместе, их работа заметно успешнее, чем когда любой действует по отдельности. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению важного результата при возможно меньшей затрате усилий. Этот принцип взаимосвязан со следующим принципом.

Следующий принцип это разнообразие. Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Можно сказать, что разнообразие — это наиболее экологичная форма организации, т.к. предполагает индивидуализированный подход к производству и употреблению, и, также, анархисты считают, что общественные организации наиболее отлично удовлетворяют интересы людей в тех случаях, когда те имеют вероятность сформировывать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Помимо всего этого, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится всё труднее осуществлять контроль. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразие, т.к. оно вероятно и в капиталистическом, что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз напротив упрощает осуществление власти государством и капитализмом.

Следующие принципы братства и равенства. значит неимение иерархии, однообразные для всех способности удовлетворения собственных личностных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а еще одинаковый доступ ко всем социальным благам, такая как последним достижениям науки и техники.

Братство предполагает, что все люди считаются равными, что интересы и необходимости одних не в состоянии быть главнее или значимее интересов и потребностей других людей.

3. Анархизм в России

Русский анархизм представлен несколькими именами широкой европейской известности, среди которых в первую очередь следует назвать М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина. Русский анархизм во многом разделял идеи современных им европейских анархистов (Прудон, Штирнер и др.) о необходимости упразднить все формы угнетения человека человеком, включая главное, по представлениям анархистов, средоточие этого гнета и эксплуатации — государство. Особой разновидностью анархизма со временем стали восприниматься социально-философские доктрины самых раз личных (от левых до правых) и различных политических устремлений (бунтари, террористы, синдикалисты, кооператоры, общины сектантов и др.). Доктринальные и поведенческие новации анархизма начала XX в. в значительной мере включали в себя идеи классического анархизма (реформистский самоуправленческий анархизм Прудона, бунтарский революционизм Бакунина и его сторонников в Европе и России, традиционный стихийный анархизм некоторых религиозно-сектантских групп).

С именем Михаила Александровича Бакунина (1814−1876) связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма — одного из распространенных в прошлом и нынешнем столетии движений ультрареволюционного социализма. Формирование политических взглядов русского революционера происходило в общественной атмосфере напряженных размышлений и исканий в период после неудачного восстания декабристов. Уже в первых его самостоятельных работах сквозь контуры гегелевского диалектического метода и философии истории проступало оригинальное и политически ориентированное концептуальное мышление.

Бакунинская политическая программа вырабатывалась в период начальных этапов организованного рабочего движения и работы Интернационала, первых опытов легальной деятельности рабочих партий. В наиболее упорядоченном виде его взгляды представлены в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государственность и анархия» (1873). Последняя оказала заметное влияние в России, где ряд высказанных в ней идей был использован при формулировании программных целей бунтарского направления в русском народничестве. Воззрения Бакунина нашли приверженцев во многих западноевропейских странах, особенно в Италии, Испании, Швейцарии и Франции.

Литература

о нем значительна по объему и разнообразна в жанровом отношении.

В истолковании социальных и политических проблем своего времени Бакунин чаще всего использовал естественно-правовую традицию в трактовке прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не формальный догматический анализ существующих государственных законов или иных установлений. Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под воздействием характерного для анархизма негативистского восприятия любых форм государственной и политической власти и присущих им путей и средств социального регулирования. Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими.

Политическое законодательство (т.е. законодательство, которое создается «политическим государством») неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. Игнорирование этих естественных законов ведет к подчинению неестественному, «юридическому», искусственно создаваемому праву и тем самым способствует возникновению и распространению олигархии. Всякое законодательство, таким образом, порабощает человека и одновременно развращает самих законодателей.

Свобода человека должна соизмеряться не с той свободой, которая пожалована и отмерена законами государства, а с той свободой, которая есть отражение «человечности» и «человеческого права» в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные. В противопоставлении человеческого права и государственных законов Бакунин опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей.

Совершить социальную революцию — значит разрушить все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь государство. Социальная революция в отличие от политической совершается не с помощью одной только революционной власти (в том числе нового революционного государства), а более всего с помощью народной силы, причем эта сила сама должна быть организована на выступления путем возбуждения революционных страстей. Движущие силы революции предстают у Бакунина не в технико-организационном, а скорее в абстрактно-доктринальном их восприятии и отображении. Социальная революция, за которую ратовал Бакунин, по необходимости должна быть атеистической.

Бакунин — один из первых проницательных критиков марксизма как политической философии в рядах марксистского Интернационала (Международного товарищества рабочих). Он писал о своем глубоком недоверии и отвращении к идеям Лассаля и Маркса относительно создания народного государства путем возведения пролетариата в степень господствующего сословия.

Петр Алексеевич Кропоткин — последний из плеяды всемирно известных пропагандистов анархистских взглядов и идей в России наряду с Бакуниным.

Свою общественную известность приобрел вначале в качестве многообещающего географа, геолога и этнографа и толь ко после обращения к анархизму — в качестве историка и теоретика в области этических и социально-политических учений. Он стал создателем учения синтетической философии анархо-коммунизма, основанного на принципе социальной кооперации и взаимопомощи. В этом смысле его концепция является весьма близкой некоторым современным кооперативным и этическим учениям более широкого социального содержания, а не одной только типичной манифестацией негативного отношения к государственной власти с ее притеснениями, несправедливостью и монополизмом.

В его учении тесно переплетены представления о главенствующей роли взаимной помощи между, с идеями философии природы и геосоциологии (концепцией определяющей роли географической среды) и этическими воззрениями, основанными на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.

Еще одним фундаментальным положением его социально-организационной анархической концепции является тезис о наибольшем счастье для наибольшего числа, который, по мысли Кропоткина, должен претворяться на основе всеобщего равенства, из которого, в свою очередь, вытекает солидарность и взаимопомощь. В области правоведения Кропоткин разделял мнение о необходимости обособления права от закона и полагал, что существу ют естественные основы права (инстинкты), естественные права (включая право на минимум социальных благ — «право всех на довольство») и естественное право, основанное на обычае. Историческое развитие государства Кропоткин связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим.

Государственная организация властвования находится в тесной взаимосвязи с правосудием и правом. Судебную власть Кропоткин относил к разряду важного основания для самых различных вариантов организации властвования в обществе, однако в отношении суда, назначаемого государством, он полагал, что суд и государство в таком случае становятся «необходимым последствием» друг друга (узаконенная месть, именуемая правосудием). Главная особенность государственно-властной организации — это «правительственная централизация», или «пирамидальная организация».

Анархическая критика государственной организации властвования своим острием была направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп, как сверхбюрократизированного средоточия управления местной жизнью из одного центра, как формы «присвоения многих отправлений общественной жизни в руках немногих».

Сегодня анархистское движение, конечно, всё ещё не так сильно как прежде. Значительная часть анархистов и организаций анархистов выступает за путь к анархии через возвращение к капитализму и буржуазной демократии. Другая, тоже очень значительная часть анархистов, придерживается пути к Анархии «напрямую», без реставрации капитализма — переход к многопартийной демократии с участием в органах власти анархистов и коммунистов, отстранение от власти буржуазии, проведение демократизации и децентрализации власти, переход к добровольному коммунному самоуправлению и объединению профсоюзов.

В 1995 г. была создана Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ). В 2000;е годы в России было организованно интернационалистическое антикапиталистическое левое движение «АнтиФА», стоящее на анархической и коммунистической идейной платформе. В 2002 г. было создано полу-анархистское (либерально;

Заключение

Таким образом, Уильям Годвин сформулировал понятие «общество без государства», а основоположниками анархизма являются немец Макс Штирнер и француз Пьер Жозеф Прудон. С их именами связанно разработка основных социальных идей анархизма и их распространение в массах. Анархизм-это политическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Анархизм предусматривает ряд важных принципов: отсутствие власти, свобода от принуждения, свобода ассоциаций, взаимопомощь, разнообразие, равенство и братство. Основоположниками анархизма в России Петр Алексеевич Кропоткин, Бакунин Михаил Александрович.

Учитывая относительно маленький процент анархистов, трудно говорить о воздействии анархического сознания и поведения на социальную жизнь. Но в периоды общественной напряжённости анархия часто становится философией масс, а его воздействие на жизнь общества веским.

Список использованной литературы

1. В. Н. Лавриненко Политология: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2012.

2. В. С. Нерсесянц История политических и правовых учений — НОРМА-ИНФРА — М, 2008

3. К. С. Гаджиев Политология: конспект лекций. — М.: Высшее образование, 2013.

4. О. В. Мартышина История политических и правовых учений: — М.: Норма, 2010.

5. О. Э. Лейст История политических и правовых учений. — Зерцало — M., 2009.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой