Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Приватизация в России

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приватизация — не российское изобретение, в той или иной степени она применялась и применяется во многих странах мира. Методы и подходы используются разные, но конечная цель была всегда одна — использовать потенциал частной инициативы и конкуренции для развития предприятия, отрасли или экономики в целом в зависимости от масштабов. В России добавилась еще одна цель — радикально изменить сознание… Читать ещё >

Приватизация в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

приватизация государственный имущество

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

К 1991 г. в стране сложились политические, экономические и правовые условия для формирования рыночной экономики. Переход к рынку не мог не коснуться отношений собственности в жилищной сфере, которые нуждались в реформировании, в том числе в создании рынка жилья. А это не возможно без передачи жилищного фонда в частные руки. Для этого предполагалось передать в собственность граждан большую часть государственного и муниципального жилищного фонда. Одновременно государство решало задачу по значительному уменьшению бюджетных расходов государства по содержанию и ремонту жилищного фонда, т.к. на собственников жилых помещений постепенно должны быть возложены все указанные расходы. Для достижения указанных целей и был принят Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 г. Позднее в ст. 19 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 г., принятым Верховным Советом РФ, приватизация жилья была закреплена одним из способов приобретения жилья в собственность граждан.

В настоящее время приватизация жилья является основным основанием для приобретения жилья в собственность. Так, на 2003 г. приватизировано около 60% всего жилого фонда, в то время как весь жилой фонд, находящийся в частной собственности составляет 70%.

Так как тема «Приватизация» имеет достаточно обширный круг вопросов, которые можно рассмотреть, в данной работе поставлена следующая цель и задачи.

Целью данной работы является приватизация в России: сущность, способы, последствия.

Задачами настоящей работы является исследование понятия, способов и признаков приватизации, развитие приватизации в России; а так же показать положительные и отрицательные стороны приватизации на примере Приморского края.

1. Общая характеристика приватизации

1.1 Понятие, принципы, исторические аспекты приватизации

Понятие приватизация, по утверждению Саваса Э. С., впервые появилось в словаре 1983 г. и в узком смысле означало «превратить в частную, т. е. преобразовать общественную форму правления или собственности отдельного вида предприятия или отрасли в частную». Приватизацией в широком смысле по мнению Саваса Э. С. является осуществление разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами или в предпринимательской деятельности.

На законодательном уровне впервые термин приватизация появился в Законе РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г. Данный закон определял приватизацию, как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» в ст. 1 дает определение приватизации жилья, под которой понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Из данного определения следует, что объектами приватизации могут быть только жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном фонде Российской Федерации.

Согласно ст. 7 ч.2 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. к государственному жилищному фонду относится:

ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

Ст. 7 ч.3 данного закона определяет муниципальный жилищный фонд как фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно — территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт — Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Постановление ВС РСФСР «О введении в действие закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г. в п. 6 рекомендует «общественным объединениям (организациям) осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда».

Первоначально, в редакции от 4 июля 1991 г., Закон не упоминал о приватизации жилья гражданами, забронировавшими жилые помещения. Это приводило к тому, что, во-первых, иногда гражданам отказывали в приватизации забронированного жилья, во-вторых, иногда граждане приватизировали жилые помещения, в которых они фактически не проживали, и забронированные жилые помещения (последнее противоречит принципу одноразовости бесплатной приватизации, установленному в ст. 11 Закона). Поэтому в ст. 1 Закона были внесены изменения, которые разрешили приватизацию забронированного жилья.

Порядок бронирования жилого помещения закреплен в Жилищном кодексе РСФСР и Инструкцией о порядке бронирования жилого помещения, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР № 336 от 31 июля 1984 г.

Частный жилищный фонд не может быть объектом приватизации. Поэтому все безвозмездные сделки по отчуждению жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, будут иметь форму дарения и регулироваться гражданским законодательством.

Несмотря на то, что закон от 4 июля 1991 г. перечисляет все возможные объекты приватизации жилья, некоторые ученые причисляют к ним некоторые другие объекты. Так, Глухов К. А. делит приватизацию жилья на следующие формы:

1. приобретение гражданами занимаемых ими квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда бесплатно или с частичной оплатой;

2. приобретение гражданами квартир, в которых они ранее не проживали, в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях полной платности;

3. приобретение гражданами и юридическими лицами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда при продаже с аукциона;

4. приобретение жилищными кооперативами у предприятий, организаций и исполкомов местных Советов народных депутатов новых или капитально отремонтированных (реконструированных) жилых домов с целью их последующего заселения и эксплуатации.

Свою точку зрения Глухов К. А. основывает на постановлении Совета Министров СССР «О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда» от 2 декабря 1988 г.

Из всех приведенных Глуховым К. А. оснований приватизацией является только первое, все остальные представляют собой различные гражданско-правовые сделки. Кроме того, закон говорит о том, что данный договор осуществляется на бесплатной основе, исключая, тем самым, какое-либо условие об оплате. Хотя до декабря 1992 г. приватизация осуществлялась в двух формах:

1. передача жилых помещений в собственность граждан бесплатно;

2. передача жилых помещений в собственность граждан на условиях частичной оплаты.

Передача жилья на условиях частичной оплаты осуществлялась на основании Закона от 4 июля 1991 г., согласно которому гражданам передавалась бесплатно определенный размер жилой площади, который не мог быть менее18 кв. метров общей площади на одного человека и дополнительно 9 кв. метров на семью, с учетом потребительских качеств жилищного фонда. Если же приватизированное жилье превышало предел бесплатно передаваемого жилья, то граждане выплачивали разницу между ценой квартиры, рассчитанной оценочной комиссией, и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и семью, использующую право на бесплатную приватизацию.

Но поскольку данный порядок не получил широкого применения и приватизация шла довольно медленно, поэтому с 23 декабря 1992 г. приватизация стала осуществляться только на безвозмездной основе.

Закон от 4 июля 1991 г. устанавливает принципы, на основании которых осуществляется приватизация жилья:

— безвозмездность;

— добровольность;

— одноразовость.

Принцип одноразовости закреплен в ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. и означает, что жилье в собственность гражданам передается бесплатно.

Также Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указывает на такой принцип приватизации как добровольность. Гражданин волен по своему усмотрению решать, приобрести ли ему жилье в собственность или пользоваться им на условиях жилищного найма, поскольку приобретение это его право, а не обязанность согласно статьи 11 Закона от 4 июля 1991 г.

Однако на практике случаются случаи, когда один или несколько членов семьи против приватизации жилья. В этом случае приватизировать жилье нельзя, поскольку данная сделка будет признана недействительной согласно гражданскому законодательству и Закону «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Также нельзя обжаловать отказ гражданина в судебном порядке и принудить его дать согласие на совершение данной сделки, т.к. это будет являться недействительным по выше названным основаниям.

Другим важным принципом приватизации жилья, закрепленным в ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», является одноразовость. Он означает, что граждане России могут приватизировать жилое помещение только один раз.

Однако данный принцип не является безусловным. Поскольку ч.2 ст. 11 Закона от 4 июля 1991 г. предусматривает право несовершеннолетнего, ставшего собственником занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилья после достижения им совершеннолетнего возраста.

Например, это право лицо может использовать, когда оно ранее было собственником квартиры, где проживало вместе с родителями, а затем, вступив в брак, стало собственником квартиры, где проживает вместе с супругом.

Однако в Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ» не указано сколько раз несовершеннолетний до достижения им 18 лет может участвовать в приватизации. В результате этого на практике встречаются случаи, когда несовершеннолетние дети включаются в приватизационные документы несколько раз.

Так, в Тамбовской области, если ребенок включен в ордер на квартиру, выданный на имя отца, но сам проживает с матерью другом помещении, то при приватизации обеих квартир, по указанию местной администрации, несовершеннолетний становится собственником обеих квартир.

Однако Крашенинников П. В., считает, что исключение из правила одноразовости приватизации жилья необходимо сделать и для лиц, которые приватизировали свое жилье во время действия первоначальной редакции Закона от 4 июля 1991 г., на условиях полной и частичной оплаты.

Кроме принципов приватизации, указанных в законе, существуют принципы в науке.

Так, С. П. Гришаев считает, что приватизация жилья осуществляется на основе следующих принципов: добровольность принятия гражданами решения о приватизации; право владельцев приватизированных квартир и жилых домов владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению; однократность приватизации; сохранение на переходный период действующего порядка постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями; обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляется по желанию их владельцев теми жилищно-эксплуатационными и дремотно-строительными организациями, которые обслуживали эти дома до приватизации; оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, по тем же ставкам, которые установлены для обслуживания государственного и муниципального жилищных фондов.

Данный вывод Гришаев С. П. Делает на основании главы 2 Закона от 4 июля 1991 г., которая называется «Основные принципы и условия приватизации жилых помещений». Однако он не делает разницы между понятиями «принципы» и «условия», хотя она есть. Так, принципы приватизации — основные начала, на которых осуществляется приватизация жилья, а условия приватизации — совокупность факторов, которые влияют на возникновение приватизации жилья.

Другие авторы, в частности И. Марткович, в качестве принципов приватизации жилья называют, во-первых, добровольность приобретения гражданами занимаемых жилых помещений и, во-вторых, возможность бесплатного приобретения жилого помещения один раз. Данная позиция не противоречит Закону РФ от 4 июля 1991 г.

Приватизация, появившись в инструментарии экономической политики России чуть более двух десятилетий назад, смогла за этот короткий период не только стать одним из ключевых явлений в современной российской экономике, но и создать развитую нормативную базу на стыке гражданского, административного и финансового права, занявшую особое место в отечественной правовой системе.

Задачи, которые стояли перед приватизацией в Российской Федерации, существенно отличались от приватизационных кампаний, проводимых на Западе.

Решив эту задачу, государство переходит к использованию приватизации в целях проведения структурных реформ, сокращения бюджетного дефицита, поиска оптимальных форм управления публичной собственностью.

Очевидно, что в 2000;е годы законодательство о приватизации из-за смены целевых и концептуальных установок стало существенным образом отличаться от законодательства 1990;х годов.

Современная приватизация — это, конечно, не кампания по разгосударствлению экономики 1990;х гг. ни по своим масштабам, ни по тому количеству темных пятен, которые оставила в новейшей истории страны приватизация первой волны.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Приватизация в России делится на три основных этапа: ваучерная 1992;1994 годов; денежная 1995;1996 годов и денежная же приватизация конца 1996 и последующих лет — это, когда в ход пошли залоговые аукционы и прочие новшества, в основном ставившие задачу аккумулировать побольше денег в бюджет.

Приватизация в России стала одним из способов разгосударствления экономики и перехода к созданию рыночной экономики.

Однако и сейчас масштабы приватизации остаются весьма значительными, что требует для ее успешной реализации и нормативно-правовой базы, и эффективного государственного и общественного контроля за ходом приватизационной кампании и ее результатами.

1.2 Способы приватизации

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 № 178-ФЗ. К ним относятся:

1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Вышеназванным законом предусмотрены ограничения на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов. Например, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО, может осуществляться только путем преобразования в открытое акционерное общество.

Переход к новой приватизации обозначился в 2010 году и был оформлен принятием Федерального закона от 31 мая 2010 года N 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Изменения в законодательстве о приватизации сопровождались существенными переменами в масштабах самой приватизационной кампании. Прежде всего значительно расширилась база для приватизации. Список стратегических предприятий и акционерных обществ, установленный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 года N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», только за 2010 год сократился примерно вдвое (до 200 наименований). В планы по приватизации попали пакеты акций как наиболее крупных российских компаний и банков (Роснефти, РЖД, Банка ВТБ, Сбербанка и др.), так и более мелких государственных организаций, в том числе ФГУП.

Приватизация в 2012 году принесла федеральному бюджету России 201,5 миллиарда рублей. А в 2013 году казна пополнилась за счет приватизации уже на 15,5 миллиарда рублей после закрытия сделки по порту «Ванино».

«В 2012 году было продано 273 пакета акций акционерных обществ, включенных в программу приватизации, на общую сумму 201,5 миллиарда рублей».

С самой крупной сделкой в прошлом году стала продажа акций Сбербанказа 159,3 миллиарда рублей.

В сентябре 2012 года Государственная дума приняла поправки к действующей редакции закона «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации». Согласно этим поправкам в 2013 году правила приватизации несколько изменятся.

«Согласно официальной статистике количество граждан, которые хотели бы приватизировать свои квартиры, увеличилось в среднем по России 2012 году на 45%. И не смотря на эти темпы, создающие во многом искусственный ажиотаж вокруг приватизационной кампании, за все эти годы правом на бесплатную приватизацию воспользовались всего 75% граждан России, а 25% по каким-то причинам не определились. Меж тем закон точно определяет срок окончания приватизации — 1 марта 2013 года». В категорию неопределившихся попали среди прочего попали те, кто и сегодня живет в аварийном жилье и рассчитывает на переселение в качественные новые квартиры. «Жертвами» приватизационной кампании также становятся и очередники, чья очередь подойдет после 2013 года. К сожалению, эти категории граждан действительно теряют право на бесплатную приватизацию жилья и это не совсем справедливо. Отреагирует ли государства на голос населения в этом вопросе — этот вопрос пока остается открытым. Однозначно пока лишь мнение законодателя: принципиально бессрочной приватизации все-таки не будет, но срок в особых случаях для отдельных категорий граждан может быть продлен и далее. Те же граждане, которые своими действиями явно указали на нежелание отказываться от договора социального найма и становиться собственниками, закрепят свой статус 1 марта 2013 года. Приватизация «без согласия» всех проживающих Новые правила существенно упростили процесс регистрации квартир, где прописано несколько граждан. Согласно новым правилам для приватизации жилплощади не требуется согласие лиц, которые прописаны в этой же квартире, но ранее уже воспользовались правом на бесплатную приватизацию. Это существенно упростило жизнь для многих граждан, исключил возможные злоупотребления. Другое нововведение коснулось статуса «совместной» собственности. Согласно новым правилам и юридическим уточнением, при приватизации квартиры, например, супругами не возникает «совместная» собственность, статус такой собственности определяется как «общая долевая», поскольку в данном случае признается собственностью каждого из супругов. Наконец третье большое нововведение касается отмены необходимого согласия на приватизацию со стороны бывших членов семьи: теперь это согласие не требуется и в новой редакции «экс-жены» и «экс-мужья» больше не могут влиять на изменение статуса жилой недвижимости. Насколько революционны эти изменения, судить сложно, но как комментирует Сергей Михалев, принятые исправления к закону более чем назрели и продиктованы правовой практикой. И тот факт, что они вступили в силу на исходе 2012 года, за несколько месяцев до окончания сроков приватизации, большое событие для многих из тех, кто ранее мог получить отказ в приватизации.

2. Особенности приватизации в Приморском крае

2.1 Основные этапы приватизации в Приморском крае

Если говорить о ходе приватизации на Дальнем Востоке, то определение «болезненность» к нашим весям подходит как нельзя кстати. И тому есть веские причины, которые определялись сложившейся структурой экономики региона — сырьевая и перерабатывающая направленность, роль «восточных ворот» страны и, еще нюанс, — гипертрофированное преобладание «оборонки». Дальний Восток и царской Россией в первую очередь рассматривался как форпост на Тихом океане.

За первые — сырьевые и «валютоносные» — предприятия (рыбодобывающие, горнорудные, лесопромышленные и пр.) разгорелась весьма нешуточная борьба, причем часто с криминальным оттенком. Ну, а победить в этой борьбе в условиях тогдашнего российского законодательного вакуума и, как было принято говорить, правового беспредела во многих случаях смогли далекие от опыта управления реальным производством бизнесмены новой волны и иностранцы. Те и другие спешили получить «дивиденды» от вложений — а не тут-то было. Предприятия, как комплексы, стали разрушаться, хозяйственные связи рвались, люди оставались без работы.

Не в лучшем положении оказались и предприятия оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока. «Новая оборонная доктрина» обрекла их на бесперспективность. На первом этапе государство сохранило за собой существенные пакеты акций в этих новоиспеченных АО, широко применив и практику так называемых «золотых акций». Оборонные предприятия копили долги на содержание уже никому не нужных высококвалифицированных рабочих и «мобилизационных мощностей». Конверсия захлебнулась, потому что на российский рынок уже хлынул поток новых товаров: бытовой техники, телерадиоаппаратуры и т. д. — то, чем могли бы заняться приватизированные предприятия ВПК.

Что касается транспортного комплекса региона, то можно констатировать, что «каток» приватизации более — менее благополучно пережили порты. Приватизационная же борьба за контроль в судоходных компаниях вкупе с маловразумительной госполитикой в этой сфере привели к массовой распродаже судов, уводу их из-под российского флага.

Еще одна беда дальневосточной экономики — многие предприятия являются еще и градообразующими. И их остановка фактически обрекала города на массовую безработицу, а муниципальные бюджеты — на голодное прозябание у дотационных ручейков.

Впрочем, обвинять во всем этом только приватизацию было бы несправедливо.

Страна входила в рынок стихийно и стремительно. И у реформаторов попросту не было времени разрабатывать схемы приватизации для той или иной отрасли или учитывать специфику региона — дай Бог избежать всеобщего хаоса. Короче, все пошли под одну гребенку.

Наложились и проблемы, характерные для экономики страны в целом. Например, инфляция (а вернее, гиперинфляция). Жестко определенный номинал приватизационного чека не позволял переоценивать основные средства предприятий, стоимость которых рассчитывалась по балансовой стоимости начала 1992 года. Отсюда продажа происходила за бесценок и не в те руки. А затем нехватка оборотных средств, не говоря уже об инвестициях в обновление технологий, привела к расцвету бартера, неплатежам… На Дальнем Востоке ситуацию усугубило само государство, перестав рассчитываться за госзаказы той же «оборонке».

Понятие «малая приватизация» употребляется в основном — на уровне городов и районов. Коммерциализация торговли и отпуск цен свели возможные издержки на нет. А что до эффективности «малой приватизации», то по части денег она себя оправдала.

Напомним, что магазины, прачечные и прочее продавались муниципальными властями исключительно на денежных аукционах, на конкурсной основе или без таковой. Жесткая борьба на аукционах за такие объекты была отмечена в основном в крупных дальневосточных городах. Особенно во Владивостоке и Хабаровске. В других случаях продаваемые «лоты» без особой борьбы уходили, как правило, под крыло уже познавших рынок завмагов, директоров и так далее. Другое дело — эффективность использования полученных средств муниципальными властями, но это уже иная история.

Первый (ваучерный) этап дальневосточной приватизации привел к тому, что благодаря подавляющему использованию так называемого второго варианта, дающего право одномоментного приобретения трудовым коллективом контрольного пакета акций, структура собственников на большинстве предприятий оказалась сильно размытой. По некоторым оценкам, по окончании первого этапа приватизации на большинстве дальневосточных предприятий члены трудового коллектива вкупе с менеджментом стали владельцами 55−65% акций, так называемые сторонние инвесторы получили, опять же в среднем, 10−25% акций. Остальное — по 20% - осталось за государством.

Такой расклад сразу определил дальнейшие процессы консолидации акций в тех или иных руках. Причем далеко не всегда, хотя такое мнение и бытует, на предприятиях первую скрипку играли их менеджеры. Как правило, в особо жестких схватках со сторонними претендентами за контроль в АО выигрывали как раз вторые, более опытные в этом деле. Менеджмент брал под себя в основном небольшие предприятия, где коллектив легко контролируется, или не особо привлекательные. Уже к началу второго этапа приватизации доля сторонних инвесторов в уставных капиталах дальневосточных АО заметно выросла.

Приватизация в Приморском крае была самой масштабной на Дальнем Востоке, что вполне логично в силу развития этого региона. Средний курс, сложившийся на чековых аукционах, — 1,1 акции 1000-рублевого номинала на ваучер. Минимальный (на аукционах работала обратная пропорция — чем меньше интерес к АО, тем больше акций и большего номинала выпадало на чек) — 10 акций на ваучер. Максимальный — 4 акции номиналом 10 руб. (порт Посьет). Активно участвовали приморцы и во всероссийских чековых аукционах (собрано 8,8 тыс. чеков). А на межрегиональном аукционе выставлялись акции ОАО «Дальзавод», «Дальморепродукт» (в Приморье собрано 24,7 тыс. чеков).

В Приморье было приватизировано только через акционирование около 500 предприятий. В период «большой приватизации» через чековые аукционы прошли акции 283 АО, на денежных аукционах продано 459 пакетов 257 предприятий на общую сумму 48,6 млн руб. На коммерческих конкурсах и аукционах было реализовано 60 объектов. 19 инвестиционных конкурсов привлекли инвестиции на 17 млн руб. и $ 27 млн. На выполнение инвестпрограмм предприятиями получено около 160 млн руб.

В крае, помимо целой армады представительств столичных ЧИФов, действовали пять чисто приморских: «Пасифик-Инвест», «Поддержка приватизации», «Спасский специализированный», «Восток», Фонд соцзащиты «Доверие». Самый крупный из них, «Пасифик-Инвест», закончил существование самым крупным скандалом: ни с чем остались тысячи вкладчиков. Другие ЧИФы были ликвидированы либо преобразованы в инвесткомпании. В числе последних — единственный в регионе Фонд соцзащиты населения «Доверие».

По итогам денежных аукционов наибольшим спросом пользовались акции ОАО «Дальневосточный НИИ морского флота» с недвижимостью в центре города (цена превысила номинал в 502 раза), российского монополиста ОАО «Бор» (превышение в 171 раз), «Владивостокского Гумма» (в 160 раз) и т. д. Cегодня 53 ОАО имеют госдолю от 5 и более процентов. 27 предприятий — «золотую акцию» (изначально было 39). Всего за период денежной приватизации выручка от продажи госимущества составила 126 млн руб.

В Приморье произошло бурное развитие фондового рынка. Число инвесткомпаний, по некоторым данным, доходило до 60, самые крупные — «АТР-фондовые операции» (ныне «Тайгер Секьюритиз»), «Пасифик-Секьюритиз» (банкрот), «Зеленые листья» (ныне управляющая компания), «Брок Ко» (ныне брокерская) и ряд других. Активно действовала Владивостокская фондовая биржа. Инвесткомпании довольно быстро аккумулировали акции крупнейших ОАО, скупив их по дешевке у работников предприятий. Дело дошло до того, что со вторичного рынка акции даже авиационной компании «Прогресс» (родителя «Черной акулы») попали в руки иностранных акционеров — до четверти уставного капитала.

Однако миллиардные (до деноминации) обороты и блокирующие пакеты акций ушли сквозь пальцы профи-спекулянтов и неумелых управленцев, оставив на руках лишь объекты недвижимости. На сегодняшний день в крае продолжают действовать несколько инвесткомпаний. Биржевой рынок представлен фондовой площадкой Азиатско-Тихоокеанской межбанковской валютной биржи. На рынке котируются акции двух десятков компаний: ДВМП, «Дальэнерго», «Дальморепродукта», «Электросвязи Приморского края», ряда портов и пр.

Приватизация сопровождалась острой борьбой за контроль в ОАО. Через скандалы прошли практически все более-менее привлекательные предприятия. Особенно рыбацкие и судоходные. Кстати, на ряде из них передел еще продолжается. В этом смысле поистине мировую известность получила некогда крупнейшая судоходная компания «Востоктрансфлот» (бывший «Востокрыбхолодфлот»). Сначала компания попала в жернова криминального передела, затеянного известной владивостокской бандой братьев Ларионовых. Об этом английскими и российскими документалистами был снят фильм из сериала «Криминальная Россия», который показали в нескольких странах мира как пример российской реформенной действительности. Развал компании продолжили затяжные конфликты между администрацией и акционерами, которые активно судились несколько лет. Власть в ОАО благодаря запущенной процедуре банкротства несколько раз менялась, число судов компании стремительно таяло. Точку в существовании компании фактически поставила краевая администрация, которая поддержала одну из сторон конфликта, благословив силовой захват оставшихся судов ОАО якобы для сохранения их под российским флагом. В итоге власти получили политические дивиденды, а суда, арестованные в портах по всему миру, распроданы за долги. Тысячи моряков остались без работы.

Под процедуру банкротства угодили несколько десятков приморских ОАО. Полным банкротом стало, казалось бы, заведомо «валютоносное» приморское звероводство. «Ухнули» большинство рыболовецких колхозов. В то же время есть обратные примеры, когда благодаря приходу эффективных команд собственников предприятия выбились в лидеры. Например, в местном фонде имущества (кстати, Приморский фонд имущества, считавшийся в период массовой приватизации одним из лучших в стране, был преобразован в Дальневосточное межрегиональное отделение РФФИ) не без гордости называют такие ОАО, как «Тернейлес», «Электросвязь Приморского края» (не случайно это ОАО выбрано базовым в процессе объединения дальневосточных компаний электросвязи) и ряд других. А потеплевшая после кризиса-98 ситуация буквально оживила целый ряд горнорудных и судоремонтных предприятий. Поднимают голову и те предприятия «оборонки», на которых у власти находится грамотный менеджмент. Зато такой известный гигант, как «Дальзавод», из-за откровенных промахов своих управленцев не смог воспользоваться сложившейся конъюнктурой.

Приморье одним из первых в России отрапортовало о завершении массовой приватизации, наверное, еще и потому, что стало одним из первенцев приватизации в России. Расположенная здесь декоративная СЭЗ «Находка», так и не начав работать в этом режиме, в свое время умудрилась получить права на «особый вариант» приватизации. В итоге привлекательные предприятия Находки — Приморское морское пароходство, порты и пр. — были приватизированы еще до начала чековых аукционов. Предпринятые в последние год-два попытки прокуратуры ревизировать итоги той приватизации потерпели фиаско в судах. Зато тамошние порты и ПМП можно отнести сегодня в разряд преуспевающих предприятий.

2.2 Приватизация государственного имущества в Приморском крае

Закон Приморского края от 01.06.2004 г. № 109-КЗ регулирует отношения, возникающие при приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края (далее — имущество Приморского края), и связанные с ними отношения по управлению имуществом Приморского края.

Приватизация имущества Приморского края основывается на принципах:

1) признания равенства покупателей имущества Приморского края;

2) открытости деятельности органов государственной власти Приморского края;

3) возмездного отчуждения в собственность физических и (или) юридических лиц имущества Приморского края (за плату либо посредством передачи в собственность Приморского края акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится имущество Приморского края).

Законом Приморского края от 17.11.2011 N 843-КЗ внесены изменения в Закон Приморского края «О приватизации имущества Приморского края». Согласно внесенному изменению, администрация Приморского края в сфере приватизации имущества Приморского края определяет официальное печатное издание и официальный сайт в сети Интернет, в которых подлежит опубликованию (размещению) программа приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края, ежегодные отчеты о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края, решения об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края, информационные сообщения о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.

Администрация Приморского края принимает решение о включении в информационное сообщение о продаже имущества Приморского края дополнительных сведений о подлежащем приватизации имуществе Приморского края. В решении об условиях приватизации имущества Приморского края указывается начальная, а не нормативная цена как ранее.

Программа приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края, ежегодные отчеты о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края, решения об условиях приватизации имущества, находящегося в собственности Приморского края, информационные сообщения о продаже указанного имущества и об итогах его продажи подлежат опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальном сайте администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в сети Интернет. В настоящее время около десятка объектов Приморья планируется приватизировать в следующем году. В этом списке и два самых крупных в регионе краевых государственных унитарных предприятия — «Примтеплоэнерго» и «Приморский водоканал».

«Примтеплоэнерго» и «Приморский водоканал» находятся в разной стадии готовности к приватизации. К примеру, в компании коммунальной энергетики края только сейчас занимаются оформлением прав на имущество и землю. Эта работа займет много месяцев, весь пакет документов могут не успеть оформить к концу следующего года. А вот стадия готовности водоканала к приватизации довольно высока. Но у специалистов есть вопросы другого рода, на чьи плечи ляжет проблема модернизации и замены обветшалой водопроводной сети В Приморском крае уже есть одно приватизированное предприятие — «Примавтодор», которое находится на грани банкротства. По мнению парламентариев, в вопросах приватизации нельзя во главу угла ставить задачу сокращения дефицита краевого бюджета за счет приватизации государственной собственности. Гораздо важнее понимание, как новые собственники распорядятся полученными активами и сколько средств они смогут вложить в дальнейшее развитие предприятий.

— Сейчас трудно судить о том, что даст Приморью приватизация таких важных для края предприятий как «Примтеплоэнерго» и «Приморский водоканал», — рассказал корр. РИА PrimaMedia руководитель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Заксобрания Галуст Ахоян. — Нужно все просчитать: какова их реальная стоимость и по какой цене выставлять объекты на продажу, что это даст бюджету края и как отразится на простых потребителях смена собственников. В любом случае приморские депутаты будут тщательно анализировать все возможные риски для края и населения. Но, если то же «Примтеплоэнерго» благодаря приватизации обойдется без поддержки краевого бюджета в дальнейшем, то я лично поддержу такое предложение. Тут нужно не только о финансовой стороне думать, но и о социальной нагрузке не забывать. Ведь целый ряд муниципалитетов самостоятельно не сможет обеспечить теплом своих жителей, а «Примтеплоэнерго» с этим справляется, потому что краевая администрация дотирует разницу в стоимости топлива (на 2013 год в бюджете запланировано выделение порядка 3 млрд рублей).

Инициатором акционирования нескольких объектов, находящихся в краевой собственности, выступила администрация Приморского края. Власти мотивируют это политикой государства, и считают, что эффект не заставит себя долго ждать — в край потянутся инвесторы.

По словам директора департамента по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края Виктора Кулинского, вопрос о включении КГУП «Примтеплоэнерго» в проект закона о приватизации имущества необходимо внести на рассмотрение депутатам приморского парламента, чтобы процесс акционирования завершился к концу 2013 года. Но прежде предстоит провести полную инвентаризацию и аудиторскую проверку, разобраться с земельными участками, зарегистрировать права на все объекты.

«Приватизация — серьезный момент для предприятия, который позволить не быть настолько связанным по рукам, в том числе в части теплоснабжения», — отметил на заседании экспертного совета по вопросам управления и распоряжения имуществом Приморского края врио гендиректора по правовым вопросам КГУП «Примтеплоэнерго» Вадим Чебаторев.

Как заявил первый вице-губернатор Приморского края Александр Костенко на общественном совете, по итогам приватизации 100% акций будет пока владеть администрация региона. Но через 3−5 лет из общей массы будут отсекаться и направляться в свободное плавание наиболее прибыльные проекты. О проблемных или же аварийных объектах по-прежнему будет заботиться субъект РФ, они будут доводиться до ума и в последствии также будут реализованы. Не исключено, что эти объекты «уйдут» в пакете с успешными предприятиями, так сказать, добавкой.

На настоящий момент КГУП «Примтеплоэнерго» ко всему прочему работает по принципу пожарной команды: когда случаются проблемы в сфере жизнеобеспечения, туда направляются силы краевого унитарного предприятия. А частник, по мнению членов экспертного совета, по приказу из приморского Белого дома эти задачи решать не будет.

«На такие проблемные точки мы продолжим выходить, но уже по денежным компенсациям, — пояснил первый вице-губернатор. — Необходимо понять, что в государственное предприятие никто вкладывать не будет. А в случае акционирования появятся свои плюсы, в том числе и инвестиции.

3. Основные изменения в законодательстве в 2013 году по приватизации жилищного фонда

Первого марта 2013 г. основная часть положений Закона РФ от 04.07.1991 N 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» утратит силу. Это означает, что будет завершена бесплатная приватизация жилых помещений, длившаяся более 20 лет.

После 1 марта 2013 г. перестанут действовать нормы специального Закона о приватизации жилых помещений. При этом положения общего Закона о приватизации (Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества») в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 3 этого Закона на отношения по отчуждению государственного и муниципального жилищного фонда не распространяются. Вместе с тем согласно ст. 217 ГК РФ приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только в порядке, установленном Законом. Следовательно, в отношении жилых помещений возникнет ситуация, когда до внесения соответствующих изменений в законодательство невозможно будет осуществить приватизацию даже на возмездной основе.

Таким образом, после 1 марта 2013 г. россияне смогут приобрести право собственности на жилые помещения только по гражданско-правовым договорам с физическими или юридическими лицами (купля-продажа, дарение и др.), а также в порядке наследования.

Жилое помещение является объектом гражданских правоотношений, и распоряжаться им можно различными способами: сдавать в аренду, продавать и т. д.

Для функционального использования не имеет значения, на каком праве жилье находится у гражданина. Он может проживать в нем вместе с членами своей семьи независимо от того, снимает ли он его на основании договора социального найма или является собственником. Однако права по распоряжению жилым помещением могут быть различны в зависимости от того, на каком праве гражданин им владеет.

Содержание права собственности раскрывается в Гражданском кодексе РФ. Собственник имущества может по своему усмотрению совершать любые законные действия с имуществом, если это не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).

Применительно к жилым помещениям это означает, что гражданин имеет право совершать практически любые юридически значимые действия со своим жильем. Он может его продать, подарить, сдать в аренду, завещать, внести в уставный капитал хозяйственного общества или распорядиться еще каким-либо законным образом. Такие сделки в настоящее время крайне распространены, наиболее массовыми из них являются аренда и купля-продажа. Гражданин может самостоятельно выбирать контрагентов по договору, устанавливать стоимость аренды или продажи жилья, руководствуясь соответственно главами 30 и 35 ГК РФ.

Обратная сторона возможностей по распоряжению жилым помещением состоит в том, что на него может быть обращено взыскание по долгам собственника. По закону это недопустимо только в одном случае: когда жилое помещение является единственным пригодным для проживания собственника и членов его семьи (ст. 446 ГПК РФ).

Если основанием для пользования гражданина жилым помещением является договор социального найма, то на распоряжение им накладываются определенные ограничения.

Собственником жилья в данном случае является либо государство, либо муниципальное образование. Пока действует договор найма, собственник не вправе как бы то ни было распоряжаться жилым помещением. Перечень оснований для расторжения указанного договора установлен в ст. 83 ЖК РФ, в соответствии с которой прекращение его в одностороннем порядке по инициативе наймодателя возможно только в судебном порядке.

Гражданин, пользующийся жилым помещением, может им распоряжаться только в случаях, прямо установленных Жилищным кодексом РФ. Он имеет право:

— передать часть помещения в поднаем. Однако для этого необходимо получить письменное согласие наймодателя, а также членов семьи нанимателя. Кроме того, передать все помещение в поднаем гражданин может только при условии временного выезда (ч. 1 ст. 76 ЖК РФ);

— совершить обмен жилыми помещениями с другим нанимателем (ст. 72 ЖК РФ), для чего также необходимо письменное согласие наймодателя и всех членов семьи нанимателя (как проживающих, так и временно отсутствующих);

— разрешить безвозмездное проживание временным жильцам (ст. 80 ЖК РФ). На это нужно получить согласие проживающих с нанимателем членов его семьи. Разрешение наймодателя не требуется, но его необходимо письменно уведомить о вселении временных жильцов. Наймодатель может запретить проживание временных жильцов, если будет превышена учетная норма площади жилого помещения (для квартиры) либо норма предоставления (для коммунальной квартиры).

Если жилое помещение принадлежит гражданину на праве собственности, то в случае смерти владельца оно попадает в наследственную массу. Наследники могут приобрести права на такое помещение либо на основании закона (гл. 63 ГК РФ), либо в соответствии с завещанием (гл. 62 ГК РФ). При этом собственник вправе завещать жилое помещение любому лицу (п. 1 ст. 1119 ГК РФ) при соблюдении ограничения в виде обязательной доли в наследстве (ст. 1149 ГК РФ).

В отношении жилого помещения, которое гражданин снимает по договору социального найма, действуют иные правила. Поскольку оно не является собственностью гражданина, оно не может переходить по наследству и не попадает в наследственную массу. Однако это не означает, что родственники такого гражданина автоматически теряют право на проживание в данном помещении.

В представленной ситуации дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных родственников и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя (ч. 2 ст. 82 ЖК РФ). В Жилищном кодексе РФ установлено, что членом семьи нанимателя считаются проживающие с ним его супруг, дети и родители (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ). Важно отметить, что членами семьи признаются и другие родственники, если они вселены нанимателем в этом качестве и ведут с ним общее хозяйство.

Возможен единственный случай, когда в наследственную массу включается жилое помещение, переданное гражданину на основании договора социального найма. Это допустимо, если наниматель при жизни подал заявление о приватизации и необходимые для этого документы и умер до государственной регистрации права собственности (абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ на собственника имущества возлагается бремя содержания этого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Жилищный кодекс РФ конкретизирует содержание данной обязанности (ст. 30 ЖК РФ). Собственник должен, во-первых, поддерживать помещение в надлежащем состоянии, а во-вторых, содержать свое жилье, а также общее имущество собственников помещения в многоквартирном доме (если он является собственником комнаты в коммунальной квартире, то еще и общего имущества собственников комнат в такой квартире). Одним из аспектов содержания жилого помещения является внесение платы за него.

Отметим, что наличие права собственности на жилое помещение означает также и наличие доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме (лестничные пролеты, лифты, мусоропровод, земельный участок, на котором расположен дом, и т. п.). Полный перечень такого имущества закреплен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Собственник жилого помещения обязан оплачивать его содержание и ремонт, содержание и текущий ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома, осуществлять взносы на капитальный ремонт дома, а также оплачивать потребленные коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Наниматель жилого помещения по договору соцнайма осуществляет такие же выплаты, за исключением взноса на капитальный ремонт дома, который производится за счет собственника жилищного фонда (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Отметим, что срок отмены бесплатной приватизации менялся дважды. Первоначально ее планировалось завершить 1 января 2007 г., однако затем дата окончания была перенесена сначала на 1 марта 2010 г., а впоследствии на 1 марта 2013 г.

К настоящему времени на рассмотрении Госдумы находится два законопроекта по данному вопросу. Законопроект N 110 040−6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» был внесен в Госдуму в июле 2012 г. Авторы данного документа предлагают вовсе отменить срок окончания бесплатной приватизации.

Законопроект N 206 892−6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» внесен в Госдуму 16 января 2013 г. Его разработчики предлагают отложить срок окончания бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2018 г.

К настоящему моменту ни один из законопроектов еще не прошел первое чтение.

Заключение

Приватизация — не российское изобретение, в той или иной степени она применялась и применяется во многих странах мира. Методы и подходы используются разные, но конечная цель была всегда одна — использовать потенциал частной инициативы и конкуренции для развития предприятия, отрасли или экономики в целом в зависимости от масштабов. В России добавилась еще одна цель — радикально изменить сознание привыкших к какой-никакой, но государственной опеке людей. Именно поэтому российская приватизация оказалась самой политизированной частью реформ. Разваливающаяся на глазах экономика, а отчасти и заведомая болезненность процесса приватизации заставили разработчиков осуществлять ее на начальном этапе в ускоренном «шоковом» режиме. Общий итог очевиден — если с быстрой раздачей солидной доли бывшего госимущества приватизаторы справились блестяще, то с массовым и скорым изменением сознания и созданием широкого класса собственников именно благодаря приватизации дело затянулось. Еще хуже — с возрождением экономики в новых рыночных условиях. Даже сегодня, целое десятилетие спустя, многие задуманные «параметры» далеки от реализации и поэтому постоянно, на правительственном уровне и в средствах массовой информации, поднимается вопрос о пересмотре приватизации некоторых крупных промышленных объектом и т. д. Если рассматривать приватизацию в правовом аспекте, то институт приватизации является сравнительно новым в нашем законодательстве, но, несмотря на это он широко применяется в практике. Появление данного института обусловлено переходом России к рыночной экономике, и необходимостью создания в связи с этим института частной собственности. Ведь, приватизация — это процесс передачи жилья в собственность гражданам, на основании которой они могут владеть, пользоваться и распоряжаться приватизированным жилым помещением по своему усмотрению.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

формирование слоя мелких и средних собственников;

сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991;1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.

Список используемой литературы

1. Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» — М., 2002 -10с.

2. Постановление ВС РСФСР «О введении в действие закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» — www.jurcenter.ru/base/base1

3. Погодина Т. И. Жилищное право: Учебно-методическое пособие. Владивосток: Изд — во Дальневосточного ун-та. 2012. — 190 с.

4. Седугин П. И. Жилищное право. Учебник для вузов. М., 2012. — 384 с.

5. Андреефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопр. экономики. — 2012. — N 6. — С.57−78.

6. Андреефф В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза // Экономист. — 2012. — N 12. — С.122−136.

7. Браверман А. Приватизация госимущества на благо экономики // Экономика России: XXI век. — 2012. — Май (N2). — С.54−55.

8. Виноградов В. В. Приватизация: цели, формы, методы, результаты // Виноградов В. В. Экономика России. — М., 2012. — С.124−132.

9. Гонгало Б. М. Крашенинников п.в., Маслов Н. В. Комментарий к законодательству о приватизации жилищного фонда. М.: Бек, 2012. — 890 с.

10. Государственную собственность в Приморье ждет приватизация / РИА PrimaMedia // [Эл.ресурс]: http://primamedia.ru/news/economics

11. Глухов К. А. Вопросы приватизации жилых помещений // Государство и право. — 2012. — № 9. С. 141

12. Люсов А. Н. Основные аспекты программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в России // Деньги и кредит. — 2012. — N 1. — С.54−63.

13. Крашенинников П. В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. М.: Право, 2012. — 680 с.

14. Керенский И. В С 1 марта 2013 года нельзя будет приватизировать жилые помещения / И. В. Керенский // Право. — 2013. № 2. С.3

15. Козырин А. Н. Приватизация в России: правовое измерение / А. Н. Козырин // Реформы и право. — 2012. — N 2. С.2

16. Марголин А. Приватизация в России: выбор модели определен спецификой // Политэконом. — 2012. — N 3. — С.31−34.

17. Невинная И. Кто не успел, не опоздал // Рос. газета. — 2012. — 17 марта. — С.1.

18. Новые правила приватизации с 2013 года // [Эл.ресурс]; Источник: http://xn-90aeeacatcodk8afhjbsfhx.xn-p1ai/regulation/legal-consulting/noviie_pravila_privatizatsii_s_2013_goda/

19. Официальный сайт Администрации приморского края // [Эл.ресурс]: http://www.primorsky.ru/

20. Перепелкина Н. В. Некоторые вопросы приватизации жилых помещений в России// Жилищное право. — № 1. — 2012. С.65

21. Приватизация в 2013 году принесла в бюджет РФ более 15 млрд рублей // Российская газета // [Э.л.ресурс]: http://www.rg.ru/2013/01/16/privatizacia-anons.html

22. Рябухин С. Н. Региональный аспект приватизации государственной собственности // ЭКО. — 2012. — N 7. — С.2−14.

23. Седугин П. И. Жилищное право. Учебник для вузов. М.: НОРМА 2012. — 600 с.

24. Перепелкина Н. В. Некоторые вопросы приватизации жилых помещений в России// Жилищное право. — № 4. — 2012. С.65

25. Скворцов О. Ю. Приватизационное право: Учебное пособие. М.: 2012. — 272 с.

26. Симачев Ю. В., Радыгин А. Д., Кузык М. Г. «Новая приватизация»: группы интересов и временные компромиссы, возможный выбор: В 4 кн. / Высшая школа экономики. Национальный исследовательский университет. XII международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М., 2012. Кн. 4. С. 92 — 93.

27. Угланов А. Приватизация по-российски. Делили по-честному, обманули почти всех // Аргументы и факты. — 2012. — Дек. (N 49). — С.8−9.

28. Устинов И. Приватизация по-российски // Независимая газ. — 2012. — 17 апр. — С.12. — (НГ — политэкономия; N 7).

29. Федоренко Н. П. Уроки приватизации: гармонизация собственности или разворовывание национального достояния? // Федоренко Н. П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. — М., 2012. — С.264−282.

30. Федерального закона от 31 мая 2010 года N 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

31. Эрделевский А. Нулевой вариант российской приватизации // Сов. Сибирь. — 2012. — 6 окт. — С.28.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой