Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования
По заявлению правопреемника, пропустившего срок, он может быть восстановлен в судебном порядке. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат, порядок расчета сумм таких выплат установлены постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом… Читать ещё >
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа
Тема: «Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования»
Введение
Глава I. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и назначение пенсии
1.1 Понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета
1.2 Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода
1.3 Учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных лиц Глава II. Органы, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации: значение, цели, функции
2.2 Единая пенсионная служба
2.3 Негосударственные пенсионные фонды Заключение Библиография
Среди важнейших преобразований в социальной политике государства особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы нескольких поколений на протяжении достаточно долгого времени. Необходимость реформирования связана с теми негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и которые, как считают демографы и социологи, обострятся в ближайшие десять — двадцать лет.
Индивидуальному (персонифицированному) учету — одному из важнейших направлений реформирования пенсионной системы в Российской Федерации — посвящена настоящая курсовая работа.
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время эта проблема стала особенно значима для науки и практики; необходимо искать новые подходы в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Этим вопросом занимаются многие теоретики и исследователи. Данной теме посвящены статьи в периодических изданиях и монографии российских и зарубежных ученых, таких как Б. Богишич, О. Лабур, Д. Милль, О. Конт, Г. Спенсер, С. Афанасьев, В. Белякин и др. Как правило, информация по данной проблеме, изложенная в учебной литературе, имеет общий характер, а в современных монографиях по этой теме анализируются более узкие вопросы проблемы.
Объектом исследования является сфера социально-экономических отношений в области социального обеспечения, возникающих по поводу получения одной из пенсий, выплаты различного рода пособий, предоставления льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан и др. Предметом исследования выступает сам индивидуальный (персонифицированный) учет.
Персонифицированный учет будет содействовать решению ряда проблем. Так, он приведет механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, создаст возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране.
Целью данной курсовой работы является анализ и классификация теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Задачи исследования:
— дать краткий исторический очерк развития системы государственного пенсионного обеспечения (страхования) в России;
— проанализировать понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета;
— рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного лица;
— рассмотреть основные цели, задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;
— определить порядок обращения за назначением пенсии с использованием данных персонифицированного учета.
Для исследования в работе применялись общетеоретические методы, такие как аналогия, классификация, анализ и синтез.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и библиографию.
Глава I. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и назначение пенсии
1.1 Понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета
В соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для государственного пенсионного страхования Ст 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «СЗ РФ» 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401.
Цели индивидуального (персонифицированного) учета:
— создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
— обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе) каждого, определяющих размер пенсии при ее назначении;
— создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначении пенсии на основе страхового стажа застрахованного лица и их страховых взносов;
— развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
— создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
— информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;
— упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.
К основным функциям персонифицированного учета ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» ст. 4, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «СЗ РФ» 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401 относит:
а) регистрацию застрахованных лиц;
б) сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц за период работы после регистрации и внесение их в лицевые счета;
в) сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, и внесение их в лицевые счета;
г) информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.
Для реализации задач, поставленных перед отделом персонифицированного учета, ежегодно страхователь подает в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое застрахованное лицо. Территориальное отделение ПФ РФ разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует о их состоянии застрахованных лиц. В случае нарушения установленных сроков представления сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, к таким страхователям применяются финансовые санкции.
Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов занятого населения призван содействовать решению ряда принципиальных проблем.
Во-первых, он должен привести механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.
Во-вторых, без такого учета страховых взносов невозможно развить государственное пенсионное страхование в направление установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Именно такая зависимость должна положительно сказаться на бюджете государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.
В-третьих, персонифицированный учет создает возможность для более точного прогнозирования изменения численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценке необходимых расходов на выплату пенсий, дополнив его контролем со стороны работников. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2011
Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате налога (взноса) и структуре трудового стажа работников, так как информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три — органы Пенсионного фонда).
1.2 Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода Индивидуальный учет строится на следующих принципах:
— единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в Российской Федерации;
— всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;
— доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в обязанности которого входит осуществление индивидуального (персонифицированного) учета;
— использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения;
— соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации;
— осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации. «Пенсионная реформа в Российской Федерации» // Под редакцией М. Ю. Зурабова. — М.: Издание Пенсионного фонда Российской Федерации, 2013
Персонифицированный учет застрахованных граждан позволяет привести государственную систему в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.
Факт внедрения персонифицированного учета в практику деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации означает решительный сдвиг в модели пенсионной системы, во всяком случае в ее финансовой части.
С началом полномасштабного использования сведений персонифицированного учета при формировании расходной и доходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации каждый трудоспособный гражданин будет рассматриваться как конкретный источник финансовых ресурсов для собственного обеспечения при наступлении старости, а исчисление размера трудовой пенсии будет производиться не с помощью усредненных бюджетных показателей, а в целом по всему работающему населению.
Также появляется возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления реальной зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных налогов (взносов). Такая зависимость должна положительно повлиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.
Индивидуальный учет финансовых поступлений каждого застрахованного гражданина должен использоваться в качестве составной части механизма решения проблемы экономического обоснования уровня дифференциации размера трудовой пенсии, что приведет к ее увеличению работникам тех отраслей, которые имеют более высокие заработки, но не получают адекватные им пенсии (гражданская авиация, топливно-энергетический комплекс и др.). Одновременно с этим возникают экономические предпосылки для корректировки порядка перерасчета размера пенсии с учетом инфляционного роста стоимости жизни исходя из конкретных особенностей уплаты налога (взноса) каждым гражданином за весь период трудовой деятельности Соловьев А. К. «Финансовая система государственного пенсионного страхования в России» — М., издательство «Приор», 2012 г .
1.3 Учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных лиц
Персонифицированный учет в каждом субъекте Российской Федерации включает три стадии:
1. Регистрацию застрахованных лиц.
2. Сбор сведений о трудовом стаже и заработке (доходе) и начисленных страховых взносов застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации.
3. Поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже застрахованных лиц за период, предшествующий начальной регистрации.
Каждое лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, должно быть зарегистрировано в системе государственного пенсионного страхования.
ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» определены общие правила предоставления сведений о застрахованных лицах. ст 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с // «СЗ РФ» 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401 В соответствии с этим законом данные сведения предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели должны предоставлять сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также по договорам гражданско-правового характера. Сведения должны быть предоставлены в те территориальные органы Пенсионного фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых работодателями и лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда РФ. Следует отметить, что на застрахованных лиц, признанных безработными, сведения предоставляются органами службы занятости.
Для первоначальной регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованный должен заполнить анкету застрахованного лица, утвержденную Пенсионным фондом РФ (см. приложение 1).
При приеме на работу по трудовому договору застрахованного лица, не зарегистрировавшегося в системе государственного пенсионного страхования работодатель представляет на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в течение двух недель с момента приема на работу или заключения договора. Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью застрахованного лица. На основе представленной анкеты территориальный орган Пенсионного фонда в течение трех недель принимает решение об открытии лицевого счета и оформлении соответствующего страхового свидетельства либо необходимости уточнения представленных сведений.
Согласно ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» ст 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «СЗ РФ» 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401 на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.
Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования — документ, подтверждающий регистрацию этого лица в системе государственного пенсионного страхования.
Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное страховое свидетельство по месту работы. Лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, не могут быть субъектами государственного пенсионного страхования, кроме случаев, когда несовершеннолетний получает пенсию по случаю потери кормильца. Кучмий И. В. Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования, контроль и защита пенсионных прав застрахованных лиц// «Пенсия» № 5, 2012
Для осуществления работы по обработке информации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования создан Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации.
С целью наиболее экономичной организации процессов обработки информации и в соответствии с разработанной технологией персонифицированного учета на нижнем уровне структуры Пенсионного фонда Российской Федерации образуются межрайонные пункты персонифицированного учета, которые создаются на базе уже имеющихся в районах и городах пунктов уполномоченных Пенсионного фонда РФ.
Глава II. Органы, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации: значение, цели, функции
В соответствии ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» ст 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «СЗ РФ» 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401 обязанность осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования законодательно возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.
ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 01.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // «Парламентская газета» № 238−239, 20.12.2001 г. дано определение Пенсионному фонду как государственному учреждению, которое в качестве страховщика осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Как уже отмечалось выше, государственное обеспечение (страхование) в Российской Федерации осуществляется из средств, полученных от страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
Получателем страховых взносов является Пенсионный фонд России, который и обеспечивает выплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления денежными средствами, предназначенными для пенсионного обеспечения граждан.
Образование новой структурной единицы в пенсионной системе государства — Пенсионного фонда Российской Федерации — было узаконено постановлением Верховного Совета РСФСР «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122−1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (с изм. и доп. от 5 августа 2000 г) // «СЗ РФ» от 02.01.1992 г., № 48, ст. 3136.
Статус и обязанности Пенсионного фонда России определены Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Поскольку Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, он выполняет необходимые банковские операции в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством о банках и банковской деятельности. При этом денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности, а сам фонд является некоммерческой организацией. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Управление деятельностью Пенсионного фонда России осуществляется Правлением, на которое возлагается ответственность за выполнение Пенсионным фондом своих непосредственных обязанностей надлежащим образом. Постоянно действующим органом Правления Пенсионного фонда России является исполнительная дирекция. В состав Правления Пенсионного фонда России могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для контроля деятельности исполнительной дирекции в Пенсионном фонде России создана ревизионная комиссия.
Признание Пенсионного фонда России федеральной государственной собственностью — одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.
Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Положением «О пенсионном фонде РФ (России)» Положение «О пенсионном фонде Российской Федерации (России)» от 27.12.1991 г. № 2122−1 (в с изм. и доп. ФЗ от 05.05.1997 г. № 77-ФЗ) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.01.1992, № 5, ст. 180 являются:
— целевой сбор, аккумулирование страховых взносов, а также финансирование из своих средств расходов, определенных названным Положением;
— организация работы по взысканию с работодателей и граждан установленных сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца при нарушении норм охраны труда;
— капитализация средств Пенсионного фонда России, привлечение к сотрудничеству физических лиц;
— осуществление (совместно с налоговыми органами) контроля за своевременным и полным поступлением средств в счет страховых взносов;
— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «СЗ РФ» 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
— участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных договоров и соглашений по пенсионным вопросам;
— изучение и обобщение практики применения нормативных актов по уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и дальнейшее ее совершенствование;
— осуществление научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
— проведение разъяснительной работы среди пенсионеров и работодателей по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.
Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом России.
Как отмечалось выше, на федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением Пенсионного фонда России и его исполнительным органом — исполнительной дирекцией.
В состав руководящего органа — Правления ПФР — входят по должности председатель, первый заместитель, заместитель председателя Правления и исполнительный директор Пенсионного фонда России, а также управляющие несколькими отделениями Пенсионного фонда. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2011
Правление ПФР выполняет следующие функции:
— несет ответственность за выполнение функций, относящихся к политике Пенсионного фонда России;
— определяет перспективы и насущные задачи Пенсионного фонда России;
— утверждает бюджет, смету расходов (включая фонд оплаты труда) региональных отделений ПФР, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;
— назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;
— утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органов ПФР;
— издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда России;
— решает другие вопросы, входящие в компетенцию Пенсионного фонда России.
На уровне субъектов Российской Федерации во всех регионах действуют региональные отделения ПФ РФ, включающие аппарат Отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсии, учет и проверку пенсионных прав застрахованных, состоящие из уполномоченных, осуществляющих работу в районах.
Основной задачей регионального Отделения ПФ РФ является организация персонифицированного учет застрахованных граждан, финансирование пенсий и их доставки. Поскольку Пенсионный фонд России не является коммерческой организацией, исключена возможность его участия в коммерческих проектах и сделках, однако он может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Тем не менее, основное предназначение средств Пенсионного фонда Российской Федерации состоит в выплате государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам через органы социальной защиты населения, обеспечение нормального функционирования Пенсионного фонда России и его органов, а также проведение мероприятий, относящихся к сфере социальной защиты населения. Пенсионная реформа в Российской Федерации/Под редакцией М. Ю. Зурабова. — М.: Издание Пенсионного фонда Российской Федерации, 2013
Уполномоченные представители Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от предприятий, организаций, учреждений и граждан необходимые документы и сведения, находящиеся в ведении Пенсионного фонда России, исключая сведения, составляющие коммерческую тайну, в соответствии с действующим законодательством.
Действия Пенсионного фонда, предпринимаемые для более справедливого распределения средств и учета реального трудового вклада каждого работника, в конечном счете сводятся к изменению принципов учета пенсионных страховых взносов и назначения пенсии, отражающих степень участия в трудовой деятельности каждого отдельного работника. Реализация указанных целей возможна на принципах государственного пенсионного страхования путем внедрения системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных страховых взносов занятого населения.
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // «СЗ РФ» от 02.10.2000 г., № 40, ст. 3936 в большинстве регионов России в настоящее время на базе региональных отделений ПФ РФ созданы службы по назначению, выплате и доставке пенсий, то есть объединены все процессы пенсионного обеспечения от первичного учета застрахованных, оценки пенсионных прав, контроля за поступлением средств и взносов до выплаты и доставки пенсии. При этом функции по непосредственному назначению и выплате пенсии получателям также переданы органам единой пенсионной службы.
2.2 Единая пенсионная служба
Под единой пенсионной службой понимается объединение в рамках единой организационной структуры всех функций по пенсионному обеспечению от аккумуляции страховых взносов, финансирования пенсионных средств до их расходования — назначения (перерасчета, выплаты и доставки государственных пенсий).
Впервые вопрос о создании Единой пенсионной службы (ЕПС) возник еще в 1990 году, когда готовились документы по образованию Пенсионного фонда СССР. При этом предполагалось, что Пенсионный фонд СССР изначально будет аккумулировать все функции по пенсионному обеспечению. Вопрос о создании ЕПС неоднократно поднимался и потом, но только начиная с 1992 года в некоторых субъектах Федерации в целях ликвидации многозвеньевой структуры управления пенсионным обеспечением функции по назначению (перерасчету) и выплате государственных пенсий стали передаваться из органов социальной защиты населения Пенсионному фонду России.
Объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор и аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение и перерасчет, выплата и доставка пенсий) осуществлено в Московской области на базе регионального отделения Пенсионного фонда России в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 06.07.1992 № 3209−1 «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» // «Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ» от 23.07.1992 г., № 29, ст. 1739 В мае 1993 года итоги этого эксперимента были одобрены Президиумом Верховного Совета Российской Федерации, после чего создание единой пенсионной системы стало одним из направлений деятельности органов пенсионной системы.
Пенсионный фонд строит свои отношения с субъектами Федерации на добровольной основе, причем инициатива создания единых пенсионных служб исходит от глав администраций субъектов Российской Федерации. Передача функций по назначению и выплате пенсий Пенсионным фондом осуществляется путем заключения соответствующих соглашений между администрацией субъекта Российской Федерации и Пенсионным фондом России.
Организационная структура единой пенсионной службы представлена на районном уровне управлениями (пенсионными отделами) Пенсионного фонда России, причем все эти структуры являются юридическими лицами.
Соединение функций сбора и аккумуляции страховых взносов с назначением и перерасчетом пенсии в одной организационной структуре позволило в регионах, работающих в условиях единой пенсионной службы, упростить схему финансирования выплаты пенсий, ликвидировать лишние звенья в процессе движения средств от плательщиков страховых взносов к пенсионерам, сократить срок прохождения денежных средств, исключить случаи нецелевого использования средств в системе, так как они направляются только на выплату государственных пенсий.
В условиях единой пенсионной службы исключены случаи искусственного завышения пенсионными службами заявок на выделение и право расходования средств. Соединение функций по пенсионному обеспечению в одной организационной структуре наряду с общим усилением контроля за расходованием пенсионных средств позволило создать эффективную систему предупредительного контроля. Такой контроль осуществляется при приеме документов, представленных для назначения (перерасчета) пенсий. Причем возможность обращения одновременно к информационной базе плательщиков страховых взносов и к базе данных персонифицированного учета обеспечивает неразрывную связь пенсионных решений с уплатой страховых взносов. Соловьев А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России: Монография. — М.: Издательство «Финансы и статистика», 2012
Каждая справка о заработке (стаже), поступившая в пенсионную службу, проверяется не только на наличие данного плательщика страховых взносов в базе данных Пенсионного фонда России, но и на соответствие сведений, содержащихся в справке, информации об уплате страховых взносов, что невозможно сделать при другом способе организации работы, когда пенсионные службы и органы Пенсионного фонда разъединены.
Все существующие в настоящее время региональные отделения единой пенсионной службы были созданы на базе территориальных отделений Пенсионного фонда России путем добровольной передаче субъектами Федерации своих функций по назначению, перерасчету и выплате государственных пенсий соответствующим отделениям.
Работа отделений Пенсионного фонда России в условиях единой пенсионной службы особенно эффективна при реализации ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «СЗ РФ» 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401, так как к правовой оценке документов, содержащих сведения о стаже, привлекаются работники пенсионных служб.
С введением персонифицированного учета стало выявляться больше зарегистрированных плательщиков и, как следствие, расширилась база для начисления страховых взносов.
Объединение баз данных по поступлению страховых взносов и расходованию средств дало возможность ежедневно формировать баланс по доходам и расходам.
Создание единой пенсионной службы осуществляется в рамках Программы пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 № 463 (с изм. и доп. от 17.09.1999) «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» и скорректированной согласно уточненной Программе пенсионной реформы. Программа пенсионной реформы одобрена Правительством Российской Федерации 17.04.2001
Объективной предпосылкой продолжения работы по формированию единой пенсионной службы является принятие ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (с изм. и доп. от 01.12.2014 г) «Об основах обязательного социального страхования» // «Российская газета», № 139, 21.07.1999, в соответствии с которым обязанность по своевременной выплате страхового обеспечения возлагается на страховщика, чьи функции в области пенсионного страхования фактически осуществляет Пенсионный фонд России.
Наиболее активно работа по созданию единой пенсионной службы в системе Пенсионного фонда России осуществляется после выхода Указа Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // «СЗ РФ», 02.10.2000, № 40, ст. 3936, в результате которой за короткий период 2001 года в системе было создано дополнительно около 60 региональных отделений единой пенсионной службы.
2.3 Негосударственные пенсионные фонды
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — некоммерческие финансовые организации, обеспечивающие финансовое содержание пенсионеров за счет их добровольных вложений. Они занимаются обязательным пенсионным страхованием и негосударственным (дополнительным) пенсионным обеспечением.
Негосударственные пенсионные фонды, осуществляя эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяют гражданам по достижении пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии.
Виды негосударственных пенсионных фондов:
1. Открытый пенсионный фонд — негосударственный пенсионный фонд, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы;
2. Корпоративный пенсионный фонд — негосударственный пенсионный фонд, основателем которого является юридическое лицо — работодатель или несколько юридических лиц — работодателей и к которому могут присоединяться работодатели — плательщики. Участниками этого фонда могут быть исключительно физические лица, которые находятся (находились) в трудовых отношениях с работодателями — основателями и работодателями — плательщиками этого фонда;
3. Профессиональный пенсионный фонд — негосударственный пенсионный фонд, основателем (основателями) которого могут быть объединения юридических лиц — работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы (объединения профессиональных союзов), или физические лица, связанные по роду деятельности (занятий). Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в Уставе фонда. Кучмий И. В. Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования, контроль и защита пенсионных прав застрахованных лиц// «Пенсия» № 5, 2012
Принципы работы фондов.
Пенсионные активы, которые накапливаются в пенсионном фонде, управляющая компания вкладывает в различные виды ценных бумаг с целью получения прибыли. Инвестиционная прибыль распределяется между участниками пенсионного фонда пропорционально суммам, отображенным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату совершения распределения, которое происходит не реже одного раза в месяц.
Участие в каком-либо пенсионном фонде является добровольным, при этом физическое лицо может быть участником одного или нескольких пенсионных фондов. В то же время, если в открытом пенсионном фонде участники могут быть плательщиками в свою пользу, то в корпоративном и профессиональном фондах они могут быть участниками только при условии вступления их работодателя в фонд (корпоративный фонд) или принадлежности к определенной профессии (профессиональный фонд).
Участник негосударственного пенсионного фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или больше определенного Законом на 10 лет. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии из НПФ возможна при условии признания участника фонда инвалидом, медицински подтвержденного критического состояния здоровья, выезда участника фонда на постоянное местожительство за границу или смерти участника фонда.
В целях соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, а также защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет ФСФР России.
Полномочия ФСФР России в области государственного регулирования деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзора и контроля за указанной деятельностью определены Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014 г) «О негосударственных пенсионных фондах» // «СЗ РФ», N 19, 11.05.1998, ст. 2071, постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 (с изм. и доп. 18.09.2014 г) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» // «СЗ РФ», 10.11.2003 г., № 45, ст. 4388, Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (с изм. и доп. от 26.08.2013) «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // «Российская газета» № 192, 31.08.2011 г.
Вопросы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов отнесены к компетенции Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями и Управления информации и мониторинга финансового рынка.
Права и обязанности вкладчиков и участников, а также застрахованных лиц негосударственного пенсионного фонда определяются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014 г) «О негосударственных пенсионных фондах» // «СЗ РФ», N 19, 11.05.1998, ст. 2071, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными правилами фонда и договором негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионным договором).
В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Ст. 36−21 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014 г) «О негосударственных пенсионных фондах» // «СЗ РФ», N 19, 11.05.1998, ст. 2071 в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера накопительной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются правопреемникам, указанным в соответствующем заявлении застрахованного лица, поданном в фонд. В заявлении также устанавливается, в каких долях следует распределить указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
По заявлению правопреемника, пропустившего срок, он может быть восстановлен в судебном порядке. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат, порядок расчета сумм таких выплат установлены постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии» Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 710 (с изм. и доп. от 04.02.2015) «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии»
Обязанности фонда в отношении вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014 г) «О негосударственных пенсионных фондах» // «СЗ РФ», N 19, 11.05.1998, ст. 2071, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными и страховыми правилами фонда, пенсионным договором и договором об обязательном пенсионном страховании.
ФСФР России в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (с изм. и доп. от 24.11.2014 г) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 70−71, 11.05.2006, Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (с изм. и доп. от 26.08.2013) «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // «Российская газета» № 192, 31.08.2011 г. организует личный прием граждан (вкладчиков, участников, застрахованных лиц фонда и их правопреемников), обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке в качестве адресата указывает Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР России), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» ст. 7 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014 г) «О негосударственных пенсионных фондах» // «СЗ РФ», N 19, 11.05.1998, ст. 2071 негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Заключение
В настоящее время продолжает существовать проблема дефицита денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий.
Несмотря на принятие нового пенсионного и налогового законодательств, нормы которых предусматривают ответственность налогоплательщика (по налоговому законодательству) и страхователя, застрахованных лиц, а также страховщика (по пенсионному законодательству), в стране не все организации уплачивают обязательные платежи в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды.
Мне кажется, что существует необходимость внесения изменения в действующее пенсионное и налоговое законодательство, то есть изменений, связанных с возвратом Пенсионному фонду Российской Федерации функции по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, считаю необходимым в этих целях открытие Пенсионным фондом своих расчетных счетов, а также возможность безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов недобросовестных страхователей, по результатам документальных и камеральных проверок.
Также существует проблема со сбором и проверкой достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, необходимых для внесения и изменения информации на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, для последующего назначения и перерасчета пенсии.
В связи с наделением Пенсионного фонда совершенно новыми для него функциями — назначения, выплаты и доставки пенсий — одной из важнейших задач является переквалифицирование кадров самого Пенсионного фонда.
Для этого уже сейчас проводятся совещания-семинары с работниками органов социальной защиты населения, органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства труда и социального развития Российской Федерации по обмену опытом и решению вопросов, возникающих при реализации нового пенсионного законодательства.
пенсионный страхование трудовой стаж
Библиография
1. Конституция Российской Федерации. (с изм. и доп. от 21.07.2014) — М.: Издательство «Юридическая литература» .
2. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (с изм. и доп. от 04.11.2014) //" СЗ РФ" 01.04.1996 г, № 14
3. Федеральный закон от 05.05.1997 № 77 «О внесение изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28.11.2010)// Правовая система «Гарант» .
4. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп. от 27.12.2014)// «СЗ РФ», N 19, 11.05.1998, ст. 2071
5. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп. от 20.11.2012)// «СЗ РФ», 02.10.2000, № 40, ст. 3936
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10.01.2013)// В сборнике: «Пенсионная реформа в Российской Федерации» .
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.01.2010)// «Российская газета» № 192, 31.08.2011 г.
8. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // «СЗ РФ», 02.10.2000, № 40, ст. 3936
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 № 463 (с изм. и доп. от 17.09.1999) «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации»
10. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122−1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (с изм. и доп. от 5 августа 2000 г) // «СЗ РФ» от 02.01.1992 г., № 48, ст. 3136
11. Положение «О пенсионном фонде Российской Федерации (России)» от 27.12.1991 г. № 2122−1 (в с изм. и доп. ФЗ от 05.05.1997 г. № 77-ФЗ) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.01.1992, № 5, ст. 180
12. Аникеева Л. В. «Экономическая основа трудовых пенсий» // «Пенсия» № 3, 2011.
13. Афанасьев С. А., Белякин В. Г., Кукушкина И. В. «Реформа системы пенсии по старости в связи с особыми условиями труда» //-М.: «ТОО Ариэль», 2011.
14. Галич Г. Е. «Развитие технологии персонифицированного учета» // -М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2013
15. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2011.
16. Кучмий И. В. «Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования, контроль и защита пенсионных прав застрахованных лиц» // -М: ОЛМА Медиа Групп, 2012
17. Люблин Ю. З., Афанасьев С. А. «Пенсионная реформа — часть модернизации экономики» // «Пенсия» № 10, 2011.
18. Микласиевич А. В. «Реализованные технологии персонифицированного учета и законодательная база» // «Мир книги», 2010
19. Полонский Ю. «Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами: Комментарий.» // - М.: Издательство «Ось-89», 2011.
20. Роик В. Д. «Пенсионная реформа: дорогу осилит идущий» // «Художественная литература», 2010.
21. Скворцов А. Д. «Эффективность деятельности единой пенсионной службы» // «Синус», 2011
22. Соловьев А. А. «Оформление пенсий: Методические указания». — М.: Издательство «Приор», 2011.
23. Соловьев А. К. «Финансовая система государственного пенсионного страхования в России: Монография.» // - М.: Издательство «Финансы и статистика», 2012.