Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование операций с наличной валютой

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое юридическое лицо (в том числе и кредитная организация) должно иметь кассу, а для учета поступления и выдачи наличных денег — вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами производится по приходным кассовым ордерам типовой формы, а выдача — по расходным кассовым ордерам также типовой формы либо надлежащим образом оформленным другим… Читать ещё >

Правовое регулирование операций с наличной валютой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Правовое регулирование операций с наличной валютой
  • Заключение
  • Список литературы

К операциям с наличной валютой, прежде всего, следует отнести некоторые расчетные операции. Расчеты могут осуществляться двумя способами.

Во-первых, путем перечисления денежных средств с одного счета на другой в кредитных организациях, что составляет суть безналичных расчетов.

Во-вторых, путем передачи наличных денег (банкнот и монет) в виде личного вручения гражданину или внесения в кассу юридического лица, что является расчетами наличными деньгами.

Кроме этого, для физических лиц существует возможность внесения наличных денег в кредитную организацию без открытия в ней банковского счета для перечисления (зачисления) этих денег на банковский счет получателя (т.е. осуществлять банковские переводы).

Помимо собственно расчетов к вопросам организации наличного денежного обращения в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» относятся такие вопросы, как определение порядка ведения кассовых операций (работы с денежной наличностью), а также порядка осуществления инкассации (приема, доставки и сдачи в кредитную организацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов). Грачёва Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право. — М.: ТЕИС, 2012.

1. Правовое регулирование операций с наличной валютой

В соответствии с п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

А вот применительно к юридическим лицам п. 2 этой статьи допускает введение ограничений.

На основании ст. 4 и 29 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России установил следующие ограничения для расчетов наличными между юридическими лицами:

1) по размеру — в виде предельного размера расчетов по одному договору в сумме 60 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке», Совместное письмо Банка России (от 2 июля 2002 г. N 85-Т) и Министерства РФ по налогам и сборам (от 1 июля 2002 г. N 24−2-02/252) «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами»).

2) по порядку расчетов — в виде обязательности внесения наличных средств в кассу юридического лица — получателя, а не в обслуживающий его банк для зачисления на банковский счет (п. 6 Указания ЦБ РФ от 12 ноября 1996 г. N 360 «О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения»).

Применительно к последнему ограничению следует учитывать, что правовое регулирование расчетов на подзаконном уровне осуществляется Банком России, который в данном виде деятельности независим и подчиняется только закону.

В соответствии со ст. ст. 4, 29 и 80 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России осуществляет такие функции, как организация обращения наличных денег и установление правил расчетов. Эриашвили Н. Д. Финансовое право. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Что касается граждан-предпринимателей, то, хотя п. 2 ст. 861 ГК РФ и предусматривает возможность введения подобных ограничений, Банк России таких ограничений не устанавливает.

Пункт 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ о коммерческих организациях, в данном случае неприменим, поскольку относительно расчетов наличными речь идет не о нормах ГК РФ, а о публично-правовом регулировании, осуществляемом Банком России.

В отличие от юридических лиц физические лица могут осуществлять переводы денежных средств через банки без открытия в них банковских счетов, т. е. банки вправе принимать от них наличные деньги для зачисления (перечисления) на счет получателя (п. 9 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Осуществление расчетов, таким образом, является одной из особенностей расчетов с участием физических лиц и признается специальной банковской операцией, на которую распространяются правила о расчетах платежными поручениями (п. 2 ст. 863 ГК РФ).

Поэтому эта расчетная операция относится к безналичным расчетам (Письмо ЦБ РФ от 4 января 2003 г. N 17−44/1 «О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов»).

При расчетах физических лиц через банки без открытия банковских счетов банк, проводящий такие операции, должен утвердить порядок их осуществления, включающий в себя порядок оплаты его услуг. Данный порядок должен быть доступен для ознакомления физическим лицам — клиентам банка. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2012.

Уплату налогов и сборов наличными деньгами, т. е. в кассу уполномоченного органа или через организацию почтовой связи, по действующему Налоговому кодексу РФ физические лица могут производить только при отсутствии в данной местности банка (п. 3 ст. 58). Однако применительно к конкретным региональным и местным налогам и сборам существует возможность закрепления такого правила соответственно в законах субъектов РФ или в нормативно-правовых актах представительных органов местного самоуправления (п. 4 ст. 58).

Правовое регулирование порядка ведения кассовых операций также осуществляется Банком России.

В отношении юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, действуют Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40, и Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации», а в отношении кредитных организаций — Положение ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. N 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» .

Основные правила ведения кассовых операций заключаются в следующем.

Все юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства на банковских счетах в кредитных организациях (п. 1 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40, п. 2.1 Положения ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации». Тосунян Г. А., Емелин А. В. Валютное право Российской Федерации. — М.: Дело, 2012.

Законность данных пунктов подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 26 февраля 2004 г. N ГКПИ 04−163.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое юридическое лицо (в том числе и кредитная организация) должно иметь кассу, а для учета поступления и выдачи наличных денег — вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами производится по приходным кассовым ордерам типовой формы, а выдача — по расходным кассовым ордерам также типовой формы либо надлежащим образом оформленным другим документам. В частности, оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

Каждое юридическое лицо может иметь в своей кассе наличные деньги только в пределах лимита, установленного обслуживающей его кредитной организацией по согласованию с руководством этого юридического лица (для кредитных организаций такой лимит устанавливается Банком России).

Лимит остатка наличных денег в кассе, а также сроки сдачи наличных денег в кредитную организацию устанавливаются ежегодно на основании расчета по установленной форме, представляемого юридическим лицом в кредитную организацию (Приложение 1 к Положению ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации»).

При наличии у юридического лица нескольких счетов в различных кредитных организациях оно обращается в одну из них по своему выбору.

По юридическим лицам, не представившим расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одну из обслуживающих их кредитных организаций, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в кредитную организацию наличность — сверхлимитной.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по мотивированному ходатайству юридического лица.

Юридическим лицам, не имеющим задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с обслуживающими их банками расходовать поступающую в их кассы денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, а также принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

В частности, такими целями являются выдача заработной платы и выплаты социального характера, закупка сельскохозяйственной продукции у населения, оплата командировочных расходов и т. п. (п. 3 Указания ЦБ РФ от 12 ноября 1996 г. N 360 «О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»).

Получение наличных денег может производиться и с использованием банковских карт (п. п. 2.3 и 2.5 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»).

Осуществление приема и выдачи наличных денег кредитными организациями в качестве предоставления услуг своим клиентам называется кассовым обслуживанием.

Осуществление кассового обслуживания является банковской операцией (п. 5 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), в рамках которой совершаются расчетные сделки.

В результате совершения этих сделок осуществляются исполнение публично-правовых обязанностей организаций по хранению средств в кредитных организациях и гражданско-правовых обязанностей кредитных организаций по обслуживанию этих организаций, а также трансформация вещных прав в обязательственные и наоборот.

Инкассация также является банковской операцией. Данные операции могут осуществлять банки и расчетные небанковские кредитные организации (Приложения 6 — 7, 9 и 18 к Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»), а также небанковские кредитные организации инкассации, зарегистрированные и получившие лицензию до 2 марта 2004 г. (с этой даты утратили силу Указания ЦБ РФ от 1 июня 1998 г. N 244-У «О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности»). Карасёва М. В. Финансовое право. — М.: Юристъ, 2014.

Заключение

наличный валюта законодательство лицензия

Валютное регулирование — это деятельность органов государственной власти, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. Органами валютного регулирования являются Центральный Банк и Правительство, которые в пределах компетенции издают акты органов валютного регулирования. Центральный Банк имеет право устанавливать единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а так же готовить и опубликовывать статистическую информацию по валютным операциям. Кроме того, Центральный Банк и Правительство осуществляют все виды валютных операций без ограничений.

Основные направления валютного регулирования: проведение валютного контроля; управление официальными валютными резервами; участие в международных кредитных, валютных организациях; определение политики и валютного курса и интервенций; издание нормативно-правовых актов.

Методы валютного регулирования могут быть прямыми — когда валютное регулирование осуществляется путем издания соответствующими органами нормативно-правовых актов и совершения ими иных административных действий, и косвенными — когда используются экономические рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка

Валютный контроль — это контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства, один из видов финансового контроля при проведении валютных операций. Савин А. Ю. Финансовое право. — М.: Финстатинформ, 2014.

Направления валютного контроля: определение соответствия проводимых операция действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и учета по валютным операциям; проверка выполнения резидентами обязательства в иностранной валюте.

Субъекты валютного контроля делятся на три категории — это Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. Правительство обеспечивает координацию деятельности в сфере валютного контроля. К органам валютного контроля относятся: Центральный Банк РФ, осуществляющий валютный контроль за операциями кредитных организаций и биржами; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного контроля и регулирования, а так же за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; Федеральная налоговая служба, осуществляемая контроль и надзор за валютными операциям между резидентами и не резидентами, не являющимися кредитными организациями. К агентам валютного контроля относятся подразделения органов валютного контроля: таможенные органы, которые осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связаннее с перемещением товаров через таможенную границу; налоговые органы; территориальные подразделения Росфиннадзора.

Валютный режим — это совокупность правил регулирующих использование иностранной валюты и валютных ценностей внутри страны, их ввоз и вывоз за пределы государства. Виды режима: государственная валютная монополия, когда государство разрешает осуществлять валютные платежи, но регулирует их; режим валютного регулирования и контроля (РФ); режим свободного конвертирования валюты. Химичева Н. И. Финансовое право. — М.: Юристъ, 2013.

1. Химичева Н. И. Финансовое право. — М.: Юристъ, 2013.

2. Савин А. Ю. Финансовое право. — М.: Финстатинформ, 2014.

3. Грачёва Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право. — М.: ТЕИС, 2012.

4. Карасёва М. В. Финансовое право. — М.: Юристъ, 2012.

5. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2012.

6. Тосунян Г. А., Емелин А. В. Валютное право Российской Федерации. — М.: Дело, 2012.

7. Эриашвили Н. Д. Финансовое право. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой