Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовая институционализация местного самоуправления в структуре гражданского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнение России с практикой местного самоуправления на Западе, относительно Великобритании, США, Германии, Франции, показывает, по нашим наблюдениям, относительную незрелость местного самоуправления как правового института гражданского общества в Российской Федерации. Обобщая сказанное выше, выделим те стороны местного самоуправления на Западе, которые недостаточно развиты в нашей стране. Это… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОПЫТ ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
    • 1. Становление идеи институционализированного самоуправления в истории правовой мысли
    • 2. Опыт правовой институционализации самоуправления местных сообществ в Российской империи
    • 3. Развитие гражданского общества и трансформация правовых основ его самоуправления на местном уровне (XX — нач. XXI вв.)
  • ГЛАВА II.
  • ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ И В РОССИИ
    • 1. Правовые основы и особенности практики местного самоуправления в странах англосаксонской правовой семьи
    • 2. Институциональные формы местного самоуправления в странах романогерманской правовой семьи: опыт теоретического анализа
    • 3. Нормативные основы местного самоуправления в системе взаимодействия гражданского общества и государства в России

Правовая институционализация местного самоуправления в структуре гражданского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Форма, структура и возможный уровень развития местного самоуправления определяются мерой зрелости личности, общества и государства в их взаимном отношении. Проблемы формирования местного самоуправления и определения стоящих перед ним задач в значительной степени зависят от того, насколько развиты гражданские качества личности, прямо или косвенно участвующей в деятельности по самоуправлению территориального образования, и не в меньшей степени от того, каков уровень ее правовой культуры и правосознания. Не менее важно и то, как местное самоуправление соотносится с общественными и государственными институтами, какое место занимает среди них. В настоящее время возникла необходимость рассмотрения специфики и структуры местного самоуправления как элемента гражданского общества, понимания его природы и границ взаимодействия с государством, которые еще не стали предметом систематического анализа.

Анализ теоретических основ местного самоуправления приобретает особую актуальность в связи с дальнейшим развитием его законодательной базы. Об этом говорится в Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию 2008 года: «Напомню, что 1 января 2009 года заканчивается переходный период, установленный для введения в действие всех положений Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Но совершенствование этого законодательства будет продолжаться» 1.

Очевидно, что традиции местного самоуправления старше традиций государственности. Они в той же мере, если не в большей, являются источником правовых отношений, социальным пространством генезиса права, что делает традиции местного самоуправления интересным, может быть, не.

1 www.kremlin.ru сколько недооцененным в этом плане объектом именно теоретико-правового и историко-правового исследования. Сегодня это особенно актуально, когда в условиях глобализации радикально меняется ткань правовых отношений и область поиска новых форм, моделей, смыслов правоотношений начинает постепенно смещаться из сферы государственности в сферу регионального самоуправления.

Определяющий содержание современного этапа развития гражданского общества процесс его дальнейшей институционализации формирует новую для России модель отношения общества и государства. Далеко не все аспекты этих отношений получили свое теоретическое осмысление с позиций современных социальных наук, в том числе и функция местного самоуправления как формы правовой институционализации отношений гражданского общества. Особенности реализации этой функции, ее предпосылки и результаты определяются характером социальных отношений, историческими традициями того или иного государства, его принадлежности к конкретной правовой группе. Но несомненным является положение о том, что существуют общие тенденции в становлении и развитии современных сложных социальных систем, включая государство и институты гражданского общества. Выявление действия этих тенденций в условиях различных социокультурных и экономических образований позволяет понять социальную сущность правовых явлений.

Развитие и институционализация гражданского общества, изучение роли права в этих процессах порождают необходимость решения целого ряда мировоззренческих, методологических, социальных и политических проблем, обусловливающих необходимость их серьезной научной, в том числе и теоретико-правовой, проработки. Об актуальности проблемы политико-правового анализа местного самоуправления говорит и тот факт, что его роль в современном обществе и государства становится объектом многих научных дискуссий во всем мире, особенно в связи с поиском рядом стран путей развития и модернизации. Необходимо выявить и возможности искусственной правовой институционализации гражданского общества, то есть рационально разработанных параметров новых социальных образований, что невозможно без обобщения и сравнительно-правового анализа зарубежного и российского практического опыта правового регулирования общественных процессов и опыта его теоретического осмысления.

Степень разработанности темы. Помимо научной актуальности проблемы состояние историографии вопроса также сказалось на выборе темы исследования.

В дореволюционной отечественной юридической науке конца XIX — начала XX веков зародилось научное направление, ставившее своей основной задачей изучение городского самоуправления как правового феномена различных исторических эпох. Однако многие работы современников являлись лишь накоплением и обобщением фактов по деятельности различных структур местных общественных, городских и земских форм самоуправления.

Особую группу составляют труды русских и зарубежных государст-воведов XIX — начала XX вв., исследовавших политико-правовую природу местного самоуправления. Следует особо выделить работы Н. Н. Алексеева,.

A.Васильчикова, Л. А. Велихова, Р. Гнейста, А. Д. Градовского, П. П. Гронского, Г. Еллинека, А. А. Кизеветтера, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, О. Лабанда, Э. Мейера, Б. Э. Нольде, М. И. Свешникова, Д. Д. Семенова, А. Токвилля, Б. Н. Чичерина, Г. И. Шрейдера, Л. Штайна и др.

Большое внимание общетеоретическим основам местного самоуправления как института гражданского общества в его взаимодействии с федеративным государством уделяется в трудах современных ученых-юристов: С. А. Авакьяна, А. А. Акмаловой, М. В. Баглая, П. П. Баранова, Л. Ф. Болтенковой,.

B.Н.Бутылина, С. В. Вавилова, С. Д. Валентея, Н. В. Витрука, В. Г. Вишнякова, А. М. Величко, С. М. Габиевой, Б. Н. Габричидзе, Г. С. Гаджиева, М. В. Глигич.

Золотаревой, И. В. Гончарова, В. Д. Горобца, В. В. Гошуляка, О. Н. Громовой, Л. Ю. Грудцыной, Н. М. Добрынина, А. М. Дроздовой, Р. В. Енгибаряна, Д. Л. Златопольского, В. Т. Кабышева, Л. М. Карапетяна, А. Д. Керимова, Е. М. Ковешникова, Е. В. Колесникова, Н. М. Колосова, С. А. Комарова,.

A.А.Кондрашова, С. В. Королева, В. А. Кряжкова, Е. А. Кремянской, Б. С. Крылова, В. Н. Кудрявцева, К. Т. Курашвили, О. Е. Кутафина, И. В. Левакина,.

B.В.Лазарева. Ю. И. Лейбо, И. В. Лексина, А. М. Лимонова, О. В. Лукъяновской,.

B.О.Лучина, И. И. Мелехиной, А. В. Мицкевича, В. С. Мокрого, Р. С. Мулукаева,.

C.В.Нарутто, С. И. Некрасова, А. С. Пиголкина, И. А. Полянского, М. Б. Ревновой, В. Н. Севумяна, С. Л. Сергевнина, В. Н. Синюкова, М. В. Сироткина, А. Н. Соколова, О. В. Соловьевой, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Э. В. Тадевосяна, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова, И. А. Умновой (Конюховой), Т. Я. Хабриевой, Р. С. Хакимова, В. А. Черепанова, В. Е. Чиркина, О. ИЛистякова, Е. Н. Щендригина, Ю. Л. Шульженко, А. И. Экимова, Л. М. Энтина, Ю. Ф. Ярова и др.

Вопросы правовой институционализации специально рассматривали такие авторы, как С. В. Бондарев, И. А. Иванникова, А. М. Капустин, А. А. Кононов, С. И. Тиводар, Р. М. Шарафутдинов, И. Д. Хутинаев и др.

Вместе с тем остается малоизученным целый ряд вопросов теоретико-правового характера, связанных с исследованием особенностей правового обеспечения роли местного самоуправления в институционализации отношений гражданского общества и правового государства, в том числе с учетом их особенностей в странах Запада и в Российской Федерации.

Объектом исследования являются теоретико-правовые аспекты социальных процессов, институционализируемых в формах местного самоуправления, система социально-правовых отношений, возникающих в процессе развития гражданского общества, процессы формирования нормативных основ местного самоуправления в истории России и иностранных государств.

Предметом исследования является правовая институционализация местного самоуправления в структуре гражданского общества.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа зарубежного и российского законодательства, политико-правовых идей видных юристов, а также опыта реформ систем местного управления и самоуправления комплексно исследовать общетеоретические основы институционализации местного самоуправления как элемента гражданского общества.

Реализация цели диссертационного исследования обусловила постановку и решение следующих основных задач: исследовать историко-правовые и философско-правовые предпосылки формирования идеи местного самоуправления в западно-европейской политико-правовой мыслис учетом особенностей развития гражданского общества и государства в современном мире определить основные тенденции развития теоретико-правовых основ формирования и развития местного самоуправленияохарактеризовать основные этапы эволюции системы местного самоуправления в России в XIX — XXI вв. и развитие теоретико-правовых идей о роли местного самоуправления в институционализации гражданского общества Россиивыявить возможности актуализации опыта местного самоуправления стран Запада в Российской Федерации, с учетом особенностей эволюции гражданского общества в нашей странена основе анализа практического и теоретического опыта уточнить теоретико-правовое содержание понятия правовой институционализации.

Методологическую основу диссертации составили общеправовые и конкретно-научные методы изучения политико-правовых и социальных явлений, рассматриваемых в процессе их исторического развития: историко-правовой, нормативно-логический, структурно-функциональный, метод сравнительного правоведения и др. Анализ теоретических основ местного самоуправления, раскрытие элементов и установление взаимосвязей проводились с помощью специальных методов, в первую очередь, сравнительно-правового и нормативно-логического методов. Особое значение для исследования имеют принцип историзма, принципы связи исторического и логического, эмпирического и рационального. В основу методологии исследования было положено укоренившееся в отечественной теории познания положение о практике как основном критерии истинности теоретических понятий и суждений.

Теоретическую основу диссертации составили положения и выводы, сформулированные в российской и зарубежной государственно-правовой и историко-правовой науке, а также ряд научных трудов отечественных правоведов. Специфика темы исследования обусловила привлечение материала по общей теории права и государства, истории муниципального права, а также некоторых материалов по теории и истории местного самоуправления. Правовые основы взаимоотношения между органами местного самоуправления и государственной власти определялись при помощи теоретического анализа правовых актов, закрепляющих их правовой статус и практики их функционирования.

Научная новизна. Работа стала первым сравнительно-правовым исследованием теоретико-правовых основ институционализации местного самоуправления в гражданском обществе стран Запада и в России, с учетом результатов сравнительно-правового анализа особенностей формирования и совершенствования правовой базы местного самоуправления, а также нормативно-правовых основ взаимодействия с органами государственного управления в центре и на местах. Научную новизну работы составляет введение в оборот зарубежных теоретико-правовых источников, результаты систематического исследования которых ранее не публиковались. Материалы этого исследования непосредственно сопряжены с анализом современной нормативной базы местного самоуправления в Российской Федерации. В свете полученных результатов рассмотрены теоретический и практический аспекты совершенствования системы взаимодействия гражданского общества и правового государствапоказана необходимость систематического использования опыта зарубежной правовой мысли в современном процессе правотворчества в России.

Элементы научной новизны имеются также в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В полисной демократии античности государственное управление и местное самоуправление выступали в единой, нерасчлененной форме. Поэтому общетеоретические умопостроения политико-правового характера Платона, Аристотеля, Демосфена и др. могут с полным правом рассматриваться и как исходная основа построения теорий государственного управления, и как первоначальная попытка теоретико-правового рассмотрения идеи местного самоуправления.

2. Закрепившаяся в XIX в. за учением Л. Штайна характеристика его как государственной концепции самоуправления не совсем точна. Рассматривая вопрос о функциях самоуправления, Л. Штайн различал функции, выражающие внутреннюю природу и потребности самоуправляемых общиних он называл естественными, или свободными, функциями. Функции, обусловленные связью общины с государством, он называл служебными, или государственными. Только последние делегируются государством. В пределах же местных границ и потребностей так называемые свободные функции выражают внутреннюю природу обществ общественного самоуправления. Поэтому местное самоуправление является эманацией государства только в пределах ограниченного и очень точно очерченного Л. Штайном круга функций. Но в основных своих функциях самоуправление выражает интересы и внутреннюю природу исторически сложившихся общин.

3. К началу XX столетия сложились две основные теоретические концепции местного самоуправления: общественная и государственная. Различия между ними, несмотря на острые дискуссии, по основным теоретическим основаниям не являлись принципиальными. Наоборот, наиболее глубокие теоретические исследования правовой природы местного самоуправления (Л.Штайн, Б. Н. Чичерин, Н. М. Коркунов и др.) содержали черты как той, так и другой концепции. Это было обусловлено генетическим единством двух форм институционализации общественной жизни (местное самоуправление и государство), очевидность которого показывает опыт античной полисной демократии. В современных условиях глобализации снова актуализируется институциональная природа местного самоуправления, корреспондирующая ее генетическому единству с государственностью. Возрастание роли самоорганизации местных сообществ требует поиска новых форм отношения к ним государства, которое должно видеть в местном самоуправлении качественно иную, но все же внутренне связанную с природой государства и государственной власти форму институционализации социальных процессов гражданского общества.

4. В сформировавшемся гражданском обществе основным институционализирующим элементом в отношении самоуправления местных сообществ становится право. Институционализирующее воздействие права на практически сложившиеся процессы самоуправления на местном уровне проявляется в том, что право легитимизирует выполнение властных функций органами самоуправления, закрепляет систему социальных ролей для участников сообществ, определяет формы взаимодействия с другими социальными институтами и органами государственного управления, устанавливает комплекс санкций для поддержания норм и правил функционирования системы местного самоуправления. По мере перехода от обычного к писаному праву как основы правовой институционализации местного самоуправления усиливаются тенденции к унификации нормативной базы самоуправления, действующей на территории государства.

5. В условиях глобализации и связанного с ней кризиса модели государственности эпохи Модерна местное самоуправления трактуется рядом ведущих ученых как одна из наиболее перспективных форм нормативного регулирования макросоциальных процессов гражданского общества (Ю.Хабермас, А. Макинтайр, М. Сэндел, Ч. Тейлор и др.). При этом предполагается, что сам институт местного самоуправления должен пройти определенную эволюцию. Прежде всего должны быть выработаны процедуры ин-ституционализации форм социального согласия на местном уровне, разработаны механизмы участия организованных сообществ в принятии властных решений, переосмыслен механизм распределения полномочий между государством и местным самоуправлением. Новое рождение переживает идея формирования под эгидой государства общенациональных ассоциаций местного самоуправления, наделенных определенными властными полномочиями. Аналогичная идея выдвигалась в начале XX в. в России либеральными правоведами, обосновавшими политически актуальную идею общероссийской земской организации.

6. С учетом опыта развития институтов гражданского общества в странах Запада возможными путями формирования единой организации органов местного самоуправления в России являются: создание координационного органа с равным представительством всех ассоциаций и обслуживанием данного координирующего органа одной из исполнительных структур существующих ассоциацийслияние ассоциаций с перспективой построения ее по территориальному принципу. Может быть использован опыт согласительных процедур и совместных программ, для чего требуется определить в системе органов государственной власти и управления структур, которым будет вменено в обязанность осуществлять подобные процедуры. Теоретически наиболее важной и с учетом динамики глобализационных процессов наиболее перспективной задачей будет научное осмысление принципов и возможных правовых основ взаимодействия общенациональной ассоциации местного самоуправления и государства.

7. Создание эффективной модели местного самоуправления предполагает осуществление децентрализации власти с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Только это сделает систему управления наиболее пригодной для обеспечения интересов населения на местах с учетом зарубежного опыта, создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических процессов.

8. Одним из принципов существования государства в условиях глобализации является интенсивная децентрализация, то есть передача части функций власти местным органам управления (Ж.Ведель). Степень децентрализации может быть различной: ограниченной или более широкой. При этом за местными сообществами закрепляются финансы (собственные средства и целенаправленные дотации из государственной казны). Характеристикой этих местных сообществ является прямое демократическое комплектование их совещательных учреждений, которые формируются и перед которыми ответственны их исполнительные органы. Наличие локальных органов самоуправления является одной из основных характеристик гражданского общества и необходимым признаком правового государства.

9. Исторический опыт российского земства и практика самоуправления в Западной Европе свидетельствуют о том, что местное сообщество должно развиваться, прежде всего, за счет собственных средств, а ресурсы вышестоящих бюджетов должны поступать лишь в связи с экстремальными обстоятельствами. При этом финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными, чтобы следовать за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции органов местного самоуправления.

10. Опыт, накопленный в странах Запада по вопросам организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, а также опыт разработки нормативно-правовой базы организации и деятельности местного самоуправления с учетом существующих традиций и новейших достижений юридической мысли, крайне важен для России, поскольку раскрывает механизмы как политического, так и управленческого согласования интересов и институционализации достигнутого национального согласия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные на основе дедуктивного анализа соответствующих положений теории права и государства рекомендации по совершенствованию работы органов городского самоуправления, государственных институтов, по совершенствованию законодательства могут найти практическое применение в нормо-творческой деятельности государственных органов, в процессе выработки государственно-правовой политики по развитию институтов гражданского общества.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Юридического института (Санкт-Петербург), а также в ряде выступлений на научных конференциях: Международной научной конференции «Этические основания гражданского общества» (Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный открытый институт России, 30 мая — 2 июня.

2007 г., Санкт-Петербург) — научно-практической конференции «Проблемы юридической науки» (Ставропольский государственный университет, 2 ноября 2007 г., Ставрополь) — Всероссийской научно-практической конференции «Современная система менеджмента: новации, проблемы, перспективы развития» (Национальный открытый институт России, 18 декабря -19 декабря.

2008 г., Санкт-Петербург), региональной научной конференции «Российская государственность в судьбах народов Северного Кавказа» (Пятигорский государственный лингвистический университет, 14−16 ноября 2008 г., Пятигорск) — V Международной научно-практической конференции «Оптимизация законодательного процесса: вопросы теории и практики» (Юридический институт, 25−28 июня 2009 г., Санкт-Петербург). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории государства и права Юридического института (Санкт-Петербург).

Объем и структура работы. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Ее структура определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование зрелого институционализированного гражданского общества требует постоянного развития правовых основ местного самоуправления. Общество, основанное на принципах самоуправления, нуждается в правовом опосредовании условий своего существования. В условия правового государства право выступает главным основанием институционализации самоуправления местных сообществ. Изменение социальных условий воспроизводства институциональных форм местного самоуправления требует постоянной корректировки правовой политики. Это становится особенно актуальным в наше время, когда все большее число правоведов, философов, политиков, социологов, историков права связывает перспективы институционализации социальных процессов глобализирующегося мира именно с развитием форм местного самоуправления.

Особенности институционализации местного самоуправления опосредованы целым комплексом факторов: общих и особенных, объективных и субъективных, исторически сложившихся и сформовавшихся в результате основательной концептуальной проработки. В итоге закладываются, развиваются и совершенствуются правовые основы местного самоуправления.

Как мы видели, в странах Западной Европы, США, Канаде, а также в Российской империи до революции и в значительной мере в современной России накоплен богатый и разнообразный опыт по организации местного самоуправления и его теоретического осмысления. Традиции самоуправления развивались в этих странах на протяжении веков в различных формах с соответствии с особенностями правовых семей (англосаксонской и романо-германской). В иностранных государствах многообразными формами территориального самоуправления охвачено подавляющее большинство населения. Изучение богатых традиций, накопленных этими странами, позволяет вывести типичные черты системы самоуправления в Европе: значительная экономическая самостоятельность, независимость от центра и государственных структур, создаваемая наличием собственности и денежных средствправовая обеспеченность деятельности органов самоуправленияих организационная самостоятельность по отношению к государственным структурам управлениявыполнение общественно-государственных функций с реальной властью на местахконтроль со стороны государственной и, прежде всего, судебной власти.

Совершенствование местного самоуправления в условиях современных мировых тенденций централизации и децентрализации государственной власти, как показали в своих исследованиях отечественные и зарубежные авторы, является результатом сложного взаимодействия тенденций унификации и специализации в развитии законодательства, общегосударственной политики к самодеятельности местного сообщества, разнообразных факторов объективного и субъективного, внутреннего и внешнего, организованною и стихийного характера. Изучение особенностей правового регулирования и организации местного самоуправления предусматривает восхождение от абстрактного к конкретному. В качестве научного инструмента можно принять определенное направление конкретизации, в результате которой возникает ряд соподчиненных абстракций. Каждой из них соответствует научное понятие, в котором отражается подход к разработке проблемы, уровень ее осмысления.

Институт местного самоуправления в России в XX столетии прошел сложный путь развития: от классических для романо-германской правовой семьи институциональных основ сельского, земского, городского самоуправления — через систему советов, соответствующую принципам социалистического права, составлявшего самостоятельную правовую семью — к современным, еще во многом находящимся в процессе становления институтов местного самоуправления.

Итак, как мы убедились, местное самоуправление имеет глубокие исторические традиции, выступая как форма местного управления, форма самоорганизации гражданского общества, опирающаяся на нормы права, позволяющие реализовывать свою власть на местном уровне. Местное самоуправление совершенствовалось по мере развития общества. Оно не было навязано обществу государством. Последнее лишь давало форму правовой институционализации исторически сложившимся традициям самоуправления, хотя при этом во многом определяло и стимулировало их развитие. Значительный опыт здесь дают великие реформы второй половины XIX века в России и опыт их теоретического обоснования в трудах Б. Н. Чичерина, Н. М. Коркунова, В. Н. Лешкова, Н. И Лазаревского и др., опиравшихся при этом во многом на труды западных теоретиков, прежде всего — Л.Штайна.

Теоретический потенциал работ Л. Штайна о местном самоуправлении, значимый для дореволюционных правоведов, сохраняет относительную актуальность для наших дней. Прежде всего, это относится к его учению о юридической природе самоуправления, основанному на трактовке его функций. Соотношение этих функций базируется у Л. Штайна на синтезе трех правовых понятий: понятия юридического лица, которым должно быть местное самоуправленияего автономиигосударственного надзора. Значение последнего Л. Штайн видел в сохранении единства государства и общества как целого. Поскольку в XIX в. в Западной Европе местное самоуправление в современном смысле этого слова еще только находилось в состоянии становления, о чем авторитетно свидетельствует и сам Л. Штайн, постольку его правовая институционализация рассматривалась как новая научная идея, во многом эксплицирующая гегелевский ход мысли.

В целом историко-правовые вопросы взаимодействия теории и практики в процессе развития местного самоуправления были рассмотрены в первой главе диссертации.

Сравнение России с практикой местного самоуправления на Западе, относительно Великобритании, США, Германии, Франции, показывает, по нашим наблюдениям, относительную незрелость местного самоуправления как правового института гражданского общества в Российской Федерации. Обобщая сказанное выше, выделим те стороны местного самоуправления на Западе, которые недостаточно развиты в нашей стране. Это высокий профессионализм менеджеров, управляющих локальными сообществами и относительно независимых от воли избираемых должностных лицвысокоин-ституционализированная, имеющая развитую правовую базу система взаимодействия административных и политических структур в местном управле- -ниизначительное развитие структур общественного контроля, в том числе и специализированныхчеткое и последовательное разделение ветвей власти на уровне местного самоуправления. Стоит отметить также все более активные попытки воплотить на практике (особенно в Германии) идей коммуни-таристов о систематическом взаимодействии традиционных структур местного самоуправления и институтов корпоративного самоуправления. Попутно стоит заметить, что эти идеи во многом восходят к концепции местного самоуправления Л.Штайна.

Сравнительно-правовой анализ опыта самоуправления в странах Запада и России, осуществленный во второй главе, выявляет существующее многообразие в том, что относится к количественному составу местного сообщества, охваченного формами институционализированного самоуправления, к срокам полномочий, формам и методам работы его органов, а также к самому принципу выборности. Вместе с тем то, что объединяет это многообразие (а значит и позволяет осуществить теоретический анализ, выявляющий общие закономерности и тенденции развития) видов местного самоуправления, — это, в первую очередь, правовая форма их институционализации. Именно право, его нормативная природа, его всеобщий и универсальный характер, позволяет на практике выявлять и сочетать общее и особенное в жизни местных сообществ, находить оптимальные формы соотношения собственных полномочий органов местного самоуправления и полномочий, переданных государством.

Сегодня формирование местного самоуправления в России является одной из осуществляемых в стране государственно-правовых приоритетных задач устойчивого развития страны. Это длительный и сложный процесс, требующий преодоления целого комплекса трудностей становления. Здесь не обойтись без учета опыта стран развитой демократии и дальнейшего углубленного исследования истории местного самоуправления в самой России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1994.
  2. Европейская Хартия местного самоуправления // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.06.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 19.07.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3642.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5733.
  5. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ (ред. от 14.07.2008 г.) // СЗ РФ. 2008. № 29 (ч. 1). Ст. 3418.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009 г.) //СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3582.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009 г.) //СЗ РФ. 2009. № 29." Ст. 3582.
  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-Ф3 (ред. .от 28 06.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3126.
  9. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. 23.11.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5711.
  10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 17.07.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3601.
  11. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2009 г.) //СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5755.
  12. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 17.07.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3601.
  13. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007 г.) // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1147.
  14. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 18.07.2009 г.) //СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3642.
  15. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1576.
  16. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 28 11.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5733.
  17. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 17.07.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3611.
  18. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6079.
  19. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 (ред. от 23.07.2008 г.) // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.
  20. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 10.05.2007 г.) // СЗ РФ. 2007. № 21. Ст. 2455.
  21. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395−1 (ред. от 17.07.2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3601.
  22. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 15.03.2005 г.) // СЗ РФ. 2005. № 12. Ст. 1023.- 2. Монографии, учебники, учебные пособия, сборники
  23. А.В. Финансовые основы местного самоуправления. — М., 2007.-315 с.
  24. И.Е. Полицейское право. М., 1873. — 96 с.
  25. И.Е. Разбор сочинения Пешкова «Русский народ и государство». СПб, 1859. — 49 с.
  26. М.А. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества в современной России. — М, 2004. — 124 с.
  27. В.В., Ивановский В. А., Молчанова JI.A. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. — М., 1998. -234 с.
  28. В.А. Философия права и преступления. — Харьков, 1999.242 с.
  29. В.П. Земские учреждения и самоуправление. — М., 1874.243 с.
  30. Бек У. Что такое глобализация?-М., 2001.-301 с.
  31. А.Д. Петербургская дума в биографиях ее представителей 19 041 910 гг.-СПб, 1904.
  32. Г. Французское административное право. М., 1988. — 487 с.
  33. М.М. К вопросу о преобразовании нашего городского общественного управления. — Киев, 1909.
  34. А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. — Ростов-на-Дону, 2000. 221 с.
  35. С.Н. Городское самоуправление и хозяйство. 2-е изд. -СПб, 1906.-63 с.
  36. А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. Т. 1. — СПб, 1872. 460 е.- Т. 2. СПб, 1872. — 545 с.
  37. .Б. Местное самоуправление и демократия. — Пг., 1917. -32 с.
  38. В.Ю. Местное самоуправление в Москве." Актуальные проблемы, реформы местного самоуправления в современной России. — М., 1998.-115 с.
  39. В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2003. — 214 с.
  40. М.В. Социально-производственный комплекс — системная база саморазвития и самоуправления муниципальных образований. — М., 2006. — 37 с.
  41. В.А. Местное самоуправление на Аляске. СПб, 1998. — 185 с.
  42. В.А. Очерки местного управления в Западной Европе и Америке. М., 1882. — 46 с.
  43. В.Д. Городское самоуправление и государственная власть в Российской империи: история взаимодействия, теория и практика. -СПб, 2000.-118 с. 45.
Заполнить форму текущей работой