Организация транспортно-логистической системы доставки грузов в смешанном сообщении
Для перевозки битума выбираем а/м транспорт, так как стоимость перевозки меньше. Вся партия алюминия при перевозке ж/д транспортом не успеет прибыть в порт погрузки, поэтому выбираем а/м транспорт, хоть он и дороже. Для перевозки аммофоса, бумаги до порта погрузки выбираем ж/д транспорт, т.к. он дешевле. Перевозка партии бумаги размером 1000 тонн в континентальной части из Кондопоги… Читать ещё >
Организация транспортно-логистической системы доставки грузов в смешанном сообщении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова Кафедра транспортной логистики Курсовой проект по дисциплине: «Транспортная логистика»
«Организация транспортно-логистической системы доставки грузов в смешанном сообщении»
Выполнила: студентка группы ЭФ-47
Радзевич К.Р.
Проверил: Деняк О.А.
Санкт-Петербург 2014
груз перевозка транспортный
- Раздел 1. Анализ комплексного грузопотока на направлении перевозок
- 1.1 Расчет транспортных характеристик грузов
- 1.2 Картосхема комплексного грузопотока
- 1.3 Характеристики транспортных средств возможных видов транспорта
- Раздел 2. Оценка и выбор рациональной схемы организации смешанной перевозки грузов
- 2.1 Оценка экономической эффективности вариантов доставки грузов возможными видами транспорта
- 2.2 Оценка временных параметров вариантов доставки грузов возможными видами транспорта в континентальной части транспортировки
- 2.3 Выбор судов для доставки грузов в морской части транспортировки
- 2.3.1 Определение характеристик грузовой партии композиции грузов
- Раздел 3. Разработка транспортно — логистической системы доставки грузов в смешанном сообщении
- 3.1 Отбор судов из допустимых для перевозки по срокам доставки и минимуму затрат
- Коммерческое предложение
- Библиографический список
Раздел 1. Анализ комплексного грузопотока на направлении перевозок
1.1 Расчет транспортных характеристик грузов
Транспортные характеристики Битума
Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 90/130 (ГОСТ 22 245−90 с изм. 1 http://www.nge.ru/g_22 245−90.htm).
По ГОСТ 1510 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение [27.09.13]» http://www.nge.ru/g_1510−84.htm:
Степень заполнения тары должна быть до 100% объема — для вязких, высокозастывающих, мазеобразных и твердых нефтепродуктов;
Транспортируют в металлический бочках (ГОСТ 6247−79 — бочки стальные сварные с обручами катания на корпусе http://standartgost.ru/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%206 247−79#texts) Для наглядности приведен рисунок 1.
Рис. 1. Бочка стальная сварная с обручами катания на корпусе
Вместимость бочки — 200 дм3 = 0,2 м3
Высота = 0,87 м
Диаметр наружный = 0,614 м
Диаметр внутренний = 0,560 м
Занимаемый объем = h*R2 = 0,87*3,14*0,3072 = 0,257 м3
Вес бочки = 50кг
Насыпная плотность битума — 1 т/м3, значит масса нетто битума в бочке = 0,2 * 1 = 0,2т
Масса грузового места брутто — 200+50=250 кг = 0,25т
Имеет смысл пакетировать на стандартный поддон 2ПВ2 (ГОСТ 9078−84 http://gostexpert.ru/gost/gost-9078−84)
Рис. 2. Поддон
Габариты поддона:
L = 1800 мм = 1,8 м
B = 1200 мм = 1,2 м
h = 180 мм = 0,18 м
Грузоподъёмность до 3,2 т
Масса 35 кг
На поддон помещается 6 бочек.
Рис. 3. Расположение бочек на поддоне.
Габариты укрупненного грузового места:
L = 1,842 м
B = 1,228 м
H = 1,05 м.
V = 2,375 м³
Масса УГМ нетто: 6 * 0,2 = 1,2 т
Масса УГМ брутто: 1,535 т
Объем УГМ: 2,375 м3
Транспортные характеристики алюминия
Чушки первичного алюминия. (ГОСТ 11 070−74 http://standartgost.ru/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%2 011 070−74#texts)
Чушки, изготовленные транспортируют в пакетах в соответствии с ГОСТ 21 399–75 http://standartgost.ru/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%2 021 399−75 с обвязкой не менее чем двумя поясами. Каждый пояс состоит из двух нитей алюминиевой катанки диаметром не менее 9 мм по ГОСТ 13 843–78 Масса алюминиевой катанки, применяемой для обвязки пакетов, входит в массу нетто пакета и партии.
Средства скрепления должны обеспечивать сохранность целостности пакета во время транспортирования, хранения и погрузочно-разгрузочных работ и не служат для захвата пакетов при погрузочно-разгрузочных работах.
Рис. 4. Чушка алюминия.
Размеры алюминиевых чушек:
Длина: 0,64 м Ширина: 0,17 м Высота — 0,075 м Масса: 15 кг По схеме, приведенной в ГОСТ 21 399−75, в пакеты укладывается 8 ряов по 8 чушек.
Рис. 5. Схема укладки и скрепления чушек алюминия в пакете Масса УГМ: 64 * 0,015 кг = 0,96 т Масса УГМ брутто: 0,985 т Объем УГМ: 0,72 м3
Транспортные характеристики аммофоса
Согласно ГОСТ 18 918–85 http://docs.cntd.ru/document/gost-18 918−85 аммофос упаковывают в мягкие специализированные контейнеры разового использования типоразмера МКР-1,0 С или МКР-1,0 М с массой нетто не более 1 т. Каждая партия должна состоять из мешков одинаковой массы.
Для транспортировки берем полипропиленовый мягкий контейнер типа МКР — 1.0 С производителя «Алеко».
Рис. 6. Внешний вид мягкого контейнера.
Насыпная плотность аммофоса — 0,9 т/м3(кг/л)
Согласно данным, представленным на сайте производителя мягкого контейнера, получается, что в один мягкий контейнер помещается 1,44 т груза. Объем одного контейнера составляет 1,615 м3. Масса грузового места равна 1,46 т.
Необходимо перевести 500 т аммофоса, для чего понадобится 348 контейнеров (500/1,44т). Объем всей партии груза составит 562,02 м3. Вес брутто всей партии будет равен 508,08 т.
Некоторые важные выдержки из ГОСТ 18 918–85:
· Аммофос не токсичен, пожарои взрывобезопасен. Класс опасности — 4, предельно допустимая концентрация пыли аммофоса в воздухе рабочей зоны — 6 мг/м3 по ГОСТ 12.1.005−88.
· Аммофос транспортируют насыпью или в упакованном виде.
· Аммофос упаковывают […] в мягкие специализированные контейнеры разового использования типоразмера МКР-1,0 С или МКР-1,0 М с массой нетто не более 1 т.
· Пакеты с аммофосом […] формируют в пачки и обтягивают полиэтиленовой термоусадочной пленкой по ГОСТ 25 951–83. Пачки укладывают на поддон по ГОСТ 9078–84 и вместе с ним обтягивают термоусадочной полиэтиленовой пленкой, вкладывая внутрь маркировочный ярлык. Масса нетто вторичной упаковки должна быть не более 15 кг.
· Полиэтиленовые мешки, пакеты и контейнеры должны быть заварены, бумажные мешки — зашиты машинным способом.
· Температура аммофоса в момент упаковки в контейнеры, полиэтиленовые мешки и при отгрузке насыпью должна быть не выше 60 °C.
· Аммофос транспортируют железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.
· Аммофос, упакованный в мягкие специализированные контейнеры, транспортируют в полувагонах, палубных судах морского и речного флота, автомобилях и тракторных тележках.
· Аммофос хранят в закрытых складских помещениях, исключающих попадание атмосферных осадков (дождь, снег) и грунтовых вод. (http://www.himtrade.ru/g_18 918−85.htm)
Транспортные характеристики бумаги
Бумага газетная марки Б (ГОСТ 6445−74 http://www.unipack.ru/static_one/147/).
Диаметр — 0,9 м
Высота — 1,485 м
Плотность — 0,57г/см3
5.2. Бумага должна транспортироваться в сухих, крытых чистых транспортных средствах (вагонах, судах, баржах) в упакованном виде.
5.3. Бумага должна храниться в закрытых складах защищенной от воздействия атмосферных осадков и почвенной влаги
5.4. При транспортировании и хранении рулоны бумаги должны ставиться на торец или находиться в горизонтальном положении.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Согласно ГОСТ 1641–75, бумага может перевозиться НЕ упакованной по согласию покупателя. В таком случае упаковкой считаются 3 верхних слоя бумаги.
Рис. 7. Внешний вид груза готового к перевозке
Таблица 1
Сводная таблица по грузам
Наим-е груза | Грузовое место | Укрупненное грузовое место | Вся партия | |||||||
Нетто, т | Брутто, т | Объем, м3 | Нетто, т | Брутто, т | Объем, м3 | Нетто, т | Брутто, т | Объем, м3 | ||
Битум | 0,2 | 0,25 | 0,257 | 1,2 | 1,535 | 2,375 | 1918,75 | 2968,75 | ||
Алюминий | 0,015 | 0,015 | 0,008 | 0,96 | 0,985 | 0,72 | 2052,1 | |||
Аммофос | 1,44 | 1,46 | 1,615 | 1,44 | 1,46 | 1,615 | 508,08 | 562,02 | ||
Бумага | 0,54 | 0,54 | 0,95 | 0,54 | 0,54 | 0,95 | 1759,3 | |||
1.2 Картосхема комплексного грузопотока
По всем направлениям возможна перевозка на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Уфа — Санкт-Петербург
Каменск-Уральский — Санкт-Петербург
Тольятти — Санкт-Петербург
Кондопога — Санкт-Петербург
Морской маршрут
Санкт-Петербург — Хьюстон
Таблица 2
Сводная таблица по грузам:
Наименование груза | Поставщик | Расстояние до СПб по видам транспорта, км | Грузовая партия | ||||
Ж/д | А/м | Нетто, т | Брутто, т | Объем, м3 | |||
Битум | Ново-Уфимский НПЗ (г.Уфа) | 1918,75 | 2968,75 | ||||
Алюминий | Уральский алюминиевый завод (г. Каменск-Уральский) | 2052,1 | |||||
Аммофос | Тольяттиазот | 508,1 | 562,02 | ||||
Бумага | Кондопожский ЦБК (г.Кондопога) | 1759,3 | |||||
1.3 Характеристики транспортных средств возможных видов транспорта
Характеристики ж.д. подвижного состава, привлекаемого для перевозки грузов
Для перевозки всех грузов выбираем крытый вагон серии 11−066. (ТУ. 24−5-278−75) http://atransvagon.ru/cars-info/95−11−002
Рис. 8 — Крытый вагон серии 11−066
Внутренние размеры вагона, необходимые для расчетов:
Высота — 2,791 м
Ширина — 2,76 м
Длина — 13,844 м
Грузоподъемность — 68 т.
Характеристики автомобильного подвижного состава, привлекаемого для перевозки грузов.
Для перевозки всех грузов выбираем стандартную фуру, грузоподъёмностью 20 тонн.
Рис. 9 — Стандартная фура, грузоподъёмностью 20 тонн
Габариты фуры:
Высота: 2,45 м
Длина: 13,6 м
Ширина: 2,45 м
Грузоподъемность: 20 т
Раздел 2. Оценка и выбор рациональной схемы организации смешанной перевозки грузов
2.1 Оценка экономической эффективности вариантов доставки грузов возможными видами транспорта
Оценка экономической эффективности вариантов доставки различными видами транспорта битума
Определение стоимости перевозки битума железнодорожным транспортом.
Габаритные размеры транспортного пакета: 1880×1240×1700 мм.
Рассчитаем количество УГМ в одном вагоне:
Ширина кузова внутри 2,76 м, следовательно, поддоны можно расположить в 2 ряда.
Длина кузова внутри 13,844 м, следовательно, в одном ряду располагается (13,844/1,842) 7 поддонов.
Высота кузова внутри 2,791, следовательно, поддоны располагаются в 2 яруса.
Итого, в одном вагоне можно разместить 28 поддонов.
Ограничения по грузоподъемности нет (28*1,535=42,98<68 т)
Масса груза нетто: 33,6 т
Масса груза брутто: 42,98 т
Количество груза — 1500 т.
Ежесуточный объем — 80 т.
1500 т/0,2 = 7500 бочек в партии
7500/6 = 1250 поддонов
Необходимое количество вагонов для перевозки заданного количества груза:
1500/33,6=45 вагонов.
Вид отправки — повагонная.
В одни сутки будет отправляться по 2,5 ваг/сут
I=10 часов = 0,4 сут
Расчет провозной платы производится на сайте РЖД (http://rpp.rzd.ru):
Рис. 10 Расчет провозной платы на перевозку битума на сайте РЖД
Провозная плата составила 107 703,32 (включая НДС).
Стоимость перевозки всей партии: 107 703,32*45=4 846 649,4 руб.
Провозная плата за 1 тонну груза 4 846 649,4/1500=3 231,1 руб/т.
Продолжительность операции хода — 10 суток.
Определение стоимости перевозки битума автомобильным транспортом.
Габаритные размеры транспортного пакета: 1880×1240×1700 мм.
Рассчитаем количество УГМ в одном вагоне:
При перевозке автомобильным транспортом фактором, ограничивающим количество УГМ, является грузоподъемность фуры. Т.о., получаем 20/1,535=13 поддонов.
Ширина кузова 2,45 м, следовательно, поддоны можно расположить в 1 ряд.
Длина кузова 13,6 м, следовательно, в одном ряду располагается 7 поддонов.
Высота кузова внутри 2,45 м, следовательно, поддоны располагаются в 2 яруса. Получается, что пакеты располагаются следующим образом: в 2 яруса по 1 ряду — 7 поддонов на первом ярусе, 6 поддонов на втором.
Масса груза нетто: 15,6 т
Масса груза брутто: 19,96 т
Объем 13*2,375=30,875 м3
Количество груза — 1500 т.
Ежесуточный объем — 80 т.
Количество необходимых фур — 97 фур.
В одни сутки будет отправляться по 5,1 фура/сутки.
I-4,7 ч =0,2 сут.
Рис. 11 — Стоимость перевозки а/м транспортом
Тариф за перевозку автомобильным транспортом Уфа — Санкт-Петербург составляет 53 600 руб. за фуру.
Стоимость перевозки 97*53 600=5 199 200 руб.
Стоимость перевозки в расчете на 1 т: 5 199 200/1500=3466.1 руб/т.
Продолжительность операции хода — 2,2 суток.
Оценка экономической эффективности вариантов доставки различными видами транспорта алюминия
Определение стоимости перевозки алюминия железнодорожным транспортом.
Размеры пакета 1,2*0,8*0,75 м.
Масса брутто одного пакета — 0,985 т
Масса нетто одного пакета — 0,960 т
Количество груза — 2000 т.
Ежесуточный объем — 120 т.
Грузоподъемность вагона 68 т, следовательно, в одном вагоне можно разместить 69 пакетов (68/0,985).
Ширина кузова внутри составляет 2,76, следовательно, пакеты размещаем в 2 ряда.
Длина кузова внутри составляет 13,844, следовательно, в одном ряду 17 пакетов.
Высота — 2,791, получается можно разместить поддоны с чушками в 3 яруса. Но, т.к. имеет место ограничение по грузоподъемности, на 3 ярусе будет только 1 поддон.
64 чушки вмещает 1 поддон.
2000/0,015=133 334 чушки к перевозке;
133 334/64=2 084 поддона.
Необходимое количество вагонов: 2000/66,3 =31 вагон.
Вид отправки — повагонная.
В одни сутки будет отправляться по 1,8 ваг/сут
I=13,3 ч=0,6 сут
Провозная плата рассчитана с помощью сайта РЖД (см. рис. 17):
Рис. 12 Расчет провозной платы на перевозку алюминия на сайте РЖД
Провозная плата груза составила 180 384,24 руб.
Стоимость перевозки всей партии: 180 384,24*31=5 591 910,2 руб.
Провозная плата за 1 тонну груза: 5 591 910,2/2000=2 795,9 руб/т.
Продолжительность операции хода — 10 суток.
Определение стоимости перевозки алюминия автомобильным транспортом.
Размеры пакета 1,2*0,8*0,75 м.
Масса брутто одного пакета — 0,985 т.
Масса нетто одного пакета — 0,96 т.
Количество груза — 1500 т.
Ежесуточный объем — 80 т.
8 рядов по 8 чушек = 64 чушки и на 1 поддоне.
2000/0,015=133 334 чушки к перевозке;
133 334/64=2 084 поддона.
Грузоподъемность фуры 20 т.
По грузоподъемности фура вмещает 20/0,985=20 поддонов.
Поддоны в кузове будут располагаться следующим образом: в 2 ряда (2,45/1,2) в 1 ряду 17 поддонов (13,6/0,8), а во 2 ряду — 3 поддона.
Для перевозки всей партии груза необходимо 2084/20=105 фуры.
В одни сутки будет отправляться по 6,25 фуры/сут
I=3,8 ч=0,16 суток
Тариф за перевозку автомобильным транспортом представлен на рисунке 12.
Рис. 13 Стоимость перевозки а/м транспортом
Стоимость перевозки: 105*130 020=13 652 100 руб.
Стоимость перевозки в расчете на 1 тонну: 13 652 100/2000=6 826 руб/т.
Продолжительность операции хода — 2,4 сут
Оценка экономической эффективности вариантов доставки различными видами транспорта аммофоса
Определение стоимости перевозки аммофоса железнодорожным транспортом.
Масса брутто одного пакета составляет 1,46 т, грузоподъемность вагона 68 т, следовательно, в 1 вагон помещается 46 мягких контейнеров. Масса нетто = 66,24 т;
Масса брутто = 67,16 т;
Объем = 74,29 м3.
Для выполнения перевозки всей партии груза потребуется 8 вагонов.
Вид отправки — повагонная. Ежесуточный объем 40 т.
40/66,24=0,6 вагонов/сутки
I=24/0,6=40 ч=1,7 сут
Расчет провозной платы на перевозку аммофоса по железной дороге производится на сайте РЖД.
Провозная плата груза составила 92 108,44 руб.
Стоимость перевозки всей партии: 92 108,44*8=736 867, 5 руб.
Провозная плата за 1 тонну груза 736 867,5/500=1 437,7 руб/т.
Продолжительность перевозки 10 суток.
Рис. 14 Расчет провозной платы на перевозку аммофоса на сайте РЖД
Определение стоимости перевозки аммофоса автомобильным транспортом.
В одной фуре можно разместить 13 мягких контейнеров (20/1,46).
Масса нетто в 1 фуре составит 18,72 т.
Масса брутто — 18,98 т.
Объем — 20,995 м3.
Количество груза к перевозке — 500 т.
Ежесуточный объем — 40 т.
Для перевозки всей партии груза понадобится 27 фур.
В одни сутки будет отправляться по 2,1 фур/сутки.
I=11,4 ч=0,5 сут.
Расчет стоимости перевозки груза:
Рис. 15 Стоимость перевозки аммофоса а/м транспортом.
Стоимость перевозки: 27*44 400=1 198 800 руб.
Стоимость перевозки в расчете на 1 т: 1 198 800/500=2 397,6 руб/т.
Продолжительность операции хода 42,4 ч = 1,8 сут
Оценка экономической эффективности вариантов доставки различными видами транспорта бумаги
Определение стоимости перевозки бумаги железнодорожным транспортом.
Масса нетто = массе брутто = 0,54 т;
Объем = 0,95 м3.
Количество перевозимого груза — 1000 т.
Ежесуточный объем — 120 т.
По длине вагона располагается 15 поддонов (13,844/0,9);
По ширине вагона получается, что можно расположить поддоны в 3 ряда (2,76/0,9);
По высоте — 1 ярус (2,791/1,485).
Итого: 45 поддонов.
Масса брутто груза в 1 вагоне составит 24,3 т, масса нетто 24,3 т.
Для перевозки всей партии груза понадобится 42 вагона.
В одни сутки будет отправляться 4,9 в/сут
I=4,9 ч = 0,2 сут
Вид отправки — групповая.
Провозная плата груза составила 44 360,92 руб.
Стоимость перевозки всей партии: 44 360,9*42=1 874 468,4 руб.
Провозная плата за 1 тонну груза: 1 874 468,4/1000=1874,5 руб/т.
Продолжительность операции хода — 6 суток.
Рис. 16 Расчет провозной платы на перевозку бумаги на сайте РЖД
Определение стоимости перевозки бумаги автомобильным транспортом.
Масса нетто = массе брутто =0,54 т;
Объем — 0,95 м3.
Количество перевозимого груза — 1000 т.
Ежесуточный объем — 120 т.
Следовательно, в фуре можно разместить бумагу следующим образом: в 1 ярус (2,45/1,485), в 2 ряда (2,45/0,9) и в каждом ряду по 15 рулонов.
Итого 30 рулонов.
Масса брутто груза в 1 фуре 16,2 т.
Для перевозки всей партии груза понадобится 62 фуры.
В одни сутки будет отправляться по 7,4 фур/сутки
I=3,2ч=0,1сут
Расчет стоимости перевозки груза:
Рис. 17 Стоимость перевозки бумаги а/м транспортом
Провозная плата груза составила 48 600 руб.
Стоимость перевозки всей партии: 48 600*62=3 013 200 руб.
Провозная плата за 1 тонну груза: 3 013 200/1000=3013,2 руб/т.
Продолжительность операции хода — 0,5 суток
Таблица 3
Сводная таблица данных
Груз | Пункты | Показатели | Вид транспорта | |||
Отправление | Назначение | ж/д | а/м | |||
Битум | Уфа | Санкт-Петербург | Расстояние, км | |||
Стоимость доставки 1 т, руб/т | 4 020,9 | 3 466,1 | ||||
Стоимость доставки объема груза по контракту, руб | 6 031 379,2 | 5 199 200 | ||||
Алюминий | Каменск-Уральский | Расстояние, км | ||||
Стоимость доставки 1 т, руб/т | 2 795,9 | 6 826 | ||||
Стоимость доставки объема груза по контракту, руб | 5 591 910,2 | 13 652 100 | ||||
Аммофос | Тольятти | Расстояние, км | ||||
Стоимость доставки 1 т, руб/т | 1 473,7 | 2 397,6 | ||||
Стоимость доставки объема груза по контракту, руб | 736 867, 5 | 1 198 800 | ||||
Бумага | Кондопога | Расстояние, км | ||||
Стоимость доставки 1 т, руб/т | 1 874,5 | 3 013,2 | ||||
Стоимость доставки объема груза по контракту, руб | 1 874 468,4 | 3 013 200 | ||||
2.2 Оценка временных параметров вариантов доставки грузов возможными видами транспорта в континентальной части транспортировки
Расчет количества транспортных средств, потребного для выполнения перевозки всей партии груза, времени отгрузки и коммерческого времени доставки груза в сутках был произведен в п.п. 2.1.
Общее время перевозки в сутках вычисляется по формуле:
Тотпр = tп +tдв +i (n-1), ч
Расчетное время округляется до целых суток в большую сторону.
Таблица 5 Временные параметры вариантов доставки грузов возможными видами транспорта
Груз | Пункты | Показатели | Вид транспорта | |||
Отправления | Назначения | а/м | ж/д | |||
Битум | Уфа | Санкт-Петербург | Продолжительность отгрузки, сут | 18,75 | ||
Коммерческое время доставки, сут | 2,2 | |||||
Общее время перевозки, сут | 21,2=22 | 28,75=29 | ||||
Алюминий | Каменск-Уральский | Продолжительность отгрузки, сут | 16.6 | 17,2 | ||
Коммерческое время доставки, сут | 2,4 | |||||
Общее время перевозки, сут | 27,2=28 | |||||
Аммофос | Тольятти | Продолжительность отгрузки, сут | 12,8 | 13,3 | ||
Коммерческое время доставки, сут | 1,8 | |||||
Общее время перевозки, сут | 14,6=15 | 23,3=24 | ||||
Бумага | Кондопога | Продолжительность отгрузки, сут | 8,3 | 8,6 | ||
Коммерческое время доставки, сут | 0,5 | |||||
Общее время перевозки, сут | 8.8=9 | 14,6=15 | ||||
2.3 Выбор судов для доставки грузов в морской части транспортировки
2.3.1 Определение характеристик грузовой партии композиции грузов
Коэффициент трюмной укладки:
Ктр = 0,9862 * EXP[0,2566(b+h)]
где b — ширина грузового места; h — высота грузового места.
Ктрбит = 0,9862 * EXP[0,2566(1,05+1,228)] = 1,77
Ктрал = 0,9862 * EXP[0,2566(0,8+0,75)] = 1,47
Ктрам = 0,9862 * EXP[0,2566(0,9+1,56)] = 1,85
Ктрбум = 0,9862 * EXP[0,2566(0,9+1,485)] = 1,82
Объем каждого из грузов представлен в таблице 6. Таким образом, общий объем груза с учетом коэффициента трюмной укладки составит:
Таблица 6
Груз | Объем, м3 | Vi*Kтр | |
Битум | 2 968,75 | 5 254,7 | |
Алюминий | 2 499 | ||
Аммофос | 562,02 | 1 039,7 | |
Бумага | 1759,3 | 3 201,9 | |
Итого | 6 790,1 | 11 995,3 | |
Таблица 7
Определение общей массы композиции груза, т
Мбрутто (битум) | 1 918,75 | |
Мбрутто (алюминий) | 2 052,1 | |
Мбрутто (аммофос) | 508,08 | |
Мбрутто (бумага) | ||
Общее Мбрутто | 5 478.9 | |
Для тарно-штучных грузов необходимо 0,04 м³ леса и 0,02 кг гвоздей на 1 тонну груза.
Посчитаем массу леса, необходимую на 1 тонну груза. Для этого умножим ее на плотность древесины. Плотность древесины (леса) — 550−740 кг/м3 ;
примерно 600кг/т.
600кг/м3*0,04м3=24 кг
Масса сепарационного материала на 1 тонну груза:
24+0,02=24,02 кг=0,2 402 т
Общая масса сепарационного материала:
0,2 402 * 5 478.9=131,6 т
Масса груза вместе с учетом сепарационного материала.
5 478.9+131,6=5 610,5 т
УПО = Общий объем композиции груза+объем сепарационного материала /(Общую массу брутто+сеп.материал) = 11 995,3/ 5 610,5 = 2,14 м3/т
Определение грузовых характеристик судов, доступных для фрахта на направлении морской перевозки
Построение зависимости водоизмещения судна от осадки.
Для каждого морского судна из задания по глубинам портов отправления и назначения уточняется допустимая осадка судна и определяется допустимая грузоподъемность. Морские проливы и каналы с лимитирующими глубинами отсутствуют.
1. Т/х Астрахань
По данным о судне находятся пары координат «водоизмещение-осадка» для точек на плоскости, соответствующих судну порожнем и судну в полном грузу:
Осадка | Водоизмещение | |
4,34 | ||
7,83 | ||
Рис. 18. Диаграмма зависимости водоизмещения от осадки судна
Получена зависимость вида
Y=1203,1*EXP (0,3014*X), где
Y — водоизмещение, т;
X — осадка, м.
При планировании рейса лимитирующая осадка оказалась в порту назначения судна, — 7,1 м. В то же время средняя осадка судна в полном грузу по летнюю грузовую марку в морской воде составляет 7, 83 м. Возникает необходимость определения количества груза на судне с тем, чтобы судно могло войти в порт. Т. е., необходимо сначала вычислить водоизмещение судна для лимитирующей осадки, а затем количество груза (при известных судовых запасах) на рейс.
Вставим найденную формулу в ячейку Excel, зададим параметр Х и получим результат:
y | x | |
7,1 | ||
2. Т/х Белорецк По данным о судне находятся пары координат «водоизмещение-осадка» для точек на плоскости, соответствующих судну в порожнем и судну в полном грузу:
Осадка | Водоизмещение | |
5,41 | ||
9,67 | ||
Рис. 19. Диаграмма зависимости водоизмещения от осадки судна Получена зависимость вида
Y=1206,6*EXP (0,2921*X)
Вставим найденную формулу в ячейку Excel, зададим параметр Х и получим результат:
y | x | |
7,1 | ||
3. Т/х Богдан Хмельницкий По данным о судне находятся пары координат «водоизмещение-осадка» для точек на плоскости, соответствующих судну в порожнем и судну в полном грузу:
Осадка | Водоизмещение | |
3,1 | ||
8,23 | ||
Рис. 20. Диаграмма зависимости водоизмещения от осадки судна Получена зависимость вида
Y=1720,8*EXP (0,2533*X)
Вставим найденную формулу в ячейку Excel, зададим параметр Х и получим результат:
y | x | |
10 393,9 | 7,1 | |
4. Т/х Выборг По данным о судне находятся пары координат «водоизмещение-осадка» для точек на плоскости, соответствующих судну в порожнем и судну в полном грузу:
Осадка | Водоизмещение | |
5,46 | ||
8,91 | ||
Рис. 21. Диаграмма зависимости водоизмещения от осадки судна Получена зависимость вида
Y=892,28*EXP (0,3366*X)
Вставим найденную формулу в ячейку Excel, зададим параметр Х и получим результат:
y | x | |
7,1 | ||
5. Т/х Герои Панфиловцы По данным о судне находятся пары координат «водоизмещение-осадка» для точек на плоскости, соответствующих судну в порожнем и судну в полном грузу:
Осадка | Водоизмещение | |
6,17 | ||
9,17 | ||
Рис. 22. Диаграмма зависимости водоизмещения от осадки судна Получена зависимость вида
Y=713,99*EXP (0,365*X)
Вставим найденную формулу в ячейку Excel, зададим параметр Х и получим результат:
y | x | |
7,1 | ||
Расчет среднесуточного расхода судовых запасов на рейс по основным характеристикам судна.
По скорости плавания в полном грузу и дальности плавания определяется количество суток плавания, обеспеченное судовыми запасами, сут.:
сут, где S — дальность плавания, миль;
V — скорость судна в полном грузу, узлов.
Таблица 10
Количество суток плавания в полном грузу с максимальными судовыми запасами, Т,(сут.) | ||
1. т/х Астрахань | Т =16 240/(14,4*24) = 47 | |
2. т/х Белорецк | Т = 22 000/(18*24) = 51 | |
3. т/х Богдан Хмельницкий | Т = 7500/(10,8*24) = 29 | |
4. т/х Выборг | Т = 13 200/(15,8*24) = 35 | |
5. т/х Герои Панфиловцы | Т = 12 000/(18,2*24) = 27,5 | |
По разнице дедвейта и чистой грузоподъемности определяется масса судовых запасов, т.:
т, где DW — дедвейт, т.;
Мг — чистая грузоподъемность.
Таблица 11
Масса судовых запасов (Qз, т) | ||
1. т/х Астрахань | Qз = 8290−6777 = 1513 | |
2. т/х Белорецк | Qз = 14 480−11 205 = 3275 | |
3. т/х Богдан Хмельницкий | Qз = 10 060 — 8770 = 1290 | |
4. т/х Выборг | Qз = 12 295−10 490 = 1805 | |
5. т/х Герои Панфиловцы | Qз = 13 499−11 738 = 1761 | |
По отношению массы судовых запасов к количеству суток плавания определяется норма суточного расхода судовых запасов, т/сут.:
т/сут
Таблица 12
Норма суточного расхода судовых запасов (q нз, т/сут.) | ||
1. т/х Астрахань | q нз =1513/47 = 32,2 | |
2. т/х Белорецк | q нз = 3275/51 =64,2 | |
3. т/х Богдан Хмельницкий | q нз = 1290/29 = 44,5 | |
4. т/х Выборг | q нз =1805/35 = 51,6 | |
5. т/х Герои Панфиловцы | q нз = 1761/27,5 = 64 | |
Норма суточного расхода судовых запасов в случае шторма.(штурмовой запас) (q нз, т/сут.)
qшт = q нз *3дня Таблица 13
Норма суточного расхода судовых запасов, с учетом штормового запаса (q нз, т/сут.) | ||
1. т/х Астрахань | q нз =32,2*3 = 97 | |
2. т/х Белорецк | q нз = 64,2*3 = 193 | |
3. т/х Богдан Хмельницкий | q нз = 44,5*3 = 134 | |
4. т/х Выборг | q нз = 51,6*3 =155 | |
5. т/х Герои Панфиловцы | q нз = 64*3 = 192 | |
Предварительная оценка чистой грузоподъемности на рейс по условиям порта назначения.
Таблица 14
№ п/п | Наименование показателя | Тип т/х | |||||
Астрахань | Белорецк | Богдан Хмельницкий | Выборг | Герои Панфиловцы | |||
Водоизмещение с учетом ограничения по осадке | 10 225 | 9 600 | 10 394 | ||||
Масса судна порожнем | |||||||
Неизрасходованные судовые запасы в порту назначения | |||||||
Чистая грузоподъемность на рейс, т | |||||||
Укрупненный расчет судовых запасов на рейс по основным характеристикам судна с помощью программы «BPMarineDistanceTables».
1. Т/х Астрахань
Рис. 23. Расчет судовых запасов на рейс для т/х Астрахань
Таким образом, на рейс необходимо иметь количество судовых запасов, рассчитанное программой BPMarineDistanceTables, плюс трехсуточный штормовой запас:
559,77+32,2*3 = 656,3 = 657 т
2. Т/х Белорецк
Рис. 24. Расчет судовых запасов на рейс для т/х Белорецк
Таким образом, на рейс необходимо иметь количество судовых запасов, рассчитанное программой BPMarineDistanceTables, плюс трехсуточный штормовой запас:
892,86+64,2*3 = 1085,46 = 1086 т
3. Т/х Богдан Хмельницкий
Рис. 25. Расчет судовых запасов на рейс для т/х Богдан Хмельницкий
Таким образом, на рейс необходимо иметь количество судовых запасов, рассчитанное программой BPMarineDistanceTables, плюс трехсуточный штормовой запас:
1031,5+44,5*3 = 1165 т
4. Т/х Выборг
Рис. 26. Расчет судовых запасов на рейс для т/х Выборг
Таким образом, на рейс необходимо иметь количество судовых запасов, рассчитанное программой BPMarineDistanceTables, плюс трехсуточный штормовой запас:
817.54+51,6*3 = 972,34 = 973 т
5. Т/х Герои Панфиловцы
Рис. 27. Расчет судовых запасов на рейс для т/х Герои Панфиловцы
Таким образом, на рейс необходимо иметь количество судовых запасов, рассчитанное программой BPMarineDistanceTables, плюс трехсуточный штормовой запас:
880,29+64*3 = 1072,3 = 1073 т
Проверка расчета чистой грузоподъемности на рейс по условиям порта отправления (Санкт-Петербург).
Осадка всех пяти судов в полном грузу не превышает 11,1 м -ограничение по осадке в порту отправления (Санкт-Петербург), а значит нет необходимости выполнять корректировку чистой грузовместимости по порту отправления с учетом количества судовых запасов на рейс.
Отбор допустимых по грузовым характеристикам судов и формирование партии груза на судно.
Таблица 14
Наименование показателя | Тип т/х | |||||
Астрахань | Белорецк | Богдан Хмельницкий | Выборг | Герои Панфиловцы | ||
Чистая грузоподъемность на рейс, т | ||||||
Общая масса композиции груза и сепарационного материала, м3 | 5610,5 | |||||
Общая грузовместимость трюмов, твиндеков и шельтертвиндеков, м3 | ||||||
Общий объем груза с учетом коэффициента укладки, м3 | 11 995,3 | |||||
Удельная грузовместимость, м3/т | 2,42 | 5,75 | 2,16 | 3,94 | 7,66 | |
Таким образом, т/х Белорецк, Выборг и герои Панфиловцы отбраковываются по недостаточной грузоподъемности, т.к. не могут принять грузовую партию композиционного груза целиком.
Для двух оставшихся судов определяются остаточная грузовместимость и грузоподъемность, а также остаточная удельная грузовместимость (ОУГ= WOСТ/ DЧОСТ):
Таблица 15
Наименование показателя | Тип т/х | ||
Астрахань | Богдан Хмельницкий | ||
Остаточная грузоподъемность, т | 67,5 | 876,5 | |
Остаточная грузовместимость, м3 | 3 263,7 | 2 045,7 | |
Остаточная удельная грузовместимость, м3/т | 48,3 | 2,3 | |
Расчет количества факультативных грузов на рейс:
Определение удельных погрузочных объемов УПО1 и УПО2 факультативных грузов:
УПО1 (пакеты пиломатериалов) = 2,8
УПО2 (сталь рулонная) = 0,2
Из соотношения УПО1 и УПО2 факультативных грузов и ОУГ судна определяется доли загрузки б1 и б2 факультативными грузами:
УПО1•б1+ УПО2•(1- б1)=УГМ;
б1=(УГМУПО2)/(УПО1— УПО2);
б2=1- б1.
Астрахань:
б1=(48,3−0,2)/(2.8−0,2)=18,5
б1>1, значит загружается только первый груз (пиломатериалы в пакетах) до полного исчерпания грузоподъемности, т.к. значение УПО1 ближе к значению ОУГ, чем значение УПО2:
67,5 т пиломатериалов в пакетах объемом 67,5 • 2,8 = 189 м3
Таблица 16
Характеристики грузовой партии для т/х Астрахань
Масса погруженных на судно грузов, т | Объем погруженных на судно грузов, м3 | ||
Композиция грузов с учетом сепарационного материала | 5610,5 | 11 995,3 | |
Пиломатериалы в пакетах | 67.5 | ||
Сталь в рулонах | ; | ; | |
Общая масса/ общий объем | 12 184,3 | ||
Богдан Хмельницкий:
б1=(2,3−0,2)/(2,8−0,2)=0,8
0<�б1<1, то пиломатериалов в пакетах должно быть взято на борт судна = DЧОСТ* б1, а стали = DЧОСТ* б2.
700,9 т пиломатериалов объемом 1 962,5 м3
175,2 т стали объемом 35 м3
Таблица 17
Характеристики грузовой партии для т/х Богдан Хмельницкий
Масса погруженных на судно грузов, т | Объем погруженных на судно грузов, м3 | ||
Композиция грузов с учетом сепарационного материала | 5610,5 | 11 995,3 | |
Пиломатериалы в пакетах | 700,9 | 1 962,5 | |
Сталь в рулонах | 175,2 | ||
Общая масса/ общий объем | 13 992,8 | ||
Раздел 3. Разработка транспортно — логистической системы доставки грузов в смешанном сообщении
3.1 Отбор судов из допустимых для перевозки по срокам доставки и минимуму затрат
Определение ранней и поздней даты подачи судна под погрузку и отбраковка судов, недоступных для фрахта в этот период.
По расстоянию перевозки и скорости хода в грузу определяется продолжительность морской перевозки:
для т/х Астрахань:
Рис. 27. Расчет продолжительности морской перевозки для т/х Астрахань
При расстоянии перевозки 6008 морских миль и скорости хода 14,4 узлов продолжительность морской перевозки — 417,22 ч = 17 дней 9 часов.
для т/х Богдан Хмельницкий:
Рис. 28. Расчет продолжительности морской перевозки для т/х Богдан Хмельницкий
При расстоянии перевозки 6008 морских миль и скорости хода 10,8 узлов продолжительность морской перевозки — 556,3 ч = 23 дня 4 часа.
По производительности и комплектации (возможному числу) механизированных линий на погрузке судна (и по видам грузов) определяется продолжительность грузовых операций и время нахождения в порту погрузки.
Максимальное количество одновременно работающих механизированных линий для т/х Астрахань и т/х Богдан Хмельницкий = 2. Производительность линий представлена в таблице 18:
Таблица 18
Мех. линия № 2 (производительность, т/час) | |||||||
Груз | Аммофос | Битум | Алюминий | Бумага | Сталь | Пило-материалы | |
Направление перегрузки | |||||||
Склад-судно | |||||||
Мех. линия № 3 (производительность, т/час) | |||||||
Груз | Аммофос | Битум | Алюминий | Бумага | Сталь | Пило-материалы | |
Направление перегрузки | |||||||
Склад-судно | |||||||
Время грузовой обработки определяется путем решения задачи оптимизации:
Рис. 29а — Расчет времени грузовой обработки т/х «Астрахань»
Рис. 29б — Расчет времени грузовой обработки т/х «Астрахань»
Время грузовой обработки композиции грузов на т/х «Астрахань» равна 11,8 часов (0,49 сут)
Рис. 30а — Расчет времени грузовой обработки т/х «Богдан Хмельницкий»
Рис. 30б — Расчет времени грузовой обработки т/х «Богдан Хмельницкий»
Время грузовой обработки композиции грузов на т/х «Богдан Хмельницкий» равна 13,5 часов (0,56 сут)
Определяется дата поздней подачи судна под погрузку (с тем, чтобы перевозка была выполнена в срок) как контрактная дата конца периода поставки минус сумма продолжительности срока перевозки и продолжительности нахождения судна в порту погрузки:
Таблица 19
Астрахань | Богдан Хмельницкий | ||
Контрактная дата конца периода поставки | 15.08.2013 | ||
Продолжительность перевозки, сут | 17,4 | 23,2 | |
Продолжительность нахождения судна в порту погрузки, сут | 0,49 | 0,56 | |
Сумма продолжительности срока перевозки и продолжительности нахождения судна в порту погрузки, сут | |||
Дата поздней подачи судна под погрузку | 28.07.2013 | 22.07.2013 | |
Определяется дата ранней подачи судна под погрузку (с тем, чтобы перевозка была выполнена в срок) как наиболее поздняя дата из двух дат:
1. Дата ранней подачи из расчета контрактной даты начала периода поставки минус сумма продолжительности срока перевозки и продолжительности нахождения судна в порту погрузки;
2. Дата раннего начала отгрузки видом транспорта с наименьшими тарифными ставками плюс срок перевозки и накопления груза в порту до начала отгрузки на судно.
Более поздняя из этих двух дат и определит раннюю дату подачи судна под погрузку.
Таблица 20
Груз | Ранняя дата начала поставок | Вид транспорта | Продолжительность доставки, сут. | Дата доставки груза в порт | |
битум | 10.06.2014 | ж/д | 09.07.2014 | ||
битум | 10.06.2014 | а/м | 02.07.2014 | ||
алюминий | 25.06.2014 | ж/д | 23.07.2014 | ||
алюминий | 25.06.2014 | а/м | 14.07.2014 | ||
аммофос | 05.06.2014 | ж/д | 29.06.2014 | ||
аммофос | 05.06.2014 | а/м | 20.06.2014 | ||
бумага | 20.06.2014 | ж/д | 05.07.2014 | ||
бумага | 20.06.2014 | а/м | 29.06.2014 | ||
Ранняя дата подачи судна под погрузку 14.07.2013
Для перевозки битума выбираем а/м транспорт, так как стоимость перевозки меньше. Вся партия алюминия при перевозке ж/д транспортом не успеет прибыть в порт погрузки, поэтому выбираем а/м транспорт, хоть он и дороже. Для перевозки аммофоса, бумаги до порта погрузки выбираем ж/д транспорт, т.к. он дешевле.
Таблица 21
Готовность постановки под погрузку свободных для фрахта судов
Судно | Период, в который судно может быть поставлено под погрузку | |
т/х Астрахань | С 30.07 по 15.08 | |
т/х Богдан Хмельницкий | С 10.07 по 30.07 | |
По результатам расчета отбраковывается т/х Астрахань, недоступный для фрахта в период между датами ранней и поздней подачи судна под погрузку (23.07.2013;28.07.2013).
Выбора судна по экономическим показателям.
Исходя из удельного погрузочного объема композиции грузов грузовой партии, равного 2,16 м3/т, а также удельной грузовместимости т/х «Богдан Хмельницкий» равной 2,16 м3/т, груз относится к нормальному. В соответствии с полученной категорией применяются ставки фрахта за т на милю.
Для т/х Богдан Хмельницкий ставка фрахта будет равна 0,154 $/т*м.
Исходя из фрахтовой ставки определяется стоимость фрахта судна:
6 487 * 6008 * 0,154 $/м3 = 6 001 980 $ = 240 079 200 руб
Таблица 22
Загрузка выбранного т/х Богдан Хмельницкий и стоимость фрахта
Масса грузов | Объем грузов | ||
битум | 1918,75 | 5254,7 | |
алюминий | 2052,1 | ||
аммофос | 508,08 | 1039,7 | |
бумага | 3201,9 | ||
сепарация | 131,6 | уже учт. в Ктр. укл | |
пиломатериалы | 700,9 | 1962,5 | |
сталь | 175,2 | ||
Итого | 6 487 | 13 992,8 | |
УПО композиции грузов, м3/т | 2,16 | ||
Ставка фрахта, $/м3 | 0,154 | ||
Стоимость фрахта судна, $ | 6 001 980 | ||
Таблица 23
Расчет тарифа на перевозку партии груза
Наименование груза | Масса партии | Показатель | Значение | |
Битум | 1500 тонн | Стоимость доставки объема груза наземным транспортом, руб | 5 199 200 | |
Стоимость доставки объема груза морским транспортом, руб | 71 011 560 | |||
Ставка экспедитора (5%) | 3 810 537,8 | |||
Общая стоимость доставки партии, руб. | 80 021 294 | |||
Алюминий | 2000 тонн | Стоимость доставки объема груза наземным транспортом, руб | 13 652 100 | |
Стоимость доставки объема груза морским транспортом, $ | 75 946 744 | |||
Ставка экспедитора (5%) | 4 479 942,2 | |||
Общая стоимость доставки партии, руб. | 94 078 786 | |||
Аммофос | 500 тонн | Стоимость доставки объема груза наземным транспортом, руб | 736 867,5 | |
Стоимость доставки объема груза морским транспортом, $ | 18 803 675 | |||
Ставка экспедитора (5%) | 977 027,1 | |||
Общая стоимость доставки партии, руб. | 20 517 570 | |||
Бумага | 1000 тонн | Стоимость доставки объема груза наземным транспортом, руб | 1 874 468,4 | |
Стоимость доставки объема груза морским транспортом, руб | 37 009 280,1 | |||
Ставка экспедитора (5%) | 1 944 187,4 | |||
Общая стоимость доставки партии, руб. | 40 827 936 | |||
Коммерческое предложение
На основании выполненных расчётов в данной курсовой работе мы можем сделать следующее коммерческое предложения грузовладельцам:
1) БИТУМ
Перевозка партии битума размером 1500 тонн в континентальной части из Ново-Уфимска в Санкт-Петербург будет осуществляться автомобильным транспортом, так как критерий оптимальности — минимум затрат. Стоимость перевозки — 5 199 200 рублей. Продолжительность а/м перевозки — 22 суток.
Морская перевозка — 71 011 560 руб
С учетом процента за оказание посреднических услуг, общая стоимость доставки партии битума из Ново-Уфимска в Хьюстон будет равна 80 021 294 рублей.
2) АЛЮМИНИЙ
Перевозка партии алюминия размером 2000 тонн в континентальной части из Каменск-Уральского в Санкт-Петербург будет осуществляться автомобильным транспортом, так как используя ж/д транспорт, партия груза не будет доставлена в порт погрузки к поздней дате подачи морского судна под погрузку. Стоимость перевозки — 13 652 100 рублей. Продолжительность а/м перевозки — 19 суток.
Морская перевозка — 75 946 744 руб.
С учетом процента за оказание посреднических услуг, общая стоимость доставки партии алюминия из Каменск-Уральского в Хьюстон будет равна 94 078 786 рублей.
3) АММОФОС
Перевозка партии аммофоса размером 500 тонн в континентальной части из Тольятти в Санкт-Петербург будет осуществляться железнодорожным транспортом, так как критерий оптимальности — минимум затрат. Стоимость перевозки — 736 867,5 рублей. Продолжительность ж/д перевозки — 24 суток.
Морская перевозка — 18 803 675 руб.
С учетом процента за оказание посреднических услуг, общая стоимость доставки партии аммофоса из Тольятти в Хьюстон будет равна 20 517 570 рублей.
4) БУМАГА
Перевозка партии бумаги размером 1000 тонн в континентальной части из Кондопоги в Санкт-Петербург будет осуществляться железнодорожным транспортом, так как критерий оптимальности — минимум затрат. Стоимость перевозки — 1 874 468,4рублей. Продолжительность ж/д перевозки — 15 суток.
Морская перевозка — 37 009 280,1 руб
С учетом процента за оказание посреднических услуг, общая стоимость доставки партии бумаги из Кондопоги в Хьюстон будет равна 40 827 936 рублей.
В морской части перевозки для всей композиции грузов выбран т/х «Богдан Хмельницкий», так как только он удовлетворяет всем критериям.
Также в Санкт-Петербурге на судно будут погружены факультативные грузы: пиломатериалы в пакетах (700,9 т) и сталь (175,2 т).
Библиографический список
1. Бабурин В. А., Бабурин Н. В. Организация перевозок и управление работой флота: Учебник.- СПб., Издательский дом «Мiръ», 2012. — 400 с.:илл.;
2. В. К. Козырев. ГРУЗОВЕДЕНИЕМ: «РКонсульт», 2005. -360с., стр.24−27;
3. Деняк О. А. авторский сайт «Транспортные системы». URL: https://fc62f4981c66e5d1e89e572a49c8b75926e88cc2.googledrive.com/host/0B53df6JE1SCZYWNwbVVscXluSzQ/;
4. Расчет тарифных расстояний и провозной платы//Официальный сайт ОАО РЖД. URL: http://rpp.rzd.ru/Rzd/;
5. Тарифы на грузоперевозки//Официальный сайт компании EAST LINES. URL: http://www.eastlines.ru/tariffs/.