Деятельность Муниципального учреждения «Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа»
Практика имеет своей целью закрепление теоретических знаний, и приобретение профессиональных умений и навыков в сфере управления органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями, позволяющих менеджеру в области государственного и муниципального управления эффективно выполнять свои функции и принимать… Читать ещё >
Деятельность Муниципального учреждения «Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Факультет заочного и дистанционного обучения Кафедра государственного и муниципального управления ОТЧЕТ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
81 100.62 Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»
Выполнил студент Каримова Эльвина Хайдарьяновна академическая гр. 13УМС-301, курс 3
Руководитель практики от кафедры:
Ягафаров Шакир Шафкатович, канд. физ.-мат. наук, доцент Руководитель практики от организации:
Накоряков П. М. Начальник МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму ЗГО Челябинск
ХАРАКТЕРИСТИКА Настоящая характеристика дана студенту Челябинского Государственного университета Факультета заочного и дистанционного обучения группы 13УМС-301 Каримовой Эльвине Хайдарьяновне
1. Название практики: организационно-управленческая
2. Место прохождения практики:
Муниципальное учреждение «Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа»
3. Выполняемая студентом работа:
Изучение внутренней документации МУ УФКСиТ ЗГО (документы по кадрам, внутренние процедуры, должностные инструкции), анализ деятельности Управления, знакомство с отчетностью и планами; изучение организационной структуры Управления, подготовка материала для написания выпускной квалификационной работы и т. д.
4. Оценка прохождения практики
Каримова Э.Х. за время прохождения преддипломной практики показала хороший теоретический уровень подготовки в вопросах государственного и муниципального управления. Всю порученную работу выполняла добросовестно. Стремилась приобретать новые знания, чтобы быть еще более полезной компетентной. В целом работу Каримовой Э. Х. можно оценить на «отлично».
5. Время прохождения практики
С 2 февраля по 15 марта 2015 года Начальник МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму ЗГО ____________ /Накоряков П.М./
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по производственной практике
Студенту группы | 13УМС-301 | |
Фамилия, имя, отчество | Каримовой Эльвине Хайдарьяновне | |
Место прохождения практики | Муниципальное учреждение «Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа» | |
Тема ВКР | Совершенствование муниципального управления в сфере физической культуры и спорта на примере Златоустовского городского округа | |
Содержание индивидуального задания | 1 Анализ муниципального управления в сфере физической культуры и спорта на территории Златоустовского городского округа 2 Проблемы развития физической культуры и спорта Златоустовского городского округа | |
Дополнительные (более углубленные) вопросы для изучения на практике | Основные направления совершенствования муниципального управления развитием физической культуры и спорта | |
Рекомендуемые общенаучные и специальные методы для проведения исследования (отметить при консультации с руководителем практики) | 1.обобщение 2. наблюдение 3.сравнение 4. описание 6.анализ 11.социологический опрос 12. интервью 16.сводка и группировка | |
Дата выдачи задания и подпись руководителя практики | ||
Дата получения задания студентом и подпись | ||
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. Организационная характеристика МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа
2. Анализ муниципального управления в сфере физической культуры и спорта на территории Златоустовского городского округа
3. Ключевые проблемы в управлении развитием физической культурой и спортом на территории Златоустовского городского округа ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Организационно-управленческая практика студентов факультета Управления ЧелГУ, обучающихся по направлению 81 100.62 «Государственное и муниципальное управление», является частью учебного процесса, одним из важных этапов подготовки будущих руководителей.
Практика имеет своей целью закрепление теоретических знаний, и приобретение профессиональных умений и навыков в сфере управления органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями, позволяющих менеджеру в области государственного и муниципального управления эффективно выполнять свои функции и принимать эффективные управленческие решения, а также сбор и систематизация необходимого материала для выполнения практического раздела выпускной квалификационной работы.
Организационно-управленческая практика проходила в МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа в ведении темы выпускной квалификационной работы: «Совершенствование муниципального управления в сфере физической культуры и спорта на примере Златоустовского городского округа».
При написании отчета по практике поставлены следующие задачи:
? дать организационную характеристику МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа;
? провести анализ муниципального управления в сфере физической культуры и спорта на территории Златоустовского городского округа;
? выявить ключевые проблемы в управлении физической культурой и спортом на территории Златоустовского городского округа.
1. Организационная характеристика МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа Муниципальное учреждение Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа (далее — Управление) является отраслевым органом Администрации округа.
Организационно-правовая форма «Управления по физической культуре, спорту и туризму», как юридического лица — муниципальное учреждение.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Челябинской области, Уставом Златоустовского городского округа, правовыми актами органов местного самоуправления Златоустовского городского округа и Положением.
В своей деятельности Управление подчиняется Главе Администрации города. Координирует и контролирует работу Управления заместитель Главы Администрации города по социальному развитию.
Полное наименование: Муниципальное учреждение Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа.
Сокращенное наименование: Управление по ФКСиТ ЗГО.
Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, круглую печать с изображением герба Златоустовского городского округа и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы, бланки и официальные атрибуты; от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, может выступать истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридический адрес: ул. Калинина, 7, г. Златоуст, Челябинская область, 456 200.
Миссию МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму можно сформулировать следующим образом: «Создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом».
Целью МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа является «Повышение качества жизни населения Златоустовского городского округа путем снижения распространения вредных привычек (курение, наркомания, алкоголизм и пр.), в том числе отказ от вредных привычек, снижение заболеваемости вследствие общего оздоровления населения ЗГО путем:
? создания условий для занятий физической культурой и спортом различных слоев населения;
? укрепления и развития материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом;
? увеличения количества проводимых спортивно-массовых мероприятий;
? увеличения количества спортсменов, представляющих ЗГО в составе сборных команд области, УрФО, РФ по различным видам спорта на соревнованиях Всероссийского и международного уровня;
? завоевания медалей на соревнованиях различного уровня;
? рекламно-информационного обеспечения деятельности МУ Управление по ФКСиТ ЗГО.
Основные задачи Управления:
1) создание условий для развития массовой физической культуры, спорта и туризма на территории Златоустовского городского округа;
2) привлечение различных групп населения к регулярным занятиям различными формами физической культуры, спорта и туризма с целью повышения уровня физической подготовки, сокращения заболеваемости, повышения работоспособности и улучшения социальной обстановки в обществе;
3) обеспечение развития материально-технической и спортивной базы для занятий физической культурой, спортом и туризмом;
4) пропаганда здорового образа жизни среди населения.
Для осуществления целей и задач МУ Управление по ФКСиТ ЗГО выполняет функции:
? определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
? популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
? организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
? утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Златоустовского городского округа;
? содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территории Златоустовского городского округа официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
? утверждение порядка формирования спортивных сборных команд Златоустовского городского округа, их обеспечение;
? участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных спортивных мероприятий.
Структура Муниципального учреждения Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа целенаправленно выработана и воспроизведена в силу того, что она:
— позволяет рационально разделить и специализировать труд персонала по функциональным и содержательным задачам;
— формирует важнейшие каналы отношений и связей внутри коллектива, а также работников с потребителями;
— определяет задачи и обязанности каждого работника;
— определяет взаимоотношения между ними, а также их профессиональные роли.
Организационная структура управления представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Организационная структура управления МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа Таким образом, можно определить, что данная организационная структура носит линейно-функциональный характер.
Такая структуризация — осуществляет процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свои задачи, права и ответственность в соответствии с положением в иерархической структуре.
Данный тип организационной структуры исходит из представлений о целевых функциях МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа и функциональном назначении подразделений, работников, операций. Организационная структура концентрируется вокруг подразделений с ключевыми функциями (звенья основного производства), к которым примыкают смежные, второстепенные и третьестепенные подразделения.
Помимо функционального критерия, в организационной структуре учтена специализация работ, объем полномочий и размер контрольных функций подразделений, а также методы координации между ними.
Управлением руководит на принципах единоначалия начальник Управления, который действует без доверенности от имени Управления. В своей деятельности начальник Управления руководствуется действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Должность «начальник Управления» относится к высшим муниципальным должностям муниципальной службы (4 группа), включенным в реестр муниципальных должностей муниципальной службы по Челябинской области.
Начальник Управления назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Главы Златоустовского городского округа.
Начальник Управления:
? организовывает работу Управления;
? обеспечивает исполнение полномочий Управления;
? вносит в установленном порядке в Администрацию ЗГО проекты муниципальных правовых актов и предложения по ним;
? организует в пределах своих полномочий выполнение муниципальных правовых актов;
? утверждает должностные инструкции руководителей муниципальных учреждений;
? утверждает должностные инструкции муниципальных служащих Управления;
? принимает, переводит, увольняет, поощряет, применяет меры материального и дисциплинарного взыскания, предоставляет отпуска, направляет в служебные командировки муниципальных служащих (работников) Управления в установленном порядке, кроме заместителя начальника Управления;
? распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных ассигнований по смете доходов и расходов Управления;
? заключает договоры и выдает доверенности в пределах своих полномочий, установленных муниципальными правовыми актами;
? вносит предложения по структуре и штатной численности Управления в установленном порядке;
? вносит предложения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений в установленном Городской думой порядке;
? вносит предложения по кандидатурам руководителей муниципальных учреждений в установленном порядке;
? заключает трудовые договоры на основании муниципальных правовых актов, поощряет, принимает меры материального и дисциплинарного взыскания, предоставляет отпуска, направляет в служебные командировки руководителей муниципальных учреждений в установленном порядке;
? взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
? взаимодействует с Минспорттуризмом Челябинской области;
? организует взаимодействие с общественными и другими организациями, в том числе зарубежными и т. д.
Начальник Управления имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности в установленном порядке.
Организационные формы работы МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа позволяют гибко реагировать на экономическую конъюнктуру, сокращая при этом излишнее количество уровней подчинения и численность персонала учреждения. В настоящее время успешно реализованная такая форма помогает освоение информационных технологий.
Штатная численность МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа имеет следующий вид (таблица 1).
Таблица 1 — Штатная численность МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа
№ пп | Наименование должности | Количество единиц | ||
количество управленческого персонала | Количество единиц, не относящихся к управленческому персоналу | |||
1. | Начальник | |||
2. | Заместитель начальника | |||
3. | Главный специалист | |||
4. | Ведущий специалист | |||
5. | Специалист 1 категории | |||
Итого: | ||||
6. | Методист | |||
7. | Инженер | |||
8. | Главный бухгалтер | |||
9. | Заместитель главного бухгалтера | |||
10. | Экономист | |||
11. | Бухгалтер | |||
12. | Секретарь-машинистка | |||
13. | Программист | |||
14. | Водитель | |||
Итого: | ||||
Всего численность единиц: | ||||
Анализ персонала МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа за 2012;2014 гг. представлен в таблице 2.
Таблица 2 — Численность персонала 2012 — 2014 годы
Наименование показателей | Ед. изм. | В % к 2012 | В % к 2013 | ||||
Списочная численность | Чел. | 94,4 | 104,7 | ||||
В том числе: мужчины | Чел. | 88,6 | 109,6 | ||||
Женщины | Чел. | 98,2 | 101,8 | ||||
Среднесписочная численность | Чел. | 94,1 | |||||
Увеличение численности персонала косвенно свидетельствует о платежеспособности Управления.
Анализ персонала по категориям в 2012 — 2014 годы представлен в таблице 3.
Таблица 3 — Анализ персонала по категориям в 2012 — 2014 годы
Категории персонала | Ед. изм. | ||||
Списочная численность, всего | Чел. | ||||
— руководители | Чел. | ||||
— главные специалисты | Чел. | ||||
— специалисты 1 категории | Чел. | ||||
— ведущие специалисты | Чел. | ||||
Из таблицы 3 видно, что происходит колебание численности.
В 201 г. по сравнению с 2012 г. численность уменьшилась, но к 2014 г. происходит увеличение численности. Все эти колебания связаны со сменой руководства. Новое руководство сокращает старый аппарат управления и набирает на конкурсной основе новых квалифицированных специалистов.
Социальная структура персонала представлена в таблице 4.
муниципальный управление спорт Таблица 4 — Анализ социальной структуры персонала
Классификация | ||||
— по образованию | Высшее | Высшее | Высшее | |
— по полу: женщины | 65% | 65% | 65% | |
По возрасту: | От 21 года до 60 лет | От 22 лет до 60 лет | От 23 лет до 60 лет | |
По стажу | От 3лет до 40 лет | От 2 лет до 42 лет | От 1 года до 45 лет | |
Из таблицы 4 видно, что МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа привлекает к работе молодых специалистов — людей, необходимых для повышения качества возможных обязанностей.
Информация, полученная в процессе исследования, позволяет утверждать, что «омоложение» персонала происходит, в первую очередь, потому, что после проведения сокращения штатов, оставляют молодые перспективные кадры, которые легко обучаемы, легче восприимчивы к изменениям специфики работ, более подготовлены к нововведениям. А, во-вторых, это происходит потому, что в организации у службы управления персоналом сформировано мнение, что эффективнее использовать молодые кадры, выявить их проблемы, мотивировать их на повышение продуктивности труда, заинтересовать и увлечь работой, чем заниматься переквалификацией работников предпенсионного возраста.
На основе вышеизложенного возможно сказать, что МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа имеет молодых высококвалифицированных сотрудников, целеустремленных заинтересованных в улучшении качества труда. Администрация МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа, руководствуясь законодательными актами осуществляет эффективную кадровую политику, что подтверждается анализом движения кадров.
Следовательно, при прочих благоприятных условиях для сотрудников МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа необходимо успешно пройти аттестацию, ежегодно проводимую в учреждении.
Анализ обеспеченности организации персонала представлен в таблице 5.
Из таблицы 5 видно, что штаты укомплектованы полностью. По плану имеется в наличии одно свободное место. Служащие выполняют план полностью.
Таблица 5 — Анализ обеспеченности организации персонала
Категории работающих | По бизнес-плану | Фактически | Выполнение плана, % | Отклонение от плана | ||
Недостаток | Излишек | |||||
Начальник Управления | ; | ; | ||||
Зам. начальника | ; | ; | ||||
Ведущие специалисты | ; | ; | ||||
Главные специалисты | — 1 | ; | ||||
Специалисты 1 категории | ; | ; | ||||
МОП | ; | ; | ||||
Проанализируем движение кадров в таблице 6.
Таблица 6 — Анализ движения кадров
Показатели | 2012 — 2013 | ||
1. Выбыло рабочих с организации, чел. | |||
2. Принято в организацию, чел. | |||
3. Среднесписочное число служащих | |||
4. Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению | 0,03 | 0,02 | |
5. Коэффициент оборота рабочей силы по приему | 0,03 | 0,02 | |
Таблица 6 показывает, что за 2012 — 2013 гг. уволилось по собственному желанию больше человек, чем в 2014 г. На место выбывших, принимают на работу людей на конкурсной основе, высококвалифицированных кадров с высшим образованием.
Материальная мотивация направлена на обеспечение хорошего достатка в доме, получение «достойной» заработной платы и т. д. Среди других факторов можно выделить:
— выделение путевок в оздоровительные учреждения (санатории, дома отдыха);
— дополнительные отпускные деньги, размер которых зависит от стажа работника в данной организации.
В качестве стимуляции используют социально-психологический метод мотивации, включающий в себя награждения почетными грамотами, присвоение степеней и званий, так же награждение Правительственными наградами.
В МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа используется автоматизированная система документооборота, которая позволяет целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все производственные, экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.
В МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа, как и в любой другой организации совместной деятельности людей по достижению ими целей, имеет место организационная культура.
МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа в рамках организационной культуры использует следующие принципы при работе с персоналом:
? привлечение к работе специалистов высокого класса с достаточно независимым и профессиональным складом мышления;
? создание со стороны администрации приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;
? формирование вознаграждений двумя составляющими — в форме фиксированного оклада и переменной части. Переменная часть представляет собой дополнительное вознаграждение, а также возможность роста по карьерной лестнице;
? стимулирование личной инициативы работников при решении общих задач и постоянство правил поведения в фирме;
? доверие к отделам МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа со стороны администрации;
? развитие коллективных методов разрешения проблем, разделение успеха между работниками, интересными с точки зрения создания организационной среды, привлекающей в МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа лучших в своей профессии людей.
В состав организационной культуры входит управленческая культура организации. Она реализуется в повышении эмоционального состояния работников и активизации их деятельности.
С целью выяснить мнение работников о существующей в МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа организационной культуре нами был проведен опрос (таблица 7).
Таблица 7 — Результаты опроса
Вопросы | Ответы | |||||
Да | нет | не вполне | не волнует этот вопрос | ИТОГО | ||
Устраивают ли Вас границы организации и критерии вхождения и выхода из нее (установление критериев членства в организации, и ее группах) | ||||||
Устраивают ли Вас награждения и наказания, имеющие место быть в МУ? | ||||||
Устраивают ли Вас личностные отношения между сотрудниками МУ (в т.ч. начальник-подчиненный; сотрудники одного уровня и т. п.)? | ||||||
Устраивает ли Вас идеология МУ? | ||||||
Устраивает ли Вас определение и распределение статусов в организации? | ||||||
В целом, картина довольно благоприятная, сотрудников в большей степени устраивает существующие в МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа элементы организационной культуры.
Организационное воздействие, оказываемое на персонал, способствует высокому уровню регламентации управления. В этом нас убедило наличие на данном предприятии внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа хорошо проработанного Положения МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа;
правил внутреннего трудового распорядка, разработанных в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федерального закона РФ «О государственных и муниципальных предприятиях», нормативных актов Российской Федерации, нормативных актов Челябинской области, органов местного самоуправления Златоустовского городского округа;
наличие четкой организационной структуры управления и штатных структур предприятия;
наличие четких должностных инструкций сотрудников с определением функциональных обязанностей работника и нормированием труда;
используются экономические методы воздействия на персонал, такие, как мотивация и стимулирования труда В МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа применяются эффективные виды распорядительных воздействий. Основанием для такого вывода послужило наличие:
? четких приказов начальника МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов и ответственных.
Коллектив управления МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа в силу специфики своей работы можно смело назвать сплоченным, возможно этому способствует общая цель и теснота взаимодействия друг с другом.
2. Анализ муниципального управления в сфере физической культуры и спорта на территории Златоустовского городского округа Система физической культуры и спорта Златоустовского городского округа представляет собой совокупность учреждений, объектов соответствующего профиля. Основу данной системы составляют муниципальные учреждения, коллективы физкультуры, в которых закладывается фундамент всестороннего развития физических и духовных сил, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и достижение высоких спортивных результатов.
Для решения вышеуказанных задач МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа располагает следующей материально-технической базой, представленной в таблице 8.
Таблица 8 — Материально-техническая база физкультуры и спорта Златоустовского городского округа
№ | Спортивные сооружения | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
1. | Стадионы | ||||
2. | Спортивные площадки | ||||
3. | Спортивные залы | ||||
4. | Крытые бассейны | ||||
5. | Лыжные базы | ||||
6. | Хоккейные коробки, катки | ||||
7. | Горнолыжные трассы | ||||
МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа участвует в повышении качества жизни населения Златоустовского городского округа путем снижения распространения вредных привычек (курение, наркомания, алкоголизм и пр.), в том числе отказ от вредных привычек, снижение заболеваемости вследствие общего оздоровления населения района и создание условий для занятий физической культурой и спортом различных слоев населения, также:
? укрепление и развитие материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом;
? увеличение количества проводимых спортивно-массовых мероприятий;
? увеличение количества спортсменов, представляющих Златоустовский городской округ в составе сборных команд области, УрФО, РФ по различным видам спорта на соревнованиях Всероссийского и международного уровня;
? завоевание медалей на соревнованиях различного уровня;
? рекламно-информационное обеспечение деятельности МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа.
Основополагающей задачей социально-экономического развития в Златоустовском городском округе на предстоящие годы является создание условий для роста благосостояния населения и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению вышеуказанной задачи. В то же время существенным фактом, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Для этого была разработана Программа «Златоустовский городской округ — территория здорового образа жизни на 2012 — 2014 гг.» в соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленного на обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития Златоустовского городского округа, повышение эффективности расходования средств бюджета Златоустовского городского округа.
Программа «Златоустовский городской округ — территория здорового образа жизни на 2012 — 2014 годы», предусматривает взаимодействие административных, общественных, частных организаций и учреждений по выработке согласованных мер в целях повышения уровня здоровья населения Златоустовского городского округа, эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию трудового потенциала трудящихся, патриотического воспитания и подготовки к защите Родины, обеспечения Конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой, спортом и туризмом, профилактики правонарушений, преодолению наркомании, алкоголизма и других вредных привычек подрастающего поколения.
Результативность реализации Программы
Цель программы — «Создание условий для устойчивого развития физической культуры, спорта и туризма через целенаправленное формирование финансового, материально-технического, кадрового и информационно-методического потенциала в Златоустовском городском округе, популяризация массового спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, туризмом и активному отдыху».
Основные задачи Программы:
1) совершенствование системы физического воспитания населения, информационного и нормативно-правового обеспечения физической культуры и спорта Златоустовского городского округа;
2) укрепление и развитие спортивной и материально-технической базы для занятий массовыми видами спорта, организация оздоровительной работы по месту жительства;
3) сохранение, укрепление и продолжение развития накопленных традиций в области физической культуры, спорта и туризма, обеспечение кадровой преемственности;
4) организация пропаганды физической культуры, спорта и туризма, продвижение ценности физического воспитания и здорового образа жизни;
5) создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированную на особенности развития детей и подростков;
6) развитие и совершенствование системы детско-юношеского и молодежного спорта;
7) повышение интереса различных категорий жителей Златоустовского городского округа к занятиям физической культурой и спортом.
Реализация программных мероприятий была направлена на:
? совершенствование системы управления физкультурно-спортивным движением;
? формирование потребности людей в физическом совершенствовании образовательными, информационно-пропагандистскими средствами;
? развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов, повышение эффективности их использования;
? совершенствование системы проведения городских физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий;
? улучшение системы физического воспитания в учреждениях дошкольного образования;
? повышение эффективности физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;
? совершенствование системы физического воспитания в высших учебных заведениях;
? повышение уровня физической культуры в системе производства;
? организацию работы по месту жительства и отдыха населения;
? улучшение системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
? развитие физической культуры и спорта среди инвалидов.
Эффективность использования денежных средств за 2013 — 2014 годы
В таблице 9 отражен отчет о финансировании мероприятий Программы за 2013 — 2014 годы.
Таблица 9 — Финансирование мероприятий Программы за 2013 — 2014 гг., тыс. руб.
Источник финансирования | 2013 год план | 2013 год факт | Отклонения (+/-) | 2014 год план | 2014 год факт | Отклонения (+/-) | |
Бюджет ЗГО | 13 702,6, | 13 699,3 | — 3,3 | 49 000,0 | 48 524,0 | — 476,0 | |
Частные инвестиции | 570, 0 | 560,0 | 77,0 | 77,0 | |||
Предприятия ЗГО | 245, 0 | 275,0 | ; | ; | |||
Областной бюджет | ; | ; | ; | 10 000,0 | 10 000,0 | ||
Федеральный бюджет | 29 713,5 | 29 713,5 | 80 000,0 | 80 000,0 | |||
Всего: объем финансирования | 44 171,6 | 43 412,8 | — 758,4 | 139 077,0 | 139 077,0 | ||
Анализ таблицы 9 показывает, что в 2012 году освоено 98,28%, а в 2013 году — 99,02% денежных средств. Это связано с не проведением соревнований по некоторым видам спорта в зимнее время в виду карантина по ГРИППу.
Целевые показатели Программы
В таблице 10 представлены сведения о достижении целевых показателей Программы за 2013 — 2014 годы.
Таблица 10 — Целевые показатели Программы за 2013 — 2014 годы
Индикативный показатель | Ед. изм. | год план | год факт | Оценка эффект,%. | год план | год факт | Оценка эффект.,% | |
Доля населения Златоустовского городского округа, систематически занимающегося физической культурой и спортом. | % | 20,6 | 20,75 | 1,01 | 20,9 | 23,65 | 1,13 | |
Доля учащихся, занимающихся в спортивных школах. | % | 15,4 | 15,9 | 1,03 | 15,9 | 16,7 | 1,05 | |
Количество спортивных сооружений | ед. | 1,02 | 1,01 | |||||
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений | чел. | 3 800 | 3 800 | 1,0 | 4 000 | 4 500 | 1,13 | |
Количество физкультурно-массовых мероприятий среди всех категорий населения. | ед. | 1,2 | 1,1 | |||||
Количество учреждений, развивающих физическую культуру, спорт и туризм | ед. | 1,02 | 1,01 | |||||
Количество штатных работников в сфере физической культуре и спорте | чел. | 1,06 | 1,02 | |||||
Численность населения, занимающихся туризмом: дети взрослые | чел. | 1 300 | 1,01 1,1 | 1 400 | 1,01 1,1 | |||
Количество туристических маршрутов | ед. | ; | 1,14 | |||||
Уровень фактической обеспеченности учреждениями физической культуры и от нормативной потребности: спортивными залами: плавательными бассейнами: плоскостными спортивными сооружениями: | % | 13,4 | 29,5 | 1,05 1,04 1,05 | 30,8 | 31,6 | 1,04 ; 1,03 | |
Удовлетворённость населения дополнительным спортивно-оздоровительным образованием детей. | % | 30,2 | 30,2 | ; | 33,2 | 33,2 | ; | |
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка достижения плановых индикативных показателей, соответственно таблице 10, составляет от 1 до 1.4 и показывает высокую эффективность использования бюджетных средств (превышение целевого значения), что подтверждает правильно выбранную политику МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа, полную реализацию всей совокупности программных мероприятий позволившей развивать и внедрять физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, удовлетворить потребности горожан в занятиях физической культурой, спортом и туризмом.
Решение целей и задач, обозначенных в программе, позволило достичь следующих результатов:
1) увеличить долю населения Златоустовского городского округа, систематически занимающихся физической культурой спортом и туризмом до 23,65%;
2) увеличить долю учащихся, занимающихся в спортивных школах до 16,7%;
3) повысить единовременную пропускную способность спортивных сооружений до 4 500 человек;
4) повысить уровень квалификации физкультурных кадров на всех уровнях деятельности (количество участвующих в семинарах, конкурсах, курсах повышения квалификации);
5) улучшить социально-экономическое положение в Златоустовском городском округе за счет снижения уровня заболеваемости, увеличение работоспособности активного и творческого долголетия (динамика уровня заболеваемости и продолжительности жизни);
6) создать условия для эффективной работы спортивных школ и достижение спортсменами высоких спортивных результатов (индикативные показатели);
7) повысить численность населения, занимающихся туризмом (взрослых до 1 500 человек, детей до 450 человек);
8) увеличить количество туристических маршрутов до 10.
Таким образом, важнейшим результатом реализации Программы стало увеличение численности населения Златоустовского городского округа, занимающегося физической культурой, спортом и туризмом и ведущего здоровый образ жизни.
Совокупность программных мероприятий при их полной реализации позволило существенным образом повысить интерес населения к занятиям физической культурой, спортом и туризмом, удовлетворить потребность в физической нагрузке.
3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА ТЕРРИТОРИИ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА С целью выявления степени удовлетворенности населения деятельностью местных органов власти в области развития физической культуры и спорта в Златоустовском городском округе за 2011 — 2013 годы МУ Управлением по физической культуре, спорту и туризму в январе — феврале 2014 года был проведен социологический опрос задачами которого были:
1) выявить степень удовлетворенности населения спортивной инфраструктурой;
2) выявить, насколько востребованы новые спортивные объекты в рамках города;
3) выявить потребность в новых спортивных объектах.
Опросом было охвачено 2158 респондентов. Выборка — территориальная, случайная. Структура выборки представлена в таблице 11.
Таблица 11- Структура выборки респондентов социологического опроса
Респонденты | Количество опрошенных | |
Жители жилмассива | ||
Сотрудники и воспитанники учреждений спортивной направленности | ||
Студенты от 17 лет | ||
Учащиеся общеобразовательных школ от 12 до 17 лет, не являющиеся воспитанниками учреждений спортивной направленности | ||
Для сбора информации использовался метод анкетирования. Анкетирование проводилось по месту жительства или учебы респондента. В процессе опроса применялось два варианта анкет: первый для молодежи и взрослых, второй для детей (смысл вопросов в анкете тот же, что и в первом варианте, но формулировки адаптированы для восприятия детей) (Приложение К).
Согласно результатам опроса общее число респондентов удовлетворенных (27,29%) и скорее удовлетворенных, чем не удовлетворенных (39,62%) изменениями, произошедшими в спортивной инфраструктуре округа за 2011 — 2013 годы составляет 66,91%. Процент неудовлетворенных и скорее неудовлетворенных изменениями составил соответственно 11,91% и 21,18% опрошенных.
Графически результаты ответов на вопрос «Как вы относитесь к изменениям, произошедшим в спортивной инфраструктуре в округе» представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 — Результаты ответов на вопрос «Как вы относитесь к изменениям, произошедшим в спортивной инфраструктуре в округе»
Согласно результатам опроса общее число респондентов удовлетворенных (15,11%) и скорее удовлетворенных, чем неудовлетворенных (27,71%) количеством специализированных мест (коробки, спортзалы и т. п.) составляет 42,82%. Процент неудовлетворенных и скорее неудовлетворенных, чем удовлетворенных составил соответственно 27,39% и 29,80% опрошенных.
Графически результаты ответов на вопрос «Вы удовлетворены количеством специализированных мест (коробки, спортзалы и т. п.) для занятий спортом в городе?» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 — Результаты ответов на вопрос «Вы удовлетворены количеством специализированных мест (коробки, спортзалы и т. п.) для занятий спортом в городе?»
Согласно результатам опроса общее число респондентов, которые считают новые спортивные объекты очень востребованными (35,77%) и востребованными (50,56%), составляет 86,33%. Процент опрошенных, которые считают новые спортивные объекты не востребованными, составил 8,76%. Затруднились ответить на вопрос — 4,91% (только учащиеся общеобразовательных школ). Графически результаты ответов на вопрос «Насколько, по Вашему мнению, востребованы новые спортивные объекты в рамках города?» представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 — Результаты ответов на вопрос «Насколько, по Вашему мнению, востребованы новые спортивные объекты в рамках города?»
Согласно результатам опроса, ответы респондентов на вопрос «Какого типа спортивные сооружения на ваш взгляд необходимо строить в округе в первую очередь? (не более двух)» распределились следующим образом:
— спортивные залы — 27,83%;
— плавательные бассейны — 26,13%;
— спортивные площадки — 22,97%;
— стадионы — 17,87%;
— другое — 5,2%.
Среди других спортивных сооружений были предложены:
— Спортобъекты для зимних видов спорта — 33,66%;
— Прочие спортобъекты — 22,44%;
— Спортобъекты для легкой атлетики — 18,05%;
— Спортобъекты для интеллектуальных видов спорта — 12,20%;
— Универсальные спортобъекты — 8,29%;
— Спортобъекты для велоспорта — 5,37%.
По вопросу первоочередности строительства спортивных сооружений, мнения горожан разделились следующим образом:
— среди воспитанников спортивных учреждений большинство (31,73%) считает, что в первую очередь необходимо строить спортивные залы;
— 29,35% жителей жилмассива отдают приоритет спортивным площадкам;
— большинство студентов (27,79%) и учащихся общеобразовательных школ (25,48%) считают, что в первую очередь городу необходимы плавательные бассейны.
Графически результаты ответов на вопрос: «Какого типа спортивные сооружения на ваш взгляд необходимо строить в городе в первую очередь? (не более двух)» представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 — Результаты ответов на вопрос: «Какого типа спортивные сооружения на ваш взгляд необходимо строить в городе в первую очередь? (не более двух)»
Предложения респондентов по другим спортивным сооружениям представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 — Другие спортивные сооружения, предложенные респондентами
Согласно результатам опроса общее число респондентов удовлетворенных (25,16%) и скорее удовлетворенных, чем не удовлетворенных (40,82%) деятельностью муниципальной власти по развитию физкультуры и спорта в городе составляет 65,98%. Процент неудовлетворенных и скорее неудовлетворенных деятельностью составил соответственно 10,61% и 23,40% опрошенных.
Суммарный процент удовлетворенных деятельностью и скорее удовлетворенных, чем не удовлетворенных составил:
— среди учащихся общеобразовательных школ — 83,99%.
— среди студентов — 61,91%.
— среди сотрудников и воспитанников спортивных учреждений — 59,23%.
— среди жителей жилмассива — 57,22%.
Графически результаты ответов на вопрос «Как вы относитесь к проведению муниципальной властью мероприятий по развитию физкультуры и спорта в округе?» представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 — Результаты ответов на вопрос «Как вы относитесь к проведению муниципальной властью мероприятий по развитию физкультуры и спорта в округе?»
Предложения респондентов по открытому вопросу «Какие действия должна предпринять муниципальная власть для удовлетворения Ваших потребностей в занятиях физической культурой и спортом?» укрупнены и сведены в таблицу 12.
Таблица 12 — Предложенные варианты действий для удовлетворения потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом (укрупненная смысловая группировка)
Предложенные варианты | Количество упоминаний | |
Строить современные спортивные объекты (возле школ, на жилмассиве, в отдаленных от центра районах): стадионы, спортплощадки, спортзалы, коробки, бассейны, турники, спортцентры, спорткомплексы, тренажерные залы, танцевальные залы, спортшколы, катки, л/а манеж, теннисные корты, сектора для метания/толкания, парки для бега, спортобъекты для занятий лыжным спортом, велосипедные и беговые дорожки, клуб интеллектуальных игр, скалодром, парк для сноубордистов, спортивные лагеря, | ||
Доступность для разных слоев населения: спортплощадок, секций, бассейнов, стадионов, спортзалов, катков, спорткомплексов, фитнес-клубов, тренажерных залов, прокат спортинвентаря | ||
Проводить больше разнообразных спортивных мероприятий (общегородских, международных, для детей и взрослых, массовых): турниры, соревнования, культурно-профилактические мероприятия, спортивные праздники, массовые зарядки, шахматные турниры, спартакиады, дни открытых дверей, оздоровительные программы | ||
Улучшить (увеличить) финансирование: отрасли ФКиС в целом, детского спорта, спортшкол, спортклубов, спортсменов, соревнований, малообеспеченных многодетных семей, выездов спортсменов на соревнования и сборы, боевых единоборств, школ и институтов. Выделять деньги на нужды отрасли. Выделять гран-ты ТСЖ для строительства спортплощадок | ||
Бесплатные: спортзалы, бассейны, кружки, секции, площадки, стадионы, клубы, тренажеры, спорткомплексы | ||
Материальное обеспечение ведущих спортсменов и тренеров: повышение зарплаты, обеспечение жильем, возвращение трене-рам педагогического стажа. Привлечение профессиональных тренеров. Поощрение лучших спортсменов. Стимулирование молодых спортсменов (бюджетные места, стипендии) | ||
Пропаганда и реклама физической культуры и спорта | ||
Развивать спорт: дворовой, массовый, неформальные виды, пулевую стрельбу, экстремальные виды, фитнес, на окраинах города, интеллектуальные виды, неолимпийские виды спорта, фигурное катание | ||
Обновление инвентаря (улучшение условий) спортивных сооружений: спортзалов, школ, спортплощадок, стадионов | ||
Развивать детский спорт, привлекать молодежь | ||
Реклама и пропаганда ЗОЖ | ||
Ремонт существующих спортивных сооружений | ||
Создавать больше спортивных секций: для детей, для людей с ограниченными возможностями, бесплатные, в школах, по месту жительства | ||
Информировать население: о новых спортивных объектах, о спортивных учреждениях, о мероприятиях, о соревнованиях, о целевых программах | ||
Привлечение к занятиям спортом населения, увеличить массовость | ||
Агитация и пропаганда: по ТВ, молодежи, антиалкогольная и антитабачная политика | ||
Взаимодействовать с общественностью: учитывать мнение опрашиваемых, молодых активистов, создать физкультурный сайт, содействовать молодежной инициативе, проводить опросы | ||
Больше рекламы в СМИ | ||
Улучшить качество обслуживания: улучшить квалификацию кадров, лучше обучать персонал, увеличить количество инструкторов-методистов на жилмассивах | ||
Больше внимания уделять развитию ФКиС: обеспечить условия для развития, развивать спортивные организации и ДЮСШ | ||
Таким образом, большинство жителей Златоустовского городского округа (61% от числа опрошенных) оценили условия для развития физической культуры и спорта как хорошие и скорее хорошие.
Большинство респондентов (62%) оценили положительно организацию проводимых спортивных мероприятий.
Позитивность при оценивании «спортивной» ситуации, выявленная в ответах населения, связана, прежде всего, с активизацией организационного ресурса округа в спортивной деятельности.
Причинами отрицательной оценки условий для занятия физической культурой и спортом являются, по мнению респондентов, отсутствие или недостаточное финансирование спортивной деятельности, а также плохое состояние материально-технической базы спортивной отрасти Златоустовского городского округа или ее отсутствие.
Однако, для дальнейшего роста удовлетворенности условиями для занятия физической культурой и спортом, а также изменения таких показателей, как доля занимающихся спортом, необходимо решение вопросов, связанных, в первую очередь, с материальными затратами: строительство новых спортивных объектов, ремонт имеющихся спортивных сооружений, обновление и приобретение спортивного инвентаря.
Практически каждый третий респондент внес предложение о лучшем финансировании спортивной деятельности.
Вместе с тем, жителями округа были также даны и предложения по развитию физической культуры и спорта Златоустовского городского округа, реализация которых не требует существенных вложений со стороны органов местного самоуправления, в том числе:
— рост числа проводимых спортивных праздников;
— развитие туризма и военно-патриотического движения;
— пропаганда спорта;
— запрет алкоголя и сигарет;
— рост числа проводимых спортивных состязаний между школами, классами;
— создание дополнительных площадок для спортивных игр;
— вовлечение родителей и детей занятием спортом и физкультурой и др.
В ходе анализа муниципального управления развитием физической культуры и спорта выявлены следующие проблемы, с которыми сталкивается МУ Управление по физической культуре, спорту и туризму Златоустовского городского округа:
? недостаточно проработанная нормативно-правовая база;
? отсутствие инфраструктуры спортивных учреждений, которые бы адекватно отвечали потребностям, интересам и проблемам населения в сфере физической культуры и спорта;
? не укомплектованность квалифицированными специалистами физического воспитания в образовательных учреждениях из-за низкой заработной платы,
? недостаточный уровень кадрового обеспечения работы в сфере физической культуры и спорта;
? недостаточный уровень финансирования;
? недостаточная оснащенность качественным спортивным инвентарем и оборудованием;
? отсутствие системы диагностики и механизма комплексного социального мониторинга состояния сферы физической культуры и спорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог прохождению организационно-управленческой практики, следует отметить, подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин в целом проходит более полно и объемно, если есть возможность реально при прохождении практики лично увидеть его применение.
Общее впечатление от пройденной практики — закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе получения деятельности предприятия отрасли положительное. Считаю, что цель проделанной работы — выполнена.
В период прохождения организационно-управленческой практики был проведен анализ МУ Управление по физической культуре спорту и туризму Златоустовского городского округа из которого выяснили, что важнейшей его целью является повышение уровня здоровья населения Златоустовского городского округа, эффективное использование средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию трудового потенциала трудящихся, патриотического воспитания и подготовки к защите Родины, обеспечение Конституционной гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физической культурой, спортом и туризмом, профилактики правонарушений, преодоление наркомании, алкоголизма и других вредных привычек подрастающего поколения.
Основной задачей МУ Управления по физической культуре, спорту и туризму на 2012 — 2014 годы является реализация единой государственной политики в сфере физической культуры, спорта и туризма в Златоустовском городском округе.