Психофизиологические факторы эффективности деятельности операторов транспортных систем в условиях информационной нагрузки
Анализ данных глазодвигательной активности показал, что авиадиспетчеры с высокой вероятностью ошибочных действий в профессиональной деятельности при возникновении моделируемых на тренажере критических ситуаций демонстрируют выраженное снижение эффективности переработки визуальной информации, проявлявшееся в увеличении общего количества зрительных фиксаций и снижении средней и суммарной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Проблема высокой информационной нагрузки в профессиональной деятельности специалистов операторского профиля
- 1. 2. Психофизиологические показатели умственного напряжения у операторов
- 1. 3. Современные подходы к изучению психофизиологических факторов эффективности деятельности при информационных нагрузках
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Материал исследования
- 2. 1. 1. Социально-демографическая характеристика обследованных лиц
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Психофизиологические методы
- 2. 2. 2. Экспериментально-психологические методы
- 2. 2. 2. 1. Экспериментальная процедура «Машинист» для оценки характеристик познавательной деятельности работников локомотивных бригад в моделируемых условиях поездной работы
- 2. 2. 2. 2. Экспериментальная процедура «РПЭС» для оценки характеристик познавательной деятельности операторов в моделируемых стрессогенных условиях
- 2. 2. 2. 3. Методика оценки профессиональной деятельности операторов транспортных систем в условиях работы на тренажерном комплексе для авиадиспетчеров
- 2. 2. 2. 4. 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла
- 2. 2. 2. 5. Тест «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера)
- 2. 2. 2. 6. Опросник САН (Самочувствие, Активность, Настроение)
- 2. 1. Материал исследования
- 2. 3. Процедура исследования
- 3. 1. Психофизиологические характеристики деятельности операторов в условиях моделируемого в психологическом эксперименте воздействия высокой информационной нагрузки
3.1.1. Сравнительный анализ психофизиологических характеристик деятельности при воздействии высокой информационной нагрузки у машинистов с различной вероятностью ошибочных действий в усложненных условиях труда.
3.1.2. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик машинистов с показателями эффективности деятельности при воздействии высокой информационной нагрузки.
3.2. Психофизиологические характеристики профессиональной деятельности авиадиспетчеров при воздействии высокой информационной нагрузки в условиях работы на тренажерном комплексе.
3.2.1. Особенности регуляции деятельности авиадиспетчеров при выполнении задач на тренажере в условиях высокой информационной нагрузки.
3.2.2. Анализ характеристик глазодвигательной активности авиадиспетчеров при выполнении задач на тренажере в условиях высокой информационной нагрузки.
3.2.3. Анализ динамики показателей физиологической активации при выполнении задач на тренажере в условиях высокой информационной нагрузки у авиадиспетчеров
Психофизиологические факторы эффективности деятельности операторов транспортных систем в условиях информационной нагрузки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Начавшаяся в 80−90-х годах глобальная компьютеризация всех сфер человеческой жизнедеятельности оказала значительное влияние на рост интереса к проблеме информационного взаимодействия человека и техники [21].
Проблема устойчивости человека к высоким информационным нагрузкам определяет необходимость тщательного изучения психофизиологических аспектов взаимодействия с информацией для оптимизации решения задач, возникающих в процессе трудовой деятельности. Особенно это касается операторов транспортных систем, чья деятельность связана с высокими информационными нагрузками, а «цена ошибки» необычайно высока. [66].
Под термином «информационная нагрузка» принято понимать существенное возрастание объективных требований к возможностям человека по переработке информации [130].
Определение психофизиологических показателей профессиональной деятельности операторов транспортных систем в ситуациях высокой информационной нагрузки позволит выявить детерминанты устойчивости человека к воздействию информационного стресса. Полученные данные могут быть использованы для совершенствования тренажерной подготовки специалистов, профессионального обучения и прогнозирования эффективности деятельности при высокой информационной нагрузке.
В связи с этим в последние годы идет активный поиск факторов, определяющих профессиональную успешность операторов в ситуациях, связанных с высокой информационной нагрузкой [14- 27- 57- 62- 66- 116- 177].
Значительное число современных исследований психологических и психофизиологических факторов эффективности профессиональной деятельности специалистов-операторов посвящены изучению адаптационных возможностей человека [4- 32- 43], функциональных состояний операторов в экстремальных условиях [12- 29- 30- 51- 59- 64], личностных качеств специалистов [69]. 4.
Между тем анализ аварийных ситуаций, показал, что высокий уровень развития профессионально важных индивидуально-психологических качеств не гарантирует высокую степень эффективности деятельности операторов транспортных систем. Так, например, 40% машинистов, допустивших аварийные инциденты в работе, обладали высоким уровнем развития профессионально важных качеств [68].
Одним из перспективных направлений исследований является изучение особенностей профессиональной деятельности операторов транспортных систем при воздействии высокой информационной нагрузки.
Большое число исследований было посвящено изучению физиологических коррелятов состояний человека-оператора, связанных с высокой информационной нагрузкой, таких как ЧСС, диаметр зрачка, КГР и других [57- 67- 78- 119- 175- 173].
Вместе с тем необходимо отметить, что недостаток подобных работ состоит в том, что в большинстве из них применяются статистические и частотные параметры физиологических сигналов на относительно длительных промежутках времени (не менее 30 е.). Это не позволяет анализировать процессы психологической и физиологической адаптации к деятельности в условиях высокой информационной нагрузки.
Кроме того, в настоящее время существуют крайне противоречивые мнения относительно факторов, которые лежат в основе эффективной деятельности при воздействии высокой информационной нагрузки.
Некоторые авторы считают, что эффективность деятельности в условиях информационной нагрузки определяют энергоресурсы, которыми обладает человек для удовлетворения требований задачи [41- 136- 177- 164]. Основная идея заключается в том, что система обработки информации человека располагает изменяющимися и ограниченными ресурсами, которые распределяются для выполнения совмещенных задач. При этом ресурсный подход не отвечает на вопрос о механизмах, обеспечивающих эффективное либо неэффективное расходование энергетических ресурсов [36]. 5.
Другие авторы, занимающие позицию «компонентного» подхода при анализе психофизиологических факторов эффективности деятельности при высокой информационной нагрузке, выделяют отдельные базовые компоненты, от комбинации которых зависит эффективность выполняемой деятельности. В качестве таковых рассматривались: мотивационный, эмоциональный, когнитивный и активационный компоненты [70- 145], индивидуально-психологические особенности [14], наличие профессионально важных качеств [153], опыт [166] и другие. Между тем в настоящее время имеется большое количество данных, свидетельствующих о низкой эффективности данного направления для решения задач прогнозирования деятельности при воздействии информационной нагрузки [19].
Вышеизложенное определило основную цель настоящего исследования: изучение психофизиологических факторов эффективности профессиональной деятельности специалистов-операторов в условиях воздействия высокой информационной нагрузки.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Исследование психофизиологических факторов эффективности познавательной деятельности операторов транспортных систем при воздействии высокой информационной нагрузки в условиях моделирующего психологического эксперимента.
2. Анализ взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик операторов транспортных систем с показателями эффективности деятельности при воздействии высокой информационной нагрузки.
3. Изучение психофизиологических характеристик деятельности операторов транспортных систем при воздействии высокой информационной нагрузки в условиях работы на тренажерных комплексах.
4. Анализ параметров глазодвигательной активности операторов транспортных систем при выполнении задач на тренажерном комплексе в условиях высокой информационной нагрузки.
5. Изучение динамики показателей физиологической активации, таких как сердечный ритм и диаметр зрачка, у операторов транспортных систем при выполнении задач на тренажерном комплексе в условиях высокой информационной нагрузки.
Объект исследования: деятельность человека-оператора в моделируемых условиях повышенной информационной нагрузки.
Предмет исследованиях психофизиологические детерминанты эффективной операторской деятельности при воздействии высокой информационной нагрузки.
Гипотезы исследования:
1. Основным фактором, влияющим на эффективность деятельности в условиях высокой информационной нагрузки, является формирование и поддержание в оперативной памяти системы целевых установок, определяющих когнитивную активность испытуемых.
2. Эффективность деятельности при воздействии высокой информационной нагрузки в значительной степени определяется способностью операторов к быстрой дифференцированной мобилизации функциональных ресурсов при усложнении условий.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили принципы активности (H.A. Бернштейн, JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, А.Н. Леонтьев), системности (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов), единства аффективных и интеллектуальных процессов (Л.С. Выготский), принцип психологического моделирования (П.К. Анохин, А. Р. Лурия, Ф.Д. Горбов) и теория функциональных систем П. К. Анохина [3- 11- 22- 24- 45- 50].
Методы исследования.
При выборе групп испытуемых мы руководствовались несколькими критериями: практически постоянное воздействие на работника значительной информационной нагрузки в процессе профессиональной деятельности, высокий уровень ответственности («цена ошибки»), реальная возможность повторного комплексного исследования, наличие объективных оценок успешности выполнения профессиональных обязанностей.
С учетом этих критериев было обследовано 100 работников локомотивных бригад, а также 39 авиадиспетчеров и студентов Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, обучающихся по специальности «авиадиспетчер».
Для исследования психофизиологических факторов успешности профессиональной деятельности машинистов нами были выбраны компьютерные тесты, моделирующие их деятельность (экспериментальная процедура «Машинист», моделирующая деятельность машинистов и их помощников в условиях высокой информационной нагрузки и экспериментальная процедура «РПЭС» для оценки характеристик познавательной деятельности операторов в моделируемых стрессогенных условиях), в силу невозможности проведения исследования в условиях реального выполнения профессиональных обязанностей этой группой испытуемых.
Индивидуально-психологические особенности обследованных лиц исследовались посредством: 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла, опросника Ч. Д. Спилбергера и опросника «САН».
Исследование деятельности авиадиспетчеров проводилось в условиях, максимально приближенных к реальным посредством моделирования на тренажере «Навигатор — 3» ситуаций, связанных с управлением воздушным движением.
Перцептивные компоненты познавательной деятельности исследовались при помощи системы бесконтактной регистрации движений глаз Tobii XI20 (частота смены кадров 120 Гц). Показатели физиологической активации в процессе деятельности оценивались по результатам непрерывной регистрации сердечного ритма и диаметра зрачка с использованием компьютерного полиграфа «Kardi2-NP» (Медицинские Компьютерные Системы) и системы Tobii XI20 (Tobii Technology).
Полученные результаты были обработаны с использованием стандартных методов математической статистики, включенных в статистические пакеты SPSS 16.0, Origin 8.0. и Excel ХР. Данные, полученные при регистрации движений глаз, были обработаны с помощью программы Tobii Studio 2.2.4, являющейся официальным программным продуктом, сопровождающим прибор Tobii XI20 Eye Tracker.
Научная новизна исследования.
Впервые проведено комплексное исследование психофизиологических факторов успешности профессиональной деятельности операторов транспортных систем (машинистов локомотивов и авиадиспетчеров) в ситуациях высокой информационной нагрузки, моделируемых как в условиях психологического эксперимента, так и в условиях работы на тренажерных комплексах.
Разработаны и апробированы методы и критерии оценки эффективности операторской деятельности по параметрам глазодвигательной активности, характеристикам динамики сердечного ритма и изменениям диаметра зрачка. Эти методы могут быть использованы для совершенствования тренажерной подготовки специалистов, профессионального обучения и динамического контроля функционального состояния операторов транспортных систем.
Впервые на материале операторов транспортных систем экспериментально доказано, что способность к формированию и поддержанию в оперативной памяти системы целевых установок является одним из факторов, обеспечиваю9 щих эффективность профессиональной деятельности в условиях высокой информационной нагрузки.
Также показано, что способность к быстрой дифференцированной мобилизации функциональных ресурсов является другим важным фактором, способствующим эффективной операторской деятельности при воздействии высокой информационной нагрузки.
Новыми являются данные о закономерностях регуляции глазодвигательной активности операторов в ситуациях высокой информационной нагрузки, экспериментально моделируемых на тренажерных комплексах.
Теоретическая значимость исследования.
Выявленные в исследовании психофизиологические закономерности профессиональной деятельности операторов в ситуациях высокой информационной нагрузки, моделируемых в условиях психологического эксперимента и при работе на тренажерных комплексах, вносят вклад в понимание таких фундаментальных проблем психофизиологии и психологии, как психофизиологическая проблема, проблема физиологических детерминант умственной деятельности, проблема психофизиологических механизмов устойчивости человека к воздействию стресса.
Практическая значимость исследования.
Показано, что апробированные в исследовании экспериментально-психологические процедуры, основанные на моделировании профессиональной деятельности в условиях эмоционального и информационного стресса (экспериментальные процедуры «Машинист» и «РПЭС»), могут использоваться в мероприятиях медико-психологического сопровождения профессиональной деятельности операторов транспортных систем, а также для прогнозирования эффективности деятельности специалистов операторского профиля в условиях высокой информационной нагрузки.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Важным фактором, определяющим эффективность операторской деятельности в условиях информационной нагрузки, является способность к формированию и поддержанию в оперативной памяти системы целевых установок, связанных с выполняемыми задачами и определяющих когнитивную активность испытуемых. В ситуациях высокой информационной нагрузки операторы, допускавшие ошибки в ходе профессиональной деятельности, обнаруживают полную или частичную утрату целевых установок, что вызывает системные нарушения регуляции их познавательных процессов.
2. Другим фактором, определяющим эффективность профессиональной деятельности при воздействии высокой информационной нагрузки, является способность к быстрой дифференцированной мобилизации функциональных ресурсов при усложнении условий работы. На увеличение информационной нагрузки операторы с низкой вероятностью ошибочных действий, в отличие от операторов с высокой вероятностью ошибочных действий в ходе профессиональной деятельности на тренажерах, реагируют быстрым возрастанием физиологической активации, проявляющимся в увеличении показателей ЧСС и диаметра зрачка, которое носит дифференцированный характер в зависимости от сложности ситуации.
3. Методический подход, основанный на использовании экспериментально-психологических процедур, моделирующих профессиональную деятельность операторов в условиях эмоционального и информационного стресса, позволяет повысить эффективность мероприятий медико-психологического сопровождения деятельности операторов транспортных систем.
Апробация работы.
Основные положения исследования докладывались на международных межвузовских конференциях студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» (2010), научно-практической конференции «Ананьев-ские чтения» (2010), а также на отчетной конференции о результатах научных исследований, финансируемых правительством Российской Федерации, отечественными и зарубежными фондами (2012).
Внедрение результатов исследования.
Результаты исследования используются в курсах лекций для клинических психологов «Методологические проблемы клинической психологии», «Методы психофизиологической коррекции», «Психофизиология».
Список работ, опубликованных по теме диссертации.
По теме диссертации опубликовано 8 работ, из них 3 в научных журналах, входящих в Перечень Высшей аттестационной комиссии Российской федерации (ВАК).
Структура и объем диссертации
.
Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и выводов. Основной текст диссертации изложен на 149 страницах компьютерного набора, содержит 11 таблиц, 22 рисунка, 2 формулы, указатель литературы, включающий 194 источника, из них 77 — на русском и 117 — на иностранных языках.
выводы.
1. В экспериментально моделируемых условиях информационной нагрузки, связанной с повышенными требованиями к скорости переработки информации, работой в многозадачном режиме и воздействием зрительных стимулов-«помех», машинисты с высокой вероятностью ошибочных действий в ходе профессиональной деятельности, в отличие от машинистов, не допускающих ошибок в поездной работе, обнаруживают снижение эффективности деятельности, проявляющееся в возрастании количества ошибочных реакций, периодической потере контроля над параметрами скорости имитируемого движения, в трудностях удержания в оперативной памяти пространственных характеристик движения.
2. В экспериментально моделируемых условиях информационной нагрузки, связанной с воздействием нейтральных и эмоциогенных акустических стимулов-«помех», машинисты с высокой вероятностью ошибочных действий в ходе профессиональной деятельности, в отличие от машинистов, не допускающих ошибок в поездной работе, обнаруживают снижение эффективности деятельности, проявляющееся в увеличении среднего времени и вариабельности сенсомоторных реакций на зрительные стимулы, а также в трудностях восприятия и воспроизведения существенной акустической информации.
3. Одним из факторов, вызывающих снижение эффективности деятельности при воздействии информационной нагрузки, связанной с работой в многозадачном режиме, повышенными требованиями к скорости переработки информации, воздействием акустических и зрительных стимулов-«помех», являются трудности формирования и поддержания в оперативной памяти системы целевых установок, связанных с выполняемой задачей.
4. Способность к эффективной деятельности при воздействии высокой информационной нагрузки связана с такими индивидуальнопсихологическими характеристиками операторов, как уровень социальной активности, положительный эмоциональный фон, развитое абстрактное мышление и готовность к сотрудничеству.
5. Использование экспериментально-психологических процедур, моделирующих деятельность операторов при воздействии эмоционального и информационного стресса, таких как процедуры «Машинист» и «РПЭС», позволяет успешно прогнозировать надежность трудовой деятельности операторов транспортных систем в стрессогенных и усложненных условиях рабочей среды.
6. Анализ данных глазодвигательной активности показал, что авиадиспетчеры с высокой вероятностью ошибочных действий в профессиональной деятельности при возникновении моделируемых на тренажере критических ситуаций демонстрируют выраженное снижение эффективности переработки визуальной информации, проявлявшееся в увеличении общего количества зрительных фиксаций и снижении средней и суммарной длительности зрительных фиксаций до уровня, не позволяющего проводить полноценный анализ ситуации. Кроме того, у таких лиц наблюдается возрастание количества зрительных фиксаций на элементах визуальной информации, несущественных для задач выполняемой деятельности. В сочетании с результатами анализа самоотчетов испытуемых полученные данные подтверждают, что одним из факторов, снижающих эффективность деятельности при высокой информационной нагрузке, являются трудности поддержания системы целевых установок в оперативной памяти.
7. При возникновении моделируемых на тренажере критических ситуаций авиадиспетчеры с низкой вероятностью ошибочных действий в профессиональной деятельности обнаруживают быстрое возрастание параметров физиологической активации, таких как ЧСС и диаметр зрачка, интенсивность которого определяется уровнем сложности ситуации. Напротив, авиадиспетчеры с повышенной вероятностью ошибочных действий в.
129 профессиональной деятельности демонстрируют более длительное возрастание параметров физиологической активации, таких как ЧСС и диаметр зрачка, которое носит недифференцированный характер и не зависит от степени сложности ситуации. Полученные данные свидетельствуют, что способность к быстрой дифференцированной мобилизации функциональных ресурсов является важным фактором, определяющим эффективность операторской деятельности при возникновении ситуаций, связанных с высокой информационной нагрузкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Сфера исследований взаимодействия человека с техникой является новым, быстро развивающимся направлением инженерной и психологической науки.
В отечественной и зарубежной литературе вопросы влияния информационных факторов на деятельность человека и его состояние получили довольно широкое освещение [23- 33- 34- 46- 61- 122- 185].
В то же время исследования эффективности профессиональной деятельности операторов транспортных систем при воздействии высокой информационной нагрузки пока малочисленны. При этом данные о возможностях человека и ограничениях, связанных с переработкой больших объемов информации могут использоваться для обеспечения безопасности движения, повышения эффективности деятельности и снижения риска развития заболеваний у специалистов операторского профиля.
Вследствие этого актуальной целью является изучение психофизиологических факторов эффективности профессиональной деятельности операторов транспортных систем в условиях воздействия высокой информационной нагрузки.
В соответствии с этой целью были сформулированы конкретные задачи исследования, направленного на выявление психофизиологических факторов эффективности познавательной деятельности операторов транспортных систем при воздействии высокой информационной нагрузки в условиях моделирующего психологического экспериментаанализ взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик операторов транспортных систем с показателями эффективности деятельности при воздействии высокой информационной нагрузкиизучение психофизиологических характеристик деятельности операторов транспортных систем при воздействии высокой информационной нагрузки в условиях работы на тренажерных комплексаханализ параметров глазодвигательной активности операторов транспортных систем при выполнении задач на тренажерном комплексе в условиях высокой информационной нагрузки;
114 изучение динамики показателей физиологической активации, таких как сердечный ритм и диаметр зрачка, у операторов транспортных систем при выполнении задач на тренажерном комплексе в условиях высокой информационной нагрузки.
Для решения этих задач использовались методы психофизиологического моделирования профессиональной деятельности, включающие анализ сенсорно-перцептивных, моторных и интеллектуально-мнестических компонентов, а также исследование данных компонентов в условиях работы специалистов операторского профиля на тренажерах, предназначенных для тренировки авиадиспетчеров.
С помощью экспериментальной процедуры «Машинист» [36], моделирующей профессиональную деятельность машиниста локомотива по совмещенному выполнению задач поддержания скорости движения локомотива в заданных параметрах, восприятия и адекватного реагирования на появляющиеся сигналы, формирования и удержания в памяти динамической модели дорожной обстановки, было обследовано 100 машинистов и их помощников.
Были проанализированы особенности деятельности лиц с высокой и низкой вероятностью ошибочных действий в ходе реальной профессиональной деятельности, проведен сравнительный анализ особенностей совмещенного выполнения задачсопоставлены индивидуально-психологические характеристики операторов транспортных систем с успешностью деятельности в ситуациях, связанных с высокой информационной нагрузкой в ходе профессиональной деятельности, а также проведен ряд сопоставлений между показателями экспериментальной процедуры «Машинист», группами с высокой и низкой вероятностью ошибочных действий в ходе трудовой деятельности и индексом напряжения регуляторных систем (ИН), по P.M. Баевскому.
На первом этапе анализа данных был проведен сравнительный анализ особенностей совмещенного выполнения задач регуляции скорости движения, обнаружения целевых сигналов и запоминания маршрута движения работниками локомотивных бригад (машинистами локомотивов и их помощниками), раздень ленными на 2 группы, в соответсвии с экспертной оценкой манинистов-инструкторов. Экспертная оценка составлялась на основе объективных данных об ошибках в поездной работе, выявленных с помощью скоростемерной ленты.
Было установлено, что испытуемые второй группй по сравнению с испытуемыми первой группы, демонстрировали значительно большие показатели отклонения скорости от заданной. При этом у работников локомотивных бригад первой группы усложнение условий деятельности не оказывало существенного влияния на способность к регуляции скорости движения. Напротив, у испытуемых второй группы условия работы оказывали значимое влияние на эффективность деятельности. Эти результаты, скорее всего, связаны с тем, что машинисты второй группы испытывали трудности с поддержанием системы целевых установок в оперативной памяти, связанной с деятельностью в многозадачном режиме. Это приводило к сужению объема внимания, известного в литературе как феномен «туннельного зрения» [90], невозможности быстрого переключения и гибкого распределения зрительного внимания между показателями текущей скорости движения и появляющимися целевыми сигналами. Лица с высокой вероятностью ошибочных действий в ходе трудовой деятельности утрачивали визуальный контроль за показателями текущей скорости движения и не выполняли необходимые регулирующие действия, что проявлялось в увеличении показателя среднего отклонения скорости движения от заданной.
В соответствии с данными, полученными при использовании процедуры моделирования профессиональной деятельности, испытуемые первой группы, в отличие от испытуемых второй группы, демонстрировали более высокие показатели сенсомоторного реагирования, устойчивости восприятия к воздействию дистракторов, устойчивости к интерференции, а также более высокие показатели эффективности переработки информации с центра и периферии зрительного поля. Такие лица успешно формировали систему целевых установок, связанную с выполняемой деятельностью и определяющую их когнитивную активность. Это способствовало успешному поддержанию регуляторной структуры моторных процессов в заданных условиях. Эти результаты соответствуют литератур
116 ным данным, согласно которым поддержание системы целевых установок является основным фактором, определяющим формирование и функционирование системы регуляции когнитивной деятельности человека в усложненных и стрессогенных условиях [36].
Было выявлено также, что машинисты первой группы, в отличие от машинистов второй группы, лучше справлялись с задачей запоминания пространственной схемы пройденного маршрута движения в моделируемой экспериментальной ситуации.
В соответствии с системно-динамической концепцией [36], полученные данные объясняются тем, что воздействие высокой информационной нагрузки, моделируемое экспериментальной процедурой «Машинист», требует от индивида формирования динамической системы произвольной регуляции познавательной деятельности, для обеспечения целевой направленности познавательных процессов. Исследование показало, что у ряда лиц, воздействие высокой информационной нагрузки приводило к дезорганизации этой регулятивной системы, что проявлялось на перцептивном, сенсомоторном и мнестическом уровнях.
На следующем этапе анализа результатов был проведен анализ корреляционных связей между показателями «регуляция скорости», «реакция на знаки» и показателем «запоминание маршрута» экспериментальной процедуры «Машинист». Анализ проводился отдельно для групп лиц с высокой и низкой вероятностью ошибочных действий в поездной работе.
В условиях повышенной информационной нагрузки, связанной с необходимостью работать в многозадачном режиме, высокими требованиями к скорости переработки информации, низким времени экспозиции целевых сигналов, воздействием зрительных помех машинисты второй группы демонстрировали дефицит когнитивных ресурсов: избирательная направленность ограниченного запаса ресурсов на выполнение какой-то одной задачи приводила к ухудшению выполнения других задач. Эти данные подтверждают самоотчеты обследованных лиц, которые отмечали выраженные трудности при совмещенном выполнении описанных задач, периодически утрачивали в оперативной памяти целевые установки, связанные с выполняемыми заданиями, были неспособны поддерживать целостный образ деятельности, отражающий необходимость одновременного выполнения всех трех заданий.
Полученные данные свидетельствуют о том, что экспериментальная процедура «Машинист», моделирующая специфические условия профессиональной деятельности машинистов локомотивов, позволяет прогнозировать эффективность поездной работы операторов транспортных систем в условиях высокой информационной нагрузки. Это подтверждает литературные данные об актуальности выбора методологии «системного подхода» при прогнозировании эффективносити деятельности операторов транспортных систем [36, 44, 67, 68].
На следующем этапе нами были проанализированы результаты выполнения экспериментальной процедуры «РПЭС» [38], моделирующей профессиональную деятельность операторов транспортных систем по восприятию и переработке разномодальной (звуковой и зрительной) информации на фоне звуковых помех индифферентного и стрессогенного содержания.
Исследование показало, что машинисты второй группы по сравнению с машинистами первой группы, обнаруживали выраженное снижение эффективности деятельности при воздействии вербальных «помех» специфического стрессогенного содержания. Снижение эффективности деятельности проявлялось на моторном уровне — в увеличении среднего времени и вариабельности сенсомоторных реакций на зрительные стимулына речевом уровне — в трудностях восприятия и воспроизведения целевого аудио сообщения при воздействии вербальных «помех».
Это свидетельствует о выраженной неустойчивости динамической системы регуляции познавательных процессов, которая давала «сбои» при воздействии вербальных «помех» и приводила к выраженным нарушениям деятельности при воздействии стрессогенных «помех» у работников локомотивных бригад второй группы.
Следует отдельно отметить различия в показателях моторной задержки при реагировании на зрительные стимулы. Лица, допускавшие ошибки при поездной работе, обнаруживали большие значения показателя моторной задержки при нажатии на клавиши при воздействии вербальных «помех». Можно предположить, что инертность когнитивных процессов у таких лиц препятствовала успешному формированию динамической системы регуляции познавательных процессов.
Кроме того, было установлено, что у машинистов второй группы, в отличие от машинистов первой группы, воздействие стрессогенных вербальных «помех» значительно снижало успешность воспроизведения целевого аудио сообщения экспериментальной процедуры «РПЭС». Например, такие испытуемые часто отвлекались от целевого сообщения, начинали повторять словосочетания-«помехи» или называли слова, сходные по звучанию с предъявленными, и на какое-то время оказывались не способны быстро реагировать на зрительные сигналы, либо чрезмерно долго удерживали нажатой клавишу при реакции на зрительные стимулы. По данным самоотчета испытуемых, при воздействии стрессогенных акустических «помех» они на какое-то время переставали слышать основной текст и слышали только слова-«помехи». Некоторые испытуемые отмечали, что при воздействии вербальных «помех» стрессогенного содержания они «забывали» повторять основной текст или реагировать на зрительные сигналы, то есть оказывались неспособны удерживать необходимые инструкции в оперативной памяти.
В работах П. К. Анохина и H.A. Бернштейна механизм регуляции целесообразного поведения и деятельности связан со сличеним текущего образа с заданной целью [3, 11]. Можно предположить, что при воздействии вербальных «помех» машинисты второй группы частично утрачивали целевые установки выполняемой деятельности и оказывались неспособны сосредоточиться на смысловом содержании целевого сообщения. Испытуемые второй группы переключали внимание на предъявляемые «помехи», что приводило к трудностям восприятия и повторения целевого аудио сообщения и увеличению времени ССМР на предъявляемые визуальные сигналы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что экспериментальная процедура «РПЭС», предполагающая совмещенную деятельность по восприятию и переработке информации различной модальности в условиях воздействия нейтральных и эмоциогенных акустических стимулов-«помех», позволяет прогнозировать надежность трудовой деятельности операторов транспортных систем в стрессогенных и усложненных условиях рабочей среды.
На следующем этапе мы анализировали взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик испытуемых, оцениваемых при помощи методов самоотчета, с успешностью деятельности в ситуациях, связанных с высокими информационными нагрузками в ходе профессиональной деятельности.
Проведенное исследование показало отсутствие существенной взаимосвязи между профессиональной успешностью и самочувствием, активностью и настроением, оцениваемым с помощью методики «САН», а также личностной и ситуативной тревожностью, оцениваемым с помощью опросника Ч.Д. Спилбер-гера. Это может быть связано с субъективными оценками испытуемыми своих личностных качеств и тенденцией давать социально-желательные ответы.
Таким образом, данные, полученные исключительно с помощью методов самоотчета, не являются надежными критериями при прогнозировании устойчивости к высокой информационной нагрузке специалистов операторского профиля. Согласно литературным данным, описанные методы недостаточно учитывают базовые методологические принципы психологической диагностики, такие как принцип системности и принцип объективности [74- 36].
Проведенное с помощью корреляционного анализа изучение взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик машинистов и их помощников с показателями успешности выполнения процедур, моделирующих ситуации, связанные с деятельностью в условиях высокой информационной нагрузки показало, что положительный эмоциональный фон и социальная активность оказывают благоприятное влияние на общую эффективность деятельности в опи.
120 санных ситуациях. Полученные результаты согласуются с данными исследований В. А. Бодрова о связи описанных личностных характеристик с успешностью профессиональной деятельности [14].
С целью оценки нервно — психического напряжения у обеих групп испытуемых были проанализированы значения индекса напряжения регуляторных систем по P.M. Баевскому (ИН) до и после тестирования. Было установлено, что значение ИН в ситуациях, моделирующих деятельность в условиях высокой информационной нагрузки, в обоих случаях было выше у машинистов второй группы, то есть эти лица обнаруживали более высокий уровень физиологической активации.
Следующий этап исследования был проведен на тренажере для авиадиспетчеров «Навигатор-3». Было обследовано 39 авиадиспетчеров и студентов СПбГУГА, разделенных на 2 группы по экспертной оценке опытных инструкторов, сделанной на основе объективных данных об успешности деятельности на тренажерных комплексах. В первую группу (Ni=20) вошли авиадиспетчеры и студенты СПбГУГА, как правило, не допускающие ошибок при управлении воздушным движением на тренажерных комплексах. Такие лица эффективно осуществляли радиообмен, своевременно реагировали на усложнении воздушной обстановки, соблюдали интервалы движения воздушных судов. Во вторую группу (N2=19) вошли лица, часто допускающие ошибки при управлении воздушным движением на тренажерных комплексах, в том числе при усложнении условий работы.
В процессе выполнения заданий на тренажере осуществлялась непрерывная регистрация сигналов ЭКГ при помощи компьютерного электрокардиографа «Kardi2-NP». С помощью прибора Eye Tracker модели Tobii XI20 (частота смены кадров 60−120 Гц) осуществлялась регистрация движений глаз и диаметра зрачка.
С целью исследования особенностей регуляции профессиональной деятельности авиадиспетчеров в условиях высокой информационной нагрузки нами были проанализированы результаты выполнения испытуемыми 40 121 минутного тренажерного сценария, разработанного специально с учетом задач исследования. Группа опытных инструкторов оценивала ошибки, совершенные участниками при выполнении сценария. Оценивались такие виды ошибок, как нарушение лексики радиообмена, нарушение правильности и скорости команд, передаваемых по радиосвязи операторам воздушных судов, неправильное взаимодействие с диспетчерами смежных зон воздушного пространства, нарушение интервалов движения воздушных судов и безопасных высот, опасное сближение воздушных судов, столкновение воздушных судов. В зависимости от «тяжести» ошибки — незначительной (например, неправильно сформулированная команда при радиообмене) либо существенной (например, нарушение безопасных высот, опасное сближение или столкновение самолетов), ей присваивался весовой коэффициент. После этого для каждого участника рассчитывался средний показатель ошибок за каждые 2 минуты выполнения сценария.
Было установлено, что испытуемые второй группы чаще, чем авиадиспетчеры первой группы совершали ошибки при возникновении критических инцидентов. Качественный анализ результатов выполнения тестового сценария показал, что авиадиспетчеры второй группы, в отличие от лиц первой группы, чаще совершали ошибки при формулировании команд во время радиообмена и допускали опасное сближение самолетов.
Можно предположить, что в ситуациях информационной нагрузки, связанных с решением задач по управлению воздушным движением при возникновении критических инцидентов, испытуемые второй группы испытывали трудности с обработкой поступающей информации и одновременной активацией необходимых инструкций в оперативной памяти.
Напротив, авиадиспетчеры первой группы оказывались способны мобилизовать когнитивные ресурсы в соответствии с усложнявшейся ситуацией.
На следующем этапе были проанализированы такие параметры движений глаз как общее количество зрительных фиксаций, количество нецелевых зрительных фиксаций, средняя и суммарная длительность зрительных фиксаций на протяжении равных отрезков времени длительностью 4 минуты, связанных и не.
122 связанных с высокой информационной нагрузкой, а также проведен анализ динамики физиологической активации, оцениваемой по показателям диаметра зрачка у испытуемых обеих групп.
В соответствии с полученными при использовании тренажера для авиадиспетчеров данными, у авиадиспетчеров второй группы возникновение аварийной ситуации приводило к дезорганизации познавательной деятельности. При повышенной информационной нагрузке эти лица испытывали трудности с обработкой поступающей информации и одновременной активацией необходимых инструкций в оперативной памяти. Другими словами, такие испытуемые обнаруживали трудности в обработке полученной информации и вынуждены были «возвращаться» для повторной оценки ситуации, что приводило к значительному увеличению количества зрительных фиксаций.
Авиадиспетчеры первой группы, оказывались способны мобилизовать функциональные ресурсы и регулировать свои познавательные процессы в соответствии с усложнявшейся ситуацией. Снижение количества зрительных фиксаций при возникновении критического инцидента у данных испытуемых свидетельствует о высоком уровне ситуационного осознания (Situation Awareness) [106]. Таким образом, авиадиспетчеры первой группы эффективно анализировали и оценивали ситуацию, осознавали значение собственных действий и представляли сценарий развития ситуации.
На следующем этапе было проанализировано число и характер нецелевых зрительных фиксаций при возникновении критических инцидентов, а также количество нецелевых зрительных фиксаций на аналогичных отрезках времени (4 минуты), не связанных с повышенной информационной нагрузкой.
Было установлено, что авиадиспетчеры второй группы при воздействии критических инцидентов чаще переключали свое внимание на несущественные для решения поставленной задачи области экрана, например, смотрели на показатели времени тестирования при отказе двигателя у одного их самолетов.
Авиадиспетчеры первой группы совершали меньшее количество нецелевых зрительных фиксаций на протяжении всего сценария по сравнению с испы.
123 туемыми второй группы. Кроме того, возникновение критических инцидентов приводило у данных лиц к снижению количества нецелевых зрительных фиксаций.
То есть, авиадиспетчеры первой группы эффективно осуществляли фильтрацию иррелевантной информации и концентрировали внимание на наиболее существенных объектах и параметрах. При увеличении информационной нагрузки, испытуемые данной группы оказывались способны эффективно осуществлять регуляцию своей познавательной деятельности.
Важно отметить также, что у авиадиспетчеров второй группы ситуации возрастания информационной нагрузки, связанные с отказом двигателя у одного из самолетов, и требующие высокой концентрации внимания, быстрого восприятия, анализа ситуации, и высокого уровня функционирования оперативной памяти, приводили к увеличению количества нецелевых зрительных фиксаций.
Вероятно, высокая информационная нагрузка, связанная с ситуацией конкуренции между релевантными и нерелевантными стимулами, вызывала у авиадиспетчеров второй группы дезорганизацию познавательной деятельности.
Согласно литературным данным, высокая эффективность деятельности в ситуации конкуренции между релевантными и нерелевантными стимулами обеспечивается такими мозговыми структурами как дорсолатеральная пре-фронтальная кора и передняя сингулярная область, которые активируются при возникновении конфликта между целевым и нецелевым сигналом. При этом преобладание активации передней сингулярной коры коррелирует с возрастанием числа ошибочных действий, а более выраженная активация префронталь-ной зоны — с их уменьшением. [94- 95]. Префронтальная кора обеспечивает разрешение конфликта. Вероятно, эта функция префронтальной коры связана с ее участием в процессах оперативной памяти, что создает условия для сохранения информации о релевантном сигнале при реализации избирательного внимания [141]. Возможно, сохранение в оперативной памяти информации о релевантном сигнале способствовало успешному игнорированию нерелевантных признаков у авиадиспетчеров первой группы.
На следующем этапе был проведен анализ общей и средней длительности зрительных фиксаций при возникновении стрессовых инцидентов, а также на отрезках времени (4 минуты), не связанных с повышенной информационной нагрузкой.
По результатам исследования общей и средней длительности зрительных фиксаций было установлено, что авиадиспетчеры первой группы значительно дольше, чем авиадиспетчеры второй группы фиксировали взгляд при выполнении заданий тренажерного сценария. При этом возникновение критического инцидента, характеризующегося повышенной информационной нагрузкой, приводило к снижению общей и средней длительности фиксаций в обеих группах испытуемых.
Важно отметить, что средняя длительность зрительных фиксаций в периоды выполнения задач, не связанных с высокой информационной нагрузкой у авиадиспетчеров, не допускающих ошибки в ходе профессиональной деятельности на тренажере, составляла 400 мс. При возникновении критического инцидента средняя длительность зрительных фиксаций у данной группы испытуемых снижалась до 380 мс. При этом у испытуемых второй группы средняя длительность зрительных фиксаций в периоды выполнения задач, не связанных с высокой информационной нагрузкой составляла 350 мс, а при воздействии критического инцидента снижалась до 300 мс.
Полученные данные объясняются тем, что возникновение критической ситуации у испытуемых второй группы, по-видимому, приводило к переключению с фокальной на преимущественно амбиентную обработку информации. Это соответствует литературным данным о связи между длительностью фиксации и уровнем обработки [21].
На следующем этапе был проведен анализ динамики физиологической активации, оцениваемой по показателям диаметра зрачка и вариабельности сердечного ритма у испытуемых обеих групп.
Было установлено, что, при возникновении наиболее сложного критического инцидента у авиадиспетчеров второй группы наблюдался всплеск физио.
125 логической активации с последующим резким спадом. Можно предположить, что данный паттерн реагирования был связан с высокой сложностью этого инцидента. В то время как авиадиспетчеры первой группы оказывались способны мобилизовать свои функциональные ресурсы и эффективно управлять воздушным движением в ситуациях повышенной информационной нагрузки, испытуемые второй группы, вероятно, оказывались неспособны к такой мобилизации. Это выражалось в быстром снижении физиологической активации, оцениваемой по диаметру зрачка и количестве ошибок, совершенных на этом этапе тестирования.
Анализ нестационарных периодов сердечного ритма позволил установить, что интенсивность возрастания активации, отмечающаяся у испытуемых первой группы при воздействии критических инцидентов, носила дифференцированный характер и определялась уровнем сложности ситуации. Авиадиспетчеров второй группы, напротив, демонстрировали интенсивную недифференцированную мобилизацию функциональных ресурсов в критических условиях.
Исследование показало, что в начальный период работы, а также при возникновении несложных инцидентов авиадиспетчеры первой группы оказывались способны быстро принимать решения, формировать план необходимых действий и приступать к систематической реализации. В результате показатели активации у них быстро снижались и стабилизировались на относительно низком уровне. Испытуемые второй группы, напротив, обнаруживали трудности принятия решений и планирования своих действий. В результате они демонстрировали более длительный, чем испытуемых первой группы, процесс стабилизации показателей активации и более высокую «физиологическую стоимость» действий по управлению воздушным движением.
Также установлено, что при возникновении сложного критического инцидента авиадиспетчеров второй группы демонстрировали паттерн реагирования, состоящий в снижении кардиоваскулярных показателей активации и их стабилизации на уровне ниже того, который отмечался до воздействия инцидента.
Данный вид физиологического реагирования всегда сопровождался резким.
126 ухудшением деятельности по управлению воздушным движением и был связан с эмоциональным переживанием растерянности, потерей ситуационного осознания и отказом от усилий по преодолению ситуации.
Выявленные различия в характеристиках глазодвигательной активности и нестационарных периодов сердечного ритма у авиадиспетчеров первой и второй группы являются надежным показателем усилий, затрачиваемых на выполнение когнитивной деятельности. Полученные результаты согласуются с литературными данными [5- 18- 37- 58].
Таким образом, проведенное экспериментально-психологическое исследование позволило выявить основные факторы, детерминирующие устойчивость человека к ситуациям высокой информационной нагрузки, возникающим в ходе профессиональной деятельности.
Список литературы
- Агаджанян H.A., Тель J1.3., Циркина В. И. и др. Физиология человека. — М.: Медицинская книга, 2001.- 421−422с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Т.2
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975.
- Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Владос-Пресс, 2002.
- Баевский P.M. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека 2. 2001. 34−43 с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 296 с.
- Баевский P.M., Иванов Г. Г., Чирейкин JI.B. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных кардиографических систем (методические рекомендации) // Уральский кардиологический журнал, № 1, 2002.
- Баевский P.M., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. -М.: Медицина, 2000.
- Баевский P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 225 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: 1988. — 13−21с.
- Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. — 495 с.
- Бобко Н. А. Влияние стресса на работу сердечно-сосудистой системы операторов преимущественно умственного труда в разное времясуток и рабочей недели //Физиология человека. Т. 33., № 3., 2007. 55−62с.
- Богомолов A.B., Гридин JI.A., Кукушкин Ю. А., Ушаков И. Б. Диагностика состояния человека: математические подходы. М.: Медицина, 2003.
- Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000.
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995.
- Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.-288 с.
- Бодров В.А., Зориле В. И. Психофизиологические основы обучения и тренировки летного состава // В кн. Авиационная медицина. / ред. Рудного Н. М., Васильева П. В., Гозулова С. А. М.: Медицина, 1986. -365−379с.
- Божокин C.B., Петрукович В. М., Негруша H.A., Иноземцев С. А. Вегетативная модуляция сердечного ритма при психофизиологической нагрузке // Вестник Российской Военно-медицинской академии, приложение, 1(17), 2007. 332с.
- Булка А. П. Система организации психофизиологических мероприятий в Вооружённых Силах Российской Федерации // Автореферат диссертации на соискание д.м.н. СПб., 2011. — 47 с.
- Вейн A.M., Соловьева А. Д. Лимбико-ретекулярный комплекс и вегетативная регуляция. М.: Наука, 1973.-268с.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания в 2 т. Т. 1. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. -448 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах., Т. 1. // Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. — 488 с.132
- Галактионов А.И., Венда В. Ф., Вавилов В. А. Психологические факторы операторской деятельности. М.: Наука, 1988, — 196 с.
- Горбов Ф. Д. О помехоустойчивости оператора // Инженерная психология. M.: Изд-во МГУ, 1964. — 340−357с.
- Гордон В. М., Караджов К. В., Труш В. Д. Психофизиологическое исследование деятельности в режиме информационного поиска зрительной и вербальной информации // Эргономика // Труды ВНИИТЭ. М., 1976.
- Губачёв Ю. М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. — JL: Медицина, 1981. — 216 с.
- Данилова H.H., Астафьев C.B. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // ЖВНД., Т.49, Вып.1., 1999.- 28−37с.
- Дерягина Л.Е. Психофизиологические аспекты формирования дифференцированных стратегий адаптивного поведения // Диссер. докт. мед. наук. — Архангельск, 2001. — 297 с.
- Дикая JI. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно- деятельностный подход). М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
- Домрачев А. А., Михайлова Л. А. Методологический подход к оценке функционального состояния организма по степени утомления // Физиология человека. Т. 36. № 1., 2010. 106−111с.
- Доскин В.А., Лаврентьева H.A., Мирошников М. П., Шарай В. Б. // Тест дифференцированной самооценки функционального состояния/Вопросы психологии. № 6, 1973. -141−145с.
- Жеглова К. Ю. Особенности динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2007.
- Завалова Н. Д. Ломов Б.Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности . М.: Наука, 1986.
- Зараковский Г. М., В.В. Павлов Закономерности функционирования эргатических систем М.: Радио и связь, 1987.
- Зотов М.В., Петрукович В. М., Журавлева О. П. Патент 2 240 038С1 Российская Федерация, МПК 7 А61В5/16. Способ оценки эмоциональной устойчивости № 2 003 134 495/14- 2004. — 24 с.
- Зотов М.В. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса СПб.: Изд-во «Речь», 2011.-397 с.
- Иванов А.О., Сапова Н. И. Динамические критерии функциональных проб // Методические рекомедации. СПб., 2000. — 36 с.
- Инженерная психология // Сборник статей, под ред. Панова Д. Ю. и Зинченко В. П. М: Изд-во «Прогресс», 1964.
- Канеман Д. Внимание и усилие / пер. с англ. И. С. Уточкина.1. М.: Смысл, 2006. — 288 с.
- Кирой В.Н. Индивидуальная устойчивость к действию факторов монотонии и ее отражение в ЭЭГ // Физиология высшей нервной деятельности человека. Т.56. — № 1., 2006. — 38 — 46с .
- Крапивницкая Т. А. Прогностическая значимость исследования индивидуально-личностных особенностей пилотов гражданской авиации // Физиология человека., Т. 33. № 1., 2007.- 97−100с.
- Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Ломов Б. Ф. Человек и техника (очерки инженерной психологии). М.: Советское радио, 1966.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М:. Издательство «Наука», 1984. 226с.
- Ломов, Б. Ф., Забродин Ю. М., Зазыкин В. Г. Психологические проблемы деятельности в особых условиях М. 1985. — 232 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики М.: Иэд-воМГУ, 1975.-253 с.
- Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека /Под общей ред. В.И. Бело-польского. М.: Когито-Центр, 2002. — 526 с.
- Машин В. А. Психическая нагрузка, психическое напряжение и функциональное состояние операторов систем управления // Вопросы психологии, № 6., 2007. 86−96с.
- Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979.- 625−672с.
- Медведев В.И. Психологические реакции человека при действии экстремальных факторов Л.: Наука, 1982. — 102 с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
- Мясников В. И., Новиков М. А. Эмоциональный стресс как экопсихологическая проблема // Физиология человека. № 3., 1975. 440−450с.
- Мясников В.И., Гущин В. И. Психологическая надежность, ее оценка и обеспечение в промышленности и на транспорте // Медицина и здравоохранение, вып.№ 2. М., 1989.
- Новиков B.C., Шустов Е. Б., Горанчук В. В. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. СПб.: Наука, -1998.
- Петрукович В.М., Зотов М. В., Апчел В. Я. Методический подход к оценке когнитивной деятельности операторов по параметрам нестационарных периодов вариабельности сердечного ритма // Вестник Военно-медицинской академии. Т.2, 2011. 138−146с.
- Плохих В. В., Керницкий А. М. Изменение темпоральной структуры действий оператора в условиях интенсификации процесса слежения//Психологический журнал. Т. 30, № 3. 2009.- 73−83с.
- Пономаренко В. А., Лапа В. В. Профессия-летчик. М.: Воен-издат. — 1985,136 с.
- Пономаренко В.А., Лапа В. В. Профессия летчик. Психологические Аспекты. / Под ред. Ю. П. Доброленского. — М.: Воениздат. -1985.- 136 с.
- Пономаренко В.А., Турзин П. С., Рысакова С. Л. Информационное взаимодействие оператора с ЭВМ в условиях влияния неблагоприятных факторов среды // Космическая биология и авиакосмическая медицина, № 5 1990. — 10−13с.
- Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности»// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996, № 3.
- Рыжов Б. Н. Оценка психической напряженности у оператора динамического объекта// Автореф. дис. канд. наук. М. 1982.
- Солонин Ю. Г., Бойко Е. Р., Логинова Т. П., Кеткина О. А. Суточный ритм физиологических функций у мужчин и женщин при работе в разные смены // Физиология человека. Т. 35. № 4. 2009. — 51—56с.
- Спилбергер Ч.Д. // адаптация Ханин Ю.Л. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Исследование тревожности. // Ред. и сост. Дерманова И. Б. СПб., 2002. — 124−126с.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001. 360 с.
- Сысоев В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих //диссертация на соискание степени доктора мед. наук. СПб, 1999. — 245 с.
- Федоренко Т. Н. Личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности //диссертация на соискание степени к.п.н. Хабаровск, 2005. — 226 с.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Логос, 1994. — 318 с.
- Шапкин С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журнал. Т. 17., № 1. 1996. — 19−34с.
- Шишкин С.Л. Исследование синхронности моментов резких изменений альфа-активности ЭЭГ человека // Автореферат диссертации на соискание канд. биол. наук. М., 1997.
- Шостак В. И., Лытаев С. А. Физиология психической деятельности человека // Учеб. пособие по психофизиологии / Под ред. Крылова A.A. СПб.: Деан. — 1999.
- Шостак, В. И, Лытаев С. А., Березанцева М. С. Психофизиология. //Учебное пособие. СПб.: ЭЛБИ-СПб. — 2007. — 352 с.
- Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика в медицине (системное исследование): Диссертация на соискание д.п.н. СПб., 2009. -499 с.
- Юрьева О.Д., Калиниченко А. Н., Зотов М. В., Войт А. П. Исследование информативности показателей вариабельности сердечного ритма для оценки психофизиологического состояния человека при выполнении ментальной нагрузки. БИОТЕХНОСФЕРА, вып. 5.-2010.
- Ярбус A. JI. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука. — 1965.- 165 с.
- Andre A. D., Hancock P. A. Special issue on pilot workload. International Journal of Aviation Psychology 1995, № 5. — p. 1−4.
- Andreassi J.L. Pupillary response and behavior // Psychophysiolothgy: Human Behavior & Physiological Response, 4 ed. Lawrence Erlbaum Assoc., Mahwah. N.J. — 2000. — p. 218−233.
- Arad B. A. The controller load and sector design // Journal of Air Traffic Control. 1964. — p. 12−31.
- Berntson G. G., Cacioppo J. T., Quigley K. S. Autonomic determinism: The modes of autonomic control, the doctrine of autonomic space, and the laws of autonomic constraint // Psychological Review, 98. 1991. — p. 459—487.
- Broadbent D. E. Decision and stress. London: Academic Press. — 1971.
- Broadbent D.E. The current state of noise research // Reply to Poulton. Psychological Bulletin, 85. 1978. — p. 1052−1067.
- Broadbent, D.E. Effect of noise on an «Intellectual» task // Journal of the Acoustical Society of America, 30. 1958. — p. 824 — 827.
- Brookhuis K. A. Driver impairment monitoring system // In M. Vallet & S. Khardi (Eds.), Vigilance et transports: Aspects fondamentaux, degradation et preventation. Lyon, France: Presses Universitaires de Lyon. -1995. — p. 287−297.
- Brookhuis K. A. The use of physiological measures to validate driver monitoring // In A. M. Parkes & S. Franzen (Eds.), Driving future vehicles. London: Taylor & Francis. — 1993. — p. 365- 377.
- Brookhuis K.A., de Waard D. On the assessment of mental workload and other subjective qualifications // Ergonomics 45(14). 2002. -p.1026−1030.
- Brookings J. B., Wilson G. F., Swain C. R. Psychophysiological responses to changes in workload during simulated air traffic control // Biological Psychology, 42(3). 1996. — p. 361−377.
- Brown I. D., Poulton E. C. Measuring the spare «mental capacity» of car drivers by subsidiary task // Ergonomics, 4. 1961. — p.35−40.
- Bundesen C. A theory of visual attention // Psychological Review, 97.-1990.-p. 523−547.
- Burke L. On the tunnel effect (Abstract) // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. Vol. 4. Issue 3. 1952. — p. 121−138.
- Bursill A.E. The restriction of peripheral visual field during exposure to hot and humid conditions // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1958. — p.113−129.
- Callan D. Eye movement relationships to excessive performance error in aviation // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society 42nd Annual Meeting. Santa Moica, CA: Human Factors and Ergonomics Society. — 1998.- p. 1132−1136.
- Cardosi K. M., Murphy, E. D. Human factors in the design and evaluation of air traffic control systems (DOT/FAA/RD-95/3). Cambridge, MA: U.S. Department of Transportation, Volpe Research Center. — 1995.
- Carter C.S., Botvinick M.M., Cohen J.D. The contribution of the anterior cingulate cortex to executive processes in cognition//Rev. Neuroscience. 1999.-V. 10.-p. 49−57.
- Casey B J., Thomas KM., Welsh T.F. et al. Dissociation of response conflict, attentional selection, and expectancy with functional magnetic139resonance imaging // Proc. Nat. Acad. Sci. USA. — 2000. — V. 97. — p. 87 288 733.
- Cattell R., Eber H., Tatusuoka M. Handbook for the 16 PF in clinical, educational, industrial and research physiology.- Illinois, 1970.
- Chandler. P., Sweller. J. Cognitive Load Theory and the Format of Instruction // Cognition and Instruction 8 (4). 1991. — p. 293−332.
- Coates G.D., Alluisi E.A. A review and preliminary evaluation of methodological factors in performance assessments of time-varying aircraft noise effects. Hampton, VA: National Aeronautics and Space Administration, Langley Research Center. — 1975.
- Cohen S. Environmental load and the allocation of attention. Advances in Environmental Psychology: The Urban Environment (Vol. 1,). -Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1978. — p. 1−29.
- Combs A. W., Taylor C. The effect of the perception of mild degrees of threat on performance // Abnormal Social Psychology 47. 1952. — p. 420−424.
- Costa G. Evaluation of workload in air traffic controllers // Ergonomics, 36. 1993. -p.l 111−1120.
- Damos D. Multiple task performance. London: Taylor & Francis.- 1991.
- De Waard R. The measurement of driver’s mental workload. Traffic Research Centre (now Centre for Environmental and Traffic Psychology). -Heran, NL, University of Groningen. 1996. — p. 198.
- Dimond S. J., Beaumont J. G. On the nature of the interhe-mispherie effects of fatigue.// Psychol., v. 36. 1972.
- Driskell J.E., Salas E., Johnston J., Does stress lead to a loss of team perspective? // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, Vol. 3.- 1999. p.291 — 302.
- Endsley M. R. Toward a theory of situation awareness in dynamic systems. Human Factors. Issue 1, Volume 37. 1995. — p.32−64.140
- Endsley M. R., Rodgers M. Attention distribution and situation awareness in air traffic control // In Proceedings of the 40th annual meeting of the Human Factors Society. 1996.- p. 82−85.
- Flach J. M. Ready, fire, aim: Toward a theory of meaning processing systems // In D. Gopher & A. Koriat (Eds.), Attention and Performance XVII. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. -1999. — p. 197−221.
- Flin R. H. Sitting in the hot seat. New York: Wiley. — 1996.
- Gopher D., Donchin, E. Workload An examination of the concept. // Handbook of Perception and Human Performance. (Volume 2). Cognitive Processes and Performance. Boff K.R., Kaufman L. and. Thomas J. P, John Wiley and Sons, Inc: 41−1:41−49. — 1986.
- Hancock P. A. Effect of control order, augmented feedback, input device, and practice on tracking performance and perceived workload. Ergonomics, 39. 1996.-p. 1146−1162.
- Hancock P. A., Meshkati N. Human mental workload. Amsterdam, North-Holland. — 1988.
- Hancock P. A., Warm J. S. A dynamic model of stress and sustained attention. Human Factors, 31.- 1989. p. 519−537.
- Hancock P. A., Weaver, J.L. On time distortion under stress // Theoretical Issues in Ergonomic Science. 2002.
- Hancock P.A., Meshkati N. Human Mental Workload. Amsterdam, North-Holland: Elsevier Science Publishers B.V.- 1988.
- Hart S. G., Wickens C. D. Workload assessment and predictions. In H. R. Booher (Ed.), MANPRINT: An emerging technology. New York: Van Rostrand & Reinhold. — 1990. — p. 311−334.
- Hockey G. R. J., Hamilton P. Arousal and information selection in short-term memory. Nature, 226. 1970.- p. 866−867.
- Hockey R., Gaillard A., Coles M. Energetics and Human Information Processing. Dordrecht, Netherlands: Martinus Nijhoff. — 1986.
- Hooijer J. S., Hilburn B. G. Evaluation of a label oriented HMI for tactical datalink communication in ATC. (NLR Tech. Pub. TP 96 676 L). Amsterdam: National Aerospace Laboratory NLR. — 1996.
- Hopkin D. Human factors in air traffic control. New York: Taylor & Francis. — 1996.
- Kahneman D. Attention and effort. Englewood Cliff, NJ: Prentice-Hall. -1973.
- Kantowitz B. H. Simulator evaluation of heavy-vehicle driver workload. In Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society 39th annual meeting (Vol. 2). Santa Monica, CA: Human Factors and Ergonomics Society. — 1995. — p. 1107−1111.
- Kantowitz B. H., Campbell B. L. Pilot workload and flight-deck automation. In R. Parasuraman & M. Mouloua (Eds.), Automation and human performance: Theory and applications. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. — 1996. — p. 117−136.
- Klimesch W., Doppelmayer M., Schimke H. et al. Theta synchronization and alpha desynchronization in a memory task // Psychophysiology. Vol. 34. N. 2. — 1997. — p. 169 — 176.
- Kock N. Information Overload and Worker Performance: A Process-Centered View // Knowledge and Process Management, 4:. 2000. -p.256−264.
- Kotval X., Goldberg J. Eye movements and interface components grouping: an evaluation method // Proceedings of the 42nd Annual Meeting of the Human Factors and Ergonomics Society Santa Monica: Human Factors and Ergonomics Society. 1998.- p. 486−490.
- Kramer A. F. Physiological metrics of mental workload: A review of recent progress // In D. L. Damos (Ed.), Multiple-task performance London: Taylor & Francis. 1991. — p. 279−328.
- Kramer A.F., Sirevaag E.J., et al. A psychophysiological assessment of operator workload during simulated flight missions. Human Factors 29(2).- 1987.-p. 145−160.
- Lavie N., de Fockert J. W. The role of working memory in atten-tional capture // Psychonomic Bulletin & Review, 12. 2005. — p. 669- 674.143
- Lavie N., de Fockert J. The role of working memory in attentional capture // Psychonomic Bulletin and Review, 12. 2005. — p. 669−674.
- Lavie N., Hirst A., de Fockert J., Viding, E. Load theory of selective attention and cognitive control // Journal of Experimental Psychology: General, 133. 2004. -p.339−354.
- Lavie N., Hirst A., Fockert J. W., Viding, E. Load theory of selective attention and cognitive control // Journal of Experimental Psychology: General, 133. 2004. — p. 339- 354.
- Lavie N., Tsal Y. Perceptual load as a major determinant of the locus of selection in visual attention // Perception & Psychophysics, 56. 1994. -p. 183- 197.
- Lavine R. A., Sibert J.L., Gokturk M., Dickens B. Eye tracking measures and human performance in a vigilance task // Aviation, Space, & Environmental Medicine, 73. 2002. — p.367−372.
- Leplat J. The factors affecting workload // Ergonomics, 21. 1978. -p.143−149.
- Levy R., Goldman-Rakic P. S. Segregation of working memory functions within the dorsolateral prefrontal cortex//Exp. Brain Res. 2000. — V. 133.-p. 23−32.
- Lysaght R. J., Hill S. G., Dick A. O., Wierwille W. Operator workload: Comprehensive review and evaluation of operator workload methodologies. (Report No. 851). Fort Bliss, TX: Army Research Institute. 1989.
- Moray N. Mental workload since 1979 // International Reviews of Ergonomics, 2. 1988. — p. 123−150.
- Muller T. E. Buyer response to variations in product information load // Psychological Review, 63. 1984. — p. 81−97.
- Murata A. Foveal task complexity and visual tunneling // Human Factors, 46(1). 2004. — p. 135−141.
- Navon D., Gopher D. On the economy of human information processing systems // Psychological Rev. V. 86. — 1979. — p. 214−255.
- Norman D. A., Bobrow D. G. On the Analysis of Performance Operating Characteristics // Psychological Review. -Vol. 83, No. 6. 1976, -p. 508−510
- Norman D. A., Bobrow D. G. On data-limited and resource-limited processes // Cognitive Psychology 7. 1975. — p. 44−64.
- Norman D. A., Shallice, T. Attention to action: Willed and automatic control of behavior // In R. J. Davidson, G. E. Schwartz, & D. Shapiro (Eds.), Consciousness and self-regulation (Vol. 4). New York: Plenum.-1986.
- Nunez P. Neocortical Dynamics and human EEG Rhytms. Oxford: Oxford Univ. Press. — 1995. — p.234.
- O’Donnell R.D., Eggemeier F.T. Workload assessment methodology. Handbook of Perception and Human Performance. Volume 2 // Cognitive Processes and Performance. K.R. Boff, L. Kaufman and J.P. Thomas, John Wiley and Sons, Inc: 42−1:42−49. 1986.
- O’Donnell R. D., Eggermeier F. T. Workload assessment methodology // In K. Boff, L. Kaufman, & J. Thomas (Eds.), Handbook of perception, Volume 2: Cognitive processes and performance. New York: Wiley. — 1986. — p. 42.12.49.
- Owen R. S. Clarifying the simple assumption of the information load paradigm // Advances in Consumer Research, 19. 1992. — p.770−776.
- Parasuraman R. Event-related brain potentials and human factors research // In J. W. Rohrbaugh, R. Parasuraman, & R. Johnson (Eds.), Event-related brain potentials: Basic and applied issues. New York: Oxford University Press. — 1990.- p. 279−300.
- Poison M. C., Friedman A. Task-sharing within and between hemispheres: A multiple-resources approach // Human Factors, 30. 1988. -p.633- 643.
- Reiche D., Kirchner J. H., Laurig, W. Evaluation of stress factors by analysis of radiotelecommunication in ATC // Ergonomics, 14. 1971. -p.603−609.
- Sanders A. F. Towards a model of stress and human performance // Acta Psychologica, 53. 1983. — p. 61- 97.
- Schaffer M. The use of video for analysis of air traffic controller workload // Journal of Air Traffic Control. 1991. — p. 35−37, 40.
- Singleton W. T., Spurgeon P., Ed. Measurement of human resources. London: Taylor & Francis, Ltd.- 1975. — p. 370.
- Sperandio J. C. Variation of operators' strategies and regulating effects on workload // Ergonomics, 14. 1971. — p.571−577.
- Staal M.A. Stress, Cognition, and Human Performance: A Literature Review and Conceptual Framework. Ames Research Center, Moffett Field, California. — 2004. — p. 177.
- Stein E. S. Air traffic controller workload: An examination of workload probe. (Report FAAI CT-TN90/60). Atlantic City, NJ: Federal Aviation Administration Technical Center. — 1985.
- Stokes A., Kite K. Flight stress: Stress, fatigue, and performancein aviation. Hampshire, England: Avebury Aviation. — 1994.146
- Stokes AF, Belger A, Banich MT, Bernadine E. Effects of alcohol and chronic aspartame consumption upon performance in aviation relevant cognitive tasks // Aviation, Space and Environmental Medicine 65(1). 1994. -p. 7−15.
- Swain M. R., Haka, S. F. Effects of information load on capital budgeting decisions // Behavioral Research in Accounting, 12. 2000. -p.171−199.
- Sweller J. Cognitive load during problem solving: Effects on learning // Cognitive Science 12 (2). 1988. -p.257−285.
- Sweller J., Van Merrienboer J., Paas, F. Cognitive architecture and instructional design // Educational Psychology Review 10 (3). 1998. -p.251−296.
- Tsang P., Wilson J. Mental workload. In G. Salvendy (Ed.) // Handbook of human factors and ergonomics (2nd ed.,). New York: Plenum. -1997.- p. 417149.
- Urban J. M., Weaver J. L., Bowers C. A., Rhodenizer, L. Effects of workload and structure on team processes and performance: Implications for complex team decision making // Human Factors, 38(2). 1995. — p. 300−310.
- Van Orden K. F., Limbert W., Makeig S., Jung, T. P. Eye Activity Correlates of Workload during a Visuospatial Memory Task // Human Factors. -2001.-p. 111−121.
- Vroom V. Work and motivation. New York: Wiley. — 1964.
- Ward R., Marsden P. Interacting Affective computing: problems, reactions and intentions // Interacting with Computers, 16. 2004. — p. 707 713.
- Warm J. S., Dember W. N., Hancock P. A. Vigilance and workload in automated systems. In R. Parasuraman & M. Mouloua (Eds.), Automation and human performance: Theory and applications (Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 1996. — p. 183−200.
- Weaver J. L., Bowers C. A., Morgan B. B., Jr. TANDEM: An empirical test of ambiguity and time-pressure as task parameters. In Proceedings of the Applied Behavioral Sciences Symposium. Colorado Springs, CO: U.S. Air Force Academy. — 1994.
- Whittaker R. A. Computer assistance for en-route (CAER) trials programme: Future system 1 summary report. (CS Rep. 9529). London: Civil Aviation Authority National Air Traffic Services. — 1995.
- Wickens C. D. Engineering psychology and human performance (2nd ed.). New York: HarperCollins. — 1992.
- Wickens C. D. Processing resources and attention. In D. L. Damos (Ed.), Multiple-task performance. London: Taylor & Francis. — 1991. — p. 334.
- Wickens C. D. Processing resources in attention. In R. Parasura-man & D. R. Davies (Eds.), Varieties of attention. Orlando, FL: Academic Press. — 1984.- p. 63−102.
- Wickens C. D., Hollands J. G. Engineering Psychology and Human Performance (3rd ed.). Upper Saddle River. NJ: Prentice Hall. — 2000.
- Wickens C. D., Mountford, S. J., Schreiner W. Multiple resources, task-hemispheric integrity, and individual differences in time-sharing // Human Factors, 23. 1981.- p.211−229.
- Wickens C. D., Vidulich M., Sandry-Garza D. Principles of S-C-R compatibility with spatial and verbal tasks: The role of display-control location and voice-interactive display-control interfacing // Human Factors, 26. -1984.-p. 533- 543.
- Wickens C. D. Engineering psychology and human performance (1st ed.). Columbus, OH: Charles E. Merrill. 1984.
- Wickens C.D. Processing resources in attention. In R. Parasura-man & D.R. Davies (Eds.), Varieties of attention. New York: Academic Press. — 1984. — p. 63−101.
- Wickens C.D. The structure of attentional resources 11 Attention and performance / Ed. R.S. Nickerson V. 8. — N.Y. — 1980. — p. 238−257.
- Wickens C.D., Mavor A., Parasuraman R., McGee J. The future of air traffic control: Human operators and automation. Washington, DC: National Academy Press. — 1998.
- Wilson G.F., Eggemeier F.T. Psychophysiological assessment of workload in multi-task environments. Multiple task performance. D.L. Damos. London, UK: Taylor & Francis, Tld. — 1991. — p. 329−360.
- Xiao Y., Hunter W. A., Mackenzie C. F., Jeffries N. J., Horst R. L. Task complexity in emergency medical care and its implications for team coordination // Human Factors 38(4). 1996.-p. 636−645.
- Yeh Y., Wickens C.D. Dissociation of performance and subjective measures of workload // Human Factors 30(1). 1988. — p. 111−120.
- Zeier H. Workload and psychophysiological stress reactions in air traffic controllers // Ergonomics, 37(3). 1994. — p. 525−539.