Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ольфакторная система. 
Психология и этика делового общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль ольфакторных компонентов экспрессивного поведения личности была выявлена в исследованиях, проводившихся в области культурологии, антропологии, социологии. В них подчеркивается, что существует ольфакторное поведение человека, Ольфакторная коммуникация, что запахи выполняют ряд социально-психологических функций — прежде всего, создают образ человека и управляют впечатлением, отношениями и т. д. Читать ещё >

Ольфакторная система. Психология и этика делового общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ольфакторная система невербальной коммуникации базируется на обонянии человека и отражает приятные и неприятные запахи окружающей среды, искусственные и естественные запахи человека.

Роль ольфакторных компонентов экспрессивного поведения личности была выявлена в исследованиях, проводившихся в области культурологии, антропологии, социологии. В них подчеркивается, что существует ольфакторное поведение человека, Ольфакторная коммуникация, что запахи выполняют ряд социально-психологических функций — прежде всего, создают образ человека и управляют впечатлением, отношениями и т. д.

Система запахов, являясь безусловным невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой его складывающегося образа. С незапамятных времен известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, источник межличностных контактов, характеристика функциональноролевых отношений индивидов, способ идентификации, установления тождества, принадлежности к одной микроили макрогруппе. Общество регулирует интенсивность запахов и бытовое восприятие запахов складывается из взаимодействия врожденных и культурно приобретенных привычек. Природное обоняние корректируется правилами социальной игры. Искусству поддерживать благоприятный ольфакторный имидж обучает цивилизация.

К сожалению, психология не располагает исчерпывающими данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нем. Система запаха также мало изучена и в контексте невербального поведения, хотя в его структуру многие авторы включают косметику, одежду и т. д. Большинство выводов о влиянии пола, возраста, социального статуса, типа взаимодействия на роль и значение запахов в общении были сделаны в результате личных наблюдений психологов или исходя из обыденного опыта.

Современный деловой этикет предъявляет вполне определенные требования к ольфакторному поведению. Неприятие партнера по общению и нарушение коммуникации могут быть вызваны неприятным запахом, исходящим от него. Известная поговорка гласит: «Лучше всего пахнет тот, кто ничем не пахнет». В деловом общении являются неуместными как естественный запах человека, так и использование грубых запахов дешевой парфюмерии. Легкий хороший парфюмерный запах свидетельствует об общей культуре партнеров по общению и формирует благоприятное представление о них.

Интерпретация и контроль невербального поведения

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают учитывать такие существенные параметры коммуникативного процесса, как намерения его участников («подтекст» общения), эмоциональный фон, состояние здоровья партнера, его статус, пол, возраст и т. п.

Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты:

  • • уникальность невербального языка;
  • • неизбежность возникновения противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;
  • • изменчивость способов невербального выражения;
  • • зависимость невербального сообщения от навыков кодирования, от умения человека адекватно выражать свои переживания.

Интерпретация невербального поведения требует наблюдательности, коммуникативной компетентности.

В процессе делового общения необходимо постоянно контролировать свое невербальное поведение. Для проверки языка тела целесообразно задавать себе следующие вопросы: Как я использую свою улыбку? Стою ли я прямо? Моя поза открытая? Поддерживаю ли я контакт глазами? Не выгляжу ли я нервным? Как я использую свои руки? Является ли мое рукопожатие сильным и деловым? Оптимальна ли дистанция общения?

Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально:

  • • создает образ партнера по общению;
  • • отражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;
  • • является индикатором актуальных психических состояний личности;
  • • выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • • поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися партнерами;
  • • выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой