Объективизм в социологии
Реферат
Английский исследователь К. Брайант выделяет следующие двенадцать характерных идей, которые содержались уже в концепции Конта, но оказались свойственными и большинству последующих социологических доктрин, претендующих на позитивное, научное освоение социального мира. Социальный порядок есть естественное состояние общества". То есть всякого рода конфликты и аномии суть преходящие стадии развития… Читать ещё >
Объективизм в социологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принципы объективистского взгляда на социальный мир
Английский исследователь К. Брайант выделяет следующие двенадцать характерных идей, которые содержались уже в концепции Конта, но оказались свойственными и большинству последующих социологических доктрин, претендующих на позитивное, научное освоение социального мира[1].
- 1. «Есть только один мир, и он обладает объективным существованием». Это не столько формулируемая Контом и последующими философами, сколько принимаемая без аргументации исходная посылка всякого суждения о мире.
- 2. «Составляющие мир элементы и законы, управляющие их движением, могут быть открыты только наукой; наука есть единственная форма знания. Следовательно, то, что не может быть познано научно, не может быть познано вообще». В этом смысле эпистемология в позитивизме должна совпадать с теорией науки, а в еще более строгом смысле, с методологией. В таком случае, методология не нуждается в дополнительном философском обосновании.
- 3. «Наука предполагает обязательное соединение разума и наблюдения». Одно без другого невозможно, утверждал еще Конт, критикуя обе крайности.
- 4. «Наука не в состоянии открыть все элементы мира и все законы, ими управляющие, поскольку человеческие возможности рассуждения и наблюдения ограничены. Человеческое знание всегда остается соотнесенным с уровнем достигнутого интеллектуального развития и с уровнем прогресса в социальной организации науки».
- 5. «Все, что человек стремится открыть в мире, обычно объясняется его интересами и его ситуацией».
- 6. «Существуют законы исторического развития, открытие которых позволяет объяснить прошлое, понять настоящее и предсказать будущее». Это суждение совпадает с тематикой контовской социальной динамики.
- 7. «Существуют социальные законы, управляющие взаимосвязями между различными институциональными и культурными формами». Этот принцип соответствует социальной статике Конта.
- 8. Общество представляет собой реальность sui generis (особого рода). Это означает, что общество представляет собой «органическое» целое, которое не может быть понято на основе изучения составляющих его частей, т. е. индивидов и институтов.
- 9. «Социальный порядок есть естественное состояние общества». То есть всякого рода конфликты и аномии суть преходящие стадии развития общества, которое полностью реализует соответствующий его уровню потенциал в стабильном состоянии.
- 10. «Моральный и политический выбор должен происходить исключительно на научной основе». Этот тезис характерен для Сен-Симона, Конта, вообще для французской ветви позитивизма, но, как будет видно из дальнейшего, не характерен для британского позитивизма, да и вообще для позднейшей позитивистской традиции, декларирующей принципиальную несовместимость науки с политикой и моралью.
- 11. «Подчиненность человека естественным законам истории и общества делает невозможным оценивание институциональных и культурных форм с иной точки зрения, чем точка зрения соответствия или несоответствия этим законам».
- 12. «Позитивное, конструктивное превосходит негативное, критическое. Позитивное, релятивное, следовательно, превосходит теологическое и метафизическое, абсолютное».
- [1] Bryant С. Op. cit. Р. 12—22.