Метод дерева решений.
Балансовый метод.
Метод мозгового штурма
Данный метод может использоваться во многих областях знания для выявления проблем и раскрытия их содержания. С его помощью можно обнаружить проблемы и установить их причины по уровням управления (в этом случае последовательность взаимосвязанных шагов анализа отражается по уровням управления), проанализировать истоки изменения сбыта продукции, отказов, сбоев в обслуживании, неэффективного… Читать ещё >
Метод дерева решений. Балансовый метод. Метод мозгового штурма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Метод «дерева решений»
Дерево решений — это графическая схема того, к какому результату в будущем приведет принятое решение. На график наносятся все шаги, которые необходимо рассмотреть, оценивая различные альтернативы. Рассмотрим несколько вариантов использования дерева решений.
Вариант 1. Выбор пути (направления) достижения определенной цели, например повышения конкурентоспособности организации и ее продукции.
Вариант 2. Учет различных факторов принятия решения, например по поводу замены существующего оборудования на более высокотехнологичное.
Оценив отдельные и совокупные последствия каждого фактора и возможных выборов, представленных в дереве решений, принимаются обоснованное общее решения и оптимальные решения по отдельным элементам.
Данный метод позволяет моделировать целостную картину решения и оценивать предполагаемые выборы, риски и исходы. Он помогает увидеть новые альтернативы, которые ранее могли быть упущены.
Дерево решений строится на основе информации, собранной в процессе подготовки к принятию решения и при последовательном осмыслении этапов и последствий принятия решения. Это позволяет уравнять оценки выдвинутых альтернатив и представить, насколько поддается количественной оценке то или иное явление при принятии непрограммируемых решений. Существует много вариантов этого метода.
Метод причинно-следственной диаграммы
Метод причинно-следственной диаграммы, или диаграммы «рыбьи кости» является разновидностью метода дерева решений. Его автор — Каори Ишикава.
В целях лучшего понимания метода рассмотрим пример его использования для выявления причин несоответствия продукции требуемому качеству.
Голова диаграммы — это сформулированная существующая проблема. Скелет — причины, обусловившие проблему.
Основными причинами могут быть: люди, используемые методы, материалы, техника, внешняя среда и т. д. В реальности последовательность зависит от содержания конкретной проблемы.
Анализируются отклонения от нормы и их вес в проблеме, выявляются взаимозависимости вскрытых причин. Для упрощения целесообразно рассматривать ветви по отдельности, а затем определить вес и причинно-следственную связь между ними. По результатам анализа можно делать пометки на диаграмме, отражающие ранги причин и их причинно-следственные связи, но лучше построить новую диаграмму, оставив в ней только существенные причины и отобразив фактические взаимозависимости. На основе полученной диаграммы разрабатываются мероприятия по решению проблемы с учетом установленных причинно-следственных связей.
Данный метод может использоваться во многих областях знания для выявления проблем и раскрытия их содержания. С его помощью можно обнаружить проблемы и установить их причины по уровням управления (в этом случае последовательность взаимосвязанных шагов анализа отражается по уровням управления), проанализировать истоки изменения сбыта продукции, отказов, сбоев в обслуживании, неэффективного взаимодействия и т. д. Он помогает обнаруживать ошибки, устанавливать взаимозависимость проблем, а также анализировать и структурировать проблемы.
Балансовый метод
Балансовый метод применяют, если при выборе решения из нескольких альтернатив необходимо сопоставить выгоды и недостатки каждого варианта.
По каждому из вариантов решения фиксируются доводы «за» и «против». Где это возможно, доводам «за» должны противопоставляться аргументы «против». Затем аргументы по каждому варианту сравниваются между собой и выбирается лучшее решение. Так как выбор не может основываться только на простом подсчете количества доводов «за» или «против», необходимо учитывать их относительный вес.
«Мозговой штурм»
Наиболее известный среди методов организации творческого решения проблем. Его суть состоит в создании условий для свободного обмена мнениями по проблеме, без ограничения количества выдвигаемых идей. На стадии генерирования идеи не обсуждаются и не комментируются. Главная задача — создать их как можно больше и зафиксировать. Затем каждая из идей обсуждается и оценивается. Отдельные мысли могут послужить вторичной темой для генерации мини-идей, которые также следует записать, обсудить и оценить. Идея или оценка, выдержавшая критику и получившая одобрение большинства участников обсуждения, принимается в качестве экспертной.
Существует и индивидуальный вариант метода «мозгового штурма». Он формализуется с помощью простых диаграмм. На листе бумаги обозначается предмет (тема), по которому предполагается провести «мозговой штурм», а вокруг него записываются возникающие идеи. Каждая из них содержит потенциал вторичной темы для генерации мини-идей, которые также следует записывать. Общая схема впоследствии может быть представлена в виде последовательного списка идей. Как и в традиционном методе, оценка и последовательное размещение идей осуществляют после генерации идей.
Метод «мозгового штурма» хорошо зарекомендовал себя в ситуациях с высокой степенью неопределенности и при значительном разбросе мнений о проблеме и направлениях ее решения. Он часто применяется в целях прогнозирования развития системы и отдельных ее подсистем, когда решаются вопросы стратегического выбора.