Политика энергетической безопасности России в условиях глобализации
Речь прежде всего идет о защите неквалифицированных потребителей, под которыми принято считать граждан. Как экономически слабая сторона потребители легко уязвимы в отношениях с участием монополий или недобросовестным бизнесом. Профессор Яковлев В. Ф. справедливо отмечает, что экономическое неравенство нарушает баланс интересов и противоречит принципам рыночной экономики. Мы полностью разделяем… Читать ещё >
Политика энергетической безопасности России в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс международной глобализации энергетики позволяет более критически взглянуть на состояние правового регулирования в России и выявить проблемы, которые препятствуют развитию эффективной национальной энергетики.
Не вдаваясь в причины медленного движения к рыночным реформам в газовой отрасли и поверхностного регулирования нефтяной отрасли, отметим наиболее общие проблемы и задачи правового регулирования рынков в энергетической сфере.
Ограничение конкуренции и высокий монополизм.
Можно указать на следующие негативные тенденции, связанные с низким качеством конкурентной среды в энергетике:
- § Создание административных барьеров входа на рынок для независимых поставщиков энергоресурсов;
- § Дискриминация и отсутствие свободного доступа к инфраструктуре (трубопроводный транспорт, энергетические сети);
- § Отсутствие разделения транспортной инфраструктуры от поставки энергоресурсов (в газовой отрасли);
- § Информационная непрозрачность издержек и затрат энергетических компаний, влекущая необоснованный рост цен;
- § Неэффективное антимонопольное регулирование и контроль.
Указанные проблемы характерны не только для отраслей, где еще не проводились рыночные реформы, но и для электроэнергетики, где такая реформа проводится в течении нескольких лет.
Вследствие недооценки роли конкуренции в ходе проектирования реформы электроэнергетики, существует риск консервации монопольной системы рамках новой институциональной структуры рынка. В последние годы выявились серьезные проблемы с конкуренцией на рынках нефтепродуктов, См.: ФАС требует у крупных нефтяных компаний обеспечивать конкуренцию на рынке продажи нефтепродуктов // Бизнес-Журнал. 19.11.2007 г. конкуренция в газовой отрасли находится в зачаточном состоянии. Все это указывает на недостаточное внимание государства к вопросам качества регулирования конкурентных отношений в этих сферах.
Между тем, как уже отмечалось, в международной практике государства видят свою главную регулирующую функцию в развитии конкуренции и пресечении монополизма на энергетических рынках.
Проблемы защиты потребителей в ходе либерализации энергетических рынков Полагаем, что защита потребителей на энергетических рынках должна стать одной из приоритетных функций государственного регулирования в ходе либерализации энергетических рынков.
Речь прежде всего идет о защите неквалифицированных потребителей, под которыми принято считать граждан. Как экономически слабая сторона потребители легко уязвимы в отношениях с участием монополий или недобросовестным бизнесом. Профессор Яковлев В. Ф. справедливо отмечает, что экономическое неравенство нарушает баланс интересов и противоречит принципам рыночной экономики. Мы полностью разделяем его мнение о том, что только государство может обеспечить баланс интересов и своим регулированием выровнять положение экономически неравных сторон. См.: Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М. 2000. С. 177−178.
Формы нарушения прав и интересов потребителей на этом рынке весьма разнообразны: ценовые манипуляции; наличие дискриминационных положений в договорах; необоснованный отказ от заключения договора; продажа товаров (услуг) ненадлежащего качества; информационная непрозрачность и др.
Еще больше возрастают риски потребителей в ходе дерегулирования и свободного ценообразования, как это имеет место на рынке электроэнергии. К сожалению новая модель регулирования электроэнергетики складывается явно не в пользу потребителей.
Об этом свидетельствуют следующие тенденции нового законодательства об электроэнергетике: снижение стандартов ответственности субъектов рынка перед потребителями; переложение рисков на потребителей; отсутствие симметрии в правах и обязанностях потребителей и субъектов рынка.
В условиях свободного рынка защита потребителей должна происходить уже не за счет гарантированной государством цены, как это было ранее, а в большей степени за счет повышения качества институциональной среды рынка, воспроизводящей справедливую цену (конкуренция; информационная прозрачность; и др.).
Серьезное значение следует придавать правовым инструментам, направленным на усиление переговорной силы потребителей: наличие типовых договоров, исключающих появление дискриминационных условий; нормативно-правовое регулирование процедур заключения договоров; предоставление полной и достоверной информации потребителям; реальная свобода в выборе поставщика электроэнергии; участие потребителей в регуляторном процессе и др.
Полагаем, что реформы, проводимые без социальных (компенсирующих) и юридических (защитных) механизмов, неизбежно приведут к снижению качества жизни.
Проблемы неадекватного государственного регулирования реформ в энергетике.