Демократизация жизни коллектива
Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач. Если такой стиль и тон складываются, тогда… Читать ещё >
Демократизация жизни коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
коллектив воспитание демократизм Демократизация жизни коллектива школьников сегодня связана:
- ? с изменением стиля педагогического общения между педагогами и учащимися (от авторитарного к демократическому);
- ? с соблюдением условия добровольности участия детей во внеклассной работе;
- ? с изменением позиции ученика в учебно-воспитательном процессе (от регламентации деятельности и ее сугубо исполнительского характера к равноправному участию в педагогическом процессе);
- ? с активизацией органов ученического самоуправления (дни самоуправления, когда старшеклассники выступают в роли педагогического коллектива с вытекающими отсюда всеми атрибутами управления и руководства, организации учебно-воспитательного процесса);
- ? с изменением форм и методов воспитательной работы (опора на интерес детей, творческий характер деятельности, на инициативу и самостоятельность детей).
Одним из путей демократизации жизни детского коллектива и реализации на практике названных условий является методика коллективного творческого воспитания (автор И. Иванов, в основу положены идеи А. С. Макаренко о самоуправлении в детском коллективе, разновозрастных объединениях и другие). Согласно методике, коллективное творческое воспитание — это система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей. Организовать эту работу, рекомендуется по тематическим периодам коллективной творческой жизни.
Суть этого метода заключается в том, что при планировании жизни коллектива определяются периоды учебного года и такие темы комплексного воспитательного значения, которым могут быть посвящены выбранные периоды в данном классе. В каждом тематическом периоде осуществляется единство всех видов общей творческой гражданской заботы: учебной и собственно воспитательной, практической и организаторской, всех направлений этой заботы — о своем коллективе, классе, группе, школе, о родном крае, о далеких людях. Это единство воплощается в кульминационном событии каждого периода — в празднике, в коллективных творческих делах, которые проводятся до праздника, на самом празднике и после праздника, в содержании чередующихся творческих поручений, выполняемых микроколлективами в повседневном, опять-таки — творческом общении воспитанников и воспитателей.
Можно рекомендовать учителю, ставящему перед собой цель сделать школьные дела эмоционально более привлекательными, следующую последовательность действий:
- 1) объяснить всем учащимся необходимость и полезность выполняемой ими работы для коллектива и других людей;
- 2) добиться того, чтобы каждый из членов ученического (классного) коллектива ясно понимал, какую конкретную пользу лично он, включившись в общее дело и хорошо выполнив его, принесет людям;
- 3) дать возможность учащимся некоторое время поработать без включения дополнительных, эмоционально стимулирующих воздействий, так как любое новое дело вначале само по себе привлекательно;
- 4) где-то в середине или ближе к концу работы, когда ребята начинают терять к ней интерес, включить в действие эмоционально стимулирующие факторы, например музыку, информацию о достигнутых успехах;
- 5) перед самым окончанием выполняемой работы включить, новые стимулы, направленные на качественное и своевременное завершение всей работы.
Содействие со стороны родителей и общественных детских объединений играют не маловажную роль в укреплении воспитательных функций коллектива. При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся.
Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:
- ? воспитательная, когда детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
- ? стимулирующая, когда коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.