Полномочия налоговых органов по взысканию задолженности
Прежде всего представляется возможным выделить такие полномочия налоговых органов, использование которых может способствовать самостоятельному погашению налогоплательщиком образовавшейся задолженности. Из 52 государств, опыт которых обобщен в Обзоре ОЭСР, лишь Бразилия, Исландия, Румыния, Чили и Эстония не наделяют свои налоговые органы полномочием по принятию решения о продлении срока уплаты… Читать ещё >
Полномочия налоговых органов по взысканию задолженности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективность деятельности налоговых органов по взысканию налоговой задолженности во многом зависит от того, какими возможностями по принудительному взысканию наделяет законодатель налоговые органы. Как следует из Обзора ОЭСР 2013 г., налоговые органы большинства государств наделяются достаточно широкими полномочиями, которые могут быть использованы для взыскания задолженности[1].
Прежде всего представляется возможным выделить такие полномочия налоговых органов, использование которых может способствовать самостоятельному погашению налогоплательщиком образовавшейся задолженности. Из 52 государств, опыт которых обобщен в Обзоре ОЭСР, лишь Бразилия, Исландия, Румыния, Чили и Эстония не наделяют свои налоговые органы полномочием по принятию решения о продлении срока уплаты налога. Еще большее количество государств наделяет свои налоговые органы полномочием по заключению соглашений с налогоплательщиками относительно уплаты налоговой задолженности: только в Чили и Бразилии у налоговых органов отсутствует соответствующая возможность.
Если же в определенные сроки налогоплательщик самостоятельно не погасил сумму задолженности, то налоговый орган переходит к активным действиям, но взысканию. В 49 государствах, за исключением Болгарии и Чили, налоговым органам предоставлена возможность по взысканию налога за счет имущества налогоплательщика, а в 46 странах (в данном случае исключения из общего правила закреплены в законодательстве Бельгии, Бразилии, Гонконга, Китая, Сингапура и Швейцарии) налоговые органы вправе наложить арест на имущество налогоплательщика. Безусловно, для целей создания надлежащих гарантий прав налогоплательщика, соответствующие полномочия налогового органа, основания и процедура ареста должны получить детальное регулирование в законодательстве.
В определенных случаях имущества налогоплательщика может оказаться недостаточно для погашения задолженности. В подобных ситуациях во всех государствах, представленных в Обзоре ОЭСР, кроме Бразилии и Индонезии, налоговым органам предоставлена возможность по взысканию сумм задолженности с третьих лиц, однако зачастую данное правило имеет законодательно установленные ограничения. Интересен опыт большого количества государств (всего 40 из представленных в Обзоре ОЭСР, в том числе Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Германии, Греции, Италии, Израиля, Кореи, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции, Эстонии) по взысканию, при соблюдении установленных условий, задолженности организации с ее директора. Подобное взыскание невозможно, в частности, в Бразилии, Саудовской Аравии, Словакии, Словении, Чили, Чехии, Японии.
По общему правилу считается допустимым осуществление зачета сумм налогов, излишне поступивших в бюджеты, в счет погашения возникшей недоимки: подобное правило закреплено во всех государствах, представленных в Обзоре ОЭСР, кроме Люксембурга и Колумбии. Гораздо меньшее распространение (34 государства из 52) получила практика наделения налоговых органов полномочием, но удержанию в счет погашения налоговой задолженности платежей неналогового характера, которые должны быть выплачены государством налогоплательщику. Подобные возможности предоставлены налоговым органам в Австрии, Аргентине, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Китае, Колумбии, Корее, Люксембурге, Мексике, Польше, США, Турции, Франции и некоторых других странах.
- [1] См.: OECD (2013). Tax Administration 2013: Comparative Information on OECD and Other Advanced and Emerging Economies [Электронный ресурс]. OECD Publishing. Doi: 10.1787/9 789 264 200 814-en. P. 321−322.