Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Практикум. 
Психология дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил заменить ее другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал? Низкий уровень — стабильное нарушение двух правил из трех (преимущественно разрывы в диктанте, нарушение соединения через круг). Стимульныйматериал', стандартизированный печатный материал (четыре страницы) с изображением кругов, треугольников и квадратов. Если было бы… Читать ещё >

Практикум. Психология дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Методика «Узор» Л. И. Цеханской[1]

Направленность: обучаемость, принятие и удержание правил, организация деятельности.

Стимульныйматериал', стандартизированный печатный материал (четыре страницы) с изображением кругов, треугольников и квадратов.

Инструкция: «Сейчас я буду диктовать, а ты — рисовать узор из квадратов, кругов и треугольников. Рисовать узор нетрудно — нужно соединять квадраты и треугольники, но по правилам. Правил всего три: квадраты и треугольники можно соединять только через круги, линия узора не должна прерываться, узор должен идти только вперед (не возвращаться)».

Инструкция: «Сейчас я буду диктовать, а ты — рисовать узор из квадратов, кругов и треугольников. Рисовать узор нетрудно — нужно соединять квадраты и треугольники, но по правилам. Правил всего три: квадраты и треугольники можно соединять только через круги, линия узора не должна прерываться, узор должен идти только вперед (не возвращаться)».

Первая страница — учебная, она не оценивается. Затем три страницы диктанта ребенок составляет самостоятельно. Диктант может быть произвольным.

Анализ результатов для группового проведения

Низкий уровень — стабильное нарушение двух правил из трех (преимущественно разрывы в диктанте, нарушение соединения через круг).

Средний уровень — нарушение одного правила 2—3 раза.

Высокий уровень — 1—2 ошибки.

Анализ результатов для индивидуального проведения

Низкий уровень — неоднократное нарушение правил.

Средний уровень — 1—2 нарушения.

Высокий уровень — без ошибок.

2. Методика Л. А. Венгера «Мотивационная готовность»[2]

Направленность', мотивационная готовность к школьному обучению, внутренняя позиция школьника.

Стимульный материал', вопросы, ориентированные на противоположные поведенческие позиции и предоставляющие ребенку выбор одной из них.

  • 1. Если было бы две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая — только с уроками пения, рисования и физкультуры. В какой из них ты бы хотел учиться?
  • 2. Если было бы две школы — одна с уроками и переменками, а другая — только с переменками, и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?
  • 3. Если было бы две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы четверки и пятерки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?
  • 4. Если было бы две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?
  • 5. Если было бы две школы — в одной бы задавали уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?
  • 6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил заменить ее другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?
  • 7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький. Тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год» — согласился бы ты с таким предложением?
  • 8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу» — согласился бы ты с таким предложением?
  • 9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Инструкция'. «Послушай меня внимательно. Я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь выбирать вариант ответа. Выбираешь ты тот ответ, который тебе больше нравится».

Затем ребенку читаются вопросы по порядку. Временного ограничения не предусмотрено. Фиксируется вариант ответа, а также все высказывания ребенка.

Анализ результатов

За каждый адекватный ответ дается 1 балл, за неадекватный — 0 баллов. Адекватным ответом считается тот, который отражает социальные нормы школьного обучения (правила и требования поведения, содержание обучения, организацию учебного процесса и пр.).

Внутренняя позиция школьника считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Определите научно-теоретические подходы к проблеме готовности к школьному обучению.
  • 2. Обозначьте структуру психологической готовности к школьному обучению.
  • 3. Определите значение кризиса семи лет для формирования психологической готовности к школе.
  • 4. Дайте определение и раскройте понятие «внутренняя позиция школьника».
  • 5. Охарактеризуйте современные подходы к диагностике психологической готовности к школьному обучению.
  • 6. Осуществите диагностику когнитивного/мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению у ребенка шести и семи лет. Сравните уровни их готовности к школе. Обоснуйте разницу.
  • [1] Приводится но: Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развитиядошкольника. М.: Просвещение, 1978.
  • [2] Приводится по: Практикум по возрастной психологии: учебник для вузов /под ред.Е. И. Изотовой. М.: Академия, 2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой