Социально-политическое унижение духовенства; рост крестьянской неволи
Иная судьба постигла все другие сословия, и прежде всего духовенство. До Гуситского движения духовенство владело огромными имениями, пользовалось всевозможными привилегиями и льготами по части подсудности, несения государственных повинностей и имело голос на чешских сеймах. После Гуситских войн духовенство лишилось большей части своих имений, которые отошли к шляхте и мещанам, и вместе с тем… Читать ещё >
Социально-политическое унижение духовенства; рост крестьянской неволи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Иная судьба постигла все другие сословия, и прежде всего духовенство. До Гуситского движения духовенство владело огромными имениями, пользовалось всевозможными привилегиями и льготами по части подсудности, несения государственных повинностей и имело голос на чешских сеймах. После Гуситских войн духовенство лишилось большей части своих имений, которые отошли к шляхте и мещанам, и вместе с тем утратило и свои голос на чешском сейме. Только епископ Моравии сохранил свое первенствующее место на местном сейме. Точно так же перестал быть крупною общественною силою и класс так называемых свободников, т. е. свободных землевладельцев-земледельцев. Часть их ушла в сословие шляхты, но большая часть попала в зависимое положение подданных королевских, панских, владыцких и даже мещанских. Уцелевшие свободники пользовались всеми гражданскими правами шляхты и подлежали судам земскому и коморному, но, как ничтожная общественная сила, не имели политических прав, не участвовали на сеймах. Здесь господствовали землевладельцы шляхетского звания — паны и владыки. Пользуясь своим политическим преобладанием, чешская шляхта на сеймах провела целый ряд мер, коими закрепляла юридически и усиливала зависимость своих подданных. Еще в 1462 г. земский суд пришел к заключению, что оброчный подданный человек не может вызывать своего пана на земский суд. При Владиславе этим решением суд руководствовался уже как законом. В1474 г. на сейме было определено, что «дедичные люди», сбежавшие с «дедин», должны быть возвращаемы своим панам. В 1487 г. было запрещено подданным переходить с места на место без разрешения своих панов и установлены были большие штрафы за побеги с «дедин» и за передержку беглых крестьян. Десять лет спустя, в 1497 г., вышел закон, запрещающий крестьянским вдовам и дочерям выходить замуж за пределы имения без разрешения пана. В конце XV в. паны произвольно принуждали своих крестьян к новым работам, и современный юрист, кодификатор действовавшего чешского права, Корнелий Вшегрд замечает по этому поводу, что такого бесправия нет даже в Турции и других ногайских странах. Крестьяне бунтовали, и сеймовое законодательство грозило смертью каждому, кто будет противиться пану своему и пойман будет среди мятежников. В 1512 г. коморный суд нашел, что каждый крестьянин, платящий оброк, не может ничего из имущества своего подарить или отказать. Вскоре за тем судом было установлено, что пан может брать к себе своих подданных для своих надобностей за справедливое вознаграждение и т. д. Так все более и более ограничивались гражданские права чешского крестьянства, и чешское политическое общество все более и более отожествлялось с высшими классами. Вместе с тем ослаблялась и устойчивость Чешского государства, уменьшалась его сила и способность отстаивать свою самостоятельность и самобытность.
Чрезвычайно неблагоприятным обстоятельством в этом смысле было и то религиозное разномыслие, та церковная разруха, которые явились результатом Гуситского движения в Чехии.