Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Симптоматические действия. 
Трудности и типичные ошибки начала терапии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Это понятие гораздо шире тех частных случаев, которые упоминаются в этом разделе, и включает феномены оговорок, описок, забывание и другие искажения поведения, возникающие в результате взаимодействия различных психических инстанций, влечений и сил. Здесь достаточно наглядно показано, как меняется ракурс обсуждения и появляется тема, ранее ни разу не затрагивавшаяся пациенткой. П.: Придатки… Читать ещё >

Симптоматические действия. Трудности и типичные ошибки начала терапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие о симптоматических действиях, к которым относится весь невербальный фон каждой сессии[1], известно далеко за пределами психоанализа, но даже психоаналитики не всегда уделяют им должное внимание. Однако более продуктивной является позиция терапевта, когда такое действие становится предметом дополнительного анализа (даже если пациент «просто „заерзал“», «просто зевнул» или улыбнулся каким-то «внутренним» мыслям). Хотя и не всегда, что будет прояснено ниже.

Моя пациентка говорит, что иногда ей бывает очень неуютно на кушетке. На мой вопрос: «Почему?» — поясняет, что боится, что я могу ее ударить чемлибо сзади (происхождение этого страха также обсуждалось, но в нашем примере — не это главное). Естественно, что мне было нужно прояснить эту фантазию, и было задано несколько дополнительных вопросов, в том числе: «А в какое место я мог бы ударить?» Пациентка отвечает: «По голове», — но параллельно делает легкое, как бы пальпирующее движение двумя руками, сложенными на животе. Я уточняю: «Вы сказали „по голове“ и одновременно руками как бы указали на живот. Почему?» Далее приведу краткий диалог полностью.

П.: Могли бы и по животу.

Т.: По какой части живота?

П.: По низу живота.

Т.: А что находится внизу живота?

П.: Придатки (естественно, мне известно, что это далеко не единственное, что есть «внизу». — М. Р.).

Т.: А зачем мне вас бить по придаткам?

П.: Незачем… У меня и так не будет детей.

Здесь достаточно наглядно показано, как меняется ракурс обсуждения и появляется тема, ранее ни разу не затрагивавшаяся пациенткой.

Существует огромное множество вариантов таких симптоматических действий, и в большинстве случаев они не должны оставаться без внимания. Здесь не случайно сказано «в большинстве случаев», так как некоторые терапевты доводят это правило до почти параноидального преследования пациента, постоянно задавая ему вопросы типа: «А почему вы сказали именно так? А почему в это же время вы потерли свой нос (сменили позу, закашляли)?» и т. д. Пациент в подобных ситуациях не только чувствует себя «блохой под микроскопом» увлеченного энтомолога, но и полностью утрачивает способность к свободным ассоциациям, переключая все внимание на свое поведение и на то, как верно сформулировать фразы, чтобы угодить аналитику. Невербальные варианты коммуникации в процессе терапевтических сессий требуют особого внимания в тех случаях, когда имеются их явные несоответствия тому, о чем говорит пациент (как в приведенном выше случае).

  • [1] Это понятие гораздо шире тех частных случаев, которые упоминаются в этом разделе, и включает феномены оговорок, описок, забывание и другие искажения поведения, возникающие в результате взаимодействия различных психических инстанций, влечений и сил.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой