Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технологии развития творческого потенциала личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из творческих путей решения задач — мозговой штурм. Он чаще всего используется как групповая деятельность. Смысл метода состоит в коллективном обсуждении творческой проблемы, когда каждый участник имеет право высказать любое суждение и даже такое, которое на первый взгляд может показаться нелепым. Для формирования творческой направленности имеются генетические предпосылки которые… Читать ещё >

Технологии развития творческого потенциала личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

педагогический творческий фасилитация личность Согласно исследованиям, развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, чем от возраста.

Творческий потенциал — это проявление заложенных природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему.

Творческий потенциал личности проявляется в новообразованиях:

  • 1) способность открытия нового знания
  • 2) появление новых мотивов, целей учебной деятельности
  • 3) владение новыми способами деятельности
  • 4) импровизационность — способность внезапно принимать решения
  • 5) расширение поля интеллектуальной активности
  • 6) креативность — плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Для формирования творческой направленности имеются генетические предпосылки которые определяются как творческий потенциал. Творческий потенциал — это проявление заложенной природой духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю человечества.

Теоретические исследования и педагогическая практика показывает всех психически здоровых людей можно научить творчеству. Процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечить освоение новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности на основе инновационных технологий обучения. Под технологией обучения понимается упорядоченная система способов педагогического взаимодействия, реализация которой обеспечивает достижение поставленной цели. В педагогике существует несколько классификаций технологий, в соответствии с одной из них выделяют две группы технологий:

  • 1) предметно-ориентированные, направленные на полное усвоение учебного материала, реализуют традиционную для образования установку: при правильной организации обучения абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.
  • 2) личностно-ориентированные, направленные на более эффективное личностное развитие и саморазвитие учащихся как субъектов деятельности, с опорой на их индивидуальные особенности и опыт. Важным является не только уровень усвоенных знаний, но и сформированность у обучающихся качеств ума, личностных новообразований. Поэтому такие технологии еще называются развивающими.

Личностно-ориентированные технологии, направленные на творческое развитие учащихся, реализуются с опорой на такие психологические механизмы, как:

  • — ассоциация, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;
  • — анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. В педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту неизвестны;
  • — эвристические методы и принципы (эвристики) — систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Использование эвристических методов позволяет повысить степень мотивации и эмоциональности, активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Широко распространены такие эвристики, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики, прием завышения оценки удачного способа решения задачи, прием «отстранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).

Один из творческих путей решения задач — мозговой штурм. Он чаще всего используется как групповая деятельность. Смысл метода состоит в коллективном обсуждении творческой проблемы, когда каждый участник имеет право высказать любое суждение и даже такое, которое на первый взгляд может показаться нелепым.

Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли, что позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участников данного мероприятия — пять—двенадцать человек. Руководитель должен воздерживаться от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной повлиять на их творческую инициативу. Он должен обеспечить атмосферу раскованности и свободы. Главное в мозговом штурме — генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии.

Названные технологии: направлены на активизацию личностного развития учащихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на свои способности и опыт. Позволяют повысить степень мотивации, эмоциональности, самостоятельности и активности учебно-творческой деятельности; обеспечивают использование полученного опыта в будущем для решения нестандартных жизненных и профессиональных задач.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой