Теоретические аспекты стратегического менеджмента
Целью внутреннего анализа является идентификация сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию количественных и качественных характеристик ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), информационного обеспечения, финансов и т. д. Стратегический менеджмент… Читать ещё >
Теоретические аспекты стратегического менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
Содержанием стратегического менеджмента являются: — определение назначения и главных целей бизнеса фирмы; - анализ внешней среды фирмы; - анализ ее внутренней обстановки; - выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы; - анализ портфеля диверсифицированной фирмы; - проектирование ее организационной структуры; - выбор степени интеграции и систем управления; - управление комплексом «стратегия — структура — контроль»; - определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности; - обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании; - совершенствование стратегии; структуры управления.
Взаимосвязь этих компонентов отражена на рисунке 1.
Стратегический менеджмент начинается с определения миссии (назначения) и главных целей фирмы. Это устанавливает контекст, в пределах которого должна формироваться стратегия и определяться критерии ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает, зачем фирма существует и что она должна делать. Целью внешнего анализа является идентификация стратегических благоприятных возможностей и угроз. Внешнее окружение фирмы рассматривается на двух уровнях: отраслевое и более широкое макроокружение.
Целью внутреннего анализа является идентификация сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию количественных и качественных характеристик ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), информационного обеспечения, финансов и т. д.
Рисунок 1 — Содержание стратегического менеджмента (СЗХ — стратегические зоны хозяйствования, американский акроним SBU — Strategic Business Units).
Стратегический выбор включает генерацию ряда стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам фирмы, ее внутренним сильным и слабым сторонам, внешним благоприятным возможностям и альтернативам. Основой этого процесса обычно является SWOT-анализ. Для диверсифицированной фирмы проблемой является выбор оптимального набора СЗХ (создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные процедуры (так называемая «матричная техника»). Оптимизация портфеля СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и ухода из него.