Факторы, влияющие на деятельность руководителя
Не готовит как следует вопрос, с которым намерен обратиться к своему начальнику, и этим самым мешает ему и отнимает рабочее время у обоих. Направляет работу персонала непосредственно, вместо того, чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление. Норма управляемости — необходимо точно определить, со сколькими подчиненными руководитель будет непосредственно… Читать ещё >
Факторы, влияющие на деятельность руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По роду своей деятельности руководитель сталкивается со множеством обстоятельств, которые так или иначе воздействуют на ход и результат его работы. Рассмотрим некоторые из этих факторов:
Психологические — нематериальные факторы, помогающие руководителю работать более эффективно в соответствии со своей личностью и потребностями. К таким факторам можно отнести:
- · эстетику рабочего места;
- · удовлетворенность работой;
- · социальный статус;
- · другие.
Объем воспринимаемой информации — человек не может усвоить больше определенного количества. Согласно исследованиям, за 1 секунду человек способен усвоить около 5−7 алфавитно-цифровых знаков. Данное требование нужно учитывать при принятии решений. Руководителю необходимо работать только с релевантной (относящейся к делу) информацией, в противном случае будет потрачено лишнее время. Задачу первичной обработки информации или сбор нужной можно поручить аналитическому отделу.
Окружающая среда — человек как живой организм подвержен влиянию внешней среды, которая оказывает на него существенное влияние. К таким факторам относятся:
- · температура окружающего воздуха;
- · окружающий звук;
- · освещенность рабочего места;
- · другие.
Норма управляемости — необходимо точно определить, со сколькими подчиненными руководитель будет непосредственно взаимодействовать.
Степень материальной удовлетворенности — тесно связана с психологической удовлетворенностью. Практика менеджмента показывает, что в большинстве случаев повышение материального стимулирование не приводит к повышению производительности в том же объеме.
Факторы, снижающие эффективность работы руководителя и зависящие от него самого:
Не планирует работу ни свою, ни своего участка.
Выполняет сначала приятную и знакомую работу.
Не доверяет своим подчиненным и выполняет их работу сам, поскольку это, по его мнению, быстрее.
Слишком основателен и не умеет использовать в интересах работы своих подчиненных.
Направляет работу персонала непосредственно, вместо того, чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление.
Принимает слишком много решений за своих подчиненных, считая, что так держит все нити управления в своих руках.
Не знает своих подчиненных и не интересуется ни их работой, ни их личными планами на будущее.
Не хочет или не умеет разговаривать откровенно со своими подчиненными.
Не верит в способности своих подчиненных.
Не определил порядок срочности и важности своих работ и не составил плана использования рабочего времени.
Факторы, снижающие эффективность работы руководителя, зависящие от его подчиненного, который:
Не готовит как следует вопрос, с которым намерен обратиться к своему начальнику, и этим самым мешает ему и отнимает рабочее время у обоих.
Боится сам принимать решения и постоянно обращается руководителю.
Не планирует использование своего рабочего времени и выполнение порученных ему заданий и этим самым мешает плановой работе руководителя.
Не знает точно своего задания, своих полномочий и назначения своей работы.
Не умеет апеллировать к своему руководителю и берется за выполнение заданий, не относящихся к нему, или работ, с которыми он заведомо не справится.
Не умеет разговаривать со своим руководителем.
Не привык сам разбираться в полученных заданиях, а любит получать всегда готовые, детальные инструкции от других.
Сам не знает, к чему стремится в своей жизни.
Существует теория Ф. Э. Фидлера, согласно которой эффективность управленческого стиля зависит от той формы взаимоотношений между руководителем и подчинёнными, которые характерны для организации. К факторам влияющим на эффективность деятельности руководителя относятся:
- · доверие к руководителю со стороны подчиненных.
- · отношение между руководителем и членами коллектива подразумевает лояльность к руководству, доверие к нему и привлекательность личности руководителя.
- · четкая формулировка задач для исполнения.
- · подкрепленность позиции руководителя реальной властью.
Если все эти факторы ярко выражены наиболее эффективным будет руководитель, ориентированный на задачу. Такая же высокая эффективность деятельности будет наблюдаться и в случае, когда все три фактора выражены в наименьшей степени. При средней благоприятности условий, наиболее эффективным оказывается руководитель, ориентированный на отношения. Все рассмотренные факторы в той или иной мере оказывают влияние на деятельность руководителя, а значит должны учитываться при научной организации производства. Причем все факторы должны учитываться во взаимосвязи, а не как отдельные. Сложностью здесь является то, что нет возможности, в большинстве случаев, сразу оценить влияние каждого фактора на работу руководителя. Это, бесспорно, усложняет процесс эффективной организации труда руководителя.