Аксиологические проблемы философии права и социальной философии: объект, предмет, проблемное поле
Наличие общего с аксиологией предмета и общей философской и социально-философской методологии значительно обогащает философию права при исследовании правовых ценностей. Такое взаимодействие способствует формированию теории правовой (юридической) аксиологии, которая определяет, должен ли социальный объект активно бороться за выбор тех или иных правовых ценностей и их осуществление, или… Читать ещё >
Аксиологические проблемы философии права и социальной философии: объект, предмет, проблемное поле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследованием ценностей, их природы, сущности, функций, детерминационных связей и отношений занимается аксиология (учение о ценностях).
Многие гуманитарные и общественные науки обращаются к проблеме ценностей, указывая не только на их роль в той или иной сфере человеческой жизнедеятельности, но и на сущность. К таким отраслям знания относится философия права, исследующая феномены справедливости, свободы, общего блага, равенства, правосудия, ответственности, намерения, вины и т. п. В древнегреческой мифологии богиня правосудия Фемида изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с весами в одной руке и мечом в другой. То есть уже древние мыслители заметили ценностно-оценочный характер человеческих поступков, их последствий.
Для того чтобы лучше понять объект и предмет философии права, сравним его с объектом и предметом аксиологии как социально-философской отрасли знания.
Прежде всего, у философии права и социально-философской аксиологии разные объекты: у философии права — правовая реальность, у аксиологии — система ценностей общества и жизненного мира человека. Конечно, правовая реальность содержит ценности, но это ценности не вообще, а лишь правовые.
В то время как аксиология анализирует ценности жизненного мира человека и общества.
Предмет философии права и аксиологии общий, собственно философский: наиболее общие принципы и их познание (каждой конкретной формы бытия). Но в философии права это наиболее общие принципы правовой реальности и их познание, в аксиологии предметом являются наиболее общие принципы системы ценностей жизненного мира человека и общества и их познания.
И философия права, и аксиология -дисциплины социальнофилософские, их объекты — наиболее общие социальнофилософские закономерности как соотношение материального и идеального, материального и духовного, объективного и субъективного, индивидуального-межиндивидуальногонадындивидуального, личностного и массового, природного и социального, внешнего и внутреннего, божественного и человеческого.
Как любые науки, и философия права, и аксиология обращаются к общефилософской методологии: к категориям диалектики (явление — сущность, форма — содержание, возможность — действительность, случайность — необходимость, хаос — порядок, система — структура — элемент, единичное — особенное — общее, причина — следствие, фактор — условия, закон — закономерность — тенденция, изменение — развитие и др.); к категориям диалектической логики (конкретное — абстрактное, историческое — логическое) и метафизическому методу. В ст. 2 Конституции Российской Федерации сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», в ст. 17 — «Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» .
Наличие общего с аксиологией предмета и общей философской и социально-философской методологии значительно обогащает философию права при исследовании правовых ценностей. Такое взаимодействие способствует формированию теории правовой (юридической) аксиологии, которая определяет, должен ли социальный объект активно бороться за выбор тех или иных правовых ценностей и их осуществление, или их возникновение стихийно, происходит без сознательного участия человека. Именно философия права исследует объективный и субъективный характер ценностей, роль потребностей и интересов людей, других не правовых ценностей в формировании ценностей и их развитии.
Сегодня, когда нашему обществу так необходимо обеспечить экономический рост, социальную гармонию, политическую стабильность и духовное возрождение, консолидировать бизнес, власть и общество, важно не только законодательно обеспечить эти процессы. Важно, чтобы законы отвечали уровню развития и общественных отношений, и имеющихся материальных и социокультурных ресурсов, с одной стороны, и, с другой стороны, выражали ценностные правовые ориентации всех граждан. В этом отношении учет аксиологической природы правовой реальности в правотворчестве и в правоприменении имеет первостепенное значение.