Стили английской готики
ЛАНЦЕТОВИДНЫЙ СТИЛЬ — (англ. «Lanceolate style», нем. «Lanzettbogen» — «ланцетовидный свод, арка» от лат. lanсеа — копье, нож с обоюдоострым лезвием) — условное название ранней стадии развития готического стиля в архитектуре, характерным элементом которого являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. Самый ранний пример английской готики — Собор в городе Дареме (ок. 1130… Читать ещё >
Стили английской готики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЛАНЦЕТОВИДНЫЙ СТИЛЬ — (англ. «Lanceolate style», нем. «Lanzettbogen» — «ланцетовидный свод, арка» от лат. lanсеа — копье, нож с обоюдоострым лезвием) — условное название ранней стадии развития готического стиля в архитектуре, характерным элементом которого являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. Самый ранний пример английской готики — Собор в городе Дареме (ок. 1130 — 1133гг.) Чистейший образец ранней английской готики — собор в Солсбери. Он станет темой полотна Джона Констебла — хранится в музее искусства Метрополитен, Нью-Йорк.
Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство — «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов, что не удивительно, так как его главным заказчиком был король Генрих III, известный франкофил.
ДЕКОРАТИВНЫЙ, УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ — (англ. Decorated Style) — стиль зрелой английской готики, второго этапа ее развития (1272−1349) после раннего периода и сменившийся затем поздней Готикой, или «перпендикулярным стилем». В этот период были канонизированы характерные черты композиции английских кафедральных соборов, отличающихся от французских доминирующей центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, фланкирующими по норманнскому обычаю главный фасад, прямоугольной апсидой. Большая роза западного фасада, как правило, отсутствует, она заменяется прямоугольным окном (такое же окно появляется в апсиде). Арки применяются ланцетовидные. Своды — сложные, с дополнительными нервюрами — тьерсеронами и лиернами. Они переходят в чисто декоративные — сетчатые, звездчатые и веерные, причем исходная каменная конструкция имитируется в дереве. Первые признаки «декоративного стиля» намечаются в соборе Солсбери (1220−1266) с огромной башней средокрестия.
Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колоннок по всему периметру. Самая удивительная метаморфоза происходит с окнами, ширина которых увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент.
Главные памятники — неф собора Вестминстерского аббатства (перестроенный в 1245—1269 гг.), там же — Капелла Св. Стефана (не сохранилась), галереи клуатра и дормиторий, хоры соборов в Линкольне и Бристоле (ок. 1298), своды собора в Уэллсе (1285−1340). В нефе собора Йорка (1280−1350) трифории включены в обрамления больших окон второго яруса и превратились в ряд декоративных арочек, напоминающих орнамент масверк. Тонкие пучки опор создают легкое светлое пространство капеллы собора в Или (1321−1349).
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ, ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ — несмотря на то, что в конечном счете «перпендикулярная» готика восходит к французскому «лучистому» стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.
Перпендикулярный стиль приходит на смену декоративному в 15 в.
Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным.
Появляется уплощенная арка (арка Тюдоров) и веерный свод, ставший последним этапом развития ребристого свода (тж. сетчатый, сотовый, звездчатый).
Основной отличительной чертой являются окна, такие огромные, что все здание кажется построенным из стекла, которые скрепляют между собой тонкие опоры. Здания становятся легкими, полными света. Из-за строения окна период и называется перпендикулярным. В церковном строительстве перпендикулярный стиль характерен прежде всего для небольших построек, капелл, гробниц и т. п. Зато он расцвел в светском строительстве, например, в зданиях первых английских университетов, где эти формы удерживаются до середины XVII века. Торговые и промышленные корпорации строили в этом стиле гильдейские дома, банкетные залы, цеховые капеллы.
Это название безусловно подходит новому стилю готики, поскольку теперь в ней преобладает вертикальная составляющая, явно отсутствующая в ранней английской готике. В этом отношении перпендикулярная готика значительно ближе французским образцам, но вместе с тем в ней столько типично английских особенностей, что за пределами Англии она явно воспринималась бы как нечто неуместное.
каркасный готический архитектура собор Приложение.
Каменный каркас.