Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Борис Пастернак (1890-1960)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные темы и мотивы, особенности художественного мира и поэтики Б. Л. Пастернака; Навыками литературоведческого анализа лирического и эпического текста. Понятиями «лирический субъект», «метафора», «метонимия», «синекдоха»; Основные этапы творчества поэта и его ведущие произведения; 1] Цит. по: Пастернак Е. В. Борис Пастернак: Биогр. М., 1997. С. 54. После изучения данной главы студент должен… Читать ещё >

Борис Пастернак (1890-1960) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • • основные темы и мотивы, особенности художественного мира и поэтики Б. Л. Пастернака;
  • • основные этапы творчества поэта и его ведущие произведения;

уметь

  • • воспринимать творчество Б. Л. Пастернака в контексте как отечественной литературы Серебряного века, так и советского периода; в его связях с традициями русской и мировой литературы и культуры, а также в его индивидуальных чертах;
  • • определять своеобразие творческой манеры Б. Л. Пастернака, его влияние на современную ему поэзию;
  • • анализировать лирику Б. Л. Пастернака; цикл «Стихотворения Юрия Живаго» как органическую часть романа «Доктор Живаго» ;

владеть

  • • понятиями «лирический субъект», «метафора», «метонимия», «синекдоха» ;
  • • навыками литературоведческого анализа лирического и эпического текста.

Крупнейший поэт XX в., прозаик, драматург, один из лучших отечественных переводчиков, лауреат Нобелевской премии (1958) «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы», Борис Леонидович Пастернак — целое явление в русской культуре. Его творчество связало поэтические опыты Серебряного века с достижениями отечественной словесности советского периода 1920−950-х гг., стало ориентиром для нескольких поколений отечественных стихотворцев — от его ровесников-футуристов и молодых поэтов 1920—1930;х гг., учившихся у Пастернака поэтическому мастерству, до новой поросли молодых талантов, вошедших в литературу вместе с «оттепелью». Проходящая красной нитью через все творчество Пастернака идея единства мироздания, гармонической связи между миром природы, миром истории и творческим миром человека оказалась одной из самых востребованных в эпоху невиданных катаклизмов, кризиса гуманизма, утраты человеком чувства сопричастности окружающей действительности в ее природном и социальном проявлениях.

Творческая биография и художественный мир Б. Л. Пастернака

Семья будущего поэта была отнюдь не рядовой. Отец — Леонид Осипович — известный живописец, график, иллюстратор. Мать — Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка, ученица Рубинштейна, которая ради семьи вынуждена была оставить карьеру: кроме старшего сына Бориса, появившегося на свет в Москве 10 февраля (29 января по старому стилю) 1890 г., у нее было еще трое детей. В доме Пастернаков обычно царила теплая, творческая обстановка: среди друзей семьи были известные художники — ?. Н. Ге, В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, композитор А. Н. Скрябин. Доверительные отношения у Л. О. Пастернака установились с Л. Н. Толстым.

До 10−12 лет, по его собственному признанию, Пастернак рисовал. «Мог бы стать художником, если бы работал» , — утверждал его отец[1], однако опытам сына в живописи никак не способствовал и не препятствовал, будучи уверен, что «если человеку дано, он и сам выберется»[2]. Отец оказался прав: детские пробы в живописи вскоре сменились настоящей одержимостью музыкой. С осени 1903 г. под руководством Ю. Д. Энгеля, теоретика музыки и критика, Пастернак приступил к серьезным занятиям, готовясь к экзаменам в Московскую консерваторию. Опыты начинающего композитора одобрил сам А. Н. Скрябин (по словам Пастернака, «выслушал, поддержал, окрылил и благословил»), однако он не приветствовал склонность молодого человека к импровизациям, не считая их делом, достойным серьезного музыканта. Особое значение Скрябин придавал занятиям композицией, а также философской подкованности будущего композитора. Именно по совету своего кумира Пастернак перевелся с юридического факультета на философское отделение филологического факультета Московского университета (1909- 1913). Летом 1912 г. Пастернак посещал семинары основателя философской школы неокантианства Германа Когена и его ученика Пауля Наторпа в Марбурге (Германия), достигая на этом поприще заметных успехов. Однако, отклонив весьма лестное предложение Когена выбрать карьеру профессионального философа, он возвратился в Москву, чтобы сделать уже окончательный выбор в своей творческой судьбе.

  • [1] Цит. по: Пастернак Е. В. Борис Пастернак: Биогр. М., 1997. С. 54.
  • [2] Там же. С. 53.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой